Изучение особенностей программы "Перспективная начальная школа"
статья по математике (1 класс) на тему

Соболевская Галина Николаевна

УМК "Перспективная начальная школа - глазами учителя"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pnsh_-_glazami_uchitelya.docx21.82 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила: учитель начальных классов

МОУ «СОШ № 42» г. Братска Соболевская Г.Н.

Тема: УМК «ПНШ» - глазами учителя.

Впервые о программе я узнала на краткосрочных курсах в 2006 году. Слушая курс, я не очень вникала в выражения «единая структура», «пошаговое изучение». Мне интересными показались учебники развивающим содержанием заданий, текстами, оформлением, дополнительными материалами в виде хрестоматий. Особенно привлекательными и запоминающимися были словари, разные по своему назначению. Ранее, с обучением работе со словарем  я встречалась в системе Давыдова, с тех пор эту работу планировала самостоятельно в УМК «Школа России», «Гармонии».  Мне была симпатична  идея «научить ребенка работать с информацией», я предполагала, что отчасти это обеспечит ученикам в пятом классе более легкое вхождение в многопредметность и умение понимать и преобразовывать информацию, передавать ее, поможет учащимся сохранить уровень обученности начальной школы или повысить его. В этом я находила объяснение названию данного УМК и перспективу в решении вопросов преемственности между начальным и средним звеном общеобразовательной школы. Идеи модернизации школы еще не совсем были осознаны и приняты. Противоречивые отзывы учителей стали причиной организации стажировочной площадки, основной целью на тот момент было наблюдение, изучение предложенного авторами содержания.

В 2007 году в нашей школе по предложению методиста ГИМНЦ, Шурпаевой Г.А.на параллели первых классов впервые были открыты три класса по «ПНШ». Следует сказать, что два учителя имели большой стаж и опыт работы, для одного учителя эта программа стала стартовой в работе. Тот учитель, который работал впервые, легко работал по программе, по причине отсутствия сравнения. Я же постоянно советовалась с коллегой. Были сомнения, смущало отсутствие работы над задачей, долгое изучение десятка, тогда как в других программах дети уже считали в пределах 20 и 100. Нужен ли в таком объеме геометрический материал? Если материал рассчитан на читающего ребенка, то как в рамках урока обучить чтению не читающего? Через два месяца учителя за круглым столом выделили ряд явных преимуществ перед другими программами. Это единая структура учебников и их интеграция. Для того чтобы выполнять требования нового стандарта, учителю ничего придумывать не надо, все продумано авторами. Единое образовательное пространство, с введенной внешней интригой, где дети живут, учатся и познают в целом окружающий мир. В котором предметные области тесно связаны, без языка невозможно общение, изучение предметов, выражение собственной мысли, в окружающем нас мире необходимо читать, считать, думать, приобретать опыт, учится  выполнять различные действия. В результате изучения всех без исключений предметов ученики приобретают первичные навыки работы с информацией. Они смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать, преобразовывать. Например: обучение изложению. Как было? Чтение текста, деление на части, далее максимальное запоминание, опорные слова, часть из них в роли орфографической подготовки, прописывание начала, середины или конца. Как в программе? Невозможно точно передать данный текст, насыщенный различными, синтаксическими приемами и сложный по орфографии. Здесь возможно только применение умений выражать свою мысль, грамотно строить предложение, передавая главный смысл. Этому дети обучаются во всех предметных областях. Можно сказать, что в Перспективке «живой» учебник, он рассчитан на ученика, он общается с учеником, с помощью героев он предлагает познакомиться, выполнить, сравнить, просит найти, объяснить, предложить свой вариант. Он вовлекает в общение с героями, с соседом, с учащимися класса, с родителями, со школьниками других городов, с авторами программы. Он предлагает инструменты, с помощью которых можно выполнить действия. (Сообщения Летучей Мыши, советы Анишит Йкоповны, словари, Музейный Дом, музыкальное сопровождение, таблицы, диаграммы, модели и. т. д). Он приучает ученика к самообразовательной самостоятельной деятельности, без насилия со стороны учителя, развивая познавательный интерес и предметную мотивацию.  Дети получают возможность научиться строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, приобрести первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставляя ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом. Отсюда следует вывод, что УМК развивает ключевые компетенции. Следует сказать, что ребенок, обучающийся по данной программе и более социализирован, вышеперечисленные умения очень нужны например, в плане формирования полезных привычек.  

