Урок по развитию речи по теме "Загадка. Обучение сочинению загадок"
план-конспект урока ( класс) по теме
Урок по развитию речи по теме "Загадка. Обучение сочинению загадок"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_razvitiyu_rechi.odt | 92.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по развитию речи
Тема: «Загадка. Обучение сочинению загадок»
Цель: познакомить учащихся с загадкой, её художественными особенностями; учить детей сочинять загадки.
Ход урока:
- Речевая разминка.
Упр 1. «Паровоз»: встали, представили что мы паровозики. Вдохнули, на выдохе произносим : чух-чух чух-чух. Начинаем тихо, увеличиваем силу голоса, к концу затихаем.
Упр. 2.
- Прочитайте:
Паровоз без колёс.
Вот так чудо-паровоз!
Не с ума ли он сошёл?
Прямо по морю пошёл!
- Что это? Отгадайте эту загадку. Как вы догадались?
- Прочитайте выразительно. Каждая строчка в этой загадке читается по-разному, разным тоном.
- Как мы прочитаем первую строчку? ( С удивлением.) Попробуйте. Не забудьте сделать паузу после слова «паровоз». Так мы усилим удивление.
- Как мы прочитаем вторую строчку? ( С восхищением.) Прочитайте.
- Как прочитаем третью строчку? (Вопросительно-насмешливым тоном) Прочитайте.
- И четвёртую строчку? (Восхищаясь и удивляясь). Прочитайте.
- Прочитаем всю загадку хором, а затем каждый прочитает. У кого получилось лучше?
- Ведение в тему занятия.
- С какими словами мы познакомились на прошлом занятии? (С многозгачными)
- Что это за слова? В каком значении употребляются многозгачные слова? (В прямом и пререносном)
- Мы уже знаем, что слова в переносном значении употребляются в загадках. Сегодня мы подробнее познакомимся с загадками, с тем, как они устроены, будем учиться сочинять загадки.
- Наблюдение над тем, что такое загадка.
- Запишите в тетрадь тему урока. Загадки. Давайте подумаем над значение этого слова.
- Подберите родственные слова к слову «загадка». ( Загадывать, гадать, гадалка, отгадывать, отгадка)
- «Загадка» - то, что загадывают.
- Подберите близкие по значению слова к слову «загадка» (Тайна, секрет)
- Загадка — это маленький секрет, маленькая тайна, которую нужно разгадать, раскрыть.
- Давайте повнимательнее рассмотрим, как «кстроена» загадка. Прочитайте загадки и отгадайте их.
Музыкант, певец, рассказчик, Крыльев нет, но это птица
А всего кружок да ящик. Полетит и прилунится.
Лежало одеяло, Круглый бок, жёлтый бок.
Мягкое, белое Сидит на грядке колобок.
Солнце припекло Врос он в землю крепко.
Одеяло потекло. Что же это?
Красненький петушок по жёрдочке бежит.
Посреди поля лежит зеркало Большой подсолнух в небе, цветёт он много лет ,
Стекло голубое, рама зелёная. Цветёт зимой и летом, а семечек всё нет.
- В загадках описывается какой-либо предмет или явление: ракета, снег, озеро, репка и др.
- Коротко или подробно он описывается? Но чтобы описание получилось таинственным, секретным сам предмет не называется.
- В каом значении употребляются слова в звгадке для описания предмета? (В переносном значении)
- Подчеркните слова в переносном значении в наших загадках.
- Но если бы в загадках употреблялись слова только в прерносном значении, мы бы их никогда не отгадали. В загадках всегда присутствуют слова в прямом значении, они прямо называют признаки или свойства загадываемого предмета. Эти слова помогают нам отгадать загадку. Подчеркните слова в прямом значении в наших загадках.
- На что похожа загадка: на стихотворение или рассказ? Чем она похожа на стихотворение?
- Во-превых ритмом.
- И второе. Прочитайте последние слова в каждой строчке первой, второй, четвёртой и седьмой загадок. Чем они похожи? (Они созвучны). Как называется созвучие последних слов в строке? (Рифмой).
- Все ли загадки рифмованы? Прочитайте не рифмованные загадки. В них нет рифмы, но обязятельно есть ритм.
- Сделаем выводы: Что такое загадка? Какое это описание по объёму? Слова в каком значении в ней употребляются? Чем загадки похожи на стихотворение?
4. Сочинение загадок.
- Давайте попробуем сочинить загадку про ёжика.
- Рассмотрим ежа, постараемся увидеть самое главное.
- Какой он по форме? По цвету? Какая у него мордочка? Ножки? Чем покрыта его спинка? Какие у него повадки? Где он живёт? Чем питается? Что он частенько носит на своей спинке?
- Давайте выделим самые главные признаки ежа, позволяющие отличить его от других животных. (Маленький, спинка продолговатая, вся покрыта иголками, часто сворачивается и становится колючим шаром, недотрога, питается грибами, яблоками, которые часто носит на спинке.)
- Нам нужно сравнить ежа с каким-то другим предметом, и в загадке употребить это сравнение — слово в переносном значении.
- На что же похож ёжик? (На мешок с иголками, игольчатый мешок, на иголки на ножках, портного, игольницу, шар с иголками, колючий клубок, кактус, словно ёлка)
- Подберите слова, обозначающие действие ежа. (Катится, бежит, укатился, шуршит, семенит, фырчит, пыхтит, несёт, свернулся, спрятался)
- Мы говорили, что в звгадках часто есть рифма. Давайте придумаем рифмы для загадки про ежа. (Катится — прячется, комочек — клубочек, ёлка-иголка, игольница — колется, бежит-шипит-шуршит, дорожке-на ножках)
- Сочините свои загадки про ёжика.
Дети сочиняют свои загадки, читают их, оценивают. Дополнительно можно похнакомить их с загадками про ежа (См.приложение к уроку)
- Хотите ещё сочинить загадку. Давайте сочиним загадку про аквариум.
- Рассмотрите аквариум внимательно.
- Какой он по форме? По размеру? Из какого материала он сделан? Чем он наполнен? Каког цвета вода в аквариуме? Кто плавает в воде? Какие они?
- С чем можно сравнить аквариум? (с дворцом, с домиком, с озером, прудом, бассейном, колодцем) А его стены? (Со стеклянными берегами, боками, стеклянными стенами).
- Как можно назвать рыбок в аквариуме? (Жильцами, пловцами, жителями.)
- Подберите слова, обозначающие действич рыбок. (мелькают, плавают, играют, живут, резвятся)
- Подберите слова, обозначающие признаки рыбок. (Разноцветные, пёстрые, маленькие, ловкие, волшебные)
- Подберите рифмы для нашей загадки пр аквариум. (Жильцы-пловцы, дворец-жилец-пловец, дом- в том, река-берега, тут-живут).
- Сочините свои загадки про аквариум.
Дети сочиняют загадки, читают их, оценивают. Учитель может познакомить их с изсестными загадками про аквариум. (См.приложение к уроку)
- Итог урока.
- Что же такое загадка? Чем загадки отличаются от других произведений?
- Как сочинить загадку? Что для этого нужно сделать?
- Домашнее задание: сочинить загадки (о чём хотите). Нарисуйте к ним рисунки.
Приложение к уроку
Словно ёлка,
Весь в иголках
Шуршит в листве колючий комочек,
А как подойдёшь, свернётся в клубочек
Серая игольница топает и колется
Не портной, а всю жизнь с иголками ходит.
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной
Маленький колючий клубочек
По тропинке бежит,
В листве шуршит,
От обиды шипит.
Бегут по дорожке
Иголки на ножках.
Колючий клубочек
По дорожке семенит,
Фырчит, пыхтит,
В руки брать не велит.
Идёт, иглы на себе несёт,
Чуть кто подойдёт,
Свернётся в клубок -
Ни головы, ни ног.
Посмотрите дом стоит
До краёв водой налит.
Без окошек, но не мрачный,
С четырёх сторон прозрачный.
В этом домике жильцы
Все умелые пловцы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уроки по развитию речи.Виды текстов.(плакаты для работы с изложениями и сочинениями)
Плакаты - схемы различных видов текстов для уроков развития речи...
Фрагмент урока по развитию речи. Подготовка к написанию сочинения по картине А.А.Пластова «Первый снег».
Цель урока: Познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.А.Пластова, учить...
Конспект урока развития речи по теме"Обучение написанию сочинения-повествования с элементами описания"
Обучающее сочинение к Дню Матери или 8 марта....
Комбинированный урок чтения, развития речи и трудового обучения в 1 классе на тему: «Звук и буква Л».
Комбинированный урок по чтению,развитию речи и трудовому обучению в 1 классе...
Рабочая программа надомного обучения по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, трудовому обучению, изобразительному искусству, пению и музыке, физической культуре
Рабочая программа надомного обучения по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, трудовому обучению, изобразительному искусству, пению и музыке, физической культуре ученика 2 «к» ...
Рабочие программы для 3 класса по учебным предметам: "Письмо и развитие речи", "Чтение и развитие речи", "Математика", "Трудовое обучение", "Изобразительное искусство", "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окруж. действ."
Рабочие программы по учебным предметам составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, 2009....
Рабочие программы для 4 класса по учебным предметам: "Письмо и развитие речи", "Чтение и развитие речи", "Математика", "Трудовое обучение", "Изобразительное искусство", "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окруж. действ."
Рабочие программы по учебным предметам составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, 2009....