Программа внеурочной деятельности «Здравствуй, дорога!».
рабочая программа (1 класс) на тему

Данная программа представляет собой интегрированный курс по ПДД и краеведению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_pdd.doc105 КБ

Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности

«Здравствуй, дорога!».

(Интегрированный курс ПДД и краеведения.)

Направление – социальное.

1 класс.

Составила: Бондаренко Валентина Захаровна – учитель начальных классов

Пояснительная записка.

Сегодня в Российской Федерации особо остро стоит проблема безопасности дорожного движения. В списке причин гибели людей от несчастных случаев первую строчку твердо занимает дорожно-транспортный травматизм, который в настоящее время достигает масштабов социальной катастрофы. В стране ежегодно в результате дорожно-транспортных происшествий погибает более 30 тыс. человек и свыше 250 тыс. получает травмы. Цифры детского травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий велики: ежегодно погибают и получают травмы в результате ДТП до 27 тыс. детей и подростков до 16 лет.

Основными причинами дорожно – транспортных происшествий, в которых страдают дети и подростки являются недисциплинированность учащихся, незнание ими правил дорожного движения (ПДД) РФ.

          Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к ПДД, которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека.

Изучение Правил дорожного движения существенно расширяет возможность воспитания грамотного пешехода и позволяет значительно уменьшить дорожно-транспортный травматизм среди детей и подростков.

Обязательными принципами в подготовке детей к безопасному участию в дорожном движении должно быть взаимодействие учреждений образования с социальной средой. 

Так появился второй компонент данной программы – краеведение.

Сущность школьного краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися под руководством учителя в учебно-воспитательных целях определенной территории своего края.

Благодаря краеведению решается важная педагогическая проблема – соединение обучения с жизнью.

Актуальность программы состоит в том, что она направлена на активную борьбу с детским травматизмом и его предупреждением. Необходимые детям навыки прививаются в ненавязчивой игровой форме.

Новизна программы: 

1) Увеличено количество часов, что позволяет более основательно изучить правила дорожного движения.

2)Обучение ПДД ведётся с учётом специфики г. Тольятти.

Место в учебном плане.

 Программа рассчитана на 33 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение одного учебного года.

Возрастная группа.

Программа рассчитана на учащихся 1 класса.

Цели программы:

  1. Предупреждение и снижение детского дорожно – транспортного травматизма через воспитание в детях культуры пешеходов;
  2. Воспитание любви к своему городу.

Задачи  программы:

Образовательные:

1.Повысить у учащихся уровень знаний по правилам дорожного движения Российской Федерации;

2.Развивать мотивацию к безопасному поведению в общественных местах.

3. Обучить некоторым приёмам оказания первой медицинской помощи;

4. Формировать у учащихся комплексные знания о родном городе;

3.Развивать познавательный интерес к своей малой родине через различные формы работы;

Развивающие:

1.Развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;

2.Способствовать развитию у учащихся таких умений, как быстрота реакции, внимательность, наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, самообладание, находчивость.

Воспитательные:

1.Воспитать у учащихся дисциплинированность и ответственность за свои действия на дороге;

2.Выработать у учащихся культуру поведения в транспорте и других общественных местах города;

3.Сформировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих;

4.Создать условия для формирования нравственных чувств, этики поведения.

Принципы реализации программы:

1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учёт личностных, возрастных особенностей учащих и уровня их психического и физического развития;

2. Принцип взаимосвязи опасного поведения и его последствий;

3. Принцип социальной безопасности. Учащиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения;

4. Принцип самоорганизации, самовоспитания;

5. Дидактические принципы: доступность, наглядность, научность.

Формы и методы организации занятий:

1.  Беседы с учащимися;

2.  Экскурсии на природу, на различные предприятия района, в музей и т. д.;

3.  Встречи с  сотрудниками ДПС, работниками ВАЗа;

4.  Утренники, викторины, конкурсы, соревнования, выставки работ;

5.  Выполнение творческого задания:  защита проектов,   сочинения, рисование, лепка, подготовка небольших устных сообщений на разные темы, выпуск газеты.

6. Практические занятия: изучение карты города, района, посадка клумбы на территории школы.

 В результате изучения данной программы у учащихся развиваются следующие УУД:

 Личностные универсальные учебные действия

• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

• способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

• основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

 Регулятивные универсальные учебные действия

•  умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

• умение выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Познавательные универсальные учебные действия

• умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

• умение строить сообщения в устной и письменной форме.

 Коммуникативные универсальные учебные действия

•  умение адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач.

•умение формулировать собственное мнение;

• умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Календарно – тематическое планирование

Тема

Краткое содержание

Место проведения

в аудитории

вне аудитории

теория

практика

1

Введение.

Презентация, загадки, конкурсы.

+

2

АВТОазбука.

А-автомобиль.

Б- безопасность

Беседа. Выставка моделей автомобилей из коллекции детей. Лепка автомобиля.

+

+

3

АВТОазбука.

В-ВАЗ, водитель.

Презентация.

Выступление работника ВАЗа (родителя).

+

4

АВТОазбука.

Г- глушитель.

Д- дорога.

Беседа. Экскурсия в микрорайоне школы.

+

5

АВТОазбука.

Е- езда.

Ё - ёж.

Беседа, кроссворд по ПДД. Конкурс рисунков.

+

+

6

АВТОазбука.

Ж- Жигули и жигули.

Презентация о Жигулёвских горах. Историческая справка о первых машинах ВАЗа.

+

7

Экскурсия в краеведческий музей.

Предварительная беседа о правилах поведения на улице и в музее. Выставка рисунков по впечатлениям экскурсии (Д.Р.)

+

8

АВТОазбука.

З - зебра, знаки дорожные.

Историческая справка. Загадки. Стихи о дорожных знаках.

Лепка.

+

+

9

АВТОазбука.

И-инструменты, испытательный  трек.

Беседа. Загадки. Показ инструментов. Техника безопасности при работе с инструментми.

+

+

10

АВТОазбука.

Й – йод (оказание мед. помощи).

Беседа с мед. сестрой.

Ролевая игра.(врач – пострадавший)

+

11

Уроки тётушки Совы.(часть 1)

Мультфильм по ПДД. Серии 1-3. Беседа по содержанию мультфильма.

+

12

АВТОазбука.

К – карта.

Работа с планом местности. Индивидуальная работа (отметь на карте свой путь от дома до школы)

+

+

13

Автобусная экскурсия по городу.

Предварительная беседа по правилам поведения во время экскурсии. Фотоотчёт.

+

14

АВТОазбука.

Л- ЛАДА, лихач.

Беседа. Словарная работа со словом  лихач. Мини диспут. «Быстрая езда. За и против»

+

+

15

АВТОазбука.

М- масло.

Н- НИВА, номер.

Беседа. Игры с числами на внимание. Рисунок «Номер  для машины сказочного героя».

+

+

16

АВТОазбука.

О - опасность на дорогах.

Беседа. Анализ ситуаций. Ролевые игры.

+

17

АВТОазбука.

П – пассажир, пешеход, переход.

Беседа. Стихи. Инсценировки. Ролевые игры.

+

18

АВТОазбука.

Р -регулировщик, ремень безопасности.

Беседа. Загадки. Сюжетно –ролевая игра.

+

19

Уроки тётушки Совы.(часть 2)

Мультфильм по ПДД. Серии 4-6. Беседа по содержанию мультфильма.

+

20

АВТОазбука.

С – салон, светофор, скорость.

Беседа. М/Ф о светофоре. Конкурс рисунков – дизайнерских проектов салонов автомобилей.

21

АВТОазбука.

Т – транспорт, тормоза.

Беседа. Презентация.

Лепка различных видов транспорта.

+

+

22

АВТОазбука.

У – указатель.

Ф – фара.

Историческая справка о возникновении указателей по указу Петра 1. Тест –игра. Соедини рисунок с нужными словами (детали автомобиля)

+

+

23

АВТОазбука.

Х –хобби.

Ц – цвет.

Ч – час пик.

Ш – шлагбаум.

Беседа.

Рассказы детей с использованием игрушек «Моя любимая машина».

Словарная работа с названиями цветов автомобилей (Океан, Фея, Антилопа, Нептун и т.д.)

+

+

24

АВТОазбука.

Щ – щиток.

Э- электромобиль.

