Программа внеурочной деятельности «Здравствуй, дорога!».
рабочая программа (1 класс) на тему
Данная программа представляет собой интегрированный курс по ПДД и краеведению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 105 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности
«Здравствуй, дорога!».
(Интегрированный курс ПДД и краеведения.)
Направление – социальное.
1 класс.
Составила: Бондаренко Валентина Захаровна – учитель начальных классов
Пояснительная записка.
Сегодня в Российской Федерации особо остро стоит проблема безопасности дорожного движения. В списке причин гибели людей от несчастных случаев первую строчку твердо занимает дорожно-транспортный травматизм, который в настоящее время достигает масштабов социальной катастрофы. В стране ежегодно в результате дорожно-транспортных происшествий погибает более 30 тыс. человек и свыше 250 тыс. получает травмы. Цифры детского травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий велики: ежегодно погибают и получают травмы в результате ДТП до 27 тыс. детей и подростков до 16 лет.
Основными причинами дорожно – транспортных происшествий, в которых страдают дети и подростки являются недисциплинированность учащихся, незнание ими правил дорожного движения (ПДД) РФ.
Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к ПДД, которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека.
Изучение Правил дорожного движения существенно расширяет возможность воспитания грамотного пешехода и позволяет значительно уменьшить дорожно-транспортный травматизм среди детей и подростков.
Обязательными принципами в подготовке детей к безопасному участию в дорожном движении должно быть взаимодействие учреждений образования с социальной средой.
Так появился второй компонент данной программы – краеведение.
Сущность школьного краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися под руководством учителя в учебно-воспитательных целях определенной территории своего края.
Благодаря краеведению решается важная педагогическая проблема – соединение обучения с жизнью.
Актуальность программы состоит в том, что она направлена на активную борьбу с детским травматизмом и его предупреждением. Необходимые детям навыки прививаются в ненавязчивой игровой форме.
Новизна программы:
1) Увеличено количество часов, что позволяет более основательно изучить правила дорожного движения.
2)Обучение ПДД ведётся с учётом специфики г. Тольятти.
Место в учебном плане.
Программа рассчитана на 33 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение одного учебного года.
Возрастная группа.
Программа рассчитана на учащихся 1 класса.
Цели программы:
- Предупреждение и снижение детского дорожно – транспортного травматизма через воспитание в детях культуры пешеходов;
- Воспитание любви к своему городу.
Задачи программы:
Образовательные:
1.Повысить у учащихся уровень знаний по правилам дорожного движения Российской Федерации;
2.Развивать мотивацию к безопасному поведению в общественных местах.
3. Обучить некоторым приёмам оказания первой медицинской помощи;
4. Формировать у учащихся комплексные знания о родном городе;
3.Развивать познавательный интерес к своей малой родине через различные формы работы;
Развивающие:
1.Развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
2.Способствовать развитию у учащихся таких умений, как быстрота реакции, внимательность, наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, самообладание, находчивость.
Воспитательные:
1.Воспитать у учащихся дисциплинированность и ответственность за свои действия на дороге;
2.Выработать у учащихся культуру поведения в транспорте и других общественных местах города;
3.Сформировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих;
4.Создать условия для формирования нравственных чувств, этики поведения.
Принципы реализации программы:
1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учёт личностных, возрастных особенностей учащих и уровня их психического и физического развития;
2. Принцип взаимосвязи опасного поведения и его последствий;
3. Принцип социальной безопасности. Учащиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения;
4. Принцип самоорганизации, самовоспитания;
5. Дидактические принципы: доступность, наглядность, научность.
Формы и методы организации занятий:
1. Беседы с учащимися;
2. Экскурсии на природу, на различные предприятия района, в музей и т. д.;
3. Встречи с сотрудниками ДПС, работниками ВАЗа;
4. Утренники, викторины, конкурсы, соревнования, выставки работ;
5. Выполнение творческого задания: защита проектов, сочинения, рисование, лепка, подготовка небольших устных сообщений на разные темы, выпуск газеты.
6. Практические занятия: изучение карты города, района, посадка клумбы на территории школы.
В результате изучения данной программы у учащихся развиваются следующие УУД:
Личностные универсальные учебные действия
• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
• способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
• основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Регулятивные универсальные учебные действия
• умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
• умение выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
Познавательные универсальные учебные действия
• умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
• умение строить сообщения в устной и письменной форме.
