Из опыта работы классного руководителя
статья на тему

Сагдиева Айгуль Рафилевна

Статья "Из опыта работы классного руководителя".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sagdieva_a.r._opyt_raboty.docx23.93 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная русско-татарская школа №57»

 Кировского района города Казани

        

Из опыта работы

 классного руководителя

                                                                                      Подготовила:

                                                                                                                 учитель начальных классов

                                                                                                                   Сагдиева Айгуль Рафиилевна

Из опыта работы классного руководителя

Выбор профессии –        

Важное дело,

Стать педагогом

 Я с детства хотела.

Сейчас я учитель и классная мама,

И обязанностей у меня немало.

Веду уроки, окружаю заботой,

И дети довольны моей работой.

Я учитель , а это значит, что моя главная цель – воспитать каждого ученика успешным.

На данный момент являюсь классным руководителем 2 «А» класса. В классе учится 24 ученика. Из них 10 девочек и 14 мальчиков. Трудно  было  всех детей сплотить в один коллектив, организовать их, помочь им адаптироваться в новой , для некоторых ребят, школе . Для решения этой проблемы необходимо в первую очередь обращаться к воспитательной работе.

В классе всегда есть ребенок, которого недооценивают одноклассники, скромный, застенчивый, неуверенный в себе. Я делаю все , чтобы ребята взглянули на такого ученика другими глазами , чтобы он сам себя начал уважать.

Задача классного руководителя – создавать условия для саморазвития учащихся.

Для меня главным ориентиром в работе классного руководителя является личность ребёнка, его интересы. Я знаю, что дети испытывают врождённую потребность в заботе и ласке. Ребёнок тянется к доброму человеку, отвечает на привязанность привязанностью. Обмануть его трудно - настоящее чувство он отличает от неискреннего безошибочно.

Учителю начальной школы, который одновременно преподает и воспитывает, необходимо обладать воспитательными способностями.   Ведь к нам приходят совсем еще маленькие дети, которых необходимо ввести в мир школьной жизни, создать условия для их развития, воспитать достойного человека. Я считаю важным и придерживаюсь таких принципов:

o        -правильно оценивать внутреннее состояние другого человека, сочувствовать и  сопереживать ему;

o        - быть примером и образцом для подражания;

o        - вызывать в ребенке благородные чувства, делать людям добро;

o        - вызывать к себе уважение со стороны воспитанника;

o        -приспосабливать педагогические воздействия к индивидуальным особенностям ребенка.

В работе  учителя есть трудная, но очень важная миссия — быть классным руководителем. Как бы ни была трудна работа классного руководителя, несомненно, она нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. В классе реализуется забота о социальном благополучии детей, решаются проблемы их досуга, осуществляется первичное сплочение коллектива, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера.

Праздники, тематические вечера, игры – путешествия, классные часы, соревнования, экскурсии, походы, познавательные игры, лекции и многие другие воспитательные мероприятия создают особую воспитательную среду для учащихся. Это и отдых для школьника,  и свободное общение со сверстниками, и развитие способностей и интересов. Каждый может проявить себя и как исполнитель, и как организатор. У детей развиваются способности, формируются организаторские навыки, стимулируются творчество и инициатива, укрепляются межличностные связи, удовлетворяется естественная потребность в общении, таким образом создаются благоприятные условия для дружного детского коллектива. Коллективные дела становятся событиями не только для учащихся, но и для родителей. Праздники и совместные дела приносят радость, создают настроение, остаются в памяти каждого ребёнка.

Диагностические исследования показывают, что наиболее значимым мотивом посещения школы для подавляющего большинства учащихся выступает желание общаться со сверстниками, участвовать в мероприятиях, проводимых после уроков. Поэтому, планируя коллективные дела, я стараюсь сделать досуговую деятельность школьников составной частью целого воспитательного процесса.

Как классный руководитель,  я  выполняю три взаимосвязанные функции: организую разнообразную  деятельность в классе, забочусь о развитии каждого ребенка, помогаю детям в решении возникающих проблем. Воспитательная работа в классе осуществляется по пяти основным направлениям:  нравственное, патриотическое,интелектуально-познавательное,спортивно-оздоровительное.. В каждом направлении обязательно поставлены определенные воспитательные задачи, которые решаются различными формами и методами, в соответствии с содержанием работы. 

Для меня всегда наиболее приоритетной была индивидуальная работа с детьми, затрагивающая основы физического и психического развития каждого ребенка.  В первую очередь я уделяю внимание эмоциональной поддержке групп внутри класса, созданию положительного психологического климата в классе, развитию детского самоуправления, созданию условий, позволяющих каждому ребенку раскрыть себя в отношениях с окружающими, включению учащихся в систему реальных социальных отношений.

Я, как классный руководитель, организую разнообразные виды деятельности школьников: познавательную, трудовую, эстетическую, а также их свободное общение, являющееся частью досуга. Важной представляется реализация функции сплочения коллектива, выступающая не как самоцель, а как способ достижения поставленных перед классом целей. Одной из моих задач, как классного руководителя является развитие ученического самоуправления. От стиля руководства  классом, от стиля общения классного руководителя с детьми во многом зависит то, какие взаимоотношения складываются у ребят с учителем и между собой.

С раннего детства необходимо воспитывать в детях любовь к природе. С пением птиц, с шелестом листьев, со звоном весеннего ручейка открывает ребёнок свой особый поэтический образ природы, свой особый мир. Этот мир учит его быть добрым, смелым, стойким. Он помогает познавать красоту в окружающей действительности, будит творческие силы и ведёт к нравственному совершенствованию.

Также я  воспитываю в детях патриотические чувства, стремление к миру на всей планете, негативное отношение к войне; провожу уроки «Мужества», встречи с участниками войны. Мы посетили Национальный музей, музей Тысячилетие Казани», музей пожарной безопасности. Ежегодно мы принимаем участие в акции «Мы с тобой, солдат!», выпускаем газету к 23 февраля. Мы выполняли творческую работу «Служба - почётная обязанность» о службе в армии отцов и дедов, слушали рассказы старшеклассников «Их именами названы улицы» о героях войны. Ежегодно на уроках труда делаем поздравительные открытки к 9 МАЯ, участвуем в митинге , посвященное ко Дню Победы. Присутствовали на презентации, посвященной дню полного снятия блокады Ленинграда.

Я прививаю детям любовь к родному городу. Знакомлю с архитектурой  города. Систематически мы посещаем музеи, ходим в театр, ездим на автобусные экскурсии по городу , слушаем цикл лекций по истории города с использованием слайдов.

Много времени на классных часах я отвожу на нравственно – эстетическое воспитание учащихся. Учу ребят строить своё поведение в соответствии с нравственно – эстетическим воспитанием. Провожу с учениками занятия, на которых учу их анализировать, оценивать проблемные моральные ситуации, принимать нравственные решения. Учу ребят вести дискуссию, спорить,  критиковать, отстаивать своё мнение, делать выводы. Дети делятся своими мыслями о дружбе, товариществе, хороших людях, рассказывают случаи из собственного опыта общения со сверстниками. Провожу обсуждение прочитанных книг. Дети рассказывают о своих впечатлениях, рисуют любимых литературных героев. У нас проходят беседы из серии «Азбука поведения» о поведении в общественном месте, в транспорте, дома, в гостях, на природе, на улице, в театре, в магазине. Также я провожу беседы «Вежливые слова», о хороших и дурных манерах.

Я веду большую работу по формированию толерантного поведения, учу детей позитивному отношению к себе и представителям других народов и иных культур, учу уважать достоинство других людей. Дети читают сказки разных народов на уроках чтения, изучают разные страны  на уроках «Окружающего мира», поют песни разных народов на уроках музыки, готовят выступления посвященные дню толерантности, рисуют плакаты на тему «Дружат дети на всей планете», участвуют в выставках творческих работ по теме «Я, ты, он, она – вместе целая страна».

Часть внеклассных мероприятий в моей работе направлена на сохранение здоровья школьников, на предотвращение вредных привычек, на организацию безопасности жизнедеятельности учеников. В рамках этой работы я провожу беседы по теме «Азбука здоровья», занятия по изучению правил дорожного движения, приглашаю для бесед школьную медицинскую сестру.

Столь разнообразная воспитательная работа приносит свои  плоды. В коллективе запущен механизм успеха, создан здоровый микроклимат. У ребят формируются положительные межличностные отношения. Они учатся уважительно общаться друг с другом, сочувствовать и сопереживать, радоваться своим успехам и успехам своих товарищей. Ребята берут на себя ответственность за порученное дело, помогают одноклассникам. Учатся высказывать своё мнение,  отстаивать его, учатся признавать свою неправоту в случае ошибки. Интеллектуально развиваются, развивают кругозор, демонстрируют свои умения, достижения и знания. Укрепляют здоровье, следят за соблюдением санитарно – гигиенических навыков. Растут эстетически и нравственно. У детей формируется умение видеть прекрасное в окружающей природе, воспитывается бережное к ней отношение, развивается экологическая культура, расширяются и углубляются природоведческие знания. Активное участие в делах, познавательный интерес, жажда деятельности, вера в себя формируют у ребят трудолюбие. Способность трудиться активно, с удовольствием и радостью – это и есть цель обучения и воспитания. Участвуя в любом мероприятии, дети получают заряд положительных эмоций, их организм открывается добру и красоте. Считается, что ребёнок, с детства погружённый в атмосферу радости, вырастет более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям и будет менее подвержен стрессам и разочарованиям.