С первых уроков стало ясно, что учитель в работе не один, он тоже обеспечен инструментом, методическими рекомендациями, в которых подробно прописаны цели каждого упражнения, учебные задачи для учителя, для учащихся. Эти рекомендации теоретическая база для учителя и самообразовательный курс  повышения квалификации. Подробный комментарий дается к каждому упражнению.

« В задании №215 учащимся предлагается сформулировать алгоритм сложения столбиком, ответив на соответствующие вопросы. Особое внимание следует обратить на второй вопрос…  Если учащиеся затрудняются на все вопросы ответить самостоятельно, то их можно переадресовать к соответствующей статье словаря (см Приложение) в которой они смогут найти формулировку алгоритма сложения столбиком»

«упражнение 13, учитель читает текст, дети следят по учебнику. Потом дети отвечают на вопросы сразу после текста. Этот блок вопросов позволяет обратить внимание школьников на главную мысль каждой из трех частей текста. После того, как дети ответят на эти вопросы, они легко придумают название для каждой части текста и составят его план. Затем школьники пересказываю текст по плану. Далее они по цепочке обсуждают все случаи трудных написаний в тексте (многие из них подчеркнуты)После такой подготовительной работы дети читают текст еще раз вслух вполголоса, закрывают его листом бумаги и письменно излагают своими словами»

Из этих примеров очевидны действия и роль ученика, действия и роль учителя.

« При изучении темы Измерение площади прямоугольника учащиеся впервые в данном курсе знакомятся с формулой, построенной на основе буквенного выражения, имеется в виду формула площади прямоугольника. Кроме этого в целом ряде заданий учащимся предлагается либо найти корень уравнения, либо проследить за изменением значения выражения при изменении одного из компонентов этого выражения. Очевидно, что задания и первого и второго типов имеют непосредственное отношение к основным алгебраическим понятиям, таким, как уравнение и функция». Такой комментарий позволяет учителю глубже понимать рассматриваемый вопрос.

Методический аппарат позволяет учителю работать по программе без специальной курсовой подготовки.

Отличительной особенностью является пошаговое изучение материала и многократное возвращение к изученному. Это приводит к разноуровневому обучению. Если в период обучения грамоте в первом классе произошло знакомство со словами, обозначающими действия, предметы, признаки, то работа с ними углубляется, расширяется, повторяется. В третьем классе эти слова представлены и как части речи и как члены предложения, фундаментальными являются вопросы, на которые эти слова отвечают, соответственно эти знания дополняются орфографической ролью, при  изучении тем «Правописание окончаний имен существительных, имен прилагательных, глаголов». Интересно, что в математике первое задание урока является ключем к выполнению последующих. В случае затруднений у детей я задаю вопрос. К какому номеру нужно вернуться, чтобы выполнить задание? Дети сами находят нужную информацию, прочитав, как действовать выполняют. Общий ключевой вопрос: «Что следует делать в случае затруднений?», ответ «Обратиться к содержанию учебника, найти тему, нужную страницу, нужную информацию…»

