Развитие самоконтроля и самооценки на уроках математики
статья на тему
Статья содержит подборку материалов по теме "Развитие самоконтроля и самооценки на уроках математики в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priemy_samokontrolya_i_samootsenki.docx | 37.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Приемы самооценки и самоконтроля на уроках математики в начальной школе
Приоритетная цель современного российского образования - полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат – научить учиться. Ввиду этого является закономерным закономерно желание учителя начальных классов к культивированию у ребят способности к самоорганизации и регуляции работы, в первую очередь, учебной.
Известно, что эффективность и качество обучения математике обусловливается не только прочностью усвоенных знаний, умений и навыков, которые предусмотрены программой, однако и развитием школьников, ввиду этого реализация развивающего обучения в практике является потребностью сегодняшнего дня. Как демонстрирует практика начального обучения математике, у многих школьников навыки самоконтроля и самооценки слабо развиты или же их совершенно нет. По этой причине развитие навыков самоконтроля и самоконтроля, воспитание привычки оценивать результаты собственного труда является наиболее важной задачей, которые стоят перед педагогом.
Определение понятий самооценка и самоконтроль
Самоконтроль и самопроверка являются неотъемлемыми частями самооценки.
Самоконтроль - умение самостоятельно находить собственные ошибки, намечать пути их устранения.
Самооценка — это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим и самому себе.
Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции. Переход школьника к самооценке своих учебных действий непрост и нескор, особенно если у него накоплен опыт проживания в другом режиме, где все оценочные функции находились в руках взрослых людей: родителей, воспитателей, учителей.
Функции самооценки:
- Обучающая
- Стимулирующая
- Мотивационная
- Воспитывающая и развивающая
- Аналитическая
Три уровня самооценки:
1-й уровень наиболее высокий; он характеризуется реалистичной самооценкой ребенка: преимущественная ориентация при обосновании самооценки на знание своих особенностей; наличие способности к обобщению ситуаций, в которых реализуются оцениваемые качества; глубокое и разностороннее содержание самооценочных суждений и употребление их преимущественно в проблемных формах.
2-й уровень – средний; ему свойственны непоследовательные проявления реалистичных самооценок; ориентация ребенка при обосновании самооценки, в основном, на мнения окружающих, на анализ конкретных фактов и ситуаций самооценивания, наличие самооценочных суждений самого узкого содержания и их реализация, как в проблематичных, так и в категоричных формах.
3-й уровень – низкий; этот уровень отличают преимущественная неадекватность самооценки ребенка; обоснование ее эмоциональными предпочтениями (захотелось), отсутствие подтверждения самооценки анализом реальных фактов, неглубокое содержание самооценочных суждений и употребление их преимущественно в категоричных формах.
Наиболее благоприятным периодом развития самооценки является младший школьный возраст, так как именно в этот период начинается организованное обучение.
Этапы формирования оценочной самостоятельности:
I и II этапы - 1-2 класс
III этап– 3 класс - I полугодие 4 класса
IV этап - II полугодие 4 класса - I полугодие 5 класса
Виды самоконтроля:
1. Предварительный (проверяет уровень готовности к решению задачи)
2. Процессуальный (контроль в процессе выполнения работы)
3. Итоговый (контроль по результату)
Критериальное оценивание:
1. Оцениваться с помощью отметки может только работа учащегося, а не его личность и личные качества.
2. Работа сравнивается только с эталоном (образцом), а не с работами других.
3. Эталон известен учащимся заранее.
В начальных классах дети учатся:
- сравнивать результат своей деятельности с образцом, который задан в материальной форме;
- воспроизводить состав контрольных действий и операций, которые задает учитель;
- выполнять действия по развернутой инструкции;
- осуществлять самопроверку по плану, который включает 1-2 пункта;
- использовать для самоконтроля схемы-модели, которые заранее составляет учитель.
Значение обучению самоконтролю учеников в начальной школе
В современной дидактике достаточно много внимания уделяют развивающей функции обучения, что содействует становлению личности школьника и обеспечивает полноценное развитие его способностей, а также самостоятельности. Развитие склонностей и способностей человека в разнообразных сферах, главным образом, зависит от способности к самоанализу, самоконтролю, самооценке собственных возможностей.
