2015-2016 уч.год Урок по предмету Истоки по теме "Мастера-плотники"
план-конспект урока (2 класс)
Актуализировать знания детей о необходимости рабочих специальностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по программе Истоки во 2 классе | 22.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Мастера-плотники.
Цель и ожидаемый результат (для учителя):
Организовать деятельность для расширения знаний учащихся о профессиях столяра и плотника, на развитие общеучебного умения анализировать текст, воспитание любви к труду и уважение к людям труда.
Цель и ожидаемый результат (для обучающихся):
Познакомиться с профессиями столяра и плотника, формировать навыки уважительного отношения к людям труда
Задачи урока:
- Актуализировать знания детей о необходимости рабочих специальностей.
- Составить план действия по ознакомлению с профессиями столяра и плотника
- Формировать умение выделять работу этих мастеров и
- Обсудить возможные способы применения мастерства в современном мире
- Организовать самооценивание учащимися работы на уроке.
Оборудование к уроку: УМК Истоки, мультимедийная установка, материал для работы в группах.
1.Организационный момент. Проверка домашнего задания
- О каких профессиях говорили на прошлом уроке? - О ткачихах.
-В чем заключается труд ткачихи? - Рассказывают об особенностях труда ткачихи.
- Актуален ли труд ткачихи в современном мире? – Высказывания детей.
- Присоединение. Актуализация.
(обращаю внимание на
картины с изображением домов)
-Люди какой профессии построили эти здания? - Строители, плотники.
- Что вы знаете о труде плотника? - Дети рассказывают, чем занимаются плотники.
-Как вы думаете, о чём сегодня будем говорить? - Сегодня постараемся побольше узнать об этой нелёгкой профессии.
- Целеполагание
Назовите тему занятия
Назовите цель занятия
Составим план работы - 1.Рабочие профессии. 2 Плотники и столяры.
3.Актуальность профессий в современном мире
- Беседа о профессиях прошлого
- Включаю звуковые эффекты: стук топоров, звуки пилы. (Слайд 1)
- - Где мы можем это услышать? (На строительстве дома)
- На экране идет строительство дома. Рабочий работает электрическим рубанком, выравнивает дерево. (Слайд 2)
- Что мы сейчас наблюдаем? - Рабочие строят дом.
- С каким материалом работает плотник? - С деревом.
-У меня в руках деревянный брусок. Его будем передавать, как эстафетную палочку, говоря при этом, что вы
видите,
слышите,
чувствуете. - Я вижу, как плотник взял топор.
- Я чувствую запах ёлки.
- Я слышу, как гудит пила и т.д.
Ученики по очереди говорят о своих ощущениях.
4.Учебные действия
-Какие инструменты на ваш взгляд нужны плотнику? - Учащиеся выполняют самостоятельно в рабочей тетради с.17, задание №1.
1) Работа в группе.
Обсуждение в группах.
2) Проверка работы.
Предлагаю учащимся обсудить в группах.
Ребята называют инструменты, необходимые плотнику для работы, берут со станка инструмент и называют его: молоток, плоскогубцы, рубанок, гвозди, ножовка, топор, резцы, долото.
- Выберите среди инструментов главный. (Топор)
Желающие трогают его, берут в руки.
- Верно, топор –инструмент почти универсальный. В старые времена топор умел держать в руках почти каждый крестьянин. Плотницкое ремесло – одно из самых древних и почетных. Хороший плотник известен далеко за пределами своего города или деревни. «Плотницкое дело пришло к нам вместе с земледелием из глубокой старины. Перед тем, как вспахать землю, надо было вырубить лес», - рассказывает Василий Иванович Белов в книге «Лад».
Народ смеялся над теми мужчинами, которые не умели плотничать.
Независимо от того, есть талант или нет, все мужчины стремились постичь мастерство плотника. «Коли есть топор, делай и топорище» -эти слова и в наши дни каждому понятны. Всем известно, что топор без топорища, словно соха без оглобень. И есть орудие – и работать нельзя.
Сделать топорище не так-то просто. Оно должно быть прочным, лёгким, гладким и к руке привычным. Сделать топорище – значит сдать первый экзамен. Дед или отец, или старший брат подавали мальчишке свой топор сухую берёзовую плашку. Далеко не с первого раза получалось настоящее топорище. Но мало было случаев, когда парень не добивался своего и не заслуживал бы похвалы старшего.