Важным звеном, помогающим решить многие проблемы, на мой взгляд, является работа с родителями. Я, как классный руководитель, в своей работе во многом опираюсь на положительный опыт семейного воспитания. На первых этапах работы с семьями учащихся я старалась наладить доверительные отношения между семьями и классным руководителем. Доверие - главная цель в педагогическом общении с родителями. Налаживанию контакта во многом мне помогло «транслирование» родителям положительного образа учащегося.

Родители, в повседневном общении часто не замечают какие-то стороны личности своего ребенка. Как классный руководитель я вижу ребёнка в разнообразных ситуациях учебной и другой деятельности, в среде сверстников и могу предоставить им эту информацию. Важным является диалог, поиск совместных решений, общие усилия, необходимые для формирования личности учащегося. Посещение семей помогает мне, как  классному  руководителю,  дает возможность изучить бытовые условия, в которых содержится ребёнок, понять психологическую атмосферу в семье. В своей работе посещаю семьи всех учащихся, но особое внимание уделяю семьям неблагополучных детей.

По моим наблюдениям, совместная деятельность классного руководителя и родителей становится более активной, благодаря использованию разнообразных форм работы.

Формы работы с родителями: беседы, встречи индивидуальные, групповые, коллективные; участие родителей в решение школьных проблем: род.комитеты; диспуты, вечера вопросов и ответов; психолого-педагогические собрания; творческая совместная деятельность детей и взрослых, выставки; смотры-конкурсы обобщение семейного опыта.

Формы работы с семьёй :родительские собрания; дни творчества детей и родителей; родительские конференции; внеклассные мероприятия; семинары-практикумы.

По словам М. Цветаевой :«Дети – это нежные загадки, и в самих загадках кроется ответ» .

Радостно видеть, как ученики не только рассказывают о своих успехах и победах, но учатся сопереживать успехам и победам своих товарищей и даже учителя. У нас много планов на будущее. И я верю в то, что мои ребята будут всегда дружными, добрыми, отзывчивыми, смогут согревать окружающих своим теплом. Задача эта очень сложная, способы её решения более разнообразны. Это и личный пример, и воспитательная беседа, и советы, и влияние родительского авторитета и мн. др. В конечном счёте, моя позиция такова — мир должен быть основан на любви, доброте, милосердии, взаимоотношении. Именно в доверии, которое так щедро дарит нам детское сердце, мы черпаем силы и энтузиазм для нашей непростой, но такой нужной работы.

Для меня мой класс, как и для каждого из присутствующих здесь классных руководителей, его класс, - самый лучший, любимый, конечно же, доставляющий массу хлопот и переживаний, но вместе с тем неповторимый и уникальный. Вся проводимая в течение учебного года внеклассная работа по формированию самоуправления в классном коллективе дала свои результаты. Наш класс лучший,  добрый, дружный.

    И закончить свое выступление хочу словами Л.Н.Толстого, который утверждал, что «Воспитание детей есть только самосовершенствование воспитателей».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы классного руководителя. КТД.

В статье рассказывается об организации КТД. Расскрываются этапы КТД, педагогические условия реализации, приводится примерный перечень КТД на учебный год. Материал взят из опыта работы классного руково...

"Из опыта работы классного руководителя"

Энергия детства неисчерпаема, нужно лишь уметь направлять её в нужное русло. Вся моя воспитательная работа направлена на то, чтобы ребенок чувствовал с...

«Адаптация первоклассников», из опыта работы классного руководителя Цюрюмовой Л. Н.

Адаптация в школе первоклассников очень сложный период в жизни детей. Классному руководителю нужно помочь детям увидеть в каждом товарище по классу положительные стороны . показать, что каждый ребенок...

Описание опыта работы классного руководителя

Описание опыта работы классного руководителя начальной школы....

Формирование классного коллектива (из опыта работы классного руководителя 1-4 классов)

«Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша!» А.П.Чехов. Перефразируя классика, я скажу так: « Если я, как классный руководитель, сд...

«Организация воспитательной работы по развитию творческих способностей: из опыта работы классного руководителя»

Одарённый ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности....