Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я исследователь" 1 класс
рабочая программа (1 класс) на тему
Внеурочная деятельность организуется в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы « Я – исследователь», методических рекомендаций Савенкова А. И. «Методика исследовательского обучения младших школьников» и рабочей тетради «Я – исследователь» для младших школьников». – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров» 2010.
Рабочая программа «Я –исследователь» направлена на общеинтеллектуальное развитие личности обучающегося.
Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.
Задачи программы:
- формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
- обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
- формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
- развивать познавательные потребности и способности, креативность.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
- Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
- Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- Системность организации учебно-воспитательного процесса;
- Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_issledovatel_1klass.docx | 44.13 КБ |
Предварительный просмотр:
2. Пояснительная записка
Внеурочная деятельность организуется в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы « Я – исследователь», методических рекомендаций Савенкова А. И. «Методика исследовательского обучения младших школьников» и рабочей тетради «Я – исследователь» для младших школьников». – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров» 2010.
Рабочая программа «Я –исследователь» направлена на общеинтеллектуальное развитие личности обучающегося.
Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.
Задачи программы:
- формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
- обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
- формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
- развивать познавательные потребности и способности, креативность.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
- Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
- Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- Системность организации учебно-воспитательного процесса;
- Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Организация занятия внеурочной деятельности
Программа предусматривает проведение занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей для 1 класса. Занятия проводятся 1 раз в неделю и составляют 33 часа в год.
Формы проведения итогов освоения программы внеурочной деятельности являются:
беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.
Технологии, методики:
- уровневая дифференциация;
- проблемное обучение;
- моделирующая деятельность;
- поисковая деятельность;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
3. Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
У обучающегося будут сформированы:
- положительное отношение к исследовательской деятельности;
- широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- интерес к новому содержанию и новым способам познания;
- ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
- способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности исследовательской деятельности;
- морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
4. Содержание программы
- Содержание данной программы согласовано с содержанием программ по психологии, педагогике, риторике, информатике, окружающего мира. Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру
- Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:
- вести устный диалог на заданную тему;
- участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала; участвовать в работе конференций, чтений.
- участвовать в работе конференций, чтений.
- Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.
- Предлагаемый порядок действий:
- 1. Знакомство класса с темой.
- 2. Выбор подтем (областей знания).
- 3. Сбор информации.
- 4. Выбор проектов.
- 5. Работа над проектами.
- 6. Презентация проектов.
- Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.
- При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать
Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии
Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми. После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы.
Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д.
Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему. Напоминаем, что эта работа выполняется добровольно. Учитель не принуждает детей, он должен иметь в виду, что ребята, которые не участвуют в этом проекте, могут принять участие в следующем.
При выполнении проекта используется рабочая тетрадь, в которой фиксируются все этапы работы над проектом.
Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.
Предполагаемая программа учебно-исследовательской деятельности учащихся включает три относительно самостоятельные подпрограммы:
- тренинг исследовательских способностей;
- самостоятельная исследовательская практика;
- мониторинг исследовательской деятельности.
Тренинг исследовательских способностей
В ходе данного тренинга учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска, а именно:
- видеть проблемы;
- ставить вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определение понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- проводить эксперименты;
- делать умозаключения и выводы;
- структурировать материал;
- готовить тексты собственных докладов;
- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Программирование данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Занятия группируются в относительно цельные блоки, представляющие собой самостоятельные звенья общей цепи. Пройдя первый круг 1 класса, учащиеся вернутся к аналогичным занятиям во 2-4 классах.
Естественно, что при сохранении общей направленности заданий они усложняются от класса к классу. Программа рассчитана для учащихся 1-4 классов.
Самостоятельная исследовательская практика
Основное содержание работы - проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Эта подпрограмма выступает в качестве основной, центральной. Занятия в рамках этой подпрограммы выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает.
Мониторинг исследовательской деятельности
Эта часть программы меньше других по объему, но она так же важна, как и две предыдущие. Мониторинг включает мероприятия, необходимые для управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.). Ребенок должен знать, что результаты его работы интересны другим и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения.
