Программа внеурочной деятельности "Безопасная дорога"
рабочая программа по обж (1 класс) на тему
Цель программы: создание условий для формирования у обучающихся устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, умение использовать правила дорожного движения в реальной жизни.
В последнее время наблюдается тенденция роста числа детей и подростков, которые являются причиной дорожно-транспортного происшествия. Поэтому проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность.
Для предупреждения роста детского дорожно-транспортного травматизма необходимо обучение детей школьного возраста правилам безопасного поведения на улице и формирование у них специальных навыков. Если взрослый может контролировать свое поведение на улице, то для ребенка это весьма проблематично. Для детей школьного возраста характерен синкретизм восприятия, т. е. не ребенок контролирует ситуацию, а ситуация захватывает ребенка на столько, что он не замечает окружающий действительности и часто подвергается опасности. Это подтверждается данными статистики. Основной причиной происшествий на протяжении ряда лет является переход дороги в неустановленном месте перед близко идущим транспортом. Возросло число ДТП из-за несоблюдения детьми требований сигналов светофора. Травматизм на дорогах - это проблема, которая беспокоит людей всех стран мира. Плата очень дорогая и ничем не оправданная. Попадание ребенка в дорожно-транспортное происшествие - это трагедия: даже если ребенок остался жив и не получил дорожной травмы; ведь то морально-психологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь.
Данная программа сориентирована на изучение основ безопасности, направленных на обеспечение безопасности личности на дороге от всех источников угроз, на знания и навыки использования правил дорожного движения в жизни, которые являются одним из фрагментов культуры личной безопасности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_bezopasnaya_doroga.docx | 914.94 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 149
ПРИНЯТА УТВЕРЖДАЮ
на методическом совете Директор МБОУ СОШ № 149
МБОУ СОШ № 149 __________ В.В. Костюнина
_________________г. _____________________г.
Программа внеурочной деятельности
«Безопасная дорога»
Направление: социальное
Класс: 1-4
ПЕДАГОГ:
Амосова В.В.
г. Нижний Новгород
2014 г.
- Пояснительная записка.
Правительство РФ обращается ко всем участникам дорожного движения – «сконцентрировать свое внимание на неукоснительном соблюдении ПДД, на уважении друг к другу, помня при этом, что от нашего поведения на дорогах и улицах зависит как наша собственная жизнь, так жизнь и здоровье любого человека». Находясь в социуме, каждый человек, так или иначе, влияет на уровень безопасности окружающих людей, и безопасность каждого во многом зависит от уровня сформированности культуры личной безопасности конкретного человека. Перед нами стоит актуальная задача по воспитанию культуры личной безопасности, которая является компонентом общечеловеческой культуры.
Данная программа сориентирована на изучение основ безопасности, направленных на обеспечение безопасности личности на дороге от всех источников угроз, на знания и навыки использования правил дорожного движения в жизни, которые являются одним из фрагментов культуры личной безопасности.
Мы живем в городе, где из года в год стремительно растет число транспорта. Иногда приходится видеть аварийные ситуации на дорогах, где виновниками являются как водители, так и пешеходы, среди которых есть дети. Главная причина здесь в том, что у детей двойственное отношение к автомобилю. С одной стороны, они боятся этих громадных рычащих машин, проносящихся на большой скорости мимо них, с другой – они лишены страха и готовы перебежать перед машиной дорогу, не понимая, что водитель остановиться или свернуть в сторону просто не в состоянии. За каждой из дорожных трагедий - судьба ребенка и горе родителей.
В последнее время наблюдается тенденция роста числа детей и подростков, которые являются причиной дорожно-транспортного происшествия. Поэтому проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность.
Для предупреждения роста детского дорожно-транспортного травматизма необходимо обучение детей школьного возраста правилам безопасного поведения на улице и формирование у них специальных навыков. Если взрослый может контролировать свое поведение на улице, то для ребенка это весьма проблематично. Для детей школьного возраста характерен синкретизм восприятия, т. е. не ребенок контролирует ситуацию, а ситуация захватывает ребенка на столько, что он не замечает окружающий действительности и часто подвергается опасности. Это подтверждается данными статистики. Основной причиной происшествий на протяжении ряда лет является переход дороги в неустановленном месте перед близко идущим транспортом. Возросло число ДТП из-за несоблюдения детьми требований сигналов светофора. Травматизм на дорогах - это проблема, которая беспокоит людей всех стран мира. Плата очень дорогая и ничем не оправданная. Попадание ребенка в дорожно-транспортное происшествие - это трагедия: даже если ребенок остался жив и не получил дорожной травмы; ведь то морально-психологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь.
Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.
Изучение Правил дорожного движения существенно расширяет возможность воспитания грамотного пешехода и позволяет значительно уменьшить дорожно-транспортный травматизм среди детей и подростков.
Актуальность: при переходе на федеральные государственные стандарты второго поколения, современные требования к образованию предусматривают необходимость сконцентрировать своё внимание на соблюдении ПДД и культуре личной безопасности.
Цель программы: создание условий для формирования у обучающихся устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, умение использовать правила дорожного движения в реальной жизни.
Задачи:
1. Обучающие:
- научить основным правилам дорожного движения;
- включить ребят в познавательную деятельность приобретения знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах;
- обучить правильному поведению на улицах, используя полученные знания по данному вопросу;
- сформировать умение применять на практике полученные знания, обеспечив тем свою собственную безопасность.
2. Развивающие:
- развивать мотивацию к безопасному поведению;
- способствовать развитию личностных свойств: самостоятельности, ответственности, активности;
- формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице и в транспорте.
- развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
3. Воспитательные:
- формировать гражданскую позицию, культуру общения и поведения в социуме, навыки здорового образа жизни;
- воспитывать сознательное отношение к выполнению правил дорожного движения;
- воспитать культуру поведения и дорожную этику в условиях дорожного движения.
- Общая характеристика программы
Программа способствует:
- умственному развитию – учащиеся получают и закрепляют знания по Правилам дорожного движения, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;
- нравственному воспитанию – на занятиях у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости. Учащиеся учатся безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к людям;
- эстетическому воспитанию – учащиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах. На занятиях учащиеся работают с красочным наглядным материалом;
- трудовому воспитанию – учащиеся изготавливают необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе,
- физическому воспитанию – на каждом занятии с детьми проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам.
Формы работы с детьми
- работа с дидактическим материалом в игровой форме;
- изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций (ПДД на улицах, площадках, перекрёстках.);
- знакомство с научно-популярной литературой;
- тестирование;
- конкурсы;
- викторины.
- Описание места программы «Безопасная дорога» в учебном плане
Реализация программы достигается путём рациональной теоретической подготовки и закрепления знаний с помощью практических занятий.
Предлагаемая программа построена на нарастании объёма изучаемого материала – увеличение количества усвоенных терминов, дорожных знаков, разметок, конструкций на дороге и т.д.. Отдельные темы, включённые в программу, содержат теоретическую и практическую части.
В теоретическую часть включены необходимые сведения по ПДД на заданную тему и беседы по основам безопасного поведения на дорогах – в дни школьных каникул, в связи с сезонными изменениями дорожной обстановки или с особенностью инфраструктуры населённого пункта и микрорайона.
Практическая часть включает работу учащихся с дидактическими материалами по заданной теме, экскурсии, прогулки по улицам и дорогам микрорайона, в местах массового отдыха детей, а также сюжетно-ролевые игры с использованием имитационных и дидактических материалов, изготовленных учащимися в процессе внеурочной деятельности.
