Урок эрзянского языка для 4 класса
план-конспект урока (4 класс) на тему
Урок в 4 классе по теме "Сад и огород"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок в 4 классе "Эмежпире ды садпире" | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок в 4 классе.
Тема: «Садпире ды эмежпире» (Сад и огород)
Тип урока: изучение нового материала
Формы и методы обучения: объяснительно-иллюстративный; работа в группах.
Цели:
- повторение слов по теме «Огород» и «Сад»;
- введение новых слов шукшторов, копёр, кшумань, сокамс, кочкамс, валномс, путамс;
- формирование коммуникативных навыков, умения составлять текст на основе полеченных знаний;
- продолжить расширять и углублять знания детей о мордовском фольклоре;
- формировать устойчивый интерес к музыкальной и речевой деятельности;
- воспитание культуры межнациональных отношений.
- воспитание трудолюбия.
Развитие УУД:
Личностные УД обеспечат:
-осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения темы урока;
-развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости;
-формирование мотивации к изучению эрзянского языка, целеустремлённости и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности творческой деятельности учащихся.
Регулятивные УД обеспечат учащимся возможность научиться:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные УД обеспечат учащимся умение:
-слушать собеседника и вести диалог;
-участвовать в коллективном обсуждении и принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему;
-излагать своё мнение;
-понимать устную речь и учитывать её особенности при построении собственных высказываний.
Коммуникативные УД обеспечат:
-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
-возможность каждому обучающемуся адаптироваться среди своих сверстников и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Задачи:
1.Способствовать восприятию красоты эрзянского языка.
2.Учить детей грамотному оформлению устной речи.
3.Познакомить обучающихся с новыми словами по теме огород и сад.
4. Воспитание чувства причастности к истории мордвы, бережливое отношение к природе.
5.Формирование коммуникативных навыков, чувства уважения к мордовской культуре, народу.
6. Развитие логического мышления.
Оборудование и технические средства обучения: компьютер, проектор, экран, коробочка, предметные картинки, карточки для работ в группе, раздаточный материал для рефлексии.
Ход урока
I Организационный момент. Учитель читает стихотворение.
Учитель: Солась ловось, солась ловось.
Маней тундось инжекс сась!
Гайги виренть куншкас совась,
Пиже паля тензэ стась.
Луганть ланга цецят ацы,
Балягинеть, горниповт.
Умаринась цвети садсо,
Тарадганзо – ашо човт. (Слайд 1)
Учитель показывает букет из веточек цветущей яблони, ставит его на стол.
Учитель: Шумбратадо, эйкакшт. Мон моли тыненк инжекс образсо тундонь. Ды кандсь сонзэ пельксыне. Кадык неть мазый ды чиней тарадт каземс минь кенярдомат. Ней, эйкакшт, ушодсынек минек уроконок. (Здраствуйте, дети. Я пришла к вам в образе весны. И принесла её частичку. Пусть эти веточки подарят нам радость. Теперь, дети начнём наш урок.)
II Актуализация ранее усвоенных знаний и умений.
Учитель: - Кандтнемс мон тыненк дивань паргине. Сонзэ казнеть пертьпельксэнь. (Принесла я вам удивительный сундучок. В нём подарки природы.) (Слайд 2)
Учитель: - Ваносынек, мезе тесэ ды ледстнесынек кода сынь ёвты эрзянь кельсэ? (Посмотрим, что здесь и вспомним, как они называются на эрзянском языке.)
Учитель: -Путосынек неть картинкат кавтосэ паргосэ, а картинкат, кадамо тынь а садасат, путосынек доскасо паргот вакссо. (Разложите эти картинки по двум корзинкам, а картинки, которые вы не знаете, прикрепите на доску рядом с корзинками.)
Учитель достаёт картинки с изображением фруктов и овощей. Дети называют их на эрзянском языке. Размещают на две корзинки эмежпире или садпире. Учитель даёт оценку работе учеников. (Слайд 3)
III Постановка учебной задачи.
Учитель: - Эйкакшт, тынь чарькодиде мезень минь течи ули кортамс? (Дети, вы догадались о чём мы будем сегодня говорить?) Ответы детей. (Слайд 4)
Учитель: - Тундось сась, ломантне аволь ансяк паксясо важодить, сынь ламо тевть теить эмежпиресэ. Кодамо жо те важодемась? Мезе путыть касомо ломантне? Тенде минь карматано кортамо уроксо. (С приходом весны у людей появляется много забот не только в поле, но и на огороде. Какая же это работа? Что сажают люди? Об этом мы будем сегодня говорить на уроке.)
Учитель: - Ванасынек экран лангсо. Ледстнесынек, мезе касомс садпиресэ, а мезе эмежпиресэ. (Посмотрите на экран. Вспомните, что растёт в саду, а что - в огороде.) Дети рассматривают изображение на слайде и строят предложения. (Слайд 5)
IV Усвоение нового знания.
Учитель: - Кодамо од валт тыненк вастнесынек? (Какие новые слова вам встретились?) Ответы детей. Затем дети вместе с учителем читают их вслух. (Слайд – 6)
Учитель: - А ней налксемс «Касыть – а касыть». ( А теперь поиграем «Растёт – не растёт».)
- Я спрашиваю, растёт ли у вас в огороде, например, капуста. А вы отвечает касыть (растёт) или а касыть (не растёт). Учитель проводит игру, выборочно опрашивая детей.
Учитель: - Оймсемс? Паргинесэ ули заданиясь тынень. Ней важоди текст марто. (Отдохнули? В сундучке есть задание для вас. Теперь поработаем с текстом.) Учитель раздаёт каждой группе текст.
Учитель: - Заданиясь: путасынек эрявикс валт ды ютавтсынек текст. (Задание: поставить нужные слова и переведите текст.)
Учитель: - Проверим, правильно ли вы справились с заданием. Учитель проводит фронтальную проверку по слайду. (Слайд 7) Перевод учитель проводит без слайда.
VФизкультминутка.
Ветер дует сильно, сильно (махи руками)
Гнёт деревья до земли (наклоны в стороны)
В небе солнышко играет (круговые движения рук)
По полям бегут ручьи (опустить руки вниз и выполнять движения)
Прилетают птицы стаей (махи руками перед собой)
Значит, скоро ждать весны.
VI Работа по первичному закреплению.
Учитель: - Тундонь весе пертьпельксэнь сыргозекшне, садпиресэ ды эмежпиресэ ушодсыть модань важодемат. (Весной вся природа просыпается, в садах и огородах начинаются земельные работы.)
Учитель: - Мезе теить ломантне? (Что делают люди?) Ответы детей.
Учитель: - Посмотрим, как эти слова звучат на эрзянском языке. Учитель выводит на доску и на слайд слова с переводом. (Слайд 8)
Учитель: -Ловносынек неть валт ды ледстнесынек эсест. (Прочитаем эти слова и запомним их.)
Учитель: - Монень паргинесэ ули заданият картинкат марто. Тесэ эряви путомс предложеният ды картинкат видьстэ порядкова. (В моем сундучке есть задание с картинками. Здесь нужно расставить предложения и картинки правильно по порядку.) Дети выполняют задание, учитель частично помогает детям расположить картинки и предложения в нужном порядке.
Учитель: - Проверим себя. Правильно ли вы составили рассказы. Дети зачитывают свои тексты, и проверяют себя по слайдам. Проверяют работу друг друга. (Слайд 9)
Учитель: - Ютавтсынек текст. Мезде сынь? (Переведите тексты. О чём они?)
Дети читают переводы, учитель даёт оценку правильности выполнения заданий.
Учитель: - Эрзя ды мокша кезерэнь шкасто ули пертьпельксэнь маласо. Сынь ули пек паро модыця. Модань тевть ушодсынек морот марто. (Эрзя и мокша с древних времен были близки с природой. Они были очень хорошими земледельцами. Земельные работы начинали с песен.)
Учитель: - Эрьга кунсолынек ней вень сыньстэ. (Давайте послушаем одну из них.) Дети слушают запись песни. (Слайд 10)
Учитель: - Как вы думаете, зачем мордва пела такие песни? Ответы детей.
VII Закрепление изученного.
Учитель: Течи уроксо лангсо минь кортамс эмежть ды фруктат коряс. (Сегодня на уроке мы говорили об овощах и фруктах.)
Учитель: - Проверим, хорошо ли вы их запомнили. Разгадаем кроссворд. Дети по картинкам угадывают названия овощей и фруктов на эрзянском. Заполняют кроссворд. (Слайд 11)
Учитель: - Какое слово у нас с вами получилось по вертикали? (Ответы детей Садпире)
Учитель: - И мы сейчас с вами попробуем пробудить от весны свою яблоньку, при помощи своего настроения и впечатлений от сегодняшнего урока. (Слайд 12)
VIII. Итог. Рефлексия.
Учитель: - Эйкакшт, кода валт, кармиде течинь уроксо. (Дети, какие новые слова вы узнали на уроке). Скажите, понравился вам урок? Вы хорошо сегодня работали? Оцените себя и свою работу. На доске вы видите дерево, которое просыпается после долгой зимы. Давайте ему поможем и тем самым покажем своё настроение. У вас на столах листики и цветы. Лист означает – урок немного понравился, по теме не всё понятно. Цветок – всё понятно, всё понравилось. Дети выполняют задание по группам. Звучит мордовская песня «Умарина».
- Стядо, эйкакшт. Урокось прядовсь. Арсян тенк шумбрачи, уцяска. Парсте тонавтнеде. Сюкпря тенк уроконть кисэ. (Слайд 13-14)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока эрзянского языка в 3 классе Тема урока: «Тиринь мастором»
Одним из приоритетных направлений модернизации школьного образования является многоязычное образование. Данное направление очень важное, актуальное и востребовано системой регионального образования и,...
ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ЭРЗЯНСКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ "МОЯ СЕМЬЯ"
Выступление на конференции "Этнокультурное воспитание: проблемы и перспективы"...
Урок эрзянского языка во 2 классе. Тема: «Дикие животные» («Идем ракшат»).
Урок по учебнику С.Ю.Дмитриевой....
Урок эрзянского языка в 3 классе "Эрзянь авань оршамопель"
Открытый урок в разделе "Культурное наследие мордвы"...
Конспект урока эрзянского языка в 4 классе "Кшись - весементень прявт.
На уроке дети расширяют знания о хлебе, о профессии хлебороба....
Мастер-класс по теме «Использование технологии развития критического мышления на уроках эрзянского языка»
Педагогов часто ошеломляет обилие инноваций, которые предлагаются для решения стоящих перед ними проблем, поэтому большое практическое значение имеет знание учителем образовательных возможностей каждо...
рабочая программа "Эрзянский язык и литературное чтение на эрзянском языке" 1 класс
рабочая програма " эрзянский язык и литературное чтение на эрзянском языке" 1 кл для национальных школ...