ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.
статья на тему

Ложкина Татьяна Владимировна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_proektnoy_deyatelnosti_v_uchebno.docx19.84 КБ

Предварительный просмотр:

Ложкина Татьяна Владимировна,

учитель начальных классов МБОУ ООШ № 28

 г.Белово, Кемеровская область

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.

      Проектная деятельность в школе – это самостоятельная, творческая завершенная работа обучающихся, которая  соответствует  их возрастным возможностям и выполняется в соответствии с общим алгоритмом проектирования, от возникновения идеи до воплощения данной идеи в реальность.

     Учебный проект ориентирован на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов.  Темы проектов выбираются из содержания учебных предметов либо близкие к ним. Темы определяются учителем по определенному предмету, в соответствии с потребностями обучающихся, также тема проекта может быть предложена обучающимися исходя из их собственных интересов. Проблема проекта должна быть в области познавательных интересов ребенка, т.е. в зоне его ближайшего развития.  Сам процесс работы над проектом включает в себя работу с различными источниками информации (книги, СМИ, интернет и тд.), экскурсии, возможно интервьюирование, анкетирование, какие-либо акции  и само исследование.  Неотъемлемой частью проекта является презентация творческой работы.

     Проектная деятельность помогает учителю овладеть новыми образовательными технологиями, повысить эффективность образовательного процесса. Ученику же дает возможность создать что-то самостоятельно или в группе, используя и развивая свои творческие возможности.

  В процессе работы над проектом обучающиеся научатся:

- приобретать знания самостоятельно;

-использовать приобретенные знания для решения конкретной задачи;

- делать выводы и заключения;

- пользоваться исследовательскими методами;

- научатся систематизировать полученную информацию;

- сотрудничать;

- работать в группах;

- получать эффективный результат решения проблемы в процессе совместной деятельности.

Типы проектов (классификация Н.Ю. Пахомовой):

  1.  По виду деятельности: поисковый, исследовательский, конструирующий, творческий.
  2. По сфере применения результатов: экологический, социологический, культурологический, краеведческий, экономический, лингвистический.
  3. По организационным формам проведения работы: урочный, урочно-внеурочный, внеурочный, внешкольный.
  4. По видам  презентации: издательский, инсценируемый, макетирующий, с использованием компьютерных технологий, интернета.

     Учебный проект как деятельность включает в себя следующие этапы (Приложение 1):

  1. Погружение в проект. Учитель на данном этапе формирует проблему проекта, цель и задачи. Обучающиеся осуществляют вживание в ситуацию, принятие и уточнение целей и задач.
  2. Организация деятельности. Учитель организует деятельность, т.е. организовывает группы, распределяет амплуа в группах, планирует деятельность, предлагает возможные формы презентации. Обучающиеся осуществляют разбивку на группы, распределение ролей в группе, планирование работы, выбор форм и способа презентации проекта.
  3. Осуществление деятельности. Учитель не участвует, но консультирует, ненавязчиво контролирует, при необходимости дает новые знания. Обучающиеся работают самостоятельно, каждый в соответствии со своей ролью и сообща, консультируются, добывают недостающие знания, подготавливают презентацию.
  4. Презентация результатов. Учитель принимает отчет, обобщает, резюмирует полученные результаты, оценивает умение общаться, слушать, обосновывать свое мнение. Оценивает умение работать в группе на общий результат. Обучающиеся демонстрируют понимание проблемы, цели и задачи, умение планировать и осуществлять работу; представляют найденный способ решения проблемы; осуществляют взаимооценку деятельности и её результат.

Оценка. При оценке успешности обучающихся в проектной деятельности нужно понимать, что самой значимой оценкой для него является общее признание успешности. Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Можно оценивать:

- степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;

- степень включенности в групповую работу и точность выполнения отведенной роли;

- практическое использование имеющихся знаний;

- количество новой информации используемой для выполнения проекта;

- оригинальность идеи, способа решения проблемы;

- уровень организации и проведения презентации.

     Главным же  результатом проектной деятельности в учебно-воспитательном процессе является формирование и воспитание личности, владеющей проектной и исследовательской технологией на уровне компетентности.

Приложение 1

     

   

Список литературы

  1. Кошман С.Н. Модернизация системы профессионального образования. – Москва. АСОУ, 2006.
  2. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении.  - Москва. АРКТИ, 2003.
  3. Ступицкая М.А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами: рекомендации для учащихся, учителей и родителей. – Ярославль. Академия развития, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе

Использование ИКТ   в учебно-воспитательном процессе позволяет мне повысить эффективность преподавания,  более рационально и экономно использовать собственное время и силы....

Методические рекомендации по использованию проектной деятельности в образовательном процессе

Использую в своей работе рекомендации А.И.Савенкова. Разработала методические рекомендации по использованию проектной деятельности в образовательном процессе ....

Презентация на тему «Связь урочной и внеурочной деятельности учителей начальной школы в процессе использования проектной деятельности».

Связь урочной и внеурочной деятельности учителей начальной школы в процессе использования проектной деятельности.Неоценимую роль играет способность учащегося работать в проектной или исследовательской...

Статья "Использование проектной деятельности в образовательном процессе, в работе с родителями"

Статья посвящена проблеме использования метода проектов в начальной школе.Использование метода проекта в начальной школе - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять с...

Методические рекомендации по использованию проектной деятельности в образовательном процессе

Использую в своей работе рекомендации А.И.Савенкова. Разработала методические рекомендации по использованию проектной деятельности в образовательном процессе ....