Программа коррекционной работы
рабочая программа (1 класс) по теме

Коррекционная программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Programma_korrekcionnoy_raboty.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Программа коррекционной работы

     Внедрение в системе образования федерального стандарта определяет приоритетной целью обеспечение высокого качества образования, которое не сводится только к обученности обучающихся, набору знаний и навыков, но связывается с воспитанием, понятием «качество жизни», раскрывающимся через такие категории, как «здоровье», «социальное благополучие», «самореализация», «защищенность». Психолого-педагогическое сопровождение обучении включает в себя задачи обеспечения успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав детей.

Исходя из этого концептуальными основами организации яслей — сада — начальной школы является обеспечение оптимальных условий для системного, комплексного, непрерывного воспитания и обучения детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста — периодов созревания зрительной системы ребенка.

Цель программы.

 Программа коррекционной работы в соответствии со Стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям с особыми образовательными потребностями в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию зрения учащихся и их социальной адаптации.

Задачи программы:

- своевременное оказание помощи учащимся по коррекции   зрения;

- своевременное выявление детей с трудностями адаптации;

- определение особых образовательных потребностей детей;

- определение особенностей организации образовательного процесса для детей  с нарушениями зрения в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, степенью  нарушения развития и степенью его выраженности;

- создание условий, способствующих освоению детьми основной образовательной ООП;

- осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с особыми образовательными потребностями (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии и назначениями  врача - офтальмолога);

- обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;

- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с особыми образовательными потребностями.

Программа создана на основе общедидактических и тифлопедагогических принципов, обеспечивающих всестороннее развитие ребенка с нарушением зрения и помощь в  обучении.          Это:

 -учет общих, специфических и индивидуальных особенностей развития детей с нарушением зрения;

-комплексный (клинико-физиологический, психолого-педагогический) подход к диагностике и коррекционной помощи детям с нарушением зрения;

-модификация учебных планов и программ, перераспределение учебного материала и изменение темпа его прохождения на основе преемственности школьного курса с дошкольным при соблюдении дидактических требований соответствия и содержания обучения познавательным возможностям детей;

-дифференцированный подход к детям в зависимости от состояния их зрения и способов ориентации в познании окружающего мира, включая применение специальных форм и методов работы с детьми, наглядных пособий, тифлотехники, а также уменьшения наполняемости классов и методики дифференцированного  обучения;

-обеспечение ООП в условиях обучения и лечения детей с нарушением зрения;

-система работы по социально-бытовой адаптации и самореализации детей с нарушением зрения;

-создание офтальмолого -гигиенических условий в учебных классах, комнатах  ГПД и лечебных кабинетах, лечения, воспитания и обучения с учетом интересов, способностей и потребностей ребенка;

-обеспечение оптимальных условий для медико-психологической реабилитации детей с нарушением зрения с 6.6 лет  до 10—11 лет.

     Программа коррекционной работы школы включает в себя

- диагностическую  работу, которая  обеспечивает своевременное выявление детей с особыми образовательными потребностями, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

- коррекционно-развивающую работу, которая  обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и способствует формированию универсальных учебных

действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);

- консультативную работу, которая  обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с особыми образовательными потребностями и их семей по вопросам воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;

- информационно-просветительскую  работу,  направленную на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

    Программа коррекционной работы школы состоит из двух модулей: первый –  психолого-педагогическая коррекция, второй – медицинская помощь.

   Психокоррекционная работа с детьми младшего школьного возраста имеет ряд специфических особенностей. В первую очередь это связано:

-с изменением социального статуса ребенка: из дошкольника он превращается в ученика;

-со сменой ведущей деятельности: главной становится учебная деятельность;

-с расширением межличностных связей и изменением социального окружения;

-с формированием оптимального уровня активности, произвольности;

-с изменением эмоциональной сферы, в связи с адаптацией к школьным требованиям.

   Педагогическая помощь детям с ограниченным здоровьем (нарушение зрения) заключается включением  в  учебный план  дополнительных учебных предметов: лечебная физкультура (далее ЛФК), ритмика, социально- бытовая ориентировка (далее СБО).

ЛФК направлена на лечение заболеваний, профилактику их осложнений, на предупреждение обострений заболеваний  у школьников с нарушением зрения, так как вследствие трудностей зрительно-двигательной ориентации у детей с нарушением зрения наблюдается гиподинамия, нарушение осанки, плоскостопие, снижение функциональной деятельности дыхания и сердечно-сосудистой системы.

Занятия ЛФК носят индивидуально-подгрупповой характер. В подгруппы дети объединяются по клиническим характеристикам с учетом уровня развития их двигательной сферы и состояния зрения.

При планировании и проведении занятий учитываются особенности организма детей, их пониженные функциональные возможности, замедленность адаптации к физическим нагрузкам. В зависимости от вида и глубины заболевания предполагается применение физических упражнений в разной последовательности и дозировке.

Ритмика является составной частью музыкального и физического воспитания детей с нарушением зрения .

