Эссе "Моя педагогическая философия
статья на тему
Данное эссе написано мною для участия в конкурсе "Учитель года - 2010"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Эссе «Моя педагогическая философия»
Топоровой Алевтины Вениаминовны, учителя начальных классов муниципального общеобразовательного учреждения Комаровская средняя общеобразовательная школа Закрытого административно-территориального образования Комаровский Оренбургской области
Будь терпелив в ожидании чуда.
И будь готов для встречи с ним в ребёнке.
Ш.А. Амонашвили
Не один раз в своей жизни я задавала себе вопрос: «Кто я?» и всегда отвечала: «Я – учительница». Наверно, это неправильно. Наверно, правильно было бы, если бы я ответила: «Я – женщина», или: «Я – человек». Но «Я – учительница!». Мне кажется, что учитель – это даже не профессия. Это образ жизни. Это осознание огромной ответственности перед государством, обществом, и прежде всего – перед учеником. Каждый день на меня смотрят глаза моих учеников. За партами на моих уроках сидит будущее России. И в этом будущем мне тоже предстоит жить.
Как быстро летит время! Кажется, недавно закончила педучилище, а прошло уже 19 лет. Не так много, конечно, если сравнить с годами, отданными школе самым главным моим Педагогом, моей первой учительницей Рябининой Манефой Михайловной. Она посвятила школе 40 лет. Так что многое у меня ещё впереди!..
Тем не менее оглянуться есть на что. Что-то и за эти 19 лет понято, наработано. Были спады и подъёмы, радости и печали. Неизменным оставалось и остаётся одно: желание стремиться вперёд, быть всегда в поиске, никогда не останавливаться на достигнутом, обязательно преодолевать трудности, без которых не бывает радости побед.
Я всегда хотела и хочу, чтобы школа приносила радость детям. А радости без успехов, конечно, не бывает. Как много нужно приложить сил, отдать души, прежде чем увидишь эту радость. Трудно чем-либо измерить отдачу учителя. Да и возможно ли? Кто может подсчитать, сколько энергии, душевных сил, человечности, любви к детям отдаёт учитель, находясь вместе с ними? Где-то я слышала ,что по эмоциональной нагрузке труд учителя сравнивается с трудом начальника крупного цеха. Не берусь оспаривать это. Знаю одно: нужна любовь. Безмерная любовь к детям, искреннее желание всё делать для того, чтобы она стала обоюдной. Потому что только тогда могут восстанавливаться душевные силы, когда видишь, что твой труд приносит плоды, когда осознаёшь, что каждая встреча с детьми – радость, когда общение вызывает у всех подлинный интерес, когда в конце урока слышишь «Спасибо вам!..», когда выводится в тетради каждое слово не для отметки, а для ТЕБЯ, чтобы ТЕБЕ доставить радость, когда учится урок и для ТЕБЯ тоже, чтобы не обидеть, не огорчить.
Великий педагог В.А.Сухомлинский сказал: «Любимым учителем становится тот, кто каждый день открывается перед пытливым юным разумом и пламенным сердцем какой-то новой гранью. Если вы хотите быть любимым учителем, заботьтесь о том, чтобы питомцу вашему было что в вас открывать. Если же вы несколько лет один и тот же, если ушедший день ничего не прибавил к вашему богатству, вы можете стать постылым и даже ненавистным». Я полностью согласна с этим высказыванием.
Мечтаю о том времени, когда в школу будут приходить учителя, прошедшие конкурсный отбор, для которых работа в школе – это призвание. Если его место занимают профессионально неподготовленные люди, страдают дети. Если в начальной школе процесс обучения и воспитания осуществляется безразличными людьми, потери от такого обучения и воспитания невосполнимы. Известный русский педагог П.П.Блонский считал отношение учителя к ребёнку основным критерием его профессиональности: «Сейчас я быстро разгадаю, что за педагог передо мной, смотря по тому, говорит ли он со мной о детях и их психологии, или же говорит он о программах, требованиях начальства, методиках и т.д.». Учителю, как, может, никому другому, необходимо обладать не только талантом педагога, но и природным даром воспитателя. Он должен быть работоспособным, уметь тонко чувствовать индивидуальность каждого ребёнка, владеть методами и приёмами работы. Это должен быть человек большой души, любящий детей, способный без наигранности (ибо этого дети не прощают) стать им настоящим другом. Дети должны поверить в учителя безгранично, только тогда школа станет для них «Школой радости», а учение не будет сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти, а будет содействовать развитию ребёнка, его духовному обогащению.
Какие они разные, мои ученики: шалуны, забияки, тихони, отличники и не очень. О них я думаю практически постоянно. Не только об их настоящем, но и о будущем. Может, это звучит пафосно, но я иду на работу с горячим желанием добра и счастья детям. Я считаю себя ответственной за их судьбу, воспринимаю их интересы и дела, как собственные. Я переживаю за них: меня огорчают их неудачи, беды, я радуюсь их успехам, счастлива, когда они счастливы.
Когда-то моя первая учительница сказала о двух законах любви к детям. Первый: «Любовь к детям – это прежде всего требовательность к себе». Второй: «Любовь к детям – это разумная требовательность к ним». В своей работе я стараюсь следовать этим законам. В настоящее время требовательность в школе (к себе и к ученикам) приобретает едва ли не большее значение, чем когда бы то ни было.
Моё убеждение в том, что учитель при любых обстоятельствах должен уважать чувство достоинства каждого ученика. Только глубокое уважение и доверие, искренняя любовь к детям, бережное отношение к их чувствам могут создать обстановку взаимопонимания. Нужно учить детей отстаивать свои убеждения, основанные на чётком представлении о добре и зле. А ещё нужно просто любить свою работу. «Работа – лучший способ наслаждаться жизнью», - утверждал И.Кант. Так буду же ею наслаждаться, обладая большой силой учителя и воспитателя – умением владеть сердцами своих учеников.
Вот такова, в общих чертах, моя педагогическая философия. Завтра будет новый школьный день. Завтра в классе на меня будут смотреть глаза. Глаза моих учеников.
Топорова Алевтина Вениаминовна, учитель начальных классов,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Комаровская средняя общеобразовательная школа ЗАТО Комаровский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя педагогическая философия
Каждому человеку рано или поздно приходится делать судьбоносный выбор – выбор профессии, дела жизни....

моя педагогическая философия
Каждый день я открываю дверь класса, и ко мне обращаются взоры моих учеников, их светлые, ясные глаза, любопытные, добрые, оценивающие каждый мой шаг. Они многого ожидают от меня. И я дарю им счастье...
Эссе. Моя педагогическая философия
«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в, ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам дум...