Статья на тему: "Роль и сущность дидактических игр"
статья ( класс) на тему
Описание важной роли игровой деятельности в процессе обучения младшего школьника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья "Роль и сущность дидактических игр" | 295.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РОЛЬ, СУЩНОСТЬ И СИСТЕМА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Игра - «дитя труда». Ребенок, наблюдая за деятельностью взрослых, переносит ее в игру.
Ребенок играет сначала с реально окружающими его предметами, а затем с воображаемыми, которые для него физически недоступны. В этих играх он овладевает предметами окружающего мира.
Возникающая потребность действовать и поступать, как взрослый, не всегда удовлетворяется. Играя, ребенок принимает на себя социальную функцию взрослого и воссоздает ее в своих действиях. Игры детей чаще всего отражают профессиональную деятельность взрослых. В них дети вступают в различные отношения: сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля. Нормы человеческих взаимоотношений через игру становятся источником развития морали самого ребенка; дети получают возможность для установления как личности в целом, так и отдельных психических процессов.
Игры в своем развитии эволюционируют от предметных к ролевым и от ролевых к дидактическим. Интерес детей к дидактической игре перемещается от игрового действия к умственной задаче. Так, в ролевой игре «Капитаны» дети, действуя в воображаемой ситуации, «ведут корабль» (поворачивают воображаемый руль то в одну, то в другую сторону, гудят, исполняя одновременно роль парохода), а в дидактической игре они подражают умственной работе капитана, «ведут корабль по заданному курсу» на основе выполненных расчетов.
Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она стимулирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
В дидактических играх ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам,производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. Подобные игры позволяют формировать у детей произвольность таких психических процессов, как внимание и память. Игровые задания развивают у детей смекалку, находчивость, сообразительность. Многие из них требуют умения построить высказывание, суждение, умозаключение; требуют не только умственных, но и волевых усилий организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры, подчинять свои интересы интересам коллектива.
Художественно оформленные игрушки, рисунки, демонстрационный и раздаточный материал к играм выполняют задачу художественного воспитания.
Однако не всякая игра имеет существенное образовательное и воспитательное значение, а лишь та, которая приобретает характер познавательной деятельности. Дидактические игры конструируются по-разному. В некоторых из них есть все элементы ролевой игры: сюжет, роль, действие, игровое правило; в других — только отдельные элементы: действие или правило или то и другое. Поэтому по структуре дидактические игры делятся на сюжетно-ролевые и игры-упражнения, включающие только отдельные элементы игры. В сюжетно-ролевых играх дидактическая задача скрыта сюжетом, ролью, действием, правилом. В играх-упражнения она выражена явно. В дидактичсекой игре ее замысел, правило, действие и включенная в них умственная задача предсталяют собой иситему формирующих воздействий.
При подборе игр важно учитывать наглядно-действенный характер мышления младшего школьника. Необходимо также помнить и о том, что игры должны соответствовать всестороннему полноценному развитию психики детей, их познавательных способностей, речи опыта общения со сверстниками и взрослыми, прививать интерес к учебным занятиям, формировать умения и навыки учебной деятельности, помогать ребенку овладевать умением анализировать, сравнивать, абстрагировать, обобщать. При проведении игр интеллектуальная деятельность ребенка должна быть связана с его действиями по отношению к окружающим предметам.
ИГРЫ ДЛЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Игры на комбинирование: игры со спичками, логические задачи, шашки, шахматы, головоломки и другие - предусматривают умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов.
Игры на планирование: лабиринты, головоломки, магические квадраты. Способность планирования проявляется в том, что ученики могут определить, каие действия выполняются раньше, а какие позже.
Игры на ормирвоание умения анализировать: найди пару, найди лишнее, загадки, продолжи ряд, занимательные таблицы — предусматривают умнние объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов, умение описывать предмет по принципу «из чего состоит, что делает».
Активное внедрение в учебный процесс разнообразных развивающих игр является одной из важнейших задач учителя начальной школы.
Игровые занятия, специфически направленные на развитие базовых психических функций детей, приобретают особую значимость в учебном процессе начальной школы. Причина тому — психофизиологические способности младших школьников, а именно то обстоятельство, что в 6-9 летнем возрасте, характеризующимся повышенной сензитивностью, наиболее интенсивно протекает и, по существу, завершается физиологическое созревание основных мозговых структур. Таким образом, именно на этом этапе возможно наиболее эффективное воздействие на интеллектуальную и личностную сферы ребенка, способное, в частности, компенсировать в известной степени задержки психического развития, имеющие неорганическую природу (вызванные зачастую недостаточным вниманием к воспитанию и развитию детей со стороны родителей).
Еще одна важная причина, побуждающая активнее внедрять специфические игровые упражнения в учебный процесс начальных классов — возможность проведения эффективной диагностики интеллектуального и личностного развития детей, являющейся основой для целенаправленного планирования такогонепрерывного мониторинга обусловлена тем, что развивающие игры и упражнения базируются в большинстве своем на различных психодиагностических методиках, и, таким образом, показатели выполнения учащимися тех или иных заданий предоставляют школьным психологам непосредственную информацию о текущем уровне развития детей.
