Ознакомление детей с окр.мир. в ДОУ с помощью экспериментирования
статья на тему
Преодоление профессиональных затруднений педагогов ДОУ в условиях введения и реализации ФГОС дошкольного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Ознакомление детей с окр.мир. в ДОУ с помощью экспериментирования | 16.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Ознакомление детей с окружающим миром в ДОУ с помощью экспериментирования
Баутина О. Н. воспитатель
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №142»
Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний с этическими правилами в жизни общества.
Известный психолог Павел Петрович Блонский писал: “Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта тем больше способна она рассуждать”. Чтобы дать знание детям и наполнить их головы интересным содержанием с детьми проводятся различные опыты: с песком, воздухом, водой, с тенью, с магнитом.
Воздух: как можно его увидеть и почувствовать. Дети затрудняются ответить на этот вопрос. Тогда мы делаем ряд опытов.
Мы дышим воздухом (в стакан с водой дуем через соломинку, появляются пузырьки)
У нас есть вдох и выдох.
Сколько весит воздух?
Можно ли поймать воздух?
Бывает ли воздуху холодно?
Вдунь шарик в бутылку.
Может ли воздух быть сильным?
Из опытов дети узнают, что воздух есть везде, он прозрачный, легкий, не заметный.
Воздух нужен для дыхания всем живым существам: растениям, животным, человеку.
Дети знакомятся с песком и глиной, их свойствами.
Дети экспериментируют с песком:
Песчаный конус (течения песка)
Свойства насеянного песка.
Свойство мокрого песка.
Песочные часы.
Своды и тоннели.
Дети проявляют познавательный интерес к практическим опытам.
Познавательный интерес ребенка развивается в процессе экспериментирования с жидкостями. На примере воды знакомим детей со свойствами жидкостей.
Вода один из главных источников жизни на Земле воды на планете очень много - сушу занимает одну треть её поверхности. Основная масса воды сосредоточена в морях и океанах, в них она горько-соленая. Пресная вода – в значительно меньших количествах имеется на суши в озерах, прудах, реках ручьях, родниках, болотах, лужах . Дети узнают о важности воды, кому она нужна для жизни, где в природе есть вода, как человек использует воду, как вода работает на человека. И проводим следующие эксперименты:
“Тонет, не тонет.” В ванночку с водой опускаем различные по весу предметы. (Выталкивает более легкие предметы
“Подводная лодка из яйца” В стакане соленая вода в другом пресная, в соленой воде яйцо всплывает.(В соленой воде легче плавать, потому что тело поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли.
“Цветы лотоса” Делаем цветок из бумаги, лепестки закручиваем к центру, опускаем в воду, цветы распускаются. (Бумага намокает, становится тяжелее и лепестки распускаются)
“Чудесные спички” Надломить спички по середине капнуть несколько капель воды на сгибы спичек, постепенно спички расправляются, (волокна дерева впитывают влагу, и не могут сильно сгибаться и начинают расправляться)
“Подводная лодка из винограда” Берем стакан газированной воды и бросаем виноградинку, она опускается на дно, на неё садятся пузырьки газа и виноградинка всплывает. (Пока вода не выдохнется виноград будет тонуть и всплывать)
“Капля шар” Берем муку и брызгам из пульверизатора, получаем шарики капельки. ( пылинки вокруг себя собирают мелкие капли воды, образуют одну большую каплю, образование облаков)
“ Можно ли склеить бумагу водой?” Берем два листа бумаги двигаем их один в одну другой в другую сторону. Смачиваем листы водой, слегка прижимаем, выдавливаем лишнюю воду, пробуем сдвигать листы - не двигаются. ( Вода обладает склеивающем действием) …
Вывод: в старшей группе у детей формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно на них ответить, инициатива по экспериментированию переходит в руки детей. При проведении опытов работа чаще всего осуществляется по этапом. Выслушав и выполнив одно задание получают другое, также дается одно задание на весь эксперимент и затем следить за ходом его выполнения. Поскольку сложность экспериментов возрастает, а самостоятельность детей повышается, необходимо следить за ходом работы в сложных моментах экспериментирования. Напоминать детям о правилах безопасности при проведении экспериментов. Дети учатся экспериментировать, самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном.
В подготовительной группе проведение экспериментов должно стать нормой жизни, их надо рассматривать не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, что важно при реализации ФГОС, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление упознанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личностью.
Баутина О. Н. 2013 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИКА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ПРАВИЛАМИ ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ
МЕТОДИКА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ПРАВИЛАМИ ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ...
Возможности фольклорных музыкальных театров для ознакомления детей с народной культурой.
Возможности фольклорных музыкальных театров для ознакомления детей с народной культурой....
Самообразование "Ознакомление детей раннего возраста с окружающим через игру."
Цель данной работы – развитие познавательной сферы детей раннего возраста за счёт приобретения жизненно необходимых представлений об окружающем мире через игру....
памятка взрослым по ознакомлению детей с пдд
Основные правила безопасности...
ПРОЕКТ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ (6-7 ЛЕТ) С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ НА ТЕМУ «БЕЗОПАСНАЯ ДОРОГА В ШКОЛУ»
В ходе данного проекта дети знакомятся с правилами дорожного движения, закрепляют свой будущий маршрут от дома до школы....
Доклад на тему: «Ознакомление детей со скульптурами малых форм».
Необходимость знакомства детей со скульптурой связана не только с ее воспитательной стороной. В процессе восприятия дети усваивают язык скульптуры, ее выразительные средства и способы изображения. Кро...
План-конспект учебного занятия по сухому плаванию для учеников начальной школы( 7-8 лет), проводится с целью ознакомления детей с плаванием как с видом спорта и физической подготовки детей к плаванию.
План-конспект урока по сухому плаванию в группе начальной подготовки.Тема урока: физическая подготовка учеников 1 класса по плаванию.Цель: Закрепление знаний, навыков и умений п...