Самоконтроль как интегративное учебно-деятельностное умение, суть которого заключается в определении цели выполняемой работы, сопоставлении результатов своей учебной деятельности с заданным образцом, выявлении своих ошибок и неправильных действий и своевременной реализации их коррекции.
Самоконтроль является наиболее важным компонентом учебной деятельности, однако даже при наличии соответствующих предпосылок учебная деятельность появляется у ребенка далеко не сразу. Ребенок, который вот-вот пришел в школу, хотя и начинает учиться под внимательным руководством учителя, однако еще не умеет учиться, его учебная деятельность формируется в ходе обучения под руководством педагога. Формирование учебной деятельности представляет собой наиболее важную задачу школьного обучения, такую же важную, как усвоение знаний, умений и навыков.
Как продемонстрировал анализ психолого-педагогической литературы, существует две причины неполноценного развития самоконтроля у школьников младшего возраста.
1) импульсивность характера ребенка, которая определяется динамическими особенностями нервной системы;
2) несформированность приемов и способов организации работы, отсутствие соответствующих педагогических условий в семье и школе, недостаточно квалифицированный личностный подход.
Соответственно, деятельность педагога реализуется по двум главным направлениям.
Первое направление непосредственно связано с профилактикой появления внешних причин неполноценного развития самоконтроля. Успешному формированию самоконтроля содействуют общие методы, среди которых выделяют создание благоприятной психологической атмосферы в классе, понижение эмоционально-психологических перегрузок ребят. Также этому способствуют и овладение основами организации работы учителя и учеников на уроке стимулирующей раскрытие возможностей школьника младшего возраста; работа в условиях позитивного познавательного конфликта; обращение к диалогическим формам взаимодействия; согласование ожиданий от ребенка со стороны семьи и школы.
Второе направление находится в связи с предупреждением появления внутренних причин становления самоконтроля. Среди субъективных условий и мер профилактики необходимо отметить следующие: актуализацию потребностей младших школьников в познании, поощрении проявлений самоконтроля; планирование ситуаций, которые стимулируют развитие самоконтроля; многообразие интеллектуальной и практической работы, которая направлена на выявление значения самоконтроля в учебной деятельности.
Процесс формирования у школьников младшего возраста самоконтроля в учебной деятельности содержит в себе три этапа.
а) возбуждение у школьников потребности в выработке у себя навыка самоконтроля;
б) обучение учащихся системой знаний, раскрывающие суть самоконтроля, методы и способы его формирования;
в) реализация длительной тренировочной работы, которая направлена на выработку умений самоконтроля.
Самоконтроль у школьников младшего возраста играет ведущую роль, ввиду того, что:
- овладение учениками действиями самоконтроля общего характера содействует осознанию процессуальной стороны учебной деятельности, что способствует активизации их учебно-познавательной деятельности;
- овладение этими действиями предоставляет возможность школьникам грамотно и правильно планировать свою учебную деятельность, осознанно корректировать все составляющие ее действий;
- освоение действий контроля содействует формированию следующих качеств человека: инициативы, самостоятельности, ответственности и т.п.
Характерные особенности действия самоконтроля у различных школьников могут быть самыми разными, и они также могут находить свое проявление в уровне автоматизированности его протекания и является ли он самостоятельным развернутым действием или включен ли в процесс исполнения учебных действий; в его направленности контролируется весь процесс выполнения действий или только их результаты, в критериях, на основе которых строится контроль материализованная или идеально представленная схема-образец, во времени ее реализации после действия, в процессе действия и до его начала.
Овладение умением самоконтроля обеспечивает комфорт в обучении, снимает стресс и предоставляет возможность школьникам учиться с огромным интересом и желанием, а также дает ученикам реальный «инструмент», посредством которого они способны управлять процессом собственного учения на дальнейших этапах.
Характеризуя типовую начальную школу, необходимо выделить следующие особенности конструирования его содержания:
• во-первых, в течение многих десятилетий изменялось лишь предметное содержание обучения;
•во-вторых, наблюдалась постоянная смена номенклатуры учебных предметов (когда одни курсы исчезали из учебного плана, а другие в нем появлялись);
•в-третьих, происходило “ущемление” одних предметов за счет других, то есть создавался некий “флюс” в содержании, например, одни предметы считались «главными», а другие – не очень…
Причиной этого было недостаточное внимание к целеполаганию – определению приоритетных, наиболее важных для развития младшего школьника целей образования.
Педагогическое сообщество в настоящий момент осознало, что коренные изменения в системе образования связаны не с корректировкой его предметного содержания– эти изменения возможны на основе целевой ориентировки всех компонентов методической системы на формирование тех психических новообразований, которые характеризуют статус ребенка младшего школьного возраста и обеспечивают в полной мере его личностное и психическое развитие.
Достоинством стандартов второго поколения можно считать то, что их разработчики попытались расшифровать и конкретизировать приоритетную цель образования: обобщенный результат освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования представлен как сплав личностных, метапредметных и предметных требований к младшему школьнику, который завершил обучение в начальной школе. Очень важен и следующий шаг разработчиков стандартов – создание программы универсальных учебных действий разных видов, которая с очевидностью может стать основой для получения высоких результатов начального образования. Но такая перспективная идея требует существенных изменений в построении процесса обучения младших школьников. Выделим некоторые, наиболее значимые, с нашей точки зрения, необходимые изменения.
Принципиально важным является изменение отношения учителей к контролирующей и оценочной деятельности в начальной школе. Опять речь идет об осознании важности формирования у школьника самоконтроля и самооценки, развития у него адекватного понимания причин успешности или неуспешности учебной деятельности, формировании умений осуществлять пошаговый контроль своих учебных действий.
Не секрет, что решение этой задачи требует психологической перестройки учителя, осознания им того, что контроль и оценка педагога не только не противоречат, но и тесно связаны с уровнем сформированности самоконтроля и самооценки ученика. Гармония их “отношений” является условием успешности обучения, формирования учебно-познавательных мотивов и эмоционального благополучия всех участников образовательного процесса.
Приемы самооценки и самоконтроля в начальной школе
Проверка и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Этот компонент, наряду с другими компонентами учебно-воспитательного процесса (содержание, методы, средства, формы организации), должен соответствовать современным требованиям общества, педагогической и методической наукам, основным приоритетам и целям образования в первом звене школы.
Система контроля и оценивания учебной работы школьника не может ограничиваться узкой целью – проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету. Она ставит более важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их устранения.
В своей работе можно использовать следующие приемы самооценки и самоконтроля.
1) Словесные приемы
а) Для развития самооценки и самоконтроля в конце уроков задаются следующие вопросы:
– Что ты узнал на уроке?
– Чему научился?
– За что себя можешь похвалить?
– Над чем еще надо поработать?
– Какие задания тебе понравились?
– Какие задания показались трудными?
– Достиг ли ты поставленную в начале урока цель?
б) используются наглядные пособия, которое помогают в оценивании своих достижений
Сегодня на уроке я …
Мне удалось…
Я могу похвалить…
Я недостаточно…
Я старался…
2) Графики
3) Рисунки
Свою работу в конце недели, в конце месяца можно оценить с помощью рисунка. Дети на подсознательном уровне изображают свою самооценку в цвете, в изображении какого- либо предмета. Например: изобразить дерево настроения, цветок настроения, облачко настроения и.д. или раскрасить в цвете какой-либо предмет.
4) Символы
Такой прием используем особенно в первом классе, когда дети еще не умеют писать. Также такой прием используется и во 2, 3, 4 классах наряду с другими приемами.
5) Личный дневник школьника
Начинать можно работу с того, что на родительском собрании знакомят родителей с дневником, с правилом работы с ним. После этого на классном часе нужно знакомить детей с содержанием дневника.
В 3-4 классах в начале каждой недели ученики класса пишут цель на эту неделю, для этого отведена специальная строчка. Например « На этой неделе буду активно работать на уроках», «Я постараюсь получать хорошие отметки». В конце недели школьники могут оценить степень достижения цели. Например « Я выполнял домашние задания самостоятельно», «На этой неделе я получил 5 по русскому языку» и другие.
При ведении дневника ученик ежедневно оценивает свои достижения, анализирует свои достижения и недостатки, а также ищет пути устранения последних. Благодаря ведению дневника младший школьник может научиться планировать свои дела на неделю, на месяц. Для этого на листе «План моих дел» он отмечает, какие важные дела, в какие дни ему нужно сделать. Добиться регулярности записей помогают родители. В конце дневника напечатано содержание программ по предметам.
Обучающиеся проводят самоанализ в конце четверти, в конце года под руководством учителя. Такая работа служит и дополнительным источником мотивации ученика, и создает ситуацию успеха. Работа с дневником будет более эффективной и понятной, если он ведется с первого класса. Хотя в первом классе дети не умеют писать, они могут оценивать свои достижения в дневнике при помощи условных обозначений.
При регулярной работе над дневником можно отметить, что к 4 классу у большинства учеников формируется субъективность учебной деятельности, причем ярко проявляется в развитии таких компонентов, как учебно-познавательный интерес, целеполагание и оценка. Также они умеют анализировать свою деятельность, искать причины неудач и пути их исправления в школе и вне нее.
6) «Портфель ученика»
Работу с «Портфелем ученика» начинаем с первого класса. Дети вместе с родителями собирают все творческие работы, начиная с первого и по четвертый классы.
В конце 4 класса все работы просматриваются учениками, отбираются на взгляд учеников лучшие работы, делаются выводы, какие предметы удавались лучше, какие предметы удавались не совсем хорошо. Выявлялись причины неудач, ставилась цель к учебной деятельности в 5 классе.
По результатам проделанной работы проводилась конференция, на которую приглашали будущих классных руководителей. Для выступления были предложены следующие вопросы:
– Чем отличился на протяжении всех 4 лет обучения.
– По каким предметам был успешнее?
– Какие предметы не совсем удавались? В чем причина?
– На что будешь обращать внимание в 5 классе?
– Какую цель поставишь в 5 классе?
7) Анализ работы за четверть, за год, за период обучения.
В конце четверти в 3-4 классах наряду с тем, что выставляем четвертные отметки, необходимо провести самоанализ своей учебной деятельности. Для этого используют следующие вопросы:
– Что удалось в этой четверти?
– По каким предметам результаты получились лучше?
– Что не получилось? В чем причина?
– Какую цель поставишь в следующей четверти?
В конце года также проводится самоанализ своей работы. Для этого можно использовать следующие вопросы:
– Какими результатами первой четверти можешь гордиться?
– Над чем еще необходимо поработать?
– По каким предметам возникали затруднения? В чем причина?
– Какую цель поставишь на следующую четверть?
8) Таблицы.
Такой прием наиболее эффективен в 4 классе. Используем при групповой форме обучения. Дети, работая в группах, оценивают работу своей и других групп. И в конце работу оценивает учитель.
Для того, чтобы развитие самооценки было эффективным следует выполнять следующие условия:
1. Совместная разработка учителем и учениками четких эталонов оценивания для каждого конкретного случая;
2. Создание необходимого психологического настроя обучающихся для анализа собственных результатов;
3. Обеспечение ситуации самостоятельного свободного эталонного оценивания учащимися своих результатов;
4. Сопоставление и выводы об эффективности работы;
5. Составление учениками собственной программы деятельности на следующий этап обучения с учетом полученных результатов.
Учителя начальных классов практикуют применение еще одной формы обучения, которая очень нравится детям младшего школьного возраста - это групповая работа. Практика показывает, что первая попытка может быть неудачной, и в некоторых случаях может оттолкнуть учителя от использования такой формы обучения в дальнейшим. Возможной причиной неудачи может быть недооценка роли групповой работы, понимая ее исключительно как возможность разнообразить учебную деятельность. Между тем, групповая работа является полноценной самостоятельной формой организации учебной деятельности детей младшего школьного возраста.
Когда ученики овладеют умениями работать в парах, можно вовлекать их в групповую работу. Необходимо отметить, что групповая работа наиболее эффективна, когда учебный материал включает то что уже известно ученикам с неизвестным.
Такой подход побуждает у детей чувство взаимопомощи, и к обсуждению возникающих догадок. К примеру учитель может делить детей на команды по несколько человек, в каждой из которых будет капитан.
К примеру, на уроках математики школьники могут использовать таблички с цифрами, с помощью которых они отвечают на вопросы. Учитель должен поощрять правильные ответы команд, например, звездами – выигрывает команда, набравшая наибольшее количество звезд.
Главная идея работы в группах может быть сформулирована так: учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе.
Следует рассмотреть главные принципы работы в группах:
Взаимозависимость членов группы, которая создается на основе: совместной цели, которая достигается лишь коллективными усилиями; внутригрупповых ролей, функций, которые распределяются: единого учебного материала; общих ресурсов;одного поощрения, которое распределяется на всех.
Индивидуальная ответственность каждого отдельно.
Все участники группы отвечают за свои успехи, а также успехи одноклассников.
Равная доля участия всех членов группы.
Коллективная учебно-познавательная, творческая и другая работа учеников в группе на основе взаимопомощи и поддержки достигается, зачастую, или определением внутригрупповых ролей, или делением общего задания на определенные фрагменты.
Рефлексия представляет собой обсуждение группой качества работы и эффективности сотрудничества для будущего их улучшения.
Учеными выделяются признаки, которые обеспечивают уникальность деятельности группы:
непосредственное взаимодействие между учениками (коллективная работа, сотрудничество ребят); опосредованное руководство работой ученика со стороны учителя (последний контролирует работу всей группы в целом: раздает задание, инструкцию, как его выполнять; дает оценку результатам труда группы, все дети самостоятельно руководят своей работой внутри группы).
Анализ групповой деятельности ребят дает возможность выделить некоторые этапы ее организации. На первом этапе ребята учатся работать совместно в процессе выполнения учебных заданий. С самого начала подобное обучение протекает в процессе фронтальной работы учеников.
Описание системы работы, направленной на развитие навыка самоконтроля
Для развития навыка самоконтроля существуют методы и приемы, которые необходимо включать в учебно-воспитательный процесс. Эти методы и приемы необходимо использовать как на различных уроках (уроки русского языка, математики, чтения, труда, окружающего мира), так и во внеклассной работе.
Методы и приемы необходимо включать в уроки ежедневно. Занятия после уроков, направленные на развитие самоконтроля, позволяют расширить время воздействия на учащихся.
Среди основных методов и приемов можно выделить:
- сверка с написанным образцом;
- проверка по инструкции;
- взаимопроверка с товарищем;
- коллективное выполнение задания и коллективная проверка;
- сочетание коллективной и индивидуальной работы;
- выполнение задания по алгоритму;
- проверка с помощью сигнальных карточек;
- подбор нескольких способов выполнения задания и выбор самого рационального.
Учащимся для осознания самой цели самоконтроля постоянно нужен внешний контроль, поэтому в начале работы с учащимся превалировали контроль учителя, а также взаимоконтроль по продукту и взаимоконтроль по процессу.
На уроках математики нужно использовать методы и приемы, направленные на развитие самоконтроля у учащихся, как на этапе чистописания, проверки домашнего задания, объяснения новой темы, так и при выполнении различных упражнений на этапе закрепления.
В уроки математики на различных этапах также включаются методы и приемы развития самоконтроля. Например, при проведении устного счета эффективным методом формирования навыка является проверка с помощью сигнальных карточек. Когда красная карточка - это неверный ответ, а зеленая - верный.
А при закреплении нового материала необходимо выбирать метод, с помощью которого учащиеся учатся отбирать из предложенных вариантов решения поставленной задачи самый оптимальный.
Для того чтобы научить учащихся проверять свою работу самостоятельно, а не надеяться на родителей, можно предложить им алгоритмы проверки домашнего задания. На уроке нужно объяснить и показать, как работать с этим алгоритмом.
Пример алгоритма по математике:
Прочитай еще раз задание.
Проверь, правильно ли ты списал данные.
Если ты решаешь задачу, проверь, правильно ли ты записал ответ, на все вопросы ответил.
Если ты решаешь пример, содержащий несколько действий, проверь порядок действий.
Если ты решаешь примеры, выполни устную проверку своих вычислений.
Если ты решаешь уравнение, подставь значение Х в начальное уравнение.
Когда выполнил всю работу, проверь, все ли задания ты сделал и все ли ты проверил.
Проверка домашнего задания осуществлялась во время проведения устного счета, учащимся задавались вопросы по тому, как он осуществлял проверку своей работы.
Приведем примеры для развития навыков самоконтроля у детей младшего школьного возраста на занятиях математики.
Для развития самоконтроля ученикам можно предложить сложить самые простые узоры или рисунки из геометрических фигур, которые есть у ребят, к примеру:
б) елку из треугольников:
в) узор из геометрических фигур:
г) композицию:
Все задания можно очень легко изменить. К примеру, задание с пирамидкой: учитель ставит пирамидку с пятью кольцами разных цветов, которые он набрал в определенном порядке. Дети уже довольно хорошо знакомы с этой игрушкой, лишь в основу сбора уже необходимо положить последовательность, не обращая внимания на размеры колец.
Все дети обязаны собрать пирамидку соответственно образцу. После этого задания несколько усложняют. К примеру, ученику дают карточку с нарисованными цветными кольцами, а также с учетом их размеров:
Дети должны надеть кольца так же, как и на образце, затем пишут на карточке, каким по счету было кольцо каждого цвета, при этом считают их сверху вниз.
Это задание также усложняют. Каждому ученику предоставляется карточка, где изображены нарисованные незакрашенные кружочки.
Школьники их закрашивают соответственно образцу:
5 – красный
4 – синий
3 - желтый
2 - коричневый
1 – черный
Выполнив работу, ученики сами ее проверяют.
2. Игра "Лесенка".
Каждой паре детей дают одну карточку с примерами [1, c. 46]:
Они составлены так, что ответ одного – это начало другого. Ответы всех примеров школьники записывают на необходимой ступеньке. Каждый ученик самостоятельно может себя контролировать. Также можно составить и таким образом, что ответ каждого будет соответствовать номеру ступеньки, где его записали:
Отмечая ответы примеров на каждой ступеньке, ребята контролируют себя: по порядку ли они идут.
3. Игра "Число-контролер".
Школьникам раздают карточки, на которых написаны примеры:
Решив их, ребята могут самостоятельно себя проконтролировать, потому что сумма всех ответов равняется числу 10.
В таких упражнениях присутствуют огромные возможности для развития у ребят приемов самоконтроля. В частности, продуктивными считаются те из них, где ребенок может сравнить учебные действия и их конечный результат с заданным образцом.
Задача
1) В одной вазе 10 роз, во второй вазе на 4 больше. Сколько роз в двух вазах?
Ребенку предоставляются карточки с вариантами решения, затем ученик рассуждает, и сверяет с результатами, которые он получил при решении задачи в уме. При выборе правильной карточки для задач и оценка их решения активизирует действие самоконтроля, а также способствует развитию гибкости, устойчивости, самостоятельности мыслительной деятельности. При безошибочном решении задачи можно сделать вывод о достаточном уровне развития самоконтроля.
Задача
Стоимость ручки - 12 рублей, карандаша 4 рубля. Сколько стоит пенал, если за всю покупку заплатили 36 рублей?
На карточке дана задача и составлены различные выражения из данных, включенных в условие задачи. Ученик должен объяснить, что обозначает каждое выражение, и выбрать те, которые являются решением задачи:
Выполняя задачу, ученик анализирует арифметические действия, которые можно произвести с данными задачи при постановке разных вопросов.
Задача
В море вышло 20 лодок. Вернулось 8 больших и 6 маленьких лодок. Сколько лодок осталось в море?
Ученики должны решить задачу по плану:
1. Найти, сколько лодок вернулось.
2. Найти, сколько лодок осталось в море.
3. Записать решение выражением.
4. Вспомнить, как нужно вычесть сумму из числа.
5. Объяснить каждое свое выполняемое действие.
Предложенные варианты заданий нацеливают ученика на осознанный контроль своих действий, он анализирует их содержание, соответствие заданным схемам и образцам.
Очень эффективным приемом формирования самоконтроля является взаимопроверка, так как большинство учеников намного внимательней проверяют работы своих товарищей. Дети, объединившись в пары, могут обменяться тетрадями, для того чтобы проверить самостоятельно выполненную каждым из них работу.
К примеру, детям, которые сидят за одной партой предлагается одна карточка, на которой есть две задачи и задания:
1. Решить задачи.
2. Проверить решение у своего товарища.
3. Сделать вывод о том верно ли решение.
4. Найти, сколько всего тетрадей. Если в ответе получилось 22, то задачи решены, верно.
Задача
Оля имеет 5 тетрадей в клетку, и на 2 тетради меньше в линейку. Сколько все го тетрадей имеет Оля?
