Описание опыта работы классного руководителя
статья по теме

Описание опыта работы классного руководителя начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_lichnogo_opyta.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

Описание личного опыта работы классного руководителя 3 класса МБОУ Коробовского лицея  Московской области, Шатурского района Белозерцевой Людмилы Александровны.

Тема: « Классный руководитель – создатель оптимальной воспитывающей среды».

  Начать своё выступление хотелось бы с высказывания мысли о том, что, кто желает  создать условия для эффективной и плодотворной работы, тот найдёт пути и средства и достигнет поставленной цели. И напротив, кто не хочет ничего, тот обязательно найдёт причину, чтобы этого не делать.

   При желании можно достичь всего, чего захочется. Для этого необходимо правильно и продуманно  организовать свою работу.

  Классным руководителем я работаю 23й год. В настоящее время у меня 3 класс, который будет моим шестым выпуском. Свою работу я строю следующим образом.

Шаг 1.

Создание условий.

  Каждый раз, принимая детей в 1 класс, я совместно с родителями готовлю для учеников комфортные, благоприятные условия для занятий в школе и отдыха после уроков. И поэтому, во время летних каникул, делается не просто ремонт кабинета, а создаётся обстановка, где каждый ребёнок будет  хорошо себя чувствовать. Это необходимо, прежде всего, для раскрытия его творческих способностей и потенциалов.

  Таким образом, 3 года назад была приобретена детская мебель для кабинета, ( спонсором является Шатурский мебельный комбинат).

В шкафы дети складывают свои школьные принадлежности. Полочки со временем заполнились цветами, выращенными заботливыми руками учеников. Рядом с цветами, в качестве их охраны, стоят детские игрушки, подаренные родителями для создания игротеки. Создана детская библиотечка из домашних книг, которую можно назвать живой и подвижной, так как она постоянно обновляется и меняется. Дети с большим удовольствием приносят новые, купленные родителями книги, рассказывают об интересном, прочитанном материале, делятся энциклопедическими знаниями.

  Родители постелили 2 ковра на пол, чтобы детям было уютно, как дома.

  Нашлись родители, которых можно назвать дизайнерами. Они со вкусом создали интерьер кабинета.

  Таким образом, на данном этапе можно было выявить методом наблюдения информацию о том, что и как умеют делать родители, чтобы в последующем знать к кому, с какой просьбой можно обращаться.

Шаг 2.

Установка на процесс обучения.

  Всем объясняю, для чего учиться надо. И, кто это будет делать, ждёт того потом награда.  И своим личным примером я пытаюсь доказать, что любую в жизни планку при желанье можно взять. Через сказки я стараюсь своим детям объяснить, что без знаний в наше время, будет очень трудно жить.

  С этой целью провожу во внеурочное время экскурсии для ознакомления с профессиями окружающих нас людей. Объясняю важность работы каждого человека. Затем провожу опрос, кем бы хотел быть каждый из учеников?

  И, в качестве обобщения, дети делают выводы, что учёба, приобретение знаний – это путь к осуществлению своей мечты, к своей любимой профессии. Для ясного, осознанного понимания конечной цели процесса обучения, (а она на самом деле бесконечна для современного человека, живущего в веке открытий в области нанотехнологий, т. к. любой, уважающий себя человек, будет постоянно повышать свой интеллектуальный уровень) использую игровые моменты, привлекая для этого родителей. Через шуточные, комические сценки довожу до сознания детей важность процесса обучения.

Шаг 3.

Факторы, способствующие достижению целей.

  Для того, чтобы успешно приблизиться к своей цели, формирую в понятии каждого ученика необходимость соблюдения правил здорового образа жизни. Знакомлю учеников со сберегающими здоровье факторами: чередованием работы и отдыха, умственных и физических нагрузок и т.д. Провожу ряд классных часов на темы о вреде курения спиртных напитков. Соответственно проводятся оздоровительные мероприятия: туристические походы, «Весёлые старты» с участием родителей; агитбригады: « Как здоровье сохранить, в радости весь век прожить».

  На эту тему провожу классные родительские собрания, беседы с родителями, где обсуждаются вопросы об отрицательном и положительном влиянии родителей на своих детей. Как классный руководитель, стараюсь переключить внимание мам и пап на позитивное отношение к жизни. Через анкетирование пытаюсь довести до сознания родителей, что жизнь многогранна и интересна, что кроме серой, будничной однообразности существует огромное количество вариантов построения своей собственной судьбы. И, что это зависит от каждого человека, стоит только остановиться и посмотреть вокруг себя. Сделать сравнительный анализ и предпринять несколько самостоятельных шагов в сторону своего счастливого существования. Найти любимое дело и заняться им, испытывая при этом огромное удовольствие и принося радость людям.

Шаг 4.

Исследовательская работа.

/   Наблюдение, анкетирование, диагностика/.

   Обязательным составляющим компонентом своей воспитательной работы считаю изучение личности учащегося. Эта деятельность, на мой взгляд, должна быть систематической и постоянной.

  Начинаю исследовательский процесс с домашнего задания для родителей, которых прошу написать сочинение на тему: «Как я воспитываю своего ребёнка?» После ознакомления с текстами сочинений, делаю для себя обобщающий  вывод, который позволяет начинать индивидуальную работу, как с родителями, так и с их детьми.

  Прочитанные сочинения позволяют мне определить, какой стиль воспитания используется в той или иной семье: авторитарный, демократический, комбинированный или вообще попустительский. Иногда, после подробного анализа становится ясно, что слепая, безграничная любовь к своему ребёнку превышает допустимый критический уровень. Появляется проблема, связанная с неумением родителей видеть реальную картину поведения своего ребёнка, что, в свою очередь, ведёт к грубейшим педагогическим ошибкам. Для таких родителей я подбираю специальную консультирующую литературу, например: « Педагогический такт и мастерство учителя», автор И.Е Синица или провожу индивидуальные беседы, тем самым, корректируя сложившуюся ситуацию. Не всегда удаётся изменить устоявшуюся точку зрения родителей.  Тогда я в виде логического заключения своей просветительской работы в данном направлении даю резюме таким родителям, что сам процесс жизни и происходящие дальнейшие события будут не случайными, а закономерными по отношению к людям, которые неправильно себя ведут.

  Постоянно напоминаю родителям о том, что педагогический процесс принесёт положительный результат только в том случае, если родители будут сотрудничать в тесном союзе с учителем, двигаясь в одном направлении. И, напротив, если в школе дети слышат одно, а дома полную противоположность, то ни о каких позитивных моментах в деле воспитания подрастающего поколения не может быть и речи.

    Параллельно с детьми проводится воспитательная диагностическая работа. Например, дети получают задание нарисовать всех членов своей семьи. Из рисунков сразу же становится ясно, кто в семье является лидером, как относятся члены семьи к ребёнку, кому больше уделяется внимания, кто чувствует подавленность и т.  д. Иногда на детских рисунках кто-то из членов семьи отсутствует, что уже настораживает и заставляет заниматься выяснением этой проблемы. Когда приходится с детьми беседовать, задавать по рисунку уточняющие вопросы, часто вырисовывается картина, указывающая на отдалённое место работы родителей, например в Москве, или посменная работа отца. Для заполнения в душе ребёнка образовавшейся пустоты, я стараюсь увлечь ученика интересным делом, занятием, поручением, таким образом, переключая внимание на важную и нужную, полезную для общества работу.  А когда родители приезжают с работы, то ребёнок может с радостью сообщить, что он, например, выучил интересную, главную роль из школьного спектакля, или у него замечательно получается какая-нибудь пантомима.  А может быть, он похвастается своим рекордом гиннесс-шоу, что больше всех остальных ребят в классе смог, приседая, поднять карандаш на носу и т. д. Заполнить пустоту в душе ребёнка, смекалка педагога может чем угодно. Однако не надо забывать, что недостачу родительской любви, нельзя заполнить ничем. Ребёнок вынужден будет искать внимание на стороне, среди сверстников, дворовых ребят. А оно не всегда бывает благоприятным и положительным.

   Этот вопрос часто обсуждается с родителями, и делаются соответствующие выводы, приносящие, как правило, положительные результаты.

   Часто провожу анкетирование учащихся для выяснения  их отношения к какой-либо проблеме. Как правило, ответы бывают честными и правдивыми. Например, мне необходимо было выяснить, как дети в целом относятся к процессу обучения. Написала интересующие меня вопросы и раздала своим ученикам. Ответы меня порадовали.  Ведь это  здорово, когда учитель получает отдачу. Оказалось, что дети с радостью идут в школу.  Им нравится процесс обучения. Они осознают цель образования: получить знания для реализации своих желаний, иметь в жизни престижное место работы, хорошее материальное положение, быть достойными гражданами своей Родины, приносить пользу обществу и быть востребованными. В анкетах наблюдался позитивный настрой по отношению к школе, к  учителям.

  Диагностической была работа на тему: «Какого цвета дети?» Она  позволила сделать выводы, что рисунки у всех детей отражают существующую реальность. Взаимоотношения в семье соответствуют характеристикам цвета. Яркие цвета свидетельствуют о жизнерадостности, активности, творческом потенциале. Серые, тёмные тона говорят о беспросветности будничного существования, повседневной рутине, бедности.

   И ещё хотелось бы рассказать о методике «Кактус», которая предназначена для выявления  состояния эмоциональной сферы у детей. Детям даётся задание нарисовать кактус таким, каким они себе его представляют. Затем, по завершению работы, с ребёнком проводятся беседы. По длине иголок можно было судить о наличии агрессии. Если кактус изображён в цветочных горшках, то это является свидетельством стремления ребёнка к домашней защите. Отрывистые линии на рисунке говорят об импульсивности детей.

  У всех тестируемых детей отмечен оптимизм, так как были использованы яркие краски.

   Вопросы для беседы:

  1. Кактус домашний или дикий?
  2. Его можно потрогать?
  3. Кактусу нравится, когда за ним ухаживают?
  4. У кактуса есть соседи?
  5. Какие растения его соседи?
  6. Когда кактус вырастет,  что из него получится?

По ответам детей можно судить о внимании или его отсутствии со стороны родителей. О свободном вступлении в контакт со взрослыми или сверстниками или зажатости, об открытости или внутренней скованности. О наличии друзей или их отсутствии.  О перспективах развития индивидуальности на ближайшее будущее.

  В соответствии с осуществлением работы по программе изучения личности ученика, на каждого школьника составляется психолого-педагогическая карта, где можно о нём найти подробную информацию.

 

 

Шаг 5.  

Создание единого организма: учитель, родители, дети.

  Ежегодно  избирается родительский комитет, который является бесспорным помощником классного руководителя. Все дела предварительно согласуются и планируются на определённый отрезок времени: четверть, год. Совершаются рейды в семьи учащихся с различной целью: знакомство с условиями проживания,  обсуждение вопросов успеваемости, посещаемости, поведения учеников. За родителями закрепляются определённые поручения.

  Для сплочения родительского коллектива, мамы и папы получают различные роли и исполняют их в Новогодних представлениях, смешных  КВНах,  спортивных праздниках.  С увлечением  дома с детьми готовят сказочные костюмы, вкусные блюда для общего  дегустирования,  рисуют газеты, пишут картины, сочиняют стихи, извлекают необходимый материал для исследовательской работы из энциклопедий, познавательной литературы.

   Со стороны эту работу можно ассоциировать с работой муравьёв в муравейнике или пчёл в пчелином улье, когда каждый занят своим делом.  А в целом, получается хорошая картина единого, слаженного, функционирующего организма, где каждый выполняет свою созидательную роль и осознаёт, что он является частью единого целого.

Главное в этом процессе - создание творческой атмосферы, которую должны почувствовать дети и впитать её в себя, как бы сканируя деятельность родителей и учителя для своего дальнейшего плодотворного развития.

Шаг 6.

Раскрытие творческих способностей.

  И тут начинается самое интересное. Моё твёрдое убеждение заключается в том, что только наличие свободного времени способствует раскрытию творческих способностей. Но детей в это русло необходимо направлять, подталкивать. А для этого сначала надо выявить их  склонность к чему-то, увлечения, проявление внимания.

  Я веером рассыпаю задания на разные темы по всевозможным областям и сферам жизни: написать интересный рассказ, сочинить сказку, стихотворение, придумать музыку, нарисовать что-либо, написать картину, исполнить танец, придумать инсценировку, пантомиму, показать фокус, сочинить и исполнить частушки.

Даю тему: « Сочиню-ка, я частушки и стихотворения, разбужу в себе поэта я для настроения!»

  Устраиваю соревнования по армрестлингу, отжиманию, футболу, гиннесс-шоу, « Весёлые старты». Диапазон для творчества достаточно широк: музыка, литература, искусство, спорт, театр – огромное поле деятельности. И всё это делается с одной единственной целью – найти каждому себя, проявить себя, реализовать себя. Чтобы потом, достигнув совершеннолетия, освоив азы своей профессии, посвятить свою жизнь любимому делу, получая от результатов своего труда максимум удовольствия. Не прожигать жизнь в бесполезности своего существования, а гореть, творить, созидать, вершить и преумножать добрые дела. Как говорится в таких случаях: не щадя живота своего, на благо Отечества.

   И результат не заставляет себя долго ждать. Как на плёнке начинают проявляться в учащихся природой данные задатки. Шквалом обрушиваются рисунки, пробы пера, раскрываются артистические способности, появляются фокусники, танцоры, певцы. Рождаются стихи, литературные зарисовки, сказки с воспитательным уклоном для искоренения отрицательных черт характера и  негативного поведения отдельных учащихся. И всё это происходит в атмосфере всеобщей заинтересованности.

  С огромным удовольствием дети любят писать сочинения о своих увлечениях. ( См. в приложении )

  А ещё, на общем классном собрании, мы с детьми решили завести «Дневники добрых дел», где регулярно ведутся записи о хороших поступках и сделанной работе, ставится оценка за пройденный день в виде « + » или « - ».  Например:

Какие дела уже сделали?

- смастерили и повесили кормушки;

- заготовили корм для птиц;

- сделали своими руками поздравительные открытки для родителей;

- приняли участие в украшении кабинета к Новому году;

- убирали территорию вокруг школы;

- ежедневно ухаживаем за цветами, поливаем, рыхлим, пропалываем;

- следим за порядком в классе;

- на праздниках выступаем с номерами художественной самодеятельности;

- принимаем участие в общешкольных, районных, областных и международных конкурсах.

  Для нацеливания на такую работу подбирается соответствующая литература с пропагандой добрых дел: « Тимур и его команда», А. П. Гайдара.

  Самые яркие дела не остаются без внимания, отмечаются благодарственными письмами. Например, за лучшее исполнение роли Деда Мороза, Бабы-Яги или каких-либо других сказочных персонажей.

  Таким образом, мастерская работает, дела кипят, жизнь не проходит даром. Родители соответственно тоже имеют прямое отношение к происходящему процессу, оказывая посильную помощь своим детям, покупая необходимое оборудование, радуясь успехам своего ребёнка или его одноклассника.

  Любая работа поощряется, родители вместе с классным руководителем готовят для детей сюрпризы, награду за хорошую учёбу, поведение, активное участие в жизни класса.

  Так в 2010 году,  для 6 учеников 3 класса родители приобрели билеты в Москву на Новогоднее представление и с остальными учащимися из других классов отправились на автобусе от школы в приятное путешествие.

Шаг 7.

Расширение кругозора учащихся.

  Для знакомства с окружающим многогранным пространством вот уже 3 года ведётся  исследовательская работа по теме: « Растительный мир Шатурского района» и «Многообразие растительного мира». Целью этой работы является изучение растительности нашего края, её назначением  и применением в жизни человека.

  Методика работы с детьми строится с учётом интегрированного подхода. Задания подобраны таким образом, что выполняя их, учащиеся наблюдают, экспериментируют, рисуют, играют, знакомятся с познавательным материалом из литературы, сочиняют сказки и рассказы.

 В младшем школьном возрасте у детей преобладает чувственное восприятие окружающего мира. Поэтому школьники могут проводить свои собственные исследования, наблюдать за различными явлениями, обобщать увиденный материал, систематизировать его, делать свои умозаключения.

  После тематического накопления материала, происходит его систематизация и распределение по папкам: «Лекарственные растения», «Ядовитые растения», «Красная книга», « Наши наблюдения»,  « Гербарии»,  « Деревья нашего края» и т. д.

   После каждого этапа работы происходит обобщение в виде отчётного мероприятия, где обязательно отражаются интересные находки.

  Например: Мы узнали, что существует уникальное растение, которое может довольно долгое время (1-2года и более ) находится без света, земли и воды в засушенном виде. После того, как его помещают в воду, оно начинает раскрываться и оживать. Просто фокус какой-то.

  А называется это растение Селагинелла Мартенса.

   А вот интересное открытие сделал один из учеников нашего класса Владимиров Виталий. Ни для кого не является секретом, что мухомор ядовитый гриб, и им некоторые животные лечатся, используя его в качестве лекарства. Виталий, написал, что белые кружочки на мухоморе похожи на круглые, белые таблетки, поэтому животные, как люди в аптеке, принимают этот гриб за лекарство. А белый цвет этих кружочков указывает на то, что рядом где-то должны расти белые грибы.

  В своих сочинениях дети мечтают о цветочном рае, который можно создать своими руками, рядом со своими домами. С огромным удовольствием дети выращивают комнатные растения в кабинете и ухаживают за ними.

  Осуществлялась практическая деятельность по выращиванию семян перца и помидоров в условиях школьного кабинета. Работа была начата в феврале, когда в цветочные горшки были посеяны семена, к маю появилась рассада, которую дети высаживали на своих огородах.   А к концу лета, в августе дети пожинали плоды своего труда. Вся работа описывалась в дневниках наблюдений, с фиксированием дат всходов, завязываний плодов, момента сбора урожая. Ох, и сладок же был тот плод, выращенный своими руками!

  А ещё, мы интересуемся энергией комнатных растений. Например, есть растения с тяжёлой энергетикой, и их нежелательно иметь рядом с собой в любом, домашнем или производственном помещении. К таким растениям относятся: юкка, сансевьера ( щучий хвост) и т. д. У Юкки агрессивная, похожая на молнию энергия, может довести до взрывоопасного состояния холериков и вносит беспокойство в любое помещение. А на улице, в качестве кадочного растения, юкка может быть превосходным стражем, оберегая дом.

  Существуют 8 растений с сильнейшей энергетикой:  драцена,  лимон, папоротник,  горшечная роза,  плющ,  бамбук,  орхидея,  хлорофитум.

    С помощью справочной литературы мы нашли информацию о 12 типах важнейших энергетических колебаний растений. Благоприятными считаются растения с округлыми листьями. Они позитивно влияют на людей, так как отдают большое количество энергии, как бы заряжая уставшего человека, восполняют его энергетический потенциал. К таким растениям относятся: фиалки, гортензия, глоксиния и др.

  Растения с заострёнными листьями или иголками излучают агрессивную энергию. Например, кактусы.  Но, если их поставить у входа в помещение, то они на себя будут забирать негативную энергию от пришедших людей. Есть растения, которые клонят ко сну. Это хойя или восковой плющ.

  Такая работа развивает  учащихся, помогает познавать мир.

Шаг 8.

Соблюдение традиций.

  Есть такое изречение, что нет народа без истории. А народ складывается из отдельных, составных частей. Семья всегда считалась ячейкой общества. А поэтому память о предках является составной частью любого воспитательного процесса.

  С этой целью, в нашей школе проводятся очень важные воспитательные мероприятия. Каждый раз осуществляется торжественный приём первоклассников в детское объединение  «Радуга», где всегда проводится интересная работа.

  2008 год был годом семьи, поэтому эта тема нашла своё отражение во многих общешкольных конкурсах. Для того, чтобы соблюдался принцип последовательности, работа проводилась поэтапно. Сначала дети собирали информацию о своих родителях, об их профессии, увлечениях. И со своими сочинениями выступали на отрядном сборе.

Вторым шагом являлось задание нарисовать герб своей семьи. Здесь потребовалось сосредоточить все свои силы и фантазии, чтобы в одном рисунке отразить и интересы, и увлечения и направления семейного развития. И, наконец, третий шаг оказался самым сложным, но в то же время увлекательным – это нарисовать генеалогическое древо. К этой работе, для составления своей родословной, уже были подключены дедушки и бабушки, и все ближайшие родственники. И получилось! Процесс, правда, оказался длительным и трудоёмким.  Но зато результат этой работы налицо. Тем самым, был заложен фундамент для дальнейшего соблюдения семейных традиций.

  Хочется отметить, что большая работа проводится по патриотическому воспитанию. Закладываются основы уважительного отношения к памяти предков. С детьми совершаются экскурсии в школьный краеведческий музей, где происходит знакомство по фотографиям с героями – односельчанами, листаются страницы боевой славы. Ежегодно проводятся митинги, с возложением цветов к памятнику погибших воинов. Устраиваются встречи с ветеранами, для которых учащиеся готовят выступления с номерами художественной самодеятельности и поздравлениями.

  Проводятся мероприятия и классные часы по темам: « Никто не забыт, ни что не забыто». Организуется просмотр видеофильмов по патриотическому воспитанию.

Шаг 9.

Фиксирование результатов деятельности.

  Любая хорошая работа ученика не остаётся без внимания.  У каждого ученика  класса имеется портфолио, куда он заносит, хранит и накапливает свои достижения. Дети с огромным интересом следят за содержимым своей папки. Постоянно происходит сравнительный анализ, равнение на лидеров. В классе нет ни одного ученика, у которого бы в папке ничего не было. Содержимым портфолио являются грамоты за отличную и хорошую успеваемость, за активное участие в классной и общешкольной жизни, благодарственные письма за внеклассную работу, за спортивные достижения, за музыкальные способности и вокальные данные, за художественные и поэтические способности, наградные дипломы конкурсантов.

  За активную работу родителям пишутся благодарственные письма.

  Во внеурочное время дети посещают различные кружки и секции, имеющиеся в нашем населённом пункте. 1 ученик может посещать сразу несколько сфер дополнительного образования.

  Ученики моего класса посещают хореографический кружок, театральный, шахматный, резьбу по дереву, школу изобразительного искусства, спортивную секцию, футбольную, музыкальную школу.

   Умеют играть на фортепиано, скрипке, флейте, трубе, гитаре, домре.

Занятость во внеурочное время получается 100%.

При этом дети не забывают о своей главной обязанности – учёбе. И здесь мы не на последнем месте. 75% учеников обучаются на «4» и «5».  Неуспевающих учеников нет.

  С родителями проводится работа по профилактике заболеваний учащихся, соблюдению режимных моментов, ведению здорового образа жизни. Поэтому и посещаемость на высоком уровне, приближена к 100% отметке.

  Все дети обеспечены горячим питанием. Завтракают и обедают в школьной столовой.

  Мы придерживаемся и санитарно-гигиенических норм: регулярные генеральные уборки кабинета, проветривание помещения во время перемен.

  Большая работа проводится по вопросу правильного питания. Родители получают рекомендации от классного руководителя о разнообразии приготовления пищи, об употреблении витаминов.

Шаг 10.

Достижения.

  В классе проводится систематическая воспитательная работа по всем направлениям.  Кроме классных и общешкольных достижений хотелось бы рассказать о других уровнях.

-Иванова Ирина является победителем муниципального творческого конкурса «Мой край Шатурский»;

- Фёдоров Георгий во 2 классе занял III место в конкурсе исследовательских работ на муниципальном уровне за работу «Сокровища под ногами»;

- Фёдоров Георгий получил I место в 3 классе на муниципальном уровне за исследовательскую работу «Богатства Бабушки Глины»;

- Бабкин Иван занял II место в муниципальном конкурсе исследовательских работ «Возвращение к истокам»;

- Фёдоров Георгий занял I место в муниципальном туре олимпиады по математике;

-Фёдоров Георгий занял I место в муниципальном туре олимпиады по ОБЖ;

