статья на тему "Роль скороговорок в речевом развитии детей"
консультация на тему
В настоящее время очень важно уделять внимание речевому развитию детей. Ведь речь является не только средством общения, но и залогом хорошей успеваемости. Одним из методов развития речи являются скороговорки. Очень часто мы недооцениваем их роль. А это, пожалуй, самый древний, самый интересный и забавный метод. В данной статье вы сможете убедиться в значении данного фольклора на речевое развитие детей и получить практический материал для работы в домашних условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 18.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль скороговорок в речевом развитии детей
Жабина Ольга Владимировна, учитель - логопед
МБОУ СОШ №15 им. М.В.Гордеева г.Орла
В настоящее время очень важно уделять внимание речевому развитию детей. Ведь речь является не только средством общения, но и залогом хорошей успеваемости. Одним из методов развития речи являются скороговорки. Очень часто мы недооцениваем их роль. А это, пожалуй, самый древний, самый интересный и забавный метод.
Скороговорка – это фраза, построенная из труднопроизносимых слов, сочетаний звуков и слогов и предназначенная для проговаривания вслух.
Произнесение и заучивание скороговорок вызывает значительные трудности у детей с речевыми нарушениями. Это в первую очередь связано с несовершенством функционирования их артикуляционного аппарата, бедностью словарного запаса, непониманием смысла слов в произносимых фразах (особенно в ускоренном темпе), с нарушением фонематических процессов (главным образом, анализа и синтеза).
Благодаря использованию скороговорок успешнее происходит развитие и совершенствование речевого аппарата, формирование общеречевых умений и навыков, совершенствование фонетической стороны речи, обогащение и актуализация словарного запаса, развитие памяти и слухового внимания, профилактика нарушений чтения и письма.
Несмотря на то, что скороговорки читаются обязательно быстро, они учат ребенка, торопящегося в речи, произносить фразы более медленно, не «съедая» окончания, чувствовать связь между словосочетаниями, улавливать семантику каждого слова. Исходя из этого, эффективно использовать скороговорки в работе с гиперактивными детьми, поскольку для правильного произношения необходимо проявить сосредоточенность и концентрацию. А, услышав скороговорку, любой ребёнок вряд ли сможет удержаться, чтобы не проверить свои возможности в воспроизведении её за вами.
Начинать стоит с самых простых и легких скороговорок. При этом маленькие дети могут «отхлопывать» каждый слог или слово ладошками или «отстукивать» мячом.
Каждая отдельная скороговорка – это не случайный набор звуков и слов. Она тренирует определенные навыки, отчеканивает произношение конкретного «проблемного» звука. Для их автоматизации можно использовать следующие скороговорки:
Для звука [б]: Белые бараны били в барабаны.
Для звука [в]: Водовоз вез воду из водопровода.
Для звука [д]: Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел.
Для звука [ж]: Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.
Для звуков [з], [з’]: Зимним утром от мороза на заре звенят березы.
Для звука [к]: Около кола колокола.
Для звука [г]: Галка села на забор, Грач завел с ней разговор.
Для звука [х]: Хохлатые хохлушки хохотом хохотали.
Для звука [л]: Дятел сидел на ёлке и долбил щёлки.
Для звука [п]: Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком
Для звука [р]: Рама рано розовеет, рама рада - солнце греет.
Для звуков [с], [с’]: Носит Сеня сено в сени. Спать на сене будет Сеня.
Для звука [т]: Толком толковать, да без толку расперетолковывать.
Для звука [ц]: Цыплята и курица пьют чай на улице.
Для звука [ч]: Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.
Для звука [ш]: Шесть мышат в шалаше шуршат.
Для звука [щ]: Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
Пусть ребенок говорит красиво! Пусть он вырастет успешным! Пусть совместные занятия принесут не только пользу, но и удовольствие!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ (ТМНР)
В данной статье представлены современные педагогические подходы и технологии речевого развития детей с тяжелыми нарушениями психофизического и интеллектуального развития в условиях школы и семьи.Рассм...
Статья на тему: Особенности речевого развития детей с нарушением интеллекта
Особенности речевого развития у детей с нарушением интеллекта.Актуальность и значимость проблемы нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальным недоразвитием определяется, прежде всего, когн...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ (ТМНР)
Всероссийская научно-практическая очная онлайн-конференция с международным участием «Инновации в образовании: сущность, проблемы, практический опыт, перспективы»...
Особенности речевого развития детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (ЗПР).
Особенности речевого развития детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (ЗПР)...
Статья на тему: "Особенности речевого развития детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
Речевое недоразвитие занимает значительное место в структуре интеллектуального дефекта учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Недостаточная сформированность речи умс...
Проблема речевого развития детей с аутизмом ( статья)
РАБОТА ДЕФЕКТОЛОГА С ДЕТЬМИ С АУТИЗМОМ В УСЛОВИЯХ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА Шадринск-2022 Платонова С.Ю. КОНТЕНТ-АНАЛИЗ РОССИЙСКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ ПО ТЕМЕ ПРОБЛ...
Роль скороговорок в речевом развитии младших школьников
Многие дети в школьном возрасте имеют различные нарушения дикции, то есть их речь невнятная и они не могут выговаривать некоторые звуки. Есть один весьма простой и несколько забавный способ для того, ...