Портфолио педагога
методическая разработка на тему
У учителя должно быть «досье успехов», в котором отражается все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жизни учителя. Таким «досье успехов» может стать «портфолио педагога».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
portfolio.docx | 22.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Портфолио
педагога
(материалы ШМО)
Подготовила: Титовец М.А.
С.Новотроицкое, 2015 год
Портфолио в переводе с французского означает «излагать», «формулировать», «нести» и «лист», «страница» или «досье», «собрание достижений»; в переводе с итальянского означает «папка с документами», «папка специалиста». (Словарь иностранных слов)
Общее среднее образование является основным приоритетным направлением в образовательной политике страны, а педагог — один из тех, кто претворяет ее в жизнь.
Современная школа в условиях перехода на национальную модель образования нуждается в «новом» типе учителя — творчески думающего, обладающего современными методами и технологиями образования, приемами психолого-педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, умением прогнозировать свой конечный результат.
Проблема становления и развития профессионализма является общественно-государственной проблемой, решению которой отводится приоритетное направление. Не случайно основной целью образования становится не простая совокупность знаний, умений и навыков, а основанная на них личная, социальная и профессиональная компетентность — умение самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию, умение рационально и эффективно жить и работать в быстро
изменяющемся мире.
Учитель является главным действующим лицом любых школьных преобразований, которые требуют от него переориентации его деятельности на новые педагогические ценности, что, в свою очередь, высвечивает одну из основных проблем в работе по повышению профмастерства педагогов — формирование исследовательской культуры.
Сегодня учитель поставлен в такие условия, когда овладение исследовательскими навыками выступает обязательным условием его формирования как педагогического субъекта согласно новой парадигме и методологии образования. Лишь с таким педагогом можно говорить о качественном образовании, так как качество образования — это показатель развития общества, национальной культуры, национального самосознания.
Сегодня существует много подходов к формированию навыков рефлексии (самооценки) у учителя. Учителя не загонишь в формулу «знания — умения — навыки», и нет инструмента, которым можно измерить все благородство души учителя, неповторимые моменты его творчества в повторяющемся учебном процессе. Ничем не измеряются в труде учителя и озарения, которые не возникают из ничего и ниоткуда, а подготавливаются всем предыдущим опытом учителя, его бесконечными диалогами с самим собой.
С другой стороны, у учителя должно быть «досье успехов», в котором отражается все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жизни учителя. Таким «досье успехов» может стать «портфолио педагога».
Педагоги нашей школы ведут постоянную работу по обновлению содержания образования, совершенствованию учебной и воспитательной работы. Каждым педагогом в рамках общей методической темы ведется собственное исследование по индивидуальной теме. Результаты этой работы обобщаются на заседаниях школьных и районных методических объединений, публикуются статьи в сборниках и педагогических изданиях. У каждого учителя имеется научно-методическая папка (портфолио), в которой собрана по разделам вся информация о деятельности педагога, его достижениях, ходе работы над исследовательской темой.
Конкурентноспособность человека на рынке труда, как известно, во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда, поэтому важно использование технологии «портфолио учителя» для педагогического коллектива, особенно для вновь аттестуемых учителей.
Когда мы говорим о педагогических технологиях, часто возникает образ технократического феномена. Само слово «технология» действительно пришло из технического (а скорее, производственного) мира, хотя и произошло от греческого techne — искусство, мастерство, умение. Роль новых технологий скорее следует рассматривать как необходимое условие интеллектуального, творческого и нравственного развития.
Согласно современным словарям, портфолио — это полное собрание собственных достижений, своеобразное досье. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности: учебной, воспитательной, творческой, методической, исследовательской. Портфолио - это набор материалов, демонстрирующих умение учителя решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенный для оценки уровня профессионализма учителя.
Портфолио
это набор работ учителя, который связывает отдельные аспекты его деятельности в более полную картину | |
это спланированная заранее индивидуальная подборка достижений учителя | |
это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений учителя в определенный период его деятельности |
Практическая значимость портфолио
- Аттестация
- Лицензирование, аттестация, аккредитация ОУ
- Систематизация деятельности учителя
- Стимулирующий фактор
Диагностика профессиональной деятельности позволяет:
Учителю:
- реально представить результаты своего труда
- увидеть свои резервы
- иметь стимул к непрерывному самосовершенствованию
Диагностика профессиональной деятельности позволяет:
Администрации:
- осуществлять непрерывную диагностику результатов труда учителя
Обязательные части портфолио :
1. Общие сведения об учителе (анкеты, документы об образовании, повышении квалификации, о предыдущей присвоенной квалификации, награды, грамоты и т. д.)
2. Результаты учебно-методической работы (результаты аттестации учащихся и мониторингов знаний, методические разработки, участие учителя на окружных и городских мероприятиях, печатные работы и выступления и т. д.)
Структура портфолио
· Портфолио документов
· Портфолио работ
· Портфолио отзывов
Портфолио документов
Портфель сертифицированных (документированных) достижений
- Предоставить информацию об авторе
- Дать представление о результатах деятельности
- Отображение особенностей личности автора портфолио
Портфолио работ
Материалы, отражающие основные направления и виды деятельности
- Описание основных форм и направлений творческой активности
- Разработки педагога
Портфолио отзывов
Характеристики отношения учителя к различным видам деятельности
- Заключения
- Рецензии
- Рекомендательные письма
- Резюме
- Отзыв о работе в творческом коллективе
- Рефлексия
В связи с изменениями в образовании, его открытостью и доступностью, с учетом желаний общества и родителей наблюдать за работой школы и учителей, оценивать ее с точки зрения видов и качества предоставления образовательных услуг, к учителю предъявляются новые требования. Это нашло свое отражение в официальных документах: в законе «Об образовании в Российской Федерации» -ФЗ, новых ФГОС, в проекте профессионального стандарта педагога и других.
Наличие у педагога портфолио в электронном виде не вызывает сомнений в высоком уровне его профессионализма и ИКТ-компетентности, а это обязательное требование ФГОС второго поколения к учителю.
Примерная структура портфолио учителя
1. Общие сведения
· Дата рождения
· Образование
· Квалификация
· Специальность
· Стаж работы
· Сведения о повышении квалификации
· Награды
2. Методическая деятельность
· Модели уроков
· Планы уроков
· Методические разработки
· Анализ уроков
· Публикации
3. Работа с учащимися
· Описание творческих работ учащихся
· Научно-исследовательские работы учащихся
· Результаты участия в олимпиадах, конкурсах
· Участие в школьных мероприятиях
· Сценарии внеклассных мероприятий
4. Творческая деятельность
· Самообразование
· Участие в семинарах, конкурсах
· Участие в методическом объединении
· Участие в экспериментальной работе
· Внеклассные мероприятия
· Творческие работы учителя
Ученые в области информатизации образования рассматривают «электронное портфолио» как технологию, в которой раскрываются этапы, компоненты и механизмы представления и систематизации результатов профессионально-педагогической деятельности, ориентированную на формирование готовности кинновационной деятельности, как электронное средство и принцип организации профессионального портфолио.
«Электронное портфолио» рассматривается как наиболее эффективная форма решения задач развития учительского потенциала.
Электронное портфолио, подготовленное с помощью компьютерных средств, с использованием мультимедиа и читаемое с помощью компьютера, направлено на отражение динамики сформированности профессиональной педагогической деятельности и профессионального развития педагога в целом. Оно открыто демонстрирует достижения педагогов, что позволяет обществу и родителям объективно оценивать эффективность образовательной деятельности школы и ее успешность.
Педагог должен постоянно самосовершенствоваться и постоянно оценивать свою компетентность и эффективность профессиональной педагогической деятельности. Электронное портфолио позволяет представить динамику развития образовательного учреждения в целом и каждого педагога в отдельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Портфолио педагога
Материал для создания портфолио как для работы , так и для АТТЕСТАЦИИ.Материал соответствует всем нормативным требованиям...
электронное портфолио педагога
мини портфолио Барсуковой Надежды Валентиновны...
Портфолио педагога. Новые требования
Новые требования к оформлению портфолио педагога....
Портфолио педагога - психолога Гуржаповой Л.В.
Портфолио педагога - психолога...
Структура портфолио педагога
Материал для накопительской папки учителя начальных классов...
Портфолио педагога
Данный материал пригодится для составления портфолио педагога при аттестации.Содержит все необходимые разделы....
Портфолио педагога
Портфолио педагога (статья)...