5. Тематическое планирование
№ | Название разделов | Всего часов | Теория | Практика | Аудиторные занятия | Внеауди- торные занятия |
1 | Тренинг | 14 | 12 | 2 | 12 | 2 |
2 | Исследовательская практика | 13 | 7 | 6 | 13 | - |
3 | Мониторинг | 6 | - | 6 | 5 | 1 |
Итого | 33 | 19 | 14 | 30 | 3 |
6. Календарно - тематическое планирование
№ | Название темы | Форма деятельности | Количество часов | Основные виды деятельности | Дата проведения | ||||||||||
План | Корректировка | ||||||||||||||
1а | 1б | 1в | 1г | 1а | 1б | 1в | 1г | ||||||||
1 | Что такое исследование? Методы исследования | познавательная беседа | 1ч | Планировать работу на уроке, познакомиться с методами исследования | |||||||||||
2 | Наблюдение и наблюдательность. Что такое эксперимент? | познавательная беседа | 1ч | Уметь наблюдать, сравнивать, экспериментировать | |||||||||||
3 | Учимся вырабатывать гипотезы. Учимся высказывать суждения | познавательная беседа | 1ч | Уметь вырабатывать гипотезы, высказывать свои суждения | |||||||||||
4 | Как правильно классифицировать. Что такое определения? Как давать определения понятиям. | познавательная беседа | 1ч | Уметь классифицировать слова, давать определения понятиям | |||||||||||
5 | Учимся делать умозаключения и выводы | познавательная беседа | 1ч | Уметь делать выводы | |||||||||||
6 | Как задавать вопросы? Учимся выделять главное и второстепенное | познавательная беседа | 1ч | Уметь правильно задавать вопросы, выделять главное и второстепенное | |||||||||||
7 | Как делать схемы? | викторина | 1ч | Научиться делать схемы, работать в паре | |||||||||||
8 | Как работать с книгой? | ролевая игра | 1ч | Ориентироваться в книге, находить нужную главу в книге, находить в словаре непонятные слова | |||||||||||
9 | Что такое парадоксы? | познавательная беседа | 1ч | Воспринимать на слух материал | |||||||||||
10 | Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях | познавательная беседа | 1ч | Уметь экспериментировать | |||||||||||
11 | Как планировать исследования и проекты | познавательная беседа | 1ч | Научиться планировать проекты, определять цель проекта | |||||||||||
12 | Как сделать сообщение о результатах исследования | познавательная беседа | 1ч | Уметь определять и сообщать результаты своих работ в группах, в паре | |||||||||||
13 | Как планировать исследования и проекты | викторина | 1ч | Научиться планировать проекты, определять цель проекта | |||||||||||
14 | Как сделать сообщение о результатах исследования | познавательная беседа | 1ч | Уметь определять и сообщать результаты своих работ в группах, в паре | |||||||||||
15 | Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований | ролевая игра | 2ч | Научиться определять главную цель исследований | |||||||||||
16 | Экспресс-исследование | познавательная беседа | 2ч | Научиться исследовать, работать в паре, проявлять внимание | |||||||||||
17 | Мини-конференция по итогам экспресс-исследования | викторина | 1ч | Уметь выслушивать мнения своих товарищей, находить нужную информацию, представлять её группе | |||||||||||
18 | Экскурсия-исследование | экскурсия | 2ч | Делать свои наблюдения во время экскурсий | |||||||||||
19 | Мини-конференция по итогам экскурсии | конференция | 1ч | Уметь выслушивать мнения своих товарищей, находить нужную информацию, представлять её группе | |||||||||||
20 | Коллективная игра-исследование | ролевая игра | 2ч | Уметь выслушивать итоги исследований | |||||||||||
21 | Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди». Коллекционирование | доклад | 1ч | Оценивать свои достижения | |||||||||||
22 | Сообщения о собранных коллекциях | доклад | 2ч | Оценивать свои достижения | |||||||||||
23 | Мини-конференция по итогам экспресс-исследований | конференция | 2ч | Участвовать в работе группы, распределять работу в группе; находить нужную информацию, представлять её группе | |||||||||||
24 | Мини-конференция по итогам собственных исследований | конференция | 2ч | Участвовать в работе группы, распределять работу в группе; находить нужную информацию, представлять её группе | |||||||||||
25 | Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся 2-4 классов | конференция | 2ч | Участвовать в работе группы, распределять работу в группе; находить нужную информацию, представлять её группе | |||||||||||
ИТОГО: | 33ч |
7. Ценностные ориентиры
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной формах;
- ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
- владеть основами смыслового чтения текста;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
- видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие. сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;
- использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
8. Описание учебно- методического и материально- технического обеспечения курса внеурочной деятельности.
