Развитие навыков здорового образа жизни у младших школьников
статья
Развитие навыков здорового образа жизни у младших школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 18.33 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ- ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА ПЕДАГОГА
Талых В.Ю.
МБОУ СОШ №4 ntalyx@inbox.ru
«Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля» - так гласит известное высказывание А. Шопенгауэра.
Здоровье подрастающего поколения и разработка эффективных мер, направленных на его укрепление, в настоящее время - важнейшая социальная задача. Именно в раннем детстве, дошкольном и школьном возрасте формируется здоровье взрослого человека. Ухудшение здоровья детей школьного возраста стало не только медицинской, но и серьёзной педагогической проблемой.
Как учитель начальных классов, мама троих детей и просто человек, который ведёт здоровый образ жизни - занимаюсь проблемами сохранения и укрепления здоровья младших школьников.
Изучение состояния здоровья моих учеников, не выявило положительной динамики за последние три года. Напротив, прослеживается увеличение численности детей с хроническими заболеваниями и функциональными отклонениями, рост желудочно-кишечной, аллергической, эндокринной, нервно-психической патологии, заболеваний крови, нарушений зрения.
Реформирование системы образования ориентировано на воспитание общечеловеческих ценностей, на сохранение и укрепление здоровья детей, на гармонизацию каждого ребёнка с самим собой и окружающим миром. Перед школой стоит задача полноценно подготовить ученика к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы эта жизнь сложилась счастливо. И здоровье здесь играет важную роль.
Поэтому я стремлюсь строить свою работу так, чтобы на первом плане стояло сохранение и укрепление здоровья учащихся. Здоровый стиль жизни школьника включает в себя следующие основные компоненты:
- режим учебы без перегрузок,
- организацию свободного времени с преобладанием движений,
- личную гигиену, привычное питание,
- отсутствие травматизма,
- здоровые привычки, физическую активность.
На многие вопросы о жизни и здоровье мы отвечаем , изучая курс «Разговор о здоровье и правильном питании»
Главная цель программы — формирование ответственности у самого ребенка за своё здоровье, оценки своих возможностей; развитие произвольных и непроизвольных привычек здорового образа жизни.
Навыки здорового образа жизни формируются в основном в практической деятельности, в повседневной жизни, в поведении на экскурсиях, прогулках, уроках, в семье. Поэтому работу стараюсь, вести по системе, которая включает и занятия курса «Разговор о здоровье и правильном питании».
Пример взрослых, родителей, с которыми ребёнок вступает во взаимодействие в семье, школе, внешкольных учреждениях — один из решающих факторов, способствующих становлению у школьников здорового образа жизни. Поэтому вся работа строится в тесном контакте с родителями. Для родителей проводятся тематические родительские собрания, внеклассные спортивные семейные мероприятия, выездные экскурсии и походы.
В процессе обучения и воспитания младших школьников занимаюсь формированием элементарных представлений о здоровом образе жизни, полезных и вредных привычках, «образе» поведения, исключающем вредные привычки, стараюсь отработать навыки и умения поведения в экстремальных ситуациях, научить учеников оказывать первую доврачебную помощь себе и другим людям.
В течение года, на занятиях «Мастерская добрых дел», «Разговор о правильном питании», «Движение - жизнь» мы возвращаемся к вопросу о значении физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья.
Одним из наиболее универсальных средств укрепления здоровья человека является систематическая физическая тренировка или физкультура — просто двигательная активность. Она повышает работоспособность, улучшает самочувствие, снижает заболеваемость, регулирует процесс развития и делает его гармоничным. За период обучения моих детей каждый ребёнок нашел занятие по душе: натурбан (саночный спорт), таэквондо, плавание, скалолазание, лыжные гонки, гимнастика, танцы.
