Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Путешествие по тропе здоровья»
рабочая программа (4 класс)
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 4»
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения учителей начальных классов Протокол № ___ от « » __________ 2016 г. Руководитель _______/Горина Л.А./ | СОГЛАСОВАНО заместитель директора по ВР ________/Шамотина М.С./ «_____» «__________ » 2016 г. | УТВЕРЖДЕНО приказом по МБОУ «Средняя школа № 4» № от |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по спортивно-оздоровительному направлению
«Путешествие по тропе здоровья»
4года
4А
Учитель Скрипко Н.Г.
Пояснительная записка.
Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.
Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.
Путей и программ, направленных на первичную профилактику злоупотребления курением и наркотическими веществами, предложено много. Очень важно, чтобы профилактика асоциальных явлений взяла своё начало в начальных классах.
Хотелось бы обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни. Не нужно делать большой акцент на сами вредные привычки. Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний.
Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве. Работа начинается с 1 класса и рассчитана на весь курс начальной школы.
Для формирования привычки к здоровому образу жизни младших школьников необходима совместная работа педагога с родителями, психологической и медицинской службой, администрацией школы.
Данная программа может рассматриваться как одна из ступеней к здоровому образу жизни и неотъемлемой частью всего воспитательного процесса в школе.
Цели программы:
- Создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
- Научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Задачи:
- Формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика.
- Профилактика вредных привычек.
- Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни.
- Расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.
- Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни.
- Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
Основные направления реализации программы:
– организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях;
– организация и проведение разнообразных мероприятий по всевозможным видам спорта: бег, прыжки, спортивные игры, развивающие упражнения с разными предметами (мячи, скакалки и пр.);
– организация и проведение динамических прогулок и игр на свежем воздухе в любое время года;
– проведение мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек;
– санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;
– организация питания учащихся;
– проведение совместных мероприятий с родителями и детьми,
– организация и проведение в классе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;
– организация и проведение профилактической работы с родителями;
Программа «Путешествие по тропе здоровья» рассчитана на 1 учебный час в неделю: I класс – 32 часа, II – IV классы – 34 часа.
Место реализации программы: спортивный зал, спортивная площадка, кабинет начальных классов, школа, территория и окрестности вокруг школы.
В своей работе педагог должен ориентироваться не только на усвоение ребёнком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоения знаний и представлений в поведении. Педагог учитывает, что ребёнок, изучая себя, особенности организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать своё здоровье.
Методика работы с детьми должна строиться в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей.
Содержание занятий желательно наполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста.
Мало научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего возраста он учился любви к себе, к людям. К жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.
Каждое занятие должно приносить детям чувство удовлетворения, лёгкости и радости.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- видеть важность в здоровом образе жизни;
- бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих;
- прогнозировать оценки одних и тех же ситуаций с позиции разных людей;
- учиться замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами, мнениями;
- осуществлять добрые дела полезные другим людям.
Метапредметные результаты:
1. Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- составлять план выполняемой задачи совместно с учителем;
- составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера;
- работая по составленному плану использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, средства ИКТ)
- использовать дополнительные средства получения информации;
- уметь оценивать себя.
2. Познавательные УУД:
- уметь перерабатывать полученную информацию;
- выбирать наиболее удобную для себя форму получения информации;
- осуществлять поиск информации с использованием ресурсов сети Интернет.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей.
3. Коммуникативные УУД:
- доносить свою позицию в отношении здорового образа жизни до других;
- понимать позиции других;
- учиться выполнять различные роли в группах: лидера, исполнителя.
После окончания IV года обучения учащиеся должны
Знать:
- правила соревнований по спортивным играм;
- меры личной и общественной профилактики болезней;
- правила спортивных игр (футбол, волейбол);
- правила игры в шашки, шахматы;
- правила катания на санках, лыжах, коньках;
- основы техники безопасности во время занятий в пути следования на занятия и по дороге домой;
- значение питания, ЗОЖ, как фактора сохранения и укрепления здоровья;
- значение экологии для окружающей среды.
Уметь:
- подбирать и проводить спортивные и подвижные игры;
- играть по правилам в спортивные игры (футбол, баскетбол, волейбол);
- соблюдать меры личной и общественной профилактики болезней;
- соблюдать правила катания на санках, лыжах, коньках;
- соблюдать экологическую чистоту;
- вести здоровый образ жизни.
Личностные результаты:
- видеть важность в здоровом образе жизни;
- бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих;
- прогнозировать оценки одних и тех же ситуаций с позиции разных людей;
- учиться замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами, мнениями;
- осуществлять добрые дела полезные другим людям;
- объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей.