Основные методы и технологии работы
- в обучении - практический (различные упражнения с моделями, с игровым материалом транспортных средств, изготовление макетов, занятия на транспортной площадке);
- наглядный (изучение правил на макетах, наблюдение за движением транспорта и пешеходов, демонстрация дорожных знаков, технических средств);
- словесный (как ведущий - инструктаж, беседы, разъяснения); работа с книгой (в основном чтение, изучение);
- видеометод (просмотр, обучение).
- в воспитании - (по Г. И. Щукиной) - методы формирования сознания личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, дискуссия, этическая беседа, пример);
- методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация, приучение, упражнения);
- методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения).
Виды деятельности:
- познавательная;
- творческие работы учащихся (изучение тематических иллюстраций, плакатов, слайдов и выполнение креативных заданий, развивающих их познавательные способности, необходимые им для правильной и безопасной ориентации в дорожной среде);
- практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использованием для этого комплекса игр (сюжетные, ролевые, игры по правилам и др.) и специальных упражнений (вводные, групповые, индивидуальные).
Организация образовательного процесса
- Срок реализации программы – 4 года
- Программа рассчитана на детей от 7-11 лет.
- Общее количество часов в год – 34 часа
- Количество часов в неделю – 1 час.
- Периодичность занятий – 1 раз в неделю по 40 минут.
4. Описание ценностных ориентиров содержания программы
Программа «Безопасная дорога » направлена на формирование и развитие познавательной деятельности, ориентированной на понимание опасности и безопасности.
В основу реализации программы положены ценностные ориентиры, принцип деятельностного подхода и воспитательные результаты.
Уровни воспитательных результатов
Социальные знания | Формирование ценностного отношения к социальной реальности | Получение опыта самостоятельного общественного действия |
режим дня учащихся начальной школы, необходимые условия, обеспечивающие сохранение и укрепление его здоровья. |
|
|
Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
Организация деятельности учащихся, направлена на достижение личностных, метапредметных, предметных и воспитательных результатов через выполнение заданий по изучению правил дорожного движения.
Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом.
- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
Планируемые результаты :
Предметные УУД:
- самостоятельно определять места для безопасного перехода улиц и дорог, пользоваться общественным транспортом, применять знания правил дорожного движения на практике.
- работать с правилами дорожного движения, выделять нужную информацию;
- работать по билетам, предложенным газетой «Добрая дорога детства»;
- читать информацию по дорожным знакам, оценивать дорожную ситуацию;
- оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему;
- управлять велосипедом;
Личностные УУД:
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
- осознание ответственности человека за общее благополучие;
- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
- положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Безопасная дорога »;
- способность к самооценке;
- навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные УУД:
- навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
- умение ставить и формулировать проблемы;
- навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
- установление причинно-следственных связей.
Регулятивные УУД:
- умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
- умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
- адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
- использование речи для регуляции своего действия;
Познавательные УУД:
- ориентироваться в системе дорожных знаков (разрешающие, предупреждающие, запрещающие), в литературе по правилам дорожного движения;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, опираясь на свой жизненный опыт, информацию, полученную от учителя и из документальных источников;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.
Коммуникативные УУД:
В процессе обучения дети учатся:
- работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
- ставить вопросы;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- слушать собеседника;
- договариваться и приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Формирование универсальных учебных действий
Личностные
- принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
- осознание ответственности человека за общее благополучие;
- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
- положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям ;
- способность к самооценке;
- начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные
- навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
- умение ставить и формулировать проблемы;
- навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
- установление причинно-следственных связей;
Регулятивные
- использование речи для регуляции своего действия;
- адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
- умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
- умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
Коммуникативные
В процессе обучения дети учатся:
- работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
- ставить вопросы;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- слушать собеседника;
- договариваться и приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
- Содержание учебного материала по программе «Безопасная дорога »
для 1 класса
1 раз в неделю (34 занятия в год)
№ п/п | Раздел и тема | Всего часов | В том числе | |
теория | практика | |||
Раздел 1: Изучение правил дорожного движения. Безопасность. | 10 | 7 | 3 | |
1 | Наш друг- Светофор. | 1 | ||
2 | Из истории появления транспорта и ПДД. | 1 | ||
3 | Виды транспорта. | 0,5 | 0,5 | |
4 | Азбука дорожного движения(безопасность на дороге) | 0,5 | 0,5 | |
5 | Знаки разрешающие и запрещающие. | 1 | ||
6 | Безопасный путь домой . | 0,5 | 0,5 | |
7 | Я - пешеход (разбор дорожных ситуаций). | 0,5 | 0,5 | |
8 | КВН «Знатоки ПДД» | 1 | ||
9 | Праздник «Посвящение в юные пешеходы» | 1 | ||
10 | Где можно и где нельзя играть? Безопасные места для детей. | 1 | ||
Раздел 2: Наш друг- Светофор. | 4 | 1 | 3 | |
11 | Светофор и его сигналы. | 0,5 | 0,5 | |
12 | Сигналы регулирования дорожного движения. | 1 | ||
13 | История появления светофора. Виды светофоров | 0,5 | 0,5 | |
14 | Викторина «В гостях у Светофорчика». | 1 | ||
Раздел 3: Дорожные знаки | 3 | 1 | 2 | |
15 | Знакомство с дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Пешеходная дорожка», «Движение переходов запрещено» и другие. | 1 | ||
16 | Практическое занятие «Дружим мы со знаками» |
| 1 | |
17 | Проектная работа по теме: «Дорожные знаки» |
| 1 | |
Раздел 4: Транспорт и дорога | 4 | 2 | 2 | |
18 | Знакомство с транспортом города. | 0,5 | 0,5 | |
19 | Правила поведения в общественном транспорте. | 0,5 | 0,5 | |
20 | Транспорт, его движение при подходах к школьному зданию.(трамвайная линия, маршрут автобуса). | 1 | ||
21 | Элементы улиц и дорог | 1 | ||
