Особенности курса Окружающий мир в УМК "Перспективная начальная школа"
статья по окружающему миру по теме

Нугаева Людмила Васильевна

В данной статье и презентации отмечены особенности курса Окружающий мир в УМК "Перспективная начальная школа".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности курса «Окружающий мир» в УМК «Перспективная начальная школа»

(Выступление перед слушателями курсов повышения квалификации)

Нугаева Людмила Васильевна

учитель начальных классов

                            МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г.Саранска  

Программа и задачи курса

             Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом для четырехлетней общеобразовательной начальной школы. В единый курс интегрированы такие общеобразовательные области, как «Естествознание» и «Обществознание». Особая значимость этого курса в формировании у школьника целостной картины окружающей его природной и социальной среды и его места в этой среде как личности.

             Основные учебно-воспитательные задачи курса приведены в соответствие с направлениями федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования. Это, прежде всего:

  • сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта;
  • последовательное формирование у школьников общеучебных умений, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение; специальных умений – работа с научно-популярной, справочной литературой и проведение фенологических наблюдений, физических опытов, простейших методов измерений;
  • изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления), знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего ребенка мира и методах его познания с целью дальнейшего изучения в основной школе естественнонаучных и обществоведческих дисциплин;
  • воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, формирование навыков нравственного поведения в природе, быту, обществе;
  • охрана и укрепление психического и физического здоровья детей.

             Программа первых лет обучения построена таким образом, что знания второго года обучения базируются на ранее полученных знаниях, дополняя и углубляя их.

             В 1-м классе выделяется несколько содержательных линий. Первую из них составляет ознакомление с природой (природа, неживая природа, живая природа, растения, животные и др.). Дети учатся распознавать растения и животных своей местности. В качестве другой содержательной линии курса выделено ознакомление с изменениями природы, начиная с природы России и заканчивая природой края, где живут учащиеся.

             В связи с тем, что ребенок еще до школы знаком с сезонной цикличностью жизни природы, сезонные изменения являются сквозной линией первых двух лет обучения. Изучение учебного материала по каждому времени года идет по единому плану: неживая природа – растения – животные – труд человека – образцы поведения в природе.

             Приоритетными задачами курса 1-го класса являются формирование в сознании учащихся единого образа окружающего мира, систематизация и расширение представлений детей об объектах природы, развитие интереса к познанию. Основной способ познания первого года обучения – наблюдение и проведение опытов, рассчитанных на включение всех органов чувств.

             Еще одна содержательная линия включает вопросы, связанные со здоровьем и безопасностью жизнедеятельности ребенка (правила гигиены, правила поведения на воде, поведение дома, на улице, на дороге, при контактах с незнакомыми людьми и т.д.).

             Во 2-м классе все знания, полученные в 1-м классе, систематизируются и углубляются на основе знакомства с источниками информации об окружающем мире. Дети уже умеют читать и общаться с взрослыми. Способ познания может быть расширен за счет работы с адаптированными научными источниками, справочной литературой, наглядными пособиями, за счет первичных умений «собирать» информацию самостоятельно устно (в беседах с информированными взрослыми – родителями, педагогами школы и т.д.) и письменно (общение посредством переписки с активом клуба «Мы и окружающий мир»).

             В 3-м классе расширяются знания школьников об источниках информации. Учащиеся уже могут быть ознакомлены с устройством простейших измерительных приборов (лупа, микроскоп как система увеличительных стекол, песочные часы, часы, термометр, осадкомер, флюгер) и моделей (географическая карта, глобус).

             Одной из задач обучения является «открытие» школьниками эксперимента как способа проверки выдвигаемых гипотез.

             Следующая содержательная линия курса связана с обучением учащихся простейшим способам ориентации на местности и формированием первоначальных географических представлений о родной стране, ее столице, о разных странах мира и нашей планете в целом.

             В 4-м классе полученные ранее учащимися представления о многообразии объектов природы и их изменчивости, о Земле как планете Солнечной системы дополняются знаниями о природных зонах и природных сообществах Земли. Им предстоит осознать место своего родного края, своей родины – России на планете Земля.

