Роль педагога в формировании личности школьника.
методическая разработка на тему
Часть 2. Характеристика ценностных ориентаций
Часть 1. Роль ценностных ориентаций в развитии личности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
034f-00019d76-ca0f54d1.docx | 235.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль педагога в формировании личности школьника
Часть 1. Роль ценностных ориентаций в развитии личности
Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
Н. Заболоцкий
Перемены, происходящие в нашей стране, глубоко затронули духовную сферу жизни общества. Происходит сложный противоречивый процесс переоценки и переосмысления социальных ценностей. Личность, развивающаяся в таких условиях, подвергается угрозе нравственной дезориентации и опасности утраты общечеловеческих ценностей. Помочь школьникам сформировать ясное представление нравственных приоритетов призваны общественные институты: семья, школа, внешкольные учреждения, средства массовой информации. Однако наблюдается дефицит позитивного воздействия на детей и молодёжь семьи и средств массовой информации. На сегодняшний день определяющим в формировании у подрастающего поколения гуманистических идеалов, ценностных ориентаций, становления интеллектуального, культурного и духовно-нравственного потенциала нации является общее среднее образование.
Изменения, происходящие в политической, экономической и культурной жизни нашей страны требуют внести коррективы в понимание и назначение воспитания в современном образовательном учреждении. Нельзя воспитывать ребёнка, не обучая, и обучать не воспитывая. Тем более что образование и воспитание непрерывно дополняют друг друга. «Школьника стали называть учеником, а не воспитанником, а педагога – учителем-предметником. Учитель-предметник не отдаёт приоритет воспитательной функции в процессе освоения наук. Классный руководитель видит свою основную функцию в организации классного коллектива. Родители – в удовлетворении потребностей сыновей и дочерей. Администрация образовательных учреждений на первое место ставит заботу о хозяйственных и административных вопросах». [9 стр.3]
Стандарты «второго поколения» закрепляют обязательные требования к условиям обучения, направленные на создание оптимальной среды для получения качественного образования [14].
Методологической основой Федерального государственного образовательного стандарта является системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
- формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
- построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. [14]
Новые Стандарты закрепляют требования к метапредметным и личностным результатам. Термин «метапредметные результаты» был введен как раз для того, чтобы задать новый вектор - современная школа должна учить учиться и думать самостоятельно. Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования. Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях [14].
Поэтому деятельность образовательного учреждения следует рассматривать не как изолированный, самостоятельный вид деятельности обучающихся, а как компонент любой педагогической деятельности: учебно-познавательной, физкультурно-оздоровительной, технически-творческой, культурной, развлекательно-игровой, - что определяет результативность деятельности как педагога, так и общеобразовательного учреждения в целом.
Исследования педагогов, психологов, социологов, проводившиеся на протяжении последних лет, свидетельствуют о том, что у школьников не всегда сформированы представления о Добре и Зле, Справедливости, Морали, о патриотических чувствах, об уникальности человеческой жизни. Полученные результаты выявляют противоречие в том, что, с одной стороны, существуют апробированные историческим и духовным развитием общечеловеческие ценности, а с другой стороны, наблюдается искажение значимых морально-нравственных качеств личности подрастающего поколения и усиление негативных тенденций в выборе духовных ориентиров. Школьникам трудно разобраться в истинных ценностях и глубоко осмыслить их содержание без педагогического участия.
Теоретический анализ ценностных ориентаций
В мировой психологии и педагогике существует много работ, посвященных ценностным ориентациям. Социально-философские основы развития проблемы ценностей и ценностных ориентации освещены ещё в трудах ученых эпохи Возрождения, учениях И.Канта, М. Вебера, а также нашли свое отражение в философских концепциях В.И.Вернадского, В.С.Соловьева, Н.Л.Бердяева, раскрывающих духовно-нравственное совершенствование человека, в трудах О.Г.Дробницкого и В.П.Тугаринова, отражающих фундаментальные проблемы аксиологии, связанные с вопросами теории ценностей. Ряд важных теоретических выводов по вопросам структуры и содержания систем общественных и личностных ценностей, ценностных ориентации содержат работы П.М.Ершова, А.Г.Здравомыслова, Е.В.Золотухиной-Аболиной, М.Рокича, В.Франкла, В.А.Ядова. Проблема формирования гуманистических ценностей отражена во взглядах отечественных (А.И.Адамский, Н.П.Аникеева, А.А.Бодалев, П.П.Блонский, З.И.Васильева, О.С.Газман, И.В.Дубровина, М.Г.Казакина, В.А.Караковский, З.А.Малькова, Л.И.Новикова, Р.М.Рогова, Т.А.Стефановская и др.) и зарубежных (А.Маслоу, К.Роджерс) психологов и педагогов. [13]
Что же такое ценностные ориентации?
Ценностные ориентации – это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. [2 стр. 23]
Понятие ценностных ориентаций было введено в послевоенной социальной психологии как аналог философского понятия ценностей, но четкое концептуальное разграничение между этими понятиями отсутствует.
Ценностные ориентации, являясь одним из центральных личностных новообразований, выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его действительности. Особое значение приобретает связь ценностных ориентаций с направленностью личности. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее взглядов на окружающий мир, отношения к другим людям, основу мировоззрения, ядро мотивации и «философию жизни». Ценностные ориентации – способ дифференциации объектов действительности по их значимости.
Направленность личности выражает одну из самых существенных ее характеристик, определяющую социальную и нравственную ценность личности. Именно через направленность личности ее ценностные ориентации находят свое реальное выражение в активной деятельности человека, то есть должны стать устойчивыми мотивами деятельности и превратиться в убеждения.
В современной науке понятие «ценностных ориентаций» соотнесено, с одной стороны, с ценностными стандартами группы, класса, нации, социальной системы, с другой стороны с мотивационными ориентациями личности. [11 стр.51]
Следовательно, говоря о ценностных ориентациях необходимо рассмотреть психологическую структуру личности.
Личность человека может быть охарактеризована прежде всего путём указания на типы характерного для человека поведения и сознательные мотивы его социальных действий. Наиболее популярная в современной научной среде трактовка психологической культуры личности предлагается в рамках гуманистического направления. А. Маслоу был первым из числа учёных, объявившим потребности ведущими мотивами социальных действий Он считал, что когда наши физические потребности удовлетворены, то на первый план выступают вопросы личной безопасности.
Иерархическая пирамида потребностей (по А. Маслоу)
По их разрешению мы стремимся удовлетворить чувства собственного достоинства и достичь успеха в организации психологически комфортного коммуникативного пространства. Следующий шаг – самоуважение и самореализация, развитие собственного личностного потенциала. Центральной категорией в учении А.Мслоу выступает «Я». Только последовательный самоанализ и самоидентификация могут привести индивида к осознанию личностно-значимых целей и ценностей существования; к окончательному определению приоритетных задач и выбору средств достижения намеченных целей; к выяснению реальных психологических контекстов и мотивационного компоненто своей жизнедеятельности - самореализации. [1 стр. 21]
Потребности мы субъективно воспринимаем как нечто, находящееся «внутри» нас и толкающее нас к чему-то «снаружи»; при этом, то, к чему побуждает нас любая потребность, есть конкретный предмет или, точнее, конкретная деятельность.
