Проект Программы коррекционной работы как части Адаптированной общеобразовательной программы для обучающихся с задержкой психического развития.
методическая разработка по логопедии на тему

Антонова Светлана Александровна

Данная работа имеет следующую структуру. 

1.Введениераскрывается актуальность и значимость данной работы

2. ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ КАК ЧАСТИ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

2.1 ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ

(вариант 7.1) Объективным основанием к выбору варианта АООП НОО ребёнка с ЗПР происходит на основании рекомендаций ПМПК, вследствие комплексного обследования. При этом учитывается индивидуальная программа реабилитации и абилитации. Цель программы  коррекционной работы (вариант 7.1.) НОО в ГБОУ Школа №939 опираясь на нормативно-правовую базу - это создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, её академических составляющих,  коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию, расширение их жизненных компетенций в сроки обучения (1-4 классы) .

2.1.1 Краткая психолого-педагогическая характеристика младшего школьника с ЗПР

Заде́ржка психи́ческого разви́тия (сокр. ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. ЗПР как психолого-педагогический диагноз ставился только в дошкольном и младшем школьном возрасте, если к окончанию этого периода оставались признаки недоразвития психических функций, то говорили уже о конституциональном инфантилизме или об умственной отсталости.

       2.1.2 Особые образовательные потребности

Пропедевтика,Непрерывность в коррекционнго-развивающ проц., реализац задач БДО, увеличение срока освоения АООП 5л, содержание нагляд-действен характ., упращение учебно-действенных задач, специфика «переноса» полученных  знан,умен,нав. Специф организ. Простран и врем среды,положит стимуляц к познан, Активиз ресурсов семьи

2.1.3 Ожидаемые результаты

Положит динамика образов проц, талерантное отношен всех участников, устойчив эмоц-волев сферы, физиолог и биологич благополуч, пропедефтика, семья

2.1.4 Система оценки достижений учащихся ЗПР

Соответствие академических составляющих и жизненных компетенций обучающегося с ЗПР требованиям к результатам освоения АООП НОО ФГОС

2.2 СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

Сенсомоторное развитие, Коррекция нарушений сенсорных сфер ,Расширение представлений об окружающем мире, Развитие основных мыслительных операций Развитие речи, коррекция нарушений речи ,Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы, Устранение индивидуальных пробелов в академических составляющих, соответствующих ФГОСТ НОО

2.3 ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ

Согласно ФГОС НОО обязателен весь комплекс учебных предметов Данная модель реализуется на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях с учащимися начальной школы (1-4 классы) усвоение учебного материала определёнными модулями, выделение которых из целостной системы базируется на интегрировании его составляющих.

2.3.1 Кадровые условия

2.3.2 Взаимодействие с родителями

2.3.3 Финансовые условия

2.3.4 Материально-технические условия

3 ЗАКЛЮЧЕНИ

логопедическое сопровождение в структуре коррекционной работы  условиях общеобразовательной школы – это целенаправленный, комплексный, непрерывный процесс оказания действенной помощи детям с особыми образовательными потребностями , без которого будет крайне затруднительно полноценное функционирование образовательного учреждения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПЕАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 939»

УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД

Антонова Светлана Александровна

(ГБОУ Школа №939)

ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ КАК ЧАСТИ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

2016 год

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Введение…………………………………………………………………..3

2. ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ КАК ЧАСТИ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

2.1 ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ.....…………………………………………..4

2.1.1 Краткая психолого-педагогическая характеристика

        младшего школьника с ЗПР…………………………………………6

2.1.2 Особые образовательные потребности…………………………… 7

2.1.3 Ожидаемые результаты ……………………………………………...8

2.1.4 Система оценки достижений учащихся ЗПР ……………………...9

2.2 СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ..…………………………….10

2.3 ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ ………………………….. 13

2.3.1 Кадровые условия……………………………………………………..14

2.3.2 Взаимодействие с родителями……………………………………….14

2.3.3 Финансовые условия…………………………………………………..15

2.3.4 Материально-технические условия………………………………….15

3 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..16

Список литературы…………………………………………………………..17

Приложение 1

  1. ВВЕДЕНИЕ

Актуальным вопросом современного процесса образования стало увеличение численности обучающихся,  нуждающихся в квалифицированном дефектологическом сопровождении. Таким образом перед всем педагогическим сообществом ставится задача совместного взаимодействия с целью воспитания, обучения  и  социализации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях внедрения ФГОС ОВЗ. 

