Конспект урока обучения грамоте в системе Эльконина-Давыдова
методическая разработка (1 класс) на тему
Цели и задачи урока:
Образовательные:
- Формировать понятие о словах, которые называют действия и служат ответом на вопросы «Что делает?» и «Что сделает?».
- Формировать умение задавать вопрос к словам, которые называют действия
Воспитательные:
- Воспитывать в детях чувство эмпатии
- Воспитывать уважение к иному мнению
Развивающие:
- Развивать мыслительные операции (анализ, синтез) через моделирование учебных задач
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ed_glagoly.docx | 68.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока формирования учебного знания в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова.
Глаго́л — часть речи, объединяющая слова, которые, по традиционному определению, обозначают действие или состояние и отвечают на вопросы что делать? что сделать? что делал(а, и, о)?.
Глагол может быть переходным и непереходным, возвратным и невозвратным. Как правило, в предложении глаголы выступают в качестве сказуемого. Например: Русалка плыла по реке голубой, озаряема полной луной… (М. Лермонтов); Так думал молодой повеса, летя в пыли на почтовых… (А. Пушкин)
Глагол в русском языке выражается в формах вида, лица, рода, числа, наклонения, времени, залога.
Дидактический анализ темы:
Предмет усвоения: Слова, которые называют действия.
КСО: Знание
Вид знания: Понятие
Характеристика понятия:
Термин – не вводится (Глагол)
Родовое отношение – не вводится (Часть речи)
Видовые признаки – называют действия; отвечают на вопросы «Что делает?» и «Что сделает?»
Средства усвоения:
- слово
- слова, которые называют предмет
- умение задавать вопросы, к словам, которые называют предмет
Этап усвоения: восприятие, осмысление
ФУД: материальное, в громкой речи
Характер деятельности: продуктивный
Цели и задачи урока:
Образовательные:
- Формировать понятие о словах, которые называют действия и служат ответом на вопросы «Что делает?» и «Что сделает?».
- Формировать умение задавать вопрос к словам, которые называют действия
Воспитательные:
- Воспитывать в детях чувство эмпатии
- Воспитывать уважение к иному мнению
Развивающие:
- Развивать мыслительные операции (анализ, синтез) через моделирование учебных задач
Оборудование: Букварь.
Ход урока:
1 этап: Создание ситуации успеха:
Вид работы: упражнение
ОДЗ: Создание ситуации успеха, в которой дети могут самостоятельно решить учебную задачу известным способом действия
УЗУ: Создание ситуации успеха, в которой дети могут самостоятельно решить учебную задачу известным способом действия
Организация: Ребята! Я вам буду называть слова, а вы должны будете записать их на доске. Выходить будем по одному, начиная с первой парты 4 ряда. Паша, выходи к доске...
Содержание:
П: Слово «лампа». Это предмет. Задаю вопрос к слову. Что это? Лампа.
(Изображает схему слова на доске)
М: «Книга». Это предмет. Задаю вопрос к слову. Что это? Книга. (Изображает схему слова на доске)
К: «Яблоко». Это предмет. Задаю вопрос к слову. Что это? Яблоко. (Изображает схему слова на доске)
А: «Мальчик». Это предмет. Задаю вопрос к слову. Кто это? Мальчик. (Изображает схему слова на доске)
О: «Листок». Это предмет. Задаю вопрос к слову. Что это? Листок. (Изображает схему слова на доске)
Н: «Птица». Это предмет. Задаю вопрос к слову. Кто это? Птица. (Изображает схему слова на доске)
Р: «Белка». Это предмет. Задаю вопрос к слову. Кто это? Белка. (Изображает схему слова на доске)
2 этап: Введение учебно-практической задачи.
Вид работы: упражнение (продолжение прежнего упражнения)
ОДЗ: создать ситуацию интеллектуального конфликта
УЗУ: создать ситуацию интеллектуального конфликта
Содержание:
У: «Прыгает»
И: Слово «прыгает». Это слово не называет предмет. Задаю вопрос: Кто это? Что это? Не подходит. Я не знаю как записать это слово. Оно не подходит нам.
У: Не подходит! Давайте подумаем, а почему у нас не получается записать это слово на доске.
