статья на тему "Роль скороговорок в речевом развитии детей"
консультация на тему

Ольга Владимировна ЖАБИНА

В настоящее время очень важно уделять внимание речевому развитию детей. Ведь речь является не только средством общения, но и залогом хорошей успеваемости. Одним из методов развития речи являются скороговорки. Очень часто мы недооцениваем их роль. А это, пожалуй, самый древний, самый интересный и забавный метод.  В данной статье вы сможете убедиться в значении данного фольклора на речевое развитие детей и получить практический материал для работы в домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.21 КБ

Предварительный просмотр:

Роль скороговорок в речевом развитии детей

Жабина Ольга Владимировна, учитель  - логопед

МБОУ СОШ №15 им. М.В.Гордеева г.Орла

В настоящее время очень важно уделять внимание речевому развитию детей. Ведь речь является не только средством общения, но и залогом хорошей успеваемости. Одним из методов развития речи являются скороговорки. Очень часто мы недооцениваем их роль. А это, пожалуй, самый древний, самый интересный и забавный метод.

Скороговорка – это фраза, построенная из труднопроизносимых слов, сочетаний звуков и слогов и предназначенная для проговаривания вслух. 

Произнесение и заучивание скороговорок вызывает значительные трудности у детей с речевыми нарушениями. Это в первую очередь связано с несовершенством функционирования их артикуляционного аппарата, бедностью словарного запаса, непониманием смысла слов в произносимых фразах (особенно в ускоренном темпе), с нарушением фонематических процессов (главным образом, анализа и синтеза).  

   Благодаря использованию скороговорок успешнее происходит развитие и совершенствование речевого аппарата, формирование общеречевых умений и навыков, совершенствование фонетической стороны речи, обогащение и актуализация словарного запаса, развитие памяти и слухового внимания, профилактика нарушений чтения и письма.  

Несмотря на то, что скороговорки читаются обязательно быстро, они учат ребенка, торопящегося в речи, произносить фразы более медленно, не «съедая» окончания,  чувствовать связь между словосочетаниями, улавливать семантику каждого слова.  Исходя из этого, эффективно использовать скороговорки в работе с гиперактивными детьми, поскольку для правильного произношения необходимо проявить сосредоточенность и концентрацию. А, услышав скороговорку, любой ребёнок вряд ли сможет удержаться, чтобы не проверить свои возможности в воспроизведении её за вами.

Начинать стоит с самых простых и легких скороговорок. При этом маленькие дети могут «отхлопывать» каждый слог или слово ладошками или «отстукивать» мячом.

Каждая отдельная скороговорка – это не случайный набор звуков и слов. Она тренирует определенные навыки, отчеканивает произношение конкретного «проблемного» звука. Для их автоматизации можно использовать следующие скороговорки:

Для звука [б]: Белые бараны били в барабаны. 

Для звука [в]: Водовоз вез воду из водопровода.

Для звука [д]: Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел. 

Для звука [ж]: Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.

Для звуков [з], [з’]: Зимним утром от мороза на заре звенят березы. 

Для звука [к]: Около кола колокола.

Для звука [г]: Галка села на забор, Грач завел с ней разговор.

Для звука [х]: Хохлатые хохлушки хохотом хохотали.

Для звука [л]: Дятел сидел на ёлке и долбил щёлки.

Для звука [п]: Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком 

Для звука [р]: Рама рано розовеет, рама рада - солнце греет.

Для звуков [с], [с’]: Носит Сеня сено в сени. Спать на сене будет Сеня. 

Для звука [т]: Толком толковать, да без толку расперетолковывать. 

Для звука [ц]: Цыплята и курица пьют чай на улице.

Для звука [ч]: Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.

Для звука [ш]: Шесть мышат в шалаше шуршат.

Для звука [щ]: Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

Пусть ребенок говорит красиво! Пусть он вырастет успешным! Пусть совместные занятия принесут не только пользу, но и удовольствие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ (ТМНР)

В данной статье представлены современные педагогические подходы и технологии речевого развития детей с тяжелыми нарушениями психофизического и интеллектуального развития в условиях школы и семьи.Рассм...

Статья на тему: Особенности речевого развития детей с нарушением интеллекта

Особенности речевого развития у детей с нарушением интеллекта.Актуальность и значимость проблемы нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальным недоразвитием определяется, прежде всего, когн...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ (ТМНР)

Всероссийская научно-практическая очная онлайн-конференция с международным участием «Инновации в образовании: сущность, проблемы, практический опыт, перспективы»...

Особенности речевого развития детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (ЗПР).

Особенности речевого развития детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (ЗПР)...

Статья на тему: "Особенности речевого развития детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

Речевое недоразвитие занимает значительное место в структуре интеллектуального дефекта учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Недостаточная сформированность речи умс...

Проблема речевого развития детей с аутизмом ( статья)

РАБОТА ДЕФЕКТОЛОГА С ДЕТЬМИ С АУТИЗМОМ В УСЛОВИЯХ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА  Шадринск-2022 Платонова С.Ю. КОНТЕНТ-АНАЛИЗ  РОССИЙСКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ ПО ТЕМЕ ПРОБЛ...

Роль скороговорок в речевом развитии младших школьников

Многие дети в школьном возрасте имеют различные нарушения дикции, то есть их речь невнятная и они не могут выговаривать некоторые звуки. Есть один весьма простой и несколько забавный способ для того, ...