Спектакль-путешествие по стихам О.Тарутина "Что я видел в Эрмитаже?"
учебно-методический материал (2 класс) на тему
В процессе работы над спектаклем по стихам О.Тарутина "Что я видел в Эрмитаже?" можно предложить детям и их родителям, используя созданный мною маршрутный лист, проделать интересное путешествие по музею.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spektakl-puteshestvie_po_stiham_o.tarutina_chto_ya_videl_v_ermitazhe.docx | 31.54 КБ |
Предварительный просмотр:
В процессе подготовки спектакля по стихам О.Тарутина об Эрмитаже можно предложить детям и их родителям выполнить задание, следуя маршрутному листу.
Маршрутный лист
На стойке у входа в музей возьми план Эрмитажа. Посмотри внимательно, какие экспозиции находятся на 1-ом этаже, какие на 2-ом этаже. Определи, где твой объект должен находиться. Если на плане есть изображение твоего объекта, запомни номер зала, в котором он находится.
1. Найди в Эрмитаже тот объект, о котором идёт речь в твоём стихотворении.
2. Найди табличку, которая со сведениями об экспонате или зале.
3. Сфотографируй объект.
4. Внимательно рассмотри объект и сделай записи в свой журнал наблюдений. (Что удивило, что непонятно, постарайся выразить первое впечатление от объекта).
5. Попробуй найти остальные перечисленные объекты, о которых идёт речь в нашем спектакле. Они перечислены ниже. (Объект, который особенно ждёт встречи с тобой, т.к. ты читаешь стихотворение именно о нём, отмечен в списке)
А. Посольская лестница
Б. Павильонный зал. Часы Павлин
В. Богиня Афродита
Г. Бюст Париса
Д. Зевс-Юпитер
Е. Античные вазы
Ж. Саркофаг полководца Ямхеса
З. Мумия жреца
И. Иероглифы
К. Малахитовый зал
Л. Выставка шпалер
М. Галерея 1812года. Кутузов и Барклай-де-Толли
Н. Галерея 1812года. Портрет Дениса Давыдова
О. Рыцарский зал, рыцарская перчатка
П. Египетский зал
Р. Древнегреческий зал.
6. Вернувшись из музея, постарайся найти как можно больше сведений о «своём» экспонате (прочитай пересказ мифов о богах или героях, узнай историю данного экспоната или зала и т. п.)
Задание для родителей:
Не мешать ребёнку самостоятельно найти свой объект, а помощь оказать только в случае необходимости.
Воскресное утро. Осенний пейзаж.
А небо — прозрачно и чисто.
Сегодня мы с другом идём в Эрмитаж!
Ложатся нам под ноги листья.
Мы слышали столько про этот музей
От наших знакомых, родных и друзей!
И стало неловко нам даже,
Что не были мы в Эрмитаже.
И вот мы в музей знаменитый спешим,
Опавшей листвою мы дружно шуршим,
И вот мы под аркой проходим,
И вот мы на площадь выходим.
А вот перед нами и Зимний дворец!
Огромный зелёный фигурный ларец!
Гордятся им все ленинградцы.
И мы загордились, признаться.
Ещё он красивее там, где Нева
Его отражает, качая едва...
А если такой он снаружи,
То что же внутри обнаружим?
ГЛАВНАЯ (ИЛИ ПОСОЛЬСКАЯ) ЛЕСТНИЦА
Пока поднимались, узнать мы успели,
Что лестницу эту придумал Растрелли
Который построил и Зимний дворец,
Поскольку он был гениальный творец.
Чудесная лестница нас поразила:
Какие ступени! Какие перила!
Вот так бы по ней и шагать без конца
Куда-то к сияющим сводам дворца!
Пока поднимались, ещё мы узнали,
Что лестницу эту Посольскою звали.
Когда-то послы поднимались по ней,
Стараясь держаться на ней поважней.
Когда-то по ней поднимались вельможи,
Спесивые очень и важные тоже.
И шли царедворцы на царский приём,
Бренча орденами, сверкая шитьём.
ДРЕВНИЕ ГРЕКИ
.
Древние греки моря бороздили,
Время для спорта они находили,
И Олимпийские игры они
Тоже придумали в давние дни!
Строили греки театры и храмы,
Ставили греки комедии, драмы.
А посмотрите теперь, каково
Было скульптурное их мастерство!
ГЕРАКЛ ОТДЫХАЮЩИЙ
Он немного устал и решил отдохнуть.
Только сила его не иссякла.
Он сейчас отдохнёт и отправится в путь
На двенадцатый подвиг Геракла.
Он с дубиной стоит, размышляя в тиши,
Как пойдёт среди зноя и мрака,
Как врагов сокрушит, а в конце совершит
Свой двенадцатый подвиг Геракла!
БЮСТ ПАРИСА
А вот полюбуйтесь: стоит у стены
Виновник кошмарной Троянской войны.
Вот этот красавчик мужчина —
Троянских несчастий причина.
С беспечным нахальством и наглым коварством
Жену он похитил в чужом государстве,
Вернувшись с Прекрасной Еленой
В родные троянские стены.
Поскольку у греков украл он жену,
То греки ему объявили войну,
И сотнями гибли герои,
Сражаясь под стенами Трои.
Париса в сраженье убила стрела,
А славная Троя сгорела дотла...
Каким же он был дурачиной,
Вот этот красавчик мужчина!
БОГИНЯ АФРОДИТА
Лишь только глянуть стоит,
И моментально ты
Поймёшь, что пред тобою —
Богиня красоты.
Пускай она разбита,
Но даже и без рук
Богиня Афродита
Прекрасней всех вокруг!
АНТИЧНЫЕ ВАЗЫ
Прекрасные эти античные вазы
Понравились нам почему-то не сразу.
«Подумаешь, вазы!» — подумали мы.
Другим были заняты наши умы.
Сначала на них мы взглянули, скучая,
Потом мы к одной пригляделись случайно,
Потом загляделись...И может быть, час
Никак не могли оторваться от ваз.
То вазы-гиганты, то карлики вазы,
И каждая ваза — с рисунком-рассказом!
Герой в колеснице летит на войну.
Плывут аргонавты в чужую страну.
Персей убивает Медузу Горгону.
Афина Паллада диктует законы.
Сражается с Гектором грозный Ахилл
И Гектор, как видно, лишается сил.
А вот Артемида, богиня охоты,
Из меткого лука стреляет в кого-то.
А это на лире играет Орфей.
А это вручают спортивный трофей.
А вот — Одиссей, подающий советы.
А это — кентавры, а это, а это...
Но мы описать и не пробуем враз
Крупнейшую в мире коллекцию ваз.
ЗЕВС — ЮПИТЕР
От Греции Рим позаимствовал много,
Поскольку моложе он Греции был.
И даже вот этого грозного бога
Воинственный Рим на Олимпе добыл.
По-гречески — Зевс, а по - римски — Юпитер,
Его голова — наравне с потолком!
И лучше вы сразу назад отступите,
А то не увидеть его целиком.
В плаще золотом восседая на троне,
Разящую молнию держит, как пику.
И держит он в мраморной правой ладони
Богиню победы — крылатую Нику.
Он — тучегонитель, богов повелитель,
Он брови нахмурит — и горы дрожат!
А если бы он распрямился, простите,
Достал до второго бы он этажа!
КОЛЫВАНСКАЯ ЧАША
А эта огромная чаша —
Не римская вовсе, а наша.
Пошла на огромную чашу
Гигантская глыбина яшмы!
Её отыскали вблизи Колывани,
Втащили её на могучие сани,
И двести коней еле-еле
Свезти эти сани сумели.
А после народ заводской колыванский
Лет десять трудился над глыбой гигантской,
И вот родилась эта чаша,
И нет её больше и краше!
И даже с трудом я поверить готов,
Что в этой красавице столько пудов:
Пудов этих — тысяча двести!
А если не верите — взвесьте!
ЕГИПЕТСКИЙ ЗАЛ
В Египетском зале весёлого мало.
Но веет зато стариной небывалой:
Какой бы тебе ни попался предмет,
Любому предмету — три тысячи лет!
С почтением мы обошли экспонаты,
С почтеньем прочли мы названья и даты.
И вот что меня и дружка моего
Тогда поразило сильнее всего.
САРКОФАГ ПОЛКОВОДЦА ЯМХЕСА
Саркофаг — этот мрачный гранитный сундук
Обошли мы три раза вокруг.
