Рабочая программа курса внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Народная кукла" для начальной школы
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Программа курса внеурочной деятельности "Народная кукла" рассчитана для учащихся начальной школы. В основе программы заложена цель: приобщить учащихся к истокам русской культуры, национальным традициям через знакомство с традиционной тряпичной куклой. На протяжениии курса обучения, дети знакомятся : с историей народной куклы, её видами, элементами народного костюма, обычаями и традициями русского народа; а так же изготавливают различные виды тряпичных кукол.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_narodnaya_kukla.doc | 272.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 37
имени Новикова Гаврила Гавриловича»
«Согласовано» «Утверждено»
Заместитель директора по ВР Директор школы
___________ / / _________/ /
«____»_______________2015г. «____»___________2015г.
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
по общекультурному направлению
«Народная кукла»
1-4 класс
Срок реализации программы: 2015-2019 уч. год
Исполнитель:
Барашкова Ольга Анатольевна,
учитель начальных классов
Кемерово 2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Без "духовной осёдлости”, без ощущения корней, без любви,
без интереса к собственной истории, далёкой и близкой,
не может быть полноценного человеческого счастья.
Культурная среда также необходима для нравственной жизни,
как растительный и животный мир для нашего
биологического существования.
академик Д.С. Лихачёв
Программа курса внеурочной деятельности разработана на основе: требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; программы формирования универсальных учебных действий (ФГОС, п. 19.5) и направлена на обеспечение достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Среди множества факторов, обуславливающих развитие детей младшего школьного возраста, наиболее мощным является культура. В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры, у ребёнка появляются и развиваются творческое воображение, коммуникативные навыки, способность принимать позицию другого человека, основы его будущей рефлексии. В этом процессе ребёнок и взрослый совместными усилиями превращают исторический опыт человечества в систему открытых проблем, которые подлежат специфическому осмыслению со стороны ребёнка. Чем раньше ребёнок почувствует свои корни, «корни памяти», тем охотнее он будет обращаться к дальнейшему опыту и знаниям людей, живших в далёкие времена, научится чтить память своих предков.
Игрушки – важнейшие составляющие любой культуры. Игрушка – культурное орудие, посредством которого в «свёрнутой форме» передаётся состояние современной культуры. С помощью игрушки ребёнку передаётся сама суть человеческих отношений и сложное мироустроение. Игрушки – носитель сакральных ценностей, родовой информации. Одной из наиболее любимых игрушек всегда была кукла.
Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На неё не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Кукла не рождается сама, её создаёт человек. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём облике самобытность и
характерные черты создающего её народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.
Наиболее распространенной игрушкой в России еще в первые десятилетия ХХ века была тряпичная кукла. Она известна с глубокой древности. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка.
Тряпичная кукла в старину играла большую роль:
- она была участницей многих праздников и обрядов
- являлась символом счастья, добра, благополучия, продолжения рода;
- была оберегом;
- в игре ребенок приобщался к культуре своего народа. В нем формировались черты матери, хранительницы очага, мастерицы;
- самодельная кукла дает большие возможности для творческой самореализации и развития личности ребенка, развития фантазии.
В наше время изготовление игрушки не потеряло своей значимости:
- сам процесс изготовления приносит радость;
- работа с мягким (теплым) материалом дает ощущение тепла, нежности;
- при изготовлении игрушки развивается мелкая моторика пальцев,
что связано с развитием мышления, происходит массаж рук (развитие речи);
- изготовив игрушку, ребенок играет с ней (кормит, укладывает спать, разговаривает, т.е. осваивает различные социальные роли);
- застенчивый, имеющий комплексы ребенок в игре часто заменяет куклой себя.
Таким образом, кукла выполняет коррекционную функцию.
Данная программа направлена на возрождение традиций изготовления народной куклы и приобщению учащихся к народным истокам кукольного мира, развитие творческих способностей, художественного вкуса, создание условий для самореализации личности ребенка.
Программа вводит ребенка в удивительный мир народной культуры, творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности. В содержании широко раскрывается художественный образ куклы, слова, связь народной художественной культуры с духовными ценностями. Осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.
В основе программы заложена цель: приобщить учащихся к истокам русской культуры, национальным традициям через знакомство с традиционной тряпичной куклой.
Задачи программы:
Обучающая: изучить народные традиции, связанные с историей русской тряпичной куклы, научить работать с тканью при создании выразительных образов.
Развивающая: способствовать развитию ручной умелости, конструктивных умений, творчества и способности к преобразованию материалов.
Воспитательная: на народных традициях воспитывать чувство уважения к обычаям нашего народа, интерес к народно-прикладному творчеству.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
Программа «Народная кукла» разработана на четыре года занятий и рассчитана на поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной деятельности.
Основной формой работы являются учебные занятия. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, коллективное творчество.
В процессе реализации программы используются разнообразные методы и приёмы обучения: словесные (беседа, диалог и рассказ педагога, обсуждение), наглядные (наблюдение, показ), практические (работа с тканью, нитками, моделирование), игровые.
На протяжении курса обучения, дети знакомятся: с историей народной куклы; с разновидностями обереговых, обрядовых и игровых моделей кукол; с элементами народного костюма; с обычаями и традициями народа; а так же изготавливают разные виды тряпичных кукол.
Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с необходимыми инструментами.
Процесс усвоения учебного материала основывается на соблюдении
основополагающих дидактических принципов:
- наглядности;
- системности;
- доступности предлагаемого материала;
- перехода от простого к сложному;
- индивидуального подхода.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, массовых мероприятиях.
Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий.
Выставки могут быть:
однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;
постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;
тематические - по итогом изучения разделов, тем.
итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.
Занятия по программе «Народная кукла» могут посещать все желающие на основе принципа добровольности и свободы выбора детей.
Освоение детьми программы «Народная кукла» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа рассчитана на четыре года обучения.
На изучение курса отводится внеурочных занятий:
- в 1–й год обучения – 2 занятия в неделю, всего – 66 занятий в год;
- во 2 –й год обучения – 2 занятия в неделю, всего – 68 занятий в год;
- в 3 –й год обучения – 2 занятия в неделю, всего – 68 занятий в год;
- в 4 –й год обучения – 2 занятия в неделю, всего – 68 занятий в год.
Общий объём – 270 занятий.
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
Данная программа имеет общекультурную направленность.
Народное творчество является наиболее понятным для большинства детей, обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью.
Занятия художественной практической деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного воспитания через народное искусство, но и развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Кроме того, работа над изготовлением человеческих фигурок из ткани развивает пространственное воображение и творческие способности, прекрасно корректирует недостатки памяти и внимания у детей, умение сравнивать и найти отличия между двумя и более объектами, восстанавливать по памяти ранее увиденное.
Важное направление в содержании программы уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:
- патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего народа;
- трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие уважительного отношения к труду, формирование трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, развитие навыков творческого оформления результатов своего труда);
- ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труд);
- ценностное отношение к здоровью, освоение приемов безопасной работы с ножницами, иглами, тканью; понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов.
Знания и умения, которые должны быть получены обучающимися по окончании курса
Должны знать:
- Правила организации рабочего места.
- Технику безопасности при работе с колющими, режущими инструментами и нагревательными приборами.
- Правила безопасного труда и личной гигиены при работе с различными материалами.
- Название и назначение инструментов и приспособлений ручного труда.
- Классификацию тряпичных кукол, материалы, используемые для их изготовления и историю возникновения кукол;
- Технологию изготовления разных видов тряпичных кукол.
Должны уметь:
- Правильно организовать свое рабочее место.
- Пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике.
- Работать с электронагревательными приборами.
- Выполнять правила техники безопасности.
- Приобрести навыки работы по изготовлению кукол из ткани.
- Соблюдать последовательность работ при изготовлении разных видов тряпичных кукол.
- Самостоятельно изготавливать изученные в программе виды кукол.
- В процессе работы ориентироваться на качество изделий.
- Сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявлять самостоятельность.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Планируемые результаты освоения обучающимися программы
«Народная кукла»
Личностные результаты:
- Формирование чувства гордости за культуру, искусство своего народа.
- Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов, живущих по соседству.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях.
- Развитие умения не создавать конфликтов и находить выход из спорной ситуации.
- Формирование установки на безопасный труд.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах, свободе.
- Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.
Метапредметные результаты:
- Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Формирование умений видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни.
- Формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
- Формирование умения организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла.
- Формирование общаться с искусством, в частности с народным искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств крестьянского искусства.
Предметные результаты:
- Понимание значения народного декоративно-прикладного искусства в жизни человека и общества.
- Понимания взаимосвязи народного декоративно-прикладного искусства с литературой, музыкой и историей русского народа.
- Формирование умения различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к выполняемому изделию.
- Проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов.
- Формирование способности высказывать суждения о художественных особенностях изделий.
- Формирование умения выбирать и использовать различные материалы для передачи замысла в собственной художественной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 год обучения
Введение. Куклы из бабушкиного сундука
Введение. Что мы знаем о куклах. Куклы из бабушкиного сундука.
История тряпичной куклы и её назначение.
Демонстрация выставки изделий, фотоматериалов, методической литературы.
Назначение инструментов, приспособлений и материалов, используемых в работе. Правила безопасности труда. Организация рабочего места.