Задача
Олег купил 6 тетрадей в линейку, и на 2 тетради больше в клетку. Сколько всего тетрадей купил Олег?
Эта форма работы способна развить интерес к действиям контроля и самоконтроля. Такой тип заданий усиливает мотивацию, и активизируют внимание ученика, способствует формированию ответственного отношения, как к решению задачи, так и к выполнению контроля.
Одним из приемов самоконтроля – “ разноцветные поправки”. Пишется математический диктант. После говорится, что есть возможность сделать поправки (карандашом синего цвета), причем наличие или отсутствие поправок не будет сказываться на отметке. На следующий день сообщается, что есть возможность еще раз вернуться к работе и улучшить ее (поправки карандашом синего цвета). Сопоставление поправок по ходу работы ручкой и разноцветных карандашей позволяет выявить разные формы самоконтроля, свидетельствует о потребности ученика в улучшении своей работы.
Используемые методы и приемы направлены на развитие навыка самоконтроля, умения фиксировать состояние выполненной работы и оценки своей деятельности, ее регулирования и исправления, умения следить за своими действиями и сопоставлять их с заранее поставленной целью, усвоенным образцом и намеченным планом действий.
Большое внимание необходимо уделить формированию умения устанавливать, анализировать допущенные ошибки и выявлять их причины, исправлять работу на основе данных самооценки и уточнять план ее выполнения, совершенствовать этот план.
Во внеурочное время необходимо проводить внеклассные занятия также направленные на развитие этих умений и навыков.
Все работа и задания направлены на формирование навыка самоконтроля у учащихся как одного из важнейших элементов учебной деятельности, которая является ведущей в младшем школьном возрасте.
Список использованной литературы
Агеева И. Д. 500 загадок-складок для детей. 2-е изд., перераб. - М.: ТЦ Сфера, 2009
Вербицкий А.А. Личностный и компетентностный подходы в образовании . – М., 2011
Воронов В.В. Педагогика школы: новый стандарт.- М.,2012 Лында А.С. Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе самостоятельной учебной работы учащихся- М.: Высшая школа, 1979.
Манвелов С.Г. Задания по математике на развитие самоконтроля учащихся- М.: Просвещение, 2001.
Манвелов С.Г. Конструирование современного урока математики М.: Просвещение, 2005.
Никифоров Г.С. Самоконтроль человека- Л.: Издательство Ленинградского университета, 1989.
Репкина Г.В., Заика Е.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности - Томск: Пеленг, 1993.
Рыжик В.И. Формирование потребности в самоконтроле при обучении математике //Математика в школе №3, 1980.
Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения математике /Сост. Ю.Д.Кобалевский- М.: Просвещение, 1988.
Формирование учебной деятельности школьников /Под ред. В.В.Давыдова-М.: Педагогика, 1982.
Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды- М.: Международная педагогическая академия, 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на тему: «Развитие интеллектуальных способностей учащихся на уроках математики в рамках образовательной программы “Школа 2100”» ( из опыта работы)
Выступление на тему:«Развитие интеллектуальных способностей учащихся на уроках математики в рамках образовательной программы “Школа 2100”» (из опыта работы) автор: Макарова Татьяна Николаевна, учитель...
Развитие интереса и внимания на уроках математики - основное условие успешного обучения.
сообщение из опыта работы, тема по самообразованию...
Развитие познавательных способностей учащихся на уроках математики
Развитие познавательных способностей учащихся на уроках математики.на уроках математики на уроках математики...
Развитие самоконтроля и самооценки на уроках математики в начальной школе.
В данном методическом материале рассматривается, как на уроках математики во втором классе формируется самоконтроль и самооценка у детей. Критериальное оценивание и ежедневное решение реальных задач р...
Методика формирования навыков самоконтроля младших школьников на уроках математики
Простые задачи в системе обучения математике играют чрезвычайно важную роль. С помощью решения простых задач формируется одно из центральных понятий начального курса математики - понятие об арифметиче...
Формирование самооценки на уроках математики во время самостоятельной работы.
Проблема формирования самооценки для начальной школы является одной из важных, актуальных задач. У детей необходимо развивать самооценку на всех уроках, в том числе и на урок...
Доклад. Организация самоконтроля и самооценки на уроках окружающего мира.
Организация самоконтроля и самооценки учебных действий школьников на уроках окружающего мира....