Технологическая карта внеурочного занятия курса «Я – исследователь»
план-конспект занятия (4 класс) на тему
Класс: 4 «Б» Тема учебного занятия: «Участие в процедурах защит исследовательских работ в качестве зрителя» Продолжительность учебного занятия: 40 мин Тип учебного занятия: защита исследовательских работ
Цель: трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процесс саморазвития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_vneurochnogo_zanyatiya_kursa_ya_-_issledovatel.doc | 90 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта внеурочного занятия курса «Я – исследователь»
Учитель: Соломатина Т.Г.
Класс: 4 «Б»
Тема учебного занятия: «Участие в процедурах защит исследовательских работ в качестве зрителя»
Продолжительность учебного занятия: 40 мин
Тип учебного занятия: защита исследовательских работ
Цель: трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процесс саморазвития.
Задачи урока:
- развивать познавательные потребности младших школьников;
- развивать познавательные способности младших школьников;
- обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
- формировать и развивать у детей умения и навыки исследовательского поиска;
- формировать представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности
Принципы:
● Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
● Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
● Системность организации учебно-воспитательного процесса;
● Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Технологии:
- Проблемный диалог
- ИКТ
- Здоровьесберегающие
- Игровые
Методы обучения:
- Проблемно-поисковые
- Практические
- Словесные
- Презентация
Формы организации познавательной деятельности:
- Фронтальная
- Индивидуальная
- Групповая
Оборудование: мультимедиа проектор, ПК, мини лаборатория, лупа.
Дидактические материалы к учебному занятию: презентация, карточки для заполнения, контурные карты Краснодарского края, модель капельки, глобус.
№ п/п | Этапы урока/Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание | Планируемые результаты |
1. | Организационный (2 мин) Цель этапа: создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность. | 1.- Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Поприветствуйте их (дети поворачиваются и приветствуют «кивком» головы). - Время нас торопит в класс, Ведь занятие у нас! Пожелаем всем удачи- За работу, в добрый час! (дети сели на места) - Ребята, сегодня на занятии мы проведем защиту исследовательских работ. На протяжении долгого периода, мы с вами изучали различные объекты, материалы, проводили исследования, экспериментировали, проводили опыты, выяснили, изучали и доказывали. Пришло время подвести итоги. Наше занятие пройдет в группах. Давайте познакомимся с исследовательскими группами. 1 группа «Главное чудо планеты» 2 группа «Серое золото» 3 группа «Волшебный подарок природы» - Поднимите руку те, кто уверен в себе и готов к путешествию Те, кто хочет отправиться в путешествие, но не уверен в себе Те, кому тревожно и они не хотят путешествовать - | Отвечают на вопросы Оценивают свой настрой на урок Знакомятся с листом самооценки | Рефлексия Лист самооценки | Познавательные: Умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель занятия и отдельного задания; . Коммуникативные: Умение работать в группе, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение; Регулятивные: -проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве. Планировать свои действия, оценивать правильность выполнения. Личностные: способность к самооценке на основе критериев успешности вне учебной деятельности, способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания; Познавательные УУД: осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет; - использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов; |
2. | Слово предоставляем младшим научным сотрудникам группы «Главное чудо планеты»» Цель этапа: формировать навыки исследовательских работ, умение рассуждать, обсуждать и нести информацию, а также демонстрировать презентации и опыты. | - Как вы думаете, много ли воды на земле? Каким цветом изображена вода на глобусе? Посмотрите на глобус. Если быстро вращать глобус, то покажется, что он одноцветный – голубой. А все потому, что этой краски на нем больше, чем белой, зеленой, коричневой. Голубым цветом изображены моря, океаны нашей планеты. Вода занимает ¾ поверхности земного шара. Вода повсюду. Вода есть и под землей (родники и др.) - Наши ребята приготовили небольшое сообщение о воде в стихах и в форме презентации (чтение стихов с показом презентации). 1 ученик Сказка о воде Расскажи мне сказку о воде! Знаешь, внученька, вода везде. Осмотрись вокруг – озера и моря, Без воды не проживет Земля твоя. Воду ценит каждый человек, Дерево не выросло б вовек. Птицы, звери тоже воду пьют, Рыбки без водички не живут. 2 ученик. Как бы жили мы в своей квартире, Если бы нам воду отключили? Не умыться и не постирать, Как тогда в квартире убирать? Кушать, тоже варим на воде, Что сказать? Вода – она везде! Травка без водички не растёт, Все живое без воды умрёт. 3 ученик. По морям не плыли б корабли И цветы на клумбах не цвели. С речек орошаются поля, Чтоб была красивою Земля. Что ж, цени и береги водичку, Расскажи о ней друзьям, сестричкам, Что бы все про ценность эту знали И водичку зря не проливали. - Так какую роль играет вода в жизни человека, животных, растений? (ответы детей). ● Конечно, вода-это жизнь на Земле. Каковы причины загрязнения воды? Демонстрация презентации, которую подготовили ребята данной группы. ● Сейчас ребята прочитают стихи о том, как надо беречь воду. | - Как вы думаете, о чем мы будет говорить? Ответ хранится в загадке: «Я и туча, и туман, И ручей, и океан, И летаю, и бегу, И стеклянной быть могу» (вода)
Правильно, о воде, а поможет нам в этом экскурсовод: - Кто он, чтобы вам узнать, Загадку надо отгадать: «В морях и реках обитает, Но часто по небу летает, А как наскучит ей летать, На землю падает опять» (капля воды) Демонстрация презентации, которую приготовили ребята, данной группы | на доску прикрепляется изображение капли воды) умение делать выводы и заключения | Коммуникативные УУД: - управление поведением группы, коррекция действий партнерами в группе Познавательные УУД: - логические: установление причинно-следственных связей, выбор оснований и критериев для сравнения |
3. | Работа второй группы ребят (4 мин) Слово предоставляем младшим научным сотрудникам группы «Серое золото» презентация «Мергель» Цель: развивать и совершенствовать исследовательские способности и навыки исследовательского поведения | .В нашу лабораторию пришла посылка (передают сверток). - Интересно, что это? Читаем записку: Покрывают им дороги, Улицы в селениях. А еще он есть в цементе. Сам он — удобрение. (Известняк) - Как Вы считаете, что же это? (выслушиваются высказывания учащихся, в ходе которых звучит слово " Известняк ") (показ) А о каком полезном ископаемом идет речь? Послушайте рассказ: Есть на земле чудесная кладовая. В ней хранится серое золото. Из него можно извлечь не одно, а несколько полезных ископаемых, которые человек использует в быту, строительстве, промышленности. Без него не было бы красивых зданий, дорог, скульптур и много другого, что необходимо человеку. - Ребята, а теперь поступила просьба изучить данный материал. -Кто догадался, над какой темой будет работать сегодня наша группа? - Приступим к работе. - Так, что же такое серое золото? - Как Вы думаете, что поможет ответить на этот вопрос? - Правильно. Посылка.
