Извинение.
план-конспект урока (1 класс) на тему
Урок риторики формирует умение уместно использовать различные формы выражения извинения, развивает диалогическую речь учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_ritoriki.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок риторики
22.02.2012г
Тема: Извинение.
Цели:
Образовательные:
- формирование умения концентрировать внимание и запоминать информацию;
- обучение детей уместному использованию различных форм выражения извинения.
Развивающие:
- развитие артикуляционного аппарата; монологической, диалогической речи учащихся,
- выразительность речи: интонации, мимики, жестов;
- развитие воображения, творческого мышления, коммуникативности.
Воспитательные:
- воспитание культуры речи, речевого поведения в различных ситуациях;
- воспитание любви к родному языку, нравственных качеств: вежливости, доброты;
- привитие культуры общения, навыков коллективной работы;
- воспитание чуткости, взаимопонимания.
Оборудование: учебник-тетрадь, слайды, проектор, герой - Риторик, доска, магнитофон.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Психологический настрой.
У. Улыбнитесь! Скажите друг другу добрые слова.
Д. Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
У. Почувствуйте поддержку своих товарищей, и их хорошее отношение к вам.
Это так важно!
II. Постановка цели урока.
У. – Сегодня мы поговорим о волшебных словах. Причем, не просто волшебных, а особенно волшебных. Но волшебные слова бывают разные. Сегодня мы узнаем волшебные слова на тему… Прочитайте на доске: "Извинение". Если даже плохая погода, пасмурно, сыро, грязно, холодно, стоит сказать волшебное слово и сразу станет теплее, радостнее на душе.
- Что же это за слова и почему они волшебные?
Д. – Спасибо, здравствуйте, добрый день, простите.
Д. – Эти слова несут добро и помогают людям жить, справляться с трудностями, легче переносить горе и беду!
У. – Как всегда на урок к нам пришел Риторик.
- Кто такой Риторик?
I слайд.
Д. – Мальчик, который красноречиво говорит и нас этому учит.
- Он приглашает нас попутешествовать по волшебному лесу, где под деревьями растут не грибы, а волшебные слова.
- Риторик собрал слова в корзины.
- Какие слова он собрал в I корзину? (Читаем вместе).
- А какие слова во II корзину? (Читаем вместе).
- Почему слова извини, извините, прости, простите во II корзине?
- Когда мы говорим эти слова?
Д. – Когда мы причинили неприятность человеку, случайно обидели его. Поняли, что поступили неправильно.
У. – В лесу часто грибники друг друга окликают, чтобы не заблудиться. Так чтобы не заблудиться разомнем язычок вместе с Риториком.
III. Речевая разминка «Разомнем язычок».
1. Коллективная работа.
У. – Разомнем язычок, произнесем скороговорку (дети стоят)
У Ивашки рубашка,
У рубашки кармашки.
С разными заданиями:
1-й раз – говорим медленно.
2-й раз – с нарастанием скорости (медленно – быстрее - еще быстрее)
3-й раз – быстро.
2. Работа в парах. (дети сидят)
У. – На пути нам встретился говорливый ручеек.
- Закройте глаза и представьте себе, что вы звонкий лесной ручеек, который бежит и несет радостную весть: «У Ивашки рубашка,
У рубашки кармашки» (звучит музыка).
- Представили. Откройте глаза. Создайте образ, используя голосовые средства выразительности, мимику, жесты и расскажите скороговорку своему соседу по парте, т. е. работаем в парах.
- Как произносим скороговорку?
Д. – Радостно, звонко, весело.
3. Оцените у кого всех лучше получилось показать у доски.
IV. Активизация полученных знаний.
Игра «Вежливые слова».
У. – Продолжаем наше путешествие. С какими вежливыми словами вы уже познакомились?
Д. – Пожалуйста, спасибо, добрый день, простите, до свидания и др.
У. – А зачем человек в речи использует вежливые слова?
У. – Есть такая игра – «Вежливые слова».
- И если вы вежливые ребята, то мы сейчас в нее поиграем. Будем путешествовать с Риториком и помогать ему употреблять волшебные слова.
II слайд.
- Риторик из леса вернулся в город. Ему нужно доехать до дома на автобусе. В автобусе он сел у окна и с удовольствием стал рассматривать улицу. Вдруг в автобус вошла женщина с маленьким ребенком на руках. Риторик встал и сказал: «Садитесь …»
Д. (хором). Пожалуйста.
У. – Женщина тоже была вежливая. Она поблагодарила Риторика и сказала ему …
Д. (хором). Спасибо.
У. – Вдруг автобус неожиданно остановился. Риторик не держался за поручень и упал на стоящего впереди мужчину. Мужчина хотел рассердиться и сказал Риторику, что надо держаться, но Риторик быстро сказал ему…
Д. (хором). Извините.
У. – И мужчина улыбнулся и сказал: «Ничего, бывает. Ты сам не ушибся?»
Итог: - Я вижу, что вы хорошо знаете волшебные слова. Старайтесь употреблять их почаще.
V. Введение новых теоретических сведений.
1. У. – Почему мужчина не рассердился на Риторика, а даже улыбнулся?
Д. – Он сказал ему: «Извините».
У. – А еще какие слова можно было ему сказать?
- Так когда мы произносим эти слова?
Д. – Когда мы причинили неприятность человеку, случайно обидели его. Поняли, что поступили неправильно.
У. – Кому приходилось извинятся, поднимите руки? Когда, расскажи! Кому приходилось наблюдать, как другие люди извиняются, поднимите руки?
- Сегодня мы узнаем, что такое извинение.
- Один ученик у нас получил задание посмотреть в словаре С.И. Ожегова значение этого слова.
Д. Извинение – это просить прощение.
2. Работа по учебнику.
З слайд. Извинение.
Извини (те),
Пожалуйста
Прости (те)
Я не хотел тебя (вас) обидеть
***
Пожалуйста
Не за что
Я не сержусь
У. – Откройте с. 15 учебника по закладке. Прочитайте слова извинения и ответы на эти слова на с. 15 учебника (про себя), а теперь на экране.
- Для произнесения этих слов надо выбрать подходящий тон.
- Какой тон? (спокойный)
- Когда мы говорим «извини», а когда «извините»?
- Как можно попросить извинения со словом «пожалуйста»?
Д. – Извини, пожалуйста.
У. – Как можно ответить на извинение?
Д. – Пожалуйста.
3. Риторик предлагает побывать в гостях у его друзей.
У. – Переверните страницу, стр. 16.
а) – Кто изображен? Перед кем будет извиняться Вини-Пух? За что?
- Прочитайте, как может извиниться Вини-Пух. Какое извинение вам кажется самым вежливым?
Д. а) - Извини, пожалуйста, Кролик. б) - Извини, пожалуйста, я нечаянно.
Работа с сюжетной картинкой.
(Раздаются иллюстрации из мультфильма).
I в. – 8 шт.
II в. – 9 шт.
Раскрась виновника этой сцены. Какие цвета возьмем? Почему?
Итог: - Когда говорим извини? Почему?
б) - А теперь посмотрим, что приключилось с Риториком.
У. – Рисунки на стр. 17.
- Почему в этих случаях надо извиниться?
Д. - Риторик опоздал на день рождения. Ведь все его ждали и, наверное, долго не начинали праздник.
– Потому что Риторик опоздал. Если Риторик опоздал на урок, он отвлек учителя от дела, причинил беспокойство, помешал.
У. – Какие слова вы выберите для извинения? Почему? Как вы произнесете их? А если извинение в этих словах?
(Дети объясняют свой выбор, мотивируют его. И совсем не следует настаивать на каком-либо варианте).
Вывод: многое зависит от того, каким тоном произносятся «извинительные слова».
У. – Ребята, кто у нас частенько опаздывает на урок?
- Что ему приходится говорить, когда он опаздывает? ("Извините, пожалуйста, за опоздание!")
- А можно избежать этого? Как? (Нужно не опаздывать.)
4. 4 слайд
От учтивых слов язык не отсохнет.
Разрешите…
Виноват…
Мне стыдно…
Не сердись (тесь)…
Прошу прощения…
У. – Прочитаем пословицу на стр. 18 про себя. А теперь на экране. Как вы её понимаете? (Учтивый – очень вежливый, относится с глубоким уважением).
- Какие учтивые слова должен знать вежливый человек? Прочитайте.
- Рассмотрим рисунок на этой странице. Узнали знакомых героев?
- Представим теперь, что грубый, невежливый Волк пробирается к выходу в переполненном вагоне метро. Что он скажет всем, кто оказался на его пути?
Д. – «Брысь с дороги», «Убери свои лапы», «Такой рог надо возить в чехле» и т.д.
У. – Что ему ответят звери? И ответят ли?
- А если Волк перевоспитался и стал вежливым, что он скажет?
Д. – Разрешите пройти, уважаемый господин Кабан. Мне неудобно, что я вас беспокою, но я выхожу на следующей остановке.
У. - Что ему ответят?
- А кто стоит с рюкзаком? Как будет вести себя заяц? Что он скажет пассажирам, чтобы пробраться к выходу? Как ему ответят?
Д. – Прошу извинения, господин Дикобраз, но не могли бы вы подвинуться? Мне надо выходить на этой остановке.
У. - Как вы считаете, обязательно ли Волку и Зайцу нужно было говорить учтивые слова?
– А как бы вы поступили, находясь в переполненном вагоне?
VI. Пантомима. Физминутка.
У. – Встаньте, выйдете из-за парт. Представьте себе, используя мимику и жесты:
(Дети встают, как для физминутки и пробуют, используя мимику и жесты, представить)
- маленького воспитанного зайца,
- огромного невежливого волка,
- большого доброго волка.
VII. Слово оратору.
У. – Кто такой оратор?
Д. – Тот, кто произносит речь, обладает даром речи.
У. – Далее слово предоставляется ораторам
- О чем должны помнить ораторы.
Д. – Читать выразительно, четко, громко.
1. У. – Послушаем стихотворение И. Антонова.
- Нравится вам герой его стихотворения Витя или нет?
Ученик (выступает с подготовленным стихотворением):
Малыша обидел Витя, но перед школою в строю
Витя просит: «Извините, я ошибку признаю!»
На урок пришел учитель, положил на стол журнал.
Следом Витя: «Извините, я немножко опоздал!»
Спор давно ведется в классе: вежлив Витя или нет?
Разберитесь в споре нашем и пришлите нам ответ.
У. – Если вам понравилось выступление оцените его аплодисментами.
- Что хотел сказать нам оратор?
- Так вежлив ли Витя? Почему?
Д. – Нет.
У. - Итак, сделаем вывод: вежливость не только в произнесении вежливых слов, но в поступках. Иначе слова – просто притворство.
2. Послушаем стихотворение Юсупова «Простите».
У. – Послушайте, как папе однажды помогло "вежливое" слово.
Ученик:
Папа разбил драгоценную вазу.
Бабушка с мамой нахмурились сразу.
Но папа нашелся: взглянул им в глаза
И вежливо, тих «простите» сказал.
И мама молчит, улыбается даже:
«Мы купим другую. Есть лучше в продаже…»
«Простите» - казалось бы, что в нем такого?
А вот ведь какое волшебное слово!
У. – Понравилось выступление? Оцените аплодисментами.
- Какое слово помогло папе?
- А всегда ли вы помните об этом слове?
VIII. Обобщение полученных знаний.
У. – Если мы поступили плохо, понимаем это и по-настоящему хотим, чтобы нас простили, мы говорим не просто «извините», а «извините за то, что я вас побеспокоил».
У. – Я прочитаю вам стихотворение А. Кузнецовой, о поссорившихся подругах, а вы подумайте, как они могут помириться.
(Учитель читает первую часть стихотворения).
Поссорились.
Мы поссорились с подругой
И уселись по углам.
Очень скучно друг без друга!
Помириться нужно нам.
Я её не обижала,
Только мишку подержала,
Только с мишкой убежала
И сказала: «Не отдам».
У. – Как же могут помириться девочки?
(Высказываются дети).
У. – Автор так закончил эту историю:
- Дам ей мишку, извинюсь,
Дам ей мячик, дам трамвай.
И скажу: «Играть давай!»
IX. Подведение итогов.
- Рефлексия.
- Что понравилось на уроке?
- Когда было трудно?
- Что же мы поняли на этом уроке?
- Нашли ответы на вопросы?
Решение проблемы:
- Так почему Риторик слова извини, извините, прости, простите положил во II корзину?
- Где и когда надо их употреблять?
- Поблагодарите друг друга за работу улыбкой.
- – Ребята, Риторик просит вас к следующему уроку рассмотреть картинку на с. 19.
- Из какой сказки эти герои?
- Подумайте, как Машенька будет извиняться перед каждым медведем за свои поступки.
- Варианты ответов даны, подумайте.
- Кто хочет, раскрасьте картинку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме "Речевой этикет: слова просьбы и извинения. Слова, отвечающие на вопросы "кто?" , "что?".
Методическая разработка урока русского языка в 1 классе по УМК "Начальная школа ХХI века" и презентация к уроку по теме "Речевой этикет: слова просьбы и извинения. Слова, отвечающие на воп...
Методическая разработка урока по теме «Стыд, вина и извинение»
1. Знакомство со значением понятий: стыд, вина, раскаяние, прощение, извинение.2.Умение просить прощение, прощать других и отличать стыд от ложного стыда.3. Уважительное отношение к окружающим....
Презентация по ОРКСЭ на тему: "Стыд, вина и извинение."
развивать умение анализировать поступки и соотносить их со своими, с общими человеческими ценностями;развивать навыки сотрудничества со сверстниками.воспитывать у школьников чувство доброжелательности...
Конспект занятия "СТЫД, ВИНА И ИЗВИНЕНИЕ" (Модуль «Основы светской этики»).
Предлагаемый конспект может быть использован как и на уроках курса ОРКСЭ, так и на более ранних этапах в качестве пропедевтики, например, уроках развития речи в 3 классе, при написании сочинения в 4 к...
Урок по учебному курсу "Основы светской этике" 5 класс Тема: "Стыд, вина и извинение"
Урок разработан для обучающихся в 5 классе....
разработка урока по курсу ОРКСЭ , Тема: "Стыд, вина извинение"
разработка урока по курсу ОРКСЭ , Тема: "Стыд, вина извинение"...
Конспект урока по курсу ОРКСЭ модуль "Светская этика" "Стыд, вина, извинения"
материал содержит конспект урока и призентацию...