Для осуществления образовательного процесса по Программе «Я - исследователь» необходимы следующие принадлежности:
- компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;
- набор ЦОР по проектной технологии.
Занятия по программе ведёт учитель начальных классов или любой другой специалист в области проектирования, обладающий достаточным опытом работы с детьми, либо с педагогическим образованием.
Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:
– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
– владеть планированием и постановкой эксперимента
По окончании программы учащиеся смогут продемонстрировать:
• действия, направленные на выявление проблемы и определить направление исследования проблемы;
• зададутся основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти;
• обозначится граница исследования;
• разработается гипотеза или гипотезы, в том числе и нереальные провокационные идеи;
• деятельность по самостоятельному исследованию выберутся методы исследования;
• поведется последовательно исследование;
• зафиксируются полученные знания (соберется и обработается информация);
• проанализируются и обобщатся полученные материалы;
• подготовится отчет – сообщение по результатам исследования;
• организуются публичные выступления и защита с доказательством своей идеи;
• простимулируется исследовательское творчество детей у100% с привлечением родителей;
• обучатся правилам написания исследовательских работ не менее 80%;
• организуется экспресс – исследование, коллективное и индивидуальное;
• продемонстрируются результаты на мини- конференциях, семинарах не менее 50%;
• включатся в конкурсную защиту исследовательских работ и творческих проектов, среди учащихся 2,3,4 классов не менее 10%;
• создадутся у 100% учащихся «Папки исследователя» для фиксирования собираемой информации;
• сформируются представления об исследовательском обучении и КАК СТАТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЕМ!
• активизируется интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.
Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников:
- альбом,
- газета,
- гербарий,
- журнал, книжка-раскладушка,
- коллаж,
- коллекция,
- костюм,
- макет,
- модель,
- музыкальная подборка,
- наглядные пособия,
- паспарту,
- плакат,
- план,
- серия иллюстраций,
- сказка,
- справочник,
- стенгазета,
- сувенир-поделка,
- сценарий праздника,
- учебное пособие,
- фотоальбом,
- экскурс
Литература для учителя
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2008.
- Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008
- Савенков А.И. Маленький исследователь. Развитие творческого мышления. Издательство « Академия развития»
- Е.В.Кривобок «Исследовательская деятельность младших школьников», Волгоград, 2011 г
- Л.Ю.Субботина « Развитие воображения у детей», Ярославль, изд-во
« Академия развития», 1998 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"
Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс
Рабочая программа "В гостях у сказки " внеурочная деятельность 1 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс. по духовно-нравственному направлению "я - гражданин России"
Рабочая программа по внеурочной деятельности содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование занятий. Полностью соответствует требованиям ...
рабочие программы по внеурочной деятельности 2 класс
Рабочие программы по внеурочной деятельности: кружок "Золотая иголочка" на 1,5 часа , кружок "Юные экологи" на 1.5 часа, кружок "Юные исследователи" на 2 часа....
Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Веселый Английский"
Рабочая программа "Веселый Английский" прежназначена для внеурочной деятельности по английскому языку во 2 классе, УМК Биболетова ФГОС....
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки"
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки" в рамках ФГОС НОО...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс
Спортивно - оздоровительное направление...