Топорище-то надо еще и насадить, и правильно расклинить, чтобы топор не слетел, и зачистить стеклянным осколком. После всего этого топор точили на мокром точиле. Сама по себе каждая операция требовала смекалки, навыков и терпения.
Хороший плотник так привыкал к своему топору, что не мог работать чужим. Топор – главный инструмент плотника.
- Но были раньше мастера, которые могли построить дом только топором, без единого гвоздя.
На экране фрагмент из фильма «Кижи. Путешествие во времени». (Слайд 3)
Работа в парах
Рассматривание иллюстраций в рабочей тетради.
– Чьи руки это создали? Какие чувства у вас возникли? (Слайды 4-15)
-Мог ли один мастер - плотник выполнить такую работу? (Нет)
_ плотники работают АРТЕЛЬЮ. В ней всегда есть и опытные мастера, и начинающие. Опытные передают молодым навыки и секреты плотницкого дела. Они приучают молодых делать всё по порядку, работать неторопливо и рассудительно. Учат чувствовать и понимать дерево.
-Как же строили? - Мастера вкладывали в свою работу фантазию, любовь, душу.
Давайте попробуем на некоторое время стать мастерами и собрать макеты домов. Мы с вами начали эту работу на технологии, а сегодня закончим работу.
Каждая артель выбирает старшего и начинайте работу.
Работа четверками.
Сборка домиков.
- Какими качествами должен обладать мастер? - Он не должен быть злым.
- Помнят плотники и давний завет: строить с добрым сердцем, без зла и вражды.
-Много плотников было на Руси, но не все были мастерами.
- Основными умениями обладали многие плотники, но мастерами называли не всех.
- Какие пословицы и поговорки сложили о нелёгком труде плотников.
Каждая артель получает конверт с заданием и начинает работать.
Задания: (в каждом конверте)
1 Собери пословицу.
2 Найди подходящее объяснение.
3 Выделите в пословице, каким качеством должен обладать плотник.
4 Обсудите своё решение с товарищами.
5 Придите к согласию.
Объяснения пословиц и поговорок: (у каждой артели в конверте)
|
|
Профессия (ремесло) не только не мешает человеку, а наоборот, делает его ценнее. |
Перед тем, как что-то делать, нужно подумать, все взвесить, просчитать возможные ошибки и результаты. Тогда и дело выйдет хорошо. |
|
|
|
|
|
Пословицы и поговорки (в разрезанном виде у каждой артели в конверте):
Берись дружно, не будет грузно.
Терпение и труд всё перетрут.
Ремесло за плечами не виснет.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Без топора не плотник, без иглы не портной.
С топором весь свет пройдешь.
Плотника не шуба греет, а топор.
Хороший плотник - и в поле работник.
Дело мастера боится.
Закрепление.
-Что доброго дал урок?
- Что нового узнали? Кому было интересно?
- Оцените свою деятельность на уроке.
- Спасибо за урок. Урок окончен.
Ссылка на презентацию к уроку:
https://docs.google.com/presentation/d/17E444H1J6wmqqhxivj-UeI-5Eq-FzoTxBcFGKMIpmnw/edit#slide=id.p3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Физическая культура» для 3 класса на 2015 – 2016 год
Приложение к авторской программе...
Рабочая программа учебного предмета «Математика» начального образования для 4 б класса на 2015/2016 учебный год
Рабочая учебная программа составлена на основе авторской программы «Математика» М.И.Моро, М.А.Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И. Волковой, С.В.Степановой.(«Школа России»), сборника рабочих програм...
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 4 класса начального общего образования на 2015/2016 учебный год
Рабочая учебная программа составлена на основе программы Русский язык: 1-4 классы: программа, планирование, контроль / С.В.Иванов, М.И. Кузнецова, А.О. Евдокимова. – М.: Вентана-Граф, 2013....
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для 4 класса начального общего образования на 2015/2016 учебный год
Рабочая учебная программа составлена на основе программы Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова. – М.: Вентана-Граф, 2012....
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 4 класса начального общего образования на 2015/2016 учебный год
Рабочая учебная программа составлена на основе авторской ...
Рабочая программа учителя по предмету " Русский язык", 3 класс, УМК "Начальная школа XXI века", 2015-2016 учебный год
Рабочая программа учителя УМК "Начальная школа XXI века" для з класса: пояснительная записка; календарно- тематическое планирование с УУД; Материально- техническое обеспечение; текст...
Рабочая программа учебного предмета (курса) «Русский язык» 3 а класс 2015 - 2016 учебный год
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цели:• познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки...