Рабочая программа по математике 1 класс
календарно-тематическое планирование на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Дуденевская средняя общеобразовательная школа
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы: __________
/Мыльникова О.А./
«__» ___________2014 г
Рабочая программа
по математике
1 класс
Составитель:
Лукьянова Татьяна Николаевна,
учитель начальных классов
2014 год
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по математике для обучающихся 1` класса разработана на основе программы «Математика» А.Л.Чекина, Москва, Академкнига/учебник, 2011 год, в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования 2010г
Цель:
введение ребёнка в абстрактный мир математических понятий и их свойств, дать первоначальные навыки ориентации в той части реальной действительности, которая описывается (моделируется) с помощью этих понятий.
Задачи:
1. Овладение знаниями и умениями, необходимыми для успешного решения учебных и практических задач.
2. Развитие личности ребёнка, его мышления, памяти, внимания.
3. Формирование основ общих учебных умений и способов деятельности, связанных с методами познания окружающего мира, приёмов мыслительной деятельности(анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение), способов организации учебной деятельности.
Рабочая программа рассчитана на 132 часов.
2. Содержание обучения:
Числа и величины (28 ч)
Числа и цифры.
Первичные количественные представления: один и несколько, один и ни одного. Числа и цифры от 1 до 9. Первый, второй, третий и т. д. Счет предметов. Число 0 как количественный признак пустого множества и цифра 0. Сравнение групп предметов по количеству: больше, меньше, столько же. Сравнение чисел: знаки >, <, =. Однозначные числа. Десяток. Число 10. Счет десятками. Десяток и единицы. Двузначные числа. Разрядные слагаемые. Числа от 11 до 20, их запись и названия.
Величины.
Сравнение предметов по некоторой величине без ее измерения: выше-ниже, шире-уже, длиннее-короче, старше-моложе, тяжелее-легче. Отношение «дороже-дешевле» как обобщение сравнений предметов по разным величинам.
Первичные временные представления: части суток, времена года, раньше-позже, продолжительность (длиннее-короче по времени). Понятие о суточной и годовой цикличности: аналогия с движением по кругу.
Арифметические действия (48 ч)
Сложение и вычитание.
Сложение чисел. Знак «плюс» (+). Слагаемые, сумма и ее значение. Прибавление числа 1 и по 1. Аддитивный состав чисел 3, 4 и 5. Прибавление чисел 3, 4, 5 на основе их состава. Вычитание чисел. Знак «минус» ( - ). Уменьшаемое, вычитаемое, разность и ее значение. Вычитание числа 1 и по 1. Переместительное свойство сложения. Взаимосвязь сложения и вычитания. Табличные случаи сложения и вычитания. Случаи сложения и вычитания с 0. Группировка слагаемых. Скобки. Прибавление числа к сумме. Поразрядное сложение единиц. Прибавление суммы к числу. Способ сложения по частям на основе удобных слагаемых. Вычитание разрядного слагаемого. Вычитание числа из суммы. Поразрядное вычитание единиц без заимствования десятка. Увеличение (уменьшение) числа на некоторое число. Разностное сравнение чисел. Вычитание суммы из числа. Способ вычитания по частям на основе удобных слагаемых.
Сложение и вычитание длин.
Текстовые задачи (12 ч)
Знакомство с формулировкой арифметической текстовой (сюжетной) задачи: условие и вопрос (требование). Распознавание и составление сюжетных арифметических задач. Нахождение и запись решения задачи в виде числового выражения. Вычисление и запись ответа задачи в виде значения выражения с соответствующим наименованием.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры (28 ч)
Признаки предметов. Расположение предметов.
Отличие предметов по цвету, форме, величине (размеру). Сравнение предметов по величине (размеру): больше, меньше, такой же. Установление идентичности предметов по одному или нескольким признакам. Объединение предметов в группу по общему признаку. Расположение предметов слева, справа, вверху, внизу по отношению к наблюдателю, их комбинация. Расположение предметов над (под) чем-то, левее (правее) чего-либо, между одним и другим. Спереди (сзади) по направлению движения. Направление движения налево (направо), вверх (вниз). Расположение предметов по порядку: установление первого и последнего, следующего и предшествующего (если они существуют).
Геометрические фигуры и их свойства.
Первичные представления об отличии плоских и искривленных поверхностей. Знакомство с плоскими геометрическими фигурами: кругом, треугольником, прямоугольником. Распознавание формы данных геометрических фигур в реальных предметах. Прямые и кривые линии. Точка. Отрезок. Дуга. Изображение направленных отрезков (дуг) с помощью стрелок. Пересекающиеся и непересекающиеся линии. Точка пересечения. Ломаная линия. Замкнутые и незамкнутые линии. Замкнутая линия как граница области. Внутренняя и внешняя области по отношению к границе. Замкнутая ломаная линия. Многоугольник. Четырехугольник. Пересечение прямых линий под прямым углом. Прямоугольник. Симметричные фигуры.
Геометрические величины (10 ч)
Первичные представления о длине пути и расстоянии. Их сравнение на основе понятий «дальше-ближе» и «длиннее-короче».
Длина отрезка. Измерение длины. Сантиметр как единица длины. Дециметр как более крупная единица длины. Соотношение между дециметром и сантиметром (1 дм = 10 см). Сравнение длин на основе их измерения.
Работа с данными (6 ч)
Таблица сложения однозначных чисел (кроме 0). Чтение и заполнение строк, столбцов таблицы. Представление информации в таблице. Таблица сложения как инструмент выполнения действия сложения над однозначными числами.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты |
Учащиеся научатся: • читать и записывать все однозначные числа и числа второго десятка, включая число 20; • вести счет как в прямом, так и в обратном порядке (от 0 до 20); • сравнивать изученные числа и записывать результат сравнения с помощью знаков (>, <, =); • записывать, действия сложения и вычитания, используя соответствующие знаки (+, -); • употреблять термины, связанные с действиями сложения и вычитания (плюс, сумма, слагаемые, значение суммы; минус, разность, уменьшаемое, вычитаемое, значение разности); • пользоваться справочной таблицей сложения однозначных чисел; • воспроизводить и применять табличные случаи сложения и вычитания; • применять переместительное свойство сложения; • применять правила прибавления числа к сумме и суммы к числу; • выполнять сложение на основе способа прибавления по частям; • применять правила вычитания числа из суммы и суммы из числа; • выполнять вычитание на основе способа вычитания по частям; • применять правила сложения и вычитания с нулем; • понимать и использовать взаимосвязь сложения и вычитания; • выполнять сложение и вычитание однозначных чисел без перехода через десяток; • выполнять сложение однозначных чисел с переходом через десяток и вычитание в пределах таблицы сложения, используя данную таблицу в качестве справочника; • распознавать на чертеже и изображать точку, прямую, отрезок, ломаную, кривую линию, дугу, замкнутую и незамкнутую линии; употреблять соответствующие термины; употреблять термин «точка пересечения»; • распознавать в окружающих предметах или их частях плоские геометрические фигуры (треугольник, четырехугольник, прямоугольник, многоугольник, круг); • чертить с помощью линейки прямые, отрезки, ломаные, многоугольники; • определять длину данного отрезка (в сантиметрах) при помощи измерительной линейки; • строить отрезки заданной длины при помощи измерительной линейки; • находить значения сумм и разностей отрезков данной длины при помощи измерительной линейки и с помощью вычислений; • выражать длину отрезка, используя разные единицы длины (например, 1 дм 6 см и 16 см); • распознавать симметричные фигуры и изображения; • распознавать и формулировать простые задачи; • употреблять термины, связанные с понятием «задача» (формулировка, условие, требование (вопрос), решение, ответ); • составлять задачи по рисунку и делать иллюстрации (схематические) к тексту задачи; • выявлять признаки предметов и событий, которые могут быть описаны терминами, относящимися к соответствующим величинам (длиннее-короче, дальше-ближе, тяжелее-легче, раньше-позже, дороже-дешевле); • использовать названия частей суток, дней недели, месяцев, времен года. Обучающиеся получат возможность научиться: • понимать количественный и порядковый смысл числа; • понимать и распознавать количественный смысл сложения и вычитания; • воспроизводить переместительное свойство сложения; • воспроизводить правила прибавления числа к сумме и суммы к числу; • воспроизводить правила вычитания числа из суммы и суммы из числа; • воспроизводить правила сложения и вычитания с нулем; • использовать «инструментальную» таблицу сложения для выполнения сложения однозначных чисел и соответствующих случаев вычитания; • различать внутреннюю и внешнюю области по отношению к замкнутой линии (границе); • устанавливать взаимное расположение прямых, кривых линий, прямой и кривой линии на плоскости; • понимать и использовать термин «точка пересечения»; • строить (достраивать) симметричные изображения, используя клетчатую бумагу; • описывать упорядоченные множества с помощью соответствующих терминов (первый, последний, следующий, предшествующий); • понимать суточную и годовую цикличность; • представлять информацию в таблице. | Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится: • принимать и сохранять учебную задачу; • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; • учитывать правило в планировании и контроле способа решения; • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; • адекватно воспринимать оценку учителя; • различать способ и результат действия; • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; • выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме. Выпускник получит возможность научиться: • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; • преобразовывать практическую задачу в познавательную; • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится: • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; • строить речевое высказывание в устной форме; • ориентироваться на разнообразие способов решения задач; • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; • устанавливать причинно-следственные связи; • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; • обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; • устанавливать аналогии. Выпускник получит возможность научиться: • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; • произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач. Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится: • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; • формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; • задавать вопросы; • контролировать действия партнера; • использовать речь для регуляции своего действия; • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание. Выпускник получит возможность научиться: • учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей; • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников; • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. |
Будут сформированы: • ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию; • мотивация к обучению и познанию; • уважительное отношение к труду; • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, • осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей; • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; • коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками. Получат возможность для формирования: • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения; • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности; • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»; • познавательной инициативы в оказании помощи соученикам посредством системы заданий. |
Практические работы
Форма проведения | Количество работ |
Контрольные работы | 2 |
Математические диктанты | 4 |
Самостоятельные работы | 10 |
Список рекомендуемой учебно-методической литературы:
Чекин А.Л. Математика. 1 класс: учебник. В 2 ч. – Москва, Академкнига/Учебник, 2011 год.
Юдина Е.П. Математика: Тетрадь для самостоятельной работы №1, №2. Москва: Академкнига/учебник, 2011 год.
Чекин А.Л.Математика: Методическое пособие для учителя. Москва: Академкнига/учебник, 2011 год.
Юдина Е.П. математика. 1 класс: Методическое пособие. Москва, Академкнига/учебник, 2011 год.
Календарно - тематическое планирование по математике. 1 класс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программапо русскомуязыку УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа по русскому языку УМК "Перспективная начальная школа" включает в себя предметн...
Рабочая программапо окружаещему миру 4 класс.УМК"Школа России"
УМК "Школа России".Рабочая программа ,календарно-тематическое планирование....
Рабочая программапо обучению грамоте (чтение)
Рабочая программа по курсу "Обучение граммоте" разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, с учётом авторской программы Н.В.Нечаевой. Программа охватывает добукварный и букварный пери...
рабочая программапо физической культуре
рабочая программа по физической культуре 1 класс...
рабочая программапо физической культуре 3
рабочая программа по физической культуре...
Рабочая программапо курсу «В гостях у сказки» 3 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «В гостях у сказки» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного станд...
Рабочая программапо Кубановедение
Рабочая программа по Кубановедению составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Программа может быть использованна в образовательных учреждениях, возраст учащихся 6,5 - 11 лет....