Развитие навыков учебно-познавательной деятельности у младших школьников с ЗПР на уроках математики
статья по математике по теме
Развитие навыков учебно-познавательной деятельности у младших школьников с ЗПР на уроках математики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
развитие навыков учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках математики | 121.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие навыков учебно-познавательной деятельности
у младших школьников с ЗПР на уроках математики
Чикина С.А.
учитель начальных классов
ГБОУ ЦДК г. о. Сызрань
Многочисленные исследователи, занимающиеся изучением детей с задержкой психического развития (ЗПР), отмечают сложность и разнообразие картины дефекта, затронутость различных сторон психической деятельности.
Шестилетние дети при традиционной организации процесса школьного обучения испытывают большие трудности при адаптации к школе, не могут без перенапряжения осваивать учебную программу. Уже в дошкольном возрасте дети с ЗПР не справляются с программными требованиями детского сада и к моменту поступления в школу не достигают нужного уровня готовности к школьному обучению.
Проблема исследования психики детей с задержкой психического развития не является новой в отечественной психологии. Проблема задержки психического развития и трудностей обучения этих детей выступает как одна из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем. Полноценное исследование мыслительной деятельности детей с ЗПР предполагает изучение не только особенностей отдельных мыслительных операций, но и эмоционально-волевой сферы данной категории детей. Состояние эмоционально-волевой сферы и поведения детей с ЗПР соответствует предшествующей возрастной стадии развития. В условиях массовой школы ребёнок с ЗПР впервые начинает осознавать свою несостоятельность в связи с неуспеваемостью. Это ведёт к появлению и развитию чувства неполноценности, которое он попытается компенсировать в других сферах, в том числе и в различных формах девиантного поведения. Следствием чего становятся трудности с социально-трудовой адаптацией во "взрослой" жизни и в межличностном взаимодействии. Важно отметить связь трудностей в межличностном взаимодействии у человека с наличием у него эмоциональных проблем. Например, высокая тревожность и чувствительность детей с ЗПР - одна из причин возникновения и углубления трудностей в общении, взаимопонимании со сверстниками. Неумение контролировать жизненные ситуации, усугублённое низкой самооценкой, приводит к неуверенности в собственном будущем.
Актуальность данного исследования состоит в том, что при достаточном количестве теоретических источников проблема развития познавательной деятельности ребенка-школьника с ЗПР не нашла достаточного освещения в научной литературе. Исследования познавательной деятельности ребенка с ЗПР ограничиваются лишь констатацией необходимости разработки специальных мер, направленных на оказание помощи в развитии познавательных навыков. Однако комплексной системы развития познавательной деятельности ребенка с ЗПР не разработано. В этом состоит противоречие исследуемой темы.
Характеристика типичных нарушений младших школьников с ЗПР
В отечественной коррекционной педагогике понятие "задержка психического развития" является психолого-педагогическим и характеризует, прежде всего, отставание в развитии психической деятельности ребенка.
Основной причиной такого отставания, являются слабовыраженные (минимальные) органические поражения головного мозга, которые могут быть врожденными или возникать во внутриутробном, природовом, а также раннем периоде жизни ребенка. В некоторых случаях может наблюдаться и генетически обусловленная недостаточность центральной нервной системы. Вследствие этих нарушений у детей наблюдается функциональная незрелость центральной нервной системы, что, в свою очередь, проявляется в слабости процессов торможения и возбуждения, затруднениях в образовании сложных условных связей.
Поскольку большинство психических функций (пространственные представления, мышление, речь и др.) имеют сложное комплексное строение и основаны на взаимодействии нескольких функциональных систем, то и формирование такого рода взаимодействий у детей с задержкой психического развития не только замедлено, но и происходит иначе, чем у нормально развивающихся. Следовательно, соответствующие психические функции складываются не так, как при нормальном развитии.
У детей с задержкой психического развития наблюдается:
Низкий уровень развития восприятия
Это проявляется в необходимости более длительного периода времени для приема и переработки сенсорной информации; в недостаточности, ограниченности, знаний этих детей об окружающем мире; в затруднениях при узнавании предметов, контурных и схематических изображений. Сходные качества предметов воспринимаются ими обычно как одинаковые. Эти дети не всегда узнают и часто смешивают сходные по начертанию буквы и их отдельные элементы; часто ошибочно воспринимают сочетания букв.
Недостаточно сформированы пространственные представления: ориентировка в направлениях пространства в продолжение довольно длительного периода осуществляется на уровне практических действий; часто возникают трудности при пространственном анализе и синтезе ситуации. Например, при складывании геометрических фигур и узоров дети с ЗПР часто не могут осуществить полноценный анализ формы, установить симметричность, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.
Особенности внимания: неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения.
