Программа внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности "Город над вольной Невой"
учебно-методический материал по теме
Данная программа разработана в рамках реализации государственной национальной политики в Санкт-Петербурге по формированию основ петербургской идентичности и развитию культурного самосознания юного петербуржца посредством обращения к историко-культурному наследию. Основная цель программы воспитание юных школьников истинными петербуржцами, знающими и любящими свой город, умеющими и желающими сохранять и приумножать его красоту и самобытность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyatelnosti_vosstanovlen_1432549861_59553.doc | 305.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности
духовно-нравственного, социального,
общеинтеллектуального, общекультурного направления
«Город над вольной Невой»
Возрастная группа 7-11 лет
Составители:
учитель высшей
квалификационной категории
Ефимова Елена Викторовна
учитель высшей
квалификационной категории
Петрова Марианна Александровна
учитель высшей
квалификационной категории
Пескова Наталия Германовна
Санкт-Петербург
2015
Содержание
Пояснительная записка | 3-4 |
Общая характеристика курса | 4-6 |
Описание места курса в учебном плане | 6 |
Описание ценностных ориентиров содержания курса | 8 |
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса | 9 |
Содержание курса | 11 |
Примерное тематическое планирование | 13 |
Содержание программы | 17 |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса | 33 |
Литература | 35 |
Приложение № 1(дневник «Путешествуя по Петербургу») |
Пояснительная записка
Россия — страна многонациональная, поликультурная, многоязычная. В современной России русская культура не просто сосуществует с культурами других народов — она интенсивно взаимодействует с ними. Взаимодействие культур, в свою очередь, предполагает толерантное, уважительное взаимодействие их представителей.
Благодаря искусству расширяется кругозор и формируется мировосприятие человека. Искусство как вид коммуникации предоставляет уникальную возможность приобщиться к историческому и культурному богатству нации.
Именно через русское искусство начинается путь к всемирной истории и культуре, знание о которых является неотъемлемой частью в воспитании культуры толерантности. Воспитание с помощью произведений искусства оказывает наиболее глубокое и всестороннее воздействие на эмоциональную, интеллектуальную и морально-нравственную сферу развития школьника. Посредством искусства ребенок учится познавать предметный мир и жизненные явления. Искусство влияет на чувства ребенка, на его мироощущение.
Младший школьный возраст является периодом становления личности, активного освоения субъектом объективного, многообразного мира, формирования идентичности. В школе закладываются основы мировоззрения, миропонимания, нравственные, трудовые, социальные установки личности, система ее ценностей. На этой стадии развития ребенка чрезвычайно важно заложить необходимые морально-нравственные и гражданские ориентиры, принципы россиянина. Бесценным подспорьем в этой связи является культурно-историческое наследие нашей страны.
Сегодня проблема формирования российской гражданской идентичности оказывается более чем актуальной, и ее решение требует комплексного подхода, организации определенной системы целенаправленных действий на всех образовательных уровнях.
Музейная программа формирует в сознании школьника образ Петербурга, уважения к его истории и культуре, как неотъемлемой составляющей русской художественной культуры; развивает эмоционально-образный, художественный тип мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной стороны личности юного петербуржца; воспитывает трепетное отношение к прошлому и ответственное отношение к будущему своего родного города.
Театральная программа для учащихся начальных классов наравне с основными предметами образования способствует развитию и раскрытию творческих способностей учащихся, всестороннему развитию личности, формирует навыки коллективного общения, прививает интерес к искусству, развивает эстетический вкус. Посещение театров воспитывает понимающего, умного, воспитанного, театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, творческим мышлением, широким кругозором, собственным мнением.
Общая характеристика курса
Данная программа разработана в рамках реализации государственной национальной политики в Санкт-Петербурге по формированию основ петербургской идентичности и развитию культурного самосознания юного петербуржца посредством обращения к историко-культурному наследию.
Основная цель программы — воспитание юных школьников истинными петербуржцами, знающими и любящими свой город, умеющими и желающими сохранять и приумножать его красоту и самобытность.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами: Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения (далее — Стандарт), Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников (далее — Концепция), Постановление Правительства Санкт-Петербурга № 1256 от 23.09.2010 г. «О программе гармонизации межкультурных отношений, межэтнических и межконфессиональных отношений, воспитания культуры толерантности в Санкт-Петербурге на 2011–2015 годы (программа «Толерантность»)».
Работа по программе строится при помощи дневника «Путешествуя по Петербургу».
Музейно-театральная программа отвечает возникшей сегодня потребности в углубленном культурологическом образовании подрастающего поколения и предоставляет возможность учащимся 1–4-х классов в системе познакомиться с памятниками изобразительного искусства и архитектуры, приобщиться к отечественному культурному наследию, к театральной жизни, акцентируя внимание на истории и культуре Санкт-Петербурга с целью содействовать становлению петербургского и российского самосознания.
Включение музеев и театров в образовательно-воспитательный процесс – дело не такое простое, как может на первый взгляд показаться. Дело не в частоте посещений музеев, театров, а в степени подготовленности ребенка к восприятию предметного языка культуры. Младший школьник не подготовлен к восприятию сложного символического языка музея и познаёт окружающий мир именно с «расшифровывания» этих скрытых смыслов вещей. Задача педагога – помочь ему в этой непростой и очень важной познавательной деятельности.
Программа имеет еще одну важную особенность. География ее использования не ограничена. Темы и проблемы заявленные в программе, могут решаться на базе различных музеев (краеведческих, художественных, литературных, естественнонаучных и др.), материалах школьного музея, домашних коллекций учеников и учителя. «Бабушкины чердаки и сундуки», семейные альбомы и реликвии являются незаменимыми помощниками в изучении истории и культуры. Наконец, в распоряжении учителя имеется большой выбор слайдов, CD, DVD и другого иллюстративного материала, открывающего богатейший мир коллекций российских и зарубежных музеев.
Программа «Город над вольной Невой» продолжает традиции целостного, разностороннего художественного образования и направлена на решение задач, согласуемых с внедрением федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения. Программа также ориентирует школьников, их родителей и педагогов на систематическое знакомство с культурным наследием Санкт-Петербурга.
Цели программы:
- воспитание духовно-нравственных качеств гражданина сквозь призму истории и культуры Санкт-Петербурга;
- воспитание целостной, всесторонне развитой личности, способной творчески мыслить, эффективно общаться, индивидуально развиваться.
- формирование интереса к памятникам изобразительного искусства, воспитание уважения к русской художественной культуре;
- овладение элементарной художественной грамотностью; формирование художественного кругозора и приобретение опыта в художественно-творческой деятельности; совершенствование эстетического вкуса;
- развитие воображения и способности к восприятию богатства культурного наследия как части настоящего.
В основе программы лежат принципы, формы и методы, ориентированные на развитие эмоционально-познавательной сферы ребенка.
На основе целевой установки программы и специфики музейно-театрального образования сформулированы задачи, которые она призвана решать:
- Научить ребенка оценивать окружающие его вещи с точки зрения развития истории и культуры;
- Сформировать у ребенка понимание взаимосвязи исторических эпох;
- Развить способность воссоздавать образ соответствующей исторической эпохи;
- Выработать потребность регулярно посещать музеи, театры;
- Развить способность эстетического созерцания и эмоционального сопереживания;
- Привить уважение к другим культурам, готовность понимать и принимать систему иных ценностей;
- Выработать навыки самостоятельно осваивать окружающий мир, изучая культурное наследие разных эпох и народов;
- Развивать эстетический вкус и этические потребности, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры; красоту и богатство родной природы;
- Привить культуру поведения в общественных местах.
Причем процесс этот должен быть разнонаправленным и многоступенчатым.
Описание места курса «Город над вольной Невой»
Данная программа включает три направления внеурочной деятельности в условиях реализации федеральных стандартов второго поколения духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное.
Программа рассчитана на детей 7-11 лет, реализуется за 4 года. Количество учащихся не более 15 человек. 1 класс- 33 часа в год, по 1 часу в неделю; 2-4 классы по 1 часу в неделю, по 34 часа в год. Темы занятий сформулированы согласно методическим рекомендациям данной программы. Обязательные для посещения в год пешеходные, автобусные экскурсии, посещение театров и музеев.
Содержание программы «Город над вольной Невой» является продолжением изучения предметных областей (литературное чтение, окружающий мир, технология, изобразительное искусство).
Ведущим методом в работе с детьми младшего школьного возраста является игра. Как известно, именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. В процессе игры решаются и обратные задачи: развивается память, творческая фантазия, образное мышление, расширяются ассоциативные связи, формируется речь.
Перечисленные методы, которые тесно взаимосвязаны между собой, могут применяться в разнообразных комбинациях. Отсюда неограниченный набор всевозможных приемов и форм работы: викторины и кроссворды, шарады и ребусы, командные соревнования и дискуссии, творческие задания, выполняемые как в школе, так и на музейных экспозициях, праздники и театральные постановки и т.п. Эффективными формами работы являются небольшие самостоятельные исследования
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального общего образования сформулированы в Стандарте и Основной образовательной программе образовательного учреждения.
К ним относятся:
- формирование основ гражданской идентичности личности на базе: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества; восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;
- формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе: доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
- развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма;
- развитие умения к самообразованию и самовоспитанию, а именно: развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности:
- развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации.
Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения программы
- Личностные результаты:
– эмоционально-ценностное отношение к истории и культуре Санкт-Петербурга и России;
– понимание многообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций.
- Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной художественной культурой.
- Метапредметные результаты:
– умение видеть и воспринимать явления художественной культуры в окружающей жизни.
- Предметные результаты:
– понимание значения искусства и культуры в жизни человека и общества;
– восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства;
– умение эмоционально воспринимать и оценивать произведения русского и мирового искусства;
– проявление устойчивого интереса к истории и художественным традициям Санкт-Петербурга и России.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов (1 год) — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. д.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов (2-3 год) — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, знания, труд, культура), отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов (4 год) — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
В результате работы по данной программе формируются: а) личностные УУД - система ценностных отношений к себе, другим участникам образовательного процесса, его результатам, толерантное отношение к окружающим, любовь к Родине, краю, почитание традиций и обычаев народов России и Кубани; б) метапредметных УУД - умение добывать знания, освоение способами деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Формируются регулятивные УД целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция, обеспечивающие учащимся организацию учебного процесса; познавательные УД общечеловеческие, знаково - символические, информационные, логические, помогающие учащимся владеть информацией; коммуникативные УД инициативное сотрудничество, планирование учебного сотрудничества, взаимодействие, управление коммуникацией, лежащие в основе взаимодействия всех участников образовательного процесса.
Во время реализации данной программы важно развивать у учащихся стремление самостоятельно добывать знания по истории и культуре родного города, способствовать заинтересованному изучению национального изобразительного искусства. Для этого целесообразно познакомить учащихся с литературой, которая имеется в школьной библиотеке, в медиатеке или в информационно-образовательных школьных центрах и с возможностями информационно-коммуникационных технологий, прежде всего сети Интернет.
Содержание курса
1 год обучения – 33 часа
Раздел1. Автобусная экскурсия (обзорная) «Мой город» - 2 часа
Раздел 2.Пешеходная экскурсия на Сенатскую площадь, памятник Петру I («Медный всадник») - 4 часа
Раздел 3. Домик Петра I – 4 часа
Раздел 4.Здание Адмиралтейства – 2 часа
Раздел 5.Пешеходная экскурсия на Дворцовую площадь (Арка Главного штаба, Зимний дворец, Александровская колонна) – 4 часа
Раздел 6. Государственный театр марионеток им. Е.С. Деммени – 4 часа
Раздел 7. Российский Этнографический музей – 4 часа
Раздел 8. Цветные мосты – 4 часа
Раздел 9. Подготовка и защита проектов – 4 часа
Раздел 10.Резервное занятие – 1 час
2 год обучения – 34 часа
Раздел 1. Петропавловская крепость – 4 часа
Раздел 2. Пешеходная экскурсия на Исаакиевскую площадь – 4 часа
(Исаакиевский собор, памятник Николаю I, Мариинский дворец)
Раздел 3. Пешеходная экскурсия на площадь Островского (Александринский театр, Российская национальная библиотека, памятник Екатерине II) – 4 часа
Раздел 4. Государственный театр музыкальной комедии – 4 часа
Раздел 5. Теплоходная экскурсия « Реки и каналы Санкт-Петербурга» - 4 часа
Раздел 6. Казанский собор – 4 часа
Раздел 7. Мосты со скульптурами (Львиный мостик, Банковский мост, Аничков мост) – 4 часа
Раздел 8. Подготовка и защита проектов – 5 часов
Раздел 9. Резервное занятие – 1 час
3 год обучения – 34 часа
Раздел 1. Государственный Эрмитаж (абонемент) – 4 часа
Раздел 2. Пешеходная экскурсия в Летний сад (Летний дворец, памятник Крылову, скульптуры) – 4 часа
Раздел 3. Театральная площадь. Государственный Мариинский театр – 4 часа
Раздел 4. Строгановский дворец - 4 часа
Раздел 5. Санкт-Петербургский метрополитен – 4 часа
Раздел 6. Теплоходная экскурсия «Мосты повисли над водами» - 4 часа
Раздел 7. Невский проспект – 4 часа
Раздел 8. Защита проектов – 5 часов
Раздел 9. Резервное занятие – 1 час
4 год обучения – 34 часа
Раздел 1. Государственный Русский музей – 4 часа
Раздел 2. Площадь Искусств – 4 часа
Раздел 3. Санкт-Петербургская академическая филармония им. Д. Д. Шостаковича. – 4 часа
Раздел 4. Стрелка Васильевского острова – 4 часа
Раздел 5. Собор Воскресения Христова на Крови, Храм Спаса-на-Крови.– 4 часа
Раздел 6. Животные в скульптуре – 4 часа
Раздел 7. Места в Петербурга, связанные с блокадой.– 4 часа
Раздел 8. Защита проектов – 5 часов
Раздел 9. Резервное занятие – 1 час
Примерное тематическое планирование
1 год обучения
Наименование разделов | Всего часов | В том числе | Вид деятельности | ||
Т/з | п/з | и/з | |||
1.Автобусная экскурсия (обзорная) «Мой город» | 2 | 2 | Беседа Экскурсия Заполнение дневника | ||
2. Пешеходная экскурсия на Сенатскую площадь, памятник Петру I («Медный всадник») | 4 | 1 | 2 | 1 | Беседа Экскурсия Заполнение дневника |
3. Домик Петра I. | 4 | 1 | 2 | 1 | Беседа Посещение музея Заполнение дневника |
4.Здание Адмиралтейства | 2 | 2 | Беседа Экскурсия | ||
5.Пешеходная экскурсия на Дворцовую площадь (Арка Главного штаба, Зимний дворец, Александровская колонна) | 4 | 1 | 2 | 1 | Беседа Экскурсия Заполнение дневника |
6. Государственный театр марионеток им. Е.С. Деммени | 4 | 1 | 2 | 1 | Беседа Посещение театра Заполнение дневника |
7. Российский Этнографический музей | 4 | 1 | 2 | 1 | Беседа Посещение музея Заполнение дневника |
8. Цветные мосты | 4 | 1 | 2 | 1 | Беседа Экскурсия Заполнение дневника |
9. Подготовка и защита проектов | 4 | 3 | 1 | Подготовка и защита проекта | |
10.Резервное занятие | 1 | 1 | |||
ИТОГО | 33 | 6 | 19 | 8 |
Примерное тематическое планирование
2 год обучения
Наименование разделов | Всего часов | В том числе | Вид деятельности | ||
Т/з | п/з | и/з | |||
1. Петропавловская крепость | 4 | 1 | 2 | 1 | Беседа Экскурсия Заполнение дневника |
(Исаакиевский собор, памятник Николаю, Мариинский дворец) | 4 | 1 | 2 | 1 | Беседа Экскурсия Заполнение дневника |
3. Пешеходная экскурсия на площадь Островского (Александринский театр, Российская национальная библиотека, памятник ЕкатеринеII) | 4 | 1 | 2 | 1 | Беседа Экскурсия Заполнение дневника |
4. Государственный театр музыкальной комедии | 4 | 1 | 2 | 1 | Беседа Посещение театра Заполнение дневника |
5. Теплоходная экскурсия « Реки и каналы Санкт-Петербурга» | 4 | 1 | 2 | 1 | Беседа Теплоходная экскурсия Заполнение дневника |
6. Казанский собор | 4 | 1 | 2 | 1 | Беседа Посещение собора Заполнение дневника |
7. Мосты со скульптурами (Львиный мостик, банковский мост, Аничков мост) | 4 | 1 | 2 | 1 | Беседа Экскурсия Заполнение дневника |
8. Подготовка и защита проектов | 5 | 4 | 1 | Подготовка и защита проекта | |
9. Резервное занятие | 1 | 1 | |||
ИТОГО | 34 | 7 | 18 | 9 |
Примерное тематическое планирование
3 год обучения
Наименование разделов | Всего часов | В том числе | Вид деятельности | ||
Т/з | п/з | и/з | |||
1. Государственный Эрмитаж (абонемент) | 4 | 4 | Беседа Посещение музея Заполнение дневника | ||
2. Пешеходная экскурсия в Летний сад (Летний дворец, памятник Крылову, скульптуры) | 4 | 1 | 2 | 1 | Беседа Посещение Летнего сада Заполнение дневника |
3. Театральная площадь. Государственный Мариинский театр | 4 | 1 | 2 | 1 | Беседа Экскурсия. Посещение театра Заполнение дневника |
4. Строгановский дворец | 4 | 1 | 2 | 1 | Беседа Посещение музея Заполнение дневника |
5. Санкт-Петербургский метрополитен | 4 | 1 | 2 | 1 | Беседа Заполнение дневника |
6. Теплоходная экскурсия «Мосты повисли над водами» | 4 | 1 | 2 | 1 | Беседа Теплоходная экскурсия Заполнение дневника |
7. Невский проспект | 4 | 1 | 2 | 1 | Беседа Экскурсия Заполнение дневника |
8. Защита проектов | 5 | 4 | 1 | Подготовка и защита проекта | |
9. Резервное занятие | 1 | 1 | |||
ИТОГО | 34 | 6 | 20 | 8 |
Примерное тематическое планирование
4 год обучения
Наименование разделов | Всего часов | В том числе | Вид деятельности | ||
Т/з | п/з | и/з | |||
1. Государственный Русский музей | 4 | 1 | 2 | 1 | Беседа Посещение музея Заполнение дневника |
2. Площадь Искусств. | 4 | 1 | 2 | 1 | Беседа Экскурсия Заполнение дневника |
3. Санкт-Петербургская академическая филармония им. Д. Д. Шостаковича. | 4 | 1 | 2 | 1 | Беседа Посещение филармонии Заполнение дневника |
4. Стрелка Васильевского острова | 4 | 1 | 2 | 1 | Беседа Экскурсия Заполнение дневника |
5. Собор Воскресения Христова на Крови, Храм Спаса-на-Крови. | 4 | 1 | 2 | 1 | Беседа Посещение музея Заполнение дневника |
6. Животные в скульптуре | 4 | 1 | 2 | 1 | Беседа Экскурсия Заполнение дневника |
7. Места в Петербурга, связанные с блокадой. | 4 | 1 | 2 | 1 | Беседа Экскурсия Заполнение дневника |
8. Защита проектов | 5 | 4 | 1 | Подготовка и защита проекта | |
9. Резервное занятие | 1 | 1 | |||
ИТОГО | 34 | 7 | 18 | 9 |
Классные руководители перед экскурсией, посещением театра, проводят инструктаж учащихся по правилам поведения, по соблюдению правил дорожного движения.
Содержание программы1 год обучения
Раздел 1. Автобусная экскурсия (обзорная) «Мой город».
Обзорная автобусная экскурсия по городу, с целью показать красоту и величие, исторические места города Санкт-Петербурга.
Перед началом экскурсии проводится беседа о правилах поведения на автобусных экскурсиях.
Раздел 2. Пешеходная экскурсия на Сенатскую площадь, памятник Петру I
(«Медный всадник»).
Этому разделу в программе курса отводится 4 часа. 1 час теоретический – дети знакомятся с историей названия площади, узнают, что на площади находится один из символов города на Неве, знаменитый памятник «Медный всадник», воздвигнутый по велению Екатерины II в честь основателя города Петра I. Также дети знакомятся с интересными фактами создания этого памятника.
После пешеходной экскурсии, на которой дети внимательно рассмотрят сам памятник, гром-камень. Дети выполняют практическое задание в дневнике «Путешествуя по Петербургу».
Раздел 3. Домик Петра I.
Разделу отводится 4 часа. 1 час теоретический, на котором дети знакомятся с биографией Петра I, узнают интересные факты его жизни (представитель династии Романовых, Пётр был провозглашён царём в 10-летнем возрасте, стал править самостоятельно с 1689 года. До своей смерти в 1696 году формальным соправителем Петра был его брат Иван. С юных лет Пётр проявлял интерес к наукам и заграничному образу жизни. Ещё ребёнком Пётр поражал людей красотой и живостью своего лица и фигуры. Из-за своего высокого роста — 203 см — он выдавался в толпе на целую голову. В то же время, при таком большом росте, он был не богатырского сложения — носил обувь 39 размера, а одежду 48 размера. Руки Петра были также небольшие, его плечи - узкие для его роста, его голова была также мала по сравнению с тело.)
После посещения музея, дети выполняют творческие задания в дневнике «Путешествуя по Петербургу».
Раздел 4. Здание Адмиралтейства.
На этот раздел отводится 2 теоретических занятия. Дети узнают, что Адмиралтейство в Санкт-Петербурге – один из известных и красивейших памятников Северной столицы. Строительство было начато в 1704 году по чертежам Петра I на острове между Невой и Мойкой (остров был назван Адмиралтейским). Адмиралтейство задумывалось, как главная судостроительная верфь России на Балтийском море и было центром постройки кораблей. Помещения Адмиралтейства были корабельными мастерскими. Верфь была построена буквой «П», главный фасад имел длину 425 метров, боковые стены – 213 м. Адмиралтейство выполняло и оборонительную функцию: это была крепость, огражденная земляным валом с 5-ью земляными бастионами и глубоким рвом. Вокруг периметра с 2-х сторон вырыты 2 канала. Для обзора противника вокруг здания был вырублен лес. Так появляется Адмиралтейский луг. Первый корабль с Адмиралтейской верфи был спущен на воду 29 апреля 1706 года. Во время царствования Петра I со стапелей Адмиралтейства сошло 262 военных корабля. Строительство кораблей продолжалось до 1844 года. Кораблик на шпиле здания рассматривается как один из символов города наряду с Медным всадником и контурами разведенного Дворцового моста на фоне Петропавловского собора. Адмиралтейская игла запечатлена на медали «За оборону Ленинграда». Затем дети заполняют дневник «Путешествуя по Петербургу».
Раздел 5. Пешеходная экскурсия на Дворцовую площадь (арка Главного штаба, Зимний дворец, Александровская колонна)
Этому разделу в программе курса отводится 4 часа. 1 час теоретический – знакомство с ансамблем Дворцовой площади. Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге – это место, любимое гостями и жителями города, сердце Северной столицы. Это один из самых красивых архитектурных ансамблей мира. Над его созданием трудились лучшие русские зодчие. Свое имя она получила по названию Зимнего Дворца, построенного по проекту архитектора Ф.Б. Растрелли в середине 18 века. В 1819 году по заданию императора архитектор К.И.Росси разработал проект единого архитектурного ансамбля, прославляющего победу русского оружия в войне 1812 года. Замысел архитектора состоял в том, чтоб объединить существующие оригинальные интерьеры и новые постройки в единое целое. По южной границе площади был построен полукруглый протяженный фасад здания Главного штаба, длина которого 580 м (самый длинный фасад здания в мире). Посередине здания – грандиозная Арка с изображениями летящих гениев Славы, и украшенная скульптурной композицией Колесница Славы с фигурами воинов и колесницей крылатой богини Победы – Ники. (Скульпторы Н.Пименов и В. Демут-Малиновский). Высота скульптурной группы составляет 10 метров, высота арки – 28 метров, ширина – 17 метров. В 1834 году по проекту архитектора Огюста Монферрана в память о победе русских войск над армией Наполеона была открыта Александровская колонна. Названа в честь императора Александра I. Колонна весом 600 тонн, высотой 47,5 м увенчана фигурой ангела с крестом, попирающего крестом змею – символ победы добра над злом. Голова ангела склонена к земле, так, что снизу видно его лицо. (архитектор Б. Орловский). Барельефы на постаменте колонны прославляют победы русского оружия (скульпторы И. Липце, П. Свинцов). Связующим звеном всех построек стало завершение в 1843 году строительство с восточной стороны здания Штаба гвардейского корпуса (архитектор А.П. Брюллов). Фасад здания украшает портик из двадцати ионических колонн.
Самое красивое здание Дворцовой площади - Зимний Дворец. Это грандиозное здание занимает 9 гектаров земли, имеет около полутора тысяч помещений. В то время это было самое высокое здание в Петербурге. И выше его в центральной части города не разрешалось строить дома.
После пешеходной экскурсии на Дворовую площадь, дети выполняют творческие и практические задания в дневнике «Путешествуя по Петербургу».
Раздел 6. Государственный театр марионеток им. Е.С.Деммени
Этому разделу отведено 4 часа. На 1 занятии дети знакомятся с историей создания театра, который воплощает становление театра кукол в России. Впервые в России профессиональный кукольный театр начал свою работу в 1918 году. Инициаторами создания театра Марионеток выступили художники Санкт-Петербурга во главе с Л. Шапориной-Яковлевой. На постановку репертуара и оформление декораций потребовался целый год. И лишь в 1919 году 12 апреля впервые театр поднял свой занавес. Юным зрителям впервые показали сказку А. Пушкина «О царе Салтане», где основные герои — куклы. Знакомятся с биографией Евгения Деммени, имя которого носит кукольный театр на Невском, 52, по профессии был вовсе не артист или режиссер, а офицер в чине прапорщика инженерных войск. Театральное искусство увлекало его с детства, знакомство Деммени с театром началось с посещения разнообразных театральных представлений, а позже продолжилось самостоятельными выступлениями в любительском кружке. В 1918-м году Евгений Деммени становится актером-любителем, еще через шесть лет возглавляет ленинградский театр кукол-петрушек.
После посещения театра дети делятся своими впечатлениями и выполняют задания в дневнике «Путешествуя по Петербургу».
Раздел 7. Российский Этнографический музей.
За 4 часа, которые отведены на данный раздел, дети знакомятся с теоретическими сведениями об этнографическом музее (один из крупнейших этнографических музеев Европы. Основан 22 января 1902 года как этнографический отдел Русского музея. Расположен рядом со зданием Русского музея. Здание музея построено в 1902—1913 годах по проекту архитектора В. Ф. Свиньина. Датой основания Российского этнографического музея считается 1902 год, когда при Русском музее по инициативе и под руководством Самуила Дудина был образован отдельный этнографический отдел. Для свободного посещения он открылся только в 1923 году. В 1934 этнографический музей становится самостоятельным музеем и именуется — Государственный музей этнографии.) После посещения музея, дети заполняют дневник «Путешествуя по Петербургу», рассказывают, что их удивило, поразило в экспозиции музея.
Раздел 8. Цветные мосты.
На теоретическом занятии дети узнают, что на заре своего царствования, Пётр, очарованный Северной Венецией - Амстердамом, твёрдо решил: быть в России своей Северной Венеции! Да и «прорубить окно в Европу» было для великого реформатора не менее важно. Архитекторы возводили город строгий, сдержанный, величественный, однако несколько сумрачный. Серых красок добавляли северной столице и бесконечные дожди, и мутные воды многочисленных её речушек. Одну из них (ныне Мойка), издавна так и называли – Мья, что по-фински означало «грязь». Когда на этой речке появились первые четыре деревянных разводных моста, соединяющих 2-й Адмиралтейский и Казанский острова, они получались похожими, как близнецы. Затем их, правда, и перестраивали, и украшали, но тоже в соответствие с типовым проектом. И вот, то ли затем, чтобы не путать похожие мосты, то ли оттого, что уж очень кому-то захотелось подбросить ярких красок в серую палитру города, но только выкрасили их однажды в разные цвета, да так и прозвали: Зеленый, Синий, Красный, Жёлтый. На пешеходной экскурсии дети знакомятся с историей каждого моста, рассматривают внешний вид, сравнивают ограды. После экскурсии дети заполняют дневник, в котором выполняют творческие задания.
Раздел 9. Подготовка и защита проектов.
На этот раздел отводится 4 часа. 1 час теоретический, на котором руководитель объясняет правила подготовки и защиты проектов. Далее идет подготовка проекта 3 часа, а затем - защита проектов.
Раздел10. Резервное занятие.
Подведение итогов года.
2 год обучения
Раздел 1. Петропавловская крепость.
Этому разделу отводится 4 часа. 1 час теоретический, на котором даются сведения об истории создания Петропавловской крепости, которая была заложена 16 (27) мая 1703 года. В 1703 году Заячий остров был соединён с Петроградской стороной Иоанновским мостом.
В 1731 году на Нарышкином бастионе построили Флажную башню, на которой стали поднимать флаг (гюйс) (изначально флаг поднимался на Государевом бастионе). Флаг поднимался с утренней зарёй, опускался с вечерним закатом. С 1917 г. флаг не поднимался, но в 1990-е годы эту традицию возродили (сначала флаг поднимали и опускали, но впоследствии его стали постоянно держать на мачте).
С 1730-х годов появилась традиция отмечать полдень пушечным выстрелом с Нарышкина бастиона. Выстрел также отмечал начало и конец рабочего дня. Постоянно стали производить выстрел с 1873 года. В 1934 году выстрелы прекратили, но в 1957 году эту традицию возродили. В XIX веке на территории крепости с 11 до 12 часов дня играл оркестр. В 2005 году во флажной башне установили рояль, время от времени сюда для игры приглашают известных музыкантов.
В 1762—1766 годах в крепости был построен дом для ботика Петра I — «Дедушки русского флота» (бот был перевезён из Москвы в 1723 году, сначала для него был выстроен простой навес).
В 1779—1785 годах часть Петропавловской крепости облицевали гранитом. В 1784—1787 годах был придан торжественный вид Невским воротам и Комендантской пристани. Под аркой Невских ворот оформлена «Летопись катастрофических наводнений». В ней отмечены наивысшие подъёмы воды в 1752, 1777, 1788, 1824, 1924 и 1975 годах.
В 1798—1806 годах были построены здания Монетного двора (Монетный двор был переведён из Москвы в Санкт-Петербург в 1724 году и до постройки специального здания монеты чеканили в помещениях Трубецкого и Нарышкина бастионов). До конца 1990-х годов только здесь производились все металлические монеты, все ордена и медали (за исключением орденов ручной работы). С конца 1990-х годов монеты начали чеканить и в Москве.
Справа от Петровских ворот в 1801—1802 годах был построен склад оружия (артиллерийский цейхгауз). После посещения Петропавловской крепости дети выполняют практические задания в дневнике «Путешествуя по Петербургу».
Раздел 2. Пешеходная экскурсия на Исаакиевскую площадь (Исаакиевский собор, памятник Николаю I, Мариинский дворец).
На 1 теоретическом часу – дети знакомятся с историей названия площади, узнают, что Исаакиевская площадь по праву считается одной из самых знаменитых и великолепных площадей центра Санкт-Петербурга. По количеству исторических и архитектурных памятников Исаакиевская площадь соперничает разве что с Дворцовой площадью. В центре Исаакиевской площади возвышается знаменитый Исаакиевский собор, ставший символом города. Сооружение монументального собора велось достаточно долго даже по меркам 19 века, и было закончено в 1858 году. Скульптор собора О.Монферран навсегда вписал свое имя в историю города, как гениальный зодчий того времени. Размах и объемы сооружения поражают даже современных архитекторов, так как собор вмещает себя одновременно больше 12 000 человек, а общая площадь составляет около 10 000 квадратных метров.
В 1859 году Исаакиевская площадь украсилась еще одним монументом - конным памятником Николаю I. Общий проект памятника также выполнил О.Монферран, конную группу выполнил Петр Клодт, гениальный создатель конных фигур. Пьедестал исполнен архитекторами Н.Ефимовым и А.Пуаро и скульпторами Р.Залеманом и Н.Рамазановым. Памятник интересен тем, что внушительная конная скульптура держится всего на двух точках опоры.
После пешеходной экскурсии, на которой дети внимательно рассмотрят сам собор, памятник Николаю I. Ведется работа по дневнику «Путешествуя по Петербургу».
Раздел 3. Пешеходная экскурсия на площадь Островского (Александринский театр, Российская национальная библиотека, памятник ЕкатеринеII)
Разделу отводится 4 часа. Во время теоретического часа, дети узнают, что Площадь Островского — площадь в Центральном районе Санкт-Петербурга в историческом центре города. Здесь сходятся Невский проспект, улица Зодчего Росси, Малая Садовая улица, переулок Крылова.
Площадь представляет собой архитектурный ансамбль, возникший по проекту архитектора К. И. Росси в XIX веке. На площади находятся памятники истории и культуры федерального значения: Александринский театр, Российская национальная библиотека, Аничков дворец, памятник Екатерине ΙΙ, здания Министерства народного просвещения и Дирекции императорских театров по улице Зодчего Росси, здание Санкт-Петербургского городского кредитного общества. Несмотря на то, что К. И. Росси не удалось воплотить весь замысел, ансамбль площади Островского остаётся одним из высших достижений русского градостроительного искусства. В составе исторической застройки центра Санкт-Петербурга площадь включена в список Всемирного наследия.
После пешеходной экскурсии, на площадь Островского дети заполняют дневник «Путешествуя по Петербургу».
Раздел 4. Государственный театр музыкальной комедии.
После теоретического часа, где рассказывается об истории создания театра, которое было построено в 1799–1801 годах предположительно по проекту русского архитектора Е. Т. Соколова. Новый дом стал одним из многочисленных доходных домов. Почти через полвека, в 1842–1846 годах, по проекту итальянского архитектора Л. Вендрамини он был перестроен. Ещё через пятьдесят лет, в 1892–1896 годах, здание было капитально отремонтировано и частично перепланировано, по проекту русского архитектора А. Хренова. В 1896 году дом приобрел Великий князь Николай Николаевич, внук Николая I, и впоследствии подарил его своей фаворитке, известной актрисе Александринского театра М. Потоцкой. По всей вероятности, в этот период по желанию Великого князя интерьеры второго этажа были заново отделаны и приобрели вид роскошных дворцовых апартаментов. После сильного пожара 1910 года здание было передано в городскую казну. По проекту русских инженеров И. Бальбашевского и А. Максимова внутренние помещения были перестроены. На втором этаже нового петербургского театра, открытого 18 декабря 1910 года и названного «Палас-театр», игрались оперетты с участием лучших артистов столицы: М. Рахмановой, В. Кавецкой, Е. Зброжек-Пашковской, А. Брагина, М. Ростовцева, Ю. Морфесси. А на первом открылся ресторан с кабаре, в котором выступали актёры различных жанров. В 1929 году здесь обосновался только что организованный «Мюзик-холл», музыкальной частью которого заведовал композитор И. Дунаевский, хореографической — К. Голейзовский. Среди участников программы нового театра значился и Теа-джаз под управлением молодого Л. Утесова. Санкт-Петербургский государственный театр Музыкальной комедии был организован осенью 1929 года в здании бывшего Народного дома и открылся 17 сентября одной из лучших оперетт того времени - «Холопкой» Н. Стрельникова. Художественным руководителем нового коллектива вскоре после открытия стал один из виднейших деятелей оперетты, режиссер и актёр, А.Н. Феона. Лишь в течение трех лет, с 1931 по 1933 гг., театр возглавлял Моисей Осипович Янковский. После посещения спектакля, дети делятся своими впечатлениями и выполняют теоретические задания в дневнике «Путешествуя по Петербургу».
Раздел 5. Теплоходная экскурсия «Реки и каналы Санкт-Петербурга»
На первом занятии проводится беседа по правилам поведения во время теплоходных экскурсий. Во время экскурсии дети знакомятся с реками и каналами Санкт-Петербурга, а затем на практическом занятии выполняют творческие задания в дневнике «Путешествуя по Петербургу».
Раздел 6. Казанский собор
Этому разделу отведено 4 часа. На 1 занятии дети знакомятся с историей создания собора, одного из крупнейших храмов Санкт-Петербурга, выполненный в стиле ампир. Построен на Невском проспекте в 1801—1811 годах архитектором А. Н. Воронихиным для хранения чтимого списка чудотворной иконы Божией Матери Казанской. Особенностью Казанского собора: Император Павел I пожелал, чтобы строящийся по его велению храм был похож на величественный Собор Святого Петра в Риме. Отражением этого пожелания стала возведённая А. Н. Воронихиным перед северным фасадом грандиозная колоннада из 96-и колонн. Если колоннада собора святого Петра в Риме замыкает площадь, то колоннада Казанского собора раскрывается к Невскому проспекту. Такое архитектурное решение позволило А. Н. Воронихину решить проблему, встававшую перед всеми строителями храмов на Невском. Колоннада позволила сделать северную, боковую часть собора, парадной. Купольный крест собора, по тем же самым причинам, повёрнут к проспекту ребром и с парадной, северной стороны в полной мере не виден.
После посещения собора дети выполняют задания в дневнике «Путешествуя по Петербургу».
Раздел 7. Мосты со скульптурами (Львиный мостик, банковский мост, Аничков мост).
Дети знакомятся с историей создания мостов, со скульптурными изображениями на них (Львиный мост — пешеходный мост через канал Грибоедова в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурге, соединяющий Казанский и Спасский острова. Построен в 1825—1826 годах по проекту В. фон Треттера и В. А. Христиановича. Своё название Львиный мост получил от четырёх чугунных скульптур львов работы скульптора П. П. Соколова, расположенных по углам моста. Банковский мост — соединяет Казанский и Спасский острова через канал Грибоедова в Центральном районе Санкт-Петербурга. Конструкция подвесного моста была спроектирована инженерами Вильгельмом фон Треттером, создателем ряда мостов через канал Грибоедова, Фонтанку и Мойку и В. А. Христиановичем. Особую известность мосту принесли угловые скульптуры крылатых львов (часто ошибочно именуемых грифонами) работы П. П. Соколова.
В Петербурге сохранились лишь три подвесных пешеходных мостика: Банковский, Львиный и Почтамтский.
Аничков мост— один из самых известных мостов Санкт-Петербурга.
Постоянный каменный мост переброшен через Фонтанку по линии Невского проспекта в 1785 году.
Своим названием мост обязан подполковнику-инженеру Михаилу Аничкову, чей батальон во времена Петра Великого дислоцировался за Фонтанкой в так называемой Аничковой слободе.
Клодт создал две новые композиции, четыре разные стадии покорения коня.
После посещения мостов, дети заполняют дневник «Путешествуя по Петербургу», рассказывают, что их удивило, поразило в скульптурах мостов.
Раздел 8. Подготовка и защита проекта.
На этот раздел отводится 5 часов. Подготовка проекта 4 часа, в помощь задания из дневника «Путешествуя по Петербургу», а затем - защита проектов – 1 час.
Раздел 9. Резервное занятие.
Подведение итогов года.
3 год обучения
Раздел 1. Государственный Эрмитаж (абонемент)
Посещение Эрмитажа по абонементу. После посещения дети выполняют практические задания в дневнике «Путешествуя по Петербургу».
Раздел 2. Пешеходная экскурсия в Летний сад (Летний дворец, памятник Крылову, скульптуры)
На 1 теоретическом часу – дети знакомятся с историей возникновения и закладки Летнего сада памятником садово-паркового искусства первой трети XVIII века в центре Санкт-Петербурга. Сад был заложен по повелению Петра I в 1704 году и первоначально был регулярным. Летний сад изначально создавался как летняя царская резиденция, и для его постройки была выделена часть острова Усадица. Летний дворец Петра́ I — название сохранившейся до наших дней в первозданном виде резиденции Петра I в Летнем саду Санкт-Петербурга. Используется как музей (филиал Русского музея). Летний дворец был построен в стиле барокко по проекту Доменико Трезини в 1710—1714 годах. Это одно из старейших зданий города. Двухэтажный дворец достаточно скромен и состоит всего из четырнадцати комнат и двух кухонь. Резиденция предназначалась для использования только в тёплое время года — с мая по октябрь, поэтому стены в ней достаточно тонкие, а в окнах — одинарные рамы. Отделка помещений была создана художниками А.Захаровым, И.Заварзиным, Ф.Матвеевым. Фасад дворца украшен 29-ю барельефами, на которых в аллегорической форме изображены события Северной войны. Барельефы выполнены немецким архитектором и скульптором Андреасом Шлютером.
Основная часть коллекции сада - мраморные скульптуры итальянских мастеров конца XVII - начала XVIII вв. Приобретением скульптур в Италии в начале XVIII века занимались доверенные лица Петра I, знатоки искусства граф Савва Рагузинский-Владиславич и Юрий Кологривов. Уже в 1710 году в саду насчитывалось около тридцати статуй и бюстов. В последующие годы количество их увеличивалось и к 1728 году достигло уже более ста. Многие скульптурные произведения подписаны их исполнителями. Также на первом занятии дети узнают, что в Летнем саду стоит памятник Крылову, который был установлен в 1855 году близ главной аллеи Летнего сада. Он представляет собой бронзовую статую сидящего баснописца. Монумент является одним из первых памятников русским литераторам и первым, установленным в Петербурге.
После пешеходной экскурсии, на которой дети внимательно рассмотрят Летний дворец, Летний сад, скульптуры и памятник Крылову, ведется работа по дневнику «Путешествуя по Петербургу».
Раздел 3. Театральная площадь. Государственный Мариинский театр.
Разделу отводится 4 часа. На теоретическом занятии дети знакомятся с историей театральная площади (до 1780-х гг. Карусельная) находится между набережными каналов Грибоедова, Крюкова, улицами Декабристов (бывшей Офицерской), Глинки (бывшей Никольской), Союза Печатников (бывшей Торговой). Появилась в 1762 году. В 1760—1770-х гг. на площади находились «карусели» — амфитеатр для конных игр (отсюда прежнее название). В 1783 году построен Большой Каменный театр, неоднократно перестраивался, ныне на этом месте в перестроенном и расширенном здании театра располагается Консерватория (дом 3).В 1845 году сооружён деревянный цирк, а в 1847—1849 гг. — каменный театр-цирк (архитектор А. К. Кавос), который в 1859 году был перестроен для Императорского Мариинского театра (впоследствии в советское время Театр оперы и балета имени С. М. Кирова, ныне государственный академический Мариинский театр оперы и балета; дом 1). В 1906 году перед консерваторией установлен памятник М. И. Глинке (скульптор Р. Р. Бах, архитектор А. Р. Бах), в 1925 году перенесён в сквер справа от консерватории. В 1952 году сооружён памятник Н. А. Римскому-Корсакову (архитектор М. А. Шепилевский, скульпторы В. Я. Боголюбов, В. И. Ингал). После – дети посещают Мариинский театр и затем выполняют творческие задания в дневнике «Путешествуя по Петербургу».
Раздел 4. Строгановский дворец.
После теоретического часа, где рассказывается об истории создания дворца Строгановых, построенного по проекту архитектора Франческо Барталамео Растрелли в 1753-1754, один из образцов русского барокко. Ныне - филиал Русского музея, которому здание принадлежит с 1988 года.
После посещения дворца, дети делятся своими впечатлениями и выполняют теоретические задания в дневнике «Путешествуя по Петербургу».
Раздел 5. Петербургский метрополитен
На теоретическом занятии дети узнают, что Петербургский метрополитен (до июля 1992 года - Ленинградский ордена Ленина метрополитен имени В. И. Ленина) - скоростная внеуличная транспортная система Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Второй в Советском Союзе метрополитен после московского — открылся 15 ноября 1955 года. Первые практические шаги к сооружению Ленинградского метро были сделаны в 1939 году. Hа улицах города появились обшитые досками вышки шахт. Однако строительству помешала война. С началом блокады работы по сооружению метро были прекращены. В 1945 году строительство возобновилось.
После посещения понравившейся станцию метро, дети выполняют задания в дневнике теоретические и творческие задания в дневнике «Путешествуя по Петербургу».
Раздел 6. Теплоходная экскурсия «Мосты повисли над водами»
Этому разделу отведено 4 часа. На 1 занятии дети повторяют правила поведения на теплоходных экскурсиях. Вспоминают, с какими мостами нашего города уже знакомы, что было интересного в истории создания мостов, почему так много мостов в Санкт-Петербурге (с учетом того, что в черте СПб 93 проточных водоема (реки, каналы) и около 100 стоячих водоемов (озера, пруды), то и мостов в нем около 800 (без учета мостов на промпредприятиях), из которых 218 - исключительно пешеходные. Непосредственно в самом городе 342 моста, в том числе 13 разводных, остальные находятся в пригородах (Пушкин, Петергоф и т.д.) Самый длинный мост Большой Обуховский (через Неву, 2824 м.); самый широкий - Синий (через Мойку 99, 5 метра): самый длинный разводной мост - Александра Невского (через Неву, с пандусами - 905, 7 м.).
После посещения теплоходной экскурсии, дети выполняют задания в дневнике «Путешествуя по Петербургу».
Раздел 7. Невский проспект.
На этот раздел отводится 1 теоретическое занятие, на котором дети узнают исторические факты о Невском проспекте, о необходимости в его прокладке (главной улице Санкт-Петербурга, протянувшаяся на 4,5 км от Адмиралтейства до Александро-Невской лавры. Пересекает реки Мойку (Зелёный мост), канал Грибоедова (Казанский мост), Фонтанку (Аничков мост). Наибольшая ширина составляет 60 м (у Гостиного двора), наименьшая — 25 м (у Мойки). На Невский проспект выходят фасады 240 зданий. Правая сторона (нечётная) неофициально называется «теневой», чётная — «солнечной» (популярное место для прогулок). Участок от площади Восстания до Александро-Невской лавры также неофициально называют Старо-Невским (отчасти из-за того, что в 1730-е годы предпринималась попытка спрямить магистраль по нынешним Гончарной и Тележной улицам). Своё современное название Невский проспект обрёл в 1781 году, произошло от названия Александро-Невской Лавры, которая носит имя национального героя, святого князя Александра Невского. До этого магистраль, соединявшая Адмиралтейство и Александро-Невскую лавру называлась сначала просто дорогой к Невскому монастырю или першпективной дорогой к Невскому монастырю (с 1718 года), затем сменила несколько похожих названий: Большая першпективная дорога, Большая Невская першпектива, Невская першпектива (с 1768 года). Часть проспекта от современной площади Восстания до Александро-Невской лавры непродолжительное время (в 1753 году) носила название Старая Невская Першпективная улица. С 1781 года название Невский проспект стало официальным, хотя в 1783—1785 годах существовало название Большой Невский проспект). Большой Гостиный двор — памятник истории и архитектуры XVIII века, в прошлом — центральный оптовый Гостиный двор, с начала XX века — универмаг. Архитектор Жан Батист Валлен-Деламот. Находится под охраной ЮНЕСКО. Расположен в историческом центре Санкт-Петербурга, занимает квартал между Невским проспектом (дом номер 35), Садовой улицей, улицей Ломоносова и Перинной линией.
После посещения Невского проспекта, дети заполняют дневник «Путешествуя по Петербургу», рассказывают, что их удивило, поразило в зданиях, соборах, мостах.
Раздел 8. Подготовка и защита проекта.
На этот раздел отводится 5 часов. Подготовка проекта 4 часа, в помощь задания из дневника «Путешествуя по Петербургу», а затем - защита проектов – 1 час.
Раздел 9. Резервное занятие.
Подведение итогов года.
4 год обучения
Раздел 1. Государственный Русский музей
Посещение Русского музея. Перед посещением детям дается информация о создании Русского музея (до 1917 года «Русский Музей Императора Александра III») — крупнейший музей русского искусства в мире. Находится в центральной части Санкт-Петербурга. Современный Русский музей представляет собой сложный музейный комплекс. Основная экспозиционная часть музея занимает пять зданий: Михайловский дворец (главное здание музея) с выставочным корпусом Л. Н. Бенуа, Михайловский (Инженерный) замок, Мраморный дворец, Строгановский дворец и Летний дворец Петра I. В состав музея входят также Михайловский сад, Летний сад, сад Михайловского (Инженерного) замка и Домик Петра I на Петровской набережной и ряд других зданий. Директор музея — Владимир Александрович Гусев. На 1 января 2012 года коллекция музея насчитывала 407 533 единицы хранения. 13 (25) апреля 1895 года был издан Именной высочайший указ императора Николая II «Об учреждении особого установления под названием «Русский музей императора Александра III» и о представлении для сей цели приобретенного в казну Михайловского дворца со всеми принадлежащими к нему флигелями, службами и садом». Положение о музее было утверждено указом Николая II от 14 (26) февраля 1897 года. Официальное открытие музея — 7 (19) марта 1898 года).
После посещения дети делятся своими впечатлениями об увиденном и выполняют практические задания в дневнике «Путешествуя по Петербургу».
Раздел 2. Площадь Искусств.
Во время теоретического занятия даются исторические сведения об ансамбле площади Искусств. Площадь Искусств — площадь, расположенная в Центральном районе Санкт-Петербурга между Инженерной и Итальянской улицами. Ансамбль площади, состоящий из зданий Михайловского дворца (ныне в нём располагается Государственный Русский музей), Михайловского театра (бывшего Академического театра оперы и балета имени М. П. Мусоргского), дома Голенищева-Кутузова, Театра музыкальной комедии, Российского этнографического музея, Большого зала Филармонии имени Д. Д. Шостаковича и гостиницы «Европа», создан по проекту известного архитектора Карла Росси в первой половине XIX века. В сквере на площади в 1957 году был установлен памятник А. С. Пушкину работы скульптора М. К. Аникушина и архитектора В. А. Петрова. В составе исторической застройки центра Санкт-Петербурга площадь включена в список Всемирного наследия.
После пешеходной экскурсии, на которой дети внимательно рассмотрят все здания и памятники, входящие в ансамбль площади Искусств, ведется работа по дневнику «Путешествуя по Петербургу».
Раздел 3. Санкт-Петербургская академическая филармония им. Д. Д. Шостаковича.
Разделу отводится 4 часа. 1 час – теоретические сведения о филармонии им. Д. Д. Шостаковича — государственное учреждение культуры в Санкт-Петербурге, старейшая из филармоний России. Она состоит из Малого и Большого залов, расположенных в удалении друг от друга. Зал Филармонии был построен в 1839 году архитектором Полем Жако для Дворянского собрания Петербурга. Фасад здания спроектирован К. Росси. С конца 1840-х годов зал Филармонии стал центром музыкальной жизни Петербурга. Среди известных музыкантов XIX века, выступавших в Филармонии: Ф. Лист, А. Рубинштейн, К. Шуман, Р. Вагнер, П. Виардо, а также П. И. Чайковский, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков и др. 12 июня 1921 года состоялось торжественное открытие Петроградской филармонии. Симфоническим концертом, программа которого была посвящена творчеству П. И. Чайковского, дирижировал первый директор Филармонии Э. Купер.
После посещения филармонии, дети заполняют дневник «Путешествуя по Петербургу».
Раздел 4. Стрелка Васильевского острова.
Стрелка Васильевского острова — восточная оконечность Васильевского острова в Санкт-Петербурге; один из самых завораживающих архитектурных ансамблей города; пример гармонии архитектуры города с пейзажем берегов Невы. Васильевский остров начал застраиваться ещё в петровские времена. В 1716 году был утверждён проект архитектора Доменико Трезини, согласно которому здесь должна была появиться замкнутая трапециевидная площадь, окружённая по периметру жилыми домами. Однако вскоре Пётр I решил сделать стрелку культурным и деловым центром города. Под эти цели Трезини в 1719 — 1721 годы создал новый проект, предусматривающий постройку правительственных учреждений — здания двенадцати коллегий, а также биржи, гостиного двора и собора. В начале 1720-х вдоль Большой Невы заложили фундаменты под Кунсткамеру и дворец царицы Прасковьи Фёдоровны, который с 1727 года был отдан Академии наук. Но северный берег оставался портовым районом, менее благоустроенным. Здесь вдоль Малой Невы по проекту Трезини возвели Гостиный двор (1722-35, сохранился фрагмент), а также дома Апраксиных, Демидовых, Нарышкиных, Лопухиных. В 1730-е сюда был переведён порт и в этих зданиях разместились биржа, таможня, склады товаров. Между академическим и торговыми комплексами располагалась обширная неблагоустроенная территория.
После пешеходной экскурсии, дети делятся своими впечатлениями и выполняют теоретические задания в дневнике «Путешествуя по Петербургу».
Раздел 5. Собор Воскресения Христова на Крови, Храм Спаса-на-Крови.
На первом теоретическом занятии дети узнают, что Собор Воскресения Христова на Крови́, или Храм Спаса на Крови́ в Санкт-Петербурге — православный мемориальный однопрестольный храм во имя Воскресения Христова; сооружён в память того, что на этом месте 1 [13] марта 1881 года в результате покушения был смертельно ранен император Александр II (выражение на крови указывает на кровь царя). Храм был сооружён как памятник Царю-Мученику на средства, собранные по всей России. Расположен в историческом центре Санкт-Петербурга на берегу канала Грибоедова рядом с Михайловским садом и Конюшенной площадью. Высота девятиглавого храма 81 м, вместимость до 1600 человек. Является музеем и памятником русской архитектуры. Храм был возведён по указу императора Александра III в 1883—1907 годах по совместному проекту архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева), который впоследствии от строительства отошёл. Строительство длилось 24 года. 19 августа 1907 года собор был освящён.
После посещении храма, дети выполняют творческие задания в дневнике «Путешествуя по Петербургу».
Раздел 6. Животные в скульптуре.
Этому разделу отведено 4 часа. На 1 занятии идет знакомство с интересными памятниками животным. Львы не в счет. Их в городе много.
1. Чижик- Пыжик. Чижик – один из самых маленьких памятников Петербурга (высота – 11 см, а вес – около 5 кг) и один из самых часто похищаемых памятников. Первый памятник Чижику-Пыжику был открыт осенью 1994 года на Фонтанке напротив дома N6, где в 1835 году по инициативе принца Петра Ольденбургского основали Императорское Училище правоведения. Будущие правоведы носили мундиры желто-зеленого цвета, за что их прозвали «чижиками-пыжиками».
2. Кошки на Малой Садовой. Место нахождения: ст.м. Гостинный Двор, ст.м. Невский проспект, ул. Малая Садовая. Две петербургские кошки на Малой Садовой улице: кот "Елисей" и кошка "Василиса" исполняют желание, если подкинутая монетка приземлится рядом с ними. Две фигурки друг напротив друга на Малой Садовой - это памятник ярославским кошкам. Их завезли в войну 1941-1945, спасать город от расплодившихся крыс. Необходимость в те годы в кошках была велика - в городе их практически не осталось, крысы атаковали и без того скудные запасы продуктов. В Ленинград привезли четыре вагона дымчатых кошек. Эшелон с «мяукающей дивизией», как прозвали питерцы этих кошек, надежно охранялся. Кошки стали очищать город от грызунов. К моменту прорыва блокады, практически все подвалы были освобождены от крыс.
3. Зайчик, спасшийся от наводнения. Этот антикризисный памятник находится на территории Петропавловской крепости на одной из опор Иоанновского моста, ведущего на Заячий остров. Зайчик высотой 58 сантиметров. По легенде заяц, спасавшийся от наводнения, прыгнул на сапог Петру 1, вышедшему из лодки. Произошло это на острове, который после того случая и получил название «Заячий».
4. Добрая собака в сквере на улице Правды. Ранее скульптура была установлена во дворе дома № 3 по ул. Малая Садовая. Она пользовалась огромной популярностью у петербуржцев и гостей города, детей и взрослых.
В 2005 году скульптуру взяли на реставрацию. Новое место для установки «Доброй собаки» подыскали на улице Правды, где с 2005 года формируется Парк современной скульптуры.
5. Скульптор В.А. Сиваков и архитектор Л.В. Домрачева в 1999 году создали памятник бродячей собаке Гаврюше, которую также часто называют просто «доброй собакой».
Открытие литературного памятника состоялось 25 марта 2004 г. и было приурочено к 150-летию со дня выхода в свет знаменитого произведения Тургенева И.С., опубликованного в журнале «Современникъ» в марте 1854 года. Автором проекта является Лев Немировский, а воплотил затею в жизнь скульптор А. Аревикян. Памятник расположен на углу площади Тургенева и Садовой улицы.
После знакомства со скульптурами животных, дети выполняют задания в дневнике «Путешествуя по Петербургу».
Раздел 7. Места в Петербурга, связанные с блокадой.
На 1 занятии дети вспоминают, что такое блокада Ленинграда и знакомятся с историческими местами, связанными с блокадой. Рупор на Невском проспекте, следы снаряда на одной из скульптур Аничкова моста. Мемориальная доска, предупреждающая об артобстреле. подстанция, дающая ток блокадным трамваям. Институт растениеводства, сотрудники которого жертвовали своими жизнями и спасали редкие сорта зерновых культур.
После посещения мест связанных с блокадой Ленинграда, дети заполняют дневник «Путешествуя по Петербургу», рассказывают, что их удивило, поразило, растрогало.
Раздел 8. Подготовка и защита проекта.
На этот раздел отводится 5 часов. Подготовка проекта 4 часа, в помощь задания из дневника «Путешествуя по Петербургу», а затем - защита проектов – 1 час.
Раздел 9. Резервное занятие.
Подведение итогов года.
Описание материально-технического обеспечения
образовательного процесса
- Комплект демонстрационного и интерактивного оборудования: проектор, доска маркерная, набор для маркерной доски, беспроводной графический планшет, документ-камера
- Персональный компьютер Anten с монитором АОС (мышка, клавиатура, колонки)
- Цифровой фотоаппарат CASIO Exlim EX –ZS5
- МФУ А3 XEROX-WC-5016
- Копи-устройство интерактивное
- Дневник "Путешествуя по Петербургу"
Формы подведения итогов
Большое значение для получения положительных результатов имеет их прогнозирование и включение наряду с обязательными мероприятиями и новые виды по усмотрению учеников. С этой целью рекомендуется проводить беседы с учениками, круглые столы, проведение итоговых мероприятия, выпуск стенгазет, составление экскурсий.
По окончанию различных мероприятий учащимся предлагается написать отзыв, рассказ или сочинение. Уже по активности учеников можно судить о качестве проведенных мероприятий.
Подведение итогов, проведенных мероприятий, имеет огромное педагогическое значение и относится к моральному стимулированию.
Итоги необходимо подводить как можно быстрее, чтобы у школьников не пропал интерес. К формам поощрения относится: благодарность в устной или письменной форме, письмо на работу или домой родителям, награждение грамотой, дипломом направлением лучших работ на городские конкурсы.
Использование различных форм учета, контроля и анализа проведенных мероприятий и доведение итогов до сведения коллектива учеников имеет большое педагогическое значение, заставляет улучшать показатели работы, искать новые формы и пути реализации творческих возможностей.
Одной из формой контроля освоения программы является ведение дневника
«Путешествуя по Петербургу», в который входят рубрики: исторические факты, это интересно, творческая, занимательная. В конце дневника дается словарь и памятки поведения в музее, театре, на пешеходной, автобусной и теплоходной экскурсиях.
Литература
- http://fotostrana.ru/public/post/233978/391912470/
- https://ru.wikipedia.org
- http://www.peterburg.biz/mosty.html
- Архитектура Мариинского театра
- Архитектурный сайт Санкт-Петербурга CityWalls
- Власов В. Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства В 8т. Т.1.-СПб.:ЛИТА, 2000.-864с.:ил. ISBN 5-93363-003-9
- Дмитриева Е.В. Санкт-Петербург. Выпуск первый: Пособие по истории города с вопросами и заданиями.-СПб.: Учитель и ученик: КОРОНА принт, 2003 г.
- Дмитриева Е.В. Санкт-Петербург: Программно-методические материалы.- СПб. КОРОНА принт, 2004 г.
- Ефимовский Е.С. Петербург в загадках.- СПб.: ЗАО " Норинт", 2004г.
- Кириков Б. М. Архитектурные памятники Санкт-Петербурга. — 2-е изд. — СПб.: Коло, 2007. — 384 с.
- Кириков Б. М. Архитектурные памятники Санкт-Петербурга. Стили и мастера. — СПб.: «Белое и Чёрное», 2003. — 256 с. ISBN 5-89771-032-5
- Кириков Б. М., Штиглиц М. С. Петербург немецких архитекторов: от барокко до авангарда. СПб: Чистый лист, 2002. — 416 с. ISBN 5-901528-04-2
- Костылев Р. П., Пересторонина Г. Ф. Петербургские архитектурные стили (XVIII-начало XX века). — СПб: Паритет, 2007. — 256 с., Кривдина О. А., Тычинин Б. Б. Скульптура и скульпторы Санкт-Петербурга.1703-2007: иллюстрированная энциклопедия. — СПб.: Logos, 2007 — ISBN 978-5-87288-317-3
- Лебедев С. Б. Руководители строительного и архитектурного ведомств Санкт-Петербурга. — В кн.: Комитет по градостроительству и архитектуре. Три века истории. СПб., «Петроцентр», 2006, с.92-124.
- Лебедев С. Б. Хронология появления архитектурных и строительных ведомств в Санкт-Петербурге. — В кн.: Комитет по градостроительству и архитектуре. Три века истории. СПб., «Петроцентр», 2006, с.34-44;
- Лисовский В. Г. Санкт-Петербург: очерки архитектурной истории города. В 2-х томах. — СПб.: Коло, 2009. — 464+584 с.
- Никонова Е.А. Первые прогулки по Петербургу. Учебное пособие. СПб.: ИД "Паритет",2005 г.
- Семенцов С. В. Градостроительное развитие Санкт-Петербурга в 1703—2000-е годы. Дисс…. докт. архитектуры, Санкт-Петербург, 2007.
- Т. Г. Маклакова. Архитектура двадцатого века — М.:Изд. АСВ, 2001. 200 с.
- Чистяков А. Ю. Население (обзорная статья). Энциклопеция «Санкт-Петербург»
- Энциклопедия Санкт-Петербург. Ю. М. Пирютко. Современная архитектура
Приложение № 1(дневник «Город над вольной Невой»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственное направление на тему "Мастерская общения" для обучающихся 1 - 4 класса
внеурочная деятельность...
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Юный патриот"
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Юный патриот" для начальных классов...
Программа внеурочной деятельности духовно - нравственного направления "Юный патриот"
Программа внеурочной деятельности "Юный патриот" для учащихся 1 - 4 классов...
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Мы патриоты России"
Рабочая программа духовно-нравственного направления внеурочной деятельности по курсу «Мы -патриоты России» составлена в соответствии с в соответствии с Федеральным законом от 29.12.201 №27...
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Я – патриот России» для учащихся 3 классов
Актуальность разработки и реализации программы внеурочной деятельности определяет сложившаяся в обществе отрицательная ситуация в вопросе духовно...
Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Азбука нравственности"для 1- 4классов
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников по направлению «Духовно-нравственное развитие» и предназначена для реализац...
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно – нравственное направление «Дорогою добра» 4 года (срок реализации программы) 7-10 лет (возраст обучающихся)
Возрождение России связано, прежде всего, с воспитанием и просвещением человека, формированием у него духовно-нравственных качеств, соответствующих исконной русской ментальности. Духовно-нравственное ...