Раздел 1. Куклы материнства и детства.
Беседа о детских возрастных куклах. Их назначение. Показ образцов.
- Кувадки
Рассказ о куклах Кувадки. Демонстрация образцов.
Практическая работа: изготовление куколки Кувадка.
- Пеленашка
Кукла Пеленашка. Показ образцов. Практическая работа: изготовление куклы Пеленашка.
- Кукла Бессонница
Кукла – оберег Бессонница. История куклы. Рассматривание образцов.
Практическая работа: изготовление куклы Бессонницы.
- Кукла Кормилка
Беседа о кукле Кормилка. Показ образцов.
Практическая работа: изготовление куклы Кормилки.
- Выставка детских возрастных кукол.
Раздел 2. Игровая кукла
Кто делал первую куклу для ребёнка. Почему у куклы не было лица. Знакомство с игровыми куклами. Демонстрация кукольных образцов.
- Кукла Зайчик на пальчик
Знакомство с куклой Зайчик на пальчик. Показ образцов.
Практическая работа: изготовление куклы Зайчик на пальчик.
- Кукла Бабочка
Назначение куклы Бабочка. Загадки. Показ образцов.
Практическая работа: изготовление куклы Бабочка.
- Кукла Девочка
Назначение кукол. Показ образцов. Обыгрывание.
Практическая работа: изготовление куколки - Девочки.
- Лоскутные Лошадки
История кукол. Загадки. Демонстрация образцов.
Практическая работа: изготовление тряпичной лошадки.
- Кукла на ложке
Показ образцов.
Практическая работа: изготовление куклы на ложке.
- Торохкольце – кукла – погремушка
Назначение куклы Торохкольце. Показ образцов. Обыгрывание.
- Выставка игровых кукол.
Раздел 3. Осенние куклы
Рассказ об осенних праздниках на Руси. Осенние обрядовые куклы. Фотоматериал.
- Крупеничка
Знакомство с куклой Крупеничка. Их назначение. Сказка о Крупеничке.
Показ образцов. Фотоматериал.
Практическая работа: изготовление куклы Крупенички.
Раздел 4. Зимние куклы
Знакомство с традициями встречи Нового года на Руси. Рассказ о Рождестве, колядках. История кукол Ангел, Колокольчик, Благополучница, Коляда. Показ образцов и фотоматериала.
- Ангел
Беседа о кукле Ангел.
Практическая работа: изготовление куклы Ангел.
- Колокольчик
Обережная кукла добрых вестей и хорошего настроения. Демонстрация образцов. Обыгрывание.
Практическая работа: изготовление куклы Ангел.
- Выставка «Рождественский ангел».
Раздел 5. Весенние куклы
Рассказ об обычаях встречи весны нашими предками. Весенние обрядовые куклы. Разучивание закличек про весну.
- Мартинички
Демонстрация образцов. Различные варианты техники изготовления.
Практическая работа: изготовление Мартиничек.
- Весенние куклы Птички
Показ образцов кукол Птичек.
Практическая работа: изготовление куклы Птички.
- Кукла Веснянка
Куклу Веснянку дарили со словами: «Чтобы день ото дня молодеть и хорошеть». Поэтому это подарок мамам, девочкам. Игровая кукла.
Практическая работа: изготовление куклы Веснянка.
- Выставка весенних обрядовых кукол
Раздел 6. Летние куклы
История праздника Ивана Купалы. Обрядовая кукла Купавка. Показ образцов.
Обрядовые куклы Семик и Семичиха, Жница, Покосница.
Рассказ о летних обрядовых куклах. Рассматривание образцов кукол.
- Итоговая выставка кукол
2 год обучения
Введение. Куклы наших предков.
История тряпичной куклы и её назначение.
Демонстрация выставки изделий, фотоматериалов, методической литературы.
Назначение инструментов, приспособлений и материалов, используемых в работе. Правила безопасности труда. Организация рабочего места.
Раздел 1. Осенние куклы.
Знакомство с осенними праздниками, обрядами («Рябинники», «Капустники», «Кузьминки», покровские обряды).
- Кукла Рябинка
История куклы Рябинка и её назначение. Демонстрация образцов.
Практическая работа: изготовление куклы Рябинка.
Раздел 2. Обрядовые домашние куклы.
История кукол для дома, их назначение. Знакомство с куклами День и Ночь, Благодать, Семья. Презентация.
- Кукла День и Ночь
Показ образцов.
Практическая работа: изготовление куклы День и Ночь.
- Кукла Благодать
Практическая работа: изготовление куклы Благодать.
- Кукла Параскева – Пятница
История куклы Параскева – Пятница. Показ образцов.
