Спектакль-путешествие по стихам О.Тарутина "Что я видел в Эрмитаже?"
учебно-методический материал (2 класс) на тему

Жукова Маргарита Викторовна

В процессе работы над спектаклем по стихам О.Тарутина "Что я видел в Эрмитаже?" можно предложить детям и их родителям, используя созданный мною маршрутный лист, проделать интересное путешествие по музею.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В процессе подготовки спектакля по стихам О.Тарутина об Эрмитаже можно предложить детям и их родителям выполнить задание, следуя маршрутному листу.

Маршрутный лист

На стойке у входа в музей возьми план Эрмитажа. Посмотри внимательно, какие экспозиции находятся на 1-ом этаже, какие на 2-ом этаже. Определи, где твой объект должен находиться. Если на плане есть изображение твоего объекта, запомни номер зала, в котором он находится.

1. Найди в Эрмитаже тот объект, о котором идёт речь в твоём стихотворении.

2. Найди табличку, которая со сведениями об экспонате или зале.

3. Сфотографируй объект.

4. Внимательно рассмотри объект и сделай записи в свой журнал наблюдений. (Что удивило, что непонятно, постарайся выразить первое впечатление от объекта).

5. Попробуй найти остальные перечисленные объекты, о которых идёт речь в нашем спектакле. Они перечислены ниже. (Объект, который особенно ждёт встречи с тобой, т.к. ты читаешь стихотворение именно о нём, отмечен в списке)

А. Посольская лестница

Б. Павильонный зал. Часы Павлин

В. Богиня Афродита

Г. Бюст Париса

Д. Зевс-Юпитер

Е. Античные вазы

Ж. Саркофаг полководца Ямхеса

З. Мумия жреца

И. Иероглифы

К. Малахитовый зал

Л. Выставка шпалер

М. Галерея 1812года. Кутузов и Барклай-де-Толли

Н. Галерея 1812года. Портрет Дениса Давыдова

О. Рыцарский зал, рыцарская перчатка

П. Египетский зал

Р. Древнегреческий зал.

6. Вернувшись из музея, постарайся найти как можно больше сведений о «своём» экспонате (прочитай пересказ мифов о богах или героях, узнай историю данного экспоната или зала и т. п.)

Задание для родителей:

Не мешать ребёнку самостоятельно найти свой объект, а помощь оказать только в случае необходимости.

Воскресное утро. Осенний пейзаж.

А небо — прозрачно и чисто.

Сегодня мы с другом идём в Эрмитаж!

Ложатся нам под ноги листья.

Мы слышали столько про этот музей

От наших знакомых, родных и друзей!

И стало неловко нам даже,

Что не были мы в Эрмитаже.

И вот мы в музей знаменитый спешим,

Опавшей листвою мы дружно шуршим,

И вот мы под аркой проходим,

И вот мы на площадь выходим.

А вот перед нами и Зимний дворец!

Огромный зелёный фигурный ларец!

Гордятся им все ленинградцы.

И мы загордились, признаться.

Ещё он красивее там, где Нева

Его отражает, качая едва...

А если такой он снаружи,

То что же внутри обнаружим?


ГЛАВНАЯ (ИЛИ ПОСОЛЬСКАЯ) ЛЕСТНИЦА

Пока поднимались, узнать мы успели,

Что лестницу эту придумал Растрелли

Который построил и Зимний дворец,

Поскольку он был гениальный творец.

Чудесная лестница нас поразила:

Какие ступени! Какие перила!

Вот так бы по ней и шагать без конца

Куда-то к сияющим сводам дворца!

Пока поднимались, ещё мы узнали,

Что лестницу эту Посольскою звали.

Когда-то послы поднимались по ней,

Стараясь держаться на ней поважней.

Когда-то по ней поднимались вельможи,

Спесивые очень и важные тоже.

И шли царедворцы на царский приём,

Бренча орденами, сверкая шитьём.


ДРЕВНИЕ ГРЕКИ

.

Древние греки моря бороздили,

Время для спорта они находили,

И Олимпийские игры они

Тоже придумали в давние дни!

Строили греки театры и храмы,

Ставили греки комедии, драмы.

А посмотрите теперь, каково

Было скульптурное их мастерство!


ГЕРАКЛ ОТДЫХАЮЩИЙ

Он немного устал и решил отдохнуть.

Только сила его не иссякла.

Он сейчас отдохнёт и отправится в путь

На двенадцатый подвиг Геракла.

Он с дубиной стоит, размышляя в тиши,

Как пойдёт среди зноя и мрака,

Как врагов сокрушит, а в конце совершит

Свой двенадцатый подвиг Геракла!


БЮСТ ПАРИСА

А вот полюбуйтесь: стоит у стены

Виновник кошмарной Троянской войны.

 Вот этот красавчик мужчина —

Троянских несчастий причина.

С беспечным нахальством и наглым коварством

Жену он похитил в чужом государстве,

Вернувшись с Прекрасной Еленой

В родные троянские стены.

Поскольку у греков украл он жену,

То греки ему объявили войну,

И сотнями гибли герои,

Сражаясь под стенами Трои.

Париса в сраженье убила стрела,

А славная Троя сгорела дотла...

Каким же он был дурачиной,

Вот этот красавчик мужчина!


БОГИНЯ АФРОДИТА

Лишь только глянуть стоит,

И моментально ты

Поймёшь, что пред тобою —

Богиня красоты.

Пускай она разбита,

Но даже и без рук

Богиня Афродита

Прекрасней всех вокруг!


АНТИЧНЫЕ ВАЗЫ

Прекрасные эти античные вазы

Понравились нам почему-то не сразу.

«Подумаешь, вазы!» — подумали мы.

Другим были заняты наши умы.

Сначала на них мы взглянули, скучая,

Потом мы к одной пригляделись случайно,

Потом загляделись...И может быть, час

Никак не могли оторваться от ваз.

То вазы-гиганты, то карлики вазы,

И каждая ваза — с рисунком-рассказом!

Герой в колеснице летит на войну.

Плывут аргонавты в чужую страну.

Персей убивает Медузу Горгону.

Афина Паллада диктует законы.

Сражается с Гектором грозный Ахилл

И Гектор, как видно, лишается сил.

А вот Артемида, богиня охоты,

Из меткого лука стреляет в кого-то.

А это на лире играет Орфей.

А это вручают спортивный трофей.

А вот — Одиссей, подающий советы.

А это — кентавры, а это, а это...

Но мы описать и не пробуем враз

Крупнейшую в мире коллекцию ваз.


ЗЕВС — ЮПИТЕР

От Греции Рим позаимствовал много,

Поскольку моложе он Греции был.

И даже вот этого грозного бога

Воинственный Рим на Олимпе добыл.

По-гречески — Зевс, а по - римски — Юпитер,

Его голова — наравне с потолком!

И лучше вы сразу назад отступите,

А то не увидеть его целиком.

В плаще золотом восседая на троне,

Разящую молнию держит, как пику.

И держит он в мраморной правой ладони

Богиню победы — крылатую Нику.

Он — тучегонитель, богов повелитель,

Он брови нахмурит — и горы дрожат!

А если бы он распрямился, простите,

Достал до второго бы он этажа!


КОЛЫВАНСКАЯ ЧАША

А эта огромная чаша —

Не римская вовсе, а наша.

Пошла на огромную чашу

Гигантская глыбина яшмы!

Её отыскали вблизи Колывани,

Втащили её на могучие сани,

И двести коней еле-еле

Свезти эти сани сумели.

А после народ заводской колыванский

Лет десять трудился над глыбой гигантской,

И вот родилась эта чаша,

И нет её больше и краше!

И даже с трудом я поверить готов,

Что в этой красавице столько пудов:

Пудов этих — тысяча двести!

А если не верите — взвесьте!


ЕГИПЕТСКИЙ ЗАЛ

В Египетском зале весёлого мало.

Но веет зато стариной небывалой:

Какой бы тебе ни попался предмет,

Любому предмету — три тысячи лет!

С почтением мы обошли экспонаты,

С почтеньем прочли мы названья и даты.

И вот что меня и дружка моего

Тогда поразило сильнее всего.


САРКОФАГ ПОЛКОВОДЦА ЯМХЕСА

Саркофаг — этот мрачный гранитный сундук

Обошли мы три раза вокруг.

Постояли вблизи, постояли вдали

И опять саркофаг обошли.