Раздел 5: Перекресток, его виды | 3 | 1 | 2 | |
22 | Виды перекрестков. | 0,5 | 0,5 | |
23 | Перекрестки микрорайона школы. | 0,5 | 0,5 | |
24 | Практическое занятие «Я у перекрестка». | 1 | ||
Раздел 6:Дорожно-транспортный травматизм | 10 | 4 | 6 | |
25 | Причины ДТП. | 1 | ||
26 | Тесты на знание ПДД. | 1 | ||
27 | Как правильно переходить дорогу (практические занятия): разбор конкретный ситуаций | 1 | ||
28 | Игра по мультсборнику. | 1 | ||
29 | Урок-игра « Поле чудес» | 1 | ||
30 | Викторина на тему: «Зачем нужно знать правила безопасного поведения на дорогах». | 1 | ||
31 | Работа над ошибками. Безопасность на дорогах в летние каникулы | 1 | ||
32 | Праздник « Знай правила дорожного движения, как таблицу умножения!» | 1 | ||
33 | Экскурсия по городу | 0,5 | 0,5 | |
34 | Экскурсия в троллейбусное депо | 0,5 | 0,5 | |
Всего: | 34 | 16 | 18 |
для 2 класса
1 раз в неделю (35 занятий в год)
№ | Раздел и тема | всего часов | В том числе | |
теория | практика | |||
Раздел 1: Движение пешеходов и их обязанности. | 8 | 4 | 4 | |
1 | Пешеходы, пассажиры и водители – участники дорожного движения. | 1 | ||
2 | История появления автомобиля и правил дорожного движения. Правила движения пешеходов. | 1 |
| |
3 | Безопасный путь в школу. | 0,5 | 0,5 | |
4 | Проектная работа по теме: «Безопасный путь домой». | 1 | ||
5 | Поведение в жилых зонах и дворовых территориях. | 1 | ||
6 | Движение пешеходов группами, посвящение в юные пешеходы | 0,5 | 0,5 | |
7 | КВН «Внимательный пешеход» | 1 | ||
8 | Внимание, опасность! | 1 | ||
Раздел 2: Дорога. Правила перехода дороги. | 13 | 8 | 5 | |
9 | Дороги бывают разные. | 1 | ||
10 | Дорога за городом. | 1 | ||
11 | Дорожная разметка. | 1 | ||
12 | Части дороги. | 0,5 | 0,5 | |
13 | Дорога для пешехода. Велосипедная дорожка. | 1 | ||
14 | Перекресток. | 1 | ||
15 | Светофоры для водителей и пешеходов. | 1 | ||
16 | Светофор регулирует движение. | 1 | ||
17 | Скрытые опасности на дороге. «Дорожные ловушки». | 0,5 | 0,5 | |
18 | Правила перехода дороги. | 1 | ||
19 | Викторина «Дорожный калейдоскоп». | 1 | ||
20 | Конкурс рисунков «Я и дорога». | 1 | ||
21 | Разбор дорожных ситуаций. | 1 | ||
Раздел 3: Дорожные знаки | 7 | 3 | 4 | |
22 | Наши друзья – дорожные знаки. | 1 | ||
23 | Запрещающие знаки. | 0,5 | 0,5 | |
24 | Предупреждающие знаки. | 0,5 | 0,5 | |
25 | Предписывающие знаки и знаки особых предписаний. | 0,5 | 0,5 | |
26 | Информационные знаки | 0,5 | 0,5 | |
27 | Изготовление макетов дорожных знаков. | 1 | ||
28 | Игра «Знаешь ли ты дорожные знаки». | 1 | ||
Раздел 4: Маршрутные транспортные средства. Безопасность пассажиров. | 4 | 2 | 2 | |
29 | Виды транспортных средств общего пользования. | 1 | ||
30 | Правила ожидания транспортного средства. | 0,5 | 0,5 | |
31 | Правила посадки и высадки из общественного транспорта. | 0,5 | 0,5 | |
32 | Переход дороги после выхода из общественного транспорта. | 0,5 | ||
33 | Поведение пассажиров в салоне автобуса. | 0,5 | ||
34 | Праздник: «Правила дорожные знать каждому положено». | 1 | 1 | |
35 | Экскурсия: «Виды дорожной разметки». | 1 | 1 | |
Всего: | 34 | 17 | 17 |
для 3 класса
1 раз в неделю (34 занятия в год)
№ п/п | Раздел и тема | Всего часов | В том числе | |
теория | практика | |||
Раздел 1: Мы пешеходы | 7 | 4 | 3 | |
1 | Правила перехода улиц и дорог | 0,5 | 0,5 | |
2 | Движение пешеходов по тротуарам улиц и обочине дороги | 1 | ||
3 | Безопасный маршрут «Дом-школа-дом» | 1 | ||
4 | Скрытые опасности на дороге. Дорожные ловушки. | 1 | ||
5 | Сигналы, регулирующие дорожное движение. Как правильно перейти улицу без светофора | 0,5 | 0,5 | |
6 | Правила поведения на пешеходной дорожке | 1 | ||
7 | Решение задач, карточек по ПДД. | 1 | ||
Раздел 2: Детский дорожно-транспортный травматизм | 4 | 3 | 1 | |
8 | Детский дорожно-транспортный травматизм. Причины ДДТТ | 1 | ||
9 | Что делать при ЧС на дорогах | 1 | ||
10 | Как избежать неприятностей на дороге | 1 | ||
11 | Конкурс рисунков «Чтобы не было беды». | 1 | ||
Раздел 3: Правила безопасности | 4 | 3 | 1 | |
12 | Правила перехода улиц и дорог после высадки из общественного транспорта | 1 | ||
13 | Правила безопасности при переходе железнодорожных переездов | 1 | ||
14 | Условия безопасности при пользовании общественным транспортом | 0,5 | 0,5 | |
15 | Безопасность на дорогах в летние каникулы | 0,5 | 0,5 | |
Раздел 4: Дорожные знаки | 4 | 1 | 3 | |
16 | Путешествие в страну дорожных знаков. Дорожные знаки и их группы. | 0,5 | 0,5 | |
17 | Экскурсия «Читаем дорожные знаки» | 1 | ||
18 | Творческое занятие «Сказка о дорожных знаках». | 0,5 | 0,5 | |
19 | Творческая мастерская «Новый знак ПДД». Защита предложенных знаков | 1 | ||
Раздел 5. Транспортные средства. | 9 | 5 | 4 | |
20 | Из истории развития транспорта, каким был первый транспорт, что такое «Огненная тележка | 1 | ||
21 | Понятие «транспортные средства». Виды транспортных средств | 0,5 | 0,5 | |
22 | Пассажиром быть наука. Обязанности пассажиров | 1 | ||
23 | Посадка и высадка пассажиров. Ожидание транспорта | 0,5 | 0,5 | |
24 | Сигналы , подаваемые водителями ТС | 1 | ||
25 | Проект «Общественный транспорт» | 1 | ||
26 | Велосипед- тоже транспорт. | 1 | ||
27 | Когда ты становишься водителем | 1 | ||
28 | Конкурс «Знайка ПДД» | 1 | ||
Раздел 6. Государственная автомобильная инспекция | 6 | 2 | 4 | |
29 | Встреча с инспектором ГИБДД | 0,5 | 0,5 | |
30 | Игра «Регулировщик движения» | 1 | ||
31 | Тесты на знание ПДД | 0,5 | 0,5 | |
32 | Проект «Красный ,желтый , зеленый» | 0,5 | 0,5 | |
33 | Викторина «Знатоки ПДД» | 0,5 | 0,5 | |
34 | Праздник «Юные инспекторы движения» | 1 | ||
Всего: | 34 | 18 | 16 |
для 4 класса
1 раз в неделю (34 занятия в год)
№ п/п | Раздел и тема | Всего часов | В том числе | |
теория | практика | |||
Раздел 1: Изучение правил дорожного движения. | 9 | 5 | 4 | |
1 | Правила дорожного движения в России. | 1 | ||
2 | Безопасный маршрут движения детей из школы домой. | 1 | ||
3 | ПДД для пешеходов | 0,5 | 0,5 | |
4 | ПДД для велосипедистов | 0,5 | 0,5 | |
5 | ПДД для пассажиров. | 1 | ||
6 | Правила движения по тротуару | 0,5 | 0,5 | |
7 | Правила поведения на пешеходной дорожке | 0,5 | 0,5 | |
8 | Решение задач, карточек по ПДД. | 1 | ||
9 | Конкурс «Самый лучший маршрутный лист» | 1 | ||
Раздел 2: Виды пешеходных переходов | 6 | 3 | 3 | |
10 | Пешеходные переходы. Обозначение переходов, понятие «Зебра». | 1 | ||
11 | Дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Надземный переход». | 1 | ||
12 | Правила перехода дороги. Самый безопасный переход. | 1 | ||
13 | Скрытые опасности на дороге. «Дорожные ловушки». | 0,5 | 0,5 | |
14 | Перёкрёсток | 0,5 | 0,5 | |
15 | Конкурс рисунков «Водитель, садясь за руль, помните». | 1 | ||
Раздел 3: Наш друг- Светофор. | 6 | 3 | 3 | |
16 | Светофор – наш верный друг. Назначение светофора и его сигналы. | 1 | ||
17 | Виды светофоров (транспортный и пешеходный) | 1 | ||
18 | Регулировщик – наш помощник. | 0,5 | 0,5 | |
19 | На нерегулируемых перекрёстках. | 0,5 | 0,5 | |
20 | Создание буклета «Помни, пешеход!» | 1 | ||
21 | Изготовление макета «Светофор, дорожные знаки» | 1 | ||
Раздел 4: Дорожные знаки | 5 | 2 | 3 | |
22 | Путешествие в страну дорожных знаков | 1 | ||