Не следует путать понятия «потребности» личности и «ценности». Ценности личностью воспринимаются как что-то внешнее, принадлежащее духовной культуре человечества. Никакая деятельность личности не может насытить или снизить значимость ценности даже на короткое время. Таким образом, регулирующее действие потребности состоит в том, что возникает готовность к конкретному действию, то ценности определяют жизненную стратегию личности. [5 стр. 19]
Факторы, определяющие развитие личности
Через какие каналы связи проникает процесс становления ценностных ориентаций личности? Личность окружена множеством природных и общественных условий. Эти условия могут быть благоприятны для личности, но бывают и враждебны к ней. В период формирования личности у каждого человека есть своя микрокультурная среда, границы которой в большей степени совпадают с границами его учебного труда. Микрокультурная среда включает систему элементов, находящихся в тесном взаимодействии. Насколько система общественных ценностей утвердилась в систему функционирования конкретного учебного заведения, присутствует ли она реально в поведении педагогов, в характере осуществляемой деятельности определятся сформированность системы ценностей у школьников. Важно, чтобы учащийся ощущал сущность, характер той образовательной среды, в которой находится, и мог для себя определить факт соответствия декларируемых педагогами ценностей и реально демонстрируемых. От этого зависит направленность и эффективность образовательного процесса.
Часть 2. Характеристика ценностных ориентаций
Определим основополагающие жизненные ценности, принятие которых свидетельствует об определенном уровне личностной культуры, об усилиях педагогического коллектива по решению поставленных перед ним задач по обеспечению качества образования.
В педагогической литературе широко представлены системы ценностей, которые необходимо включить в содержание образования. В данной работе основополагающими будут следующие ценностные ориентации: познание, личность (в двух ее ипостасях — «Я-ценность» и «Другой-ценность»), ответственность и общественно-полезная деятельность.
2.1. Познание как ценность
Любое образовательное учреждение имеет своей целью прежде всего обучать и образовывать подрастающее поколение страны. Принимая во внимание целевое назначение образовательных учреждений, будет логичным сделать вывод о необходимости считать одной из ведущих ценностей общества, образования и личности – познание. Познание следует воспринимать как базовую потребность человека, как процесс, ведущий к постижению другой жизненной универсалии — знания. В определенной степени ценность познания синонимична ценности образования, если понимать его не только как обучение в различных учебных заведениях или как социальный институт, формирующий социально-профессиональные структуры и работников, владеющих необходимыми знаниями и навыками. Ценностный аспект образования, прежде всего, есть процесс становления и развития целостной системы представлений личности о мире, дающей возможность ориентироваться в окружающем социуме и осуществлять жизнедеятельность. Образование есть результат сложного взаимодействия личности, социума и культуры, воплощенный в определенном уровне усвоенных систематизированных знаний, умений, навыков, в определенном уровне культуры и образованности.
Направленность педагогических усилий на формирование у учащихся восприятия познания (образования) как ценности является целесообразной именно в силу того, что понимание субъектом познания (знания, образования) именно в таком ключе является ярким свидетельством его общей направленности на развитие. Необходимо, чтобы у учащихся была возможность успешно действовать в образовательной среде, что создаст в познавательном процессе устойчивый положительный эмоциональный фон, укрепит внутреннюю мотивацию обучения и желание образовывать себя.
Ценность знания формируется в условиях познавательной деятельности, в процессе познания. При этом необходимо знать, создаются ли педагогические условия, при которых ученик чувствует себя первооткрывателем какого-либо знания, обнаруживает ли он новое и неизвестное в знакомой ему информации, испытывает ли он радость от получения интересной и важной для него информации, вовлекается ли он в исследование и эксперимент, вычленяет ли простейшие закономерности и осознает ли их характер? Кроме того, учащийся должен быть вовлечен в эмоциональные переживания, возникающие в процессе познания (например, эмоции красоты, гармонии, величия природных явлений; эмоции удивления по поводу многообразия и уникальности явлений окружающего мира), должен быть участником (активным действующим лицом, субъектом) познавательного поиска, исследования, создателем каких-либо вещей, творческих произведений.
Образовательную систему школы следует ориентировать на обеспечение максимального проявления названных аспектов в деятельности учащихся:
Эмоциональный аспект проявляется в избирательном отношении к познавательной деятельности, когда процесс познания, процесс освоения знаний сопровождается определенной эмоциональной окраской (положительным или отрицательным характером эмоций) и выражается определенной степенью проявления этих эмоций. Если познавательная (интеллектуальная, умственная) деятельность эмоционально принимается личностью, вызывает интерес, удовольствие и другие позитивные эмоции, то следует говорить о ценности процесса познания для данного человека.
Когнитивный аспект ценностного восприятия процесса познания заключается в его осмысленности личностью и отчетливом, ясном представлении о познании как о важной стороне человеческой жизни. Иными словами, ценностью для личности может быть только то, о чем есть содержательное представление.
Поведенческий аспект предполагает проявление избирательного отношения к процессу познания, когда ценность какого-либо знания или познания в целом определяет поступки и конкретные действия личности. Познание является для личности ценностью в том случае, когда личность руководствуется познанием в своей деятельности, если сама деятельность личности направлена на узнавание нового в различных жизненных сферах, на поиск новых возможностей в себе. [6]
2.2. Личность как ценность
Ведущей ценностью современного образования является гуманизация, призванная способствовать развитию опыта гуманистических отношений у всех участников образовательного процесса (на основе признания гуманизма в качестве общечеловеческой ценности).
Гуманизация предполагает принятие в качестве главной в педагогической деятельности и образовательной среде такой ценности, как личность, которая объединяет в себе равенство двух содержательных позиций — «Я - ценность» и «Другой - ценность», а проявляется в двух взаимосвязанных планах — в самосознании и в сфере отношений с другими людьми.
«Я-ценность». Если человек осознает себя как ценность, то «он проявляет больше способности к тому, чтобы использовать силу своей личности правильно и с пользой», поскольку каждый индивид обладает обширными внутренними ресурсами самосознания, саморегулирующего поведения, изменения себя (по К. Роджерсу). Главным содержанием личности следует считать постоянно меняющуюся, гибкую систему, неустойчивую сущность – «Я». Именно поэтому люди, по мнению К. Роджерса, не просто способны к личностному развитию и росту, — такая тенденция является для них естественной и преобладающей.[13] Развитие у школьников ценностного отношения к себе как к личности ориентирует их на самоактуализацию — самовыражение, активизацию всех возможностей собственного организма, самостоятельность, личностный рост. Представляется очень важным в условиях соответствующей образовательной среды ввести в действие мотивационно-потребностный механизм самостоятельности личности ученика, то есть стимулировать потребности учащихся в самопознании, самоопределении, самоуправлении, самореализации, самосовершенствовании.
Наличие у школьника позиции «Я - ценность» обеспечивает его поведение как субъекта деятельности. В этом заключается ещё одно важное объяснение тому, почему следует признать личную ценность как необходимую для формирования ее у всех учащихся.
Позиция субъекта проявляется в том, что человек не только отвечает на внешние воздействия среды, но и сознательно регулирует, контролирует, видоизменяет влияние этих воздействий и собственное поведение. Каждый из названных ниже компонентов активности поясняет нам различного рода следствия позиции, при которой человек осознает себя как безусловную ценность.
Когнитивный компонент активности личности направлен на создание позитивного образа своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости. Эмоциональный компонент влияет на формирование самоуважения, самолюбия. Оценочно-волевой компонент выражается в стремлении повысить самооценку, завоевать уважение и авторитет у окружающих людей, добиться признания в обществе. Мотивационный компонент выражается в осознанном выборе определенной линии поведения, в понимании ответственности за последствия своего выбора. И, наконец, поведенческий компонент характеризует внешнюю сторону активности, ее проявление в ситуациях взаимодействия с другими людьми, поскольку активность личности (то есть позиция субъекта) всегда сопряжена со свободным моральным выбором.
Каждый из этих компонентов предполагает наличие соответствующего ему педагогического аспекта в плане формирования ценности «Я» у школьников разных возрастов. Объективной основой этому служит базовая социальная потребность ребенка быть личностью, быть социально значимым.
Отношение к себе как к безусловной ценности — это тот психологический фундамент, на котором выстраивается в процессе социализации вся структура личностного достоинства. Отношение к себе мотивирует социальное поведение. Подчеркнем, что одной из основных педагогических задач является создание в образовательном учреждении таких условий, когда обеспечивается потребность каждого ребенка в формировании чувства достоинства, базирующегося на развитии собственной индивидуальности и осознании ценности своей личности.
«Другой - ценность». Только ценностное отношение к себе может обеспечить и ценностное восприятие другого человека как личности. «Личность — это не только индивидуальность, осознающая себя как нечто целое и единственное в своем роде, но это также и обращенность к другому и восприятие себя как ответственного представителя человечества». [7 стр. 122]
Социально-психологические аспекты обращенности человека к другому человеку в процессе развития его личности базируются на специфической социально-генерированной потребности в общении и признании. Эти аспекты выражаются в восприятии другого человека как ценности, в особом ценностном отношении к другому человеку как к личности (индивидуальности).
Воспринимая другого человека как ценность, человек обычно апеллирует к его положительным качествам, достоинствам, что выражается в дружелюбии, доброжелательности, в стремлении устанавливать контакты с членами своей микросреды и находить компромиссы в возникающих конфликтах, сохранять установившиеся межличностные отношения. Ценностное отношение к другому предполагает интерес к содержательной стороне его личности, уважение и доверие, расположенность к новым контактам, умение ценить способности и достоинства другого, богатство его личности, как собственной.
Признание ценности другого человека проявляется как социальная ориентация на его точку зрения, эмоциональное состояние, поступки. Постепенно возникает стремление оказывать влияние на окружающих, помогать им, передавать свои знания и опыт другому человеку. При возникновении у человека чувства значимости для него другого человека, на основе сопереживания, рождается сочувствие и понимание, осознается необходимость и появляется возможность соотносить собственное поведение с побуждениями и поведением других людей. Так во взаимоотношениях с другими людьми открываются и осваиваются смысл человеческого взаимодействия, нравственные нормы, способы оценивания.
Восприятие других людей с позиции их личностной значимости способствует взаимному всестороннему обогащению друг друга, нацеливая на индивидуальный подход к каждому, на принятие как индивидуальных, так и коллективных (групповых) ценностей.
Позиция «Другой - ценность» имеет особый социальный смысл и влияет на уровень социализации подростков и молодежи, на успех их адаптации в социуме, так как готовность к сотрудничеству позволяет именно во взаимодействии с людьми в наибольшей степени реализовать свой личностный потенциал, обрести опыт социального функционирования и обеспечить себе продвижение по социальной лестнице. Педагогические усилия учителям следует направлять на формирование у школьников социального ориентирования на точку зрения другого человека и его эмоциональное состояние. Следует создавать условия для осознания человеком значимости другого человека и осознания причастности к поступкам окружающих людей, для сопереживания и взаимопонимания в межличностном взаимодействии.
На признании ценности собственного «Я» базируется успех процесса индивидуализации; осознание ценности личности другого человека способствует успеху социализации. Эти неразрывно связанные между собой компоненты единого процесса личностного развития содействуют тому, что личность, осознающая собственную ценность и ценность другого человека, активно организует свою жизнь и стремится к реализации всей глубины своей индивидуальности. Конечно, процесс самопознания неоднороден на разных возрастных этапах. Сначала он происходит на основе непосредственного восприятия общих характеристик других людей, их поведения, а затем все в большей мере приобретает характер опосредованных суждений при опоре на социальные нормы и ценности. Но основной путь самопознания — это активное участие в различных формах общественной деятельности и общение с последующей рефлексией, анализом собственных мотивов, способностей, умений.
Именно в этом направлении следует решать вопрос организации образовательной среды. Познавать себя ученик может лишь в тех поступках, при совершении которых преодолеваются какие-либо препятствия и разрешаются внутренние противоречия. Образовательная среда должна стать для учащихся школой действий и поступков, пространством социального взаимодействия. Именно при совершении тех или иных действий и поступков усваиваются знания, формируются личностные качества и развиваются способности.
2.3. Общественно-полезная деятельность как ценность
Проявить социальную активность, социальную позицию учащийся, как и любой другой человек, может в общественно-полезной деятельности.
В рамках этой деятельности подростки овладевают способностью к социальному взаимодействию в зависимости от различных задач личности и требований социума, учатся ориентироваться в личных особенностях и качествах других людей, сознательно подчиняться нормам, принятым в социуме. Причем важность этих способностей и навыков на конкретном возрастном этапе велика, так как, действуя в социуме, школьники не просто адаптируются к его условиям и усваивают предлагаемые обществом социальные роли и правила, но и учатся создавать нечто новое, преобразуя себя и окружающий мир. Подростку крайне важно получить со стороны других людей признание своих способностей, добиться доверия. Необходимо помочь подростку в поиске таких видов деятельности, которые имеют общественно-полезное значение и получают положительную оценку на разных социальных уровнях.
Таким образом, общественно-полезная деятельность позволяет оценить жизнь и деятельность личности с точки зрения общественных интересов, поскольку социальная значимость человека определяется тем, насколько его деятельность способствует благу общества. Когда подросток размышляет о смысле жизни, то он думает одновременно и о направлении общественного развития, и о конкретной цели собственной жизни. Для него важно «не только уяснить объективное, общественное значение возможных направлений деятельности, но и найти ее личностный смысл, понять, что может дать эта деятельность ему самому, насколько соответствует она его индивидуальности» [11], определить, в какого рода деятельности в наибольшей степени раскроются его индивидуальные способности.
Ценностная ориентация на общественно-полезную деятельность имеет особое значение в связи с формированием у школьников деятельно-практического отношения к миру, которое основывается на потребности испытать собственные возможности для воздействия на окружающий мир, т.е. быть субъектом, чувствовать себя активным, деятельным, что предусматривает:
- приобщение к социально-выработанным формам активности;
- овладение способами позитивного преобразования окружающего мира;
- произвольность поведения;
- овладение целеполаганием, планированием, прогнозированием, оценкой своих действий и их результатов (последствий).
Опыт социального взаимодействия и участие в общественно-полезной деятельности формируют у подростков социальную компетентность, совершенствуют их способность ориентироваться в изменяющемся социуме и успешно решать проблемы социального взаимодействия.
Формирование у школьников ценности общественно-полезной деятельности будет свидетельствовать об их готовности к социальной активности как форме проявления личностной сущности и приобщения себя к социуму, стремления к социальному взаимодействию, о желании войти в круг широких общественных отношений, об осознании себя общественно значимым субъектом. Ценностное восприятие общественно-полезной деятельности означает сознательное отношение к другим людям, стремление найти свое место в социуме и играть в нем определенную роль, готовность к социальному функционированию в обществе.
Исходным педагогическим моментом в данном случае является необходимость развития у учащихся качеств, которые помогут им реализовать себя: самостоятельности и инициативности, уверенности в себе, способности к рефлексии, социальной мобильности, способности к сотрудничеству. Ценность же общественно-полезной деятельности будет свидетельствовать о способности подростков к социокультурному самоопределению, являющемуся стержневым свойством личности, свидетельствующим о готовности включиться в личностно мотивированную общественную деятельность.
Психолого-педагогическими условиями формирования ценности общественно-полезной деятельности следует считать условия, которые обеспечивают реализацию познавательных побуждений учащихся, развитие у них потребности в активных действиях, стимулируют проявление их активности в социальном взаимодействии, способствуют созданию мотивации к овладению новыми формами и средствами деятельности.
2.4. Ответственность как ценность
Необходимость рассматривать ответственность как обязательную для учащихся ценность определяется, прежде всего, тем, что существует прямая связь между осознанием личностью ответственности и ее реальным поведением. Основная функция ответственности как социальной категории состоит в активизации социального поведения человека, поскольку его вступление в сферу разнообразных отношений требует от него активного проявления ответственности на основе понимания общественной важности и смысла своей деятельности.
Представляется важным, что ответственность как качество личности фокусирует в себе ее субъективные положительные отношения к людям, к обществу, к труду, к себе. Ответственность позволяет человеку ориентироваться в неоднозначных и разнообразных ситуациях социального взаимодействия и строить оптимальную стратегию собственного поведения. Главная характеристика данного качества — «устойчивость просоциальной направленности во всех сферах социальных отношений, наиболее полная реализация возможностей человека в нравственных целях» [3]. Данное положение вновь подчеркивает тесную взаимосвязь между выделяемыми нами ценностными ориентациями — ответственностью и общественно-полезной деятельностью, что подтверждает верность их выбора в качестве ведущих педагогических целей при организации образовательной деятельности.
Возможно рассмотрение двух форм ответственности школьников: внутренне-ответственное и внешне-ответственное поведение. Например, внутренне-ответственное поведение становится возможным лишь в том случае, если в условиях соответствующей образовательной среды организуется такая общая деятельность, которая обретает ценность для всех и воплощается за счет участия каждого в общем деле, то есть приобретает характер совместной деятельности.
Кроме того, в психологии предлагается рассматривать два типа ответственности, характеристика которых основана на так называемой теории локуса контроля. Ответственность первого типа наблюдается у личности в том случае, если в ней преобладает интернальный (внутренний) локус контроля, т.е. человек принимает ответственность за события, происходящие в его жизни, на себя, объясняя это своим поведением, характером, способностями. Ответственность второго типа связана с ситуацией, когда человек приписывает ответственность за все происходящее с ним либо другим людям, либо внешним обстоятельствам и ситуациям, различного рода случайностям. У таких людей преобладает экстернальный (внешний) локус контроля.
Таким образом, тип ответственности личности, основанный на определенном локусе контроля, указывает на склонность видеть источник управления своей жизнью либо в самом себе, либо преимущественно во внешней среде (что и определяет во многом зависимость человека от внешней среды и часто создает неспособность управлять своими делами).
Ответственность первого типа (или внутренняя локализация ответственности) тесным образом взаимосвязана, как показывают исследования, с социальной зрелостью и просоциальным поведением. Это и делает формирование ответственности как ценности у обучающихся важным фактором педагогической деятельности.
Негативным следствием отсутствия названной ценности у подростков является социальный инфантилизм, который выражается, прежде всего, в нежелании нести ответственность за свою деятельность, способ жизни, выражается в деградации личностно-смыслового уровня поведения.
Формирование ценностной ориентации на ответственность оказывается успешным не только тогда, когда у школьников появляется определенное знание об этом, но и тогда, когда удается создать для ребят ситуации эмоционального переживания от порученного ему задания, от осознания важности и необходимости своей деятельности не только для себя, но и для других людей: взрослых и сверстников. Это может быть усвоено ребенком благодаря активному включению его в сложную сеть разнообразных отношений, в систему коллективной зависимости в какой-либо совместной деятельности. Кроме того, условием воспитания устойчивых (ответственных) форм поведения, по мнению Л.И. Божович, является не только продуманная организация поведения учащихся, но и обеспечение тех мотивов, по которым нужное поведение становится фактом, поскольку ответственность в поступках и действиях важна не столько перед другими, сколько перед самим собой. [3]
Целенаправленное формирование личной ответственности предполагает предупреждение (профилактику) и преодоление социального инфантилизма, а это, в свою очередь, предполагает выработку у подростков ряда жизненно важных способностей: принимать решения и оценивать их последствия, критически мыслить и проводить анализ получаемой информации и опыта, самовыражаться различными социально приемлемыми способами, осознанно делать выбор и взвешивать свои возможности в преодолении возникающих жизненных трудностей.
Определяя педагогические позиции по отношению к подросткам и организуя образовательную среду, важно помнить, что развить в личности ответственность окажется невозможным, если будут существовать ограничения свободы личности при принятии решений. (К сожалению, в реальной педагогической практике эти ограничения весьма распространены.) Важно постоянно поощрять самостоятельность учащихся разных возрастов, поддерживать их инициативу. Серьезные педагогические усилия необходимо направлять на переориентацию учащихся с внешнего на внутренний контроль.
Образовательное учреждение должно помочь формирующейся личности заглянуть в самого себя и определить набор ценностей, согласующийся с его неповторимой человеческой сущностью.
Часть 3. Формирование ценностных ориентаций в общеобразовательных учреждениях
В современном образовательном процессе ценностные ориентации являются объектом деятельности учителя и учащихся. Образование — это фундаментальная основа создания у учащихся реальных представлений о ценностях человека в различных жизненных сферах. Использование педагогических технологий, принципов, методов и приемов формирования духовно-нравственных ценностей способствует совершенствованию системы образования.
В плане формирования у учащихся определенных ценностных ориентации педагогической целью следует считать прежде всего донесение названных ценностных ориентиров до сознания учащихся, сделать их предметом помыслов школьников.
Организация качественного процесса обучения предполагает:
- подготовку учащихся к жизни в современных социально-экономических условиях;
- свободное ориентирование в многообразных информационных потоках, компьютерную и правовую грамотность;
- формирование гражданской позиции, умение противостоять негативным явлениям в общественной жизни, приоритет здорового образа жизни;
- готовность к осознанному профессиональному выбору с учётом потребностей экономики страны;
- непрерывное обновление знаний и профессиональных умений в течение всей жизни.
Человеку свойственно ценностное восприятие мира. К любому явлению окружающего мира он относится, отталкиваясь от своего мнения. Поэтому важно с детства формировать ценностные ориентации. Именно от них будет зависеть смысл и образ жизни человека.
Педагог должен последовательно расширять и углублять представления учащихся о ценностях и ценностных ориентациях в различных сферах жизни общества. Решению этой задачи способствует использование следующих психолого-педагогических принципов: принципа гуманизма, принципа личностного подхода в группе, коллективе, принципа ведущей деятельности, принципа системного подхода, принципа инициативы и социальной активности, принципа целостности и комплексного подхода
- принцип гуманизма (забота, предупредительность, стремление помочь в беде);
- принцип личностного подхода в группе, коллективе (принадлежность личности к группе, принятие её основных ценностей);
- принцип ведущей деятельности (определение деятельности, занимающей основную, ведущую роль в формировании личности);
- принцип системного подхода (превращение духовных и общегражданских ценностей общества в ценности личности);
- принцип инициативы и социальной активности (самодеятельность учащегося, самоуправление);
- принцип целостности и комплексного подхода (единство общегражданского, трудового и нравственного воспитания).
Использование этих принципов способствует формированию ценностного отношения к человеческой жизни, любви, саморазвитию, формированию нравственной устойчивости личности, самоопределению в системе жизненных ценностей.
Формирование ценностных ориентаций – процесс достаточно сложный, имеющий временную протяженность, нелинейный по своей сути. Как минимум он включает в себя следующие этапы:
1. Предъявление ценностей человеку.
2. Осознание личностью ценности.
3. Принятие ценности.
4. Реализация ценностных ориентаций в деятельности, общении и поведении.
5. Закрепление ценности в статусе качества личности.
6. Актуализация ценности в жизненных ситуациях.
В учреждениях образования велика потребность в педагогах, готовых в своей профессиональной деятельности на основе свободного самоопределения, деятельность которых направлена на реализацию общечеловеческой сущности образования и воспитания, способствуя:
- укреплению связей и отношений между людьми через организацию их взаимодействия в событийных общностях;
- становлению и развитию неповторимой индивидуальности каждого участника путем создания условий для его самообразования и самореализации;
- обеспечению преемственности между поколениями через воспроизводство лучших образцов человеческой культуры и организацию присвоения их учащимся;
- прорыву в будущее через создание образовательной среды, инициирующей поиск новых способов мышления и деятельности.
Деятельность педагога по формированию ценностных ориентаций учащихся
Для педагога чрезвычайно важным является ответ на вопросы:
Каким образом может быть осуществлен переход ценности из социально одобряемого образца во внутренний мир человека?
Как превратить ценность из «знаемой» нормы в руководство к действию?
Процесс перехода (и его результат) значимых, с точки зрения взрослых ценностей из «знаемых» во внутренний источник поступков обозначается нами как процесс формирования ценностей. Формирование ценностей – внутренняя работа души воспитанников, которую мы можем …
Запрограммировать? Целенаправленно задать? … нет, подготовить, запустить, сопровождать, поддерживать и – иногда - даже провоцировать. В целом – создавать условия для формирования ценностей.
Выделяют следующие возможности участия педагога в процессе формирования ценностей:
• личностное влияние педагога;
• ценностный диалог;
• погружение в ценностную среду;
• специальное конструирование ценностных ситуаций для проживания и осознания;
• создание ситуаций ценностного выбора.
Личностное влияние педагога. Значительная часть механизмов, позволяющих транслировать ценности от одного человека к другому, связана с личностным влиянием. Полноценно же и искренне человек может транслировать только те ценности, которые исповедует сам. Правда, при этом встает важный вопрос компетентности человека в ценностно-смысловом плане: осознает ли он собственные ценности, способен ли подбирать такие формы своих ценностных проявлений, которые помогали бы другому человеку эти ценности принять, осмыслить и т.д.
Ценностный диалог. В настоящее время формируются новые ценностные ориентации в современной культуре. Формируется диалогическое отношение каждого отдельного человека к миру, признание свободы личности. Человек сам осуществляет свой выбор ценностей из множества смыслов, созданного человечеством.
Погружение в ценностную среду. Ценностная среда может моделироваться специально, на определенное время и под определенные задачи. Но в большей степени речь идет о ценностном наполнении устойчивой образовательной среды учреждения образования: быта, событийного ряда, образовательного процесса, всех форм общения и взаимодействия педагогов и обучающихся.
Осознание и проживание ценностных ситуаций. Осознанию ценностных ситуаций поможет развитие рефлексии, способности молодых людей правильно воспринимать особенности той ценностной среды, в которую они погружены и свои личные ценности.
Все вышеперечисленное поможет ребятам правильно и целенаправленно конструировать ситуации ценностного выбора.
Как же осуществить формирование ценностных ориентаций школьников посредством учебного занятия? Современный урок – это свободный урок. Это урок, порожденный стремлением гуманизировать действительность, признать человека как наивысшую ценность, предоставить человеку максимум свободы для индивидуального развития, утвердить в повседневной реальности ценности достойной жизни. Посмотрим на уроки с философской позиции, поднимемся над конкретными ситуациями урока, взглянем на процесс обучения через призму жизни человека, увидим закономерности жизни в частных проявлениях каждодневной реальности, определим Человека как наивысшую ценность, а приобретаемые им знания и как ценность и как средство жизни, и все, происходящее на уроке, - это жизнь, которую ведут все участники образовательного процесса: педагоги, обучающиеся, родители. И если наивысшая ценность – это Человек, то раскрытие частного научного факта в качестве общей закономерности жизни всегда обеспечивает связь материала с интересами учащихся. Выводя учащихся на уровень ценности при изучении конкретного факта, педагог содействует идейности человека как носителя высоких идей. И при этом формирует бескорыстие, честность, трудолюбие, принципиальность.
И педагогам надо научиться, отправляясь на урок, радоваться, что он идет к Человеку развивающемуся, желающему быть счастливым, иметь успех, быть любимым, свободным.
На уроках складываются ценностные отношения, и каждому преподавателю нужно владеть персональной педагогической техникой, которая нужна ему для того, чтобы суметь вылеплять звуком, жестом, позой, пластикой образ проживаемого здесь и сейчас отношения, чтобы учащиеся могли воспринимать яркое, пленительное отношение, и чтобы могли проживать его вместе, обретая опыт ценностного отношения.
Природа урока потенциально таит в себе возможность каждого участника играть роль носителя образа отношения. Если педагог занимает истинную гуманистическую позицию и относится к каждому учащемуся уважительно, как к Человеку, считая его ценностью, инициируя по отношению к себе такое же уважительное отношение со стороны учащихся, то рождается на уроке удивительный феномен взаимного эмоционального заражения, так как каждый учащийся становится источником новых эмоциональных переживаний.
И отсюда появляется влюбленность в ценности жизни, так как преподаватель пленил своих учеников красотой ценностных отношений. Ценностью урока является истина. Сегодня пока нельзя сказать, что истина – гостья и основной предмет деятельности учащихся на уроке. Чаще всего все, что происходит на уроке, преломляется через призму преподавателя – хорош он или плох, но всегда в центре и всегда властвует. А преподаватель вместе с учащимися каждый раз заново должен постигать истину, отыскивая ее вместе с учащимися и радуясь такому постижению. А чтобы урок не превратился в учебное шоу, достаточно соблюдать правило преломления событий через призму истины:
• идем на урок постигать истину;
• рассматриваем истину;
• оцениваем социальное значение и истинный смысл истины;
• оценка деятельности проистекает из меры овладения истиной;
• развиваемся, становимся добрее, потому что постигаем истинные ценности жизни.
Известно, что социально-психологический климат урока полностью зависит от меры принятия ценности Человека и всей системы ценностей гуманистической культуры. Привнесенные в урок ценности порождают невидимое поведенческое поле, решительным образом влияющее на каждого. На уроках постоянно возникают моменты, которые могли бы вызвать проживание ценности, ибо жизнь таит в себе всю совокупность наивысших ценностей жизни. Педагог может поставить ценностные акценты (только акценты, а не нравоучительные беседы) на изучаемом предмете.
Рефлексия как финал урока высвечивает счастливую сторону проведения занятия, тем самым включая в понимание счастья интеллектуальный труд, познание мира, обретение свободы благодаря найденной истине.
Я хорошо поработал, и мне …
Я чувствую себя…, потому что…
Одна идея показалась мне очень важной…
Я сделал для себя небольшое открытие…
Широкое распространение философии социальной успешности (жить можно и нужно только сиюминутными проблемами, связанными с удовлетворением каких-то личностных физических и физиологических потребностей) провоцирует смену установок в общественном сознании: приоритетными становятся не общечеловеческие ценности, а прагматические.
Поддержка – это взаимодействие преподавателя и учащегося, направленное на позитивное решение жизненных проблем. Одна из основных проблем, характерных для нынешней молодежи, состоит в том, что в их сознании произошли значительные изменения в отношении жизненных ценностей. В современных условиях у молодых людей возникают типичные затруднения с выстраиванием своей, как профессиональной, так и личностной жизненной перспективы. Все эти затруднения существенно влияют на степень социальной зрелости. Поэтому ценности и ценностные ориентиры должны стать предметом обсуждения с учащимися и естественно вплестись в живую ткань урока.
Сформированные ценности – это та часть внутреннего мира человека, с которой он может говорить на «ты»: осмыслить, анализировать, творчески перерабатывать, строить иерархию и т.д. Для этой работы души ему должны быть переданы определенные средства – психологические умения. Следовательно, работа с ценностями может быть не только контекстом содержательной деятельности педагога, но, на определенных этапах, собственно содержанием его работы с учащимися. Педагог может научить разговаривать с собственными ценностями, осуществлять по отношению к ним такую работу, как:
1. Осознание.
2. Ранжирование.
3. Изменение.
4. Формулирование.
5. Отстаивание.
6. Поддержка.
7. Сравнение.
Для этого педагог задействует определенные методические приемы, конструирует определенные ситуации, обучающие учащихся такой непростой работе души.
Можно ли технологизировать процесс работы педагога с ценностями? Если в прямом смысле понимать слово «технология», то, конечно, нет. Нельзя запрограммировать ценностный результат. Если же говорить об осознанном методическом оформлении работы с ценностями – то, несомненно, да. Уже звучала мысль о том, что свои ценности нужно уметь транслировать. Значит, даже процесс трансляции своих ценностей нужно грамотно методически оформлять. А если педагог идет дальше? Если он готов к работе по осознанию детьми предъявленных ценностей и принятию их в собственный внутренний мир? Такая работа должна быть методически грамотно выполнена, иначе она может не достичь своих целей или даже привести к противоположным результатам. На помощь такому педагогу приходят образовательные технологии, которые, будучи осмысленными в контексте решения ценностных задач, теоретических знаний о процессе формирования ценностей, помогают создавать педагогически выверенные ситуации.
Личность педагога, система его ценностных ориентаций – начало начал работы по формированию ценностных ориентаций. Ведь каковы ценности человека – таков стиль общения с окружающими, его поступки и поведение в значимых ситуациях. Личные ценности педагога определяют характер его взаимоотношений с воспитанниками, отбор предметного содержания (или постановку воспитательных задач), привлечение к работе тех или иных технологий, методов, приемов. И все же одного желания, одного принятия в свою ценностную систему ценностного аспекта образования недостаточно. Важно построить свою деятельность так, чтобы работа, направленная на формирование ценностных ориентаций школьников, стала ее контекстом и содержанием.
Если в социальной технологии взаимоотношений педагога и учащегося не обеспечивается возможность самостоятельного выбора и реализации своей индивидуальности, то точку опоры для самостоятельной деятельности в сферах деятельности и социальных группах ребенок будет искать за пределами образовательного учреждения, поскольку только смена социальной позиции является тем эффективным средством, с помощью которого осуществляются формирование и утверждение ценностей, личностных смыслов и мотивов личности.
Таким образом, нами рассмотрены психологическая структура личности и выделены ведущие мотивы социальных действий – потребности личности; сделана попытка разграничить понятия «потребность» и «ценность». Определены факторы, влияющие на процесс становления ценностных ориентаций личности. Определена система ценностей, сформированность которых свидетельствует об определённом уровне личностной культуры.
Изучив теоретическую и практическую сторону данной проблемы, можно сделать следующие выводы:
- система урочной и воспитательной деятельности в большей степени должна уделять внимание вопросам формирования ценностных ориентаций личности.
- в основе образования должен осуществляться гуманистический подход;
- результатом работы с учащимися должно стать формирование у них взаимодействия между потребностями и ценностями личности:
- стремление к уважению, признанию, компетентности;
- стремление к справедливости, гармонии;
- стремление к самореализации;
- потребности, способности, ценности личности должны развиваться, совершенствоваться через духовную культуру учащихся:
- познание мира сквозь призму потребностей личности «мир в человеческих измерениях»,
- познание себя через других людей и других через себя,
- преимущественное обращение к общечеловеческим ценностям, использование в качестве источника знаний о человеке всех слоёв культуры, а не только основ отдельных наук,
- представление о человеке как о целостной системе, формирующейся в процессе усвоения опыта предшествующих поколений.
Таким образом, образовательный процесс в учреждении образования должен представлять собой процесс разработки ценностного направления системы образования.
«Воспитание для человека оканчивается, т.е. достигает своей цели, когда он созрел настолько, что чувствует в себе желание и силу продолжить всю остальную жизнь своё самообразование, когда он понимает, каким образом он может и должен образовывать самого себя всё более и более». А. Дистервег.
В приложении к данному выступлению даны анкеты, которые помогут провести анализ уровня сформированности ценностных ориентаций, обучающихся среднего и старшего школьного возраста и определить приоритетные направления деятельности как педагогов, так и всего учреждения образования.
Литература
- Авраменко А.И., Пекарский Ф.В. и др. Человек. Общество. Государство.–Минск, 2003.–351 стр.
- Алексеев В.Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования.–Москва, 1979.–158стр.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1995.
- Воронецкая Л.Н., Мелешко Ю.В. Народная педагогика. – Минск, 2007. – 176 стр.
- Гавриловец К.В. Воспитание нравственной личности в школе. – Минск, 2005. – 220 стр.
- Дырин СП., Чичаева И.И. Ценности образования в современном российском общественном сознании./ Под ред. СП. Дырина. Набережные Челны, 2001. – 256 стр.
- Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Краткий психологический словарь. –Минск, 1996. – 399стр.
- Зубра А.С. Формирование культуры личности. – Минск. 2004. – 206 стр.
