Программа внеурочной деятельности «Здравствуй, дорога!».
рабочая программа (1 класс) на тему
Данная программа представляет собой интегрированный курс по ПДД и краеведению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_pdd.doc | 105 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности
«Здравствуй, дорога!».
(Интегрированный курс ПДД и краеведения.)
Направление – социальное.
1 класс.
Составила: Бондаренко Валентина Захаровна – учитель начальных классов
Пояснительная записка.
Сегодня в Российской Федерации особо остро стоит проблема безопасности дорожного движения. В списке причин гибели людей от несчастных случаев первую строчку твердо занимает дорожно-транспортный травматизм, который в настоящее время достигает масштабов социальной катастрофы. В стране ежегодно в результате дорожно-транспортных происшествий погибает более 30 тыс. человек и свыше 250 тыс. получает травмы. Цифры детского травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий велики: ежегодно погибают и получают травмы в результате ДТП до 27 тыс. детей и подростков до 16 лет.
Основными причинами дорожно – транспортных происшествий, в которых страдают дети и подростки являются недисциплинированность учащихся, незнание ими правил дорожного движения (ПДД) РФ.
Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к ПДД, которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека.
Изучение Правил дорожного движения существенно расширяет возможность воспитания грамотного пешехода и позволяет значительно уменьшить дорожно-транспортный травматизм среди детей и подростков.
Обязательными принципами в подготовке детей к безопасному участию в дорожном движении должно быть взаимодействие учреждений образования с социальной средой.
Так появился второй компонент данной программы – краеведение.
Сущность школьного краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися под руководством учителя в учебно-воспитательных целях определенной территории своего края.
Благодаря краеведению решается важная педагогическая проблема – соединение обучения с жизнью.
Актуальность программы состоит в том, что она направлена на активную борьбу с детским травматизмом и его предупреждением. Необходимые детям навыки прививаются в ненавязчивой игровой форме.
Новизна программы:
1) Увеличено количество часов, что позволяет более основательно изучить правила дорожного движения.
2)Обучение ПДД ведётся с учётом специфики г. Тольятти.
Место в учебном плане.
Программа рассчитана на 33 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение одного учебного года.
Возрастная группа.
Программа рассчитана на учащихся 1 класса.
Цели программы:
- Предупреждение и снижение детского дорожно – транспортного травматизма через воспитание в детях культуры пешеходов;
- Воспитание любви к своему городу.
Задачи программы:
Образовательные:
1.Повысить у учащихся уровень знаний по правилам дорожного движения Российской Федерации;
2.Развивать мотивацию к безопасному поведению в общественных местах.
3. Обучить некоторым приёмам оказания первой медицинской помощи;
4. Формировать у учащихся комплексные знания о родном городе;
3.Развивать познавательный интерес к своей малой родине через различные формы работы;
Развивающие:
1.Развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
2.Способствовать развитию у учащихся таких умений, как быстрота реакции, внимательность, наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, самообладание, находчивость.
Воспитательные:
1.Воспитать у учащихся дисциплинированность и ответственность за свои действия на дороге;
2.Выработать у учащихся культуру поведения в транспорте и других общественных местах города;
3.Сформировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих;
4.Создать условия для формирования нравственных чувств, этики поведения.
Принципы реализации программы:
1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учёт личностных, возрастных особенностей учащих и уровня их психического и физического развития;
2. Принцип взаимосвязи опасного поведения и его последствий;
3. Принцип социальной безопасности. Учащиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения;
4. Принцип самоорганизации, самовоспитания;
5. Дидактические принципы: доступность, наглядность, научность.
Формы и методы организации занятий:
1. Беседы с учащимися;
2. Экскурсии на природу, на различные предприятия района, в музей и т. д.;
3. Встречи с сотрудниками ДПС, работниками ВАЗа;
4. Утренники, викторины, конкурсы, соревнования, выставки работ;
5. Выполнение творческого задания: защита проектов, сочинения, рисование, лепка, подготовка небольших устных сообщений на разные темы, выпуск газеты.
6. Практические занятия: изучение карты города, района, посадка клумбы на территории школы.
В результате изучения данной программы у учащихся развиваются следующие УУД:
Личностные универсальные учебные действия
• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
• способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
• основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Регулятивные универсальные учебные действия
• умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
• умение выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
Познавательные универсальные учебные действия
• умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
• умение строить сообщения в устной и письменной форме.
Коммуникативные универсальные учебные действия
• умение адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач.
•умение формулировать собственное мнение;
• умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Календарно – тематическое планирование
№ | Тема | Краткое содержание | Место проведения | ||
в аудитории | вне аудитории | ||||
теория | практика | ||||
1 | Введение. | Презентация, загадки, конкурсы. | + | ||
2 | АВТОазбука. А-автомобиль. Б- безопасность | Беседа. Выставка моделей автомобилей из коллекции детей. Лепка автомобиля. | + | + | |
3 | АВТОазбука. В-ВАЗ, водитель. | Презентация. Выступление работника ВАЗа (родителя). | + | ||
4 | АВТОазбука. Г- глушитель. Д- дорога. | Беседа. Экскурсия в микрорайоне школы. | + | ||
5 | АВТОазбука. Е- езда. Ё - ёж. | Беседа, кроссворд по ПДД. Конкурс рисунков. | + | + | |
6 | АВТОазбука. Ж- Жигули и жигули. | Презентация о Жигулёвских горах. Историческая справка о первых машинах ВАЗа. | + | ||
7 | Экскурсия в краеведческий музей. | Предварительная беседа о правилах поведения на улице и в музее. Выставка рисунков по впечатлениям экскурсии (Д.Р.) | + | ||
8 | АВТОазбука. З - зебра, знаки дорожные. | Историческая справка. Загадки. Стихи о дорожных знаках. Лепка. | + | + | |
9 | АВТОазбука. И-инструменты, испытательный трек. | Беседа. Загадки. Показ инструментов. Техника безопасности при работе с инструментми. | + | + | |
10 | АВТОазбука. Й – йод (оказание мед. помощи). | Беседа с мед. сестрой. Ролевая игра.(врач – пострадавший) | + | ||
11 | Уроки тётушки Совы.(часть 1) | Мультфильм по ПДД. Серии 1-3. Беседа по содержанию мультфильма. | + | ||
12 | АВТОазбука. К – карта. | Работа с планом местности. Индивидуальная работа (отметь на карте свой путь от дома до школы) | + | + | |
13 | Автобусная экскурсия по городу. | Предварительная беседа по правилам поведения во время экскурсии. Фотоотчёт. | + | ||
14 | АВТОазбука. Л- ЛАДА, лихач. | Беседа. Словарная работа со словом лихач. Мини диспут. «Быстрая езда. За и против» | + | + | |
15 | АВТОазбука. М- масло. Н- НИВА, номер. | Беседа. Игры с числами на внимание. Рисунок «Номер для машины сказочного героя». | + | + | |
16 | АВТОазбука. О - опасность на дорогах. | Беседа. Анализ ситуаций. Ролевые игры. | + | ||
17 | АВТОазбука. П – пассажир, пешеход, переход. | Беседа. Стихи. Инсценировки. Ролевые игры. | + | ||
18 | АВТОазбука. Р -регулировщик, ремень безопасности. | Беседа. Загадки. Сюжетно –ролевая игра. | + | ||
19 | Уроки тётушки Совы.(часть 2) | Мультфильм по ПДД. Серии 4-6. Беседа по содержанию мультфильма. | + | ||
20 | АВТОазбука. С – салон, светофор, скорость. | Беседа. М/Ф о светофоре. Конкурс рисунков – дизайнерских проектов салонов автомобилей. | |||
21 | АВТОазбука. Т – транспорт, тормоза. | Беседа. Презентация. Лепка различных видов транспорта. | + | + | |
22 | АВТОазбука. У – указатель. Ф – фара. | Историческая справка о возникновении указателей по указу Петра 1. Тест –игра. Соедини рисунок с нужными словами (детали автомобиля) | + | + | |
23 | АВТОазбука. Х –хобби. Ц – цвет. Ч – час пик. Ш – шлагбаум. | Беседа. Рассказы детей с использованием игрушек «Моя любимая машина». Словарная работа с названиями цветов автомобилей (Океан, Фея, Антилопа, Нептун и т.д.) | + | + | |
24 | АВТОазбука. Щ – щиток. Э- электромобиль. | Беседа. Стихи. Рассказ о предназначении некоторых деталей автомобиля, в том числе и щитке. Конкурс рисунков «Автомобиль будущего». | + | + | |
25 | АВТОазбука. Ю – Юбилеи ВАЗА. 45- в 2011, 50- в 2016. | Презентация. Встреча с ветеранами ВАЗа. | + | + | |
26 | Экскурсия в музей ВАЗа. | Предварительная беседа. Фотоотчёт. | + | ||
27 | Уроки тётушки Совы.(часть 2) | Мультфильм по ПДД. Серии 7-10. Беседа по содержанию мультфильма. | + | ||
28 | АВТОазбука. Я – грамотный пешеход. | Творческие отчёты детей . | + | ||
29 | Защита групповых проектов по ПДД . | Работа жюри . | + | ||
30 | КВН по ПДД. | Конкурсная программа с использованием презентаций, инсценировок, ребусов, загадок и т. д. | + | ||
31 | Встреча с сотрудником ДПС. | Беседа. Ответы на вопросы детей. | + | + | |
32 | Тест по ПДД. Выпуск газеты. | Тестовая работа на 10-15 минут. Газета из фотографий, собранных за год. | + | ||
33 | «Знай правила дорожного движения, как таблицу умножения.» Посадка клумбы на территории школы. | Стихотворный отчёт. Практическая работа. | + |
Планируемый результат.
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни).
Школьники приобретают знания о ПДД *, в том числе и в своём микрорайоне **, об истории города, его достопримечательностях, о правилах коллективной работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом).
Идёт развитие ценностных отношений школьника к историческому и духовному наследию малой родины, к людям труда, к членам своей семьи, к школе, к памятникам культуры, к природе, к людям других поколений, к своему дому, друзьям, к традициям.
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия).
Ученик научится:
• включаться в творческую деятельность под руководством учителя;
• строить понятные для партнёра высказывания;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
_________________________________________________________________
*
правила перехода проезжей части на площадях и перекрестках;
правила посадки в общественный транспорт и высадки из него;
правила поведения детей при перевозке в салоне легкового автомобиля;
правила перехода улиц и дорог по сигналам светофора;
правила перехода улиц и дорог по пешеходным переходам;
правила перехода проезжей части дороги при отсутствии пешеходных переходов и светофоров в зоне видимости;
движение по тротуару, пешеходной дорожке (а при их отсутствии – по обочине и краю проезжей части со взрослыми);
правила движения группы детей в сопровождении взрослых;
правила этичного, вежливого и безопасного поведения в транспорте, находясь со взрослыми;
**
опасные места вокруг школы, дома, в микрорайоне, на улицах и дорогах;
безопасные участки улиц и дорог в микрорайоне;
места, где можно и нельзя играть, кататься на велосипеде, роликовых коньках, самокатных средствах, санках;
Литература:
1. В.Е.Амелина и др. Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению правил дорожного движения.- М: Глобус, 2008 г.
2.Е.А.Козловская, С.А.Козловский. Учебно – методическое пособие Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника.-М: Третий Рим, 2007г.
3.Князева Р.А. 100 задач по ПДД. -М: Педагогика,1997г.
4.А Шевченко, Г Ясинский. АВТО азбука. – С-Пб: Издательский дом «Светлячок»,2001г.
5.Филенко М.Н. Школьникам о правилах дорожного движения.- М: Просвещение,1985г .
6. Князева Р.А. 100 задач по ПДД. -М: Педагогика,1997г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Безопасная дорога"
Цель программы: создание условий для формирования у обучающихся устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, умение использовать правила дорожного движения в реально...
авторская программа внеурочной деятельности "По дорогам сказок"
Данный курс формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эс...
Программа внеурочной деятельности «Добрая дорога»
Программа курса построена таким образом, что ежегодно дети возвращаются к пройденным ранее темам, но уже на другом, более сложном воспитательном уровне. В программу включены практические занятия...
Рабочая программа внеурочной деятельности "По дорогам безопасности"
Рабочая программа внеурочной деятельности "По дорогам безопасности"...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Добрая дорога детства"
Социальное направление...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука дороги" 1 класс
Программа рассчитана на 1 час в неделю. Поможет учителю планировать занятия по правилам дорожного движения в 1х классах....