23 | Основные виды дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие. | 1 |
| |
24 | Разбор дорожных ситуаций с применением дорожных знаков и дорожной разметки. |
| 1 | |
25 | Экскурсия «Читаем дорожные знаки» |
| 1 | |
26 | Творческое занятие-игра «Поездка по Нижнему Новгороду» | 1 | ||
Раздел 5. Транспортные средства. | 4 | 3 | 1 | |
27 | Понятие «транспортные средства». Виды транспортных средств. | 1 | ||
28 | Наука быть пассажиром и водителем. | 1 | ||
29 | Оборудование автомобилей спец сигналами | 1 | ||
30 | Мероприятие: «Я знаток дорожных правил» | 1 | ||
Раздел 6. Основы оказания первой медицинской доврачебной помощи | 4 | 2 | 2 | |
31 | Первая помощь при ДТП. | 0,5 | 0,5 | |
32 | Виды кровотечения и оказание первой медицинской помощи. | 0,5 | 0,5 | |
33 | Виды повязок и способы их наложения. | 0,5 | 0,5 | |
34 | Раны, их виды, оказание первой помощи. | 0,5 | 0,5 | |
Всего: | 34 | 17 | 17 |
7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
1 класс
№ п/п | Тема урока | Оборудование | Виды деятельности обучающихся. Формы контроля | Требования к уровню подготовки обучащихся по ФГОС (УУД) |
1 | Что такое безопасность? | Презентация «На пути в школу», набор табличек «Дорожные знаки»; рабочие тетради, цветные карандаши | Пересказывать и понимать тексты и графические изображения о правилах дорожного движения. Изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений. Описывать увиденные дорожные ситуации. Характеризовать поведение участников дорожного движения. Формы контроля: - устный опрос; - письменная самостоятельная работа; - творческая работа Исследовать (на основе непосредственных жизненных наблюдений) связи поведения участников дорожного движения и частотой ДТП. Проводить групповые наблюдения во время практических занятий. Различать дорожные знаки и дорожную разметку. Группировать дорожные знаки по назначению. Анализировать дорожную обстановку. Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных дорожных ситуациях (в городе, за городом, в транспорте). Формы контроля: - устный опрос; - письменная самостоятельная работа; - творческая работа; - доклад Оценивать конкретные примеры поведения на дороге. Приводить примеры различных дорожных ситуаций. Определять виды перекрёстков. Сравнивать и различать сигналы светофора, регулировщика и водителей транспортных средств. Характеризовать условия, обеспечивающие безопасность при переходе дорог. Составлять рассказ по итогам практического занятия (тренинга). Формы контроля: - устный опрос; - письменная самостоятельная работа; - творческая работа Проводить групповые наблюдения во время экскурсий по микрорайону и в тренажёрный класс. Моделировать и оценивать различные ситуации поведения на дороге ив транспорте. Различать формы поведения, которые допустимы на дороге и в транспорте. Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, взрослыми. Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека в условиях дорожного движения. Формы контроля: - устный опрос; - доклад; - письменная самостоятельная работа; - творческая работа; - контрольная работа | Личностные
Метапредметные
Регулятивные
Коммуникативные В процессе обучения дети учатся:
Предметные учащиеся должны знать
должны уметь
|
2 | Город, район, где ты живешь? | Презентация «Дорожные знаки», набор табличек «Дорожные знаки»; рабочие тетради, цветные карандаши | ||
3 | Улица полна неожиданностей. | Презентация «Дорожная разметка», рабочие тетради, цветные карандаши | ||
4 | Безопасность на улице. | Презентация «Правила поведения на улице», набор табличек «Дорожные знаки»; рабочие тетради, цветные карандаши | ||
5 | Безопасный путь в школу (практические занятия). | Презентация «Безопасный путь в школу»; рабочие тетради, цветные карандаши | ||
6 | Как правильно переходить дорогу (практические занятия): разбор конкретный ситуаций. | |||
7 | Где можно и нельзя играть | Выставка плакатов, изготовленных учащимися | ||
8 | Город, в котором с тобой мы живём, можно по праву сравнить с букварём! | Презентация «Наш друг – светофор»; рабочие тетради, цветные карандаши Презентация с фотографиями опасных мест города; рабочие тетради, цветные карандаши | ||
9 | «Осторожно! Плохая погода» | Презентация «Осторожно! Гололёд!» | ||
10 | Безопасные места для детей. | Презентация «Будь внимателен!»; рабочие тетради, цветные карандаши | ||
11 | Светофор и его сигналы. | Презентация «Наш друг – светофор»; рабочие тетради, цветные карандаши Маршрутные листы с заданиями для групп | ||
12 | Сигналы регулирования дорожного движения. | Презентация «Сигналы регулировщика», макет жезла; рабочие тетради, цветные карандаши | ||
13 | История появления светофора. Виды светофоров | Иллюстративный материал, рабочие тетради, цветные карандаши | ||
14 | Викторина «В гостях у Светофорчика». | Презентация «Наш друг- светофор»; рабочие тетради, цветные карандаши | ||
15 | Знакомство с дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Пешеходная дорожка», «Движение переходов запрещено» и другие. | Презентация «Подземный переход» | ||
16 | Практическое занятие «Дружим мы со знаками» | Презентация «Внимание - дорога!»; рабочие тетради, цветные карандаши. Маршрутные листы с заданиями для групп. | ||
17 | Проектная работа по теме: «Дорожные знаки» | Выставка плакатов, краски, карандаши, бумага А3,А4 | ||
18 | Знакомство с транспортом города | Презентация «Внимание - дорога!»; рабочие тетради, цветные карандаши | ||
19 | Правила поведения в общественном транспорте | Презентация «Мы - пассажиры»; рабочие тетради, цветные карандаши | ||
20 | Транспорт, его движение при подходах к школьному зданию(трамвайная линия, маршрут автобуса). | Презентация «Внимание - дорога!»; рабочие тетради, цветные карандаши | ||
21 | Элементы улиц и дорог | Рабочие тетради, цветные карандаши | ||
22 | Виды перекрестков. | Презентация «Перекрёстки»; рабочие тетради, цветные карандаши | ||
23 | Перекрестки микрорайона школы. | |||
24 | Практическое занятие «Я у перекрестка». | Использование доски «Азбука пешехода» | ||
25 | Причины ДТП | Презентация «Внимание - дорога!»; рабочие тетради, цветные карандаши | ||
26 | Тесты на знание ПДД. | Использование доски «Азбука пешехода» | ||
27 | Как правильно переходить дорогу (практические занятия): разбор конкретный ситуаций | |||
28 | Игра по мультсборнику. | |||
29 | Урок-игра « Поле чудес» | |||
30 | Викторина на тему: «Зачем нужно знать правила безопасного поведения на дорогах». | Использование доски «Азбука пешехода». | ||
31 | Праздник « Знай правила дорожного движения, как таблицу умножения!» | |||
32 | Работа над ошибками. Безопасность на дорогах в летние каникулы | |||
33 | Экскурсия по городу | |||
34 | Экскурсия в троллейбусное депо |
2 класс
№ п/п | Тема урока | Оборудование | Виды деятельности обучающихся. Формы контроля | Требования к уровню подготовки обучащихся по ФГОС (УУД) |