Недостатки организации внимания обусловливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению. У детей с ЗПР отмечается неравномерность и замедленность развития устойчивости внимания, а также широкий диапазон индивидуальных и возрастных различий этого качества.
Отклонения в развитии памяти. Отмечаются снижение продуктивности запоминания и его неустойчивость; большая сохранность непроизвольной памяти по сравнению с произвольной; заметное преобладание наглядной памяти над словесной; низкий уровень самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения, неумение организовывать свою работу; недостаточная познавательная активность и целенаправленность при запоминании и воспроизведении; слабое умение использовать рациональные приемы запоминания; недостаточный объем и точность запоминания; быстрое забывание материала и низкая скорость запоминания. Большинство учеников с ЗПР пользуются механическим заучиванием, в то время как у их нормально развивающихся сверстников в этот период (от II к IV классу) развивается произвольное опосредованное запоминание.
Отставание в развитии познавательной деятельности начиная с ранних форм мышления: наглядно-действенного и наглядно-образного.
В младшем школьном возрасте в наименьшей степени нарушенным оказывается наглядно-действенное мышление, наблюдается недостаточность наглядно-образного. Эти дети могут успешно классифицировать предметы по таким наглядным признакам, как цвет и форма, однако с большим трудом выделяют в качестве общих признаков материал и величину предметов, затрудняются в абстрагировании одного признака и сознательном его противопоставлении другим, в переключении с одного принципа классификации на другой.
При анализе предмета или явления дети называют лишь поверхностные, несущественные качества с недостаточной полнотой и точностью. В результате дети с ЗПР выделяют в изображении почти вдвое меньше признаков, чем их нормально развивающиеся сверстники.
Снижение познавательной активности. Одни дети практически не задают вопросов о предметах и явлениях окружающей действительности. Это медлительные, пассивные, с замедленной речью дети. Другие дети задают вопросы, касающиеся в основном внешних свойств окружающих предметов. Обычно они несколько расторможены, многословны.
При обучении недостаточность познавательной активности проявляется и в том, что эти учащиеся не стремятся эффективно использовать время, отведенное на выполнение задания, высказывают мало предположительных суждений до начала решения задачи. При запоминании снижение познавательной активности проявляется в недостаточной эффективности использования времени, предназначенного для первоначальной ориентировки в задании, в необходимости постоянного побуждения извне к припоминанию, в неумении использовать приемы, облегчающие запоминание, в резко сниженном уровне самоконтроля.
Низкая познавательная активность особенно проявляется по отношению к объектам и явлениям, находящимся вне круга, определяемого взрослым. Об этом свидетельствуют поверхностность и неполнота знаний о предметах и явлениях окружающего мира, которые приобретаются детьми преимущественно из источников массовой информации, книг, путем общения со взрослыми. Деятельность детей с задержкой психического развития характеризуется общей неорганизованностью, импульсивностью, недостаточной целенаправленностью, слабостью речевой регуляции; низкой активностью во всех видах деятельности. Приступая к работе, дети часто проявляют нерешительность, задают вопросы, которые, как правило, касаются того, что уже было сказано педагогом или объяснено в учебнике; иногда самостоятельно вообще не могут понять формулировку задания.
Выраженные трудности дети испытывают при выполнении задания, содержащего несколько инструкций: обычно не осмысливают задание в целом, часто нарушают последовательность в работе, затрудняются в переключении с одного приема на другой. Некоторые инструкции дети вообще не выполняют, а правильности выполнения других может мешать наличие соседних инструкций. Но те же самые инструкции, представленные по отдельности, обычно не вызывают затруднений.
Для учебной деятельности школьников с ЗПР характерно то, что один и тот же ученик, выполняя задание, может действовать как правильно, так и неправильно. Подобное сочетание правильного выполнения задания с ошибочным, может свидетельствовать о том, что учащиеся временно теряют инструкцию из-за усложненных условий работы. Недостаточность регулирующей функции речи проявляется в затруднениях детей при словесном обозначении совершаемых действий, в выполнении заданий, предложенных речевой инструкцией. В словесных отчетах детей о проделанной работе обычно нет четкого обозначения последовательности произведенных действий, и в то же время часто содержится описание второстепенных, малозначимых моментов.
У детей данной категории нарушен и необходимый поэтапный контроль над выполняемой деятельностью, они часто не замечают несоответствия своей работы предложенному образцу, не всегда находят допущенные ошибки, даже после просьбы взрослого проверить выполненную работу. Эти дети очень редко могут адекватно оценить свою работу и правильно мотивировать свою оценку, которая часто завышена. На просьбу объяснить, почему они именно так оценивают свою работу, дети дают необдуманные ответы, не устанавливают и не осознают зависимость неудачного результата от неверно выбранного способа деятельности или ошибочно выполненных действий.
