Программа хорового кружка "До-ми-соль-ка"
рабочая программа по музыке по теме
Программа кружка "До-ми-соль-ка" по дополнительному образованию. Соответствует требованиям ФГОС. Для учащихся начальных классов. Программа расчитана на 4 года, 3 часа в неделю. Имеет пояснительную записку и календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_horovogo_kruzhka_do-mi-sol-ka_po_fgos_2.doc | 464 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Шахунская средняя общеобразовательная школа № 1 им. Д. Комарова
Согласовано Утверждаю
заместитель директора директор МОУ СОШ №1
по УВР им.Д.Комарова
____________________ _________________
Протокол МС № ____ Квашнин Е.И.
от _______. 20__ г. Приказ №___от_________
Образовательная программа
хорового кружка «До-ми-соль-ка»
по внеурочной деятельности
(в рамках реализации программы ФГОС НОО)
Срок реализации: 4 года
Возраст обучающихся: 6 – 11 лет
Руководитель кружка:
Смирнова Т.П.
г. Шахунья
_________
Пояснительная записка
Музыка играет важную роль в жизни людей, а для детей первой возможностью выразить себя в мире становятся песни. Песня – не только форма художественного отображения жизни, но и форма общения людей. Пение занимает важное место в жизни человека и принадлежит к основным видам исполнительства. Занятия пением приносят ребенку не только наслаждение красотой музыкальных звуков, которое благотворно влияет на детскую психику и способствует нравственно – эстетическому развитию личности, но и дают специфические знания и умения в этой области искусства.
Приоритетной целью дополнительного образования является развитие личности ребёнка, а именно его творческих способностей.
Важной формой самовыражения детей является коллективное пение, т.е. личные качества формируются именно там.
Музыкальное образование детей, в силу своей многогранности не может ограничиваться только уроками музыки в школе. Большое значение в его совершенствовании имеют занятия в учреждениях дополнительного образования. В процессе занятий в вокальных коллективах у детей повышается интерес к разножанровой вокальной музыке, развивается вокальный слух, ребенок учится исполнять сам вокальные произведения и тем самым расширяет свой кругозор, формирует знания во многих областях музыкального искусства.
Правильно поставленное школьное хоровое пение - одно из самых доступных и эффективных средств приобщения детей к музыке. Будучи по своей сути искусством активным, оно очень близко природе детей, особенно младших школьников, стремящихся активно действовать, творить. Благодаря эмоциональной увлекательности совместного музицирования, хоровое пение способствует воспитанию у школьников интереса к музыке, потребности в ней.
При грамотной хоровой работе у детей с наибольшей силой происходит развитие музыкальных способностей, певческого голоса, творческих качеств. Совместное хоровое музицирование создает прекрасные возможности для нравственного и эстетического воспитания школьников, развития у них трудолюбия, ответственности за общее дело, чувства правды, красоты.
Основная цель создания хорового кружка - обогащение детей новыми музыкальными впечатлениями, удовлетворение их музыкальных интересов, развитие творческих музыкальных способностей, привлечение детей к активному участию в школьных мероприятиях.
В основу настоящей программы положены методические материалы по организации занятий хоровым пением в общеобразовательных школах под редакцией Адищева В.И.
Актуальность программы - приобщение детей к вокальной и музыкальной культуре. В настоящее время уровень певческого развития детей неуклонно снижается, поэтому необходимо обучение детей хоровому пению с ранних лет жизни, и, в особенности, в младшем школьном возрасте.
Цель программы:
Создание условий для развития творческих способностей и нравственного становления детей младшего школьного возраста посредством вовлечения их в певческую деятельность.
Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей:
-обучить основам музыкальной культуры, совершенствовать вокальное мастерство;
-сформировать основы сценической культуры;
-развивать навыки сольного и ансамблевого исполнения;
-развивать творческую активность детей;
-воспитывать эстетический вкус и исполнительскую культуру.
Педагогическая деятельность организуется со следующими принципами:
-концентричность программного материала, содержание программы и способствование музыкальной деятельности;
-системность, доступность содержания занятий для всех желающих;
-предоставление возможности самовыражения, самореализации.
Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. При необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала. В силу возрастных особенностей, обучения детей пению необходимо вести систематично, начиная с элементарных приемов освоения вокальных навыков. Занятия начинаются с распевания, которое выражает двойную функцию:
-подготовку голосового аппарата;
-развитие вокально-хоровых навыков и эмоциональной отзывчивости;
Особую роль в формировании вокальной культуры детей играет опыт концертных выступлений. Он помогает преодолевать психологические комплексы – эмоциональную зажатость, боязнь сцены, воспитывает волю и дает детям опыт самопрезентации.
Программа рассчитана на 4 года обучения. Возраст детей от 6 до 11 лет. Занятия проводятся по 1 часу 3 раза в неделю, 108 часов в год.
Формы организации вокальной деятельности:
- музыкальные занятия;
- занятия – концерт;
- репетиции;
- творческие отчеты.
Основной формой работы является музыкальное занятие, которое предполагает взаимодействие педагога с детьми и строится на основе индивидуального подхода к ребенку.
Используемые методы и приемы обучения:
- наглядно – слуховой (аудиозаписи)
- наглядно – зрительный (видеозаписи)
- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)
- практический (показ приемов исполнения, импровизация)
- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ)
- методические ошибки
- методические игры
В ходе реализации программы применяются педагогические технологии известных педагогов – музыкантов: В.В.Емельянова, К.Орфа.
Содержание программы и песенный репертуар подбираются в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями детей. Таким образом, каждому ребенку предоставляется возможность в соответствии со своими интересами и возможностями выбрать свой образовательный маршрут. При наборе детей специального отбора не предполагается.
Параллельно с учебной деятельностью проходит воспитательный процесс задачами которого являются:
- создание дружного коллектива;
- взаимодействие между детьми, педагогом и родителями;
Результаты освоения программы хорового кружка
Обучение вокалу в учебной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.
В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.
Предметными результатами
занятий по программе хорового кружка являются:
- овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;
- овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края;
- пониманию истоков музыки и ее взаимосвязи с жизнью;
- внимательно слушать музыкальные фрагменты и находить характерные особенности музыки в прозвучавших литературных фрагментах;
- узнавать изученные музыкальные произведения, выказывать свое отношение к различным музыкальным сочинениям, явлениям;
- определять характер, настроение, жанровую основу песен-попевок;
- принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности;
- участвовать в коллективном пении, исполнение ритма, изображение звуковысотности мелодии движением рук;
- выразительно исполнять песню и составлять исполнительский план вокального сочинения исходя из сюжетной линии стихотворного текста, находить нужный характер звучания, импровизировать «музыкальные разговоры» различного характера.
Метапредметными результатами являются:
- овладение способами решения поискового и творческого характера;
- культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая компетентности;
- приобретение опыта в вокально – творческой деятельности;
- самостоятельно выполнять упражнения;
- участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
- видеть взаимосвязь всех школьных уроков друг с другом и роль музыки в отражениях различных явлениях жизни;
- участвовать в коллективном пении, вовремя начинать и заканчивать пение, слушать паузы, понимать дирижерские жесты;
- оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий.
Личностными результатами занятий являются:
- формирование эстетических потребностей, ценностей;
- развитие эстетических чувств и художественного вкуса;
- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства;
- бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству родного края, нации, этнической общности;
- расширять музыкальный кругозор и получит общие представления о музыкальной жизни современного социума;
- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы и анализе условий учебной задачи;
- участвовать в коллективном пении, вовремя начинать и заканчивать пение, слушать паузы, понимать дирижерские жесты.
Способы отслеживания результатов освоения
образовательной программы
Для оценки уровня развития ребенка и сформированности основных умений и навыков 1 раз в полугодие проводятся контрольные занятия (занятия – концерты).
Отслеживание развития личностных качеств ребенка проводится с помощью методов наблюдения и опроса.
Основной формой подведения итогов работы являются концертные выступления.
Учебно-тематический план
на 1-ой год обучения
(108 часов)
№ | Название темы | Теория | Практика | Всего |
1. | Вводное занятие. Знакомство. Песенная речь. Народные песни. | 9 час. | 18 час. | 27ч. |
2. | Песня и её характер. Композиторские песни. Формирование правильных навыков дыхания. | 8 час. | 16 час. | 24ч. |
3. | Звуки и темп в песнях. Песни из кино и мультфильмов. Дикция и артикуляция. | 8 час. | 22 час. | 30ч. |
4. | Инсценировка песен. Песня+танец. Сценические движения. | 7 час. | 20 час. | 27ч. |
Всего | 32 | 76 | 108 |
Учебно-тематический план
на 2-ой год обучения
(108 часов)
№ | Название темы | Теория | Практика | Всего |
1. | Вводное занятие. Охрана голоса. Музыкальная выразительность. Народные песни. Певческая установка. | 10 час. | 17 час. | 27ч. |
2. | Мелодия и ритмический рисунок в песнях. Песни к праздникам зимы, весны, лета, осени. Звукообразование. | 8 час. | 16 час. | 24ч. |
3. | Интонация. Песни о дружбе, о школе. Дыхание. Дикция и артикуляция. | 6 час. | 24 час. | 30ч. |
4. | Песня в движении. Поём-танцуя. | 6 час. | 21 час. | 27ч. |
Всего | 30 | 78 | 108 |
Учебно-тематический план
на 3-ой год обучения
(108 часов)
№ | Название темы | Теория | Практика | Всего |
1. | Вводное занятие. Охрана голоса. Звукообразование. Певческая установка. Музыкальные штрихи. Современные детские песни. | 10 час. | 17 час. | 27ч. |
2. | Дыхание. Дикция и артикуляция. Песни из популярных детских фильмов. | 8 час. | 16 час. | 24ч. |
3. | Ансамбль. Элементы двухголосья. Песни для сольного исполнения и группой. | 6 час. | 24 час. | 30ч. |
4. | Ритм. Сценические движения. Песня- спектакль. | 6 час. | 21 час. | 27ч. |
Всего | 30 | 78 | 108 |
Учебно-тематический план
на 4-ой год обучения
(108 часов)
№ | Название темы | Теория | Практика | Всего |
1. | Введение. Теоретические основы. Нотная грамота. Военные песни. | 10 час. | 17 час. | 27ч. |
2. | Дыхание. Дикция и артикуляция. Песни-скороговорки. | 8 час. | 16 час. | 24ч. |
3. | Ансамбль. Элементы двухголосья. Песни – романсы. | 6 час. | 24 час. | 30ч. |
4. | Ритм. Сценические движения. Песня- спектакль. | 6 час. | 21 час. | 27ч. |
Всего | 30 | 78 | 108 |
Цель 1 года обучения :
- создание условий для включения детей в музыкально – творческую деятельность.
Задачи:
- формировать основы вокальной и сценической культуры;
- развивать творческую активность и самостоятельность детей;
- воспитывать эстетический вкус, исполнительскую культуру.
Содержание программы 1-го года обучения
Вводное занятие.
Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. Подбор репертуара.
Знакомство.
Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Правила пения, распевания, знакомство с упражнениями.
Песенная речь. Народные песни. Знакомство с народными песнями их строением. Пение специальных упражнений для развития слуха и голоса.
Введение понятия унисона. Работа над точным звучанием унисона. Формирование вокального звука.
Песня и её характер. Композиторские песни. Формирование правильных навыков дыхания. Знакомство с различными по характеру песнями. Упражнения для формирования короткого и задержанного дыхания. Упражнения, направленные на выработку рефлекторного певческого дыхания, взаимосвязь звука и дыхания. Твердая и мягкая атака.
Звуки и темп в песнях. Песни из кино и мультфильмов. Дикция и артикуляция. Знакомство со звуками длинными и короткими. Разными видами темпа. Формирование правильного певческого произношения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и муз. Скороговорок, упражнения по системе В.В.Емельянова.
Инсценировка песен. Песня+танец. Сценические движения.
Воспитание самовыражения через движение и слово. Умение изобразить настроение в различных движениях и сценках для создания художественного образа. Игры на раскрепощение
Музыкально – исполнительская работа.
Развитие навыков уверенного пения. Обработка динамических оттенков и штрихов. Работа над снятием форсированного звука в режиме «громко».
Репертуар.
Соединение муз. материала с танцевальными движениями. Выбор и разучивание репертуара. Разбор технически добрых мест, выучивание текстов с фразировкой, нюансировкой. Работа над образом исполняемого произведения.
Примерный песенный репертуар: «Уж как шла лиса»- русская народная песня, «Перепёлочка»- белорусская народная песня, «Бульба»- белорусская народная песня, «По малину в сад пойдём» - муз.Филипенко, «Песенка о жирафе»-муз.Ю.Чичкова, «Всё мы делим пополам» - муз.В.Шаинского, «Небылицы»- муз.В.Шаинского, «Колыбельная медведицы»-муз.Е.Крылатова, «Антошка», «Чунга-Чанга» - муз.В.Шаинского, «Песня друзей» - муз.Г.Гладкого, «Это знает всякий», «Крылатые качели - муз.Е.Крылатова, «Взрослые и дети», «Из чего же…», «Мой щенок» «Неприятность эту мы переживём», «Школа», «Дин-Дон», «Солнышко смеётся», «Солнечные зайчики», «Чему учат в школе», «Наша мама».
Концертная деятельность.
Работа с воспитанниками по культуре поведения на сцене, на развитие умения сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно раскрепощено. Разбор ошибок и поощрение удачных моментов.
Отбор лучших номеров, репетиции. Анализ выступления.
По итогам 1 – го года обучения
предметными результатами являются:
- основы вокально – хоровых навыков;
- правила пения;
- виды дыхания;
- средства муз. выразительности.
- применять правила пения на практике;
- петь чисто ансамблем в унисон;
- применять упражнения на дикцию, дыхание, артикуляцию в работе над репертуаром;
личностными результатами являются:
- формирование эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;
- развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования.
метапредметными результатами являются:
- выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку;
- использовать музыкальную речь, как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках;
Цель 2 и 3 года обучения:
-создание условий для творческого развития детей
Задачи:
- закрепить основы вокальной культуры;
- закрепить знания специальной терминологии;
- совершенствовать навыки сольного и ансамблевого исполнения с включением элементов двухголосья;
- развивать творческую активность детей;
- формировать эстетический вкус, исполнительскую культуру.
2 и 3 года обучения имеют те же содержательные разделы, но освоение на 3 году идет с большей степенью глубины и самостоятельности.
Содержание программы 2 – го года обучения
Вводное занятие.
Знакомство с программой, режимом работы, правилами техники безопасности и личной гигиены вокалиста.
Охрана голоса.
Проведение гимнастики голоса по фонопедическому методу В.В.Емельянова.
Музыкальная выразительность.
Народные песни. Певческая установка.
Средства музыкальной выразительности. Тембр. Как песню сделать выразительной. Громкость звучания. Беседа о правильной постановке голоса во время пения, исполнение вокальных упражнений.
Мелодия и ритмический рисунок в песнях. Песни к праздникам зимы, весны, лета, осени. Звукообразование.
Размер в музыке: ½, ¾,2/4,1/4. Песни-вальсы, песни-марши. Работа над точным звучанием унисона. Упражнения, направленные на выработку точного унисона с элементами двухголосья. Упражнение на расширение диапазона.
Интонация. Песни о дружбе, о школе. Дыхание.
Паузы, кульминация, акценты. Доли слабые и сильные. Знакомство с цепным, коротким, задержанным дыханием. Взаимосвязь звука и дыхания. Короткий и длинный вдох, формирование навыка экономного выдоха.
Зерно интонации – характер песни. Дикция и артикуляция.
Формирование навыков правильного певческого произнесения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок, специальных вокальных упражнений, формирующих навык твердой и мягкой атаки. Правильное произношение гласных и согласных звуков.
Музыкально – исполнительская работа.
Развитие навыков уверенного пения в различных музыкальных штрихах («пианино», «форте», «крещендо», «диминуэндо»). Обработка динамических оттенков в упражнениях, распевках, репертуарных произведениях. Упражнения на сохранение певческого тона.
Песня в движении. Поём-танцуя. Элементы танцевальных движений. Дробный шаг. Притопы. Кружения на месте. Ритмичность движений. Хлопки, прихлопы. Игры на ритмическое моделирование. Осознание длительностей и пауз. Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии. Игра «Музыкальные прятки». Музыкально – ритмические скороговорки.
Упражнения и игры на развитие выразительности, интонации, естественности. Движение и жесты под музыку, для передачи образа.
Работа над репертуаром.
Умение работать с микрофоном и фонограммой. Техника безопасности и правила пользования микрофоном. Выбор и разучивание репертуара. Работа над репертуаром, выучивание литературных текстов и технически сложных мест. Художественное совершенствование выученного репертуара. Репетиции.
Примерный песенный репертуар:
Русские народные песни: «Во кузнице», «Как у наших у ворот», «Как на тоненький ледок», «На горе то калина».
Композиторские песни: «Осень постучалась к нам», «Скворушка прощается», « Три белых коня» - муз.Л.Дербенёва, «Нас качая в колыбели», «Настоящий друг» - слова Н.Доризо «Когда мои друзья со мной» - слова М.Плясковского, «То ли ещё будет», «Выше папы», «Большой хоровод», «Походная», « Оранжевая песенка», «А я игрушек не замечаю», « Песня мамонтёнка», «Ты да я, да мы с тобой», « Дорогою добра», Мы – маленькие дети»
Концертная деятельность.
Умение применять свое исполнительское мастерство и артистизм при исполнении на сцене. Поощрение более удачных моментов.
Итоговые занятия, творческие отчеты
По итогам 2 – го года обучения
предметными результатами являются:
- пение в ансамбле в унисон и с элементами двухголосья;
- владение основами вокальных навыков (дыхание, звукообразование, дикция);
- умение чисто интонировать;
- умение воспроизвести несложный ритмический рисунок;
- умение пользоваться исполнительскими навыками на сцене.
личностными результатами являются:
- развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
- расширять музыкальный кругозор и получит общие представления о музыкальной жизни современного социума.
метапредметными результатами являются:
- использовать музыкальную речь, как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках;
- выражать собственные мысли, настроения и чувства с помощью музыкальной речи в пении, движении, игре на инструментах;
- приобретать (моделировать) опыт музыкально- творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание; найти нужную речевую интонацию для передачи характера и настроения песни.
Содержание программы 3 – го года обучения
Вводное занятие.
Знакомство с программой, режимом работы. Подбор репертуара.
Охрана голоса.
Проведение гимнастики голоса.
Певческая установка.
Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Пение упражнений на точное интонирование тона и полутона, на активизацию артикулярного аппарата. Пение с сопровождением и без него.
Звукообразование. Музыкальные штрихи. Современные детские песни.
Работа над точным звучанием унисона. Закрепление навыка правильного звукообразования. Упражнения по системе В.В.Емельянова.
Дыхание. Дикция и артикуляция. Песни из популярных детских фильмов.
Упражнения на выработку рефлекторного певческого дыхания. Закрепление певческого дыхания. Короткий и длинный вдох, экономный выдох.
Формирование навыков правильного певческого произнесения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок. Сонорные и несонорные согласные звуки.
Ансамбль. Элементы двухголосья. Песни для сольного исполнения и группой. Работа над формированием совместного ансамблевого звучания. Формирование умения петь с сопровождением и без него. Работа над чистотой строя.
Ритм. Сценические движения. Песня- спектакль.
Игры на ритмическое моделирование. Музыкально – ритмические скороговорки. Пение канонов.
Умение изобразить настроение различных движений
Музыкально – исполнительская работа.
Развитие навыков уверенного пения в различных музыкальных штрихах оттенков («легато», «стаккато»). Обработка динамических оттенков в упражнениях, распевках, репертуарных произведениях. Упражнения на сохранение певческого тона при пении «тихо».
Работа над репертуаром.
Выбор и разучивание репертуара. Освоение всех вокальных интонационных и технических трудностей. Работа с солистами. Просмотр видеоклипов, прослушивание СД-дисков.
Примерный песенный репертуар:
«Листья жёлтые», «Бу-ра-ти-но», «Колокола», «Сюрприз», «Дважды два четыре», «Разукрасим все планеты мы», «Гимн школе», «Я верю в чудеса», «Мама», «Зима», «Кабы не было зимы», « То ли ещё будет», «Волшебник недоучка», «Непогода», «Хохлома».
Концертная деятельность.
Анализ выступлений
Итоговые занятия, творческие отчеты.
По итогам 3 – го года обучения
предметными результатами являются:
- владение техническими программами приемами пения;
- пение в ансамбле в унисон и с элементами двухголосья;
- владение певческой позицией;
- умение выразить отношение к музыке через внутреннее сопереживание;
- умение анализировать свои действия.
личностными результатами являются:
- развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
- расширять музыкальный кругозор и получит общие представления о музыкальной жизни современного социума;
- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы и анализе условий учебной задачи.
метапредметными результатами являются:
- использовать музыкальную речь, как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках;
- выражать собственные мысли, настроения и чувства с помощью музыкальной речи в пении, движении, игре на инструментах;
- приобретать (моделировать) опыт музыкально- творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание; найти нужную речевую интонацию для передачи характера и настроения песни;
- приобретать (моделировать) опыт музыкально- творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание; найти нужную речевую интонацию для передачи характера и настроения песни;
- владеть элементами алгоритма сочинения мелодии.
Цель 4 года обучения:
-создание условий для творческого развития детей
Задачи:
- закрепить основы вокальной культуры;
- закрепить знания специальной терминологии;
- совершенствовать навыки сольного и ансамблевого исполнения с включением элементов двухголосья;
- развивать творческую активность детей;
- формировать эстетический вкус, исполнительскую культуру.
Содержание программы 4 – го года обучения
Программа предусматривает теоретический и практический разделы. Теоретический раздел включает в себя сведения из области теории музыки и музыкальной грамоты. Необходимо отметить, что изучение нотной грамоты не определяется как самоцель. Необходимые теоретические сведения и понятия воплощаются по-разному. Больше внимания уделяется постановке голоса и сценическому искусству, ритмическим движениям, движениям под музыку, поведению на сцене. Поэтому программа разнообразна и интересна в применении.
Особое место уделяется концертной деятельности. В образовательном учреждении регулярно проходят праздники и конкурсы, где задействованы ребята из студии. На каждое мероприятие практически всегда звучат новые произведения, тем самым расширяется исполнительский репертуар. Всё это приобретает прикладной смысл занятиям вокальной студии.
Введение. Теоретические основы. Нотная грамота.
Военные песни. Гигиена певческого голоса.
Звук – результат колебаний упругого тела. Всё многообразие звуков можно сгруппировать в три категории – звуки музыкальные, не музыкальные (шумы) и звоны. Музыкальные звуки, в отличие от всех остальных, являются результатом регулярных колебаний, поэтому их высота может быть точно определена. Знакомство с нотным станом.
Владение голосовым аппаратом. Использование певческих навыков.
Дыхание. Дикция и артикуляция. Песни-скороговорки.
Типы певческого дыхания. Работа над певческим дыханием. Цепное дыхание. Певческое дыхание – один из трудных и спорных вопросов в вокальной педагогике. От правильного певческого дыхания зависит качество звука. Типы певческого дыхания: ключичный (верхнегрудной),грудной, брюшной (диафрагматический),смешанный (грудобрюшное)
Дыхательные упражнения учат нарабатывать мышечные ощущения. Цепное дыхание берётся не вместе, а по очереди; главное – чувство ансамбля. Правила цепного дыхания.
Ансамбль. Элементы двухголосья. Песни – романсы.
Развитие звуковысотного диапазона. Развитие динамического диапазона. Работа над тембром. Работа над подвижностью голосов. Регистры певческого голоса. Сглаживание регистров. Атака звука. Виды атаки звука и способы звуковедения.
Ритм. Сценические движения. Песня- спектакль.
Работа над сценическим образом. Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. Постановка танцевальных движений.
Движение на сцене - одно из важнейших составляющих имиджа артиста, исполнителю необходимо знать правила поведения на сцене и работы со зрителем, а так же, как выходить из неприятных курьёзных ситуаций, которые зачастую случаются в момент выступлений.
Примерный песенный репертуар:
«Осень», «Куда уходит детство», «Детство», «Наш край», «Дельфины», «Ты –человек», «Прощальный взгляд», «Большой хоровод», «Последняя строка»,
«Ветер перемен», «Замыкая круг», «Маленький принц», «Спасибо, школа».
По итогам 4 – го года обучения
предметными результатами являются:
- соблюдение певческой установки;
- понимание дирижёрского жеста;
- знание основ музыкальной грамоты;
- знание поведения певца до выхода на сцену и во время выступления;
- умение правильно дышать (спокойно, бесшумно, не поднимая плеч);
- умение петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;
- умение точно повторить заданный звук;
- умение в подвижных песнях делать быстрый вдох;
- умение петь чисто в унисон;
- умение дать критическую оценку своему исполнению;
- умение работать в сценическом образе;
- умение исполнять вокальные произведения выразительно, осмысленно;
- принимать участие в творческой жизни кружка;
- участвовать во всех конкурсах, фестивалях и концертах;
- уметь петь под фонограмму с различным аккомпанементом.
личностными результатами являются:
- развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
- расширять музыкальный кругозор и получит общие представления о музыкальной жизни современного социума;
- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы и анализе условий учебной задачи;
- формирование эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии.
метапредметными результатами являются:
- использовать музыкальную речь, как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках;
- выражать собственные мысли, настроения и чувства с помощью музыкальной речи в пении, движении, игре на инструментах;
- приобретать (моделировать) опыт музыкально- творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание; найти нужную речевую интонацию для передачи характера и настроения песни;
- владеть элементами алгоритма сочинения мелодии;
- участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей.
- видеть взаимосвязь всех школьных уроков друг с другом и роль музыки в отражениях различных явлениях жизни;
- участвовать в коллективном пении, вовремя начинать и заканчивать пение, слушать паузы, понимать дирижерские жесты;
- оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий.
Календарно-тематическое планирование
на 1 год обучения
№ | Название темы | Кол-во часов | Дата |
Теория | |||
1. | Вводное занятие. Знакомство. Правила техники безопасности. Поведение во время занятий. | 1 ч. | |
2. | Песенная речь. Русские народные песни. | 1 ч. | |
3. | Построение песни. Музыкальные скороговорки. | 2 ч. | |
4. | Песенная речь. Распевки: «Совушка», «песня воробья» | 2 ч. | |
5. | Народные песни и их построение. | 3 ч. | |
Практика | |||
6. | «Уж как шла лиса» разучивание. Работа над выразительностью. | 2 ч. | |
7. | «Перепёлочка» разучивание, движения. Работа над выразительностью. | 2 ч. | |
8. | «Во поле берёза стояла» разучивание, движения. Работа над выразительностью. | 2 ч. | |
10. | Повторение песен. Работа над развитием вокально-хоровых навыков. | 1 ч. | |
11. | Движения под музыку. | 1 ч. | |
12. | «По малину в сад пойдём» разучивание. Работа над выразительностью. | 1 ч. | |
13. | « На горе то калина» разучивание. Двуголосие. | 2 ч. | |
14. | Частушки, разучивание. Разучивание движений. | 2 ч. | |
15. | Повторение песен. | 2 ч. | |
16. | Работа над выразительностью. | 1 ч. | |
18. | Урок-репетиция. | 1 ч. | |
19. | Урок-концерт. | 1 ч. |
Всего: 27часов
№ | Название темы | Кол-во часов | Время |
Теория | |||
1. | Песня и её характер. Композиторские песни. Формирование правильных навыков дыхания. Правила безопасного поведения. Характер песен. Весёлые и грустные. | 2 ч. | |
2. | Мажор и минор в музыке. Упражнения для формирования короткого и задержанного дыхания. | 3 ч. | |
3. | Музыка и песни выражают разные характеры. «Три подружки» Д.Кобалевского. Взаимосвязь звука и дыхания. | 3 ч. | |
Практика | |||
4. | Песни композиторов Е.Крылатова, Г.Гладкова, В.Шаинского, Ю.Чичкова. Песня «Всё мы делим пополам» разучивание. | 2 ч. | |
5. | «Песенка о жирафе» разучивание слов. Работа над выразительностью. | 2 ч. | |
6. | «Небылицы» разучивание. Исполнение по группам. | 2 ч. | |
7. | Повторение песен. Работа над выразительностью | 1 ч. | |
8. | «Колыбельная медведицы» разучивание. | 2 ч. | |
9. | Работа над совершенствованием вокально-хоровых навыков. | 1 ч. | |
10. | «Чему учат в школе» разучивание. Работа над выразительностью. | 2 ч. | |
11. | Повторение песен. | 1 ч. | |
12. | Работа над выразительностью. Правила безопасного поведения во время проведения массовых мероприятий. | 2 ч. | |
13. | Урок-концерт | 1 ч. |
Всего: 24 ч.
№ | Название темы | Кол-во часов | Время |
Теория | |||
1. | Звуки и темп в песнях. Песни из кино и мультфильмов. Дикция и артикуляция. Правила безопасного поведения. | 2 ч. | |
2. | Звуки высокие и низкие. Распевка «Вверх, вниз». | 2 ч. | |
3. | Звуки короткие и длинные. Распевки «Баю-баиньки», «Бобик». | 2 ч. | |
4. | Темп в песнях. Скоро. Умеренно, медленно. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок. | 2 ч. | |
Практика | |||
5. | «Чунга-Чанга» разучивание. Работа над словами. | 2 ч. | |
6. | «Это знает всякий» разучивание, работа над дикцией. | 2 ч. | |
7. | «Песня друзей» разучивание. | 2 ч. | |
8. | «Песенка крокодила Гены» разучивание, работа над выразительностью. | 2 ч. | |
9. | Повторение песен. Работа над выразительностью. | 1 ч. | |
10. | Повторение песен. Индивидуальная работа. | 1 ч. | |
11. | «Крылатые качели» разучивание. | 2 ч. | |
12. | «Песенка мамонтёнка» разучивание. Работа над словами. | 2 ч. | |
13. | Работа над выразительным исполнением песен. | 1 ч. | |
14. | «Из чего же…» разучивание. Исполнение по ролям. | 2 ч. | |
15. | Совершенствование вокально-хоровых навыков. Работа с солистами. | 1 ч. | |
16. | Повторение песен. Работа над исполнительскими навыками. | 1 ч. | |
17. | Работа над выразительностью. Повторение песен. | 1 ч. | |
18. | Урок-репетиция. | 1 ч. | |
19. | Урок-концерт. | 1 ч. |
Всего: 30 часов
№ | Название темы | Кол-во часов | Время |
Теория | |||
1. | Инсценировка песен. Песня+танец. Сценические движения. Правила безопасного поведения. Движения для ног. «Простой хороводный шаг», «Переменный шаг», «Шаг с притопом». | 2 ч. | |
2. | Движения для рук. Хлопки, прихлопы. Игра «ловлю комариков», «Волна», «Тарелки». | 2 ч. | |
3. | Учись владеть своим телом. Игры-превращения: «Цветочек», «Медведь», «Кошка». | 1 ч. | |
4. | Знакомство с современными танцевальными движениями. Инсценировка песен. | 2 ч. | |
Практика | |||
5. | «Антошка» разучивание. | 2 ч. | |
6. | «Антошка» разучивание движений под музыку. | 1 ч. | |
7. | «Котёнок и щенок» разучивание. Работа над выразительностью. | 2 ч. | |
«Ах вы сени» разучивание. Выполнение дробного шага. Инсценировка. | 2ч. | ||
8. | «Песенка Красной Шапочки» разучивание движений. | 1 ч. | |
9. | «Мой щенок» разучивание. Работа над выразительным исполнением. | 1 ч. | |
10. | «Солнечные зайчики» разучивание танцевальных движений. Работа над ритмическим рисунком. | 1 ч. | |
«Солнышко смеётся» Разучивание. Работа над движениями. | 2ч. | ||
«Динь-Дон» разучивание. Выбор танцев.движений. | 2ч. | ||
11. | Повторение песен. | 1 ч. | |
12. | «Солнечные зайчики» разучивание. Работа над мелодией. | 2 ч. | |
13. | Повторение песен. Совершенствование вокально-хоровых навыков. | 1 ч. | |
14. | Урок-репетиция. | 1 ч. | |
15. | Отчётный концерт | 1 ч. |
Всего: 27 часов
Календарно-тематическое планирование
на 2 год обучения
№ | Название темы | Кол-во часов | Дата |
Теория | |||
1. | Музыкальная выразительность. Народные песни. Вводное занятие. Охрана голоса. Правила техники безопасности. Поведение во время занятий. | 1 ч. | |
2. | Певческая установка. Средства музыкальной выразительности. Тембр. | 1 ч. | |
3. | Как песню сделать выразительной. Громкость звучания. | 2 ч. | |
4. | Долгота звучания. Попевки. | 3 ч. | |
5. | Песенные импровизации (пение птиц и др.) | 3 ч. | |
Практика | |||
6. | «Во кузнице» разучивание. Работа над выразительностью. | 2 ч. | |
7. | «Как на тоненький ледок» разучивание, движения. Работа над выразительностью. | 2 ч. | |
8. | «По малину в сад пойдём» разучивание, движения. Работа над выразительностью. | 2 ч. | |
10. | Повторение песен. Работа над развитием вокально-хоровых навыков. | 1 ч. | |
11. | Движения под музыку. | 1 ч. | |
12. | «Во поле берёза стояла» разучивание. Работа над выразительностью. | 1 ч. | |
13. | « На горе то калина» разучивание. Двуголосие. | 2 ч. | |
14. | «Как у наших у ворот» разучивание. Разучивание движений. | 2 ч. | |
15. | Повторение песен. | 1 ч. | |
16. | Работа над выразительностью. | 1 ч. | |
18. | Урок-репетиция. | 1 ч. | |
19. | Урок-концерт. | 1 ч. |
Всего: 27 часов
№ | Название темы | Кол-во часов | Время |
Теория | |||
1. | Мелодия и ритмический рисунок в песнях. Песни к праздникам осени, зимы, весны. Правила безопасного поведения. Семь нот в музыке. Мелодия в песнях. Попевки «До-ми-соль», «Ля-ля-фа» | 2 ч. | |
2. | Звукообразование. Размер в музыке: ½, ¾,2/4,1/4. Песни-вальсы, песни-марши. | 3 ч. | |
3. | Ритмический рисунок. Длительность звуков в музыке: целая, половинка, четверть,восьмая. Попевки: «Хлопотушки» | 3 ч. | |
Практика | |||
4. | «Скворушка» разучивание. Работа над мелодией,выразительностью. | 2 ч. | |
5. | «Осень постучалась к нам» разучивание слов. Работа над выразительностью. | 2 ч. | |
6. | «А я игрушек не замечаю» разучивание. Исполнение по группам. | 2 ч. | |
7. | Повторение песен. Работа над выразительностью | 1 ч. | |
8. | «Нас качая в колыбели» разучивание. | 2 ч. | |
9. | Работа над совершенствованием вокально-хоровых навыков. | 1 ч. | |
10. | «Зима» разучивание. Работа над ритмическим рисунком. | 2 ч. | |
11. | Повторение песен. | 1 ч. | |
12. | Работа над выразительностью. Правила безопасного поведения во время проведения массовых мероприятий. | 2 ч. | |
13. | Урок-концерт | 1 ч. |
Всего: 24 ч.
№ | Название темы | Кол-во часов | Время |
Теория | |||
1. | Интонация. Песни о дружбе. Песни о школе. Правила безопасного поведения. Что такое интонация в песнях. Слушание «Болтунья» С.Прокофьева. | 2 ч. | |
2. | Дыхание. Дикция и артикуляция. Паузы, кульминация, акценты. Попевки. | 2 ч. | |
3. | Доли слабые и сильные. Попевки. | 1 ч. | |
4. | Зерно интонации – характер песни. Попевки. | 1 ч. | |
Практика | |||
5. | «Настоящий друг» разучивание. Работа над словами. | 2 ч. | |
6. | «Всё мы делим пополам» разучивание, работа над дикцией. | 2 ч. | |
7. | «Песня о дружбе» разучивание. | 2 ч. | |
8. | «По секрету всему свету» разучивание, работа над ритмом. | 2 ч. | |
9. | Повторение песен. Работа над выразительностью. | 1 ч. | |
10. | Повторение песен. Индивидуальная работа. | 1 ч. | |
11. | «Дважды два четыре» разучивание. | 2 ч. | |
12. | «Чему учат в школе» разучивание. Работа над словами. | 2 ч. | |
13. | Работа над выразительным исполнением песен. | 1 ч. | |
14. | «Ты да я, да мы с тобой» разучивание. Исполнение по ролям. | 2 ч. | |
15. | Совершенствование вокально-хоровых навыков. Работа с солистами. | 2 ч. | |
16. | «Мы маленькие дети» разучивание. | 2 ч. | |
17. | Работа над выразительностью. Повторение песен. | 1 ч. | |
18. | Урок-репетиция. | 1 ч. | |
19. | Урок-концерт. | 1 ч.+1 |
Всего: 30 часов
№ | Название темы | Кол-во часов | Время |
Теория | |||
1. | Песня в движении. Поём-танцуя. Правила безопасного поведения. Элементы танц.движений. Дробный шаг. Притопы. Кружения на месте. | 2 ч. | |
2. | Ритмичность движений. Хлопки, прихлопы. | 2 ч. | |
3. | Выбор и комбинация танцев. движений для песни. Игра: «Ноги+руки» | 1 ч. | |
4. | Знакомство с современными танцевальными движениями. | 1 ч. | |
Практика | |||
5. | «Бу-ра-ти-но» разучивание. | 2 ч. | |
6. | «Бу-ра-ти-но» разучивание движений под музыку. | 1 ч. | |
7. | «Походная» разучивание. Работа над выразительностью. | 2 ч. | |
«Я у бабушки живу» разучивание. | 2ч. | ||
8. | «Дорогою добра» разучивание движений. | 1 ч. | |
9. | «Оранжевая песенка» разучивание. Работа над выразительным исполнением. | 1 ч. | |
10. | «Оранжевая песенка» разучивание танцевальных движений. Работа над ритмическим рисунком. | 1 ч. | |
«Взрослые и дети» Разучивание. Работа над движениями. | 2ч. | ||
«Большой хоровод» разучивание. Выбор танцев.движений. | 2ч. | ||
11. | Повторение песен. | 1 ч. | |
12. | «То ли ещё будет» разучивание. Работа над мелодией. | 2 ч. | |
13. | Повторение песен. Совершенствование вокально-хоровых навыков. | 2 ч. | |
14. | Урок-репетиция. | 1 ч. | |
15. | Отчётный концерт | 1 ч.+2 |
Всего: 27 часов
Календарно-тематическое планирование
на 3 год обучения
№ | Название темы | Кол-во часов | Дата |
Теория | |||
1. | Вводное занятие. Охрана голоса. Правила техники безопасности. Поведение во время занятий. | 1 ч. | |
2. | Певческая установка. Музыкальные штрихи. Пение на точное интонирование тона и полутона. | 1 ч. | |
3. | Работа над точным звучанием унисона. | 2 ч. | |
4. | Современные детские песни. | 3 ч. | |
5. | Упражнения по системе В.В.Емельянова | 3 ч. | |
Практика | |||
6. | «Хохлома» разучивание. Работа над выразительностью. | 2 ч. | |
7. | «Мама» разучивание, движения. Работа над выразительностью. | 2 ч. | |
8. | «Разукрасим все планеты мы» разучивание, движения. Работа над выразительностью. | 2 ч. | |
10. | Повторение песен. Работа над развитием вокально-хоровых навыков. | 1 ч. | |
11. | Движения под музыку. | 1 ч. | |
12. | «Моя мама – лучшая на свете» разучивание. Работа над выразительностью. | 1 ч. | |
13. | « Колокола» разучивание. Двуголосие. | 2 ч. | |
14. | «Песня о школе» разучивание. Разучивание движений. | 2 ч. | |
15. | Повторение песен. | 1 ч. | |
16. | Работа над выразительностью. | 1 ч. | |
18. | Урок-репетиция. | 1 ч. | |
19. | Урок-концерт. | 1 ч. |
Всего: 27 часов
№ | Название темы | Кол-во часов | Время |
Теория | |||
1. | Дыхание. Дикция и артикуляция. Песни из популярных детских фильмов. Правила безопасного поведения. | 2 ч. | |
2. | Упражнения на выработку рефлекторного певческого дыхания. Короткий и длинный вдох. Экономный выдох. | 3 ч. | |
3. | Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием музыкальных скороговорок. Сонорные и несонорные согласные звуки. Попевки: «Хлопотушки», «Шла Саша по шоссе..» | 3 ч. | |
Практика | |||
4. | «Сюрприз» разучивание. Работа над мелодией, выразительностью. | 2 ч. | |
5. | «Прекрасное далёко» разучивание слов. Работа над выразительностью. | 2 ч. | |
6. | «Буратино» разучивание. Исполнение по группам. | 2 ч. | |
7. | Повторение песен. Работа над выразительностью | 1 ч. | |
8. | «Где водятся волшебники» разучивание. | 2 ч. | |
9. | Работа над совершенствованием вокально-хоровых навыков. | 1 ч. | |
10. | «Три белых коня» разучивание. Работа над ритмическим рисунком. | 2 ч. | |
11. | Повторение песен. | 1 ч. | |
12. | Работа над выразительностью. Правила безопасного поведения во время проведения массовых мероприятий. | 2 ч. | |
13. | Урок-концерт | 1 ч. |
Всего: 24 ч.
№ | Название темы | Кол-во часов | Время |
Теория | |||
1. | Ансамбль. Элементы двухголосия. Песни для сольного исполнения и группой. Правила безопасного поведения. | 2 ч. | |
2. | Работа над формированием совместного ансамблевого звучания. | 2 ч. | |
3. | Двухголосие. Разделение на голоса (сопрано, альт). Упражнения для исполнения мелодии в два голоса. Попевки. | 1 ч. | |
4. | Упражнения на формирования умения петь без сопровождения. Работа над чистотой строя. Попевки. | 1 ч. | |
Практика | |||
5. | «Крылатые качели» разучивание. Работа над мелодией. Двухголосие. | 2 ч. | |
6. | «Песня о доброте» разучивание, работа над дикцией. | 2 ч. | |
7. | «Куда уходит детство» разучивание. | 2 ч. | |
8. | «Куда уходит детство». Работа с группой. Двухголосие. | 2 ч. | |
9. | Повторение песен. Работа над выразительностью. | 1 ч. | |
10. | Повторение песен. Индивидуальная работа. | 1 ч. | |
11. | «Детство» разучивание. Работа с солистом. | 2 ч. | |
12. | «Осень» разучивание. Работа над словами. | 2 ч. | |
13. | Работа над выразительным исполнением песен. | 1 ч. | |
14. | «Непогода» разучивание. Исполнение группой. Работа с солистами. | 2 ч. | |
15. | Совершенствование вокально-хоровых навыков. Работа с солистами. Работа над двухголосием. | 2 ч. | |
16. | «Выше папы» разучивание. Работа с солистом. | 2 ч. | |
17. | Работа над выразительностью. Повторение песен. | 1 ч. | |
18. | Урок-репетиция. | 1 ч. | |
19. | Урок-концерт. | 1 ч.+1 |
№ | Название темы | Кол-во часов | Время |
Теория | |||
1. | Ритм. Сценические движения. Песня-спектакль. Правила безопасного поведения. | 2 ч. | |
2. | Игры на ритмическое моделирование. Музыкально-ритмические скороговорки. | 2 ч. | |
3. | Пение канонов. Упражнения на формирование умения изобразить настроения различных движений. | 1 ч. | |
4. | Развитие навыков уверенного пения в различных музыкальных штрихах: «легато», «стаккато». | 1 ч. | |
Практика | |||
5. | «Все дельфины в ураган» разучивание. | 2 ч. | |
6. | «Все дельфины в ураган» разучивание движений под музыку. | 1 ч. | |
7. | «Волшебник-недоучка» разучивание. Работа над выразительностью. | 2 ч. | |
«Я верю в чудо» разучивание. | 2ч. | ||
8. | «Чёрный кот» разучивание движений. | 1 ч. | |
9. | «Мама» разучивание. Работа над выразительным исполнением. | 1 ч. | |
10. | «То ли ещё будет» разучивание танцевальных движений. Работа над ритмическим рисунком. | 1 ч. | |
«Плакали зверушки» Разучивание. Работа над движениями. | 2ч. | ||
«Музыка» разучивание. Выбор танцев.движений. | 2ч. | ||
11. | Повторение песен. | 1 ч. | |
12. | «Детство» разучивание. Работа над мелодией. | 2 ч. | |
13. | Повторение песен. Совершенствование вокально-хоровых навыков. | 2 ч. | |
14. | Урок-репетиция. | 1 ч. | |
15. | Отчётный концерт | 1 ч. |
Всего: 27 часов
Календарно-тематическое планирование
на 4 год обучения
№ | Название темы | Кол-во часов | Дата |
Теория | |||
1. | Вводное занятие. Охрана голоса. Правила техники безопасности. Поведение во время занятий. | 1 ч. | |
2. | Теоретические основы. Нотная грамота. Военные песни. Знакомство с нотным станом. | 1 ч. | |
3. | Звуки музыкальные и немузыкальные. Певческие импровизации. | 2 ч. | |
4. | Отличительные особенности военных песен. Владение голосовым аппаратом. | 3 ч. | |
5. | Упражнения по системе В.В.Емельянова | 3 ч. | |
Практика | |||
6. | «Три танкиста» разучивание. Работа над выразительностью. | 2 ч. | |
7. | «Катюша» разучивание, движения. Работа над выразительностью. | 2 ч. | |
8. | «Десятый наш, десантный батальон» разучивание. Работа над выразительностью. | 2 ч. | |
10. | Повторение песен. Работа над развитием вокально-хоровых навыков. | 1 ч. | |
11. | «Идёт солдат по городу» разучивание. | 1 ч. | |
12. | «Огонёк» разучивание. Работа над выразительностью. Работа с солистами. | 1 ч. | |
13. | «Наша армия» разучивание. Работа над выразительностью. | 2 ч. | |
14. | «Экипаж» разучивание. Разучивание движений. | 2 ч. | |
15. | Повторение песен. | 1 ч. | |
16. | Работа над выразительностью. | 1 ч. | |
18. | Урок-репетиция. | 1 ч. | |
19. | Урок-концерт. | 1 ч. |
Всего: 27 часов
№ | Название темы | Кол-во часов | Время |
Теория | |||
1. | Дыхание. Дикция и артикуляция. Песни- скороговорки. Правила безопасного поведения. Что такое певческое дыхание. | 2 ч. | |
2. | Типы певческого дыхания. Цепное дыхание. | 3 ч. | |
3. | Дыхательные упражнения. Правила цепного дыхания. Песни-скороговорки. | 3 ч. | |
Практика | |||
4. | «По секрету всему свету» разучивание. Работа над мелодией, выразительностью. | 2 ч. | |
5. | «Если с другом вышел в путь» разучивание слов. Работа над выразительностью. Работа с солистом. | 2 ч. | |
6. | «Ветер перемен» разучивание. Исполнение по группам. Работа с солистом. | 2 ч. | |
7. | Повторение песен. Работа над выразительностью | 1 ч. | |
8. | «Замыкая круг» разучивание. | 2 ч. | |
9. | Работа над совершенствованием вокально-хоровых навыков. | 1 ч. | |
10. | «Дождя не боимся» разучивание. Работа над ритмическим рисунком. | 2 ч. | |
11. | Повторение песен. | 1 ч. | |
12. | Работа над выразительностью. Правила безопасного поведения во время проведения массовых мероприятий. | 2 ч. | |
13. | Урок-концерт | 1 ч. |
Всего: 24 ч.
№ | Название темы | Кол-во часов | Время |
Теория | |||
1. | Ансамбль. Элементы двухголосия. Песни- романсы. Песни-вальсы. Правила безопасного поведения. | 2 ч. | |
2. | Работа над развитием звуковысотного диапазона. | 2 ч. | |
3. | Работа над тембром. Регистры певческого голоса. Сглаживание регистров. | 1 ч. | |
4. | Атака звука, что это такое. Виды атаки звука и способы звуковедения. | 1 ч. | |
Практика | |||
5. | «Ой та Волга, Волга-реченька» разучивание. Работа над мелодией. Двухголосие. | 2 ч. | |
6. | «Школьный вальс» разучивание, работа над выразительностью. | 2 ч. | |
7. | «С добрым утром» разучивание. | 2 ч. | |
8. | «Вечерняя песня». Работа с группой. Двухголосие. | 2 ч. | |
9. | Повторение песен. Работа над выразительностью. | 2 ч. | |
10. | Повторение песен. Индивидуальная работа. | 2 ч. | |
11. | «Куда уходит детство» разучивание. Работа с солистом. | 2 ч. | |
12. | «Маленький принц» разучивание. Работа над словами. | 2 ч. | |
13. | Работа над выразительным исполнением песен. | 2 ч. | |
14. | Совершенствование вокально-хоровых навыков. Работа с солистами. Работа над двухголосием. | 2 ч. | |
15. | Работа над выразительностью. Повторение песен. | 1 ч. | |
16. | Урок-репетиция. | 1 ч. | |
17. | Урок-концерт. | 1 ч.+1 |
Всего: 30часов
№ | Название темы | Кол-во часов | Время |
Теория | |||
1. | Ритм. Сценические движения. Песня-спектакль. Правила безопасного поведения. | 2 ч. | |
2. | Работа над сценическим образом. Использование элементов ритмики, сценической культуры.. | 2 ч. | |
3. | Движения под музыку. Постановка танцевальных движений. | 1 ч. | |
4. | Инсценировка музыки. | 1 ч. | |
Практика | |||
5. | «Наша школьная страна» разучивание. | 2 ч. | |
6. | «Дельфины» разучивание движений под музыку. | 1 ч. | |
7. | «Спасибо, школа» разучивание. Работа над выразительностью. | 2 ч. | |
«Песенка о капитане» разучивание. | 2ч. | ||
8. | «Песенка о капитане» разучивание движений. | 1 ч. | |
9. | «Ты-человек» разучивание. Работа над выразительным исполнением. | 1 ч. | |
10. | «Прощальный взгляд» разучивание танцевальных движений. Работа над ритмическим рисунком. | 1 ч. | |
«Последняя строка» Разучивание. Работа над движениями. | 2ч. | ||
«Замыкая круг» разучивание. | 2ч. | ||
11. | Повторение песен. | 1 ч. | |
12. | «Замыкая круг» разучивание. Работа с солистами. | 2 ч. | |
13. | Повторение песен. Совершенствование вокально-хоровых навыков. | 2 ч. | |
14. | Урок-репетиция. | 1 ч. | |
15. | Отчётный концерт | 1 ч. |
Всего: 27 часов
Список рекомендуемой литературы для педагога
1.Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1983.
2.Алиев Ю.Б. Подросток – музыка – школа // Вопросы методики музыкального воспитания детей. Сборник статей. – М.: Музыка, 1975.
3.Алиев Ю.Б. Технические средства, используемые в музыкальном обучении: Методические рекомендации к урокам музыки в общеобразовательной школе. – М.: Музыка, 1971. – С.274-287.
4.Алмазов Е.И. О возрастных особенностях голоса у дошкольников, школьников и молодежи // Материалы научной конференции. 1961. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.
5. Андрианова Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения. Научно-методическая разработка. – М.: 1999.
6.Анисимов В.П. Методы диагностики музыкальных способностей. – М.: Музыка, 2007.
7.Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение. – М.: Просвещение. 1983.
8.Венгрус Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение. – С.-Пб., Музыка, 2000.
9.Голубев П.В. Советы молодым педагогам-вокалистам. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1963.
10.Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства /Н.Б.Гонтаренко. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
11.Детский голос. Экспериментальные исследования. / Под ред. В.Н.Шацкой. – М., Педагогика, 1970. – 232с.
12. Дмитриев Л. Голосовой аппарат певца. – М.: Музыка, 1964.
13.Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 1968.
14. Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007.
15.Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И.О. Исаева – М.: АСТ; Астрель, 2007.
16. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. – М: Просвещение, 1984.
17. Левидов И.И. Охрана и культура детского голоса. – Л-М.: Музгиз, 1939.
18.Морозов В.П. Вокальный слух и голос. – М.-Л. Музыка, 1965.
19.Морозов В.П. Тайны вокальной речи. – Л., 1967.
20.Орлова Н.Д. О детском голосе. – М: Просвещение, 1966.
21.Полякова О. И. Работа с детским вокально-инструментальным ансамблем (методические рекомендации) // Модернизация профессиональной подготовки педагога-музыканта. Сборник научных трудов. – М., МПГУ, 2002.
22.Полякова О.И. Детские вокально-инструментальные ансамбли в системе дополнительного образования // Материалы 1-й Международной межвузовской научно-практической конференции 29-31марта 2001. – Екатеринбург, 2001.
23.Полякова О.И. Детский эстрадный коллектив: Методические рекомендации. – М.: Московский Городской Дворец детского (юношеского) творчества, Дом научно-технического творчества молодежи, 2004.
24.Полякова О.И. К вопросу обучения детей эстрадному пению // Материалы 1-й Международной межвузовской научно-практической конференции 29-31марта 2001 года. – Екатеринбург, 2001.
25.Полякова О.И. Принципы подбора репертуара для детской эстрадной студии // Народно-певческая культура: региональные традиции, проблемы изучения, пути развития. – Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002.
26.Полякова О.И. Проблема активизация творческого мышления обучающихся детской эстрадной студии // Научные труды Московского педагогического государственного университета. Гуманитарные науки: Сборник статей. – М., МПГУ, Прометей, 2001.
27.Полякова О.И., Клипп О.Я. Теоретические и методические основы вокальной и инструментальной эстрадой музыки. Учебное пособие. – М., 2004.
28. Риггз С. Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д.Карателло . – СПб.: Питер 2007.
29.Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с детскими вокально-хоровыми коллективами. – М., 1999.
30.Самарин В.А. Хороведение и хоровая аранжировка. – М., 2002.
31.Современный урок музыки, творческие приемы и задания. Смолина Е.А. – Ярославль, 2006;
32.Скучик Е. Основы акустики. Т.2. – М., 1959.
33.Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М., Прометей, МПГУ им. В.И.Ленина, 1992.
34.Стулова Г.П. Современные методы исследования речи и пения. Вопросы физиологии пения и вокальной методики // Труды ГМПИ им. Гнесиных. Выпуск XXV.– М. 1975.
35.Тарасов Г.С. Психология музыкального воспитания. //Вопросы психологии. 1991. №2;
36.Школяр Л.В. Некоторые штрихи к музыкально-психологическому портрету современного ребёнка// Теория и методика музыкального образования детей. – М., 1998.
Список полезных интернет – ресурсов для педагога
1. http://www.mp3sort.com/
2. http://s-f-k.forum2x2.ru/index.htm
3. http://forums.minus-fanera.com/index.php
4. http://alekseev.numi.ru/
5. http://talismanst.narod.ru/
6. http://www.rodniki-studio.ru/
7. http://www.a-pesni.golosa.info/baby/Baby.htm
8. http://www.lastbell.ru/pesni.html
9. http://www.fonogramm.net/songs/14818
10. http://www.vstudio.ru/muzik.htm
11. http://bertrometr.mylivepage.ru/blog/index/
12. http://sozvezdieoriona.ucoz.ru/?lzh1ed
13. http://www.notomania.ru/view.php?id=207
14. http://notes.tarakanov.net/
15. http://irina-music.ucoz.ru/load
Список литературы для учащихся
Великие музыканты XX века. Сидорович Д.Е. – М.: 2003;
Детская музыкальная энциклопедия. Тэтчэлл Д. – АСТ 2002;
Журавленко Н.И. Уроки пения. – Минск: «Полиграфмаркет», 1998
Журнал Звуковая дорожка, все выпуски.
Музыка волн, музыка ветра. В. Цой. – ЭКСМО 2006;
Нейл Моррис. Музыка и танец. Серия «Всё обо всём». – М.: 2002;
Острандер Ш., Шредер Л., Острандер Н. Суперобучение 2000.
Словарь юного музыканта. Михеева Л.В. – АСТ 2009;
Физика и музыка. Анфилов Г. – М.: 1962;
Эффект Моцарта. Кэмпбелл Дон. – ООО «Попурри» 1999;
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Музыка/Авт.-сост. А.С. Кленов; под общ. ред. О.Г. Хинн. – М., 1998
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа хорового кружка «Весёлые нотки»
Практически каждый ребенок, имеющий слуховую депривацию, нуждается в развитии речевых (музыкальных) коммуникативных навыков. В решении этих проблем особое значение имеет занятие ребенка в вокаль...
Образовательная программа хорового объединения «Созвездие».
Хоровое пение – самый доступный вид коллективного музицирования для детей. Оно развивает художественный вкус, расширяет и обогащает музыкальный кругозор учащихся, способствует повышению культурного ур...
Программа «Хоровой класс» в общеобразовательной школе
Статья содержит общую информацию о содержании дополнительной общеразвивающей программы "Хоровой класс", реализуемой в условиях общеобразовательного учреждения....
Особенности программы "Хоровой класс" для общеобразовательных учреждений
Статья содержит описание отличительных особенностей дополнительной общеразвивающей программы "Хоровой класс, реализуемоой в условиях начяальной школы....
Организационно-методические условия реализации дополнительной общеразвивающей программы "Хоровой класс"
Статья содержит подробное описание организационно-методических условий реализации дполнительной общеразвивающей программы "Хоровой класс" в условиях начальной школы....
Календарно-тематическое планирование дополнительной общеразвивающей программы "Хоровой класс"
Статья содержит примерное календарно-тематическое планирование дополнительной общеразвивающей программы "Хоровой класс"....
Программа "Хоровая студия"
Программа хорового класса «Мир вокального искусства» разработана на основе авторской программы Г.А.Суязовой «Мир вокального искусства» для 1 класса....