Рабочая программа по технологии 1 класс
календарно-тематическое планирование на тему

Лукьянова Татьяна Николаевна

Рабочая программа  по технологии 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya.doc118.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Дуденевская средняя общеобразовательная школа

                                                                                            «УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы: __________

/Мыльникова О.А./

                                                                                «__»  ___________2014 г

Рабочая программа

по технологии

1 класс

                                                                                                                      Составитель:

Лукьянова Татьяна Николаевна,

 учитель начальных классов

2014 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по  технологии  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом рекомендаций Примерной программы образовательного учреждения, авторской программы общеобразовательных учреждений Н.М. Конышевой «Художественно-конструкторская деятельность» для 1-4 классов»

Содержание программы рассчитано на 33 часа (1 час в неделю). Для реализации программы используют учебники и учебно-методические пособия:

- Технология. Наш рукотворный мир: учебник для 1 класса общеобразовательных   учреждений  /Н.М. Конышева.– Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011;

  • Технология: рабочая тетрадь №1, №2  к учебнику «Наш рукотворный мир» для 1 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. /Н.М. Конышева.– Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011;
  • Программы общеобразовательных учреждений. Н.М. Конышева. Образовательная область «Технология». Художественно-конструкторская деятельность./ Программа и тематическое планирование. 1-4 классы – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010;
  • Технология: Методические рекомендации к учебнику «Наш рукотворный мир» для 1 кл. /Н.М. Конышева. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.

Основная цель изучения данного предмета заключается в углублении общеобразовательной подготовки школьников, формировании их духовной культуры и всестороннем развитии личности на основе интеграции понятийных (абстрактных), наглядно-образных и наглядно-действенных компонентов познавательной деятельности. В качестве результата изучения данного предмета предполагается формирование универсальных учебных действий всех видов: познавательных, регулятивных, коммуникативных, а также личностных качеств учащихся.

Задачи изучения дисциплины:

• формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;

• формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой;

• расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей, формирование представлений о ценности предшествующих культур и понимания необходимости их сохранения и развития;

• расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования; формирование практических умений использования различных материалов в творческой преобразовательной деятельности;

• развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции; создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности;

• развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекцию и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);

• формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации, отбирать, анализировать и использовать информацию для решения практических задач;

• формирование коммуникативной культуры, развитие активности, инициативности;

Согласно утвердившемуся у нас традиционному взгляду, роль уроков технологии в основном сводится к ремесленно-технологическому образованию, что искусственно ограничивает их реальные образовательные, воспитательные и развивающие возможности.

В действительности же эти уроки уникальны и исключительно важны для общего развития детей, особенно в младшем школьном возрасте. Их специфические возможности в системе общего образования наиболее ярко выражаются в следующих взаимосвязанных аспектах:

1) возможность активизации познавательной деятельности и углубления общего образования (за счёт соединения различных форм познания, видов деятельности и специфической содержательной базы предмета);

2) возможность самореализации и социальной адаптации личности (через формирование комплекса социально ценных умений и развитие творчества);

3) возможность гармонизации развития личности (на основе более реалистического учёта в образовательном процессе психофизиологических возможностей ребёнка и природных закономерностей развития).

Уроки технологии, построены с учётом единства художественного и конструкторского аспектов деятельности, могут занять очень заметное место во всестороннем и гармоничном развитии личности школьников, поскольку оказывают положительное воздействие на разные структуры личности.

Значительное внимание в возрастной период 7-10 лет приходится уделять развитию основных психофизиологических и функциональных возможностей детей, на основе которых можно построить их полноценную познавательную деятельность. В частности, у первоклассников недостаточно развита координация мелких движений руки, поэтому предусмотренная в программе система практических операций способствует ускорению и гармонизации психофизиологического развития ребенка. Ученики осваивают разные способы обработки материалов, учатся пользоваться простейшими ручными инструментами и выполнять практические операции. Это позволяет развивать основные сенсорные процессы, которые сами по себе являются «входными воротами» всякого познания. При этом не ставится задача дать детям какие-то систематические специальные знания о материалах. Необходимо сформировать у первоклассников своеобразное «чувство материала», без которого невозможна свободная художественно-конструкторская деятельность. Дети постепенно приобретают привычку самостоятельно экспериментировать с материалами, работать творчески и безбоязненно. В то же время следует приучать их к тщательности и аккуратности в выполнении практических операций, формировать привычку доводить начатое дело до конца.

Очень важно сформировать у детей надёжные практические умения, приёмы действий с простейшими ручными инструментами: научить их правильно работать ножницами; быстро и качественно выполнять разметку с помощью шаблона, линейки, сгибанием; аккуратно и правильно работать с клеем и проч. Выработанные на данном этапе приёмы работы, культура практического труда, организованность, привычка к порядку позволят в дальнейшем решать настоящие поисковые, творческие задачи, не отвлекаясь на эти технические «мелочи».

С другой стороны, возраст 6–7 лет является наиболее сенситивным в плане интеллектуального развития. В этот период дети обычно с удовольствием решают всевозможные логические задачи, любят головоломки – особенно если работа в разумных пропорциях распределяется между головой и руками. Именно это и позволяет наилучшим образом «ввести» учеников в мир разумного, интересного, творческого труда, не сводимого лишь к механическому упражнению рук. Программа предлагает такую последовательность занятий, при которой действия руки постепенно дисциплинируются, всё более подчиняясь интеллекту. На начальных этапах первоклассник, например, учится вырезать уже размеченные детали, чтобы тут же решить с их помощью несложную логическую задачу. Позже ему нужно будет уже самостоятельно определить, какие из предложенных деталей понадобятся для работы, и вырезать только их. В дальнейшем разметку вообще предстоит осуществлять самостоятельно.

Значительное место отводится формированию у первоклассников приёмов умственной деятельности и развитию познавательных процессов. Именно практические результаты могут весьма эффективно продемонстрировать ученику, насколько хорошо он сумел рассмотреть, проанализировать, запомнить то, что предлагает учитель (т. е. выявляют качество его познавательных действий). А потому важно не сводить работу к механическому повторению, а заставлять детей думать, осуществлять самостоятельную ориентировку в задании и т. д. Таким образом, выполняя те или иные практические действия, первоклассник не просто изготавливает поделки и «набивает руку» на обработке материалов, а всякий раз осуществляет активную познавательную деятельность.

Параллельно с решением разнообразных логических задач программа предусматривает и творчество иного плана – художественно-эстетического. Эти задания предполагают обязательное обогащение чувственного опыта ребёнка. Поскольку успешность любых видов творчества прямо пропорциональна этому опыту и запасу впечатлений, их целенаправленное обогащение – один из главных компонентов программы первого класса. Прежде всего на этом этапе закладывается фундамент понимания выразительности образов природы, формируются способы восприятия

объектов природы и использования полученных впечатлений в творческих работах. Дети учатся внимательно всматриваться в особенности природных форм, видеть прекрасное в обыденном, во всём угадывать живую душу.

Основные содержательные компоненты программы первого класса

           Культура и организация труда

Своевременная и правильная подготовка к уроку необходимых материалов, инструментов и приспособлений; правильное размещение их на рабочем месте. Поддержание порядка на рабочем месте в течение урока. Уборка рабочих мест в конце урока. Правила безопасной работы с ножницами и иглой. Использование макулатуры при работе с клеем.

          Приёмы обработки различных поделочных материалов

Обработка бумаги и картона (сгибание, скручивание, обрывание, разрезание, сминание); лепка из пластилина и фольги; работа с природными и разными утилизированными материалами; соединение деталей при помощи клея; сборка изделий из деталей «Конструктора»; витьё и плетение из волокнистых материалов; пришивание пуговиц.

          Работа с простейшими ручными инструментами

Приёмы работы с карандашом, ножницами, иглой, стекой, фальцовкой (гладилкой).

          Приёмы и правила разметки деталей

Разметка сгибанием, по шаблону, на глаз и от руки. Экономное расходование материалов при разметке.

           Информационно-познавательные умения, развитие познавательной самостоятельности и умения работать  под руководством учителя

Восприятие, оценка, анализ информации при работе с учебником и другими учебно-дидактическими материалами (рисунки, схемы, инструкции и проч.). Организация работы в соответствии с поставленной задачей и учебной информацией. Наблюдения и опыты в 1 классе: простейшие опыты по механической обработке различных материалов (бумаги разных сортов, фольги, пластилина, теста, засушенных листьев и др.) и наблюдение их конструктивно-технологических и декоративно-художественных свойств (хрупкость, вязкость, пластичность, липкость, сухость, способность к деформации и сохранению формы и проч.); рассматривание устройства и образов объектов природы и окружающего мира (форма и окраска цветов, листьев, грибов, птиц, снежинок, животных, насекомых; осенний, зимний и весенний пейзажи; букеты; салют; закладки, открытки и т. д.); сравнение различных способов обработки материалов. Логические задачи, задания на пространственное мышление: аппликации из геометрических фигур, разрезные картинки; достраивание симметричных форм; трансформация плоского листа в объёмную форму; поиск закономерности в конструировании форм и изображений.

К концу первого класса учащиеся должны

 знать:

– основные требования культуры труда (о необходимости своевременной подготовки и уборки рабочего места, поддержания порядка на рабочем месте в течение урока; об использовании макулатуры при работе с клеем);

– правила безопасной работы с ножницами и иглой;

– правила рациональной разметки деталей на бумаге (разметка на изнаночной стороне материала; экономия материала при разметке);

– назначение шаблона, стеки, гладилки;

– правила вырезания детали ножницами из листа бумаги:

а) «режем средней частью лезвий, поворачиваем в руке не ножницы, а бумагу»;

б) «сначала форма обрезается «грубо», а затем вырезается точно по контуру»;

– что сгибы в изделиях из плотной бумаги или картона необходимо предварительно продавить с помощью специального инструмента;

уметь:

– соблюдать культуру труда и технику безопасности при работе над изделиями;

– использовать правила и приёмы рациональной разметки;

– выполнять разметку сгибанием, по шаблону, на глаз и от руки;

– аккуратно и ровно сгибать бумагу, пользоваться гладилкой;

– аккуратно вырезать детали из бумаги по прямолинейному и криволинейному контуру;

– аккуратно и точно выкраивать детали из бумаги способом обрывания;

– аккуратно, быстро и равномерно наносить клей и приклеивать детали из бумаги;

– аккуратно наклеивать засушенные листья и цветы на плотную бумагу;

– выполнять простые формы и конструкции из пластилина, пользоваться стекой;

– плести «косичку» из трёх нитей;

– пришивать пуговицы;

– выполнять комбинированные работы из разных материалов;

– самостоятельно подбирать материал, выбирать и осуществлять наиболее подходящие приёмы практической работы, соответствующие заданию;

– воспринимать инструкцию (устную или графическую) и действовать в соответствии с инструкцией;

– внимательно рассматривать и анализировать простые по конструкции образцы и находить адекватные способы работы по их воссозданию;

– устанавливать несложные логические взаимосвязи в форме и расположении отдельных деталей конструкции и находить адекватные способы работы по её созданию;

– создавать в воображении несложный художественный замысел, соответствующий поставленной задаче, и находить адекватные способы его практического воплощения


Дата

№ урока

Тема урока

Содержание урока

Изделие

1 четверть ( 9ч. )

1.

Вводный урок

Организация рабочего места, инструменты и материалы. ТБ при работе на уроках. Рассматривание изделий учеников

2.

Комбинированные технологии

Манипуляции с материалами, освоение приема соединения частей в целое

«Праздничный салют»- панно

3.

Работа с природными материалами

Создание декоративного образа по аналогии с образами природы

Аппликация из засушенных листьев «Аквариум»

4.

Экскурсия

Сбор и обработка природных материалов

5.

Работа с бумагой

Освоение декоративных приемов

Композиция с логическим содержанием «Закладка»

6.

Работа с бумагой

Приемы творчества в создании композиции

Композиция из геометрических фигур

7.

Комбинированные технологии

Конструктивный праксис

«Букет для учителя»

8.

Работа с текстильными материалами

Освоение приемов работы с иглой

«Закладка»

9.

Работа с бумагой

Создание декоративного образа по аналогии с природой  

«Осенний ковер»- панно

2 четверть (8 ч. )

10.

Работа с природными материалами

Освоение приемов коллективного творчества в создании композиции. Создание симметричных фигур.

«Осень»

11.

Композиционная аппликация «Аквариум», «Бабочка»

12.

Работа с текстильными материалами

Освоение приемов работы с иглой

«Рамка для фотографии»

13.

Конструирование

Знакомство с поделочными материалами, их декоративными  свойствами

«Зимний пейзаж»

14.

Работа с бумагой

Создание симметричных фигур с несколькими осями симметрии

«Снежинки»

15.

Комбинированные технологии

Моделирование формы, выбор материалов для отделки.

«Елочные украшения из яичной скорлупы»

16.

Работа с бумагой

Создание творческих работ определенного настроения

«Снеговик» - панно

17.

Конструирование

Выражение праздничного стиля вещей через конструкцию и декор.

Ёлочные украшения

3 четверть (9 часов)

1.

Работа с природными материалами

Использование различных природных и подручных материалов, подходящих по фактуре, крепление их на листе.

Коллаж «Зимняя сказка»

2.

Конструирование

Отработка приема наклеивания большого листа  бумаги на картон. Сборка конверта. Декорирование мозаичного полотна.

Мозаика. Конверт для мозаики

3.

Комбинированные технологии

Освоение новой технологии подвижного соединения деталей игрушки при помощи нитки, мелких винтиков.

Кукла-марионетка

4.

Конструирование

Представление о бумагопластике, моделирование объемной формы из плоского листа.

Открытка с секретом

5.

Комбинированные технологии

Освоение новых материалов (фотоплёнка), моделирование, декорирование изделия.

Закладка из фотопленки

6.

Комбинированные технологии

Наклеивание закрепляющей бумагу ткани. Изучение способов пришивания пуговиц.

Пришивание пуговиц

7.

Работа с бумагой

Знакомство с новыми способами обработки бумаги(вырезание отверстий в листе, изготовление объемных цветов)

Открытка

8.

Комбинированные технологии

Приемы соединения деталей переплетением. Декорирование закладки.

Плетеная закладка

9.

Конструирование

Подбор, разметка, соотнесение с образцом. Самостоятельное декорирование картинки.

Жар-птица

4 четверть (7 часов)

1.

Комбинированные технологии

Освоение приемов работы с поделочными материалами, их декоративными  свойствами

Коллаж «Весенний пейзаж»

2.

Работа с бумагой

Закрепление принципа вырезания симметричных фигур, декорирование фотопейзажа фигурами птиц.

Панно «Птицы прилетели»

3.

Работа с текстильными материалами

Знакомство с различными способами обработки ткани.

Кукла из перчатки.

4.

Работа с текстильными материалами

Оформление куклы, придание ей характера.

Кукла из перчатки.

5.

Конструирование

Проверочная работа, требующая сообразительности, пространственного мышления, аккуратности, координации движений.

Разрезные фигуры.

6.

Конструирование

Тест на выявление творческих способностей. Использование разных материалов и приемов работы: подклеивание деталей из бумаги, ткани или природных материалов, подрисовывание.

Превращение кляксы.

7.

Итоговый урок

Выставка лучших работ учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программапо русскомуязыку УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по русскому языку УМК "Перспективная начальная школа"  включает в себя предметн...

Рабочая программапо окружаещему миру 4 класс.УМК"Школа России"

УМК "Школа России".Рабочая программа ,календарно-тематическое планирование....

Рабочая программапо обучению грамоте (чтение)

Рабочая программа по курсу "Обучение граммоте" разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, с учётом авторской программы Н.В.Нечаевой. Программа охватывает добукварный и букварный пери...

рабочая программапо физической культуре

рабочая программа по физической культуре 1 класс...

рабочая программапо физической культуре 3

рабочая программа по физической культуре...

Рабочая программапо курсу «В гостях у сказки» 3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению  «В гостях у сказки» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного станд...

Рабочая программапо Кубановедение

Рабочая программа по Кубановедению составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Программа может быть использованна в образовательных учреждениях, возраст учащихся 6,5 - 11 лет....