             Важнейшая роль в развитии ребенка в течение всех четырех лет обучения предмету отводится социализации – усвоению им нравственных норм и правил, образцов поведения в природе, обществе, так необходимых для развития положительных качеств личности. Важной частью развития является воспитание любви и уважения к родной стране, к ее законам и символике.

Средства обучения

             Основным средством обучения является учебник «Наш мир», содержание которого соответствует учебной программе курса. Учебник состоит из глав (те, в свою очередь, разделены на темы) и Словарика. Главы в учебнике подразделяются на тексты для обязательного и дополнительного чтения.

             Вопросы и задания к текстам учебника имеют разное назначение. Каждая новая тема начинается с вводного вопроса или задания, цель которого – повторение и углубление учебного материала, необходимого для изучения нового. Осмыслению изучаемого материала помогают текущие вопросы и задания внутри самого текста (отвечая на них, надо использовать иллюстрации или инструментарий к учебнику, предусматривающий парную работу).

             Заканчивается тема заданием или вопросом, цель которого – обобщение материала.

             Предусмотрены задания повышенной сложности («Готовимся к школьной олимпиаде»). Эти задания выводят учащихся на новый уровень осмысления изучаемого материала и применения своих знаний на практике.

             Для того чтобы ученики могли легко ориентироваться в учебнике, введены условные обозначения:

  • работа в парах;
  • повтори пройденное;
  • выскажи предположение;
  • наблюдение;
  • опыт;
  • будь осторожен;
  • напиши нам письмо;
  • толковый словарь;
  • загляни в словарик в конце учебник;
  • запомни слово;
  • выучи правило;
  • обрати внимание;
  • дополнительный материал.

             В учебнике достаточно иллюстраций, каждая из которых несет свою познавательную нагрузку. Например, есть рисунки, иллюстрирующие последовательность этапов по проведению опытов и наблюдений. А также иллюстрации, разъясняющие сложные понятия и процессы, уточняющие словесные пояснения.

             В конце учебника имеется  список ссылок на интернет-сайты, содержащие дополнительную информацию по изучаемым темам.

             Другими средствами обучения являются тетради для самостоятельной работы «Наш мир в вопросах и заданиях» и хрестоматия «Наш мир знакомый и загадочный».

             Тетрадь позволяет разнообразить виды учебной деятельности. Работая в тетрадях, учащиеся:

  • отмечают условными значками верные ответы;
  • дописывают пропущенные слова или предложения;
  • составляют последовательный рассказ из предложений;
  • соединяют линиями изображенные объекты, распределяя их по группам;
  • заполняют таблицы, записывая результаты опытов и наблюдений;
  • раскрашивают рисунки;
  • рисуют экологические знаки;
  • используя образец (по клеточкам), зарисовывают животных и растения;
  • подписывают рисунки;
  • вырезают и наклеивают картинки.

             Чтобы привить интерес к чтению, в тетради для самостоятельной работы включены специальные задания. Цель этих заданий – организация самоконтроля со стороны ученика за количеством самостоятельно прочитанных статей из хрестоматии. Если ученик прочитал три или более из перечисленных в таблице рассказов, то он может украсить страницу своей тетради рисунком белого аиста. Марку с рисунком белого аиста ученик вырезает из приложения к тетради для самостоятельной работы. Выполняя заключительную контрольную работу, ученик указывает, сколько картинок с белым аистом он вклеил. Это позволяет учителю определить объем текстов, прочитанных учеником самостоятельно.

             Хрестоматия дополняет материал учебника по всем темам. Ее цель – вызвать у детей интерес к учебному предмету и к книге как источнику информации. Рассказы хрестоматии позволяют вглядеться в знакомые предметы и явления окружающего мира, увидеть их с неожиданной стороны. Все рассказы снабжены системой вопросов, которые рассчитаны на оказание помощи учителю при подготовке к урокам.

             В конце хрестоматии помещен Иллюстрированный словарик растений и животных, на который учитель обращает внимание учащихся не только на уроках по курсу «Окружающий мир», но и на уроках литературного чтения. Кроме того, имеется список дополнительной литературы по изучаемым темам.    

Организация учебной деятельности

             Содержание учебника «Наш мир», хрестоматии «Наш мир знакомый и загадочный», тетрадей  для самостоятельной работы «Наш мир в вопросах и заданиях» позволяет учителю применять на уроках различные методы и приемы изучения нового материала.                      

             При работе с текстом может использоваться:

  • объяснительное чтение;
  • самостоятельное чтение;
  • чтение вслух с последующим разъяснением;
  • пересказ;
  • подготовка сообщений в группах.

            Кроме того:

  • рассказ учителя;
  • беседа;
  • демонстрация наглядных средств;
  • опыты;
  • наблюдения;
  • практическая деятельность.

             На каждом уроке предусмотрено проведение дидактической игры (динамический момент - ДМ).

             Запланированы парные и групповые методы работы, которые являются непременным приемом, обучающим детей общению в условиях учебной деятельности.

             Основными формами организации учебно-воспитательного процесса являются:

  • уроки;
  • экскурсии;
  • практические занятия.

             Уроки проводятся как в традиционной форме, так и в форме заседаний классного клуба «Мы и окружающий мир».

             Уроки строятся с учетом психологических особенностей второклассников, самостоятельная учебная деятельность которых находится в стадии формирования. Прежде всего, обеспечивается чередование познавательной деятельности  с активными физическими упражнениями. С этой целью предусматриваются динамические моменты. Учащимся разрешается стоя выполнять опыты и организовывать игры при делении на группы или выборе «экскурсовода» для выставок работ детей, председателя заседания клуба и т.д. На уроке дети должны жить интересно и весело.

             В учебнике «Наш мир» разработана серия вопросов и заданий под рубрикой «Готовимся к школьной олимпиаде». Выполнение этих заданий – очень важная часть учебно-воспитательного процесса. Их целевое назначение – воспитание интереса к предмету через процесс обобщения по темам.

             Через систему заданий для олимпиады учитель может организовать переписку класса с научным клубом «Мы и окружающий мир». Этот клуб объединяет детей России в коллектив защитников природы. Возглавляют клуб авторы проекта: Чуракова Наталья Александровна, Малаховская Ольга Валерьевна и Трафимова Галина Владимировна. Это еще одна возможность общения между учениками и взрослыми, реализация одного из основных принципов системы «Перспективная начальная школа» - принципа интерактивности (выход за пределы классной комнаты в мир общения не только с учителями, но и с другими умными взрослыми). Письма детей не остаются без ответа. Они получают ответ в виде членского билета клуба «Мы и окружающий мир», цветной закладки, открытки, ответного письма автора учебника.

Литература

  1. Программы четырёхлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа» / Р.Г.Чуракова, М.Л.Каленчук и др. М.: Академкнига/учебник, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса "Окружающий мир" УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс .

Рабочая программа курса "Окружающий мир" УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс (паспорт программы, пояснительная записка, содержание курса, УМК, тематическое планирование, требование к уровню п...

презентации к урокам курса "Окружающий мир" по УМК "Начальная школа 21 века" 4 класс

Данные презентации по темам "Великая Отечественная война", "Славянская письменность", "Права и обязанности граждан России" позготовлены к урокам в 4 классе....

Урок-практикум «Если тонок лёд, вас опасность ждёт!» по курсу "Окружающий мир" УМК "Перспективная начальная школа"

Урок-практикум «Если тонок лёд, вас опасность ждёт!»по курсу "Окружающий мир" УМК "Перспективная начальная школа"по теме  «Свойства воды в твердом состоянии (свойства льда)», 3 класс.Выступ...

Рабочая программа курса " Окружающий мир" 1кл УМК " Начальная школа 21 век"

Рабочая программа курса " Окружающий мир" 1кл УМК " Начальная школа 21 век" разработана на основе авторской программы Н.Виноградовой " Окружающий мир " в соответствии с требованиями ФГОС...

Рабочая программа курса " Окружающий мир" 2кл УМК " Начальная школа 21 век"

Разработана на основе авторской программы «Окружающий мир. 1 – 4 классы»  Н.В. Виноградова « Начальная школа XXI века» – М.: Вентана – Граф, 2013), 70ч.- 2часа в неделю...

Информационный проект «Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся начальной школы по курсу окружающего мира в УМК «Начальная школа 21век».

III региональная научно-практическая конференция «Педагогический поиск: теория и практика организации проектной и исследовательской деятельности учащихся»...