Коммуникативные универсальные учебные действия
• умение адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач.
•умение формулировать собственное мнение;
• умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Календарно – тематическое планирование
№ | Тема | Краткое содержание | Место проведения | ||
в аудитории | вне аудитории | ||||
теория | практика | ||||
1 | Введение. | Презентация, загадки, конкурсы. | + | ||
2 | АВТОазбука. А-автомобиль. Б- безопасность | Беседа. Выставка моделей автомобилей из коллекции детей. Лепка автомобиля. | + | + | |
3 | АВТОазбука. В-ВАЗ, водитель. | Презентация. Выступление работника ВАЗа (родителя). | + | ||
4 | АВТОазбука. Г- глушитель. Д- дорога. | Беседа. Экскурсия в микрорайоне школы. | + | ||
5 | АВТОазбука. Е- езда. Ё - ёж. | Беседа, кроссворд по ПДД. Конкурс рисунков. | + | + | |
6 | АВТОазбука. Ж- Жигули и жигули. | Презентация о Жигулёвских горах. Историческая справка о первых машинах ВАЗа. | + | ||
7 | Экскурсия в краеведческий музей. | Предварительная беседа о правилах поведения на улице и в музее. Выставка рисунков по впечатлениям экскурсии (Д.Р.) | + | ||
8 | АВТОазбука. З - зебра, знаки дорожные. | Историческая справка. Загадки. Стихи о дорожных знаках. Лепка. | + | + | |
9 | АВТОазбука. И-инструменты, испытательный трек. | Беседа. Загадки. Показ инструментов. Техника безопасности при работе с инструментми. | + | + | |
10 | АВТОазбука. Й – йод (оказание мед. помощи). | Беседа с мед. сестрой. Ролевая игра.(врач – пострадавший) | + | ||
11 | Уроки тётушки Совы.(часть 1) | Мультфильм по ПДД. Серии 1-3. Беседа по содержанию мультфильма. | + | ||
12 | АВТОазбука. К – карта. | Работа с планом местности. Индивидуальная работа (отметь на карте свой путь от дома до школы) | + | + | |
13 | Автобусная экскурсия по городу. | Предварительная беседа по правилам поведения во время экскурсии. Фотоотчёт. | + | ||
14 | АВТОазбука. Л- ЛАДА, лихач. | Беседа. Словарная работа со словом лихач. Мини диспут. «Быстрая езда. За и против» | + | + | |
15 | АВТОазбука. М- масло. Н- НИВА, номер. | Беседа. Игры с числами на внимание. Рисунок «Номер для машины сказочного героя». | + | + | |
16 | АВТОазбука. О - опасность на дорогах. | Беседа. Анализ ситуаций. Ролевые игры. | + | ||
17 | АВТОазбука. П – пассажир, пешеход, переход. | Беседа. Стихи. Инсценировки. Ролевые игры. | + | ||
18 | АВТОазбука. Р -регулировщик, ремень безопасности. | Беседа. Загадки. Сюжетно –ролевая игра. | + | ||
19 | Уроки тётушки Совы.(часть 2) | Мультфильм по ПДД. Серии 4-6. Беседа по содержанию мультфильма. | + | ||
20 | АВТОазбука. С – салон, светофор, скорость. | Беседа. М/Ф о светофоре. Конкурс рисунков – дизайнерских проектов салонов автомобилей. | |||
21 | АВТОазбука. Т – транспорт, тормоза. | Беседа. Презентация. Лепка различных видов транспорта. | + | + | |
22 | АВТОазбука. У – указатель. Ф – фара. | Историческая справка о возникновении указателей по указу Петра 1. Тест –игра. Соедини рисунок с нужными словами (детали автомобиля) | + | + | |
23 | АВТОазбука. Х –хобби. Ц – цвет. Ч – час пик. Ш – шлагбаум. | Беседа. Рассказы детей с использованием игрушек «Моя любимая машина». Словарная работа с названиями цветов автомобилей (Океан, Фея, Антилопа, Нептун и т.д.) | + | + | |
24 | АВТОазбука. Щ – щиток. Э- электромобиль. | Беседа. Стихи. Рассказ о предназначении некоторых деталей автомобиля, в том числе и щитке. Конкурс рисунков «Автомобиль будущего». | + | + | |
25 | АВТОазбука. Ю – Юбилеи ВАЗА. 45- в 2011, 50- в 2016. | Презентация. Встреча с ветеранами ВАЗа. | + | + | |
26 | Экскурсия в музей ВАЗа. | Предварительная беседа. Фотоотчёт. | + | ||
27 | Уроки тётушки Совы.(часть 2) | Мультфильм по ПДД. Серии 7-10. Беседа по содержанию мультфильма. | + | ||
28 | АВТОазбука. Я – грамотный пешеход. | Творческие отчёты детей . | + | ||
29 | Защита групповых проектов по ПДД . | Работа жюри . | + | ||
