Рабочая программа кружка Дистанционно-математическая школа (общеинтелектуальное направление)
рабочая программа (4 класс) на тему
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники с математическими способностями имеют мотивацию к обучению математике, стремятся развивать свои интеллектуальные возможности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
distantsionno-matematicheskaya_shkola.doc | 99.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Алдан
МО «Алданский район»
«Рассмотрено» «Утверждаю»
на заседании педагогического совета №1 _________О.И. Оглоблина
от 29 августа 2017 г. директор МБОУ СОШ № 2 Рекомендовано в качестве рабочей г. Алдан
программы по внеурочной
деятельности приказ №_________от_____
в 4 А классе
Рабочая программа
начального общего образования
Дистанционно-математическая школа
(общеинтелектуальное направление)
для 4 «А» класса
на 2017-2018 учебный год
Составитель: Гришина Е,А.,
учитель высшей категории
г. Алдан
2017 г.
Программа курса внеурочной деятельности с использованием ИКТ
«Дистанционно-математическая школа»
Пояснительная записка.
В современных условиях выпускнику начальной школы не достаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь их приобретать все в большем объеме, уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации. Одним из основных требований ФГОС является системно- деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники с математическими способностями имеют мотивацию к обучению математике, стремятся развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся с математическими способностями ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о данной науке. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Использование ИКТ в курсе «Дистанционно-математическая школа»
В соответствии с требованиями ФГОС в начальной школе необходимо сформировать у каждого ученика умение использовать информационно-коммуникативные технологии (ИКТ).
В процессе применения ИКТ происходит развитие обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества, в том числе:
• развитие наглядно-образного, наглядно-действенного, теоретического,
интуитивного, творческого видов мышления;
• эстетическое воспитание за счет использования возможностей компьютерной графики, технологии мультимедиа;
• развитие коммуникативных способностей;
• формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решений в сложной ситуации (использование ситуационных компьютерных игр, ориентированных на оптимизацию деятельности по принятию решения);
• формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации.
• ИКТ приводит к интенсификации всех уровней учебно-воспитательного
процесса, обеспечивая:
• повышение эффективности и качества процесса обучения за счет
реализации средств ИКТ;
• обеспечение побудительных мотивов (стимулов), обусловливающих активизацию познавательной деятельности;
• углубление межпредметных связей за счет использования современных средств обработки информации, в том числе и аудиовизуальной, при решении задач.
Одной из возможностей формирования у каждого ученика умение использовать информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) является курс «Дистанционно-математическая школа » для учеников начальной ступени обучения.
Общая характеристика курса «Дистанционно-математическая школа»
Большие возможности для развития умения использовать ИКТ имеет внеурочная деятельность.
Курс занятий по курсу “Дистанционно-математической школы ” для начальной школы является продолжением курса математической подготовки учащихся начальной школы во внеурочной деятельности.
Главной целью программы является развитие математической речи, логического и алгоритмического мышления, воображения, обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности
Эта цель реализуется в соответствии с этапами познания и возрастными особенностями развития детей в системе непрерывного образования. .
Основные задачи действующей программы:
- Развитие познавательных процессов и мыслительных операций.
- Формирование представлений о целях и функциях учения и приобретение опыта самостоятельной учебной деятельности под руководством учителя.
- Активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения задач.
- расширять кругозор и познавательные интересы учащихся;
- формировать умения применять на практике знания, полученные во время учебных занятий в том числе и с использованием средств ИКТ.
- развивать наблюдательность, память, внимание, логическое мышление, речь, творческие способности учащихся.
- развивать у детей интерес к математике, умение мыслить обобщенно, анализировать, сравнивать, классифицировать;
- формировать умение ставить перед собой цель, проводить самоконтроль.
Принципы программы:
Актуальность.
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
Научность.
Развитие умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщать.
Системность.
Курс состоит от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
Практическая направленность.
Содержание занятий направлено на освоение математической терминологии, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах. Занятия помогут ученикам освоить умение применять ИКТ в учебно- познавательной деятельности.
Обеспечение мотивации.
Развитие интереса к математике как науке физико-математического направления для успешного усвоения учебного материала на уроках и выступления на олимпиадах по математике.
Курс ориентационный.
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Ценностные ориентиры содержания курса «Дистанционно-математическая школа»
В соответствии с ФГОС в основе курса «Дистанционно-математическая школа» лежат следующие принципы математики:
- понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяженность во времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т.д.)
- математическое представление о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы)
- владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики, средствами ИКТ позволяют ученику совершенствовать коммуникативную деятельность ( аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений, опровергать или подтверждать истинность предположения)
Место учебного предмета в учебном плане
Курс проводится 1 раз в неделю во внеурочной деятельности и рассчитан на 34 занятия в год . Занятия посещают ученики 4 класса.
Результаты изучения учебного предмета «Дистанционно-математическая школа»
Личностные результаты изучения курса «Дистанционно-математическая школа»
- готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта)
- осознание успешности ученика на уроках математики и выступлениях на олимпиадах по математике
Метапредметные результаты изучения курса «Дистанционно-математическая школа»
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активное использование средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами :
- фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения,
- готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
- соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
Предметные требования к результатам обучения учащихся к концу обучения.
Учащиеся должны уметь:
– выделять из множества геометрических фигур плоские и объёмные фигуры;
– распознавать плоские геометрические фигуры при изменении их положения на плоскости;
– находить объём фигур, составленных из кубов и параллелепипедов;
– находить среднее арифметическое двух чисел;
– выполнять прикидку результатов арифметических действий;
– использовать заданные уравнения при решении текстовых задач;
– читать информацию, записанную с помощью круговых диаграмм;
– находить вероятности простейших случайных событий;
– решать удобным для себя способом логические задачи, содержащие не более трёх высказываний;
Занятия должны помочь учащимся:
– усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
– помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
– формировать творческое мышление;
– способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах;
- использовать Интернет для создания проектов и исследовательских работ по математике;
- использовать компьютер как инструмент для вычислений
- построения экранной модели объекта или процесса
- управления реальными моделями
- сбора информации
Основное содержание курса
Математика-это интересно!
Математические игры, лабиринты. Логические задания с числами и цифрами (магические квадраты, цепочки, закономерности). Правила и приёмы быстрого счёта. Знакомство с числовыми мозаиками.
Путешествие в старину.
Из истории развития счёта. Старинные меры измерений(локоть, сажень, пядь, ладонь). Масса. Новые мерки. Практическая работа. Римская нумерация. Зарождение календаря и пути его совершенствования. Возникновение денег.
Математические забавы.
Математические забавы. Решение и составление ребусов Кроссворды, принципы их составления. Игра “В мире слов”.
Страна Геометрия.
Преобразование геометрических фигур по заданной программе. Составление программ для преобразования фигур на плоскости. Пространственные фигуры. Конструирование фигур. Решение задач на нахождение площади и объёма пространственных фигур. Китайская головоломка “Танграм”. Оригами и геометрия. Графические иллюзии. Графическое моделирование. Головоломки со спичками.
Такая разная математика.
Схемы, уравнения. Составление дерева возможностей. Круговые, столбчатые и линейные диаграммы. Координаты на плоскости. Математическая газета. (Сбор информации, оформление газеты. Решение задач из математической газеты). Старинные занимательные задачи. Поисковая работа в группах. “В сундук за арифметикой”.
Календарно-тематическое планирование курса “Дистанционно-математическая школа”.
№ п/п | Тема | Мультимедийные диски, программы, Интернет-ресурсы, используемые на занятии | Кол-во часов | Дата. | |
План | Факт | ||||
1 | Вводное занятие. Математические игры, лабиринты. | CD «Математика. Тесты» | 1 | 6.09.17 | 6.09.17 |
2-3 | Преобразование геометричеких фигур по заданной программе. | CD «Тайны времени и пространства» | 2 | 13.09.17 20.09.17 | 13.09.17 20.09.17 |
4-5 | Составление программ для преобразования фигур на плоскости. | CD «Тайны времени и пространства» | 2 | 27.09.17 4.10.17 | 27.09.17 4.10.17 |
6-7 | Пространственные фигуры. | CD «Тайны времени и пространства» | 2 | 11.10.17 18.10.17 | 11.10.17 18.10.17 |
8-9 | Конструирование фигур. Решение задач на нахождение площади и объёма пространственных фигур. | CD «Математика. Тесты» | 2 | 25.10.17 1.11.17 | |
10-11 | Китайская головоломка “Танграм”. | CD «Математика» к учебнику М.И. Моро и др. | 2 | 15.11.17 22.11.17 | |
12-13 | Оригами и геометрия | Поиск схем в Интернете | 2 | 29.11.17 6.12.17 | |
14 | Урок-игра “Занимательная геометрия” | 1 | 13.12.17 | ||