1 | Пешеходы, пассажиры и водители – участники дорожного движения. | Презентация «Участники дорожного», движения», набор табличек «Дорожные знаки»; рабочие тетради, цветные карандаши | Пересказывать и понимать тексты и графические изображения о правилах дорожного движения. Изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений. Описывать увиденные дорожные ситуации. Характеризовать поведение участников дорожного движения. Формы контроля: - устный опрос; - письменная самостоятельная работа; - творческая работа Исследовать (на основе непосредственных жизненных наблюдений) связи поведения участников дорожного движения и частотой ДТП. Проводить групповые наблюдения во время практических занятий. Различать дорожные знаки и дорожную разметку. Группировать дорожные знаки по назначению. Анализировать дорожную обстановку. Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных дорожных ситуациях (в городе, за городом, в транспорте). Формы контроля: - устный опрос; - письменная самостоятельная работа; - творческая работа; - доклад Оценивать конкретные примеры поведения на дороге. Приводить примеры различных дорожных ситуаций. Определять виды перекрёстков. Сравнивать и различать сигналы светофора, регулировщика и водителей транспортных средств. Характеризовать условия, обеспечивающие безопасность при переходе дорог. Составлять рассказ по итогам практического занятия (тренинга). Формы контроля: - устный опрос; - письменная самостоятельная работа; - творческая работа Проводить групповые наблюдения во время экскурсий по микрорайону и в тренажёрный класс. Моделировать и оценивать различные ситуации поведения на дороге ив транспорте. Различать формы поведения, которые допустимы на дороге и в транспорте. Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, взрослыми. Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека в условиях дорожного движения. Формы контроля: - устный опрос; - доклад; - письменная самостоятельная работа; - творческая работа; - контрольная работа | Личностные
Метапредметные
Регулятивные
Коммуникативные В процессе обучения дети учатся:
Предметные учащиеся должны знать
должны уметь
|
2 | История появления автомобиля | Презентация «Из истории автомобиля», набор табличек «Дорожные знаки»; рабочие тетради, цветные карандаши | ||
3 | Безопасный путь в школу | Презентация «Безопасный путь», рабочие тетради, цветные карандаши | ||
4 | Проектная работа по теме: «Безопасный путь домой» | Презентация «Правила для пассажиров», набор табличек «Дорожные знаки»; рабочие тетради, цветные карандаши | ||
5 | Поведение в жилых зонах и дворовых территориях | Презентация «Правила для пешеходов», рабочие тетради, цветные карандаши, | ||
6 | Движение пешеходов группами. Посвящение в юные пешеходы. | Презентация «Будь внимателен»; рабочие тетради, цветные карандаши | ||
7 | КВН «Внимательный пешеход» | Рабочие тетради, цветные карандаши | ||
8 | Внимание опасность | «Азбука пешехода» набор плакатов | ||
9 | Дороги бывают разные | Просмотр видеоролика | ||
10 | Дорога за городом | Рабочие тетради, цветные карандаши | ||
11 | Дорожная разметка | Презентация «Движение по улицам города»,рабочие тетради, цветные карандаши | ||
12 | Части дороги | Рабочие тетради, цветные карандаши | ||
13 | Дорога для пешехода. Велосипедная дорожка. | |||
14 | Перекресток | |||
15 | Светофоры для водителей и пешеходов | Презентация «Наш друг-светофор», задания для групп; рабочие тетради, цветные карандаши | ||
16 | Светофор регулирует движение | |||
17 | Скрытые опасности на дороге. Дорожные ловушки. | Разбор дорожных ситуаций, карточки для групп с примерами дорожных ситуаций, выставка плакатов | ||
18 | Правила перехода дороги. | Сводка о ДТП в городе за последний год, карточки для групп с примерами дорожных ситуаций | ||
19 | Викторина «Дорожный калейдоскоп» | Рабочие тетради, цветные карандаши | ||
20 | Конкурс рисунков «Я и дорога» | Краски, цветные карандаши, листы бумаги формат А3,А4 | ||
21 | Разбор дорожных ситуаций | Презентация «Чтобы не было беды», рабочие тетради, цветные карандаши, «Азбука пешехода» | ||
22 | Наши друзья - дорожные знаки | Презентация «Дорожные знаки», набор плакатов с дорожными знаками, рабочие тетради, цветные карандаши | ||
23 | Запрещающие знаки | Просмотр видеоролика. Рабочие тетради, цветные карандаши, | ||
24 | Предупреждающие знаки | |||
25 | Предписывающие знаки и знаки особых предписаний | |||
26 | Информационные знаки | |||
27 | Изготовление макетов дорожных знаков | Бросовый материал, клей, ножницы, бумага, картон | ||
28 | Игра «Знаешь ли ты дорожные знаки» | Наглядный и иллюстративный материал, ребусы, кроссворд, цветные карандаши. | ||
29 | Виды транспортных средств общего пользования | Плакат с видами транспорта. Рабочие тетради, цветные карандаши | ||
30 | Правила ожидания транспортного средства | «Азбука пешехода», правила пассажира | ||
31 | Правила посадки и высадки из общественного транспорта | Презентация «Я пассажир» | ||
32 | Переход дороги после выхода из общественного транспорта | Наглядный материал | ||
33 | Поведение пассажиров в салоне автобуса | Экскурсия, наблюдение. Игра «Автобус» | ||
34 | Праздник «Правила дорожные знать каждому положено» | Рабочие тетради, цветные карандаши | ||
35 | Экскурсия «Виды дорожной разметки» |
3 класс
№п/п | Тема урока | Оборудование | Виды деятельности обучающихся. Формы контроля | Требования к уровню подготовки обучащихся по ФГОС (УУД) |
1 | Правила перехода улиц и дорог | Презентация «На пути в школу», набор табличек «Дорожные знаки»; рабочие тетради, цветные карандаши | Пересказывать и понимать тексты и графические изображения о правилах дорожного движения. Изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений. Описывать увиденные дорожные ситуации. Характеризовать поведение участников дорожного движения. Формы контроля: - устный опрос; - письменная самостоятельная работа; - творческая работа Исследовать (на основе непосредственных жизненных наблюдений) связи поведения участников дорожного движения и частотой ДТП. Проводить групповые наблюдения во время практических занятий. Различать дорожные знаки и дорожную разметку. Группировать дорожные знаки по назначению. Анализировать дорожную обстановку. Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных дорожных ситуациях (в городе, за городом, в транспорте). Формы контроля: - устный опрос; - письменная самостоятельная работа; - творческая работа; - доклад Оценивать конкретные примеры поведения на дороге. Приводить примеры различных дорожных ситуаций. Определять виды перекрёстков. Сравнивать и различать сигналы светофора, регулировщика и водителей транспортных средств. Характеризовать условия, обеспечивающие безопасность при переходе дорог. Составлять рассказ по итогам практического занятия (тренинга). Формы контроля: - устный опрос; - письменная самостоятельная работа; - творческая работа Проводить групповые наблюдения во время экскурсий по микрорайону и в тренажёрный класс. Моделировать и оценивать различные ситуации поведения на дороге ив транспорте. Различать формы поведения, которые допустимы на дороге и в транспорте. Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, взрослыми. Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека в условиях дорожного движения. Формы контроля: - устный опрос; - доклад; - письменная самостоятельная работа; - творческая работа; - контрольная работа | Личностные
Метапредметные
Регулятивные
Коммуникативные В процессе обучения дети учатся:
Предметные учащиеся должны знать
должны уметь
|
2 | Движение пешеходов по тротуарам улиц и обочине | Маршрутные листы с заданиями для групп, рабочие тетради, цветные карандаши | ||
3 | Безопасные маршруты «Дом – школа – дом» | Презентация «На пути в школу», набор табличек «Дорожные знаки»; рабочие тетради, цветные карандаши | ||
4 | Скрытые опасности на дороге. Дорожные «ловушки» | Презентация «Будь внимателен!»; рабочие тетради, цветные карандаши | ||
5 | Сигналы, регулирующие дорожное движение. Практическая работа: Как правильно перейти улицу без светофора | Презентация «Правила для пассажиров», набор табличек «Дорожные знаки»; рабочие тетради, цветные карандаши | ||
66 | Правила поведения на пешеходной дорожке | Презентация «Наш друг – светофор»; правила пешехода, рабочие тетради, цветные карандаши | ||
7 | Решение задач, карточек по ПДД. | Рабочие тетради, цветные карандаши | ||
8 | Детский дорожно-транспортный травматизм. Причины ДДТТ. | Презентация «Мы - пассажиры»; рабочие тетради, цветные карандаши | ||
9 | Что делать при ЧС на дорогах. | Просмотр видео ролика, рабочие тетради, цветные карандаши | ||
110 | Как избежать неприятностей на дороге | Презентация «Сигналы регулировщика», макет жезла; рабочие тетради, цветные карандаши | ||
11 | Конкурс рисунков «Чтобы не было беды» | Краски, цветные карандаши, листы бумаги формат А3,А4 | ||
12 | Правила перехода улиц и дорог после высадки из общественного транспорта | Презентация «Будь внимателен!», макет жезла; рабочие тетради, цветные карандаши | ||
13 | Правила безопасности при переходе железнодорожных переездов | Презентация «Будь внимателен!»; рабочие тетради, цветные карандаши | ||
14 | Условия безопасности при пользовании общественным транспортом. | Презентация «Мы - пассажиры»; рабочие тетради, цветные карандаши | ||
15 | Безопасность на дорогах в летние каникулы | Презентация «Мы - пассажиры», задания для групп; рабочие тетради, цветные карандаши | ||
16 | Путешествие в страну дорожных знаков, Дорожные знаки и их группы. Велосипед и дорожное движение. | Презентация «Внимание - дорога!»; набор табличек «Дорожные знаки»; рабочие тетради, цветные карандаши
| ||
17 | Экскурсия «Читаем дорожные знаки» Игра: «Регулировщик движения» | |||
18 | Творческое занятие «Сказка о дорожных знаках» | Краски, цветные карандаши, листы бумаги формат А3,А4 | ||
119 | Творческая мастерская «Новый знак ПДД».Защита предложенных знаков. | |||
220 | Из истории развития транспорта. Каким был первый транспорт? Что такое «огненная тележка»? | Презентация «История транспорта» | ||
221 | Понятие «транспортное средство». Виды транспортных средств. Конкурс поделок «Транспорт прошлого». | Презентация «Транспорт, его виды», бросовый материал, цветная бумага, клей, цветные карандаши, листы бумаги формат А3,А4 | ||
222 | Пассажиром быть наука. Обязанности пассажиров | Презентация «Мы - пассажиры», задания для групп; рабочие тетради, цветные карандаши | ||
223 | Посадка и высадка пассажиров. Ожидание общественного транспорта. | |||
224 | Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств | «Азбука пешехода» | ||
225 | Проектная работа по теме: «Общественный транспорт». | |||
226 | Велосипед- тоже транспорт | Рабочие тетради, цветные карандаши. | ||
227 | Когда ты становишься водителем. | Презентация «Внимание - дорога!»; рабочие тетради, цветные карандаши Сводка о ДТП в городе за последний год, карточки для групп с примерами дорожных ситуаций, выставка плакатов, изготовленных учащимися. | ||
228 | Конкурс «Знайка ПДД» | Презентация «Внимание - дорога!»; рабочие тетради, цветные карандаши | ||
229 | Встреча с инспектором дорожного движения. | Сводка о ДТП в городе за последний год, карточки для групп с примерами дорожных ситуаций, выставка плакатов, изготовленных учащимися | ||
330 | Игра: «Регулировщик движения» | Презентация «Сигналы регулировщика» | ||
331 | Тесты на знание ПДД | Тетради, цветные карандаши | ||
332 | Проект «Красный, желтый, зеленый» | Презентация «Наш друг- светофор», рабочие тетради, цветные карандаши | ||
333 | Викторина «Знатоки ПДД» | |||
334 | Праздник «Юные инспекторы дорожного движения» |
4 класс
№ п/п | Тема урока | Оборудование | Виды деятельности обучающихся. Формы контроля | Требования к уровню подготовки обучащихся по ФГОС (УУД) |
11 | Правила дорожного движения в России | Презентация «Из истории ПДД», набор табличек «Дорожные знаки»; рабочие тетради, цветные карандаши | Пересказывать и понимать тексты и графические изображения о правилах дорожного движения. Изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений. Описывать увиденные дорожные ситуации. Характеризовать поведение участников дорожного движения. Формы контроля: - устный опрос; - письменная самостоятельная работа; - творческая работа Исследовать (на основе непосредственных жизненных наблюдений) связи поведения участников дорожного движения и частотой ДТП. Проводить групповые наблюдения во время практических занятий. Различать дорожные знаки и дорожную разметку. Группировать дорожные знаки по назначению. Анализировать дорожную обстановку. Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных дорожных ситуациях (в городе, за городом, в транспорте). Формы контроля: - устный опрос; - письменная самостоятельная работа; - творческая работа; - доклад Оценивать конкретные примеры поведения на дороге. Приводить примеры различных дорожных ситуаций. Определять виды перекрёстков. Сравнивать и различать сигналы светофора, регулировщика и водителей транспортных средств. Характеризовать условия, обеспечивающие безопасность при переходе дорог. Составлять рассказ по итогам практического занятия (тренинга). Формы контроля: - устный опрос; - письменная самостоятельная работа; - творческая работа Проводить групповые наблюдения во время экскурсий по микрорайону и в тренажёрный класс. Моделировать и оценивать различные ситуации поведения на дороге ив транспорте. Различать формы поведения, которые допустимы на дороге и в транспорте. Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, взрослыми. Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека в условиях дорожного движения. Формы контроля: - устный опрос; - доклад; - письменная самостоятельная работа; - творческая работа; - контрольная работа | Личностные
Метапредметные
Регулятивные
Коммуникативные В процессе обучения дети учатся:
Предметные учащиеся должны знать
должны уметь
|
22 | Безопасный маршрут движения детей из школы домой | Маршрутные листы микрорайона, набор табличек «Дорожные знаки»; рабочие тетради, цветные карандаши | ||
33 | ПДД для пешеходов | Презентация «Я пешеход», рабочие тетради, цветные карандаши | ||
44 | ПДД для велосипедистов | Презентация «Правила для велосипедиста», набор табличек «Дорожные знаки»; рабочие тетради, цветные карандаши | ||
55 | ПДД для пассажиров | Презентация «Правила для пассажиров»; рабочие тетради, цветные карандаши | ||
66 | Правила движения по тротуару | Презентация «Тротуар, обочина, пешеходная дорожка , дорога», рабочие тетради, цветные карандаши | ||
77 | Правила поведения на пешеходной дорожке | |||
88 | Решение задач, карточек по ПДД | |||
99 | Конкурс «Самый лучший маршрутный лист» | Рабочие тетради, цветные карандаши | ||
110 | Пешеходные переходы. Обозначение переходов, понятие «Зебра» | Презентация «Будь внимателен!»; рабочие тетради, цветные карандаши | ||
111 | Дорожные знаки | Презентация «Наши друзья -дорожные знаки», рабочие тетради, цветные карандаши | ||
