Открытый урок Риторики в 1 классе. "Что такое текст?"
план-конспект урока (1 класс) на тему

Елгина Таисия Сергеевна

 Тема «Текст – что это такое?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_ritoriki_v_1om_klasse.docx29.18 КБ

Предварительный просмотр:

БОУ г. Омска «Гимназия №88»                                                         ПРИЛОЖЕНИЕ 1                                                                                              Елгина Т.С.

                                                                                                          Технологическая карта урока.

  1. Тема «Текст – что это такое?»
  2. Результаты деятельности
  1. Личностные: учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и использованию текстов в речи; Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков окружающих людей.

2.2Метапредметные:

а) познавательные: строить речевые высказывания в устной форме; осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения объектов, выделения существенных признаков (анализ и сравнение текстов и наборов предложения)

б) регулятивные: уметь ставить и сохранять учебную задачу ; планировать свою деятельность по решению учебной задачи в совместной деятельности с учителем; осуществлять текущий итоговый контроль.

в) коммуникативные: строить понятные для партнера высказывания, контролировать действия партнера при работе в паре; договариваться и приходить к общему решению при составлении текстов по рисункам, работая в группах.

2.3. Предметные:

Ученик научится:

-различать тексты, наборы предложений 

-устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между предложений в тексте

-сочинять тексты по рисункам

-составлять предложения по рисункам

Ученик получит возможность научиться: создавать текст по предложенному заголовку и набору слов (в домашнем задании)

  1. Цель: формулирование ценного отношения к совместной деятельности по определению понятия текст, по различию и применению его в устной речи через сравнение и анализ текстов и наборов предложений.
  2. Тип урока: формирование новых знаний.

Этап урока/ учебная ситуация

Результат этапа

Цель этапа

Взаимодействие в образовательном процессе

Действие педагога

Действие ученика

I.Орг. момент

Готовность учащихся к работе на уроке; взаимоконтроль

Подготовить учащихся к работе на уроке; осуществить взаимоконтроль

Проверьте, все ли ваш сосед по парте подготовил к уроку

-Сейчас у нас урок риторики. Чем мы занимаемся на них?

-А какие виды речи вы знаете?

-Чем они отличаются?

-А какие единицы речи вам известны?

-Прочитайте тему сегодняшнего урока?

Осуществляют взаимоконтроль рабочих мест друг друга

-Развиваем речь

-Мы знаем устную и письменную речь

-Устную речь мы слышим и говорим, а письменную пишем и читаем

-Мы знаем слоги, слова, предложения

-«Текст – что это такое?»

(читают)

II.Актуализация знаний

Осознание необходимости получения новых знаний

Определение границ знаний и незнания

-Кто готов уже сейчас ответить на вопрос?

-На каких уроках встречались с этим понятием – текст?

-А когда на уроках математики вы сталкиваетесь с этим понятием?

-Какой вы вывод можете сделать?

-Следовательно, нам важно разобраться в чем суть этого понятия

-У вас на партах лежат «Листы успеха». Отметьте на них границы своих знаний по этому вопросу. Пока точного определения понятию текст не дал никто. Но если вы частично представляете, что такое текст, то рисуете смайлик зеленого цвета. Если вы не знаете об этом понятии, то ничего не пишите на листе успеха.

-Рядом на листе настроения укажите то, что вы сейчас чувствуете.

-Некоторые учащиеся попытаются дать ответ на данный вопрос своими словами

-Когда читаем и анализируем задачи

-Выделяем части задачи

-С этим понятием мы сталкиваемся на всех предметах

-Дети заполняют листы успеха

III.Постановка учебной задачи

Представления обучающегося о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся

Формирование ценностного отношения к умению определить и формировать проблему познавательную цель, тему для изучения

-Всем ли удалось заполнить лист успеха на начало урока?

 -А лист настроения?

-Кто догадался, какова цель нашего урока?

-Как думаете, какую работу необходимо выполнить, что бы ответить на поставленный вопрос? (достичь цели урока)

Учитель фиксирует цель и задачи урока ( значок цели на доске вешается рядом с названием темы урока)

-Нет

-У меня плохое настроение,  т.е. я не могу ответить на вопрос темы урока

-Ответить на вопрос, который стоит в теме урока

-Познакомиться с разными записями, сравнить их

-Выделить признаки текста

-Сделать вывод, что такое текст

-Попробовать составлять свои тексты

IV.Решение учебной задачи

Формулировка нового понятия текст

Формулирование м развитие ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по открытию нового понятия текст

1.-Прочитайте, что написано в левом столбике на доске

-Что написано в этом столбике?

-Сколько предложений?

-О ком говорится в каждом предложении?

-Сколько картинок можно нарисовать?

Учитель помещает рядом с предложениями картинки осы, бабочки, жука

-Прочитайте, что написано в правом столбике

-Что написано в этом столбике?

-Сколько предложений?

-О ком говорится в каждом предложении?

-Сколько картинок можно нарисовать?

Учитель помещает рядом с текстом картинку осы с изображением осы

-Давайте сравним эти записки

-Чем они похожи?

-Чем отличаются?

-Какая запись будет являться текстом, а какая набором предложений

-Какие элементы текста вы отследили, выполняя сравнение

Учитель вешает «группа предложений»

Говорят, что предложения в тексте связаны темой.

-На следующем занятии мы познакомимся с понятием тема текста. Это то, о ком или о чем говорится в тексте

Учитель вешает на доску запись «тема»

2.Откройте учебник на стр. 2, где нарисованы один не обычный сказочный зверек

-Кто его узнал?

-Из какой он сказки?

-Кто автор сказки?

-У него две головы и каждая смотрит на разные странички с записями

-Что же он читает

-Обсудим сразу обе записи. Какая запись представляет собой простой набор предложений, а какая текст?

-Как еще связаны предложения в тексте?

-Говорят, что предложения в тексте связанны по смыслу

Учитель вешает запись на доску «предложения связанны по смыслу»

-Можно ли озаглавить предложения из первой записи

-А предложения из второй записи

-Озаглавьте эту запись

-Сделайте вывод об еще одной особенности текста

Учитель вешает запись «можно озаглавить»

-Исходя из составленных на доске записей, сформулируйте, что такое текст

-Сверим ваш ответ с определением, данным в толковом словаре.

Дети читают определение и делают вывод

-Мы ответили на вопрос, который записан в теме урока?

-Можно ли сказать, что мы достигли цели урока

-Перед тем, как начать составлять свои тексты, немного отдохнем

Физ. минутка

1.-Оса - это насекомое. На цветок села красивая бабочка. К нам в окно влетел жук

-Предложения

-Здесь три предложения

-Об осе, бабочке, жуке

-Можно нарисовать три картинки

-Оса-это насекомое, У Осы шесть лапок. У осы есть жало

-Тоже предложения

-Их три

-Говорится об осе

-Можно нарисовать одну картинку

-Состоят из трех предложений

-Они про насекомые

-В левом столбике про разных насекомых, отдельные предложения. В правом - все об осе

-В левом столбике набор предложений, а в правом текст

-Текст состоит из группы предложений

В этих предложениях говорится об одном и том же

2.Открывают учебники на странице 2

-Этого героя зовут Тяни-толкай

-Он из сказки К. Чуковского «Доктор Айболит»

-Читают записи из учебника

1.»Мы учимся в 1ом классе. Пчела – насекомое. Тяни-толкай – зверь из сказки «Айболит»

2.Тяни-толкай – удивительный зверь. У него 2 головы: одна спит, другая по сторонам глядит. Ни один охотник не может его поймать.

-Первая запись  - это набор предложений. Вторая запись – текст, т.к. предложения в нем объединятся темой

-Одно предложение вытекает из другого

-Из озаглавить нельзя, т.к. в каждом из них говорится о разном

-Да, т.к. у них одна тема

-«Тяни-толкай», «Удивительный зверь»

-Текст можно озаглавить

-Текст – это группа предложений, связанных темой и по смыслу. Текст можно озаглавить

-Да, мы ответили

Дети сверяют то, что они уже делали на уроке с задачей урока, записанными на доске.

-нет, т.к. мы еще не попробовали составить свои тексты

V.Первичное закрепление (применение алгоритма на практике)

Умение составлять текст согласно требованиям, умение работать в группах

Формирование и развитие ценного отношения к умению составлять текст, согласно выдвинутым требованиям, формирование навыка работы в группах

3.-Будем работать в группах.

-Вспомните правила работы в группах

-Сверьте свои ответы с памяткой. Она лежит у вас на столах

-Послушайте задание. Вам необходимо составить небольшой рассказ по рисункам

-Не забудьте учитывать все признаки текста, которые мы с вами выделяли (они помещены на доске)

-Придумайте названия для своего текста

-Всем ли группам удалось составить текст, согласно нашим требованиям?

-Выберите лучшее выступление

-вернемся к содержанию ваших текстов

-Проанализируйте поступок мальчиков

-Приведите примеры пословиц, которые могли бы стать заглавием ваших текстов и отражать их основную мысль

Дети рассаживаются по группам

Вспоминают правила работы в группах их

Сверяют свои ответы с памяткой

Поместить 2 картинки (сказать их из от крытого урока русского урока во 2ом классе)

Дети внимательно рассматривают рисунки спроектированные на доску

Коллективно составляют рассказы по рисункам с учетом требований к тексту

Придумывают заглавия к тексту

Группы по очереди выступают.

Делают выбор и объясняют его

-Они – настоящие друзья, т.к. пришли на помощь к другу в трудную минуту

-Друг познается в беде. Не имей сто рублей, а имей сто друзей

VI.Работа в парах с самопроверкой в классе

VII.Самоанализ

VIII.Итог урока

IX.Рефлексия

X. Домашнее задание

Умение применять значение признаков текста при выяснении вопроса является ли данная запись текстом в совместной деятельности с соседом по парте

Определение уровня своего знания и незнания по теме урока

Ответ на вопрос, поставленный в начале урока «Что такое текст?»

Определение своего отношения к изученному понятию и его месту в жизни ребенка

Выбор учащимися домашнего задания,  исходя из понимания изученного материала

Формирование и развитие ценностного отношения к закреплению знаний о тексте

Формирование умения выполнять самоанализ

Формирование умения при помощи опорной схемы формулировать понятие «текст»

Определение сфер применения изученного понятия

Трансляция домашнего задания разного уровня сложности (для самостоятельного выбора учащимися)

Поработайте в парах

4.-Следующее задание у вас будет на карточках:

«В доме жили три медведя. Испекла старуха колобок. Медведи ушли гулять.

Жили – были старик со старухой. Испекла старуха колобок. Снесла как-то раз курочка яичко.

Жили на свете старик со старухой. Посадил дед репку. Позвал старик к себе однажды сыновей.»

-Надо определить будут ли предложения являться текстом

-Докажите, почему это не текст

Исправьте так, что бы получился текст

-Ненужное предложение зачеркните

-Составьте свое подходящее по смыслу предложение

-Какой текст у вас получился?

-Какой текст у вас получился?

-Предлагаю вернуться к листам успеха и отметить в них уровень ваших знаний о тексте на конец урока

-Поднимите руку, у кого красный смайлик?

-У кого зеленый?

-У кого синий?

-Отметьте на листах свое настроение. Как оно изменилось?

-Вспомните цель нашего занятия

-Дайте ответ на этот вопрос

-Чему учились на уроке

-Достигли мы цели урока?

-Что было трудным на занятии?

-Что было интересным? Что понравилось выполнять?

-Где в жизни вам понадобятся эти знания?

-Предлагаю вам на выбор выполнить домашнее задание

-Кому было все понятно на сегодняшнем уроке и он на рисовали красный смайлик в листе успеха, тот составляет текст по рисункам (учитель выдает рисунки) , озаглавливает  его

-У кого еще есть сомнения в своих знаниях, тот читает запись в учебнике внизу на странице 2. И выясняет, является ли она текстом.

Дети возвращаются на свои парты

-Эти предложения не будут являться текстом

-в них нет общей темы. Они не связанны по смыслу. Нельзя подобрать к ним заглавие

-Учащиеся приводят примеры получившихся текстов

-Учащиеся приводят примеры получившихся текстов

Дети отмечают в листах успеха свой уровень знаний

-Настроение стало лучше, т.к. мы открыли для себя новое знание и научились им пользоваться

-Ответить на вопрос, обозначенный в теме занятия

-Дают определение понятию текст

-Находить среди записей тексты

-Выделять признаки текста

-Составлять свои тексты по рисунку

-Восстанавливать деформированные тексты

-Да, потому что дали определение понятию текст и научились тексты сочинять

-Учащиеся отвечают на поставленный вопрос

-На уроках по всем предметам

Учащиеся слушают и помечают в учебнике домашнее задание

Получают карточки с рисунками для самостоятельной работы дома


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку «Что такое загадка? Учимся сочинять загадки» ( по учебнику М.С.Соловейчик )

Методическая разработка открытого урока русского языка во 2 классе в форме презентации....

Что такое вежливость? -урок риторики 3 класс

Урок риторики в 3 классе по программе «Школа 2100»Тема: Что такое вежливость?Цель урока: познакомить с понятиями вежливость, вежливое общение, вежливая речь, вежливое поведение.Задачи урока:открыть зн...

Открытый урок по окружающему миру "Что такое деньги?" 3 класс

Открытый урок по окружающему миру в 3 классе по теме" Что такое деньги?" для педагогов Поронайского района в рамках Дня открытых дверей "Школа равных возможностей"...

Открытый урок по окружающему миру "Кто такие птицы?" 1 класс

Урок - исследование по окружающему миру для 1 класса на тему "Кто такие птицы?" соответствует всем требованиям ФГОС. Цель урока: познакомить с группой животных птицы и показать их разно...

Конспект открытого урока по русскому языку "Что такое алфавит?" 2 класс

Данная разработка урока поможет при подготовке по теме "Что такое алфавит" по программе "Школа России"...

Открытый урок в 1 классе по окружающему миру: "Кто такие рыбы?"

Открытый урок УМК "Школа России" с приметением технологии проблемного обучения....