- Жогина Алина заняла II место в муниципальном туре олимпиады по ОБЖ;

- Глотова Марина заняла III место в муниципальном туре олимпиады по ОБЖ;

- Синёв Даниил занял III место во Всероссийском конкурсе изобразительного искусства;

- Зайцев Денис, Жогина  Алина, Фёдоров Георгий  получили дипломы лауреатов за участие в муниципальном конкурсе «Первые шаги»;

- Бабкин Иван получил диплом лауреата Московского областного конкурса исследовательских и проектных работ младших школьников «Ломоносовские чтения»

           - Филатова Лариса заняла 1 место на муниципальном уровне за      

              стихотворение собственного сочинения;                                          

- Мурзина Елена отмечена областной грамотой от партии « Единая Россия» за участие в конкурсе рисунков на тему: « Моя Родина»; принимала участие в районном конкурсе:  « Читаем мы, читаю я, читает вся моя семья».

- Леоненко Анна является участником многочисленных музыкальных конкурсов, имеет хорошие вокальные данные, принимала участие в Международном конкурсе в Италии. Портфолио содержит 15 наградных документов;

- футбольная команда, в составе которой Владимиров Виталий, Осипов Егор, Чуркин Сергей часто одерживает победы над соперниками из соседних населённых пунктов;

- Чуркин Сергей занял 1 место в Воскресенском районе среди домристов;

- о нас пишут в средствах массовой информации о проведённом мероприятии, посвящённом Дню матери,( газета « Ленинская Шатура», от 11 декабря 2008 года, заметка под названием:  «Её уроки мира и добра»;

- « Я - исследователь», (газета «Ленинская Шатура» от 19 апреля 2012 года);

 - мы принимаем участие во Всероссийских конкурсах: « Русский медвежонок», «Кенгуру»;

- постоянно осуществляется контакт с сельской библиотекой, где для детей проводятся воспитательные мероприятия развивающего характера, нацеленные на приобщение детей к процессу чтения.

  Нравится то, что у детей активная жизненная позиция. Есть стремление к творческой деятельности, к раскрытию своих талантов и способностей. У всех присутствует желание принимать участие во всевозможных мероприятиях. Так совсем недавно, совместными усилиями учеников и классного руководителя была сочинена Новогодняя сказка. Роли получили все ученики класса и успешно выступили с её показом перед родителями. Приятно осознавать, что энергия и физические силы учителя тратятся не впустую.

Моя педагогическая философия.

  Садовник не ломает деревьев. Что из этого следует? Хороший садовник, видя, что ветка дерева растёт в сторону, прижимает её к стволу, чтобы она приняла правильное направление и росла вверх. При этом он чувствует силу сопротивления этой ветки и знает, когда давление необходимо ослабить, чтобы ветка не надломилась. Садовник заботится о своём саде, зная, что только при хорошем уходе он сможет получить плоды. Так и классный руководитель, который видит, что поведение ученика отклоняется от нормы в сторону, аккуратно направляет в нужное русло. При этом он должен обязательно чувствовать и учитывать сопротивление своего  «материала», знать причины и следствия этого сопротивления. Уметь полностью использовать каждый метод влияния на ребёнка, но никогда не переступать определённую черту. Только тогда он сможет достичь результата и воспитать личность, достойную своего общества.

  Или можно привести другой пример. Необходимо открыть сейф с ценными бумагами, а ключа нет.  Нетерпеливый возьмёт кувалду, разобьёт замок и проникнет в сейф, достав оттуда предмет своего поиска. При этом сейф уже восстановлению не будет подлежать. А другой, затратив определённое время, будет подбирать нужный ключ и с ювелирной точностью выполнять свою работу. Когда цель будет достигнута, он сможет и в дальнейшей своей жизни пользоваться этим сейфом. Таким же образом необходимо работать классному руководителю, подбирать ключ к сердцу каждого своего воспитанника.

Пусть этот процесс будет длительным, но зато результат оправдает надежды и ожидания. Ведь ювелир выполняет свою работу долго, тщательно и старательно. Зато,  каково его украшение! Радует глаз и доставляет наслаждение.