Музыкально-ритмические упражнения, игры, хороводы и пляски позволяют детям с нарушением зрения преодолевать трудности зрительно-пространственной ориентировки, некоординированность двигательных актов, их аритмичность и гиподинамию.

Занятия носят  занимательный характер, способствуют снятию двигательной скованности детей с нарушением зрения.

СБО формирует  пространственную ориентацию у детей, учит получать информацию об окружающем пространстве с привлечением всей сенсорной сферы. Адаптироваться в окружающем мире.

Программа предусматривает:

- комплексный подход к организации учебно - коррекционной работы;

-целенаправленное развитие социально-нравственных качеств обучающихся;

-формирование содержательной учебной мотивации;

-обогащение кругозора и развитие речи;

-развитие личностных компонентов познавательной деятельности;

-формирование до необходимого уровня учебных общедеятельностных умений.

     Таким образом, коррекционная работа в начальной школе ведется по нескольким направлениям  связана с развитием познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы, развитием мотивации обучения и «комплекса произвольности», формированием учебных навыков и интеллектуальных способностей, развитием сферы межличностных отношений ребенка.

   Коррекционная деятельность осуществляется по следующим направлениям: диагностическая, развивающая, консультативная и просветительская работа.

   Для получения и анализа информации используются методы психологической диагностики: диагностика адаптации обучающихся к условиям обучения, диагностика уровня, диагностико-прогностический скрининг. Проведение плановых психологических исследований связано с наиболее сложными периодами жизни ребенка. На основании данных психодиагностики разрабатываются индивидуальные и групповые программы  развития ребенка, определяются условия его успешного обучения.

Виды исследований:

-исследование адаптации первоклассников.

-исследование процесса адаптации обучающихся 5-х классов (выпускников нашей школы)

-обследование обучающихся 4-х классов для определения готовности к обучению в среднем звене (определение уровня интеллектуального развития, исследование самооценки, психологического климата в классе, познавательной мотивации, уровня и характера тревожности).

-диагностика креативности мышления обучающихся 1-х, 2-х классов.

    Учителями,  педагогом-психологом  проводится  консультирование родителей, которое организовано, с одной стороны, по запросу родителя в связи с оказания консультативно-методической помощи в организации эффективного детско-родительского взаимодействия; с другой – по инициативе специалистов. Одной из функций консультативной работы с родителями является информирование родителей о школьных и  проблемах ребенка и о проблемах его здоровья. Также целью консультирования может стать необходимость психологической поддержки родителей в случае обнаружения серьезных психологических проблем у ребенка либо в связи с серьезными эмоциональными переживаниями и событиями в его семье.

Формы работы:

-медицинская помощь;

-группа психологической поддержки для обучающихся 1 классов, имеющих трудности адаптации.

-психологические игры с учащимися 4 класса с целью профилактики школьной дезадаптации при переходе в 5 класс;.

-уроки общения, психологические игры, направленные на гармонизацию межличностных отношений в классных коллективах, формирование навыков конструктивного межличностного взаимодействия;

-проведение индивидуальных занятий с учащимися, имеющими проблемы в развитии познавательной и эмоционально-личностной сфер.

-консультирование и просвещение – еще один важный вид деятельности, ориентированный на оказание помощи обучающимся, их родителям и педагогам.

-индивидуальное консультирование учителей и родителей по проблемам коррекции зрения;

-индивидуальное консультирование педагогов по вопросам разработки и реализации психологически адекватных программ обучения и воспитательного воздействия.

Ожидаемые результаты:

-нормализация и обогащение отношений с окружающим миром;

-компенсация пробелов, усиление деятельности в той области, в которой обучающийся может добиться хороших результатов

-преодоление проблем эмоционально-личностной сферы

-нормализация учебной деятельности обучающихся

-активизация познавательной деятельности;

-социализация.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционной работы ФГОС

Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта на...

Программа коррекционной работы как структурный компонент адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Программа коррекционной работы (далее Программа) согласно Стандарту является обязательным структурным компонентом содержательного раздела АООП варианта 1 и направлена на создание в школе системы ...

Проект Программы коррекционной работы как части Адаптированной общеобразовательной программы для обучающихся с задержкой психического развития.

Данная работа имеет следующую структуру. 1.Введение: раскрывается актуальность и значимость данной работы2. ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ КАК ЧАСТИ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗО...

Программа коррекционной работы в рамках основной образовательной программы основного общего образования

Одной из важнейших задач основной школы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования является обеспечение условий для индивидуального развития в...

АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА "Проектирование программы коррекционной работы на ступени начального общего образования"

Образование направлено на то, чтобы каждый ребенок, несмотря на свои индивидуальные особенности, мог самостоятельно обеспечивать свои потребности, стать нужным и полезным обществу, найти свое место в ...

«Программа коррекционной работы. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Программа духовно-нравственного воспитания, развития»

laquo;Программа коррекционной работы. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Программа духовно-нравственного воспитания, развития»...


 

Комментарии

Программа коррекционной работы

коррекционная работа в рамках ФГОС