Урок эрзянского языка для 3 класса
план-конспект урока (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок в 3 классе.
Тема: Тундо (Весна).
Тип урока: урок актуализации знаний и умений, урок повторения.
Формы и методы обучения: объяснительно-иллюстративный; фронтальная и индивидуальная работа, работа в группах.
Цели:
познакомить обучающихся с красотой эрзянского языка;
формировать коммуникативные навыки, чувство уважения к эрзянскому языку, истории, этнокультуре, духовным ценностям;
воспитание культуры межнациональных отношений.
Развитие УУД:
Личностные УД обеспечат:
-осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения темы урока;
-развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости;
-формирование мотивации к изучению эрзянского языка, целеустремлённости и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности творческой деятельности учащихся.
Регулятивные УД обеспечат учащимся возможность научиться:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-планировать. Контролировать и оценивать собственные учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные УД обеспечат учащимся умение:
-слушать собеседника и вести диалог;
-участвовать в коллективном обсуждении и принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему;
-излагать своё мнение;
-понимать устную речь и учитывать её особенности при построении собственных высказываний.
Коммуникативные УД обеспечат:
-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
-возможность каждому обучающемуся адаптироваться среди своих сверстников и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Задачи:
1.Способствовать восприятию красоты эрзянского языка.
2.Учить детей грамотному оформлению устной речи.
3. Введение новых слов: лато, новольсть, луга, пачтян, симдян, валдомтса.
4. Воспитание чувства причастности к истории, старинным обрядам мордвы, бережливое отношение к природе.
5.Формирование коммуникативных навыков, чувства уважения к мордовской культуре, народу.
6. Развитие логического мышления.
7. Систематизировать знания детей о приметах весны.
Оборудование и технические средства обучения: компьютер, проектор, экран, раздаточные карточки, реквизит для сценок, коробочка с иллюстрациями.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Учитель:Шумбратадо, эйкакшт. (Здравствуйте, ребята!) Кодамо течи вадря ушось! Кодат тынк тевенк?(Какая сегодня чудесная погода. Как ваши дела?)
- Ванасынек экран лангсо. Кунсолодо, эйкакшт, стихотворения. (Посмотрите на экран. Послушайте, дети, стихотворение.)
Учитель: Минь весёла эйкакштано
Ловнотано, сёрмадтано
Минек вадрят тевенек
Тонавтницят леменек. (Слайд 1)
- А ней, ловносынек стихотворения вейсэ. (А теперь, прочитайте стихотворение вместе.) Дети читают.
Учитель: Молодецт! Озадо! Ней, эйкакшт,ушодсынек минек уроконок (Начнём наш урок)Уледе важодицякс, кунсолыцякс, арсян тенк паро ёжо ды валдо превть.(Будьте активными, внимательными, а я желаю вам хорошего настроения и удачи).
II.Актуализация ранее усвоенных знаний и умений .
Учитель: -Кортатано эрзянь кельсэ ды налксинек «Дивань паргине».
(Поговорим на эрзянском языке и поиграем в «Удивительный сундучок»)
Учитель достает картинки, дети называют изображённый предмет. После этого картинка вывешивается на доску.
- Эрьга ловносынек хором те валт. Чипай ,эйсюро, тикше, письмар, лопа, чудикерькс. (Давайте прочитаем эти слова хором. Солнце, сосулька, трава, скворец, лист, ручеёк.) Дети вместе с учителем проговаривают слова.
Учитель: - Молодецт! Пек паро. Течи темась минек уроконь тундо. Панжинк тетраденк сёрмадсынек течинь чинть ды уроконь тементь. (Сегодня тема нашего урока весна. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и тему урока.) (Слайд 2)
III. Проблемное объяснение нового знания.
Учитель: - Ванасынек картинасо. Мезе тон неяви тесэ? (Посмотрите на картину. Что вы здесь видете?) Ответы детей. (Слайд 3)
- Нама, те тундо. Эрьга ёвтсынек содензэ. Лездамс минек мейсэ од валт. Ловносынек сынст ды ютавтсынек. Тундо, пек, учинек, кенярдтано, маней, чувтот, леесь, тикшесь, панжсть, лембе, пиже. (Давайте расскажем о ней. Помогут нам в этом новые слова. Весна, очень, ждем, радуемся, ясный, деревья, река, трава, открылась, теплый, зелёный.) Ответы детей с частичной помощью учителя.
Учитель: - Запишите одно из предложений себе в тетрадь. Учитель выборочно опрашивает детей.
- Кунсолодо стихотворениясь Кирьяновонь Танень. Учитель читает стихотворение, на фоне птичьих голосов. (Аудиозапись)
Учитель: - Мордовский фольклор очень богат и красив. Есть в нём пословицы и про весну.
- Ловносынек валмеревкст ды ютавтсынек сынст экрансо. (Прочитайте пословицы и переведите их с экрана.) Дети читают и переводят при помощи словарей. (Слайд-4)
Тундонь чись ие анды. (Весенний день год кормит).
Тундось – цецяв, сёксесь – прякав.( Весна- в цветах, осень – в пирогах).
IV.Физминутка.
Учитель: - А теперь немного отдохнём. Оймсетяно. Стядо эйкакшт.
Вейке, кавто – виревпанд, (Слайд 5)
Колмо, ниле – аловпанд.
Веете, кото – трокс, кувалт,
Сисем, кавксо – мекев васов.
Вейксэ, кемень – скок менелев.
VII. Применение нового знания в стандартной ситуации.
Учитель: - Ней важоди текст марто. ( А теперь поработаем с текстом.) Учитель раздаёт карточки с заданием каждому ученику.
- Тон, сермадынек валт предложениясо. Вана те валт: нармунтне, чипаесь, тундось, венчть, эйсюрот, чить пижелгадомо. (Вы, напишите слова в предложения. Вот эти слова: птицы, солнце, весна, лодка, сосульки, день, зеленеет.)
- Проверим, правильно ли вы справились с заданием. (Слайд 6) Учитель проводит взаимопроверку с доской. Даёт оценку работе учеников.
- Никто так замечательно не изображал мордовскую природу, как Фетод Васильевич Сычков – знаменитый мордовский художник. Воспевавший в своих картинах свой народ и любую Мордовию. Дети рассматривают картины Сычкова.
Учитель: - Эрзя ды мокша кезерэнь шкасто кортамс пертьпельксэсь марто. Нейке, содасы мезде сынь кортамс. Мезе вешекнемс? ( Мордва с давних времен разговаривала с природой. Сейчас узнаем о чём они говорили. Что просили?)
- Мы попробуем разыграть сейчас эти ситуации. Дети – актёры будут показывать, а остальные ученики – зрители переводить, о чём идёт речь.
Учитель выбирает желающих, раздаёт им слова. Дети по очереди по двое выходят к доске и разыгрывают сценки. В сопровождение на экране выходят сюжетные картинки с озвучением (солнце, дождь, ветер, месяц). (Слайд 7-10)
Учитель: - Весе молодецт, пек вадря тев.
VIII. Закрепление изученного материала.
Учитель: - Важоди группсо ды теи итог минек уроконь. (Поработаем в группах и сделаем вывод нашего урока).
- Ванасынек экран лангсо, тесэ кроссворд. Содасынек валт рядсо. (Посмотрите на экран, здесь кроссворд. Угадываем слова по рядам.)
- Эйкакштне, ванасынек нилице вал. Штобу сонзэ содакшнемс эряви ёвтнемс картинат коряс. Мезе неяви? (Дети, посмотрите на четвёртое слово. Чтобы его угадать, нужно рассказать о картинах. Что видите? (Ответы детей)
- Те картинат Сычкова Ф.В., тесэ неяви умарьть. Тундосо панжовить цецят ды чувтот. Нилице вал ули умарьпире – сад. (Это картины Сычкова Ф.В., здесь показаны яблоки. Весной распускаются цветы и деревья.) (Слайд 11)
- И мы сейчас с вами попробуем пробудить от весны свою яблоньку, при помощи своего настроения и впечатлений от сегодняшнего урока. (Слайд 12)
IX. Итог. Рефлексия.
Учитель: - Эйкакшт, кода валт, кармиде течинь уроксо. (Дети, какие новые слова вы узнали на уроке).
- Скажите, понравился вам урок? Вы хорошо сегодня работали? Оцените себя и свою работу. На доске вы видите дерево, которое просыпается после долгой зимы. Давайте ему поможем и тем самым покажем своё настроение. У вас на столах листики и цветы. Лист означает – урок немного понравился, по теме не всё понятно. Цветок – всё понятно, всё понравилось. Дети выполняют задание. Звучит мордовская песня «Умарина».
- Стядо, эйкакшт. Урокось прядовсь. Арсян тенк шумбрачи, уцяска. Парсте тонавтнеде. Сюкпря тенк уроконть кисэ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока эрзянского языка в 3 классе Тема урока: «Тиринь мастором»
Одним из приоритетных направлений модернизации школьного образования является многоязычное образование. Данное направление очень важное, актуальное и востребовано системой регионального образования и,...
ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ЭРЗЯНСКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ "МОЯ СЕМЬЯ"
Выступление на конференции "Этнокультурное воспитание: проблемы и перспективы"...
Урок эрзянского языка во 2 классе. Тема: «Дикие животные» («Идем ракшат»).
Урок по учебнику С.Ю.Дмитриевой....
Урок эрзянского языка в 3 классе "Эрзянь авань оршамопель"
Открытый урок в разделе "Культурное наследие мордвы"...
Конспект урока эрзянского языка в 4 классе "Кшись - весементень прявт.
На уроке дети расширяют знания о хлебе, о профессии хлебороба....
Мастер-класс по теме «Использование технологии развития критического мышления на уроках эрзянского языка»
Педагогов часто ошеломляет обилие инноваций, которые предлагаются для решения стоящих перед ними проблем, поэтому большое практическое значение имеет знание учителем образовательных возможностей каждо...
Урок эрзянского языка для 4 класса
Урок в 4 классе по теме "Сад и огород"...