30 | КВН по ПДД. | Конкурсная программа с использованием презентаций, инсценировок, ребусов, загадок и т. д. | + | ||
31 | Встреча с сотрудником ДПС. | Беседа. Ответы на вопросы детей. | + | + | |
32 | Тест по ПДД. Выпуск газеты. | Тестовая работа на 10-15 минут. Газета из фотографий, собранных за год. | + | ||
33 | «Знай правила дорожного движения, как таблицу умножения.» Посадка клумбы на территории школы. | Стихотворный отчёт. Практическая работа. | + |
Планируемый результат.
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни).
Школьники приобретают знания о ПДД *, в том числе и в своём микрорайоне **, об истории города, его достопримечательностях, о правилах коллективной работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом).
Идёт развитие ценностных отношений школьника к историческому и духовному наследию малой родины, к людям труда, к членам своей семьи, к школе, к памятникам культуры, к природе, к людям других поколений, к своему дому, друзьям, к традициям.
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия).
Ученик научится:
• включаться в творческую деятельность под руководством учителя;
• строить понятные для партнёра высказывания;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
_________________________________________________________________
*
правила перехода проезжей части на площадях и перекрестках;
правила посадки в общественный транспорт и высадки из него;
правила поведения детей при перевозке в салоне легкового автомобиля;
правила перехода улиц и дорог по сигналам светофора;
правила перехода улиц и дорог по пешеходным переходам;
правила перехода проезжей части дороги при отсутствии пешеходных переходов и светофоров в зоне видимости;
движение по тротуару, пешеходной дорожке (а при их отсутствии – по обочине и краю проезжей части со взрослыми);
правила движения группы детей в сопровождении взрослых;
правила этичного, вежливого и безопасного поведения в транспорте, находясь со взрослыми;
**
опасные места вокруг школы, дома, в микрорайоне, на улицах и дорогах;
безопасные участки улиц и дорог в микрорайоне;
места, где можно и нельзя играть, кататься на велосипеде, роликовых коньках, самокатных средствах, санках;
Литература:
1. В.Е.Амелина и др. Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению правил дорожного движения.- М: Глобус, 2008 г.
2.Е.А.Козловская, С.А.Козловский. Учебно – методическое пособие Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника.-М: Третий Рим, 2007г.
3.Князева Р.А. 100 задач по ПДД. -М: Педагогика,1997г.
4.А Шевченко, Г Ясинский. АВТО азбука. – С-Пб: Издательский дом «Светлячок»,2001г.
5.Филенко М.Н. Школьникам о правилах дорожного движения.- М: Просвещение,1985г .
6. Князева Р.А. 100 задач по ПДД. -М: Педагогика,1997г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Безопасная дорога"
Цель программы: создание условий для формирования у обучающихся устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, умение использовать правила дорожного движения в реально...
авторская программа внеурочной деятельности "По дорогам сказок"
Данный курс формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эс...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/18/picture-867896-1482060169.png)
Программа внеурочной деятельности «Добрая дорога»
Программа курса построена таким образом, что ежегодно дети возвращаются к пройденным ранее темам, но уже на другом, более сложном воспитательном уровне. В программу включены практические занятия...
Рабочая программа внеурочной деятельности "По дорогам безопасности"
Рабочая программа внеурочной деятельности "По дорогам безопасности"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/19/picture-470472-1550597287.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука дороги" 1 класс
Программа рассчитана на 1 час в неделю. Поможет учителю планировать занятия по правилам дорожного движения в 1х классах....