Модель организации  коррекционного сопровождения начального общего образования ГБОУ Школа № 939 проектируется с учётом особенностей и традиций учреждения, создающего условия и реализующего потребности  всех учащихся в раскрытии интеллектуальных и творческих возможностей личности. АООП НОО включает в себя и модельный блок коррекционной работы, которая разработана в соответствии с требованиями Закона РФ «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции УМК «Начальная школа XXI века», а также с учетом опыта работы школы.

Комплекс ГБОУ Школа № 939 включает в себя две школы и два дошкольных образовательных учреждения. На базе дошкольных образовательных учреждений действуют детские клубы «Болтушки» и «Я смогу!» целью которых, является своевременная и систематическая логопедическая и психолого-педагогическая помощь детям с отклонениями в развитии, коррекция и компенсация имеющихся отклонений, профилактика вторичных нарушений и социальной адаптации детей с общим недоразвитием речи и задержками психоречевого развития.  Одной из специфических особенностей школьного блока образовательных учреждений на всех уровнях реализации ФГОСТ заключается в том, что часть контингента – это дети, испытывающие трудности при обучении в массовой школе. Одна из важных задач нашей школы – создание условий и предпосылок для успешного обучения всех учащихся. В связи с этим возникла необходимость совершенствования работы педагогического состава  с детьми «группы риска» (содержания, методов, форм, организация воспитательно-образовательного процесса) в условиях внедрения ФГОС; внедрения современных форм мониторинга достижения планируемых результатов АООП и личностного развития детей «группы риска».

Среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) дети с задержкой психического развития (ЗПР) составляют самую многочисленную группу, характеризующуюся неоднородностью и полиморфностью.

2.1 ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ

Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для детей с задержкой психического развития (ВАРИАНТ 7.1) – это учебно-методическая документация, определяющая рекомендуемые федеральным государственным образовательным стандартом объем и содержание образования, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы и разрабатывается учётом нормативно-правовой базы:

  • Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
  • Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
  • Письмо Минобрнауки России от 16.02.2015 № ВК-333/07 «Об организации работы по введению ФГОС образования обучающихся с ОВЗ»
  • Постановление Главного санитарного врача  РФ от 10.07.2015г. Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 (Санитарно-эпидемологических требований к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ) 

Так как актуальность проблемы в современности определяется вопросами обеспечения условий доступности получения качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях. Поэтому одной из важнейших задач начального образования в соответствии с ФГОС НОО является обеспечение «…условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения,- детей с ограниченными возможностями здоровья», «…учёт их образовательных потребностей».

Объективным основанием к выбору варианта АООП НОО ребёнка с ЗПР происходит на основании рекомендаций ПМПК, вследствие комплексного обследования. При этом учитывается индивидуальная программа реабилитации и абилитации.

Цель программы  коррекционной работы (вариант 7.1.) НОО в ГБОУ Школа №939 опираясь на нормативно-правовую базу - это создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, её академических составляющих,  коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию, расширение их жизненных компетенций в сроки обучения (1-4 классы) . Для реализации программы коррекционной работы в образовательном учреждении созданы специальные условия обучения и воспитания, учитывающие особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. В связи с этим решаются и будут решаться следующие задачи:

  • Актуализация и развитие познавательных процессов и мыслительных операций с учетом уровня актуального развития учащихся;
  • Создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся, посредством внедрения современных здоровье сберегающих технологий;
  • Содействие становлению и развитию личностных качеств и эмоционально-волевых особенностей учащихся, способствующих нормальному протеканию процесса обучения и воспитания и осуществлять их коррекцию;
  • Развитие коммуникативных умений и навыков, необходимых для продуктивного взаимодействия с социумом;
  • Создание условий для эффективной социально-психологической адаптации школьников к новым условиям жизни, помощь в решении проблем социального взаимодействия, улучшение климата межличностных взаимоотношений.

