Литературное чтение. Урок на тему: "Заклички: обращение к природе (уговоры, упрашивания)".
план-конспект урока (1 класс) на тему

Паршина Татьяна Петровна

Цель урока: помочь школьникам обнаружить и осознать обрядовый характер жанра заклички (природу уговаривают и упрашивают).

 

Задачи урока:

Работать над формированием внимательного отношения к слову, учить детей сравнивать несколько коротких текстов.

Развивать навыки чтения путём постоянного перечитывания текстов по разным основаниям.

Учить ориентироваться в учебнике.

Учить детей работать самостоятельно, в группах и парах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литературное чтение.

Урок на тему: "Заклички: обращение к природе (уговоры, упрашивания)".

Цель урока: помочь школьникам обнаружить и осознать обрядовый характер жанра заклички (природу уговаривают и упрашивают).

Задачи урока:

Работать над формированием внимательного отношения к слову, учить детей сравнивать несколько коротких текстов.

Развивать навыки чтения путём постоянного перечитывания текстов по разным основаниям.

Учить ориентироваться в учебнике.

Учить детей работать самостоятельно, в группах и парах.

Ход урока

1. Самоопределение к деятельности.

Учитель: Здравствуй, солнце! Здравствуй, день! Подарите друг другу улыбку. Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, то ваша улыбка всегда будет возвращаться к вам радостью.

Откройте страницу, на которой мы работали на прошлом уроке.

Переверните страницу и рассмотрите её.

2. Актуализация знаний.

Учитель: Может быть  кто-то из вас уже увидел тему урока?

Ученики: Заклички.

(На доске открывается часть темы: «Заклички.)

Учитель: Давайте поставим перед собой задачу на этот урок.

Ученики: Узнаем что такое заклички, познакомимся с закличками. Будем читать.

3. Открытие новых знаний.         Первичное закрепление.

Учитель: Посмотрите, какие герои пришли к нам на урок.

Ученики: Кот Учёный и  Самый Главный Подсолнух из Огородов Бабы Яги.

Учитель: Давайте узнаем, что же сказал Кот.

(Громко читает один ученик, а остальные читают вместе с ним вполголоса.)

Учитель: А что же такое заклички? Прочитайте дальше.

Ученики: Природу уговаривали и упрашивали сделать так, как надо человеку.

Учитель: Да. Люди обращались к природе с уговорами и упрашиваниями (открывается вторая часть темы).

Давным-давно люди считали природу и её явления Божеством и свято верили в то, что она может выполнить их просьбы. Для этого они придумали заклички.

- Как вы думаете, когда надо было уговаривать и упрашивать природу?

Ученики: Если долго шли дожди – звали солнышко, если была засуха, звали дождик.

Учитель: Посмотрите сколько всего закличек. Прочитайте их самостоятельно. Начните с той, которая вам больше нравится, но прочитать нужно все.

(Дети читают вполголоса.)

Работа по вопросам и заданиям учебника.

Учитель: Самый Главный Подсолнух очень хочет у вас узнать:

- Когда дождик льёт долго-долго и становится вредным для посевов, к кому люди обращаются?

Ученики: К солнышку и радуге.

Учитель: Найдите такие заклички и потренируйтесь из прочитать уговаривая и упрашивая.

(Дети читают.)

Учитель: А теперь прочитайте их выразительно.

(Чтение закличек  № 4,6.)

Учитель: А сейчас представьте, что наступила засуха и дождей очень давно не было. Кого на этот раз будут уговаривать и упрашивать люди?

Ученики: Дождик и радугу.

Учитель: Найдите эти заклички и прочитайте так, чтобы природа сжалилась и пошел дождь.

(Чтение закличек №№ 2,3,5.)

Учитель: Какая закличка у нас осталась непрочитанной?

Ученики: № 1.

Учитель: Прочитайте её и подумайте, когда так просят божью коровку?

Ученики: Когда хотят поднять настроение.

Учитель: А какие заклички похожи между собой?

Ученики: № 2-3, 5-6.

Учитель: Зачитайте их.

(Чтение закличек.)

Физкультурная минутка.

Учитель: Давайте порадуем нашего гостя, т.е. Подсолнуха, физкультурной минуткой.

- Какая закличка вам больше всего понравилась?

