Нарушения письма у младших школьников.
статья ( класс) на тему

Микулина Александра Игоревна

Статья предназначена для учителей начальной школы. В ней освещены основные специфические ошибки на письме. Почему для учителей, а не логопедов? Потому что именно учителя имеют возможность своевременно увидеть у ребенка признаки нарушений письменной речи и вовремя направить такого ребенка к специалисту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narusheniya_pisma_u_mladshih_shkolnikov.docx14.66 КБ

Предварительный просмотр:

                        Нарушения  письма у младших школьников.

Для современной общеобразовательной школы характерна буквально катастрофическая неуспеваемость многих учащихся по русскому языку, что далеко не случайно. Причины этого явления уходят своими корнями в дошкольный возраст. И не только на время перед поступлением ребенка в школу, но и на более ранние годы его жизни.

    Задолго до изучения грамматических правил ребенок должен овладеть грамотой, то есть хорошо разобраться в звуках и буквах, из которых состоят слова, и научиться точно «фотографировать» устную речь в условиях полного совпадения написания с произношением, когда «пишется так, как слышится». К сожалению, даже это удается далеко не всем детям, и у многих из них уже в первые дни пребывания в школе возникают специфические трудности при письме и чтении, что свидетельствует о наличии у ребенка так называемых дисграфии и дислексии. Нарушения письменной речи отрицательно сказываются на школьной успеваемости детей, увеличивают сроки овладения школьной программой, вызывают негативное отношение детей к процессу обучения.

    Сложность проблемы дисграфии и дислексии заключается еще и в том, что за годы обучения ребенка в начальной школе специфические нарушения чтения и письма часто так и остаются не выявленными. Дело в том, что нелюбовь страдающих ими детей к чтению и письму педагоги и родители чаще всего объясняют их «ленью» и «упрямством». И в самом деле, дети с дислексией и дисграфией обычно не любят читать и писать – для них это слишком сложный процесс, не дающий к тому же ощутимого полезного результата. У многих учащихся возникает даже непреодолимый страх перед этими процессами письменной речи.

    Поэтому современному педагогу, учителю начальных классов, просто необходимо знать основные признаки нарушений письменной речи, уметь вовремя их увидеть, чтобы своевременно направить ребенка на школьный логопункт для коррекции или профилактики нарушений письменной речи или, если логопеда нет в школе, порекомендовать родителям обратиться за консультацией  к логопеду.

В этой статье я перечислю типичные ошибки, характерные для детей с нарушениями чтения и письма, на которые  должен в первую очередь обратить внимание учитель в первом классе.

  1. Ребенок пишет так, как произносит (чаще при нарушении звуко- слоговой структуры речи).
  2. Замена букв , соответствующих фонетически близким звукам (при нарушении фонематического восприятия).
  3. Искажение структуры слова и предложения: пропуски согласных, гласных, перестановка букв, добавление букв, пропуски, добавления, перестановки слогов.
  4. Нарушение деления предложений на слова, слитное написание слов, предлогов с другими словами, раздельное написание слова.
  5.  Нарушение морфологической структуры слова, замена префиксов, суффиксов; изменение падежных окончаний, нарушение предложных конструкций и т.д.
  6. Зеркальное написание букв, неправильно расположенные элементы у букв.

 

Итак, нам, как учителям начальных классов, необходимо быть предельно внимательными к детям, имеющим специфические ошибки на письме. Так как далеко не всегда эти ошибки являются следствием лени или нежелания учиться. И прежде ,чем делать какие-то выводы, мы должны проконсультироваться со специалистами, чтобы очертить правильный маршрут обучения ребенка.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выявление характера взаимосвязи уровня развития познавательной деятельности и нарушений письма у младших школьников

Содержание статьи основывается на данных моей дипломной работы, рекомендована педагогам-психологам, учителям-логопедам общеобразовательных учебных заведений...

Нарушения письма у младших школьников

Дается понятие "дисграфия", рассматриваются виды дисграфии, ее проявления на письме у младших школьников....

Обмен опытом: "Коррекция нарушений письма у младших школьников с ЗПР" презентация

Обобщение опыта работы по теме: "Коррекция нарушений письма у младших школьников с ЗПР" Цель исследования:  изучить состояние письма у младших школьников и доказать эффективность проведенной кор...

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

К сожалению, в последние десятилетия всё чаще приходится слышать и убеждаться на практике в том, что общеобразовательная система обучения по многим параметрам не соответствует ...

Логопедическая работа по устранению оптико-пространственных нарушений письма у младших школьников

Вопросами патологии чтения и письма занимались с давних времён. Впервые на эти нарушения как на самостоятельную патологию речевой деятельности указывал А. Кусмауль (1877). Затем появилось много работ,...

Причины нарушения письма у младших школьников

В данной статье Вы получите ответ на вопрос: " Почему дисграфические ошибки стали появляться в тетрадках  детей так часто?"...

Профилактика нарушений письма у младших школьников

"Что нужно знать родителям о мерах ранней профилактики нарушений письма у младших школьников?" Эти знания Вы получите, прочитав данную статью....