2.1.1 КРАТКАЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА С  ЗПР

У детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития сохраняются стойкие проявления органического инфантилизма, вследствие чего образуется недостаточная готовность к обучению в школе, сниженная мотивация к учебе, школьная неуспеваемость и дезадаптация.  У дезадаптированных к учебной среде детей с ЗПР часто встречается синдром гиперактивности (называемый также гипердинамическим), для которого характерны общее двигательное беспокойство, неусидчивость, обилие лишних движений, импульсивность, повышенная возбудимость. Такие дети слабо подчиняются дисциплинарным требованиям, из-за агрессивного поведения у них возникают проблемы коммуникации со сверстниками. Все это приводит к выраженной школьной дезадаптации.

Известно, что в самом распространенном своем значении школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, режиму жизнедеятельности и т. д. При поступлении в школу у детей с ЗПР обнаруживается недостаточность общего запаса знаний и миропредставлений,  недостаточная целенаправленность интеллектуальной деятельности,  незрелость мыслительных операций. 

У детей с ЗПР в процессе обучения отмечаются различные нарушения письма и устной речи. Таким образом важна комплексная  системная организация целенаправленного коррекционно-развивающего процесса, предполагающего коррекцию не только познавательной, но и речевой деятельности. Данная проблема в работе с детьми с общим недоразвитием речи  и задержкой психического развития начальной ступени школьного возраста является  крайне актуальной.

Разрабатывая программу коррекционного  сопровождения детей с ОВЗ ориентированную на детей ЗПР учитывалось то, что адаптация – это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшей социализации в обществе. Именно на таком представлении о сути школьной адаптации  разрабатывается программа для работы с конкретным ребенком и ученическим коллективом.

Вместе с тем исследователи подчеркивают,  что нарушения у детей с задержкой в развитии имеют парциальный характер и могут поддаваться логопедической и психолого - педагогической коррекции.

2.1.2 ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

Особые образовательные потребности имеют существенные различия у учащихся с ЗПР определяются спецификой нарушения ВПФ, задают определённую логику выстраивания учебного процесса и имеют отражение в содержании и структуре образования.

Среди общих потребностей выделяется:

  • Пропедевтика образования, на основе преемственности дошкольного и школьного звена.
  • Непрерывность в коррекционно-развивающем процессе, и ее раннее получение
  • Оптимизация коммуникативной деятельности путём психологического сопровождения.
  • Реализация задач блока дополнительного образования.

Специфические образовательные потребности для учащихся с ЗПР, осваивающих АООП НОО, заключаются в следующем:

  • Увеличение срока освоения АООП НОО до 5 лет
  • Содержание образования имеет наглядно-действенный характер.
  • Минимизация и упрощение учебно-познавательных задач
  • Специфика «переноса» полученных знаний, умений и навыков в новые условия.
  • Специфическая организация пространственной и временной среды образования.
  • Преобладание в использовании положительных стимуляций в оценке образовательной деятельности и поведения, а так же в формировании потребности к познании окружающего мира и взаимодействия с ним.
  • Психокоррекционная помощь, направленная на формирование произвольной саморегуляции.
  • Активизация ресурсов семьи и налаживание сотрудничества со школой.

2.1.3 ОЖИДАЕМЫ РЕЗУЛЬТАТЫ

Ожидаемые результаты освоения АООП НОО являются одним из первостепенных механизмов реализации ФГОС НОО. Они являются особой системой обобщённых индивидуализированных гибких целей образования, которые в последствии будут уточняться и конкретизироваться

1. Положительная динамика показателей в индивидуальном развитии учащихся с ЗПР.

2. Толерантное отношение всех участников образовательного процесса к учащимся с ОВЗ.

3. Устойчивость эмоционально-волевой сферы школьников.

4. Физиологическое и психологическое благополучие участников образовательного процесса.

5. Сформированность общих просветительских компетенций родителей и учащихся по отношению к детям с ОВЗ.

6. Слаженное функционирование профилактической службы школы, оказание своевременной психолого-педагогическую помощь и поддержание стабильно высоких показателей коррекционной работы.

2.1.4 СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИМСЯ ЗПР

Так как требования ФГОС НОО позволяют образовательной организации самостоятельно разрабатывать систему оценки образовательных достижений учащихся с ЗПР, то данная система разрабатывается и закрепляется Локальными Актами внутри самой школы.

Индивидуальные результаты жизненных компетенций оценивается через портфолио учащегося и комплексными мониторингами проводимыми психолого педагогической службой сопровождения учащегося с ЗПР.

Результативность достижений учащихся ЗПР в освоении АОП становится чрезвычайно важным для оценивания качества образования. Поэтому при определении подходов к оцениванию результатов необходимо опираться на следующие принципы:

  • Ориентирование на формирование УУД и духовно-нравственную направленность в развитии и воспитании учащегося с ЗПР.
  • Степень взаимоопределения оценки достижений учащегося и оценки качества работы образовательного учреждения.
  • Закреплять основные направления и цели оценочной деятельности.
  • Комплексность в оценке результатов освоения АООП.
  • Осуществлять динамику академических составляющих и жизненных компетенций .

Оценочными критериями становятся:

  • Соответствие академических составляющих и жизненных компетенций обучающегося с ЗПР требованиям к результатам освоения АООП НОО ФГОС
  • Результативной динамики академических компетенций и сформированности УУД.

        

2.2 СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

Программа коррекционной работы должна предусматривать индивидуализацию специального сопровождения обучающегося с ЗПР. Содержание программы коррекционной работы для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК, индивидуальной программы реабилитации.

Коррекционная работа с младшими школьниками с ЗПР проводится в условиях комплексного взаимодействия специалистов.

Рассмотрим основные направления коррекционной работы

  • Сенсомоторное развитие:
  • Развитие мелкой и общей моторики
  • Развитие ариткуляционных навыков
  • Формирование зрительно-моторных координаций
  • Формирование графо-моторных навыков
  • Коррекция нарушений сенсорных сфер:
  • Развитие зрительного гнозиса
  • Развитие временных и пространственных представлений
  • Формирование представлений о цвете форме и величине
  • Формирование фонетико-фонематических представлений, звукового анализа и синтеза
  • Расширение представлений об окружающем мире:
  • Формирование представлений о себе и своей семье
  • Формирование представлений о временных периодах и сезонных изменениях
  • Формировать способность в расширении и обогащении реального опыта взаимодействия с окружающим миром, адекватные представления об опасности и безопасности.
  • Развитие основных мыслительных операций
  • Развитие наглядно-образного  мышления
  • Развитие словесно-логического мышления
  • Развитие умения находить причинноследственные связи между предметами, событиями и явлениями
  • Развитие речи, коррекция нарушений речи:
  • Коррекция нарушений звукопроизношения, лексико-грамматического строя
  • Коррекция связной речи
  • Коррекция письменной речи
  • Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
  • Развитие социального интеллекта
  • Развивать способность эмоционально-волевой регуляции своего поведения
  • Устранение индивидуальных пробелов в академических составляющих, соответствующих ФГОСТ НОО
  • Формирование компетенций по русскому языку.
  • Формирование компетенций по литературному чтению.
  • Формирование компетенций по иностранному языку.
  • Формирование компетенций по математике и информатике.
  • Формирование компетенций по окружающему миру
  • Формирование компетенций по основам религиозных культур и светской этики
  • Формирование компетенций по искусству (ИЗО, музыка)
  • Формирование представлений по физической культуре

Согласно требованиям к результатам освоения программы коррекционно-развивающей работы АООП НОО по ФГОС, должны освещать полную сформированность жизненных компетенций, которые необходимы для осуществления бытовых задач и обеспечивающих формирование социальных отношений учащихся с ЗПР в различных сферах жизни-деятельности .

Целью программы коррекционной работы в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ выступает создание системы комплексной помощи обучающимся с ЗПР в освоении АООП НОО. Таким образом выглядит система работы учителя-логопеда в комплексном коррекционно-образовательном подходе (Приложение №1). В структурном содержании как неотъемлемая часть коррекционной процесса предполагается модель логопедической системы работы сопровождения учащегося ЗПР

В процессе совместной деятельности педагогического коллектива ГБОУ Школа № 939 была выработана комплексная модель психолого- логопедического воздействия по коррекции дисграфии и дислексии у учащихся с общим недоразвитием речи, обусловленным ЗПР. Она распросраняется на весь период обучения и базируется на следующих теоретических принципах:

  1. Мыслительные операции пложены в основу усвоения языковой системы речи детьми с ЗПР
  2. Учитывая зону ближайшего развития происходит воздействие на проблемные стороны речевой системы.
  3.  Интеграция  мотрных навыков и речевой деятельности.
  4. Планирование коррекционно-разивающей работы должна учитывать особенности задержки психического развития.
  5. Индивидуально-дифференциальный подход в обучении.

2.3  ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ

Согласно ФГОС НОО обязателен весь комплекс учебных предметов.

Данная модель реализуется на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях с учащимися начальной школы (1-4 классы), имеющих ЗПР, а так же трудности устной и письменной речи. Объем часов представлен согласно «Локальному акту об организации психолого-логопедических услуг общеобразовательного учреждения» и составляет не менее 5 часов в неделю для каждого обучающегося с ОВЗ.  Групповые занятия для учащихся 1-4 классов нуждающихся в логопедическом сопровождении занятия проводятся 2 раза в неделю.

Модель курса коррекционно-развивающего обучения позволяет осуществить усвоение учебного материала определёнными модулями, выделение которых из целостной системы базируется на интегрировании его составляющих.

Для учащихся с ОВЗ в учебном плане выделены коррекционные занятия с учителем-логопедом. Так как у детей с ЗПР составляющими компонентами нарушений являются все сферы речи (лексика, грамматика, фонетика), для каждого учащегося предполагается разработка СИПР, в основе лежит программа работы с учащимися с общим недоразвитием речи. (Прилажение 1)

Модель организации психолого-педагогического сопровождения разработана с использованием рекомендаций ведущих специалистов в области психологии и логопедии Садовниковой И.Н., Лалаевой Р.И., Ефименковой Л.Н., Мисаренко Г.Г.,  Е.В.Мазановой, Н. Г. Андреевой , а так же  с опорой на  ООП УМК «Начальная школа XXI века» (Авторы: Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И., Петленко Л.В.) и может быть использована практикующими учителями-логопедами школ. Модель имеет гибкую структуру и может быть дополнена, изменена в ходе психолого – педагогической и логопедической работы в зависимости от контингента класса и особенностей усвоения программного материала учащимися с ЗПР.

2.3.1 КАДРОВЫЕ УСЛОВИЯ

Психолого - логопедичская поддержка и содействие в успешной адаптпции и социализации учащихся с ЗПР в ГОУ Школа 939, качественно помогает детям в освоении ООП.

ГОУ Школа 939 реализует программу АООП НОО для обучающихся с ЗПР укомплектована педагогическими, руководящими и другими специалистами имеющими профессиональную подготовку соответствующего уровня и направленности. Уровень квалификации каждого из работников образовательной организации соответствует по должностям.

        2.3.2 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Тесное сотрудничество родителей и логопеда приносит более эффективный результат в коррекционную работу. Поэтому нужно грамотно спланировать этот процесс. Моделирование работы учителя-логопеда с родителями – это прежде всего планирование лектория по провсещению  обучению родителей и привлечение их к коррекционной работе. Успешный результат работы во многом зависит от профессионально спланированных действий. Учитель-логопед должен скрупулёзно разработать тактику и стратегию взаимодействия с родителями учащегося с ЗПР., опираясь н следующие принцыпы:

  • В осуществлении работы с родителями решение поставленных коррекционных задач должно происходить через разнообразные формы с использованием различных методов и приёмов.
  • Осуществление дифференцированного и строго индивидуального подхода к каждому родителю.
  • Учёт конкретных социальных и бытовых условий, в которых воспитывется ребёнок.
  • Во взаимосвязи с родителями предполагается систематичность и комплексность работе всего педагогического состава и специалистов.

 Коррекционные принципы в совокупности с общедидактическими направлены на выстраивание коррекционно-образовательного и воспитательного процесса, определяют планирование дефектолога, учителя-логопеда и педагога – психолога с родителями

2.3.3 ФИНАНСОВЫЕ УСЛОВИЯ

Финансовые условия реализация АООП НОО осуществляются согласно законодательству Российской Федерации и соответствуют специфике кадровых и материально-технических условий, определённых для АООП НОО учащихся с ЗПР.

Реализация варианта 7.1 подразумевает, что учащийся ЗПР получает образование вместе с ровесниками, имеющими условную норму развития, в сроки отведенные ООП НОО (1-4 классы) При этом обучающемуся с ЗПР предоставляется образовательная услуга по АООП в соответствии с особыми образовательными потребностями учащегося.

 Таким образом финансирование рассчитывается с учетом рекомендаций ПМПК, ИПР, требованиями наполняемости класса.