Практическая работа: изготовление куклы Параскева –Пятница.
- Выставка обрядовых домашних кукол
Раздел 3. Куклы для особых случаев
История кукол Десятиручка, Подорожница, Желанница, Устинья.
Показ образцов кукол и фотоматериалов.
- Кукла Десятиручка
Сказка про Десятиручку. Обыгрывание.
Практическая работа: изготовление куклы Десятиручка.
- Кукла Подорожница.
Демонстрация образцов и фотоматериала.
Практическая работа: изготовление куклы Подорожница.
- Кукла Желанница.
История куклы и назначение куклы Желанница. Показ образцов.
Практическая работа: изготовление куклы Желанница.
- Кукла Благополучница
История куклы Благополучницы.
Практическая работа: изготовление куклы Благополучницы.
- Кукла Подружка – Плакушка (Девкина Забава)
Назначение куклы. Обыгрывание.
Практическая работа: изготовление куклы Подружка - Плакушка.
- Выставка кукол
Раздел 4. Игровые куклы
Знакомство с игровыми куклами – оберегами кукла – столбушка, кукла – скрутка, Вепсская куколка. Демонстрация образцов.
- Вятская столбушка
История и назначение куклы Вятская столбушка.
Практическая работа: изготовление куклы Вятская столбушка.
- Кукла – скрутка
Демонстрация образцов.
Практическая работа: изготовление куклы - скрутка.
- Вепсская куколка
Рассказ о Вепсской кукле. Показ образцов.
Практическая работа: изготовление Вепсской куклы.
- Кукла – мотанка
Знакомство с куклой – мотанка. Показ образцов.
Практическая работа: изготовление куклы - мотанка.
- Выставка игровых кукол
Раздел 5. Зимние и весенние обрядовые куклы
Колядование. Масленичные обряды. Фотоматериал.
- Кукла Коляда
Знакомство с обрядовой куклой Коляда. Разучивание колядок.
Практическая работа: изготовление куклы Коляда.
- Кукла Домашняя масленица
Презентация. Показ образцов.
Практическая работа: изготовление куклы Домашняя масленица.
- Выставка зимних и весенних обрядовых кукол
Раздел 6. Летние обрядовые куклы
Знакомство с праздником Иван Купала. Презентация.
- Кукла Купавка
Назначение куклы Купавка. Показ образцов.
Практическая работа: изготовление куколки «Купавка».
- Итоговая кукольная выставка
3 год обучения
Введение. Народная кукла. Традиционный русский костюм. Русская народная вышивка.
Демонстрация образцов (иллюстрации), фотоматериалов, методической литературы.
Правила изготовления оберегов. Назначение инструментов, приспособлений и материалов, используемых в работе. Правила безопасности труда. Организация рабочего места.
Раздел 1. Куклы материнства и детства.
Знакомство с куклами детская Утешница, Материнство, Бабушка нянюшка, Ведучка.
Демонстрация образцов. Презентация.
- Кукла Мама и дочка
Назначение куклы. Демонстрация образцов.
Практическая работа: изготовление куклы Мама и дочка.
- Кукла Утешница
Показ образцов.
Практическая работа: изготовление куклы Утешница.
- Кукла Бабушка - нянюшка
Показ образцов.
Практическая работа: изготовление куклы Бабушка – нянюшка.
- Кукла СемьЯ
Назначение куклы. Показ образцов.
Практическая работа: изготовление куклы СемьЯ.
- Выставка кукол материнства и детства
Раздел 2. Игровые куклы
История и назначение кукол На счастье и куклы Девка – Баба (перевёртыш).
- Кукла На счастье
Показ образцов.
Практическая работа: изготовление куклы На счастье.
- Кукла Девка – Баба (перевёртыш)
Показ образцов.
Практическая работа: изготовление куклы Девка – Баба.
Раздел 3. Куклы для особых случаев.
Рассказ о куклах. Демонстрация образцов.
- Кукла Подорожница.
Демонстрация образцов и фотоматериала.
Практическая работа: изготовление куклы Подорожница.
- Кукла – сувенир «Оренбургская казачка»
Назначение куклы. Обыгрывание.
Практическая работа: изготовление куклы «Оренбургская казачка»
- Кукла На выхвалку
Показ образцов.
Практическая работа: изготовление куклы На выхвалку.
- Амулет
Показ образцов, назначение.
Изготовление амулета из ленточек.
- Бусы из кукол
Демонстрация образцов, назначение.
Изготовление бус из кукол.
- Кукла Берегиня
История и назначение куклы Берегиня. Показ образцов.
Практическая работа: изготовление куклы Берегиня.
- Кукла Доля
Знакомство с куклой – оберегом Доля.
