Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я исследователь" 1 класс
рабочая программа (1 класс) на тему

Сакеева Нурия Балташовна

Внеурочная деятельность организуется в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы « Я – исследователь», методических рекомендаций Савенкова А. И. «Методика исследовательского обучения младших школьников» и рабочей тетради «Я – исследователь»  для младших школьников». – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров» 2010.

Рабочая программа «Я –исследователь» направлена на общеинтеллектуальное  развитие личности обучающегося.

  Цель программы:  создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.

                Задачи  программы:

  • формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
  •  обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
  • формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
  • развивать познавательные потребности и способности, креативность.

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
  • Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  • Системность организации учебно-воспитательного процесса;
  • Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_issledovatel_1klass.docx44.13 КБ

Предварительный просмотр:

                                        2.  Пояснительная записка

Внеурочная деятельность организуется в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы « Я – исследователь», методических рекомендаций Савенкова А. И. «Методика исследовательского обучения младших школьников» и рабочей тетради «Я – исследователь»  для младших школьников». – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров» 2010.

Рабочая программа «Я –исследователь» направлена на общеинтеллектуальное  развитие личности обучающегося.

  Цель программы:  создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.

                Задачи  программы:

  • формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
  •  обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
  • формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
  • развивать познавательные потребности и способности, креативность.

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
  • Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  • Системность организации учебно-воспитательного процесса;
  • Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

  Организация занятия внеурочной деятельности

       Программа предусматривает проведение  занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей для 1 класса. Занятия проводятся 1 раз в неделю и составляют 33 часа в год.

Формы проведения итогов освоения программы внеурочной деятельности являются:

 беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.

            консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.

         Технологии, методики:

  •         уровневая дифференциация;
  •         проблемное обучение;
  •         моделирующая деятельность;
  •         поисковая деятельность;
  •         информационно-коммуникационные технологии;
  •         здоровьесберегающие технологии;

                   

 3.  Личностные  и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

У обучающегося будут сформированы:

  • положительное отношение к исследовательской деятельности;
  • широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • интерес к новому содержанию и новым способам познания;
  • ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
  • выраженной познавательной мотивации;
  • устойчивого интереса к новым способам познания;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности исследовательской деятельности;
  • морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

               

                                     

                                     4.   Содержание  программы    

  •   Содержание данной программы согласовано с содержанием программ по психологии, педагогике, риторике, информатике, окружающего мира.  Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру
  •  Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:
  • вести устный диалог на заданную тему;
  • участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала; участвовать в работе конференций, чтений.
  • участвовать в работе конференций, чтений.
  • Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.
  • Предлагаемый порядок действий:
  • 1. Знакомство класса с темой.
  • 2. Выбор подтем (областей знания).
  • 3. Сбор информации.
  • 4. Выбор проектов.
  • 5. Работа над проектами.
  • 6. Презентация проектов.
  • Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.
  • При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать

Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии

Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми. После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы.

 Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д.

Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему. Напоминаем, что эта работа выполняется добровольно. Учитель не принуждает детей, он должен иметь в виду, что ребята, которые не участвуют в этом проекте, могут принять участие в следующем.

  При выполнении проекта используется рабочая тетрадь, в которой фиксируются все этапы работы над проектом.

 Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят

  Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.

Предполагаемая программа учебно-исследовательской деятельности учащихся включает три относительно самостоятельные подпрограммы:

  • тренинг исследовательских способностей;
  • самостоятельная исследовательская практика;
  • мониторинг исследовательской деятельности.

Тренинг исследовательских способностей

В ходе данного тренинга учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска, а именно:

  • видеть проблемы;
  • ставить вопросы;
  • выдвигать гипотезы;
  • давать определение понятиям;
  • классифицировать;
  • наблюдать;
  • проводить эксперименты;
  • делать умозаключения и выводы;
  • структурировать материал;
  • готовить тексты собственных докладов;
  • объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Программирование данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Занятия группируются в относительно цельные блоки, представляющие собой самостоятельные звенья общей цепи. Пройдя первый круг 1 класса, учащиеся вернутся к аналогичным занятиям во 2-4 классах.