Постояли вблизи, постояли вдали
И опять саркофаг обошли.
Этот ящик имеет чудовищный вес.
Этот ящик слегка приоткрыт.
В нём когда-то лежал полководец Ямхес,
Как табличка о том говорит.
Полководец Ямхес, обожая войну,
Саркофаг заказал себе впрок...
Я дружку моему говорю: - Ну и ну!..
Ну и ну... - отвечает дружок.
Я б туда ни за что не полез!
-Ну и я б ни за что!
А потом нас такой разобрал интерес:
Двести тонн в сундуке или сто?
Как бы всё-таки выяснить истинный вес?
Нет в табличке количества тонн..
Ну, а с кем воевал полководец Ямхес,
Мы о том разузнаем потом.
ФАРАОН АМЕНХОТЕП III
Был, наверное, свиреп
Фараон Аменхотеп.
Обожал, наверно, он
Фараоновский закон.
Он сидел небось на троне
И приказы возвещал.
А пред взглядом фараоньим
Всё смолкало, трепеща.
Он однажды верной свите
Прорычал: - Приказ даю!
Ну-ка, скульпторов зовите
Делать статую мою!
Глыбу чёрного гранита
Пусть везут издалека,
Чтоб остался знаменитым
Фараон ваш на века!
Пусть потом Аменхотепу
Все завидуют цари! —
И добавил он свирепо:
Не забудьте цифру ТРИ!
Мы глядим на фараона,
Отвести не можем взгляд:
Всё же важною персоной
Был когда-то экспонат!
МУМИЯ ЖРЕЦА
На эту мумию жреца
все смотрят с бледностью лица.
И о жреце ужасном том
все долго думают потом.
И мы отходим, думая:
«Вот мумия так мумия!..»
ИЕРОГЛИФЫ
На плите, на саркофаге,
На папирусной бумаге
И на всём, что видит взгляд,
Иероглифы пестрят.
Рыбы, звери, птицы, точки,
Загогулины, кружочки...
Всё знакомое почти,
А попробуй-ка прочти!
Вот в квадрате лев скучает —
Что же это означает?
Цапля гордая стоит —
Что она в себе таит?
Буква это или сразу
Вся египетская фраза?
Может, кончилась строка
Возле рыбы и цветка?
Овладеть бы вдруг случайно
Нам египетскою тайной!
Чтоб никто другой не мог
Разгадать секретных строк.
ПАВИЛЬОННЫЙ ЗАЛ
Если даже кто-то сонный
В зал забрёл бы Павильонный,
Вмиг бы тут проснулся он
Восхищён и поражён!
Всё тут арочно-сквозное,
Невесомое, резное,
И сверкания полна
Кружевная белизна!
А ещё — журчат фонтаны,
Неумолчно, неустанно!
А ещё тут есть один
Замечательный павлин!
Он совсем как настоящий,
Только бронзово-блестящий.
Он не только для красы,
Он ещё павлин-часы!
Поясняет нам табличка,
Что заводят эту птичку:
Заведут её, и вот —
Время, тикая, идёт.
А павлин наш ежечасно
Распускает хвост прекрасный,
И кричит он столько раз,
Сколько времени у нас.
Эх, сейчас бы хвост павлиний
Распустился бы в витрине!
Только хвост опущен вниз:
Отдыхает механизм.
ШПАЛЕРНЫЙ КОРИДОР
Шпалеры, что нас поражают размером,
За ниткою нитку, с терпеньем безмерным,
Годами печальные ткали ткачи,
И днём, и ночами при свете свечи...
Ну, скажем, для этой вот маленькой сценки,
Где юноша выткан и птичка у ног,
Лет десять вплетались цвета и оттенки,
И грохал челнок, и работал станок!
ГАЛЕРЕЯ 12 ГОДА
Вы тут не увидите статуй и ваз,
Не встретите тут украшений.
Глазами суровыми смотрят на вас
Герои из дыма сражений.
Здесь честью заслужены все ордена.
Навеки прославлены их имена
За то, что себя не щадили
И в грохоте пушечном Бородина
Россию они защитили.
КУТУЗОВ И БАРКЛАЙ-ДЕ-ТОЛЛИ
Конечно, Кутузова знает любой
Кутузов — великий народный герой!
Едва прозвучит это имя —«Кутузов»,
Как вспомнится сразу изгнанье французов.
Конечно, Кутузова имя
С суворовским только сравнимо.
Но вспомните также Барклая-де-Толли,
Которому выпала тяжкая доля,
Но кто поубавил азарта
Бессчётным полкам Бонапарта?
Он армию нашу сумел уберечь,
В бою презирал он и штык, и картечь,
Стяжал он военную славу
И встал в галерее по праву.
ДЕНИС ДАВЫДОВ
Не богатырь по виду,
Не Аполлон лицом
Гусар Денис Давыдов
Выходит на крыльцо.
И на коня садится.
Верней, на скакуна.
Верней, взлетает птицей,
Не тронув стремена.
Храпит скакун горячий...
И сразу же:— Вперё-ёд!.. —
Лихой отряд казачий
Гусар лихой ведёт.
Покуда их во мраке
Густой скрывает лес
Для яростной атаки
Врагу наперерез.
Гусар Денис Давыдов,
Поэт и партизан,
Не богатырь по виду,
Но духом — великан.
И где-то на биваках
Он сочинит стихи
О славных тех рубаках,
Об их делах лихих.
РЫЦАРСКАЯ ПЕРЧАТКА
Когда-то, на бой вызывая врага,
Такую перчатку бросали к ногам.
И ежели рыцарь её поднимал,
То вызов противника он принимал.
Перчатку бросает барон де Марон
И грозно глазами сверкает.
И тотчас же юный барон де Гудрон
Перчатку его поднимает.
Прекрасные дамы:
Кто — «ай!», а кто — «ой!» —
Глаза прикрывают картинно.
И вот уже зрители шумной гурьбой
Спешат посмотреть поединок.
В МАЛАХИТОВОМ ЗАЛЕ
Кто побывал в Малахитовом зале,
Тот этот зал позабудет едва ли.
Лично меня этот сказочный зал
Прямо у входа сразил наповал!
Молча хожу я, буквально сражённый,
Молча смотрю я на эти колонны,
Полон какой-то неясной мечты
От созерцанья такой красоты.
Вижу зелёное спящее море,
Волны застыли в зелёном узоре...
Что ни волна — то иная волна,
И зелена под волной глубина.
Я вспоминаю уральские сказы,
Глядя на эти камины и вазы...
Если бы мог, сочинил бы стихи я
О красе о твоей, малахит!
Если бы мог, сочинил бы поэму
Я на такую прекрасную тему:
Мы на планете живём неспроста,
А для того, чтоб цвела красота!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Я никогда не видела войны"
Разработка с презентацией классного часа, посвящённого 65 годовщине победы в ВОвойне.Цель:помочь детям расширить и углубить понятие о войне , о мире.Воспитывать чувства уважения к старшему поколению,п...
Урок чтения по теме "Описание чуда в поэтическом тексте. В.В. Лунин «Я видела чудо»
Урок чтения в 1 классе по учебнику Е.И.Матвеева «Литературное чтение» (развивающая система Эльконина - Давыдова). Тема: " Описание чуда в поэтическом тексте. В.В. Лунин «Я видела чудо»"...
Занятие кружка "Мудрая Сова" по теме "Кто видел снежного человека?"
Цель:1. Дать представление о некоторых суждениях в области необъяснимых фактов.2. Учить самостоятельно находить в дополнительных источниках сведения по изучаемой теме, излагать их на занятиях в виде с...
Кукольный спектакль "Путешествие солнечного лучика"
Цели и задачи: активировать познавательную деятельность в области экологии и охраны природы, привлечь внимание детей к экологическим проблемам окружающей среды, воспитывать у учащихся бережное отношен...
Урок внеклассного чтения "Мы с тобой не видели войны..."
Урок на гражданско-патриотическую тематику....
Мини-спектакль "Путешествие Лучика" (экологическая сказка)
В данном спектакле рассказывается об охране природы, о том как человек должен заботиться с маленького цветочка до большого цветочного луга; с маленькой капельки воды до большого водоёма....
Сценарий кукольного спектакля "Путешествие Долли!" 2020
Ребята 4 класса решили создать коллективный проект по изучению кукольного театра. Продукт -кукольный спектакль. Это наше творчество....