112 | Правила перехода дороги. Самый безопасный переход. | Презентация «Будь внимателен!»; рабочие тетради, цветные карандаши | ||
113 | Скрытые опасности на дороге | Презентация с фотографиями опасных мест города; рабочие тетради, цветные карандаши | ||
114 | Перекресток | Презентация «Перекрестки», рабочие тетради, цветные карандаши | ||
115 | Конкурс «Водитель, садясь за руль, помни!» | Материалы для рисования. | ||
116 | Светофор – наш верный друг Назначение светофора, его сигналы. | Презентация «Наш друг – светофор», рабочие тетради, цветные карандаши | ||
117 | Виды светофоров | Презентация «Наш друг – светофор», рабочие тетради, цветные карандаши | ||
118 | Регулировщик - наш помощник | Презентация «Сигналы регулировщика- азбука дороги» | ||
119 | На регулируемых перекрестках | Просмотр видеофильма | ||
220 | Создание буклета «Помни, пешеход!» | Материалы для труда: цветная бумага, картон, клей ,ножницы, бросовый материал | ||
221 | Изготовление макета «Светофор. Дорожные знаки» | |||
222 | Путешествие в страну дорожных знаков | Рабочие тетради, цветные карандаши | ||
223 | Основные виды дорожных знаков и их группы | |||
224 | Разбор дорожных ситуаций с применением дорожных знаков и дорожной разметки | Работа с доской «Азбука пешехода» | ||
225 | Экскурсия «Читаем дорожные знаки» | |||
226 | Творческое занятие-игра «Поездка по Нижнему Новгороду» | Рабочие тетради, цветные карандаши. | ||
227 | Понятие «транспортные средства». Виды транспорта | Наглядный, иллюстративный материал. | ||
228 | Наука быть пассажиром и водителем | Презентация «Внимание - дорога!»; рабочие тетради, цветные карандаши | ||
229 | Оборудование автомобилей спец сигналами | Презентация «Транспорт особого назначения», рабочие тетради, цветные карандаши | ||
330 | Мероприятие: «Я знаток дорожных правил» | Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах. | ||
231 | Первая помощь при ДТП. | Презентация «Чтобы не было беды» Сводка о ДТП в городе за последний год, карточки для групп с примерами дорожных ситуаций, выставка плакатов, изготовленных учащимися. Рабочие тетради, цветные карандаши | ||
332 | Виды кровотечения и оказание первой медицинской помощи. | |||
333 | Виды повязок и способы их наложения. | |||
334 | Раны, их виды, оказание первой помощи. |
Ожидаемые результаты.
- Сокращение количества ДТП с участием обучающихся
- Повышение уровня теоретических знаний по ПДД
- Освещение результатов деятельности в школьных СМИ (постоянно действующий уголок безопасности дорожного движения)
Учащиеся 1-го класса должны знать:
Правила:
- перехода регулируемых и нерегулируемых перекрестков;
- перехода проезжей части с односторонним и двусторонним движением транспорта и трамвайными путями.
уметь:
- переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
- обращаться за помощью к взрослым в сложных дорожных условиях;
- при посадке и высадке из общественного транспорта;
- ориентироваться в дорожной обстановке: не выходить из-за препятствий и сооружений; не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней;
- не создавать помех движению транспорта;
- определять опасные и безопасные участки дорог и улиц;
- дисциплинированно вести себя на посадочных площадках, при входе, выходе и в салоне общественного транспорта.
Учащиеся 2 класса к концу обучения должны:
знать:
- специфику дорожной разметки;
- правила перехода группы детей через дорогу; поведение пешеходов при переходе дороги группой;
- правила перехода регулируемых и нерегулируемых перекрестков;
- правила перехода проезжей части с односторонним и двусторонним движением транспорта и трамвайными путями;
- правила поведения пассажиров в салоне транспортных средств.
уметь:
- различать дорожную разметку и дорожные знаки, а также пользоваться ими в реальной дорожной обстановке;
- выполнять правила безопасного перехода проезжей части самостоятельно и в составе группы;
- ориентироваться в дорожной обстановке: не выходить из-за препятствий и сооружений; не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней;
- не создавать помех движению транспорта;
- определять опасные и безопасные участки дорог и улиц;
- соблюдать правила при посадке и высадке из общественного транспорта, во время движения в салоне.
Учащиеся 3-го класса к концу обучения должны:
знать:
- сигналы светофора;
- виды транспорта;
- причины ДТП;
- правила движения на велосипеде;
- правила движения по дороге.
уметь:
- ориентироваться в дорожных ситуациях;
- оценивать свое поведение на дороге;
- объяснить товарищу правила поведения на дороге.
Учащиеся 4-го класса к концу обучения должны :
знать:
- что такое остановочный и тормозной путь, как он изменяется и от каких факторов зависит.
Правила:
- перехода дорог с двусторонним и односторонним движением;
- перехода улиц и дорог при высадке из общественного транспорта;
- перехода железной дороги.
уметь:
- ориентироваться в дорожной обстановке при переходе улиц и дорог с двусторонним и односторонним движением, наличием трамвайных путей;
- переходить железнодорожные пути;
- переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
- осуществлять посадку и высадку из общественного транспорта.
8.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Технические средства обучения
- Компьютер
- Многофункциональное устройство (копировальный аппарат, принтер, сканер)
- Интерактивная доска, проектор
- Классная магнитная доска.
- Энциклопедии, словари.
- Цифровые образовательные ресурсы: http://school-collection.edu.ru/
Литература:
Для учащихся:
1. Дорожная безопасность. Е.А.Козловская, С.А.Козловский /учебная книжка-тетрадь для 1 класса. – М.: Третий Рим, 2002.
2.Дорожная безопасность. Е.А.Козловская, С.А.Козловский /учебная книжка-тетрадь для 2 класса. – М.: Третий Рим, 2002.
3.Дорожная безопасность. Е.А.Козловская, С.А.Козловский /учебная книжка-тетрадь для 3 класса. – М.: Третий Рим, 2002.
4.Дорожная безопасность. Е.А.Козловская, С.А.Козловский /учебная книжка-тетрадь для 4 класса. – М.: Третий Рим, 2002.
Для учителя:
1. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования /Под общ.ред.В.Н.Кирьянова – М.: Третий Рим, 2007.
2.Методические рекомендации: формирование у школьников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. – М.: Третий Рим, 2007.
3.Игровой модульный курс по ПДД./В.И.Ковалько. – М.:ВАКО, 2006.
4.Основы безопасности жизнедеятельности. 2 класс/Сост.Г.Н.Шевченко. – Волгоград: Учитель, 2009.
5.Основы безопасности жизнедеятельности. 3 класс/Сост.Г.Н.Шевченко. – Волгоград: Учитель, 2009.
6.Основы безопасности жизнедеятельности. 4 класс/Сост.Г.Н.Шевченко. – Волгоград: Учитель, 2009.
7. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений./ А.В.Гостюшин. – М.: Просвещение, 1999.
8.Воронова Е.А. Красный. Желтый. Зеленый. ПДД во внеклассной работе / Е.А. Воронова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
9.Ковалько В. И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2006 – 192с. – (Мастерская учителя)
Наглядный материал и дидактические пособия по ПДД.
Основные понятия, формируемые у учащихся в ходе изучения программы «Безопасная дорога»
Участник дорожного движения – лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода и пассажира транспортного средства.
Иногда под участниками дорожного движения понимаются также лица, выполняющие ремонтные работы на дороге. Дело в том, что права и обязанности этих лиц определяются соответствующими ведомственными инструкциями, которые основываются на Правилах дорожного движения и не противоречат им. Потому эти лица, как не названные в термине не могут быть участниками дорожного движения.
Учитывая сказанное выше, мы можем утверждать с достаточной степенью условности, что все население планеты является участником дорожного движения. И его можно подразделить на три группы: водители, пешеходы и пассажиры. При этом не следует забывать, что при поломке транспортного средства водитель может стать пешеходом, а при поездке в автобусе - пассажиром.
Водитель - лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.
Как видно из определения. К понятию «водитель» относятся лица, которые находятся за рулем автомобиля, троллейбуса, трактора, мотоколяски, трамвая, гужевой повозки, велосипеда и т.д. Но как только водитель покинул кабину транспортного средства, он перестает быть водителем, а становится либо пешеходом, либо лицом, выполняющим работы на дороге.
Пешеход - лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляски.
Пассажир - лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).
Регулировщик - лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, закрепленных Правилами, и непосредственно осуществляющее, указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку.
Дорога - обустроенная иди приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
Проезжая часть - элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств. По проезжей части движутся только колесные транспортные средства: автомобили, троллейбусы, трактора, мотоциклы, велосипеды, мопеды, гужевые повозки и т.д. Движение трамваев осуществляется по трамвайным путям, которые являются также элементом дороги.
Тротуар - элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном.
Правила запрещают движение транспортных средств по тротуарам, за исключением случаев подвоза грузов к торговыми другим предприятиям и проведения уборочных или ремонтных работ при соблюдении мер безопасности.
Разделительная полоса - конструктивно выделенный элемент дороги, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения или остановки безрельсовых транспортных средств и пешеходов.
Разделительные полосы могут разделять проезжие части как противоположного, так и попутного направления. Они, как правило, окаймлены возвышающимися на 15-20 см бордюрными камнями.
Разделительная полоса может иметь разрывы, предназначенные для проезда уборочных транспортных средств, проезд других транспортных средств в таких местах запрещен.
Главная дорога - дорога с твердым покрытием по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающей территории.
Признаком главной дороги служит прежде всего наличие специальных дорожных знаков.
Грунтовая дорога не имеет искусственного покрытия, хотя другими признаками может и не отличаться от обычной дороги.
Автомагистраль имеет два основных признака, отличающие ее от других дорог:
1. Она имеет (за исключением отдельных местных участков) самостоятельные проезжие части для всех направлений, отделенные друг от друга разделительной полосой.
2. Не имеет пересечений на одном уровне ни с дорогами, ни с железнодорожными или трамвайными путями, ни с пешеходными дорожками. Это обеспечивает безопасность движения автомобилей с высокими скоростями при высокой интенсивности движения.
Перекресток - место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.
Пешеходный переход - участок проезжей части, выделенный для движения пешеходов через дороги.
Полоса движения - любая из продольных полос проезжей части, обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд. Ширина полосы движения колеблется от 2,75 м (при движении только легковых автомобилей) до 3,75 м (в зависимости от категории дороги).
Дорожное движение - совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.
Под дорожным движением обычно понимают сложную социально-техническую систему, включающую в себя пешеходов, водителей и пассажиров и различные транспортные средства, движение которых подчиняется определенным правилам.
Транспортное средство - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.
Механическое транспортное средство - транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется на любые трактора и самоходные машины.
В соответствии с этим определением к механическим транспортным средствам можно отнести автомобили всех типов, трамваи, троллейбусы, трактора и комбайны, самоходные шасси, мотоциклы.
Остальные транспортные средства: велосипед, мопед, гужевая повозка и прицепы относятся к немеханическим транспортным средствам.
Мопед хотя и имеет двигатель, но к водителям его Правила предъявляют иные требования, чем к водителям механических транспортных средств.
Велосипед - транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два колеса или более, приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем.
Мотоцикл - двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него. К мотоциклам приравниваются трех- и четырехколесные механические транспортные средства, имеющие массу в снаряженном состоянии не более 400 кг.
Мопед - двух или трехколесное транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 см3, имеющее максимальную конструктивную скорость не более 50 км/ч. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесными двигателями, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками. .
Прицеп - транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски.
Остановка - преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 мин, а также на большее, если это необходимо, для посадки или высадки пассажиров, либо для загрузки или разгрузки транспортного средства.
Этот термин включает в себя обязательное понятие преднамеренного прекращения движения, т.к. ситуация, когда водитель останавливается в соответствии с требованиями Правил (например, у закрытого шлагбаума железнодорожного переезда), к данному понятию не относится.
Стоянка - преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 мин. по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров, либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.
Вынужденная остановка - прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира. или появлением опасности на дороге..
Не считается вынужденной остановка перед светофором, по сигналу регулировщика или в связи с затором на дороге, а также во всех случаях, когда водитель выполняет требование «Уступите дорогу».
Обгон - опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств, связанное с выходом из занимаемой полосы.
Организованная перевозка детей - специальная перевозка двух и более детей дошкольного и школьного возраста, осуществляемая в механическом транспорт, ном средстве, не относящемся к маршрутному транспортному средству.
Такая перевозка должна осуществляться в соответствии со специальными правилами в автобусе или грузовом автомобиле с кузовом-фургоном, имеющих опознавательные знаки «Перевозка детей».
Организованная транспортная колонна - группа из трех и более механических транспортных средств, следующих непосредственно друг за другом под одной и той же полосе движения с постоянно включенными фарами в сопровождении головного транспортного средства с включенным проблесковым маяком синего цвета или маятниками синего и красного цветов.
Организованная пешая колонна - группа людей, совместно движущихся в одном направлении.
Железнодорожный переезд - пересечение дорог с железнодорожными путями на одном уровне.
Это понятие охватывает все виды переездов: охраняемых, неохраняемых, оборудованных и не оборудованных средствами сигнализации, с одним или несколькими путями и т.д.
Пересечение с трамвайными путями не относится к железнодорожным переездам, независимо от того, устроены трамвайные пути на обособленном полотне или расположены на одном уровне с проезжей частью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности для начальной школы "Дорогами Добра"
Программа разработана на основе Федерального образовательного стандарта....
Программа внеурочной деятельности "Дорога добра"
Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Дорогою добра» составлена на основе авторской программы «Дорогою добра», составители: Крылова Е. Г., Плетнёва Ю. В., Николаева И.В....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Дорогою добра"
Программа рассчитана на 135 часов и предполагает как равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеучебных занятий с учащимися (1час в неделю), так и возможно...
Программа внеурочной деятельности "Дорогой Василия Теркина"
Эта программа была составленна в связи с тем, что в классе только мальчишки. Патриотическое воспитание было и есть основа становления мужского характера. Просто, доступно, интересно, продуктивно....
Рабочая программа внеурочной деятельности «Дорогою добра»
Актуальность темы определяется потребностью общества в духовно – нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума....
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ в начальных классах в рамках программы внеурочной деятельности «Дорогой доброго здоровья» ТЕМА: «ЗДОРОВЬЕ-это здорово!»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ в начальных классах в рамках программы внеурочной деятельности «Дорогой доброго здоровья» ТЕМА: «ЗДОРОВЬЕ-это здорово!»...
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно – нравственное направление «Дорогою добра» 4 года (срок реализации программы) 7-10 лет (возраст обучающихся)
Возрождение России связано, прежде всего, с воспитанием и просвещением человека, формированием у него духовно-нравственных качеств, соответствующих исконной русской ментальности. Духовно-нравственное ...