- Кабуш В.Т. Воспитание в общеобразовательном учреждении: структура и содержание.// Праблемы выхавання. 2009, №4.
- Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека //Педагогика. 1998. № 4.
- Никандров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания. // Педагогика. 1998, №3.
- Подольская Е.А. Ценностные ориентации личности как предмет социально – философского исследования: Диссертация канд.филос.наук. – Москва, 1984. – 175стр.
- Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 1999.
- Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (Электронный ресурс) / Режим доступа: httр://stаndаrt.еdu.ru/
- Худенко Л.А. Формирование культуры личности – одна из основных целей современного общего образования.//Русский язык и литература. 2008, №3.
Приложение 1
Дорогой друг!
Предлагаем ответить на вопросы анкеты. Из двух утверждений, обозначенных буквами «А» и «Б», выбери то, которое тебе больше нравится и лучше согласуется с твоим мнением. Помни, что здесь нет плохих и хороших, правильных или неправильных ответов, а самым лучшим ответом будет тот, который ты выберешь по первому побуждению.
Шкала «Познание как ценность» | ||
1 | А. | Я думаю, что выражение «век живи — век учись» неверно. |
Б. | Выражение «век живи — век учись» я считаю правильным. | |
2 | А. | Большая часть из того, что я делаю на занятиях в школе, |
Б. | Лишь немногие из учебных занятий в школе по-настоящему меня радуют. | |
3. | А. | Усилия, которых требует процесс познания, слишком велики. |
Б. | Усилия, которых требует процесс познания, стоят того, ибо доставляют удовольствие и приносят пользу. | |
4 | А. | Я думаю, что смысл жизни заключается в творчестве и познании. |
Б. | Вряд ли в творчестве и познании можно найти смысл жизни. | |
5 | А. | Сверстники, которые проявляют повышенный интерес ко всему на свете, иногда вызывают у меня раздражение. |
Б. | Сверстники, которые проявляют повышенный интерес ко всему на свете, всегда вызывают у меня симпатию. | |
6 | А. | Мне кажется, что каждый человек должен иметь представление об основных законах природы и общества. |
Б. | Мне кажется, что без знания основных законов бытия многие люди вполне могут обойтись. | |
7 | А. | На уроках мне чаще всего бывает скучно. |
Б. | На уроках мне никогда не бывает скучно. | |
8 | А. | Я очень увлечен учебой в школе. |
Б. | Я не могу сказать, что очень увлечен учебой в школе. | |
9 | А. | Мне нравится учиться в школе, даже если порой у меня не все получается |
Б. | Мне не нравится учиться в школе. | |
10 | А. | Если бы была возможность решать самому, я бы занятия в школе посещал по своему выбору. |
Б. | Я огорчаюсь, когда из-за болезни или по иной уважительной причине мне приходится пропускать занятия в школе. |
Благодарим за участие в анкетировании!
Приложение 2
Дорогой друг!
Шкала «Я - ценность» | ||
1 | А. | Я не могу сказать, что я себе нравлюсь. |
Б. | Я определенно себе нравлюсь. | |
2 | А. | Я чувствую себя неловко, когда мне говорят комплименты. |
Б. | Я прихожу в восторг, когда мне говорят комплименты. | |
3. | А. | Я верю в себя тогда, когда чувствую, что способен справиться с проблемами, возникающими передо мной. |
Б. | Я верю в себя даже тогда, когда неспособен справиться со своими проблемами. | |
4 | А. | Мое чувство самоуважения зависит от того, чего я достиг. |
Б. | Мое чувство самоуважения лишь в небольшой степени зависит от моих достижений. | |
5 | А. | Иногда я стыжусь проявлять свои чувства. |
Б. | Я никогда не стыжусь проявлять свои чувства. | |
6 | А. | Я всегда уверен в себе. |
Б. | Не могу сказать, что я всегда уверен в себе. | |
7 | А. | Самоанализ всегда необходим для человека. |
Б. | Излишнее самокопание иногда имеет дурные последствия. | |
8 | А. | Мне всегда удается руководствоваться в жизни собственными чувствами и желаниями. |
Б. | Мне не часто удается руководствоваться в жизни собственными чувствами и желаниями. | |
9 | А. | Иногда мне трудно быть искренним, даже тогда, когда мне этого хочется. |
Б. | Мне всегда удается быть искренним. | |
10 | А. | Мне кажется, что у меня есть немало позитивных качеств. |
Б. | Мне кажется, что мне нечем гордиться. |
Предлагаем ответить на вопросы анкеты. Из двух утверждений, обозначенных буквами «А» и «Б», выбери то, которое тебе больше нравится и лучше согласуется с твоим мнением. Помни, что здесь нет плохих и хороших, правильных или неправильных ответов, а самым лучшим ответом будет тот, который ты выберешь по первому побуждению.
Благодарим за участие в анкетировании!
Приложение 3
Дорогой друг!
Предлагаем ответить на вопросы анкеты. Из двух утверждений, обозначенных буквами «А» и «Б», выбери то, которое тебе больше нравится и лучше согласуется с твоим мнением. Помни, что здесь нет плохих и хороших, правильных или неправильных ответов, а самым лучшим ответом будет тот, который ты выберешь по первому побуждению.
Шкала «Другой - ценность» | ||
1 | А. | Я думаю, что большинству людей можно доверять. |
Б. | Думаю, что без крайней необходимости людям доверять не следует. | |
2 | А. | Люди редко раздражают меня. |
Б. | Люди часто раздражают меня. | |
3. | А. | Большинство людей стремится выбирать легкий путь. |
Б. | Думаю, что большинство людей не склонно искать легкие пути. | |
4 | А. | Зависть свойственна только неудачникам, которые считают, что судьба к ним несправедлива. |
Б. | Многие люди завистливы, хотя и пытаются это скрыть. | |
5 | А. | О человеке никогда нельзя сказать с уверенностью, добрый он или злой. |
Б. | Обычно оценить человека очень легко. | |
6 | А. | По-моему, недостатки людей гораздо заметнее, чем их достоинства. |
Б. | Достоинства человека заметить гораздо легче, чем его недостатки. | |
7 | А. | Люди стремятся к тому, чтобы понимать и доверять друг другу. |
Б. | Замыкаясь в кругу собственных интересов, люди не понимают окружающих. | |
8 | А. | Я проявляю свое расположение к человеку независимо от того, взаимно ли оно. |
Б. | Я не проявляю своего расположения к человеку, не будучи уверенным, в том, что оно взаимно. | |
9 | А. | Мне нравится большинство людей, которых я знаю. |
Б. | Большинство людей, которых я знаю, мне не нравится. | |
10 | А. | В беседе я уделяю максимум внимания мнению своего собеседника. |
Б. | В беседе с другим человеком я прилагаю максимум усилий к тому, чтобы моя точка зрения была услышана и принята. |
Благодарим за участие в анкетировании!
Приложение 4
Дорогой друг!
Предлагаем ответить на вопросы анкеты. Из двух утверждений, обозначенных буквами «А» и «Б», выбери то, которое тебе больше нравится и лучше согласуется с твоим мнением. Помни, что здесь нет плохих и хороших, правильных или неправильных ответов, а самым лучшим ответом будет тот, который ты выберешь по первому побуждению.
Шкала «Общественно полезная деятельность» | ||
1 | А. | Главное в жизни — нравиться людям. |
Б. | Главное в жизни — приносить пользу людям. | |
2 | А. | Выбирая для себя занятие, я всегда стремлюсь к тому, чтобы оно было общественно значимо, полезно не только мне, но и другим. |
Б. | Человек должен заниматься прежде всего тем, что ему интересно. | |
3. | А. | Я могу делать что-либо для других, не требуя, чтобы они это оценили. |
Б. | Я считаю, что имею право ожидать от людей правильной оценки того, что я для них делаю. | |
4 | А. | Если учитель обращается ко мне с какой-либо просьбой или поручением, то я этому радуюсь и выполняю с удовольствием. |
Б. | Дополнительные поручения или просьбы учителя меня не радуют, так как это отвлекает меня от других интересных для меня дел. | |
5 | А. | Мне нравится участвовать в субботниках или трудовых десантах. |
Б. | Я огорчаюсь, когда нужно участвовать в субботниках или трудовых десантах, так как это отвлекает от важных для меня дел. | |
6 | А. | Я всегда чувствую активность, сильное стремление к деятельности, присутствие значительного запаса энергии. |
Б. | Думаю, что чрезмерная активность и деловитость могут повредить человеку. | |
7 | А. | Люди, которые всегда активны и деловиты, меня раздражают. |
Б. | Мне нравятся активные, энергичные, деловые люди. | |
8 | А. | Низко оплачиваемая работа не может приносить удовлетворения. |
Б. | Интересное, творческое содержание работы — само по себе награда. | |
9 | А. | Я считаю необходимым всегда следовать правилу «не трать времени даром». |
Б. | Я не считаю необходимым всегда следовать правилу «не трать времени даром». | |
10 | А. | Я стремлюсь к тому, чтобы сделать для себя и окружающих что-нибудь значительное, и переживаю, если это не удается. |
Б. | Я никогда не переживаю из-за того, что не делаю ничего значительного для себя и окружающих. |
Благодарим за участие в анкетировании!
Приложение 5
Дорогой друг!
Предлагаем ответить на вопросы анкеты. Из двух утверждений, обозначенных буквами «А» и «Б», выбери то, которое тебе больше нравится и лучше согласуется с твоим мнением. Помни, что здесь нет плохих и хороших, правильных или неправильных ответов, а самым лучшим ответом будет тот, который ты выберешь по первому побуждению.
Шкала «Ответственность как ценность» | ||
1 | А. | У меня часто возникает потребность найти обоснование |
Б. | У меня никогда не возникает потребности найти обоснование тем своим действиям, которые я совершаю по собственному желанию. | |
2 | А. | Я стараюсь относиться добросовестно ко всему, что я делаю. |
Б. | Я не слишком расстраиваюсь от того, что выполнил какое- то дело не очень добросовестно. | |
3. | А. | Я считаю, что люди должны заниматься самоанализом. |
Б. | Я считаю, что самоанализ приносит больше вреда, чем пользы. | |
4 | А. | Осуществление моих планов в будущем лишь в незначительной степени зависит от того, будут ли у меня друзья. |
Б. | Осуществление моих планов в будущем во многом зависит от того, будут ли у меня друзья. | |
5 | А. | Я не огорчаюсь, если по объективным причинам не удается выполнить какие-либо обещания, данные другим людям. |
Б. | Мне бывает очень неприятно, если я нарушил обещание даже по не зависящим от меня причинам. | |
6 | А. | Думаю, что благополучие и успех в школьном обучении возможны для меня только при активной помощи и поддержке родителей. |
Б. | Думаю, что я должен сам нести ответственность за собственные неудачи в школе. | |
7 | А. | Я выполню задачу или поручение качественнее и лучше, если буду знать, что меня контролируют. |
Б. | Я самостоятельно доведу порученное мне дело до конца, если меня никто не контролирует. | |
8 | А. | Могу уверенно сказать, что к обучению в школе я отношусь ответственно. |
Б. | Не могу сказать, что к обучению в школе я отношусь ответственно. | |
9 | А. | Могу сказать, что у меня есть чувство долга. |
Б. | Не могу сказать, что я строго следую принципам, основанным на чувстве долга. | |
10 | А. | Я всегда чувствую ответственность за все, что случается в моей жизни |
Б. | Иногда я думаю, что за многое из того, что случается в моей жизни, ответственны те люди, под влиянием которых я стал таким, каков я есть. |
Благодарим за участие в анкетировании!
Приложение 6
Исследование личностных особенностей ценностных ориентаций, как механизма регуляции поведения
Дорогой друг!
Перед тобой список из различных высказываний. Необходимо оценить в баллах каждое суждение в соответствии со шкалой оценок. Оценка проводится с учетом того, насколько важно, значимо для вашей жизни сейчас или будущем то, о чем говорится в суждении.
1. Нужная и полезная для людей профессия.
2. Материальная обеспеченность.
3. Взаимопонимание, хорошие отношения с друзьями.
4. Сочувствовать тем, кто попал в беду.
5. Целеустремленный, волевой человек.
6.Эрудированный и культурный человек.
7. Иметь такую профессию, за которую люди будут меня уважать.
8. Любимая и интересная работа.
9. Иметь красивые и модные вещи (одежда, магнитофон, машина и т.д.)
10. Верный, надежный, преданный друг.
11. Честный и правдивый человек.
12. Ответственный и настойчивый человек.
13. Понять все, что меня окружает.
14. Быть модно одетым, иметь машину, деньги – это очень важно в жизни.
15. Дело, которое станет самым важным в моей жизни.
16. Иметь средства для отдыха и развлечений (деньги, машина, дача, радиоап- паратура и тому подобное).
17. Любимый человек.
18. Авторитет и уважение товарищей.
19.Сделать из себя настоящего человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Роль самоуправления в формировании личности младшего школьника»
Нельзя однозначно относиться к организации ученического самоуправления в начальной школе. С одной стороны, дети очень активны, хотят во всем принимать участие, но с другой стороны, они слишком м...
Роль педагога в формировании личности ребенка
Сколько профессий существует на земле, но по моему мнению, главной является педагог. Именно педагог решает многие вопросы, волнующие ребенка. Даже можно сказать, что это не профессия, а образ жизни. В...
"Роль педагога в формировании личности ребенка"
Данная статья будет интересна молодым педагогам....
Роль педагога в формировании личности ребёнка: развитие позитивной Я-концепции
Роль педагога в формировании личности ребёнка: развитие позитивной Я - концепции...
Статья "Роль педагога в формировании личности ребенка"
Личность учителя все больше отходит на второй план в современном образовательном процессе, а технологические приспособления все больше проникают во все сферы человеческой жизни, в том числе в процесс ...
Роль педагога в формировании личности ученика.
Цель: показать практическое применение способов формирования личности младшего школьника.Задачи:1) рассмотреть способы формирования личности ученика через универсальные учебные дейст...
Беседа для родителей. Рекомендации педагога родителям для повышения учебной мотивации детей. Отношение ребёнка к учению, т.е. учебная мотивация, играет важнейшую роль в формировании личности школьника.
В данной беседе с родителями говорится о том, как повысить учебную мотивацию для детей по отношению к школе, к учебной деятельности....