Развитие самоконтроля и самооценки на уроках математики в начальной школе.
учебно-методический материал по математике (2 класс) по теме

Сотникова Алла Пантелеевна

В данном методическом материале рассматривается, как на уроках математики во втором классе формируется самоконтроль и самооценка у детей. Критериальное оценивание и ежедневное решение реальных задач развивают положительную мотивацию учения у детей на уроках математики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие самоконтроля и самооценки на уроках математики в начальной школе.

   Одним из важнейших умений, которым должны обладать ученики, является самоконтроль в процессе учения. Постоянная целенаправленная работа в данном направлении ведется у детей с момента прихода их в первый класс. Курс «Введение в школьную жизнь» Г.А. Цукерман был отправной точкой в развитии этого умения у учащихся.

   Мне хотелось бы поделиться опытом, как на уроках математики дети учатся самоконтролю и самооценке.
  Ученики вместе с учителем постоянно разрабатывают наборы критериев оценки заданий разных видов. Определяют ценность выполнения определенной части задания. Так задача оценивается по следующим критериям:
- определение типа задачи,
- схема,
- решение,
- вычисления,
- ответ.
Каждому критерию присваивается ценность в двадцать процентов.
  Дети самостоятельно оценивают свою работу, опираясь на обсуждение ее правильности в соответствии с этими критериями в классе. Затем на отрезке, состоящем из десяти клеток, ставят процент выполнения задания, отмечая уровень выполнения крестиком.

   Важное место на уроках математики занимает обсуждение с детьми, каким образом можно оценить качество и количественный показатель выполнения собственной работы.

В процессе решения ежедневных практических задач по определению количественного показателя, присваиваемого одному из нескольких однотипных заданий, ученики развивают мотивационный компонент приобретения умений в области математики. Так во втором классе, обсуждая, сколько «весит» правильность выполнения одного задания из шести на сравнение чисел, заданных формулой, дети делят на шесть сто процентов.

У детей формируется мотивация научиться делить многозначное число. Они целенаправленно следят за тем, как это делает учитель, и помогают ему выполнить это математическое действие, необходимое ученикам для осуществления оценки своей работы.

В ходе этого процесса дети опосредованно научаются пользоваться таблицей умножения в ходе деления. Далее обсуждается, сколько нужно вычесть из 100% за каждую ошибку в выполнении всего задания. Так тренируется умение устно считать на уроке математики.

Устный счет становится для детей необходимой составляющей их повседневной жизни.

   Таким образом, ученики на ежедневных уроках математики решают реальные задачи.

   Систематическая работа в данном направлении развивает у детей самоконтроль на уроках математики. При этом перед учителем стоит важная задача разработки оценивания учебной работы учениками с точки зрения восприятия выполнения блока заданий, с которым могут справиться все дети, ста процентами, а всего того, что они сделают дополнительно, другими дополнительными баллами. Надо найти способ, как перейти от системы оценивания с вычитанием процента за невыполненные части задания, к способу самооценки, при котором баллы прибавляются. Это положительно повлияет на мотивацию учения детей, а также на самооценку учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие самоконтроля и самооценки на уроках математики

Статья содержит подборку материалов по теме "Развитие самоконтроля и самооценки на уроках математики в начальной школе...

Условия развития логического мышления детей на уроках математики в начальной школе

Условия развития логического мышления детей на уроках математики в начальной школе...

Формирование навыков самоконтроля и самопроверки у обучающихся с ОВЗ на уроках математики в начальной школе.

В статье описан метод программированного обучения , который способствует формированию навыков самоконтроля  и самопроверки у обучающихся с ОВЗ на уроках математики...

Педагогические техники развития УУД у учащихся на уроке математики в начальной школе .

Статья Педагогические техники развития УУД у учащихся на уроке математики в начальной школе ....

Cтатья «Развитие самостоятельности младших школьников на уроках математики в начальной школе»

Развитие самостоятельности каждого чело­века является условием совершенствова­ния культуры общества. Самостоятель­ность личности в обучении — одна из глав­ных целей образования. ...

Из опыта работы по теме "Развитие вычислительных навыков учащихся на уроках математики в начальной школе

            Развитие активности , самостоятельности, инициативы, творческого отношения к делу  - это требования самой жизни, определяющие во многом то направл...

Мастер класс Ханбековой Ларисы Константиновны МОУ СШ №11 учителя начальных классов. Тема: «Развитие функциональной грамотности на уроках математике в начальной школе»

Изменения в мире задали новые параметры обучения и воспитания, потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов преподавания, систем оценки достигнутых ре...


 

Комментарии

Сотникова Алла Пантелеевна

Важно любое мнение о том, как Вы работаете в данном направлении. Думаю, что развитие новых способов самоконтроля и самооценки у детей, будет способствовать повышению качества образования.