Метапредметные результаты:
1. Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- составлять план выполняемой задачи совместно с учителем;
- составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера;
- работая по составленному плану использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, средства ИКТ)
- использовать дополнительные средства получения информации;
- уметь оценивать себя.
- уметь соотносить результат своей деятельности с целью и оценить его;
- понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
2. Познавательные УУД:
- уметь перерабатывать полученную информацию;
- выбирать наиболее удобную для себя форму получения информации;
- осуществлять поиск информации с использованием ресурсов сети Интернет.
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей, рисунков, схем.
- извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.
3. Коммуникативные УУД:
- доносить свою позицию в отношении здорового образа жизни до других;
- понимать позиции других;
- учиться выполнять различные роли в группах: лидера, исполнителя, критика;
- учиться предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.
Результатом практической деятельности по программе «Путешествие по тропе здоровья» можно считать следующее:
- Высокий уровень информированности учащихся о здоровом образе жизни.
- Среди учащихся начальных классов нет курящих детей.
- Повышается активность учащихся в мероприятиях школы, класса, города.
- Класс взаимодействует с младшими учащимися с целью просвещения и вовлечения в здоровый образ жизни, приглашают их на уроки здоровья, сценические выступления.
- Классный руководитель координирует проектную работу учащихся, направленную сбор и оформление информации по темам укрепления здоровья. Результаты представляем на классных часах и внеклассных мероприятиях начальных классов школы.
- Высокий уровень активности родителей по вопросам сохранения здоровья.
- Намечены преемственные связи в содержании и методах воспитания в начальной школе и первого этапа воспитания в основной школе.
- 90% учащихся класса посещают кружки дополнительного образования.
Предполагаемый результат:
Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник начальной школы.
Формы учета знаний и умений.
Программа внеурочной деятельности по спортивно – оздоровительному направлению «Путешествие по тропе здоровья» предполагает вовлечение обучающихся в здоровьесберегающие практики. Контроль и оценка результатов освоения программы будет продуктивным в процессе организации следующих форм деятельности: спортивные эстафеты, турниры и соревнования, внеклассные мероприятия, конкурсы рисунков. Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».
Содержание программы:
Беседы по профилактике здорового образа жизни – 5ч. «Первая помощь утопающему», «Обсуждение сказки «Старик и Сова», «Профилактика гриппа», «Береги здоровье смолоду», «Как правильно купаться и загорать».
Подвижные игры на свежем воздухе –8 ч.: «Увернись от мяча», «Вороны и воробьи», «Паровозик», «Ловишки-перебежки», «Первые снежки», «Строим снежную крепость», «Донести рыбку», «Петушиный бой», «Два Мороза», «собери орехи», «Большой мяч» и др. Катание на санках. Игра в снежки.
Экскурсии – 4ч.:«Ядовитые растения и грибы», «Снежное покрывало», «Что осталось после зимы», «Весенние следы».
Динамические прогулки и игры –1ч
Подготовка и проведение внеклассных мероприятий, праздников –2ч Игра-путешествие «В стране Здорового Образа Жизни», поиск клада «Остров Здоровья»
Настольные игры –2ч.: Шашки, шахматы, настольный теннис.
Спортивные игры – 1ч.: «Учимся играть в футбол, волейбол»
Занятия в спортивном зале –1ч.: «Веселая скакалка», «Звонкий мяч»,
Спортивные соревнования – 2 ч.: Весёлые старты, эстафета на санках, лыжах.
Труд и спорт – 1 ч.: Лепка, оформление снежных фигур
Катание на лыжах и коньках – 4 ч.
Конкурс рисунков – 2ч.
Родительское собрание – 1 ч.
тематическое планирование по программе
«Путешествие по тропе здоровья»
4 класс – 34 часа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Школа здоровья»
Данный материал поможет педагогам организовать внеурочную деятельность по спортивно - оздоровительному направлению. Обеспечит возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе. Научит де...
Педагогический проект: Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно - оздоровительному направлению «Уроки здоровья» 1 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности « Уроки здоровья» для 1 класса разработана на основе программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жиз...
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Планета Здоровья»
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Планета Здоровья», поможет создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самост...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ "Расти здоровым"
Программа соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта второго поколения и представляет собой вариант п...
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению" Уроки здоровья"
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению...
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Уроки доктора Здоровья» для учащихся
Рабочая программавнеурочной деятельностипо спортивно-оздоровительному направлению«Уроки доктора Здоровья» для учащих...
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «В здоровом теле – здоровый дух»
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «В здоровом теле – здоровый дух» разработана для детей с умственной отсталостью....