Беседа. Стихи. Рассказ о предназначении некоторых деталей автомобиля, в том числе и щитке.

Конкурс рисунков «Автомобиль будущего».

+

+

25

АВТОазбука.

Ю – Юбилеи ВАЗА.

45- в 2011,

50- в 2016.

Презентация. Встреча с ветеранами ВАЗа.

+

+

26

Экскурсия в музей ВАЗа.

Предварительная беседа. Фотоотчёт.

+

27

Уроки тётушки Совы.(часть 2)

Мультфильм по ПДД. Серии 7-10. Беседа по содержанию мультфильма.

+

28

АВТОазбука.

Я – грамотный пешеход.

Творческие отчёты детей .

+

29

Защита групповых проектов  по ПДД  .

Работа жюри .

+

30

КВН по ПДД.

Конкурсная программа с использованием презентаций, инсценировок, ребусов, загадок и т. д.

+

31

Встреча с сотрудником ДПС.

Беседа. Ответы на вопросы детей.

+

+

32

Тест по ПДД.

Выпуск газеты.

Тестовая работа на   10-15 минут. Газета из фотографий, собранных за год.

+

33

 «Знай правила дорожного движения, как таблицу умножения.»

Посадка клумбы на территории школы.

Стихотворный отчёт.

Практическая работа.

+

Планируемый результат.

Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни).

Школьники приобретают знания о ПДД *, в том числе и в своём микрорайоне **, об  истории  города, его достопримечательностях, о правилах коллективной работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации.

Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом).

Идёт развитие ценностных отношений школьника к историческому и духовному наследию малой родины, к людям труда, к членам своей семьи, к школе, к памятникам культуры, к природе, к людям других поколений, к своему дому, друзьям, к традициям.

Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия).

Ученик научится:

• включаться в творческую деятельность под руководством учителя;

• строить понятные для партнёра высказывания;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

_________________________________________________________________

*

правила перехода проезжей части на площадях и перекрестках;

правила посадки в общественный транспорт и высадки из него;

правила поведения детей при перевозке в салоне легкового автомобиля;

правила  перехода улиц и дорог по сигналам светофора;

правила  перехода улиц и дорог по пешеходным переходам;

правила  перехода проезжей части дороги при отсутствии пешеходных переходов и светофоров в зоне видимости;

движение по тротуару, пешеходной дорожке (а при их отсутствии – по обочине и краю проезжей части со взрослыми);

 правила  движения группы детей в сопровождении взрослых;

правила  этичного, вежливого и безопасного поведения в транспорте, находясь со взрослыми;

**

опасные места вокруг школы, дома, в микрорайоне, на улицах и дорогах;

безопасные участки улиц и дорог в микрорайоне;

места, где можно и нельзя играть, кататься на велосипеде, роликовых коньках, самокатных средствах, санках;

  Литература:

1. В.Е.Амелина и др. Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению правил дорожного движения.- М:  Глобус,     2008 г.

2.Е.А.Козловская, С.А.Козловский. Учебно – методическое пособие Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника.-М: Третий Рим, 2007г.

3.Князева Р.А. 100 задач по ПДД. -М: Педагогика,1997г.

4.А Шевченко, Г Ясинский. АВТО азбука. – С-Пб: Издательский дом «Светлячок»,2001г.

5.Филенко М.Н. Школьникам о правилах дорожного движения.- М: Просвещение,1985г .

6. Князева Р.А. 100 задач по ПДД. -М: Педагогика,1997г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Безопасная дорога"

Цель программы:  создание условий для формирования у обучающихся  устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, умение использовать правила дорожного движения в реально...

авторская программа внеурочной деятельности "По дорогам сказок"

Данный курс формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эс...

Программа внеурочной деятельности «Добрая дорога»

Программа курса построена таким образом, что ежегодно дети возвращаются к пройденным ранее темам, но уже на другом, более сложном воспитательном  уровне. В программу включены практические занятия...

Рабочая программа внеурочной деятельности "По дорогам безопасности"

Рабочая программа внеурочной деятельности "По дорогам безопасности"...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука дороги" 1 класс

Программа рассчитана на 1 час в неделю. Поможет учителю планировать занятия по правилам дорожного движения в 1х классах....