Литературное чтение. Урок на тему: "Заклички: обращение к природе (уговоры, упрашивания)".
план-конспект урока (1 класс) на тему
Цель урока: помочь школьникам обнаружить и осознать обрядовый характер жанра заклички (природу уговаривают и упрашивают).
Задачи урока:
Работать над формированием внимательного отношения к слову, учить детей сравнивать несколько коротких текстов.
Развивать навыки чтения путём постоянного перечитывания текстов по разным основаниям.
Учить ориентироваться в учебнике.
Учить детей работать самостоятельно, в группах и парах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie_1_klass_pnsh_zaklichki_parshina_t._p.docx | 22.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературное чтение.
Урок на тему: "Заклички: обращение к природе (уговоры, упрашивания)".
Цель урока: помочь школьникам обнаружить и осознать обрядовый характер жанра заклички (природу уговаривают и упрашивают).
Задачи урока:
Работать над формированием внимательного отношения к слову, учить детей сравнивать несколько коротких текстов.
Развивать навыки чтения путём постоянного перечитывания текстов по разным основаниям.
Учить ориентироваться в учебнике.
Учить детей работать самостоятельно, в группах и парах.
Ход урока
1. Самоопределение к деятельности.
Учитель: Здравствуй, солнце! Здравствуй, день! Подарите друг другу улыбку. Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, то ваша улыбка всегда будет возвращаться к вам радостью.
Откройте страницу, на которой мы работали на прошлом уроке.
Переверните страницу и рассмотрите её.
2. Актуализация знаний.
Учитель: Может быть кто-то из вас уже увидел тему урока?
Ученики: Заклички.
(На доске открывается часть темы: «Заклички.)
Учитель: Давайте поставим перед собой задачу на этот урок.
Ученики: Узнаем что такое заклички, познакомимся с закличками. Будем читать.
3. Открытие новых знаний. Первичное закрепление.
Учитель: Посмотрите, какие герои пришли к нам на урок.
Ученики: Кот Учёный и Самый Главный Подсолнух из Огородов Бабы Яги.
Учитель: Давайте узнаем, что же сказал Кот.
(Громко читает один ученик, а остальные читают вместе с ним вполголоса.)
Учитель: А что же такое заклички? Прочитайте дальше.
Ученики: Природу уговаривали и упрашивали сделать так, как надо человеку.
Учитель: Да. Люди обращались к природе с уговорами и упрашиваниями (открывается вторая часть темы).
Давным-давно люди считали природу и её явления Божеством и свято верили в то, что она может выполнить их просьбы. Для этого они придумали заклички.
- Как вы думаете, когда надо было уговаривать и упрашивать природу?
Ученики: Если долго шли дожди – звали солнышко, если была засуха, звали дождик.
Учитель: Посмотрите сколько всего закличек. Прочитайте их самостоятельно. Начните с той, которая вам больше нравится, но прочитать нужно все.
(Дети читают вполголоса.)
Работа по вопросам и заданиям учебника.
Учитель: Самый Главный Подсолнух очень хочет у вас узнать:
- Когда дождик льёт долго-долго и становится вредным для посевов, к кому люди обращаются?
Ученики: К солнышку и радуге.
Учитель: Найдите такие заклички и потренируйтесь из прочитать уговаривая и упрашивая.
(Дети читают.)
Учитель: А теперь прочитайте их выразительно.
(Чтение закличек № 4,6.)
Учитель: А сейчас представьте, что наступила засуха и дождей очень давно не было. Кого на этот раз будут уговаривать и упрашивать люди?
Ученики: Дождик и радугу.
Учитель: Найдите эти заклички и прочитайте так, чтобы природа сжалилась и пошел дождь.
(Чтение закличек №№ 2,3,5.)
Учитель: Какая закличка у нас осталась непрочитанной?
Ученики: № 1.
Учитель: Прочитайте её и подумайте, когда так просят божью коровку?
Ученики: Когда хотят поднять настроение.
Учитель: А какие заклички похожи между собой?
Ученики: № 2-3, 5-6.
Учитель: Зачитайте их.
(Чтение закличек.)
Физкультурная минутка.
Учитель: Давайте порадуем нашего гостя, т.е. Подсолнуха, физкультурной минуткой.
- Какая закличка вам больше всего понравилась?
(Дети рассказывают заклички и выполняют какие-то движения.)