Такое обучение  развивает регулятивные умения. Ученик учится целеполаганию, коррекции, оценке своих действий через систему предлагаемых заданий  в каждом упражнении, учится ставить новые учебные задачи, преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Вернемся к математике  в первый класс. Все раннее изученное плохо принималось в среднем звене. Почему сложение и вычитание учащиеся выпускного класса выполняли отлично, а во входной контрольной работе в пятом классе результат снизился до 50%. Такое случается. Потому, что основано обучение счету на образной памяти и ежедневном упражнении в школе и дома с родителями. Так может, правы авторы ПНШ, рассматривая законы сложения и вычитания именно в пределах десятка, опираясь на личный опыт ребенка число 5. Считая в десятичной системе при сложении и вычитании многозначных чисел ошибок будет намного меньше, если дети усвоят десяток, если они будут видеть есть переход через разряд или нет, если подчеркивая синим и красным цветом через умные руки усвоят понятия однозначного и двузначного числа, суммы разрядных слагаемых. И если вместо картинок на состав чисел усвоят его по таблицам сложения и вычитания, составляя их, рассматривая взаимообратные действия, изучая в выражениях и названиях компонентов. Скажем, каждое значение суммы является уменьшаемым, если находить неизвестное слагаемое и разве это не есть устный счет, разве не легче ребенку находить периметр и площадь, имея фундаментальные геометрические представления о прямоугольнике и его построении.  Самая интереснейшая методика работы над задачей. Вспомните о пошаговом изучении материала, о единой содержательной линии. В первом классе вы познакомитесь со структурой простой задачи, и только хорошо усвоив, ее, с помощью круговых схем, вы легко перейдете  к решению составной задачи. Вы познакомитесь с величинами, научитесь выполнять действия с ними, будете продолжать изучать геометрический материал, научитесь решать уравнения и все это в целом в третьем классе позволит вам решать любую текстовую задачу любой сложности. Хочется отметить, что наивысшей сложностью в решении задачи является самостоятельное ее формулирование. Таких заданий будет много и 50%-60 % учащихся будут легко с этим справляться. Много будет таких заданий, которые считались олимпиадными, так как материал УМК рассчитан на одаренного ребенка, остальные осваивают базовый уровень.

В первом классе мы примеряем к программе свой педагогический опыт. И если что – то идет не так, значит учитель свой опыт переносит в содержание комплекта, что может привести к нежелательным последствиям, если не следовать рекомендациям, в само содержание включены современные технологии: исследовательская, т-я критического мышления, проектная, которыми учитель овладевает опять же через рекомендации авторов. Доверьтесь и во втором классе вы влюбитесь в программу, влюбятся ваши дети и родители, а в третьем классе вам скажут учителя среднего звена: «Что же мы  в пятом классе будем делать, если вы уже наш материал знаете?», а вы удивитесь, как много знают ваши дети, почти все то, что знает ученик четвертого класса УМК «Школы России», какие они самостоятельные, творческие, непохожие на ваших прежних выпускников.

Изучая и наблюдая, мы вышли на сетевое взаимодействие школ города. Рассмотрели следующие вопросы:

- Индивидуальное учебное планирование

- Коммуникативные умения

- Работа с разными источниками информации

- Самообразовательная деятельность учителя

- Педагогическое проектирование

Провели в 20010 году «Конкурс проектов учащихся», игра «Интеллект 2010».

Сделали вывод: Программа полностью соответствует стандартам нового поколения, мы получаем нового выпускника.

Литература:

1.Федеральная целевая программа развития  на 2006-2010 годы.

2.Государственный образовательный стандарт по начальным классам

3.Программа и рекомендации методического аппарата УМК «Перспективная начальная школа». (1-4)

4. Сетевые ресурсы сайта «Перспективная начальная школа» и др.

5. Москва, издательство «Просвещение», серия «Стандарты второго поколения»

6. Личный опыт и наблюдения.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение краеведения в начальной школе

Изучение краеведческого материала в начальной школе имеет большое значение. Прийдя в школу, малыши должны многое познать. И познание мира начинается с изучения родного края, края, в котором человек ро...

Изучение логики в начальной школе

Развитое логическое мышление играет огромную роль в жизни не только ребёнка, но и взрослого человека. Решая задачу развития логического мышления в начальной школе, мы помогаем ребёнку преодолева...

Особенности УМК "Начальная школа XXI века"

Особенности УМК по изучаемым предметам: математика, русский язык, литературное чтение....

Особенности программы "Начальная школа 21 века"

Материал содержит необходимую информацию для родителей моего класса и всех желающих....

Особенности изучения Кубановедения в начальной школе

Всё то, что было в бездне дней,Не меркнет в памяти моей.И нет желанней ничего,чем образ края моего.К. БальмонтК.Д. Ушинский писал: «Самое резкое, наиболее бросающееся в глаза отличие западного воспита...

Методические особенности изучения эпитета в начальной школе

Одним из актуальных направлений современной методики русского языка является формирование у учащихся внимательного отношения к слову, к его употреблению, развитие способности воспринимать и оценивать ...

Методические особенности изучения эпитета в начальной школе

Одним из актуальных направлений современной методики русского языка является формирование у учащихся внимательного отношения к слову, к его употреблению, развитие способности воспринимать и оценивать ...