Д: Мы не умеем записывать такие слова. Не знаем, как их записать. Мы знаем, что есть слова, которые называют предметы и отвечают на вопросы «Кто?» и «Что?». Их мы записывать умеем.
А как записать эти слова, которые не называют предметы и не отвечают на вопросы «Кто?» и «Что?» мы не знаем и не умеем.
3 этап: Формулирование учебной задачи
Вид работы: беседа по формулированию учебной задачи
ОДЗ: Сформулировать учебную задачу в словесной форме
УЗУ: Сформулировать учебную задачу в словесной форме
Организация: Для того чтобы разрешить конфликт, который у нас возник, нужно поставить задачу, а после ее решить. Давайте сформулируем учебную задачу, над которой мы сегодня будем работать.
Содержание:
Д: Нам нужно узнать, какие слова бывают кроме тех, что называют предметы и отвечают на вопросы «Кто?» и «Что?». Что это за слова, что они называют, на какие вопросы отвечают, и как их записывать?
4 этап: Моделирование учебной задачи
Вид работы: Работа по моделированию учебной задачи
ОДЗ: Сформулировать учебную задачу в знаково-символической форме
УЗУ: Сформулировать учебную задачу в знаково-символической форме
Организация: Сейчас нам необходимо будет перевести учебную задачу из словесной формы в модель. Предлагайте свои варианты.
Содержание:
Д: В модели нужно отобразить то, чего мы не знаем и то, что уже известно.
У: Так, ваши предложения?
Д:
Из этой модели видно, что есть слова, которые называют предмет и отвечают на вопросы «Кто?» и «Что?». Мы умеем записывать слова. Умеем записывать слова, которые называют предмет и отвечают на вопросы «Кто?» и «Что?».
Что нам нужно узнать?
«Прыгает» - это слово. Обозначим это на модели. Мы не знаем, что это слово называет и на какие вопросы отвечает. Покажем это на модели. А еще мы не знаем, как записать такие слова. Тоже это изобразим на модели.
У: Хорошо. Можно ли что-то изменить, или добавить, а может быть убрать из нашей модели?
Д: Да. И «прыгает» и «белка» - это слова. Из моделей это видно. Но слова – разные. Называют разное, отвечают на разные вопросы и записываются по-разному. Но есть у них общее – «слово». Покажем это на модели.
Эта модель – общая. На ней лучше видна работа слов.
5 этап: Решение учебной задачи:
Вид работы №1: Беседа
ОДЗ: Рассмотреть и обобщить теоретические аспекты формируемого понятия
УЗУ: Рассмотреть и обобщить теоретические аспекты формируемого понятия
Содержание:
У: Что вы можете сказать о словах «прыгает» и «белка»?
Д: Слово «белка» - предмет. Это такое животное. Мы можем задать вопрос: кто это? Белка. Слово «прыгает» - не предмет. К нему нельзя задать вопрос «Кто?» или «Что?».
У: Придумайте еще слова, которые можно объединить в одну группу со словом «прыгает».
Д: «Бегает», «плавает», «играет», «смеется», «сидит».
У: Почему вы назвали именно эти слова?
Д: Это то, что предмет делает, его действия.
У: Так, продолжайте.
Д: Есть слова, которые называют предметы. А есть слова, которые называют действия предмета.
У: Покажите это на модели.
У: Так, идем дальше. Что выясним теперь?
Д: Нужно выяснить вопрос, на который отвечают слова, которые называют действия предмета.
У: Как это можно сделать?
Д: Задам вопрос к слову «прыгает». Кто прыгает? Девочка.
У: Ребята, подходит нам этот вопрос?
Д1: Нет, это неправильный вопрос. «Кто?» - вопрос к слову «девочка». Об этих словах мы уже знаем. Нужно задать вопрос к слову «прыгает».
У: Давайте поиграем с вами в игру. Костя, выходи, пожалуйста, к доске и изобрази жестами какое-либо действие.
Ребята, а наша с вами задача будет следующая: мы должны отгадать, что показывает Костя.
(Дети играют)
Д: Костя ест, Костя спит.
К: Правильно. А теперь?
Д: Поет? Кричит? Шумит? (дети предлагают различные варианты, на что Костя каждый раз отвечают: « Не верно!»)
Д1: А что ты делаешь?
У: Стоп игра. Дима, повтори еще раз свой вопрос.
Д: Что ты делаешь? Что ты сделал?
Д1: Я кажется, догадался. К словам, которые называют действия, мы можем задать вопрос «Что делаешь?» и «Что сделаешь?».
У: Все ли мы узнали об этих словах?
Д: Нет. Мы узнали, что называют слова и на какие вопросы они отвечают, но еще не знаем как они записываются. Для этого нужно придумать обозначение.
У: Ну так давайте придумаем.
Д: Можно обозначить вот так:
У: Ребята, как вам такая модель?
Д: Нет, она не подходит.
Этот значок не показывает слово. Нужна вот такая модель.
У: Так, а такая модель всем нравится?
Д: Нет! Если мы так запишем слова, то будет не понятно, как отличить их? Нужна вот такая схема:
У: Как вам такая схема, ребята?
Д: Подходит!
У: Да, я с вами соглашусь, что подходит. Но видите какое дело. Мы не первые с вами, кто учится читать и писать. И ребята, которые учились до вас, давно еще, уже придумали значок для обозначения таких слов. Загляните в букварь. Что там?
Д: Две черточки! Это и правда, удобнее. Не надо путаться в какую сторону рисовать черточку.
У: Это все?
Д: Еще нет. Нужно все внести в общую схему.
У: Действуйте.
Д:
Вид работы №2: Упражнение
ОДЗ: Закрепить умение записывать слова
УЗУ: Закрепить умение записывать слова
Организация: Поработаем с картинками на странице 11 букваря. Запишем на доске слова.
Р: Бабушка (что делает?). Вяжет.
О: Бабушка (что делает?). Спит.
Л: Воробей (что делает?). Летит.
Д: Воробей (что делает?). Сидит.
Ж: Мальчик (что делает?). Смеется.
Я: Мальчик (что делает?). Плачет.
У: Хорошо, ребята. Мы с вами прекрасно поработали, все успели сделать, узнали много нового и интересного, узнали, что бывают не только слова, которые называют предметы и отвечают на вопросы «Кто?» и «Что?», но и слова, которые называют действия предмета и отвечают на вопросы «Что делает?» и «Что сделает?». Научились их различать и записывать. Вы молодцы. Я вами довольна!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обучения грамоте по системе Эльконина - Давыдова.
Тема: "Обозначение глазных звуков после Ж и Ш. Орфограмма ЖИ-ШИ"...
Конспект урока обучения грамоте по системе Л.В.Занкова
Данный урок разработан по системе Л.В.Занкова в соответствии со стандартами второго поколения....
Конспект урока обучения грамоте Тема урока: «Гласные и согласные звуки» (УМК « Система Л.В.Занкова»)
Конспект урока обучения грамоте с использованием интерактивной доски, нетбуков для детей, Единой Коллекции ЦОР, CD Программно-методического комплекса "Развитие речи"для интерактивной доски...
конспект урока обучения грамоте по теме: "Звуки [д], [д\'] и буква д". 1 класс. Образовательная система "Школа 2100"
Конспект урока обучения грамоте по программе "Школа 2100"....
Конспект урока обучения грамоте 1 класс. (система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова). Тема. Повторение изученного. Формирование действий чтения и письма.
Тема урока. Повторение изученного. Формирование действий чтения и письма.Тип урока. Урок решения частных задач.Цель урока. Продолжить работу над формированием действий чтения и письма.Задачи урока.1) ...
Технологическая карта урока ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ по системе эльконина-давыдова
Понятия: живые и неживые предметы, слова-названия предметов...
Конспект урока обучения грамоте и письму на тему: «Введение букв А, O, как знаков для гласных звуков [a], [o]», учебник (УМК «Букварь» 1 класс, Репкин В.В, Восторгова Е.В., Левин В.А., система Эльконина-Давыдова)
Цели деятельности учителя: формирование условий для ознакомления учащихся с буквами А, О, как знаками для гласных звуков [a], [o];формирование умения обозначать в схемах звуки [a], [o] при составлении...