4. Самостоятельная работа в группах.
Учитель: На стр. 21, в самом низу найдите строки, где вас похвалил Подсолнух. А ещё он вас о чём-то просит.
(Дети читают просьбу.)
Учитель: Так о чём же просит вас Подсолнух?
Ученики: Сочинить заклички о Зиме и Весне.
Учитель: Да. К Зиме с обращением, чтобы она отступила и к Весне, чтобы она скорее пришла. Закличка не обязательно должна быть складной. Используйте подсказки:
Зимушка-зима, отступи, отступи.
Весна-красна, приходи, наступи.
Учитель: Давайте разделимся на две группы. Вспомните, как вы должны работать в группах.
Ученики: Не ссориться, слушать друг друга, разговаривать вполголоса, доверять командиру.
Учитель: Удачи вам! (Звучит спокойная мелодия.)
(Ученики придумывают заклички.)
Учитель: Прочитайте, что у вас получилось.
(Дети читают.)
Учитель: Похлопаем команде, они хорошо справились с задачей.
Послушайте народные варианты закличек.
Уходи от нас,
Зима холодная!
Нам холодная зима
Надоскучила,
Руки, ноги отморозила.
Дай, Весна,
Добры годы.
Годы добрые,
Хлеборобные.
Приходи к нам, Весна,
Со радостью
Со великою к нам!
5. Включение в систему знаний.
Работа в тетрадях на печатной основе.
Учитель: А сейчас, чтобы закрепить полученные знания, вы поработаете в тетрадях в парах.
Догадайтесь, к какому природному явлению обращаются люди в закличках. Впишите его в текст.
Ученики: № 2 – дождик, дождик, № 3 – весна, весна, № 4 – снег, № 5 – это закличка, летом.
Учитель: Прочитайте выразительно.
(Дети читают.)
6. Рефлексия.
Учитель: Ну, а теперь давайте вспомним, какие задачи вы перед собой ставили. Вы справились с ними?
- Скажите, что же такое заклички?
Учитель: Давайте оценим свою работу на уроке:
если вы считаете, что работали на уроке очень хорошо – возьмите лепесток красного цвета;
если вы работали хорошо, но что-то у вас не сложилось – возьмите жёлтый лепесток;
если у вас сегодня не очень хорошее настроение, или у вас что-то не получилось – возьмите синий лепесток.
Составим из этих лепестков цветочек и подарим его Подсолнуху.
(Дети составляют цветок.)
Учитель: Вам понравился урок? Что понравилось больше?
- На этом наш урок закончился. Я благодарю вас за работу. Всем удачи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование "Литературное чтение. 1 класс". Ефросинина Л.А. «Литературное чтение. Уроки слушания. 1 класс».
Календарно-тематическое планирование "Литературное чтение. 1 класс". Ефросинина Л.А. «Литературное чтение. Уроки слушания. 1 класс»....
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ. Урок проведен во 2 «б» классе 6 апреля 2010г.
Урок знакомит детей с понятием "заклички"как вид устного народного творчества Руси....
Литературное чтение: "Урок-мозаика". Конспект урока.
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. "В одном счастливом детстве", 3 класс.Обобщающий урок по теме "День смеха"....
Технологическая карта урока литературного чтения (урок обучения грамоте). УМК «Школа России» Тема «Звуки [ф\'], [ф] и буквы Ф, ф.
Одной из особенностей ФГОС НОО является их деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. С учетом требований новых стандартов назрела необходимость изм...
Проект урока по теме: «Смелый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идет». По произведению Е.И.Чарушина «Страшный рассказ». (Предмет: Литературное чтение. Урок слушания.)
Данный урок учит слушать и слышать художественное слово, формирует читательские умения у начинающего читателя.Урок поможет учителям успешно решать основные задачи уроков слушания: уч...
"Литературные чтения" .Урок внеклассного чтения по произведениям курского писателя Евгения Ивановича Носова.
Аннотация урокаПо охвату аудитории: обучающиеся 2, 4 классовФорма урока: литературные чтенияПо содержанию: свободная (творчество писателя не ограничено одной темой).По форме общения : диалоговая (прео...
технологическая карта уроков по литературному чтению Урок 2 . "Мы идем в библиотеку..", Урок 3. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. ПОСЛОВИЦЫ
Конспект уроков по литературному чтению , программа " Школа России"...