| Разгадывают загадку, сталкиваются с проблемой Формулируют тему и цели выступления, определив границы знания и незнания Отвечают на вопросы Смотрят, запоминают Ставят перед собой цели и задачи. Демонстрация презентации, которую приготовили ребята, данной группы | Содержа-тельная рефлексия (осознать интеллектуальный «конфликт», получить знание о границе своего знания и выдвинуть учебную задачу: расширить эти границы) | Познавательные УУД: - самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели, формулирование проблемы - формирование общего приёма защиты исследовательской работы как универсального учебного действия; Коммуникативные УУД: Умение работать в группе, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение; - Регулятивные УУД: - целеполагание Личностные УУД: - интерес к изучению исследований |
4. | Работа 3 группы ребят (10 мин) Цель: Создание условий для выявления обучающимися новых знаний, знакомство с исследовательской работой, находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу способа действия с информацией
ЦЕЛЬ: изучить особенности глины, её свойства, качества и применение. ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ: -найти информацию о глине;
Физкультминутка (1 мин) Цель: Создание условий для снятия утомляемости учащихся, их релаксации | Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу, Она понадобится сразу. (Глина) Вряд ли мы узнаем, когда впервые наши далекие предки узнали о свойстве глины: нас отделяют от них десять-пятнадцать тысяч лет. Тогда еще не было посуды для приготовления пищи, все растительные продукты люди вымачивали в воде и подпекали на тлеющих углях, а мясо, насаженное на палки, обжаривали в пламени костра. Раз – на цыпочки подняться. Надо всем, друзья, размяться. 2 – нагнулись до земли И не раз, раза три. 3 – руками помахали. Наши рученьки устали. На 4 – руки в боки. Дружно делаем подскоки. 5 – присели раза два. 6 – за парты нам пора. | Демонстрация презентации, которую подготовили ребята данной группы. | Познавательные: - Выделение и формулирование познавательной цели; -построение логических рассуждений. -осуществление поиска необходимой информации. -проведение классификации по заданным критериям. Личностные: Развитие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и учебных мотивов. Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств. Формирование установки на здоровый образ жизни. Коммуникативные УУД: - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации - умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать Познавательные УУД: - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование | |
5. | Самостоятельная работа в группах (6 мин) Цель: Создание условий для осознания каждым обучающимся степени овладения полученных знаний | У вас на столах имеются контурные карты Краснодарского края, которые необходимо заполнить. Заполняем сообща, всей вашей дружной командой. | Карточки у команд разные: - вода - мергель - глина | Регулятивные УУД: - контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения Личностные УУД: - самоопределение | |
6. | Домашнее задание (2 мин) Цель: Создание условий для активизации познавательной деятельности через дифференцированное творческое домашнее задание | Предлагает дифференцированное задание - Вот и подошло к концу наше исследование, давайте поблагодарим всех участников нашего занятия. | Учащиеся выбирают задание с учетом индивидуальных возможностей | - | |
7. | Рефлексия деятельности (итог урока) (3 мин) Цель: Создание условий для рефлексии | -Огромное трудолюбие и тяга к новым знаниям помогла нам сделать новые открытия на этом уроке. - Я на занятии научился… На доске: Занятие полезно, все понятно. - Прикрепите себя к той строчке, на которой вы себя ощущаете! | Заканчивают предложения и заполняют оценочный лист Прикрепляют человечков | Фигуры человечков | Регулятивные УУД: -оценка, самооценка собственной деятельности на уроке -контроль и оценка процессов результата деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта внеурочного занятия "Группы дорожных знаков" по курсу «Уроки Светофорчика».
Разработка технологической карты занятия "Группы дорожных знаков" по курсу внеурочной деятельности "Уроки светофорчика". 3 класс....
Технологическая карта внеурочного занятия курса «Я – исследователь»
Тема учебного занятия: Участие в процедурах защит исследовательских работ в качестве зрителя»...
Технологическая карта внеурочного занятия во 2 классе по курсу "Народная культура"
Познакомить детей с русским фольклором, помочь осознать смысл обычаев и традиций, связанных с рождественскими праздниками; воспитывать интерес к православным праздникам и их значимости; воспитывать чу...
Технологическая карта внеурочного занятия по курсу «РОСТ: развитие, общение, самооценка, творчество».Тема занятия: Изготовление цветов и декоративных элементов из бумажных салфеток.
Тема занятия: Изготовление цветов и декоративныхэлементов из бумажных салфеток....
Технологическая карта внеурочного занятия по предмету "Я исследователь" на тему "Правильное мышление и логика", 4 класс
Коллеги, если материал заинтересовал, можете обращаться lenochka-F79@rambler.ru, скину раздаточный материал и презентацию. Занятие было проведено на районном конкурсе "Учитель года" и имело ...
Технологическая карта внеурочного занятия курса: «Исследовательская деятельность».
Тема занятия: Поздравительная открытка к 9 мая “Вечный огонь”Технология занятия: проектная деятельность.Образовательная цель: Формирование способности обучающихся к новому с...