У детей рассматриваемой категории обычно наблюдается ослабление регуляции во всех звеньях деятельности. Даже если задача "принята" ребенком, то возникают трудности при ее решении, так как не анализируются ее условия в целом, не намечаются возможные пути решения, полученные результаты не контролируются, а допущенные ошибки не исправляются.
Дети с ЗПР испытывают трудности при необходимости сосредоточиться для поиска решения проблемы, что связано и со слабым развитием у них эмоционально-волевой сферы. В связи с этим у них часты колебания уровня работоспособности и активности, смена "рабочих" и "нерабочих" состояний. На уроке они в состоянии работать не более 12-15 мин, а затем наступает утомление, активность и внимание резко снижаются, возникают импульсивные, необдуманные действия; в работе появляется много ошибок и исправлений; часты вспышки раздражения или отказ от работы в ответ на указание педагога.
Цель исследования - изучить теоретические и практические аспекты развития навыков учебно-познавательной деятельности у младших школьников с ЗПР.
Объект исследования: процесс развития навыков учебно-познавательной деятельности у младших школьников с ЗПР.
Предмет исследования: развитие навыков учебно-познавательной деятельности у младших школьников с ЗПР на уроках математики.
Задачи:
1) изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития навыков учебно-познавательной деятельности младших школьников с ЗПР;
2) рассмотреть психолого-педагогические основы и особенности развития навыков учебно-познавательной деятельности у младших школьников с ЗПР;
3) раскрыть современные подходы к развитию навыков учебно-познавательной деятельности у младших школьников с ЗПР на уроках математики;
4) выявить уровень развития навыков в учебно-познавательной деятельности младших школьников с ЗПР.
Гипотеза: развитие навыков учебно-познавательной деятельности у младших школьников с ЗПР на уроках математики будет эффективным, если:
- применить методики и провести коррекционную работу по развитию навыков учебно-познавательной деятельности;
- моделировать уроки математики, направленные на развитие навыков учебно-познавательной деятельности;
- выявить уровень развития навыков учебно-познавательной деятельности.
Новизна исследования состоит в выдвижении идеи о развитии навыков учебно-познавательной деятельности у младших школьников с ЗПР на уроках математики.
Теоретическая значимость заключается в обобщении систематизации подходов к определению специфики развития навыков учебно-познавательной деятельности младших школьников с ЗПР; в описании практической работы, направленной на развитие навыков учебно-познавательной деятельности.
Практическая значимость. Провести исследование, состоящее в разработке развития навыков учебно-познавательной деятельности у младших школьников с ЗПР, в практической реализации получения положительных результатов развития навыков учебно-познавательной деятельности у младших школьников и доказательство гипотезы.
Методические требования к организации урока математики
в работе с младшими школьникам с ЗПР
Урок - это целостный, логически законченный, ограниченный определенными рамками времени отрезок учебно-воспитательного процесса. В нем представлены в сложном взаимодействии все новые компоненты учебно-воспитательного процесса: цели, средства, методы, организация.
Особенности урока математики обусловливаются специфическими особенностями учебного предмета, его целями и задачами, опытом учащихся и общими задачами школы VII вида.
Уроки математики одновременно с окружением учащихся математическими знаниями, формированием разнообразных умений и навыков (вычислительных, измерительных, графических, решение задач), умственной и учебной деятельности способствуют коррекции и недостатков познавательной деятельности и личности учащихся коррекционной школы, их социальной адаптации путем ими обучения математики с жизнью (привлечения фактического числового материала, характеризующего взаимоотношения между предметами и явлениями окружающей действительности на языке математики), с профессионально-трудовой подготовкой учащихся.
Задача учителя математики не только обеспечить на уроке восприятие, осмысление, запоминание учебного материала, выручку умений его применять, но и научить учащихся учиться. Сначала следует учить школьников в овладении общеучебными умениями и навыками, навыками умственной деятельности - анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Затем необходимо начать анализировать математические факты, делать доступные выводы, обобщения, вовлекать их в словесную форму в виде правил. Далее научить использовать полученные знания сначала в аналогичной, а затем в новой ситуации, при решении трудовых и жизненно-практических задач, создавая соответствующие условия в классе.
Особенности математического материала, предусмотренного программой коррекционной школы, отражаются на построении и содержании уроков. Программой по математике предусмотрено изучение арифметического и геометрического материала, знакомство учащихся с величинами, единицами их измерения и измерительными инструментами. Нередко в один урок включается материал из разных разделов математики, что влияет на его организацию, структуру, выбор методов и приемов.
Наряду с решением образовательных и коррекционно-развивающих задач, на уроках математики решаются задачи воспитания положительных личностных качеств школьников, таких, как трудолюбие, настойчивость, аккуратность, чувство товарищества, взаимопомощи, коллективизма и др. Готовясь к уроку, учитель не только определяет, какие воспитательные задачи будут решаться на этом уроке, но и подбирает задания и упражнения с учетом математического содержания урока и его воспитательных задач.
Наличие в учебной программе по математике для коррекционной школы двух уровней требований к знаниям учащихся, обусловленных неоднородностью состава учащихся каждого класса, разными возможностями в усвоении математического материала, безусловно, оказывает влияние на содержание, организацию, выбор наглядных средств и методов обучения на уроках математики, необходимость индивидуального и дифференцированного подхода.
Эффективность современного урока обеспечивается реализацией его задач: образовательной, коррекционно-развивающей, воспитательной, практической.
На одном уроке учитель, как правило, решает несколько учебных задач в зависимости от содержания материала и места, которое занимает урок в системе других уроков математики, а также в зависимости от возможностей учащихся: с одним материалом учитель только знакомит учащихся на уровне восприятия, осмысления и запоминания, с другим работает по применению в сходной ситуации, третий вид материала позволяет углублять, дифференцировать, обобщать, систематизировать, закреплять знания, вырабатывая прочные умения и навыки и используя их в новых ситуациях. В урок нередко включается материал, который готовит учащихся к восприятию новых знаний.
На каждом уроке математики необходимо предусмотреть возможности коррекции и развития внимания, наблюдательности, памяти, таких процессов мышления, как анализ, синтез, сравнение, конкретизация, умение планировать свою деятельность в овладении приемами самоконтроля и т.д. Учитель заранее специально предусматривает, какие коррекционно-развивающие задачи он планирует осуществить на данном уроке, а в плане урока отмечает, когда и на каком материале эти задачи будут реализованы.
Наряду с решением образовательных и коррекционно-развивающих задач на уроках математики решаются задачи: воспитательная - воспитание положительных личностных качеств учеников, таких, как трудолюбие, настойчивость, аккуратность, чувство товарищества, взаимопомощи, коллективизма и др.
Готовясь к уроку, учитель не только определяет, какие воспитательные задачи будут решаться на этом уроке, но и решает задания и упражнения с учетом математического сочетания урока и его воспитательных задач: предусматривает воспитание у учащихся чувства ответственности, дисциплинированности, трудолюбия.
На каждом уроке учитель продумывает, как математический материал связать с повседневной жизнью, с игровой, бытовой, профессионально-трудовой деятельностью учащихся. С этой целью избираются сюжеты текстовых задач, изучение величин, и единиц измерений связываются с практической деятельностью учащихся, изучая геометрический материал, учащиеся должны выделить геометрические формы в предметах окружающей действительности, учить их моделированию и конструированию геометрических фигур, знакомых предметов, игрушек, делить фигуры на части, из частей конструировать целое.
1. Каждый урок должен иметь четко сформулированную тему и цель. Так как урок математики включает и арифметический и геометрический материал, то на уроке может быть поставлена не одна, а несколько дидактических целей. Неоднозначность цели на уроке обусловлена необходимостью включать почти в каждый урок новый материал, повторять пройденное и готовить учащихся к восприятию новых знаний. Однако на каждом уроке математики должна быть одна главная дидактическая цель. Наряду с учебными целями формируются коррекционно-развивающие и воспитательные цели.
Содержание учебного материала на уроке должно отвечать теме, целям урока, быть доступно учащимся, отвечать требованиям индивидуального и дифференцированного подхода, научно, тесно связано с жизнью и трудом.
2. На уроке необходимо сочетание арифметического и геометрического материала, теоретического и практического материала, упражнений вычислительного характера и решения задач.
Объем учебного материала должен обеспечить активность учащихся и работу в течение урока в доступном темпе.
3. Методы и приемы работы на уроке должны отвечать возрастным особенностям школьников, развивать и корректировать их познавательную деятельность, способствовать формированию умственных и практических действий, способностей анализировать, синтезировать, обобщать.
4. На каждом этапе урока математики ведется систематический контроль за качеством усвоения знаний, формированием умений и навыков.
Учитель ставит перед учащимися конкретные цели и добивается от каждого ученика (в зависимости от его возможностей) их реализации, осуществляет контроль за деятельностью школьников, вносит коррективы в их знания, оказывает необходимую помощь, укрепляет уверенность, поощряет даже минимальные успехи.
5. Урок должен быть оснащен необходимыми наглядными пособиями и дидактическим материалом, учебниками и тетрадями (в клетку и без линеек для работ по геометрии), измерительными и важными инструментами, техническими средствами. Следует решить, что, одновременно должно демонстрироваться не более наглядных пособий.
6. Каждый урок математики должен отличаться организационной четкостью: ясная цель каждой структурной части урока и ценность их главной дидактической цели урока, четкое планирование урока и правильное распределение времени между их структурной частью.
Сочетание фронтальной работы с индивидуальным и дифференцированным подходом.
7. Повторение должно осуществляться на каждом уроке математики, т.е. должен соблюдаться принцип непрерывности повторения.
8. На каждом уроке учитель должен развивать речь учащихся, пополнять их словарь новыми терминами и выражениями, следить за точностью, лаконичностью и грамматическим строем речи.
9. Уроки математики должны быть тесно связаны с другими предметами, уроками профессионального труда, жизнью.
10. Уроки математики должны носить практическую направленность, способствовать решению задач социальной адаптации и адаптации учащихся коррекционной школы.
11. Учитель должен служить образцом подражания для учащихся, знание учебного материала, владение методикой проведения, собранность, четкость инструкций, лаконичная речь, эмоциональность, доброжелательное отношение к учащимся.
12. Урок математики должен будить не только мысль, но и чувства. Учитель должен не забывать об эмоциональной стороне урока и воспитывать любознательность и интерес к математическим фактам и явлениям.
13. На уроках математики должны быть реализованы требования лечебно-педагогического режима с учетом работоспособности и утомляемости умственно отсталых учащихся. Этому способствует переключение видов деятельности, проведение физкультминутки, целесообразное распределение учебного материала и видов работ.
Современные подходы к развитию навыков учебно-познавательной деятельности у младших школьников с ЗПР на уроках математики
Для развития познавательных навыков необходимо выполнение следующих условий:
- избегать в стиле преподавания будничности, монотонности, серости, бедности информации, отрыва от личного опыта ребёнка;
- не допускать учебных перегрузок, переутомления и низкой плотности режима работы;
- использовать содержание обучения как источник стимуляции познавательных навыков;
- стимулировать познавательные навыки многообразием приёмов занимательности (иллюстрацией, игрой, кроссвордами, задачами-шутками, занимательными упражнениями);
- специально обучать приёмам умственной деятельности и учебной работы, использовать проблемно-поисковые методы обучения.
У детей с ЗПР необходимо в первую очередь формировать деятельное состояние, которое характеризуется стремлением к учению, умственному напряжению и проявлениям волевых усилий в процессе овладения знаниями, что и является, по сути, развитием познавательной активности ребёнка.
Организация активной познавательной деятельности на уроках математики
Познавательный процесс и его свойства | Внешние проявления познавательных свойств у учащихся | Приёмы и методы работы учителя |
Восприятие | ||
Осмысление | Ученик выделяет существенное, отвечает на поставленные вопросы | Применяется наглядность, даются чёткие инструкции |
Точность | Ответы ученика точны | |
Мышление | ||
Обобщённость | Ученик способен улавливать общее в отдельных фактах, умеет выделить главное, придерживается темы рассуждений | Чёткая постановка вопросов, обучение приёмам мышления: анализу, синтезу, сравнению, обобщению Обеспечение самостоятельности мышления, организация самостоятельного поиска решения |
Логичность | Ученик связывает отдельные части рассуждения, делает выводы | |
Гибкость | Ученик умеет подойти к одному и тому же материалу с разных сторон в зависимости от вопроса темы | |
Внимание | ||
Сосредоточенность | Ученик оказывается поглощенным деятельностью | Создание установки на внимание, значимость материала. Чёткая организация деятельности ученика на уроке, повышение её активности. Использование разнообразных методов работы. |
Отвлекаемость | Ученик занимается посторонними делами, отвечает невпопад | |
Устойчивость | Ученик длительно работает над задачей | |
Распределение | Ученик выполняет свою работу и следит за её выполнением у товарища, у доски | |
Переключение | Ученик быстро переходит от одного дела к другому | |
Память | ||
Произвольное запоминание | Ученик понимает цель запоминания | Преподавание учебного материала ведётся образно, эмоционально, жизненно, логично, с выделением главных мыслей, организацией повторения изученного материала. |
Непроизвольное запоминание | Ученик не задумывается о цели запоминания | |
Осмысление | Ученик устанавливает внутренние смысловые связи | |
Осмысленное воспроизведение материала | Ученик своими словами воспроизводит учебный материал со своими примерами | |
Механическая | Ученик устанавливает внешние связи |
Умственная активность в процессе обучения математике, называемой "гимнастикой для ума", имеет особое значение. Учителю необходимо владеть разнообразными методическими приёмами, пробуждающими мыслительную активность учащихся.
На уроках математики в школах VII вида должно прослеживаться единство двух задач: математического образования и психологического развития ребёнка.
Основная задача обучения математике в специальной школе - сформировать прочные и сознательные математические знания и умения, необходимые учащимся в повседневной жизни и будущей трудовой деятельности.
Коррекционная задача состоит в развитии логического мышления, внимания, памяти, речи учащихся, формировании у них навыков умственного труда, самоконтроля, планирования.
Понижая планку образования за счёт методических средств, учитель должен ввести в урок упражнения для развития психики, использовать приёмы переключения с одной сенсорной системы на другую, более широкую наглядность, активно использовать приёмы визуализации (построения зрительного образа и ассоциаций) учебного материала, включение игровых эмоционально насыщенных ситуаций, пауз отдыха и релаксации.
Эмоциональная включённость ребёнка в урок является важной задачей учителя.
Учителю необходимо помнить:
прежде, чем объяснить - заинтересовать;
прежде, чем заставить действовать - подготовить к действию;
прежде, чем обратиться к реакциям - подготовить установку;
прежде, чем сообщить что-нибудь новое - вызвать ожидание нового.
Ведение уроков в школах и классах детей с ЗПР требует от учителя большого внимания и труда. В поле его зрения должны находиться все ученики класса. Учитель не может удовлетвориться правильным ответом одного-двух учеников; он обязан убедиться в том, что все ученики поняли материал, и только после этого переходить к новому материалу. В случаях, когда по своему психическому состоянию ученик не в состоянии работать на данном уроке, материал объясняется ему на индивидуальных занятиях.
Обязательным условием урока является чёткое обобщение каждого его этапа. Новый учебный материал также следует объяснять по частям. Вопросы учителя должны быть сформулированы чётко и ясно; необходимо большое внимание уделить работе по предупреждению ошибок; возникшие ошибки не просто исправлять, а обязательно разобрать вместе с учеником.
Для предупреждения быстрой утомляемости или снятия её целесообразно переключать детей с одного вида деятельности на другой, разнообразить виды занятий. Интерес к занятиям поддерживать, используя красочный дидактический материал, вводя в занятия игровые моменты.
Каждого ученика следует стараться выслушать до конца; необходимо включать предметно-практические действия, цель которых - подготовить детей к усвоению или закреплению теоретического материала.
Важное значение имеют мягкий доброжелательный тон учителя, внимание к ребёнку, поощрение его малейших успехов. Темп урока должен соответствовать возможностям ученика.
I. Основа активизации учебно-познавательной деятельности:
- адаптация, приспособление детской психологии к созданным на уроке условиям;
- стимулирование учебно-познавательной деятельности учащихся;
- преодоление противоречий между познавательными и практическими заданиями, выдвигаемыми ходом обучения.
II. Результаты активизации учебно-познавательной деятельности школьника зависят от уровня развития его общих способностей: памяти, внимания, восприятия, мышления.
Поэтому необходимо помнить:
- о возрастных и индивидуальных особенностях детей;
- о развитии мыслительных особенностей учащихся в познавательной деятельности на уроках математики;
- процесс познания у ребёнка идёт через чувственное (наглядно-образное), логическое (абстрактное) мышления.
III. Существует три основных мотива, стимула, побуждающих учащихся к учебно-познавательной деятельности:
принуждение;
интерес к предмету;
сознательность.
Учитель должен уметь:
1. Планировать формирование познавательного интереса на уроке.
2. Конструировать урок с учётом отношения учеников к учебному предмету.
3. Проектировать индивидуальный подход к учащимся на уроке.
4. Учитывать при отборе учебного материала познавательные интересы и
потребности учащихся.
5. Включать в учебный материал занимательные факты с расчётом на
любознательность и любопытство учеников.
6. Насыщать материалом, требующим раздумья и мыслительной активности.
7. Подбирать систему самостоятельных работ.
8. Побуждать учащихся к постановке познавательных вопросов.
9. Проводить объяснение с учётом направленности на самостоятельный
поиск ответов на поставленные вопросы.
10. Усложнять самостоятельные задания в ходе урока.
11. Формировать мыслительные приёмы работы, обучать рациональным приёмам решения мыслительных задач.
12. Проводить дифференцированную работу в классе.
13. Оказывать своевременную помощь слабоуспевающим учащимся.
14. Использовать разнообразные формы поощрения.
15. Формировать у учащихся веру в свои возможности.
16. Создавать эмоционально положительное отношение к уроку.
17. Разнообразить формы домашних заданий.
Таким образом, активизация учебно-познавательной деятельности учащихся с ЗПР на уроках математики - это система педагогических воздействий учителя, направленная на формирование у всех учеников способности к усвоению новых знаний, новых способов деятельности, потребности в познании, в обновлении информации и преобразовании окружающей действительности с помощью усвоенных знаний, умений и навыков.
"Красной нитью" в работе учителя с данной категорией детей проходит его стремление к постепенному переводу учеников с позиции носителей знаний в позицию организаторов собственной познавательной активности, получив в итоге либо интерес, либо устойчивое положительное отношение учащихся к предмету.
Работая в классах с ЗПР необходимо использовать такие задания, которые способствуют:
- развитию мыслительных операций;
- развитию логики;
- умению анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать;
- развитию речевых умений и навыков;
- расширению кругозора;
- имеют практическую направленность.
Для подтверждения гипотезы проекта, можно использовать ряд диагностических методик по изучению учебно-познавательной деятельности младших школьников через мышление.
Мышление как процесс, включает следующие мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификацию.
Диагностика по методике "Складывание разрезных картинок"
Цель: объединить выделенные фрагменты в целое.
Позволяет зафиксировать, как ребенок может воссоздать целое из частей с опорой и без опоры на границы этого целого, представляющего смысловое единство, и как мысленный синтез обеспечивает совокупность свойств целого.
Для диагностики мыслительных операций - "Формирование эквивалентных групп из картинок".
Цель: установить сходства и различия отдельных объектов и сделать вывод.
Задача заключается в том, чтобы выбрать из набора группу картинок "похожих в некотором отношении". Рисунки размещаются перед ребенком на столе. Прежде всего, его просят назвать нужную картинку, чтобы быть уверенным, что он знаком с ними со всеми. Если ребенок не может определить какую-либо картинку, ему сообщают, что на ней изображено.
Затем ребенка просят отобрать картинки, которые сходны в каком-либо отношении, по какому-либо признаку, по которому данная группа вещей является одинаковой, и вынуть их из набора. Когда ребенок завершает комплектование своих групп, его просят рассказать, чем похожи картинки, отобранные им. Далее картинки возвращаются на прежние места в наборе и ребенка просят создать другую группу. Эта задача повторяется 4-5 раз.
При работе с детьми ЗПР учитель должен не только давать определенные знания и умения, но и развивать мыслительную и умственную деятельность, познавательную активность и самостоятельность.
Задания:
на развитие восприятия:
даются упражнения "Выложи сам". Дается контурное изображение предмета, составленного из нескольких геометрических фигур. Необходимо изобразить такую фигуру, какую ребенок "сфотографировал" глазами.
на развитие внимания:
"Запомни порядок". Выстроить в ряд 5-6 учеников в определенном порядке. Водящий за 30 секунд запоминает этот порядок. Потом отворачивается и перечисляет, кто за кем стоит.
"Запомни числа". На доске записаны числа в определенном порядке. Ученики запоминают эти числа, закрывают глаза, а учитель меняет местами числа. Учащиеся, открыв глаза, находят замену чисел.
"Запомни движение". Учитель показывает несколько движений (из 3-4 действий). Дети должны повторить их в том же порядке.
"Запомни ритм". Учитель простукивает определенный ритм карандашом по столу. Один ученик повторяет.
Хорошо тренируют наблюдательность, точность памяти задания типа "Найди отличия". Для развития словесной памяти хорошо использовать упражнения на запоминания слов, составление с ними логических цепочек.
Перо Белка
Парнишка Скатерть
Уголь Ружье
Груша Сумка
"Пером и углем можно рисовать, белка боится ружье, парнишка ест грушу, поставил на скатерть сумку".
Можно на уроках проводить упражнения "Говорим в унисон", когда маленькие стишки (2-4 строки) дети учат в паре. Отлично тренируют внимание, память, пространственное воображение игры "зашифрованные рисунки" (они аналогичны игре "Морской бой"). Прекрасно развивает память игра "Слепая муха" (кружок на поле, расчерченном на квадратики), к концу игры можно делать до 10-15 ходов. Эффективна игра "Снежный ком", где участник должен воспроизвести все предшествующие слова и добавить свое.
на развитие воображения:
"Узнай кто я?". Учащимся нужно угадать предмет по устному описанию.
"Волшебное яйцо". Учащимся раздаются шаблоны яйца, они обводят его на бумаге и дорисовывают так, чтобы получился новый предмет.
"Опиши предмет". Учитель показывает предмет, учащиеся описывают и определяют его назначение.
Для развития мышления и вычислительных навыков на уроках математики применяются различные таблицы: "Цифровик", "Числорубка". Для индивидуальной работы применяются карточки, перфокарты, планшетки, схемы, чертежи. При подготовке к урокам материал планируется в логической последовательности (от простого - к сложному). На уроках чередуются виды деятельности с устных упражнений на письменные, для устного счета применяются задачи в стихах. Используется дополнительный материал (разгадывание ребусов).
Учитывая повышенную утомляемость детей, проводятся физкультминутки, упражнения для снятия усталости глаз, дыхательные упражнения, частичный точечный массаж.
Дети с ЗПР очень эмоциональны, возбудимы. Известно, что отрицательное отношение к учению возникает при отсутствии успехов. Наоборот, приятные переживания, связанные с похвалой учителя возбуждает у детей активность, стремление лучше учиться. Особенно это относится к младшим школьникам. Они любят, чтобы их хвалили, ставили в пример другим. Нередко на уроке складывается ситуация, когда ученик удачно ответил на трудный вопрос, высказал интересную мысль. Он получает хорошую оценку, таких детей поощряют похвалой. У учащихся возникает стремление подражать этому ученику. При выполнении письменных работ на хорошую оценку, рядом с оценкой пишется слово "Молодец", "Умница". Ситуация успеха помогает решать на уроке важнейшие задачи воспитания и обучения.
