Роль педагога в формировании личности ученика.
методическая разработка
Цель: показать практическое применение способов формирования личности младшего школьника.
Задачи:
1) рассмотреть способы формирования личности ученика через универсальные учебные действия;
2) активизировать интерес у учителей к формированию личности ученика;
3) развитие познавательных процессов, самопознания, умение выражать своё эмоциональное состояние, снижение напряжения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_pedagoga_v_formirovanii_lichnosti_uchenika.docx | 23.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Роль педагога в формировании личности ученика.
Цель: показать практическое применение способов формирования личности младшего школьника.
Задачи:
1) рассмотреть способы формирования личности ученика через универсальные учебные действия;
2) активизировать интерес у учителей к формированию личности ученика;
3) развитие познавательных процессов, самопознания, умение выражать своё эмоциональное состояние, снижение напряжения.
Условия проведения: класс, где стулья стоят полукругом.
Оборудование: клубок ниток.
Вводное слово.
Здравствуйте! Сегодня мы встретились здесь, для того, чтобы понять какую же роль играет учитель в личностном становлении ученика.
Любое практическое занятие по психологии имеет правила.
Предлагаю всем работать активно, участвовать в предлагаемых упражнениях, говорить только от своего лица: “ Я думаю”, слушать друг друга внимательно.
Наша практическая работа рассчитана на то, чтобы рассмотреть способы формирования универсальных учебных действий и личности учащегося, что является основой ФГОС, а, также, взаимодействуя друг с другом в нашей группе, выполняя упражнения, сделать для себя самоанализ, и просто хорошо провести время.
Итак, начинаем нашу работу с разминки.
1. Разминка.
Так как мы с вами работаем в рамках ФГОС, я вам предлагаю, давайте обыграем, такое суровое название ФГОС. Придумайте на аббревиатуру Ф Г О С – шутливые, смешные ассоциации.
2. Основная работа.
Работа в рамках ФГОС предполагает развитие у учащихся «универсальных учебных действий». Давайте вспомним, что это умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить 4 блока: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Сейчас мы с вами кратко вспомним, что входит в содержание каждого блока и с помощью, каких игр и упражнений можно развить у ребёнка те или иные учебные универсальные действия, и некоторые из них попробуем выполнить на себе, проиграть.
Итак, первое…
1) личностные универсальные действия. Применительно к учебной деятельности следует выделить 3 вида личностных действий:
а) личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
б) смыслообразование (мотивация, самооценка, какой смысл имеет для меня учение?);
в) нравственно-этическая ориентация.
Для формирования личностных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий: участие в проектах; подведение итогов урока; творческие задания; зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки; мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма; самооценка события, происшествия; дневники достижений; упражнения и игра на развитие самооценки учащегося, его мотивации, нравственности, на осмысление значения и смысла.
Сюда можно отнести, такие упражнения как «Что может рассказать обо мне мой портфель, моя зубная щётка», «Я в лучах солнца», «Я подарок для человечества», «Гадалка», «Найди себя», «Зеркало» и многие другие.
Сейчас вам предлагаю выполнить упражнение «Что обо мне может рассказать моя … сумочка». Сейчас для нашей аудитории возьмём сумочку, а с детьми вы возьмёте любой предмет, связанный с учеником.
Цель этого упражнения развитие рефлексии и самосознания, творческой активности, эмпатии и чуткости.
В ходе упражнения дети самым безопасным способом знакомятся с различными составляющими своей личности и характера, происходит самоанализ своей личности.
Вы можете предложить детям на выбор любые предметы, например, зубная щетка, автобус, расчёска, ботинки, шариковая ручка, кровать, тарелка, учебник по русскому языку, мягкая игрушка, домашнее животное, футбольный мяч и другие. Можно в виде письменного мини-сочинения.
Инструкция для учащихся: «Представьте себе, что какой – то предмет научился говорить. Что он рассказал бы о вас? »
Далее с детьми необходимо провести анализ упражнения:
- Какие предметы ты выбрал для себя?
- Что из того, что сказали о тебе предметы, тебе понравилось больше всего?
Рассказали ли предметы о каких-нибудь слабых сторонах?
Чьи рассказы были для тебя самыми интересными?
- Упражнение вам понравилось?
2) регулятивные действия (обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности – целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция ).
Данный блок предполагает проведение игр и упражнений, направленных на развитие волевых качеств, внимания, произвольности поведения, саморегуляции, навыков целеполагания, планирования, упражнения из тайм-менеджмента (управление временем). Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий: «преднамеренные ошибки»; поиск информации в предложенных источниках; взаимоконтроль; «ищу ошибки». Такие игры, как «Муха», «Корректура», «Два дела» и многие другие.
Сейчас мы с вами попробуем некоторые выполнить. Итак, первое упражнение называется «Ладошки». Эта игра всем хорошо известна, она очень проста.
Упражнение «Ладошки».
Участники садятся в круг и кладут ладони на колени соседей: правую ладонь на левое колено соседа справа, а левую ладонь на правое колено соседа слева. Смысл игры заключается в том, чтобы ладошки поднимались поочередно, т.е. пробегала "волна" из поднимающихся ладошек. После предварительной тренировки ладошки, поднятые не вовремя или не поднятые в нужный момент, выбывают из игры.
Эта игра развивает устойчивость внимания, организовывает, направлена на сплочение класса.
Следующее упражнение, также из блока регулятивных действий, направленное на саморегуляцию, сюда относятся упражнения на релаксацию, медитацию, визуализацию, на управление дыханием. Предлагаю сейчас выполнить упражнение, которое можно использовать с детьми в качестве перерывов на отдых или вместо физминуток.
Упражнение “Звуковая гимнастика”.
Спокойное, расслабленное состояние, стоя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично поизносим звук.
А – воздействует благотворно на весь организм;
Е – воздействует на щитовидную железу;
И – воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
О – воздействует на сердце, легкие;
У – воздействует на органы, расположенные в области живота;
Я – воздействует на работу всего организма;
Х – помогает очищению организма;
ХА – помогает повысить настроение.
С этим блоком закончили, переходим к следующему.
3) познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.
Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий: «найди отличия» (можно задать их количество); «на что похоже?»; поиск лишнего; «лабиринты»; упорядочивание; «цепочки»; хитроумные решения; составление схем-опор; работа с разного вида таблицами; составление и распознавание диаграмм; работа со словарями; игры, направленные на развитие памяти, воображения, мышления, умение составлять схемы, ориентировки в пространстве.
Игра «Предложение – рассказ».
Игра направлена на увеличение объема памяти, на развитие воображения.
Игра проводится в паре или с группой детей.
Участники по очереди распространяют предложение, до рассказа (в стиле Л.Н.Толстого). Необходимо следить, чтобы порядок слов не нарушался.
Например:
Мальчик проснулся.
Мальчик проснулся утром.
Мальчик Петя проснулся утром и встал.
Мальчик Петя проснулся утром и встал с кровати.
Мальчик Петя проснулся утром и встал с кровати только днем.
Мальчик Петя проснулся утром и встал с кровати только днем, так как у него была ангина.
Мальчик Петя проснулся ранним зимним утром и встал с кровати только днем, так как у него была ангина.
Мальчик Петя проснулся ранним зимним утром из-за будильника и встал с кровати только днем, так как у него была ангина.
И так далее.
Примечания: игра увлекает ребят в групповых занятиях.
Следующая игра «Да» и «Нет».
Игра направлена на развитие мышления: на умение обобщать, выделять существенное, анализировать свойства предметов.
Ведущий загадывает слово. Участники задают вопросы, чтобы отгадать загаданное слово. Ведущий может говорить только «да» и «нет».
Примечание: на первом этапе загадываются слова, обозначающие предметы, затем постепенно можно переходить к абстрактным понятиям.
4) коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий: составь задание партнеру; отзыв на работу товарища; групповая работа по составлению кроссворда; «отгадай, о ком говорим»; диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи); «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...», игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков, на сплочение коллектива.
Сейчас давайте, выполним упражнение «Паутинка».
Цель: развитие навыков общения, снятие напряжения, сплочение коллектива.
Нужно говорить комплименты кому-то из сидящих здесь в круге и ему передавать клубок, а у себя в руках остаётся часть нити. Посмотрите, какая получилась у нас паутинка. А сейчас мы будем её распутывать, разматывать. Обратно, начиная с последнего участника игры, сматываем клубочек и при этом – говорим благодарность тому, кто вам сказал комплимент.
3. Рефлексия.
- Понравился ли практикум? Что конкретно понравилось?
- Как изменилось ваше настроение?
Игры и упражнения на развитие личности учащихся вы сможете найти в Интернет на следующих сайтах:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности ученика
Как выявляются коллективные навыки? У всех ли они есть? Можно ли их сформировать?Коллектив – это определённая группа людей, объединённая общими интересами. Полноценное развитие личности возможно тольк...
Роль педагога в формировании личности школьника.
Часть 2. Характеристика ценностных ориентацийЧасть 1. Роль ценностных ориентаций в развитии личности...
Роль педагога в формировании личности ребенка
Сколько профессий существует на земле, но по моему мнению, главной является педагог. Именно педагог решает многие вопросы, волнующие ребенка. Даже можно сказать, что это не профессия, а образ жизни. В...
"Роль педагога в формировании личности ребенка"
Данная статья будет интересна молодым педагогам....
Роль педагога в формировании личности ребёнка: развитие позитивной Я-концепции
Роль педагога в формировании личности ребёнка: развитие позитивной Я - концепции...
Статья "Роль педагога в формировании личности ребенка"
Личность учителя все больше отходит на второй план в современном образовательном процессе, а технологические приспособления все больше проникают во все сферы человеческой жизни, в том числе в процесс ...
Статья. Роль внеурочной деятельности в формировании личности ученика начальной школы.
Статья по теме: " Роль внеурочной деятельности в формировании личности ученика начальной школы"....