Конспект урока обучения грамоте в системе Эльконина-Давыдова
методическая разработка (1 класс) на тему

Зырянова Валерия Валентиновна

Цели и задачи урока:

 

Образовательные:

 - Формировать понятие о словах, которые называют действия и служат ответом на вопросы «Что делает?» и «Что сделает?».

- Формировать умение задавать вопрос к словам, которые называют действия

Воспитательные:

- Воспитывать в детях чувство эмпатии

- Воспитывать уважение к иному мнению

Развивающие:

- Развивать мыслительные операции (анализ, синтез) через моделирование учебных задач

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ed_glagoly.docx68.14 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока формирования учебного знания в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова.

Лингвистический анализ темы:

Глаго́л — часть речиобъединяющая слова, которые, по традиционному определению, обозначают действие или состояние и отвечают на вопросы что делать? что сделать? что делал(а, и, о)?.

Глагол может быть переходным и непереходным, возвратным и невозвратным. Как правило, в предложении глаголы выступают в качестве сказуемого. Например: Русалка плыла по реке голубой, озаряема полной луной… (М. Лермонтов); Так думал молодой повеса, летя в пыли на почтовых… (А. Пушкин)

Глагол в русском языке выражается в формах вида, лица, рода, числа, наклонения, времени, залога.

Дидактический анализ темы:

Предмет усвоения: Слова, которые называют действия.

КСО: Знание

Вид знания: Понятие

Характеристика понятия:

Термин – не вводится (Глагол)

Родовое отношение – не вводится (Часть речи)

Видовые признаки – называют действия; отвечают на вопросы «Что делает?» и «Что сделает?»

Средства усвоения:

- слово

- слова, которые называют предмет

- умение задавать вопросы, к словам, которые называют предмет

Этап усвоения: восприятие, осмысление

ФУД: материальное, в громкой речи

Характер деятельности: продуктивный

Цели и задачи урока:

Образовательные:

 - Формировать понятие о словах, которые называют действия и служат ответом на вопросы «Что делает?» и «Что сделает?».

- Формировать умение задавать вопрос к словам, которые называют действия

Воспитательные:

- Воспитывать в детях чувство эмпатии

- Воспитывать уважение к иному мнению

Развивающие:

- Развивать мыслительные операции (анализ, синтез) через моделирование учебных задач

Оборудование: Букварь.

Ход урока:

1 этап: Создание ситуации успеха:

Вид работы: упражнение

ОДЗ: Создание ситуации успеха, в которой дети могут самостоятельно решить учебную задачу известным способом действия

УЗУ: Создание ситуации успеха, в которой дети могут самостоятельно решить учебную задачу известным способом действия

Организация: Ребята! Я вам буду называть слова, а вы должны будете записать их на доске. Выходить будем по одному, начиная с первой парты 4 ряда. Паша, выходи к доске...

Содержание:

П: Слово «лампа». Это предмет. Задаю вопрос к слову. Что это? Лампа.

(Изображает схему слова на доске)

М: «Книга». Это предмет. Задаю вопрос к слову. Что это? Книга. (Изображает схему слова на доске)

К: «Яблоко». Это предмет. Задаю вопрос к слову. Что это? Яблоко. (Изображает схему слова на доске)

А: «Мальчик». Это предмет. Задаю вопрос к слову. Кто это? Мальчик. (Изображает схему слова на доске)

О: «Листок». Это предмет. Задаю вопрос к слову. Что это? Листок. (Изображает схему слова на доске)

Н: «Птица». Это предмет. Задаю вопрос к слову. Кто это? Птица. (Изображает схему слова на доске)

Р: «Белка». Это предмет. Задаю вопрос к слову. Кто это? Белка. (Изображает схему слова на доске)

2 этап: Введение учебно-практической задачи.

Вид работы: упражнение (продолжение прежнего упражнения)

ОДЗ: создать ситуацию интеллектуального конфликта

УЗУ: создать ситуацию интеллектуального конфликта

Содержание:

У: «Прыгает»

И: Слово «прыгает». Это слово не называет предмет. Задаю вопрос: Кто это? Что это? Не подходит. Я не знаю как записать это слово. Оно не подходит нам.

У: Не подходит! Давайте подумаем, а почему у нас не получается записать это слово на доске.

Д: Мы не умеем записывать такие слова. Не знаем, как их записать. Мы знаем, что есть слова, которые называют предметы и отвечают на вопросы «Кто?» и «Что?». Их мы записывать умеем.

А как записать эти слова, которые не называют предметы и не отвечают на вопросы «Кто?» и «Что?»  мы не знаем и не умеем.