15-16 | Головоломки со спичками. | СD «Математика. Хитрые задачки» | 2 | 20.12.17 27.12.17 | |
17-18 | Схемы, уравнения. Игра “В царстве Равенств”. | CD «Сценарии уроков к учебнику математика по программе Л.Г. Петерсон» | 2 | 17.01.18 24.01.18 | |
19-20 | Графические иллюзии. | CD «Математика в играх и задачах | 2 | 31.01.18 7.02.18 | |
21-22 | Графическое моделирование. | Виртуальные лаборатории | 2 | 14.02.18 21.02.18 | |
23 | Составление дерева возможностей. Блиц – турнир. | Виртуальные лаборатории | 1 | 28.02.18 | |
24-25 | Круговые, столбчатые и линейные диаграммы. | Самостоятельное составление диаграмм | 2 | 7.03.18 14.03.18 | |
26-27 | Координаты на плоскости. Игра «Морской бой» | CD «Математика. Тесты» | 2 | 21.03.18 4.04.18 | |
28-29 | Математическая газета. (Сбор информации, оформление газеты. Решение задач из математической газеты). | Поиск материала в сети Интернет | 2 | 11.04.18 18.04.18 | |
30-31 | Старинные занимательные задачи. Поисковая работа в группах. “В сундук за арифметикой”. | Поиск материала исследовательской работы в сети Интернет | 2 | 25.04.18 2.05.18 | |
32 | Математическая викторина.. | CD «Кенгуру» | 1 | 16.05.18 | |
33 | Математические задачи в стихах. Игра “Весёлый счёт”. | Презентация «Турнир эрудитов» | 1 | 23.05.18 | |
34 | Итоговое занятие. Игра “Весёлый поезд”. | 1 | 30.05.18 |
Дополнительное программное обеспечение
обучающие диски, тестирующие программы (например, пособие «Математика в играх и задачах» ,«Математика. Тесты», «Кенгуру», «Сценарии уроков к учебнику математика по программе Л.Г. Петерсон», «Математика» к учебнику М.И. Моро, «Тайны времени и пространства», «Развитие речи. Тесты»), энциклопедии, справочники, цифровые образовательные ресурсы Интернет.
Перечень учебных пособий и программ
- Е.Б.Арутюнян , Г.Г .Левитас “Занимательная математика”.
- В.В.Волина “Учимся играя”.
- Т.К. Жигалкина “Игровые и занимательные задания по математике”.
- В.Г. Житомирский “Путешествие по стране Геометрия”.
- Г.П. Шалаева “Хочу стать математиком”.
- Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002.
- Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: “Вако”, 2004.
- Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: “Грамотей”, 2004.
- Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.– Пб.: “Лань”, 1995.
- Узорова О. В., Нефёдова Е. А. “Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1–4 классы. М., 2004.
Программа составлена на основе следующих источников:
- ФГОС НОО второго поколения.
- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа.- М.: Просвещение,2011.
- Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1–4 классы. Занимательная математика. Волгоград: “Учитель”, 2007.
- Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8–11 лет. С. – Пб,1996.
- Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
- http://festival.1september.ru/authors/218-177-652 Юркина С.В. Использование ИКТ в начальной школе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Школа общения"
Программа «Школа общения» реализует нравственное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах. Главное назначение данного курса формирование навыков общения и культуры поведения обучающихся в...
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Школа общения"
Программа «Школа общения» реализует нравственное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах. Главное назначение данного курса формирование навыков общения и культуры поведения...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению Декоративно-прикладное искусство "Маленький мастер"
Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к поним...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ кружок «Служу Отечеству пером»
Рабочая программа по внеурочной деятельности предназначена для учителей начальной школы (пояснительная записка, учебно-тематический план, содержание программы, тематическое планирование, список литера...
Рабочая программа внеурочной деятельности (1класс) социальной направленности «Happy English»
Рабочая программа кружка составлена на основе «Сквозной» программы раннего обучения английскому языку детей в детском саду и 1-м классе начальной школы. Под редакцией: Н.Д. Епанчинцевои, О.А. Моисеенк...
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно – нравственное направление «Дорогою добра» 4 года (срок реализации программы) 7-10 лет (возраст обучающихся)
Возрождение России связано, прежде всего, с воспитанием и просвещением человека, формированием у него духовно-нравственных качеств, соответствующих исконной русской ментальности. Духовно-нравственное ...
Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления Неболейка ( составлена на основе программы «Разговор о правильном питании» Авторы: Безруких М.М., Филиппова Т.А.)
Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью. Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохран...