Развитие интереса и внимания на уроках математики - основное условие успешного обучения.
статья по математике (4 класс) по теме
сообщение из опыта работы, тема по самообразованию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Razvitie_interesa_i_vnimaniya_na_urokah_matematiki.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие интереса и внимания на уроках математики - основное условие успешного обучения.
(из опыта работы)
учитель первой квалификационной категории:
Кравченко Лидия Григорьевна
Колывань 2010г.
Развитие интереса и внимания на уроках математики – основное условие успешного обучения.
Одно из важнейших условий эффективности учебного процесса – воспитание познавательного интереса у школьников. Познавательный интерес – это глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врожденной познавательной потребности. Познавательный интерес не является чем-то внешним, дополнительным по отношению к учению. Наличие интереса является одним из главных условий учебного процесса и свидетельством его правильной организации. Отсутствие интереса у школьников является показателем серьезных недостатков в организации обучения.
Как воспитать у школьников познавательный интерес? Что нужно делать, чтобы поисковая активность, реализуясь в разного рода творчестве, как бы сама себя поддерживала? Можно выделить основные условия, при которых возникает и развивается творческий интерес к учению. Организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решает задачи проблемного характера.
Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся. Обучение должно быть трудным и посильным. Чем чаще проверяются и оцениваются работы школьника, тем интереснее ему работать. Яркость, эмоциональность учебного материала, взволнованность самого учителя с огромной силой воздействует на школьника, на его отношение к предмету.
Еще В.А. Сухомлинский говорил: «Страшная это опасность – безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает».
Другой отечественный педагог М.В. Остроградский писал: « …Скука является самой опасной отравой. Она действует беспрестанно; она растет, овладевает человеком и влечет его к наибольшим излишествам».
При традиционном способе преподавания учитель часто ставит ученика в положение объекта передаваемой ему извне информации. Такой постановкой образовательного процесса учитель искусственно задерживает развитие познавательной активности ученика, наносит ему большой вред в интеллектуальном и нравственном отношении.
Ученик пассивен, когда списывает ход решения с доски, пассивен, когда слушает ответы товарищей, и даже постановка вопросов всему классу активизирует не всех, а только тех, чей «темп думанья» соответствует темпу фронтального опроса. А пассивность – основная питательная почва скуки и лени. Только активность, только творчество, только постоянный поиск растят настоящего человека – с гармонически развитым интеллектом и мужественного в бедах, испытаниях и болезнях.
Как изжить скуку на уроке? Как сделать учение интересным для учащихся? Как разбудить в ученике стремление работать над собой, стремление к творчеству? Что же можно сделать, чтобы активизировать класс?
Приведу слова Д. Пойа о том, что «обучение – это ремесло, использующее бесчисленное количество маленьких трюков».
Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности»
Чтобы процесс обучения был эффективным и интересным, использую различные приёмы активизации учащихся на уроке. Важным стимулом познавательного интереса, связанным с содержанием обучения, является исторический аспект школьных знаний. Историзм как стимул формирования познавательного интереса имеет большое значение на уроках математики.
Известный французский математик, физик и философ Ж.А. Пуанкаре отмечал, что «…всякое обучение становится ярче, богаче от каждого соприкосновения с историей изучаемого предмета».
Чтобы у учащихся не возникло представление, что математика – наука безымянная, знакомлю их с именами людей, творивших науку, богатыми в эмоциональном отношении эпизодами их жизни.
Известному французскому ученому Блезу Паскалю принадлежат слова: «Предмет математики столь серьезен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным».
Занимательность – необходимое средство возбуждать и поддерживать внимание и интерес к предмету. Урок начинается с арифметической минутки, предлагая для решения примеры, содержащие много действий, но выполнение их устное и индивидуальное. Ученики с интересом выполняют задания, когда им предлагается исправить преднамеренно сделанные ошибки в решении. Уроки оживляю задачами-шутками, задачами, написанными в стихотворной форме, заданиями на внимание, задачами с занимательным сюжетом и т.п. Включаю в урок элементы дидактических игр и игровых моментов, которые делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, в ходе которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Увлекшись, дети не замечают, что учатся. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.
Большой эффект в обучении дает живое слово учителя в сочетании с наглядностью. Помня слова К.Ф. Гаусса о том, что «математика – наука для глаз, а не для ушей», использую учебный комплект серии «Кирилл и Мефодий», Интернет-ресурсы образовательных сайтов, http://nsportal.ru, портал про школу.ру .
Сейчас это уже не схемы, таблицы и картинки, а более близкая детской природе игра, пусть даже и научно-познавательная. Мультимедиа – это средство или инструмент познания на различных уроках. Мультимедиа способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности.
Такие мультимедиа, как слайд, презентация или видеопрезентация уже доступны в течение длительного времени.
Разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления учащихся.
В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся.
Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Учеников привлекает новизна проведения таких моментов на уроке, вызывает интерес.
Подобные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:
- усвоить базовые знания по предмету;
- систематизировать усвоенные знания;
- сформировать навыки самоконтроля;
- сформировать мотивацию к учению в целом и к определённому предмету в частности;
- оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.
Важно и то, что дети с гораздо большим интересом выполняют такие упражнения, чем отвечают на обычные теоретические вопросы. Для оживления урока, для поддержания интереса к предмету, для привлечения учащихся к проектной деятельности, на уроках использую свои презентации, а также ресурсы сайта http://portfolio.1september.ru/, ресурсы своего сайта http://nsportal.ru/, свою страничку на портале про школу.ру, архив учебных программ информационного образовательного портала RusEdu! http://www.rusedu.ru/ .
Какой бы сложной и скучной ни была тема урока, она станет, интересна школьнику, если учебный материал на экране представлен в красках, со звуком и другими эффектами.
Презентация по теме урока в процессе объяснения нового материала позволяет учителю не делать записей на доске, а значит остаётся больше времени на закрепление.
Одним из методов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики является работа с книгой.
Методика использования мультимедиа технологий предполагает:
- совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока;
- усиление мотивации учения;
- улучшение качества обучения и воспитания, что повысит информационную культуру учащихся;
- повышение уровня подготовки учащихся в области современных информационных технологий;
- демонстрацию возможностей компьютера, не только как средства для игры.
Мультимедийные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:
- усвоить базовые знания по предмету;
- систематизировать усвоенные знания;
- сформировать навыки самоконтроля;
- сформировать мотивацию к учению;
- оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.
Данную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти. Известно, что большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%. Мультимедиа программы представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным.
Литература
1.Ахметгалив А. Мотивация деятельности на уроках математики1996, №2,
2. Дывыдов В.В. Теория развивающего обучения.– М.:Интор,1996.
3. Кордемский Б.А. Увлечь школьников математикой.– М.:Просвещение,1981.
4. Окунев А.А. Спасибо за урок, дети! О развитии творческих способностей учащихся. Книга для учителей: Из опыта работы.– М.:Просвещение,1988.
5. Григорьева С. Как сконцентрировать внимание учащихся.1994, №5, с.18.
6. Карелина Т.М. Методы проблемного обучения.2000, №5, с.31.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мотивация ученика - основное условие успешного обучения
Родительское собрание для родителей учащихся 2-х классов. Знакомство с понятием "учебная мотивация". Ознакомление с результатами диагностики учебной мотиваций учащихся, а также рекомендации по повышен...
Мотивация учения – основное условие успешного обучения.
Успешность учебной деятельности, качество образования, в конечном счёте зависит от внутренней мотивации учащихся. Внутренняя мотивация характеризуется интересом к процессу обучения и его результату, с...
Презентация: "Мотивация учения - основное условие успешного обучения"
Это презентация. Выступление на педсовете. Есть яркие фотографии моих учеников на тему школьной жизни....
Мотивация ученика - основное условие успешного обучения.
В данной статье рассказывается о видах мотивации. Причины эффективной школьной мотивации. Как повысить внутреннюю мотивацию школьника....
«Мотивация учения- основное условие успешного обучения» Выступление на педсовете
Выступление на педагогическом совете...
Мотивация учения – основное условие успешного обучения в условиях реализации ФГОС
Презентация к выступлению на педагогическом совете...