При анализе письменной работы, в которой выполнены отдельные элементы задания, подчеркивается, что ученик "раньше не умел, а сейчас научился". Ситуация успеха на уроке создает положительное отношение к учению.
Коррекционно-развивающее обучение должно располагаться в порядке возрастающей сложности.
За период работы с детьми с ЗПР, отмечается положительный результат в развитии речи, мышления, в умственном развитии. Дети стали активными. Класс коррекции принимает участие во всех школьных мероприятиях, на которых получают призы и поощрения. Полноценное и свободное развитие ребенка с ЗПР, как неотъемлемое право человека требует поиска наиболее эффективных путей достижения этой задачи.
Дети с ЗПР имеют право на охрану и укрепление здоровья, на развитие его индивидуальных способностей.
В процессе коррекционно-развивающего обучения в начальных классах основная масса учащихся с задержкой психического развития овладевают необходимыми математическими знаниями и умениями.
Таким образом, активизация познавательной деятельности учащихся с ЗПР на уроках математики - это система педагогических воздействий учителя, направленная на формирование у всех учеников способности к усвоению новых знаний, новых способов деятельности, потребности в познании, в обновлении информации и преобразовании окружающей действительности с помощью усвоенных знаний, умений и навыков.
"Красной нитью" в работе учителя с данной категорией детей проходит его стремление к постепенному переводу учеников с позиции носителей знаний в позицию организаторов собственной познавательной активности, получив в итоге либо интерес, либо устойчивое положительное отношение учащихся к предмету. Задержка психического развития проявляется в замедленном темпе созревания эмоционально-волевой сферы, так и в интеллектуальной недостаточности. Последнее проявляется в том, что интеллектуальные способности ребенка не соответствуют возрасту.
Значительное отставание и своеобразие обнаруживается в мыслительной деятельности. У всех детей с ЗПР наблюдаются недостатки памяти, причем это касается всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. Отставание в мыслительной деятельности и особенности памяти наиболее ярко проявляются в процессе решения задач, связанных такими компонентами мыслительной деятельности, как анализ, синтез, обобщение и абстрагирование.
Список используемых источников.
- Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей. Под ред.К.С. Лебединской. Москва, "Педагогика", 2002.
- Белопольская Н.Л. Психологическое исследование мотивов учебной деятельности у детей с задержкой психического развития. М., 1976г.
- Дети с временными задержками развития. Под ред. Т.А. Власовой, М.С. Певзнер. Москва, "Педагогика", 1971.
- Марковская И.Ф. Задержка психического развития. М., 1999 г.
- Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе // Психология и педагогика, №2, 1979г.
- Новодворская В.А. Особенности игровой деятельности детей с ЗПР.М., 1972г.
- Соловьев И.М. Особенности познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы [Текст] / И.М. Соловьев. - М., 1993. (Не переизд.)
- Унт. И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения [Текст] / И.Э. Унт. - М., 1990. (Не переизд.)
- Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. Нижний Новгород, 1994.
- Цукерман Г.А. Зачем детям учиться вместе. - М., 1985.
- Цымбалюк. А.Н. Особенности познавательной активности младших школьников с пониженной обучаемостью: Автореферат канд. дисс. [Текст] / А.Н. Цымбалюк. - М., 2004.
- Щукина Г.И. Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М., 1979.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы «Мультимедиа конструктор» как средство формирования навыков проектно-исследовательской деятельности у младших школьников»
Опыт работы был представлен на районном этапе Всеросийского конкурса "Учитель года 2013"...
Развитие интереса к исследовательской деятельности у младших школьников.
Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчествав решении жизненно важных проблем.Одн...
"Развитие логического мышления младших школьников с ЗПР на уроках математики"
Проблема развития логического мышления у учащихся с задержкой психического развития волнует не только педагогов-психологов, но и учителей. В своей работе приведу только некоторые приёмы развития логич...
Формирование коммуникативных компетенций у младших школьников с ОВЗ на уроках математики
В статье рассматирваются способы формирования коммуникативных компетенций у младших школьников с ОВЗ на уроках математики...
Статья "Формирование устных вычислительных навыков у младших школьников с ОВЗ на уроках математики"
Статья "Формирование устных вычислительных навыков у младших школьников с ОВЗ на уроках математики"...
Развитие навыков здорового образа жизни у младших школьников
Развитие навыков здорового образа жизни у младших школьников...
Особенности памяти у детей с ОВЗ и приемы ее развития в процессе коррекционной деятельности у младших школьников.
В школе ученики систематически запоминают большой по объему материал, а потом его воспроизводят. Обучающиеся с ОВЗ испытывают огромные трудности при запоминании учебного материала. Младший школьник им...