Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Путешествие по тропе здоровья»
рабочая программа (4 класс)

внеурочка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4kl._put_._po_trope_zdor.dokument_microsoft_word_3.docx38.54 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 4»

РАССМОТРЕНО

на заседании    методического объединения учителей начальных классов

Протокол № ___  

от «         »  __________ 2016  г.

Руководитель   _______/Горина Л.А./

        СОГЛАСОВАНО

      заместитель директора по ВР

            ________/Шамотина М.С./

«_____» «__________ » 2016 г.

    УТВЕРЖДЕНО

    приказом по МБОУ

   «Средняя школа № 4»

     №           от      

Рабочая программа

внеурочной деятельности

по спортивно-оздоровительному направлению

«Путешествие по тропе здоровья»

4года

                                                                                                                            Учитель  Скрипко Н.Г.

Пояснительная записка.

Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.

Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.

Путей и программ, направленных на первичную профилактику злоупотребления курением и наркотическими веществами, предложено много. Очень важно, чтобы профилактика асоциальных явлений взяла своё начало в начальных классах.

Хотелось бы обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни. Не нужно делать большой акцент на сами вредные привычки. Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний.

Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве. Работа начинается с 1 класса и рассчитана на весь курс начальной школы.

Для формирования привычки к здоровому образу жизни младших школьников необходима совместная работа педагога с родителями, психологической и медицинской службой, администрацией школы.

Данная программа может рассматриваться как одна из ступеней к здоровому образу жизни и неотъемлемой частью всего воспитательного процесса в школе.

Цели программы:

  • Создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
  • Научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

Задачи:

  1. Формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика.
  2. Профилактика вредных привычек.
  3. Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни.
  4. Расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.
  5. Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни.
  6. Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

Основные направления реализации программы:

–    организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях;

– организация и проведение разнообразных мероприятий по всевозможным видам спорта: бег, прыжки, спортивные игры, развивающие упражнения с разными предметами (мячи, скакалки и пр.);

– организация и проведение динамических прогулок  и игр на свежем воздухе в любое время года;

– проведение мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек;

– санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;

– организация питания учащихся;

–  проведение совместных мероприятий с родителями и детьми,

– организация и проведение в классе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;

– организация и проведение профилактической работы с родителями;

Программа «Путешествие по тропе здоровья»  рассчитана на 1 учебный час в неделю: I класс – 32 часа, II – IV классы – 34 часа.

Место реализации программы: спортивный зал, спортивная площадка, кабинет начальных классов, школа, территория и окрестности вокруг школы.

В своей работе педагог должен ориентироваться не только на усвоение ребёнком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоения знаний и представлений в поведении. Педагог учитывает, что ребёнок, изучая себя, особенности организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать своё здоровье.

Методика работы с детьми должна строиться в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей.

Содержание занятий желательно наполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста.

Мало научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего возраста он учился любви к себе, к людям. К жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.

Каждое занятие должно приносить детям чувство удовлетворения, лёгкости и радости.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

  • видеть важность в здоровом образе жизни;
  • бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих;
  • прогнозировать оценки одних и тех же ситуаций с позиции разных людей;
  • учиться замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами, мнениями;
  • осуществлять добрые дела полезные другим людям.

Метапредметные результаты:

1.   Регулятивные УУД:

  • определять  и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
  • составлять план выполняемой задачи совместно с учителем;
  • составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера;
  • работая по составленному плану использовать наряду с основными и  дополнительные средства (справочная литература,  средства ИКТ)
  • использовать дополнительные средства получения информации;
  • уметь оценивать себя.

2.   Познавательные УУД:

  • уметь перерабатывать полученную информацию;
  • выбирать наиболее удобную для себя форму получения информации;
  • осуществлять поиск информации с использованием ресурсов сети Интернет.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей.

3.   Коммуникативные УУД:

  • доносить свою позицию в отношении здорового образа жизни до других;
  • понимать позиции других;
  • учиться выполнять различные роли в группах: лидера, исполнителя.