2.3.4 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Материально-техническое обеспечение обучения учащихся с ЗПР должно отвечать как общим, так и особым образовательным потребностям учащихся. Таким образом специфические требования представлены в материально-техническом обеспечении процесса обучения учащихся ОВЗ:

  • ТСО, в состав которых водят и компьютерный инструментарий
  • организация временного периода пространства процесса обучения
  • учебно-методический комплекс, позволяющий осуществлять обозначенный вариант АООП.

3 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Значимость данной работы подтверждается систематической диагностикой всеми специалистами психолого-педагогического сопровождения учащихся и выявления различных отклонений в целостном развитии личности. Умение учиться лежит в основе личностного развития каждого учащегося. Учащийся с ОВЗ имеет определённые личностные трудности в получении академических навыков и приобретении жизненных компетенций. Поэтому каждый ученик, имеющий трудности в развитии, должен научиться познавать окружающий мир, находить решение проблем, учиться общаться в социуме на основе уважения и равноправия. Результатом коррекционной работы должно стать достижение учащимся с ЗПР планируемых результатов освоения ООП.

В связи с тем, что дисграфия и дислексия у учащихся с ЗПР возникает на основе общего недоразвития речи, основное значение в логопедическом сопровождении отводится формированию связной речи. Это достаточно трудоемкий и длительный процесс. И порой учащиеся средней школы бывают не готовы к самостоятельной работе с текстом (написание изложений, сочинений и др. творческих работ) Итоговая аттестация по русскому языку проводится в форме изложения.

Следовательно, логопедическое сопровождение в структуре коррекционной работы  условиях общеобразовательной школы – это целенаправленный, комплексный, непрерывный процесс оказания действенной помощи детям с особыми образовательными потребностями , без которого будет крайне затруднительно полноценное функционирование образовательного учреждения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  • Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией). -М.: АПК и ППРО, 2012

  • «Русский язык», 1-4 классы, УМК «Начальная школа XXI века» Авторы С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова Издательство «Вентана-Граф» 2010
  • Программы для общеобразовательных учреждений. Коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы (I–IV). Подготовительный класс/ Под ред. С.Г. Шевченко. – М.: Школьная пресса, 2004.
  • УМК Е. В. Мазанова Коррекция дисграфий Издательство «Гном» 2007
  • УМК Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. под ред. Р.И. Лалаевой.— М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006.
  • Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод. пособие для учителей начальных классов коррекционно-развивающего обучения. –М: Гуманист. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
  • Программно-методические материалы. Коррекционно-развивающее обучение. Составитель: С.Г. Шевченко. М.Дрофа, 2001
  • Использование электронных материалов с сайта ГППЦ ДОгМ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционной работы педагога-психолога с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья – задержка психического развития

Программа коррекционного обучения в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья направлена на с...

Адаптированная рабочая программа для обучающегося с задержкой психического развития (ЗПР. Вариант 7.1) по курсу "Русский язык"

В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М.В. Бойкина. Русский язык Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа Росси» 1-4 классы. М.: Просвещение, 2014 г....

Адаптированная рабочая программа для обучающегося с задержкой психического развития (ЗПР. Вариант 7.1) по курсу "Математика"

М.И. Моро, С.И. //Волкова. Математика. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа Росси» 1-4 классы. М.: Просвещение, 2014 г....

Адаптированная рабочая программа для обучающегося с задержкой психического развития (ЗПР) по курсу «Литературное чтение»

Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Бойкина. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа Росси» 1-4 классы. М.: Просвещение, 2014 г....

Адаптированная рабочая программа для обучающегося с задержкой психического развития (ЗПР. Вариант 7.1) по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Шемшурина А. И. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс. – М.: Просвещение, 2015...

Адаптированная рабочая программа для обучающегося с задержкой психического развития (ЗПР. Вариант 7.1) по курсу «Окружающий мир»

А.А. Плешаков. Рабочие программы. Окружающий мир. Предметная линия учебников системы «Школа Росси» 1-4 классы. М.: Просвещение, 2014 г....

Рабочая программа по курсу коррекционно-развивающей области «Психокоррекционные занятия» Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с задержкой психического развития (7.2) 1 дополнительный класс

Курс коррекционно-развивающей области «Психокоррекционные занятия» направлен на исправление различных типичных недостатков психического (психологического) развития, которые в совокупности ...