3 этап: Формулирование учебной задачи

Вид работы: беседа по формулированию учебной задачи

ОДЗ:  Сформулировать учебную задачу в словесной форме

УЗУ: Сформулировать учебную задачу в словесной форме

Организация: Для того чтобы разрешить конфликт, который у нас возник, нужно поставить задачу, а после ее решить. Давайте сформулируем учебную задачу, над которой мы сегодня будем работать.

Содержание:

Д: Нам нужно узнать, какие слова бывают кроме тех, что называют предметы и отвечают на вопросы «Кто?» и «Что?». Что это за слова, что они называют, на какие вопросы отвечают, и как их записывать?

4 этап: Моделирование учебной задачи

Вид работы: Работа по моделированию учебной задачи

ОДЗ:  Сформулировать учебную задачу в знаково-символической форме

УЗУ: Сформулировать учебную задачу в знаково-символической форме

Организация: Сейчас нам необходимо будет перевести учебную задачу из словесной формы в модель. Предлагайте свои варианты.

Содержание:

Д: В модели нужно отобразить то, чего мы не знаем и то, что уже известно.

У: Так, ваши предложения?

Д:

   

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\Эльконин, моделирование\Слово.JPGC:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\Эльконин, моделирование\Вопросы 1.JPGC:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\Эльконин, моделирование\Существительное.JPG

Из этой модели видно, что есть слова, которые называют предмет и отвечают на вопросы «Кто?» и «Что?». Мы умеем записывать слова. Умеем записывать слова, которые называют предмет и отвечают на вопросы «Кто?» и «Что?».

Что нам нужно узнать?

«Прыгает» - это слово. Обозначим это на модели. Мы не знаем, что это слово называет и на какие вопросы отвечает. Покажем это на модели. А еще мы не знаем, как записать такие слова. Тоже это изобразим на модели.

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\Эльконин, моделирование\Слово.JPGC:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\Эльконин, моделирование\Вопросы 2.JPGC:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\Эльконин, моделирование\что это.JPG

У: Хорошо. Можно ли что-то изменить, или добавить, а может быть убрать из нашей модели?

Д: Да. И «прыгает» и «белка» - это слова. Из моделей это видно. Но слова – разные. Называют разное, отвечают на разные вопросы и записываются по-разному. Но есть у них общее – «слово». Покажем это на модели.

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\Эльконин, моделирование\Слово.JPGC:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\Эльконин, моделирование\Вопросы 1.JPGC:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\Эльконин, моделирование\Существительное.JPG

                                         C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\Эльконин, моделирование\Вопросы 2.JPGC:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\Эльконин, моделирование\что это.JPG

Эта модель – общая. На ней лучше видна работа слов.

5 этап: Решение учебной задачи:

Вид работы №1: Беседа

ОДЗ: Рассмотреть и обобщить теоретические аспекты формируемого понятия

УЗУ: Рассмотреть и обобщить теоретические аспекты формируемого понятия

Содержание:

У: Что вы можете сказать о словах «прыгает» и «белка»?

Д: Слово «белка» - предмет. Это такое животное. Мы можем задать вопрос: кто это? Белка. Слово «прыгает» - не предмет. К нему нельзя задать вопрос «Кто?» или «Что?».

У: Придумайте еще слова, которые можно объединить в одну группу со словом «прыгает».

Д: «Бегает», «плавает», «играет», «смеется», «сидит».

У: Почему вы назвали именно эти слова?

Д: Это то, что предмет делает, его действия.

У: Так, продолжайте.

Д: Есть слова, которые называют предметы. А есть слова, которые называют действия предмета.

У: Покажите это на модели.

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\Эльконин, моделирование\Слово.JPGC:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\Эльконин, моделирование\Вопросы 3.JPGC:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\Эльконин, моделирование\что это.JPG

У: Так, идем дальше. Что выясним теперь?

Д: Нужно выяснить вопрос, на который отвечают слова, которые называют действия предмета.

У: Как это можно сделать?

Д: Задам вопрос к слову «прыгает». Кто прыгает? Девочка.

У: Ребята, подходит нам этот вопрос?

Д1: Нет, это неправильный вопрос. «Кто?» - вопрос к слову «девочка». Об этих словах мы уже знаем. Нужно задать вопрос к слову «прыгает».

У: Давайте поиграем с вами в игру. Костя, выходи, пожалуйста, к доске и изобрази жестами какое-либо действие.

Ребята, а наша с вами задача будет следующая: мы должны отгадать, что показывает Костя.

(Дети играют)

Д: Костя ест, Костя спит.

К: Правильно. А теперь?

Д: Поет? Кричит? Шумит? (дети предлагают различные варианты, на что Костя каждый раз отвечают: « Не верно!»)

Д1: А что ты делаешь?

У: Стоп игра. Дима, повтори еще раз свой вопрос.

Д: Что ты делаешь? Что ты сделал?

Д1: Я кажется, догадался. К словам, которые называют действия, мы можем задать вопрос «Что делаешь?» и «Что сделаешь?».

У: Все ли мы узнали об этих словах?

Д: Нет. Мы узнали, что называют слова и на какие вопросы они отвечают, но еще не знаем как они записываются. Для этого нужно придумать обозначение.

У: Ну так давайте придумаем.

Д: Можно обозначить вот так:

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\Эльконин, моделирование\Слово.JPGC:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\Эльконин, моделирование\Вопросы 4.JPGC:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\Эльконин, моделирование\круг.JPG

У: Ребята, как вам такая модель?

Д: Нет, она не подходит.
Этот значок не показывает слово. Нужна вот такая модель.

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\Эльконин, моделирование\Слово.JPGC:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\Эльконин, моделирование\Вопросы 4.JPGC:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\Эльконин, моделирование\Существительное.JPG

У: Так, а такая модель всем нравится?

Д: Нет! Если мы так запишем слова, то будет не понятно, как отличить их? Нужна вот такая схема:

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\Эльконин, моделирование\Слово.JPGC:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\Эльконин, моделирование\Вопросы 4.JPGC:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\Эльконин, моделирование\Вариант.JPG

У: Как вам такая схема, ребята?

Д: Подходит!

У: Да, я с вами соглашусь, что подходит. Но видите какое дело. Мы не первые с вами, кто учится читать и писать. И ребята, которые учились до вас, давно еще, уже придумали значок для обозначения таких слов. Загляните в букварь. Что там?

Д: Две черточки! Это и правда, удобнее. Не надо путаться в какую сторону рисовать черточку.

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\Эльконин, моделирование\Слово.JPGC:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\Эльконин, моделирование\Вопросы 4.JPGC:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\Эльконин, моделирование\Глагол.JPG

У: Это все?

Д: Еще нет. Нужно все внести в общую схему.

У: Действуйте.

Д:

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\Эльконин, моделирование\Слово.JPGC:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\Эльконин, моделирование\Вопросы 1.JPGC:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\Эльконин, моделирование\Существительное.JPG

                                      C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\Эльконин, моделирование\Вопросы 4.JPG    C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\Эльконин, моделирование\Глагол.JPG

Вид работы №2: Упражнение

ОДЗ: Закрепить умение записывать слова

УЗУ: Закрепить умение записывать слова

Организация: Поработаем с картинками на странице 11 букваря. Запишем на доске слова.

Р: Бабушка (что делает?). Вяжет.

О: Бабушка (что делает?). Спит.

Л: Воробей (что делает?). Летит.

Д: Воробей (что делает?). Сидит.

Ж: Мальчик (что делает?). Смеется.

Я: Мальчик (что делает?). Плачет.

У: Хорошо, ребята.  Мы с вами прекрасно поработали, все успели сделать, узнали много нового и интересного, узнали, что бывают не только слова, которые называют предметы и отвечают на вопросы «Кто?» и «Что?», но и слова, которые называют действия предмета и отвечают на вопросы «Что делает?» и «Что сделает?». Научились их различать и записывать. Вы молодцы. Я вами довольна!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте по системе Эльконина - Давыдова.

Тема: "Обозначение глазных звуков после Ж и Ш. Орфограмма ЖИ-ШИ"...

Конспект урока обучения грамоте по системе Л.В.Занкова

Данный урок разработан по системе Л.В.Занкова в соответствии со стандартами второго поколения....

Конспект урока обучения грамоте Тема урока: «Гласные и согласные звуки» (УМК « Система Л.В.Занкова»)

Конспект урока обучения грамоте  с использованием интерактивной доски, нетбуков для детей, Единой Коллекции ЦОР,  CD Программно-методического комплекса "Развитие речи"для интерактивной доски...

Конспект урока обучения грамоте 1 класс. (система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова). Тема. Повторение изученного. Формирование действий чтения и письма.

Тема урока. Повторение изученного. Формирование действий чтения и письма.Тип урока. Урок решения частных задач.Цель урока. Продолжить работу над формированием действий чтения и письма.Задачи урока.1) ...

Технологическая карта урока ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ по системе эльконина-давыдова

Понятия: живые и неживые предметы, слова-названия предметов...

Конспект урока обучения грамоте и письму на тему: «Введение букв А, O, как знаков для гласных звуков [a], [o]», учебник (УМК «Букварь» 1 класс, Репкин В.В, Восторгова Е.В., Левин В.А., система Эльконина-Давыдова)

Цели деятельности учителя: формирование условий для ознакомления учащихся с буквами А, О, как знаками для гласных звуков [a], [o];формирование умения обозначать в схемах звуки [a], [o] при составлении...