После окончания IV года обучения учащиеся должны

Знать:

  • правила соревнований по спортивным играм;
  • меры личной и общественной профилактики болезней;
  • правила спортивных игр (футбол,  волейбол);
  • правила игры в шашки, шахматы;
  • правила катания на санках, лыжах, коньках;
  • основы техники безопасности во время занятий в пути следования на занятия и по дороге домой;
  • значение питания, ЗОЖ,  как фактора сохранения и укрепления здоровья;
  • значение экологии для окружающей среды.

Уметь:

  • подбирать и проводить спортивные и подвижные игры;
  • играть по правилам в спортивные игры (футбол, баскетбол, волейбол);
  • соблюдать меры личной и общественной профилактики болезней;
  • соблюдать правила катания на санках, лыжах, коньках;
  • соблюдать экологическую чистоту;
  • вести здоровый образ жизни.

Личностные результаты:

  • видеть важность в здоровом образе жизни;
  • бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих;
  • прогнозировать оценки одних и тех же ситуаций с позиции разных людей;
  • учиться замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами, мнениями;
  • осуществлять добрые дела полезные другим людям;
  • объяснять смысл  своих оценок, мотивов, целей.

Метапредметные результаты:

1.   Регулятивные УУД:

  • определять  и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
  • составлять план выполняемой задачи совместно с учителем;
  • составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера;
  • работая по составленному плану использовать наряду с основными и  дополнительные средства (справочная литература,  средства ИКТ)
  • использовать дополнительные средства получения информации;
  • уметь оценивать себя.
  • уметь соотносить  результат своей деятельности с целью и оценить его;
  • понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

2.   Познавательные УУД:

  • уметь перерабатывать полученную информацию;
  • выбирать наиболее удобную для себя форму получения информации;
  • осуществлять поиск информации с использованием ресурсов сети Интернет.
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей, рисунков, схем.
  • извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.

3.   Коммуникативные УУД:

  • доносить свою позицию в отношении здорового образа жизни до других;
  • понимать позиции других;
  • учиться выполнять различные роли в группах: лидера, исполнителя, критика;
  • учиться предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.

Результатом практической деятельности по программе «Путешествие по тропе здоровья» можно считать следующее:

  • Высокий уровень информированности учащихся о здоровом образе жизни.
  • Среди учащихся начальных классов нет курящих детей.
  • Повышается активность учащихся в мероприятиях школы, класса, города.
  • Класс взаимодействует с младшими учащимися с целью просвещения и вовлечения в здоровый образ жизни, приглашают их на уроки здоровья, сценические выступления.
  • Классный руководитель  координирует проектную работу учащихся, направленную сбор и оформление информации по темам укрепления здоровья. Результаты представляем на  классных часах и внеклассных мероприятиях начальных классов школы.
  • Высокий уровень активности родителей по вопросам сохранения здоровья.
  • Намечены преемственные связи в содержании и методах воспитания в начальной школе и первого этапа воспитания  в основной школе.
  • 90% учащихся класса посещают кружки  дополнительного образования.

Предполагаемый результат:

Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник начальной школы.

Формы учета знаний и умений.

Программа внеурочной деятельности по спортивно – оздоровительному направлению «Путешествие по тропе здоровья» предполагает вовлечение обучающихся в здоровьесберегающие практики. Контроль и оценка результатов освоения программы будет продуктивным в процессе организации следующих форм деятельности: спортивные эстафеты, турниры  и соревнования, внеклассные мероприятия, конкурсы рисунков. Учет знаний и умений  для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».

Содержание программы:

Беседы по профилактике здорового образа жизни – 5ч. «Первая помощь утопающему», «Обсуждение сказки «Старик и Сова», «Профилактика гриппа», «Береги здоровье смолоду», «Как правильно купаться и загорать».

Подвижные игры на свежем воздухе –8 ч.: «Увернись от мяча»,     «Вороны и воробьи»,  «Паровозик»,    «Ловишки-перебежки», «Первые снежки», «Строим снежную крепость», «Донести рыбку», «Петушиный бой», «Два Мороза», «собери орехи», «Большой мяч» и др.  Катание на санках. Игра в снежки.

Экскурсии – 4ч.:«Ядовитые растения и грибы», «Снежное покрывало», «Что осталось после зимы», «Весенние следы».

Динамические прогулки и игры –1ч

Подготовка и проведение внеклассных мероприятий, праздников –2ч Игра-путешествие «В стране Здорового Образа Жизни», поиск клада «Остров Здоровья»

Настольные игры –2ч.: Шашки, шахматы, настольный теннис.

Спортивные игры – 1ч.: «Учимся играть в футбол, волейбол»

Занятия в спортивном зале –1ч.: «Веселая скакалка», «Звонкий мяч»,

Спортивные соревнования – 2 ч.: Весёлые старты, эстафета на санках, лыжах.

Труд и спорт – 1 ч.: Лепка, оформление снежных фигур

Катание на лыжах и коньках – 4 ч.

Конкурс рисунков – 2ч.

Родительское собрание – 1 ч.

тематическое планирование по программе

«Путешествие по тропе здоровья»

4 класс – 34 часа

п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

Примечание

1

«Пролезь сквозь мешок»

«Землемеры». Подвижные игры на свежем воздухе.

1

2

Экскурсия в осенний лес. «Ядовитые растения и грибы».

1

3

Динамическая прогулка. «Бег и ходьба – два слагаемых здоровья».

1

4

Занятие на футбольном поле.

1

5

Просмотр и обсуждение фрагмента  обучающего фильма. «Первая помощь утопающему».

1

6

Подвижные игры на свежем воздухе.

1

7

Экологический час. Сказка «Старик и Сова».

1

8

Подвижные игры и упражнения с мячами.

1

9

Час здоровья. «Профилактика гриппа».

1

10

Подвижные игры на свежем воздухе.

1

11

Конкурс рисунков. «Что такое ЗОЖ?»

1

12

Подвижные игры на свежем воздухе.

1

13

Эстафеты с предметами.

1

14

Подвижные игры на свежем воздухе.

1

15

Украшение школьного двора к празднику. Оформление снежных фигур.

1

16

Спортивные соревнования.

1

17

Зимняя экскурсия. «Снежное покрывало».

1

18

Катание на лыжах.

1

19

Шахматно-шашечный турнир.

1

20

Эстафеты на лыжах.

1

21

Час здоровья. «Береги здоровье смолоду».

1

22

Катание на коньках.

1

23

Катание на коньках.

1

24

Час настольных игр. Шашки, шахматы.

1

25

Экологический десант. «Что осталось после зимы?»

1

26

Подвижные игры на свежем воздухе.

1

27

Весенняя экскурсия. «Следы».

1

28

Час здоровья. «Как правильно купаться и загорать».

1

29

Подвижные игры на свежем воздухе.

1

30

Конкурс рисунков «Злые колдуны Алкоголь и Никотин».

1

31

Игры на воздухе Волшебный солнца свет.

1

32

Игра - путешествие Путешествие в страну Здорового Образа Жизни.

1

33

Спортивная игра – поиск клада «Остров Здоровья».

1

34

Родительское собрание Инструктаж по ТБ  во время каникул.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Школа здоровья»

Данный материал поможет педагогам организовать внеурочную деятельность по спортивно - оздоровительному направлению. Обеспечит возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе. Научит де...

Педагогический проект: Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно - оздоровительному направлению «Уроки здоровья» 1 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности « Уроки здоровья» для 1 класса разработана на основе   программы  формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жиз...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Планета Здоровья»

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Планета Здоровья», поможет создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самост...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ "Расти здоровым"

Программа     соответствует   федеральному   компоненту   государственного образовательного стандарта второго поколения и представляет собой вариант п...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению" Уроки здоровья"

Рабочая программа  внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Уроки доктора Здоровья» для учащихся

Рабочая программавнеурочной деятельностипо спортивно-оздоровительному направлению«Уроки доктора Здоровья»             для учащих...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «В здоровом теле – здоровый дух»

Рабочая программа  внеурочной деятельности  по спортивно-оздоровительному направлению  «В здоровом теле – здоровый дух» разработана для детей с умственной отсталостью....