И, наконец, возможность представления заданий и упражнений преимущественно в игровой форме, наиболее доступной для детей на этапе характерной для первых месяцев пребывания ребенка в школе смены ведущей деятельности (переход от игровой деятельности к учебной), способствуют сглаживанию и сокращению адаптационного периода. Соедует также отметить, что игровой, увлекательный характер заданий, являющихся в то же время психологическими тестами, снижает стрессогенный фактор проверки уровня развития, позволяет детям, отличающимся повышенной тревожностью, в более полной мере продемонстрировать свои истинные возможности.
Игра — это прерогатива и территория детства,один из основных видов деятельности ребенка, который который в школе активно и не всегда оправданно вытесняется трудом и учением.
Игра как педагогический феномен характеризуется тем, что, оставаясь отдыхом и развлечением, она всегда перерастает в обучение, творчество, в модель типа человеческих отношений.
Особенность игровой деятельности состоит в том, что личность играющего одновременно находится в двух планах: реальном и условном (игровом). Связь игры с жизнью очевидна, а граница между ними довольно размыта и неопределенна. Это позволяет активно реализовывать в игре принци активного проживания жизни, потребность детей в самоутверждении и самореализации, а это в свою очередь обеспечивает педагогический эффект самообновления и самоусовершенствования личности.
Важная составляющая и одновременно индикатор личностного развития младшего школьника — его поведение. Любые нарушения в развитии личности ученика (неадекватная самооценка, слабый самокнтроль, искаженные представления о себе и своих возможностях), закономерно проявляются в его поведении.
Для коррекции типичных форм неконструктивного поведения, среди которых импульсивное, демонстративное, протестное, агрессивное поведение, в распоряжении учителя имеются учебная и игровая деятельность.
В игровой деятельности дети легче решают межличностные проблемы, приобретают опыт терпимости, совместимости, партнерства, дружбы, а также навык ориентации в собственных поступках и в поведении других.
Рассмотрим, какие игры (типы игр) учитель может использовать для профилактики и коррекции неконструктивного поведения школьников: игры с правилами, игры-соревнования, совместные игры со сверстниками в работе с импульсивными школьниками.
Игры с правилами хороши тем, что в них четко предусмотрены требования к поведению детей. Ребенок вынужден подчиняться этим требованиям (т. е. не нарушать правила), если он желает играть и не хочет разрушить игру. К играм с правилами целесообразно также привлекать и недисциплинированных школьников. Под воздействием игровых правил безответственность, неряшливость, эгоистичность постепенно исчезают.
В играх-соревнованиях правила отличаются не только четкостью, понятностью, но и открытостью: выполняет ребенок правила игры или нарушает их — это сразу замечают другие игроки, что создает наилучшие условия для самостоятельного контроля над собственным поведением и одновременно за выполнением правил.
Стоит отметить еще два не менее важных типа игры, которые развивают творческие способности младшего школьника: игра-драматизация и народная игра.
Игра-драматизация — театрализованная игра, где разыгрывается сюжет литературного произведения (сказки, басни, стихотворения). Игру-драматизацию целесообразно использовать на заключительном этапе коррекционно-развивающей работы с конформными школьниками. Предшествовать игре-драматизации должны образно ролевые и психотехнические раскрепощающие игры, в которых ученик преодолевает присущие ему застенчивость, тревожность, трусость, и приобретает такие личностные качетсва, как смелость, уверенность, инициативность.
Народная игра — универсальное средство коррекции недостатков личностного развития. Одно из ее главных преимуществ — обаяние игровых персонажей. Так называемые отрицательные персонажи не вызываю страха у застенчивых и робких детей, а их нравственные недостатки и неблаговидные поступки легко осознаются всеми детьми. В целом этика народной игры усваивается младшими школьниками естественно, без морализаторского диктата со стороны педагога, что и позволяет детям незаметно для себя, исподволь, приобретать навыки саморегуляции и самокнтроля.
Еще одно преимущество народной игры заключается в том, что ей предшествуют зачин, игровая прелюдия. Таким зачином может быть, например, считалка. Она вводит в игру, помогает распределению ролей и одновременно является средством самоорганизации детей.
На сегодняшний день необходимо активно включать игровую деятельность в учебный процесс, т. к. она способствует гармоничному развитию личности учащегося и положительно влияет на его адаптацию к школьным обязанностям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по теме: "Роль учителя в формировании социальной толерантности учащихся"
Воспитание терпимости к другим, чьи вкусы, привычки отличабтся от собственных, помогает ученикам найти общий язык не только со сверстниками, педагогами, родителями, но и представителями других культур...
Статья на тему: Роль информационно-коммуникационных технологий в достижении планируемых результатов ФГОС НОО на уроках математики.
В статье я делюсь опытом применения ИКТ на уроках математики....
Статья на тему: "Роль информационно-коммуникационных технологий в достижении планируемых результатов ФГОС НОО на уроках в начальной школе".
Как современные компьютерные технологии помогают решать в условиях ФГОС такую важную задачу, как формирование Универсальных Учебных Деействий на уроках в начальной школе....
статья на тему "Роль скороговорок в речевом развитии детей"
В настоящее время очень важно уделять внимание речевому развитию детей. Ведь речь является не только средством общения, но и залогом хорошей успеваемости. Одним из методов развития речи являются скоро...
Статья на тему: «Роль межпредметных связей в формировании и развитии системного мышления младших школьников в ходе проведения внеурочных занятий».
Межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании младших школьников....
Статья по теме «Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения»
Статья по теме «Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения»...
Статья на тему: "Роль дидактических игр в воспитании детей с ОВЗ".
В жизни ребёнка игра занимает одно из ведущих мест....