ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.
статья на тему
Предварительный просмотр:
Ложкина Татьяна Владимировна,
учитель начальных классов МБОУ ООШ № 28
г.Белово, Кемеровская область
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.
Проектная деятельность в школе – это самостоятельная, творческая завершенная работа обучающихся, которая соответствует их возрастным возможностям и выполняется в соответствии с общим алгоритмом проектирования, от возникновения идеи до воплощения данной идеи в реальность.
Учебный проект ориентирован на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов. Темы проектов выбираются из содержания учебных предметов либо близкие к ним. Темы определяются учителем по определенному предмету, в соответствии с потребностями обучающихся, также тема проекта может быть предложена обучающимися исходя из их собственных интересов. Проблема проекта должна быть в области познавательных интересов ребенка, т.е. в зоне его ближайшего развития. Сам процесс работы над проектом включает в себя работу с различными источниками информации (книги, СМИ, интернет и тд.), экскурсии, возможно интервьюирование, анкетирование, какие-либо акции и само исследование. Неотъемлемой частью проекта является презентация творческой работы.
Проектная деятельность помогает учителю овладеть новыми образовательными технологиями, повысить эффективность образовательного процесса. Ученику же дает возможность создать что-то самостоятельно или в группе, используя и развивая свои творческие возможности.
В процессе работы над проектом обучающиеся научатся:
- приобретать знания самостоятельно;
-использовать приобретенные знания для решения конкретной задачи;
- делать выводы и заключения;
- пользоваться исследовательскими методами;
- научатся систематизировать полученную информацию;
- сотрудничать;
- работать в группах;
- получать эффективный результат решения проблемы в процессе совместной деятельности.
Типы проектов (классификация Н.Ю. Пахомовой):
- По виду деятельности: поисковый, исследовательский, конструирующий, творческий.
- По сфере применения результатов: экологический, социологический, культурологический, краеведческий, экономический, лингвистический.
- По организационным формам проведения работы: урочный, урочно-внеурочный, внеурочный, внешкольный.
- По видам презентации: издательский, инсценируемый, макетирующий, с использованием компьютерных технологий, интернета.
Учебный проект как деятельность включает в себя следующие этапы (Приложение 1):
- Погружение в проект. Учитель на данном этапе формирует проблему проекта, цель и задачи. Обучающиеся осуществляют вживание в ситуацию, принятие и уточнение целей и задач.
- Организация деятельности. Учитель организует деятельность, т.е. организовывает группы, распределяет амплуа в группах, планирует деятельность, предлагает возможные формы презентации. Обучающиеся осуществляют разбивку на группы, распределение ролей в группе, планирование работы, выбор форм и способа презентации проекта.
- Осуществление деятельности. Учитель не участвует, но консультирует, ненавязчиво контролирует, при необходимости дает новые знания. Обучающиеся работают самостоятельно, каждый в соответствии со своей ролью и сообща, консультируются, добывают недостающие знания, подготавливают презентацию.
- Презентация результатов. Учитель принимает отчет, обобщает, резюмирует полученные результаты, оценивает умение общаться, слушать, обосновывать свое мнение. Оценивает умение работать в группе на общий результат. Обучающиеся демонстрируют понимание проблемы, цели и задачи, умение планировать и осуществлять работу; представляют найденный способ решения проблемы; осуществляют взаимооценку деятельности и её результат.
Оценка. При оценке успешности обучающихся в проектной деятельности нужно понимать, что самой значимой оценкой для него является общее признание успешности. Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Можно оценивать:
- степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
- степень включенности в групповую работу и точность выполнения отведенной роли;
- практическое использование имеющихся знаний;
- количество новой информации используемой для выполнения проекта;
- оригинальность идеи, способа решения проблемы;
- уровень организации и проведения презентации.
Главным же результатом проектной деятельности в учебно-воспитательном процессе является формирование и воспитание личности, владеющей проектной и исследовательской технологией на уровне компетентности.
Приложение 1
Список литературы
- Кошман С.Н. Модернизация системы профессионального образования. – Москва. АСОУ, 2006.
- Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. - Москва. АРКТИ, 2003.
- Ступицкая М.А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами: рекомендации для учащихся, учителей и родителей. – Ярославль. Академия развития, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе
Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе позволяет мне повысить эффективность преподавания, более рационально и экономно использовать собственное время и силы....
Повышение качественной успеваемости через формирование и развитие учебной мотивации учащихся путем активного использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе
Статья раскрвает влияние ИКТ на развитие учебной мотивации младших школьников...
Методические рекомендации по использованию проектной деятельности в образовательном процессе
Использую в своей работе рекомендации А.И.Савенкова. Разработала методические рекомендации по использованию проектной деятельности в образовательном процессе ....
Презентация на тему «Связь урочной и внеурочной деятельности учителей начальной школы в процессе использования проектной деятельности».
Связь урочной и внеурочной деятельности учителей начальной школы в процессе использования проектной деятельности.Неоценимую роль играет способность учащегося работать в проектной или исследовательской...
Статья "Использование проектной деятельности в образовательном процессе, в работе с родителями"
Статья посвящена проблеме использования метода проектов в начальной школе.Использование метода проекта в начальной школе - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять с...
Методические рекомендации по использованию проектной деятельности в образовательном процессе
Использую в своей работе рекомендации А.И.Савенкова. Разработала методические рекомендации по использованию проектной деятельности в образовательном процессе ....