Этот ящик имеет чудовищный вес.

Этот ящик слегка приоткрыт.

В нём когда-то лежал полководец Ямхес,

Как табличка о том говорит.

Полководец Ямхес, обожая войну,

Саркофаг заказал себе впрок...

Я дружку моему говорю: - Ну и ну!..

Ну и ну... - отвечает дружок.

Я б туда ни за что не полез!  

-Ну и я б ни за что!  

А потом нас такой разобрал интерес:

Двести тонн в сундуке или сто?

Как бы всё-таки выяснить истинный вес?

Нет в табличке количества тонн..

Ну, а с кем воевал полководец Ямхес,

Мы о том разузнаем потом.


ФАРАОН АМЕНХОТЕП III

Был, наверное, свиреп

Фараон Аменхотеп.

Обожал, наверно, он

Фараоновский закон.

Он сидел небось на троне

И приказы возвещал.

А пред взглядом фараоньим

Всё смолкало, трепеща.

Он однажды верной свите

Прорычал: - Приказ даю!

Ну-ка, скульпторов зовите

Делать статую мою!

Глыбу чёрного гранита

Пусть везут издалека,

Чтоб остался знаменитым

Фараон ваш на века!

Пусть потом Аменхотепу

Все завидуют цари! —

И добавил он свирепо:

Не забудьте цифру ТРИ!

Мы глядим на фараона,

Отвести не можем взгляд:

Всё же важною персоной

Был когда-то экспонат!


МУМИЯ ЖРЕЦА

На эту мумию жреца

все смотрят с бледностью лица.

И о жреце ужасном том

все долго думают потом.

И мы отходим, думая:

«Вот мумия так мумия!..»


ИЕРОГЛИФЫ

На плите, на саркофаге,

На папирусной бумаге

И на всём, что видит взгляд,

Иероглифы пестрят.

Рыбы, звери, птицы, точки,

Загогулины, кружочки...

Всё знакомое почти,

А попробуй-ка прочти!

Вот в квадрате лев скучает —

Что же это означает?

Цапля гордая стоит —

Что она в себе таит?

Буква это или сразу

Вся египетская фраза?

Может, кончилась строка

Возле рыбы и цветка?

Овладеть бы вдруг случайно

Нам египетскою тайной!

Чтоб никто другой не мог

Разгадать секретных строк.


ПАВИЛЬОННЫЙ ЗАЛ

Если даже кто-то сонный

В зал забрёл бы Павильонный,

Вмиг бы тут проснулся он

Восхищён и поражён!

Всё тут арочно-сквозное,

Невесомое, резное,

И сверкания полна

Кружевная белизна!

А ещё — журчат фонтаны,

Неумолчно, неустанно!

А ещё тут есть один

Замечательный павлин!

Он совсем как настоящий,

Только бронзово-блестящий.

Он не только для красы,

Он ещё павлин-часы!

Поясняет нам табличка,

Что заводят эту птичку:

Заведут её, и вот —

Время, тикая, идёт.

А павлин наш ежечасно

Распускает хвост прекрасный,

И кричит он столько раз,

Сколько времени у нас.

Эх, сейчас бы хвост павлиний

Распустился бы в витрине!

Только хвост опущен вниз:

Отдыхает механизм.

ШПАЛЕРНЫЙ КОРИДОР

Шпалеры, что нас поражают размером,

За ниткою нитку, с терпеньем безмерным,

Годами печальные ткали ткачи,

И днём, и ночами при свете свечи...

Ну, скажем, для этой вот маленькой сценки,

Где юноша выткан и птичка у ног,

Лет десять вплетались цвета и оттенки,

И грохал челнок, и работал станок!


ГАЛЕРЕЯ 12 ГОДА

Вы тут не увидите статуй и ваз,

Не встретите тут украшений.

Глазами суровыми смотрят на вас

Герои из дыма сражений.

Здесь честью заслужены все ордена.

Навеки прославлены их имена

За то, что себя не щадили

И в грохоте пушечном Бородина

Россию они защитили.


КУТУЗОВ И БАРКЛАЙ-ДЕ-ТОЛЛИ

Конечно, Кутузова знает любой

Кутузов — великий народный герой!

Едва прозвучит это имя —«Кутузов»,

Как вспомнится сразу изгнанье французов.

Конечно, Кутузова имя

С суворовским только сравнимо.

Но вспомните также Барклая-де-Толли,

Которому выпала тяжкая доля,

 

Но кто поубавил азарта

Бессчётным полкам Бонапарта?

Он армию нашу сумел уберечь,

В бою презирал он и штык, и картечь,

Стяжал он военную славу

И встал в галерее по праву.


ДЕНИС ДАВЫДОВ

Не богатырь по виду,

Не Аполлон лицом

Гусар Денис Давыдов

Выходит на крыльцо.

И на коня садится.

Верней, на скакуна.

 Верней, взлетает птицей,

Не тронув стремена.

Храпит скакун горячий...

И сразу же:— Вперё-ёд!.. —

Лихой отряд казачий

Гусар лихой ведёт.

Покуда их во мраке

Густой скрывает лес

Для яростной атаки

Врагу наперерез.

Гусар Денис Давыдов,

Поэт и партизан,

Не богатырь по виду,

Но духом — великан.

И где-то на биваках

Он сочинит стихи

О славных тех рубаках,

Об их делах лихих.


РЫЦАРСКАЯ ПЕРЧАТКА

Когда-то, на бой вызывая врага,

Такую перчатку бросали к ногам.

И ежели рыцарь её поднимал,

То вызов противника он принимал.

Перчатку бросает барон де Марон

И грозно глазами сверкает.

И тотчас же юный барон де Гудрон

Перчатку его поднимает.

Прекрасные дамы:

Кто — «ай!», а кто — «ой!» —

Глаза прикрывают картинно.

И вот уже зрители шумной гурьбой

Спешат посмотреть поединок.

В МАЛАХИТОВОМ ЗАЛЕ

Кто побывал в Малахитовом зале,

Тот этот зал позабудет едва ли.

Лично меня этот сказочный зал

Прямо у входа сразил наповал!

Молча хожу я, буквально сражённый,

Молча смотрю я на эти колонны,

Полон какой-то неясной мечты

От созерцанья такой красоты.

Вижу зелёное спящее море,

Волны застыли в зелёном узоре...

Что ни волна — то иная волна,

И зелена под волной глубина.

Я вспоминаю уральские сказы,

Глядя на эти камины и вазы...

Если бы мог, сочинил бы стихи я

О красе о твоей, малахит!

Если бы мог, сочинил бы поэму

Я на такую прекрасную тему:

Мы на планете живём неспроста,

А для того, чтоб цвела красота!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Я никогда не видела войны"

Разработка с презентацией классного часа, посвящённого 65 годовщине победы в ВОвойне.Цель:помочь детям расширить и углубить понятие о войне , о мире.Воспитывать чувства уважения к старшему поколению,п...

Урок чтения по теме "Описание чуда в поэтическом тексте. В.В. Лунин «Я видела чудо»

Урок чтения в 1 классе по учебнику  Е.И.Матвеева «Литературное чтение» (развивающая система Эльконина - Давыдова). Тема: " Описание чуда в поэтическом тексте. В.В. Лунин «Я видела чудо»"...

Занятие кружка "Мудрая Сова" по теме "Кто видел снежного человека?"

Цель:1. Дать представление о некоторых суждениях в области необъяснимых фактов.2. Учить самостоятельно находить в дополнительных источниках сведения по изучаемой теме, излагать их на занятиях в виде с...

Кукольный спектакль "Путешествие солнечного лучика"

Цели и задачи: активировать познавательную деятельность в области экологии и охраны природы, привлечь внимание детей к экологическим проблемам окружающей среды, воспитывать у учащихся бережное отношен...

Урок внеклассного чтения "Мы с тобой не видели войны..."

Урок на гражданско-патриотическую тематику....

Мини-спектакль "Путешествие Лучика" (экологическая сказка)

В данном спектакле рассказывается об охране природы, о том как человек должен заботиться с маленького цветочка до большого цветочного луга; с маленькой капельки воды до большого водоёма....

Сценарий кукольного спектакля "Путешествие Долли!" 2020

Ребята 4 класса решили создать коллективный проект по изучению кукольного театра. Продукт -кукольный спектакль. Это наше творчество....