Практическая работа: изготовление куклы Доля.
- Куклы Коза, Веничек благополучия, Помощница хозяйке
История и назначение кукол. Демонстрация образцов. Фотоматериал.
- Выставка кукол для особых случаев
- Итоговая выставка кукол
4 год обучения
Введение. Куклы календарных праздников и обрядов. Куклы свадебные, целительные.
Демонстрация выставки изделий, фотоматериалов, методической литературы.
Правила изготовления оберегов. Назначение инструментов, приспособлений и материалов, используемых в работе. Правила безопасности труда. Организация рабочего места.
Раздел 1. Куклы календарных праздников и обрядов.
История и назначение кукол Козьма и Демьян, Спиридон Солнцеворот, Семик и Семичиха, Птица Радость.
- Кукла Семик и Семичиха
Показ образцов.
Практическая работа: изготовление куклы.
- Кукла Птица Радость
Презентация.
Практическая работа: изготовление куклы Птица Радость.
Раздел 2. Свадебные куклы
Обряды русской деревенской свадьбы. Символы.
Демонстрация кукол Неразлучники, Красота, Мировое Древо.
- Кукла Неразлучники
Демонстрация образцов.
Практическая работа: изготовление куклы Неразлучники.
- Кукла Красота
Демонстрация образцов.
Практическая работа: изготовление куклы Красота.
- Кукла Мировое Древо
История и назначение куклы. Показ образцов.
Практическая работа: изготовление куклы Красота.
- Выставка свадебных кукол.
Раздел 3. Куклы в целительстве.
Рассказ о целительных куклах. Презентация. Показ готовых образцов.
- Кукла На здоровье
История и назначение куклы. Показ образцов.
Практическая работа: изготовление куклы На здоровье.
- Кукла Ловушка для снов
Показ образцов.
Практическая работа: изготовление куклы Ловушка для снов.
- Куклы Лихоманки
История и назначение кукол. Демонстрация образцов.
Практическая работа: изготовление Лихоманок.
- Кукла Кубышка - Травница
Рассказ о кукле Кубышка Травница. Показ образцов.
Практическая работа: изготовление куклы Кубышка – Травница.
- Выставка «Куклы - целители»
- Итоговая выставка кукол
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Каждое занятие обязательно включает в себя:
1. Этнографию и историю:
- вводный разговор о Русской Народной кукле;
- рассказ об областях и местах бытования изучаемой куклы;
- обычаи и обряды, связанные с изучаемой куклой;
- рассказ о материалах, из которых делалась кукла.
2. Прикладную часть:
- инструктаж по технике безопасности;
- подготовка материала для изготовления куклы;
- изготовление куклы.
1 год обучения
1 класс (66 часов)
№ занятия | Наименование разделов и тем | Дата проведения |
1 | Введение. Куклы из бабушкиного сундука. Что мы знаем о куклах. | |
2 | Введение. Правила безопасности труда. Организация рабочего места. | |
3 | Раздел 1. Куклы материнства и детства. Беседа о детских возрастных куклах. | |
4 | Кувадки. Рассказ о куклах Кувадки. | |
5 | Кувадки. Изготовление Кувадки Среднерусской. | |
6 | Пеленашка. Рассказ о кукле Пеленашка. | |
7 | Пеленашка. Изготовление куклы Пеленашка. | |
8 | Кукла Бессонница. История куклы Бессонница. | |
9 | Кукла Бессонница. Изготовление куклы Бессонница. | |
10 | Кукла Кормилка. История куклы Кормилка. | |
11 | Кукла Кормилка. Подготовка материала. | |
12 | Кукла Кормилка. Изготовление куклы Кормилка. | |
13 | Выставка возрастных кукол. Подготовка выставочных образцов. Оформление. | |
14 | Выставка возрастных кукол. Обсуждение, подведение итогов. | |
15 | Раздел 2. Игровая кукла. Знакомство с игровыми куклами. | |
16 | Кукла Зайчик на пальчик. Рассказ о кукле Зайчик на пальчик. Демонстрация образцов. | |
17 | Кукла Зайчик на пальчик. Изготовление куклы. | |
18 | Кукла Бабочка. Знакомство с куклой Бабочка. | |
19 | Кукла Бабочка. Изготовление куклы. | |
20 | Кукла девочка. Назначение куклы. | |
21 | Кукла девочка. Подбор материала. Выкраивание деталей куклы. | |
22 | Кукла девочка. Изготовление куклы. | |
23 | Лоскутные Лошадки. Почитание коня в крестьянском труде. Загадки по теме, пословицы. Демонстрация готовых кукол, картин, иллюстраций. | |
24 | Лоскутные лошадки. Подбор материала. | |
25 | Лоскутные лошадки. Изготовление куклы. | |
26 | Кукла на ложке. Беседа о кукле, показ образцов. | |
27 | Кукла на ложке. Подбор материала. | |
28 | Кукла на ложке. Изготовление куклы. Украшение куклы бусинами, лентами, тесьмой. | |
29 | Торохкольце – кукла – погремушка. Назначение куклы Торохкольце. | |
30 | Торохкольце – кукла – погремушка. Изготовление куклы. | |
31 | Выставка игровых кукол. Подготовка выставочных образцов. Оформление. | |
32 | Выставка игровых кукол. Обсуждение, подведение итогов. | |
33 | Раздел 3. Осенние куклы. Рассказ об осенних праздниках на Руси. | |
34 | Раздел 3. Осенние куклы. Осенние обрядовые куклы. Показ фотоматериала. | |
35 | Крупеничка. Знакомство с куклой Крупеничка. Её назначение. Показ образцов. | |
36 | Крупеничка. Рассказ о кукле «Богач». Демонстрация образцов. Сравнительный анализ кукол« Крупеничка» и «Богач». Использование крупы для наполнения куклы. Показ образцов. | |
37 | Крупеничка. Подбор материала. Выкраивание деталей куклы. | |
38 | Крупеничка. Изготовление куклы. | |
39 | Раздел 4. Зимние куклы. Знакомство с традициями встречи Нового года на Руси. | |
40 | Раздел 4. Зимние куклы. Рассказ о Рождестве, колядках. Куклы Ангел, Колокольчик, Благополучница, Коляда. | |
41 | Ангел. Беседа о кукле Ангел. Показ образцов. | |
42 | Ангел. Стихи, приметы, кроссворд по теме. | |
43 | Ангел. Последовательность изготовления куклы с помощью приема обережный крест. | |
44 | Колокольчик. Беседа о значении колоколов на Руси. Знакомство с куклой «Колокольчик». | |
45 | Колокольчик. Загадки, пословицы. Демонстрация готовых кукол. | |
46 | Колокольчик. Особенности подбора ткани. Подготовка деталей куклы. | |
47 | Колокольчик. Последовательность выполнения куклы «Колокольчик» с помощью приемов приматывание и наматывание. | |
48 | Выставка «Рождественский ангел» Подготовка выставочных образцов. Оформление. | |
49 | Выставка «Рождественский ангел» Обсуждение, подведение итогов. | |
50 | Раздел 5. Весенние куклы. Рассказ об обычаях встречи весны нашими предками. | |
51 | Раздел 5. Весенние куклы. Весенние обрядовые куклы. Разучивание закличек про весну. | |
52 | Мартинички. Технология изготовления кукол из ниток. Техника безопасности при работе с ножницами, нитками. Демонстрация готовых кукол. | |
53 | Мартинички. Изготовление кукол. | |
54 | Мартинички. Изготовление кукол .Оформление кукол. | |
55 | Весенние куклы Птички. Песенки – заклички, народные приметы месяца. Демонстрация готовых кукол. | |
56 | Весенние куклы Птички. Изготовление куклы «Птичка» с использованием приема обережный крест. Оформление кукол. | |
57 | Весенние куклы Птички. Беседа «Праздник Сороки». Загадки про ворон (сорок), народные приметы. Демонстрация картинок по теме. | |
58 | Весенние куклы Птички. Изготовлению куклы «Сорока». | |
59 | Кукла Веснянка. Беседа по теме «Народный календарь: Авдотья Весновка». Народные приметы и поговорки, стихи о весне. Демонстрация готовых кукол, иллюстраций. | |
60 | Кукла Веснянка. Подбор материала. Подготовка деталей куклы. | |
61 | Кукла Веснянка. Практическая работа по изготовлению «Веснянки». Украшение куклы яркими нитями и лентами. | |
62 | Выставка весенних обрядовых кукол. Подготовка выставочных образцов. Оформление. | |
63 | Выставка весенних обрядовых кукол. Обсуждение, подведение итогов. | |
64 | Раздел 6. Летние куклы. История праздника Ивана Купалы. Обрядовая кукла Купавка. Показ образцов. | |
65 | Раздел 6. Летние куклы. Знакомство с куклами Семик и Семичиха, Жница, Покосница. | |
66 | Итоговая выставка кукол | |
Итого: 66 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 год обучения
1 класс (66 часов)
№ п/п | Содержание тем | Количество часов | Характеристика деятельности учащихся |
1. | Введение. Куклы из бабушкиного сундука | 2 | Слушают, отвечают и задают вопросы. Рассматривают образцы кукол, фотоматериалы. Знакомятся с правилами безопасности труда и организацией рабочего места. |
2. | Раздел 1. Куклы материнства и детства | 1 | Слушают, отвечают и задают вопросы. Рассматривают образцы кукол, фотоматериалы. |
Кувадки | 2 | Слушание, рассматривание, постановка вопросов, подготовка материала, изготовление куклы по образцу. | |
Пеленашка | 2 | Слушание, рассматривание, постановка вопросов, подготовка материала, изготовление куклы по образцу. | |
Кукла Бессонница | 2 | Отвечают на вопросы и ставят свои, рассматривают образцы, готовят материал для изготовления. Изготавливают куклу по образцу. | |
Кукла Кормилка | 3 | Отвечают на вопросы и ставят свои, рассматривают образцы, готовят материал для изготовления. Изготавливают куклу по образцу. | |
Выставка возрастных кукол | 2 | Слушают, отвечают и задают вопросы. Рассматривают образцы кукол, фотоматериалы. | |
3. | Раздел 2. Игровая кукла | 1 | Слушают рассказ об игровых куклах. Рассматривают образцы игровых кукол. Знакомятся с технологией изготовления кукол. |
Кукла Зайчик на пальчик | 2 | Рассматривание. Отвечают и задают вопросы. Выполняют куклу по образцу, обыгрывают | |
Кукла Бабочка | 2 | Рассматривание. Отвечают и задают вопросы. Выполняют куклу по образцу, обыгрывают | |
Кукла девочка | 3 | Рассматривание. Отвечают и задают вопросы. Выполняют куклу по образцу, обыгрывают | |
Лоскутные Лошадки | 3 | Рассматривание. Отвечают и задают вопросы. Выполняют куклу по образцу, обыгрывают. | |
Кукла на ложке | 3 | Рассматривание. Отвечают и задают вопросы. Выполняют куклу по образцу, обыгрывают. | |
Торохкольце – кукла - погремушка | 2 | Рассматривают. Выполняют куклу по образцу, обыгрывают. | |
Выставка игровых кукол | 2 | Рассматривают, подводят итоги. | |
4. | Раздел 3. Осенние куклы | 2 | Слушают рассказ об осенних обрядовых куклах, отвечают и задают вопросы. Рассматривают фотоматериал. |
Крупеничка | 4 | Рассматривают. Отвечают и задают вопросы. Выполняют куклу по образцу, обыгрывают куклу. | |
5. | Раздел 4. Зимние куклы | 2 | Рассматривают, слушают, отвечают на вопросы. |
Ангел | 3 | Слушают, отвечают на вопросы. Выполняют куклу по образцу. | |
Колокольчик | 4 | Подготавливают материал и изготавливают куклу. | |
Выставка «Рождественский ангел» | 2 | Рассматривают. Слушают. Подготавливают материал. Выполняют куклу по образцу, обыгрывают куклу. | |
6. | Раздел 5. Весенние куклы | 2 | Слушают рассказ об обычаях встречи весны. Разучивают заклички про весну. |
Мартинички | 3 | Рассматривают, слушают, отвечают на вопросы, ставят свои, готовят материал для изготовления, планируют последовательность выполнения и выполняют куклу по образцу. | |
Весенние куклы Птички | 4 | Рассматривают. Слушают. Подготавливают материал. Выполняют куклу по образцу, обыгрывают куклу | |
Кукла Веснянка | 3 | Рассматривают, слушают, отвечают на вопросы, ставят свои, готовят материал для изготовления, планируют последовательность выполнения и выполняют куклу по образцу. | |
Выставка весенних обрядовых кукол | 2 | Рассматривают, подводят итоги. | |
7. | Раздел 6. Летние куклы
| 2 | Слушают, рассматривают фотоматериалы и образцы кукол. |
Итоговая выставка кукол | 1 | Рассматривают, подводят итоги. | |
Итого | 66 часов |
2 год обучения
№ п/п | Тема занятий | Количество часов | Итого | |
Теорит. | Практ. | |||
1. | Введение. Куклы наших предков. | 2 | 2 | |
2. | Раздел 1. Осенние куклы. | 3 | 6 | 9 |
3. | Раздел 2. Обрядовые домашние куклы. | 4 | 9 | 13 |
4. | Раздел 3. Куклы для особых случаев. | 4 | 10 | 14 |
5. | Раздел 4. Игровые куклы. | 3 | 10 | 13 |
6. | Раздел 5. Зимние и весенние обрядовые куклы. | 2 | 6 | 8 |
7. | Раздел 6. Летние обрядовые куклы. | 1 | 3 | 4 |
8. | Выставки | 5 | 5 | |
68 занятий |
3 год обучения
№ п/п | Тема занятий | Количество часов | Итого | |
Теорит. | Практ. | |||
1. | Введение. Народная кукла. Традиционный русский костюм. Русская народная вышивка. | 6 | 6 | |
2. | Раздел 1. Куклы материнства и детства. | 6 | 21 | 27 |
3. | Раздел 2. Игровые куклы. | 3 | 8 | 11 |
4. | Раздел 3. Куклы для особых случаев. | 4 | 16 | 20 |
5. | Выставки | 4 | 4 | |
68 занятий |
4 год обучения
№ п/п | Тема занятий | Количество часов | Итого | |
Теорит. | Практ. | |||
1. | Введение. Куклы календарных праздников и обрядов. Куклы свадебные и целительные. | 5 | 5 | |
2. | Раздел 1. Куклы календарных праздников и обрядов. | 5 | 8 | 13 |
3. | Раздел 2. Свадебные куклы. | 6 | 14 | 20 |
4. | Раздел 3. Куклы в целительстве. | 7 | 17 | 24 |
5. | Выставки | 6 | 6 | |
68 занятий |
МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения | Примечание | |
кабинет | ||
оборудование класса | ||
ученические столы | ||
ученические стулья | ||
шкафы для хранения материалов | ||
утюг | ||
ножницы | для работы с тканью | |
иглы | для ручной работы | |
материалы | ||
ткань | бязь, ситец (белая, красная, цветная в мелкий рисунок, или без него) | |
нитки | полушерстяные, мулине (красного, жёлтого, зелёного, синего, оранжевого, розового цветов) | |
наполнитель | синтепон, вата | |
тесьма | различной расцветки и фактуры | |
атласная лента | шириной 5- 10 мм, ярких цветов | |
книгопечатная продукция | ||
1. Дайн Г.Л., М.Б. Дайн «Русская тряпичная кукла» 2. Зимина З.И. «Текстильные обрядовые куклы» 3. Котова И.Н., Котова А.С. «Русские обряды и традиции. Народная кукла» 4. Н. В. Шайдурова «Традиционная тряпичная кукла» | В книгах рассказывается об истории русской народной тряпичной куклы. Схемы и рисунки помогают сделать кукол своими руками. Благодаря данной литературе появилась уникальная возможность приобщиться к народной культуре, научиться древнему искусству - своими руками создавать кукольные образы. Книги адресованы родителям и воспитателям детских садов, учителям по труду в школах - всем, кто жаждет создавать произведения кукольного искусства. |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дайн, Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология [Текст] / Г.Л Дайн, М.Н. Дайн.- М.: Культура и традиции, 2007.- 120 с.
2. Зимина, З.И. Текстильные обрядовые куклы [Текст] / З.И. Зимина. – М.: Ладога - 100, 2007.- 64 с.
3. Котова, И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла [Текст] / И.Н. Котова, А.С. Котова.- СПб, Паритет, 2003.- 240 с.
4. Шайдурова, Н. В. Традиционная тряпичная кукла: Учебно – методическое пособие [Текст] / Н. В. Шайдурова. – СПб, Детство Пресс, 2012. – 173 с.
5. Традиционная народная кукла [Электронный ресурс] – Режим доступа http://tn-kukla.livejournal.com
6. Страна мастеров [Электронный ресурс] – Режим доступа http://stranamasterov.ru
7. История народной куклы [Электронный ресурс] – Режим доступа http://www.treeland.ru
8. Народные куклы [Электронный ресурс] – Режим доступа http://www.rukukla.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по общекультурному направлению кружок « Театр Петрушка»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе приме...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по общекультурному направлению кружок « Юный театр»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной программы внеур...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Курса внеурочной деятельности по истории Санкт-Петербурга и малой родины «Страницы истории жизни нашего края и города Санкт-Петербурга» (общекультурное направление)
Разработка курса занятий «Страницы истории жизни нашего края и города Санкт-Петербурга» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на по...
Рабочая программа по внеурочной деятельности " Азбука этикета" для учащихся начальной школы.
Программа «Уроки нравственности» составлена на основе программы Э.Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности», и может быть реализована учителем начальной школы в с...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности общекультурного направления "Хочу всё знать"
Общекультурное направление внеурочной деятельности содержит 4 блока:1. «В мире прекрасного»2. «Путешествие по стране Этике»3. «Мастерская слова»4. «Раду...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Научные забавы" для учащихся начальной школы
Программа посвящена серьезной и глубокой физике, которую вполне можно объяснить ребенку без формул и вычислений. Дети от рождения очень любознательны. Именно это замечательное качество дает возм...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности профориентационной направленности при получении начального общего образования «Тропинка в профессию»
Данный курс является первой ступенькой в профориентационной работе.В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребёнка родители задумываются о его буду...