(Дети рассказывают заклички и выполняют какие-то движения.)

4. Самостоятельная работа в группах.

Учитель: На стр. 21, в самом низу найдите строки, где вас похвалил Подсолнух. А ещё он вас о чём-то просит.

(Дети читают просьбу.)

Учитель: Так о чём же просит вас Подсолнух?

Ученики: Сочинить заклички о Зиме и Весне.

Учитель: Да. К Зиме с обращением, чтобы она отступила и к Весне, чтобы она скорее пришла. Закличка не обязательно должна быть складной. Используйте подсказки:

Зимушка-зима, отступи, отступи.

Весна-красна, приходи, наступи.

Учитель: Давайте разделимся на две группы. Вспомните, как вы должны работать в группах.

Ученики: Не ссориться, слушать друг друга, разговаривать вполголоса, доверять командиру.

Учитель: Удачи вам! (Звучит спокойная мелодия.)

(Ученики придумывают заклички.)

Учитель: Прочитайте, что у вас получилось.

(Дети читают.)

Учитель: Похлопаем команде, они хорошо справились с задачей.

Послушайте народные варианты закличек.

Уходи от нас,

Зима холодная!

Нам холодная зима

Надоскучила,

Руки, ноги отморозила.

Дай, Весна,

Добры годы.

Годы добрые,

Хлеборобные.

Приходи к нам, Весна,

Со радостью

Со великою к нам!

5. Включение в систему знаний.

Работа в тетрадях на печатной основе.

Учитель: А сейчас, чтобы закрепить полученные знания, вы поработаете в тетрадях в парах.

Догадайтесь, к какому природному явлению обращаются люди в закличках. Впишите его в текст.

Ученики: № 2 – дождик, дождик, № 3 – весна, весна, № 4 – снег, № 5 – это закличка, летом.

Учитель: Прочитайте выразительно.

(Дети читают.)

6. Рефлексия.

Учитель: Ну, а теперь давайте вспомним, какие задачи вы перед собой ставили. Вы справились с ними?

- Скажите, что же такое заклички?

Учитель: Давайте оценим свою работу на уроке:

если вы считаете, что работали на уроке очень хорошо – возьмите лепесток красного цвета;

если вы работали хорошо, но что-то у вас не сложилось – возьмите жёлтый лепесток;

если у вас сегодня не очень хорошее настроение, или у вас что-то не получилось – возьмите синий лепесток.

Составим из этих лепестков цветочек и подарим его Подсолнуху.

(Дети составляют цветок.)

Учитель: Вам понравился урок? Что понравилось больше?

- На этом наш урок закончился. Я благодарю вас за работу. Всем удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование "Литературное чтение. 1 класс". Ефросинина Л.А. «Литературное чтение. Уроки слушания. 1 класс».

Календарно-тематическое планирование "Литературное чтение. 1 класс". Ефросинина Л.А. «Литературное чтение. Уроки слушания. 1 класс»....

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ. Урок проведен во 2 «б» классе 6 апреля 2010г.

Урок знакомит детей с понятием "заклички"как вид устного народного творчества Руси....

Литературное чтение: "Урок-мозаика". Конспект урока.

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. "В одном счастливом детстве", 3 класс.Обобщающий урок по теме "День смеха"....

Технологическая карта урока литературного чтения (урок обучения грамоте). УМК «Школа России» Тема «Звуки [ф\'], [ф] и буквы Ф, ф.

Одной из особенностей ФГОС НОО является их  деятельностный  характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. С учетом требований новых стандартов назрела необходимость изм...

Проект урока по теме: «Смелый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идет». По произведению Е.И.Чарушина «Страшный рассказ». (Предмет: Литературное чтение. Урок слушания.)

Данный урок  учит  слушать и слышать художественное слово, формирует читательские умения у начинающего читателя.Урок поможет учителям успешно решать основные задачи уроков слушания: уч...

"Литературные чтения" .Урок внеклассного чтения по произведениям курского писателя Евгения Ивановича Носова.

Аннотация урокаПо охвату аудитории: обучающиеся 2, 4 классовФорма урока: литературные чтенияПо содержанию: свободная (творчество писателя не ограничено одной темой).По форме общения : диалоговая (прео...