Большую часть своего времени дети проводят в школе. Основной формой организации учебного процесса является урок, на котором закладываются основы здорового образа жизни. На своих уроках я использую различные здоровьесберегающие технологии: личностно ориентированную, развивающую, информационные, проектно – исследовательские, интерактивные. Всегда чувствую момент наступления усталости учащихся и строго выполняю гигиенические требования к организации урока: плотность урока, количество и смена видов деятельности, разнообразие и чередование методов и приёмов, наличие эмоциональных разрядок, уместность применения ИКТ, а также контроль осанки, зрения (выполнения зрительных физ.минуток)
Используя в своей работе, здоровьесберегающие технологии, работая по программам: «Разговор о здоровье и правильном питании», «Мастерская добрых дел», «Движение-жизнь» - мои ученики осознали :
необходимость быть здоровым;
здоровье – категория невечная, хрупкая, нуждающаяся в постоянной заботе;
каждый человек несёт личную ответственность за своё здоровье;
каждый человек, независимо от изначального состояния своего здоровья, может сам улучшить его, избрав здоровый образ жизни.
Правильная организация внеклассной и внешкольной оздоровительной работы даёт свои положительные результаты.
По итогам комплексной оценки состояния здоровья учащихся на основании медицинского обследования отмечается улучшения состояния здоровья детей, не отмечается в классе нарушения осанки, снизилось количество инфекционных и вирусных заболеваний среди детей.
Установлено снижение пропусков учебных занятий по болезни.
Систематические занятия физкультурой, двигательная активность (утренняя зарядка, физкультпаузы, подвижные игры, дыхательная гимнастика по Стрельниковой и др.) улучшили производительность умственного труда и успеваемость, позволили детям удовлетворить свои потребности в движении, снять эмоциональное напряжение.
Спортивно-оздоровительные праздники «Папа, мама , я- здоровая семья», «Весёлые старты» , Дни Здоровья («Зимний разгуляй»), совместные походы и экскурсии –все эти мероприятия повысили роль семьи в формировании навыков здорового образа жизни и способствовали укреплению здоровья.
Таким образом, работая по формированию у младших школьников навыков здорового образа жизни, я пришла к выводу, что школа может и должна быть местом укрепления здоровья учащихся. А главная цель педагогической деятельности учителя- воспитание мотиваций, которые обеспечат активное и сознательное привлечение каждого ученика к процессу сохранения и укрепления здоровья физического, психического и духовного.
Список литературы:
1. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы.М.: «ВАКО», 2004.-296 с.
2.Здоровье детей - основа процветания России: сборник статей [статья]/ под общ. Ред. Е. В. Спириной.-Ульяновск: УИПКПРО, 2008.- 84 с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и еауки Рос. Федерации.- М.: Просвещение, 2010.-31 с.
4. Формирование здорового образа жизни: [ классные часы] / авт.- сост. Т. И. Магомедова, Л. Н. Канищева.- Волгоград: Учитель, 2007.- 136 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Cтатья "Формирование навыков здорового образа жизни у младших школьников"
Статья о формах и методах работы с учениками начальльной школы по формированию у них потребности в здоровом образе жизни....
Доклад "Формирование навыков здорового образа жизни у младших школьников во внеурочной деятельности"
Доклад на заседании ШМО учителей начальных классов по проблеме реализации здоровьесберегающих технологий в начальном обучении...
Из опыта работы "Формирование навыков здорового образа жизни у младших школьников"
Из опыта работы "Формирование навыков здорового образа жизни у младших школьников"...
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.
Одна из самых актуальных тем во все времена – это здоровье человека, особенно здоровье подрастающего поколения. Серьёзную тревогу специалистов вызывает состояние здоровья школь...
Развитие навыков здорового образа жизни обучающихся младшего школьного возраста в рамках внеурочного курса по физической культуре.
Статья раскрывает развитие навыков ЗОЖ обучающихся младшего школьного возраста в рамках внеурочной деятельности по физической культуре....
«Здоровьесберегающие технологии. Формирование навыков здорового образа жизни у младших школьников»
В данном материале представлен опыт использования современных психолого-педагогических здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе....