«Роль самоуправления в формировании личности младшего школьника»
статья на тему
Нельзя однозначно относиться к организации ученического самоуправления в начальной школе. С одной стороны, дети очень активны, хотят во всем принимать участие, но с другой стороны, они слишком малы, чтобы участвовать в самоуправлении начальной школы. Обязанность учителя начальных классов - заложить основы самоуправления в начальной школе, чтобы в среднем и старшем звене дети могли самостоятельно решать многие вопросы, возникающие в школьной жизни. В младшем школьном возрасте у учащихся можно сформировать активную жизненную позицию, делать это в среднем и старшем звене порой бывает поздно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
«Роль самоуправления в формировании личности младшего школьника»
Савельева Любовь Владимировна,
Колосовская СОШ, село Колосовка, Омская область.
Время неузнаваемо изменило общество, которое предъявляет новые требования к учреждениям образования. Современная школа не может заниматься только обучением, она должна научить ребенка быть самостоятельным, совершать поступки и отвечать за них, принимать решения, защищать свои права. Сегодня наши дети учатся, а завтра они станут взрослыми и начнут самостоятельно жить. Ученики приходят в школу не только за знаниями, а для того, чтобы готовиться к жизни. И важную роль в этом играет ученическое самоуправление.
Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно-значимых целей. Детское самоуправление необходимо для того, чтобы учащиеся приобрели личный опыт демократических отношений и формы его осознания. Самоуправление в школе – не столько специальная деятельность, сколько поиск гуманистических, демократических отношений в различных видах и формах совместной деятельности детей и взрослых. Сейчас большинство ребят приходят в школу с чувством, что от них ничего не зависит. Они думают, что всё решают учителя. Но необходимо добавить, что ученическое самоуправление будет работать в школе только в том случае, если ученики захотят этим заниматься, а администрация школы будет готова их поддержать.
Нельзя однозначно относиться к организации ученического самоуправления в начальной школе. С одной стороны, дети очень активны, хотят во всем принимать участие, но с другой стороны, они слишком малы, чтобы участвовать в самоуправлении начальной школы. Обязанность учителя начальных классов - заложить основы самоуправления в начальной школе, чтобы в среднем и старшем звене дети могли самостоятельно решать многие вопросы, возникающие в школьной жизни. В младшем школьном возрасте у учащихся можно сформировать активную жизненную позицию, делать это в среднем и старшем звене порой бывает поздно.
Поэтому в школе должна быть создана обстановка, при которой каждый учащийся ощущает сопричастность к решению главных задач, стоящих перед педагогами и учащимися. В этом плане важную роль призвано сыграть участие детей в управлении своим коллективом. Развитие самоуправления помогает им почувствовать всю сложность социальных отношений, сформировать социальную позицию, определить свои возможности в реализации лидерских функций. Развиваясь в каждом из видов деятельности учащихся, ученическое самоуправление охватывает все большее количество задач.
Самоуправление может развиваться практически во всех видах деятельности учащихся. Например, в воспитательном процессе - при проведении «Недели начальных классов» (я являюсь руководителем ШМО учителей начальных классов) были организованы мероприятия:
6 декабря,понедельник «Приходите в гости!»
Взаимопосещение детьми учебных кабинетов, конкурс кабинетов, классных уголков. Оценка по результатам детского голосования – каждый ученик может выставить свою оценку, затем определяется среднеарифметическая оценка.
7 декабря , вторник Смотр – выставка ученических тетрадей (2 – 4 классы) и прописей (1 классы). Каждый класс представляет не менее 2-х тетрадей разных учеников – по русскому языку и математике. Представители учебного сектора классов оценивают тетради в баллах , затем вожатые помогают высчитать средний балл.
8 декабря , среда Интеллектуальный конкурс «Эрудит начальных классов»
( по одному ученику от класса).
Открытые уроки в первых классах с приглашением воспитателей детского сада.
9 декабря , четверг «Моя школа» ; 1-2 классы – конкурс рисунков «Моя школа», 3- 4 классы – конкурс сочинений «Моя школа» . Участвуют все желающие. Представители редколлегии классов оценивают все работы в баллах, затем вожатые помогают высчитать средний балл.
Конкурс классных командиров.
10 декабря , пятница Презентация стенгазет «Наш класс» - в жюри: командиры классов, вожатые.
Концертная программа (по одному номеру от класса) – это скорее всего подведение итогов «Недели», где концертные номера чередуются с награждением победителей каждого дня. Здесь лучшая награда – громкие зрительские аплодисменты.
В своём классе при реализации проекта « Формирование самооценки на основе рефлексии» я предложила ребятам оценивать мою работу на уроке по следующим критериям:
- насколько интересно было на уроке
- насколько понятен учебный материал урока
- отношение учителя ко мне на уроке
- отношение учителя ко всему классу на уроке
Остановились на традиционной 4-бальной системе оценивания (5,4,3,2) , т.е. мы с ребятами как бы поменялись местами. Дети заполняли карточки (фамилии на карточках не прописывались):
Дата ________ Урок_____________________ | |
-насколько интересно было на уроке | |
-насколько понятен учебный материал урока | |
-отношение учителя ко мне на уроке | |
- отношение учителя ко всему классу на уроке |
Следует отметить, что я заранее не знала, какой именно урок подлежит оцениванию; это могло быть один раз в неделю, или же несколько уроков подряд в течении одного учебного дня. Затем были подведены итоги – сколько «пятёрок», «четвёрок», «троек» и «двоек» я «заработала», и результаты представлены на совместном родительском собрании. Было очень интересно! Думаю, что каждый сделал для себя выводы, а самое главное – ребята ощутили себя полноправными субъектами образовательного процесса.
И в заключение хочется сказать, что школа – это маленькая модель общества, школьное самоуправление - это наука правильно взрослеть, сохраняя искренность и эмоциональную наполненность в общении с ровесниками и взрослыми людьми, приобретая опыт работы в коллективе и внутреннюю дисциплинированность. Или, если сказать по - другому, школьное самоуправление - это наш первый жизненный опыт в правильном общении с людьми.
Используемые интернет – ресурсы:
http://s_talm.isk.edu54.ru/p19aa1.html « Программа развития школьного самоуправления».
http://339-4a.moy.su/ "Практические приемы самоуправление в начальных классах" - Дудник О.И.
http://shkola634.ru/camouprav.htm «Наш первый опыт в общении с людьми или самоуправление в школе».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Школьный коллектив и его роль в формировании личности . младшего школьника.
Понять и найти свое место в коллективе....
Роль эстетического воспитания в формировании личности младшего школьника
В статье рассказывается о том, какую роль имеет эстетическое воспитание в развитии младшего школьника....
Доклад «Роль наблюдений на уроках-экскурсиях в формировании личности младшего школьника»
В этом докладе раскрывается роль наблюдений в формировании личности младшего школьника на уроках-экскурсиях по окружающему миру....
"Роль самоуправления в формировании личности младшего школьника"
Школьное самоуправление -эффективная форма,позволяющая создать благоприятные условия для воспитания младшего школьника.Эта педагогическая технология активно используетяс в школах....
Родительское собрание "Роль самооценки в формировании личности младшего школьника"
В психологическом словаре самооценка толкуется как «оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей».От самооценки зависят взаимоо...
Роль игры в формировании личности младшего школьника
Игра как средство воспитания детей...
Комментарии
Роль самоуправления
Роль самоуправления