Естественно, что при сохранении общей направленности заданий они усложняются от класса к классу. Программа  рассчитана для учащихся 1-4 классов.

Самостоятельная исследовательская практика

Основное содержание работы - проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Эта подпрограмма выступает в качестве основной, центральной. Занятия в рамках этой подпрограммы выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает.

Мониторинг исследовательской деятельности

Эта часть программы меньше других по объему, но она так же важна, как и две предыдущие. Мониторинг включает мероприятия, необходимые для управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.). Ребенок должен знать, что результаты его работы интересны другим и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения.

                                           

                                         

                                            5.  Тематическое планирование

Название разделов

Всего часов

Теория

Практика

Аудиторные занятия

Внеауди-

торные занятия

1

Тренинг

14

12

2

12

2

2

Исследовательская практика

13

7

6

13

-

3

Мониторинг

6

-

6

5

1

Итого

33

19

14

30

3

            6. Календарно - тематическое планирование

Название темы

Форма деятельности

Количество часов

Основные виды деятельности

Дата проведения        

План

Корректировка

1

Что такое исследование? Методы исследования

познавательная беседа

Планировать работу на уроке, познакомиться  с методами исследования

2

Наблюдение и наблюдательность. Что такое эксперимент?

познавательная беседа

Уметь наблюдать, сравнивать, экспериментировать

3

Учимся вырабатывать гипотезы. Учимся высказывать суждения

познавательная беседа

Уметь вырабатывать гипотезы, высказывать свои суждения

4

Как правильно классифицировать. Что такое определения? Как давать определения понятиям.

познавательная беседа

Уметь классифицировать слова, давать определения понятиям

5

Учимся делать умозаключения и выводы

познавательная беседа

Уметь делать выводы

6

Как задавать вопросы? Учимся выделять главное и второстепенное

познавательная беседа

Уметь правильно задавать вопросы, выделять главное и второстепенное

7

Как делать схемы?

викторина

Научиться делать схемы, работать в паре

8

Как работать с книгой?

ролевая игра

Ориентироваться в книге, находить нужную главу в книге, находить в словаре непонятные слова

9

Что такое парадоксы?

познавательная беседа

Воспринимать на слух материал

10

Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях

познавательная беседа

Уметь  экспериментировать

11

Как планировать исследования и проекты

познавательная беседа

Научиться планировать проекты, определять цель проекта

12

Как сделать сообщение о результатах исследования

познавательная беседа

Уметь определять и сообщать результаты своих работ в группах, в паре

13

Как планировать исследования и проекты

викторина

Научиться планировать проекты, определять цель проекта

14

Как сделать сообщение о результатах исследования

познавательная беседа

Уметь определять и сообщать результаты своих работ в группах, в паре

15

Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований

ролевая игра

Научиться определять главную цель исследований

16

Экспресс-исследование

познавательная беседа

Научиться исследовать, работать в паре, проявлять внимание

17

Мини-конференция по итогам экспресс-исследования

викторина

Уметь выслушивать мнения своих товарищей, находить нужную информацию, представлять её группе

18

Экскурсия-исследование

экскурсия

Делать свои наблюдения во время экскурсий

19

Мини-конференция по итогам экскурсии

конференция

Уметь выслушивать мнения своих товарищей, находить нужную информацию, представлять её группе

20

Коллективная игра-исследование

ролевая игра

Уметь выслушивать итоги исследований

21

Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди». Коллекционирование

доклад

Оценивать свои достижения

22

Сообщения о собранных коллекциях

доклад

Оценивать свои достижения

23

Мини-конференция по итогам экспресс-исследований

конференция

Участвовать в работе группы, распределять работу в группе; находить нужную информацию,  представлять её группе

24

Мини-конференция по итогам собственных исследований

конференция

Участвовать в работе группы, распределять работу в группе; находить нужную информацию,  представлять её группе

25

Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся 2-4 классов

конференция

Участвовать в работе группы, распределять работу в группе; находить нужную информацию,  представлять её группе

ИТОГО:

33ч

                                       7. Ценностные ориентиры

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;
  • использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
  • высказываться в устной и письменной формах;
  • ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
  • владеть основами смыслового чтения текста;
  • анализировать объекты, выделять главное;
  • осуществлять синтез (целое из частей);
  • проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения об объекте;
  • обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
  • оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
  • видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • строить логическое  рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие. сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;
  • использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.

8. Описание учебно- методического и материально- технического обеспечения курса внеурочной деятельности.

Для осуществления образовательного процесса по Программе «Я - исследователь» необходимы следующие  принадлежности:

  • компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;
  • набор ЦОР по проектной технологии.

Занятия по программе ведёт учитель начальных классов или   любой другой специалист в области проектирования, обладающий достаточным опытом работы с детьми, либо с педагогическим образованием.

Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:

– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;

– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;

– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;

– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;

– владеть планированием и постановкой эксперимента

По окончании программы учащиеся смогут продемонстрировать:

•         действия, направленные на выявление  проблемы и определить направление исследования проблемы;

•         зададутся основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти;

•         обозначится граница исследования;

•         разработается гипотеза или гипотезы, в том числе и нереальные провокационные идеи;

•         деятельность по самостоятельному исследованию выберутся методы исследования;

•         поведется последовательно исследование;

•         зафиксируются полученные знания (соберется и обработается информация);

•         проанализируются и обобщатся полученные материалы;

•         подготовится отчет – сообщение по результатам исследования;

•         организуются публичные выступления и защита с доказательством своей идеи;

•         простимулируется исследовательское творчество детей у100% с привлечением родителей;

•         обучатся правилам написания исследовательских работ не менее 80%;

•         организуется  экспресс – исследование, коллективное и индивидуальное; 

•         продемонстрируются  результаты на мини- конференциях, семинарах не менее 50%;

•         включатся в конкурсную защиту исследовательских работ и творческих проектов,  среди учащихся 2,3,4 классов не менее 10%;

•         создадутся у 100% учащихся «Папки исследователя» для фиксирования собираемой информации;

•         сформируются представления об исследовательском обучении и КАК СТАТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЕМ!

•         активизируется интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.

Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников:

  • альбом,
  • газета,
  • гербарий,
  • журнал, книжка-раскладушка,
  • коллаж,
  • коллекция,
  • костюм,
  • макет,
  • модель,
  • музыкальная подборка,
  • наглядные пособия,
  • паспарту,
  • плакат,
  • план,
  • серия иллюстраций,
  • сказка,
  • справочник,
  • стенгазета,
  • сувенир-поделка,
  • сценарий праздника,
  • учебное пособие,
  • фотоальбом,
  • экскурс

               

           Литература для учителя

  1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература»,  дом «Фёдоров», 2008.
  2. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008
  3. Савенков А.И. Маленький исследователь. Развитие творческого мышления. Издательство « Академия развития»
  4. Е.В.Кривобок «Исследовательская деятельность младших школьников», Волгоград, 2011 г
  5. Л.Ю.Субботина « Развитие воображения у детей», Ярославль, изд-во

« Академия развития», 1998 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"

Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс

Рабочая программа  "В гостях у сказки " внеурочная деятельность 1 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс. по духовно-нравственному направлению "я - гражданин России"

Рабочая программа  по внеурочной деятельности  содержит пояснительную записку  и  календарно-тематическое планирование занятий. Полностью  соответствует  требованиям ...

рабочие программы по внеурочной деятельности 2 класс

Рабочие программы по внеурочной деятельности: кружок "Золотая иголочка" на 1,5 часа , кружок "Юные экологи" на 1.5 часа, кружок "Юные исследователи" на 2 часа....

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Веселый Английский"

Рабочая программа "Веселый Английский" прежназначена для внеурочной деятельности по английскому языку во 2 классе, УМК Биболетова ФГОС....

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки" в рамках ФГОС НОО...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс

Спортивно - оздоровительное направление...