  Детей необходимо ориентировать на прекрасное.  Ведь духовные ценности всегда занимали, занимают и, надеюсь, будут занимать приоритетное место в жизни всего прогрессивного человечества.

  В своей работе я ориентирую учеников на выполнение любого дела с душой, с любовью. Учу их с пользой проживать каждую минутку, доставляя радость себе, окружающим и близким людям. А для этого провожу поэтапную работу. Ориентирую каждого ученика и родителя на позитивное отношение к людям, на умение видеть в жизни положительные моменты, на стремление к самосовершенствованию.

  Объясняю всем родителям и ученикам, что начинать надо с анализа своего внутреннего содержания. А для этого необходимо отслеживать свои мысли, сортировать их на хорошие и плохие. Давать ход только хорошему намерению, а плохие мысли выявлять, но не давать им выхода. Часто у людей бывает так, что они думают одно, говорят другое, а делают третье. Это неправильно.  Человек должен мыслить, говорить и думать в одном направлении. Тогда он будет честен перед собой и перед обществом, и никогда не зайдёт в тупик от своих собственных мыслей и поступков. Человек должен чётко всегда знать, чего он хочет, и идти при этом к своей цели только соблюдая этические нормы и правила. Некоторые люди используют принцип, что для достижения целей хороши любые пути и средства. Это тоже неверная позиция, так при этом допускается нарушение законов человеческой морали.  А за это жизнь наказывает, так как всё, что происходит в нашей жизни не случайно.

  Если будут мысли чистыми и светлыми у человека, тогда и его жизненное пространство будет аналогичным.  Каждый, наверное, замечал, что есть люди, с которыми приятно общаться.  И, наоборот, от некоторых хочется побыстрее уйти, укрыться. Это так называемые энергетические доноры или вампиры.  А связано это с тем, кто какую энергию излучает в окружающее пространство. Не случайно у святых, изображённых на иконах, имеется  золотистый нимб, свидетельствующий о чистых, добрых мыслях. Так вот наша задача и заключается в том, чтобы создать своё позитивное энергетическое пространство.  Тогда будет существовать атмосфера для творчества, раскрытия внутренних способностей.

  Я считаю, что классный руководитель должен быть создателем такого пространства уюта, тепла и комфорта. Учитель должен быть врачевателем детских и взрослых душ, примером для подражания, идейным вдохновителем, психологом, способным создавать необходимые условия для самосовершенствования и реализации способностей  своих учеников. Классный руководитель должен беречь доверие своих учеников, так это является вершиной его взаимоотношений со своими воспитанниками. Тогда вырастет красивое дерево, которое принесёт свои плоды.  Не  зря говорят, что яблочко от яблоньки недалеко падает.  А всю мою работу можно уложить в схему пирамиды: знание, практика, опыт, результат.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование классного коллектива (из опыта работы классного руководителя 1-4 классов)

«Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша!» А.П.Чехов. Перефразируя классика, я скажу так: « Если я, как классный руководитель, сд...

Описание опыта работы классного руководителя по воспитанию гражданственности и патриотизма у учащихся начальной школы

В данной работе я представляю систему работы по воспитанию гражданственности и патриотизма на основе традиционных мероприятий....

Описание опыта работы классного руководителя

Работа представлена на конкурс "Самый классный классный"...

Описание опыта работы классного руководителя.

Классный руководитель – ключевая фигура в воспитательной деятельности образовательного учреждения, он является организатором воспитательного процесса. В данной статье даётся описание моего опыта работ...

Описание опыта работы классного руководителя

Моя воспитательная работа с классом проводится по следующим направлениям:• Духовно-нравственное и правовое воспитание• Познавательная деятельность и эстетическое воспитание• Учебная и трудовая деятель...

Описание системы работы классного руководителя.

laquo;Классное руководство – это не работа, это образ жизни»....

Описание личного опыта: работа классного руководителя.

Классный руководитель в современном обществе – это тот же ученик. Он постоянно осваивает новые методики и технологии, внедряет в жизнь инновационные педагогические идеи и вносит личный вклад в п...