Фасилитированная дискуссия как инструмент развития коммуникативно-речевых УУД младших школьников.
статья (3 класс) на тему

Власова Лариса Николаевна

Для развития коммуникативно-речевых УУД младших школьников можно использовать разные приёмы, методы, современные разработки педагогов-новаторов. Я в своей практике уже несколько лет применяю технологию, которая отражена в программе "Образ и мысль". В основе программы лежат идеи развивающего обучения и гуманистической психологии. Работая по программе "Образ и мысль", я решаю следующие задачи, которые считаю одними из самых главных на начальном этапе обучения:

  • развитие визуального мышления, понимаемого как способность видеть и понимать смысловую ткань зрительного образа произведения;
  • создание условий для развития спонтанной и подготовленной речи, способности к вербализации художественных образов;
  • развитие коммуникативных универсальных учебных действий, навыков учебного сотрудничества, умений ведения дискуссии;
  • развитие креативности как способности к гибкому, конструктивному мышлению и поведению;
  • развитие «Я-концепции» младшего школьника, повышение его самооценки;
  • создание ситуации успеха для каждого ребёнка, коррекция и профилактика личностной тревожности.

В своей статье я рассказываю о технологических особенностях программы, делюсь собственной разработкой тематического планирования зрительного ряда (на полугодие), в качестве примеров привожу фрагменты занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_moya_02.2014.docx45.95 КБ

Предварительный просмотр:

Фасилитированная дискуссия как инструмент развития коммуникативно-речевых УУД младших школьников.

                                    Увидевший прекрасное – соучастник его создания.

                                                                                                                   Боуви.

    Модернизация содержания образования на современном этапе развития общества связана с инновационными процессами в организации обучения детей. Эти процессы затрагивают, в первую очередь, начальную школу, деятельность которой направлена на развитие ребёнка не только как личности мыслящей и чувствующей, но и умеющей эффективно взаимодействовать с окружающим миром.

     Для решения этих задач творчески работающий  учитель имеет в своём арсенале и применяет на практике различные технологии, инновационные методы и приёмы обучения. Одной из таких технологий является программа «Образ и мысль», которая разработана на основе требований Федерального государственного стандарта и предназначена для использования как в процессе обучения, так и во внеурочной деятельности учащихся в начальной школе. В основе этой программы лежат идеи развивающего обучения и гуманистической психологии. Внимание акцентировано на создание условий для развития личности ребёнка, гуманистического пространства с помощью особого метода организации обучения – метода фасилитированной дискуссии, который обеспечивает новый уровень взаимодействия между учителем, учащимся и произведением живописи.

Младший школьник – маленькая личность со своими индивидуально- психологическими особенностями. В этом возрасте основным видом деятельности становится учебная деятельность. Когда ребёнок начинает эту деятельность, он сталкивается с рядом проблем, которые обусловлены бедным словарным запасом ребёнка, неумением связанно выражать свои мысли. Маленький ученик часто затрудняется в построении ассоциативного ряда, в логическом рассуждении, обобщении и т.д. Нередко психологический зажим не позволяет ребёнку чётко и ясно выразить свою мысль по какому-либо вопросу, аргументировать своё мнение, отстоять свои взгляды.

Учитывая возрастные особенности младших школьников, я, как учитель, ставлю перед собой задачу– раскрыть творческие возможности младших школьников; на основе глубокого восприятия произведений искусства осуществлять эстетическое и коммуникативно-речевое развитие каждого из своих учеников. Для решения этой задачи я использую технологию развития визуального мышления, представленную в программе «Образ и мысль». Применение этой технологии позволяет создавать на занятиях условия для эмоционально-ценностного развития ребёнка на основе восприятия произведений художественного искусства в рамках фасилитированной дискуссии. Этот вид дискуссии подразумевает коллективное обсуждение произведений живописи, опирающееся на определённую стратегию вопросов, задаваемых учителем-фасилитатором, причём учитель не участвует в дискуссии, а только направляет её.

Методическое пособие курса «Образ и мысль» предполагает примерное тематическое планирование зрительного ряда, которое предусматривает относительную свободу выбора учителем художественных произведений. Изучив предлагаемый перечень картин, читая искусствоведческую литературу, используя интернет-ресурсы, я посчитала интересным и необходимым для себя составить своё тематическое планирование зрительного ряда. Предлагаю рассмотреть фрагмент этой работы, рассчитанный на 16 учебных часов (картины сгруппированы по темам, каждое занятие предусматривает рассматривание и обсуждение двух картин).    

      Тематическое планирование зрительного ряда (16 часов):

  1. Времена года     (2 часа)                    
  • И. Левитан «Берёзовая роща»
  • С. Жуковский «Ранняя весна»

  • Л. Афремов «Краски осени»
  • К. Брандт «Сияние луны над зимним

                                                                             

       2)     Дети     (2 часа)                            

  • А. Аверин «Дети у моря»
  • В. Маковский «Дети, бегущие от грозы»

  • Н. Богданов-Бельский «Устный счёт»
  • В. Маковский «Игра в бабки»

    3)     Картины русского быта      (2 часа)      

  • А. Корзухин «Возвращение из города»
  • Б. Кустодиев «Утро»

  • Н. Пимоненко «Сваты»
  • В. Маковский «На кухне»

  4)    Интерьер     (2 часа)                              

  • Винсент Ван Гог «Спальня Винсента в Арли»
  • С. Жуковский «В старом помещичьем доме»

  • В. Максимов «В крестьянской избе»
  • Э. Гау «Эрмитаж»

  5)    По историческим местам     (2часа)      

  •  А. Куинджи «Вид на Кремль со стороны Замоскворечья»
  • К. Коровин «Москворецкий мост»

  • А. Куинджи «Вид Исаакиевского собора при луне»
  • А. Боголюбов «Нижний Новгород. Нижний база    

                                                                               

6)    Настроение       (2часа)                  

  • И. Левитан «Осенний день в Сокольниках»
  • И. Шишкин «На даче»

  • А.  Хаенрайтс «Молодость»
  • А. Аверин «На лугу»

7)   Портреты     (2часа)                        

  • К. Тропинин «Девушка с горшком роз»
  • К. Сомов «Дама в голубом»

  • А. Венецианов «Вот-те и батькин обед»
  • В. Серов «Портрет Ольги Орловой»

8)     Русские традиции        (2часа)                

  • Б. Кустодиев «Масленица»
  • Б. Кустодиев «Хоровод»

  • Б. Кустодиев «Купчиха на балконе»
  • Б. Кустодиев «Ярмарка в Саратове»

На одном из занятий я предложила детям для рассматривания картину Б. М. Кустодиева «Портрет Ф.И. Шаляпина». В процессе рассматривания портрета мои третьеклассники высказывали много разных предположений о том, кто изображён на картине. Дети не боятся высказывать свою точку зрения, поскольку одним из умений, которое вырабатывает фасилитированная дискуссия, является умение принимать чужое мнение, опираться на то положительное, что в нём содержится, и развивать его своими мыслями. В процессе дискуссии я использовала ещё один технологический приём – парафраз. Его функция – конкретизировать, уточнять мысль ребёнка, не искажая её, усиливать значимость высказывания каждого, повышая уверенность в себе, мотивируя на дальнейшее участие в дискуссии. Слушая мой парафраз, который помогает ребёнку формулировать свою мысль, грамотно её оформить, дети старались также использовать этот приём в своей речи. В конечном итоге, ребята самостоятельно пришли к выводу, что на портрете Б. Кустодиева изображён человек творческой профессии, вероятно, он музыкант.

            Задний фон картины насыщен различными деталями, при рассматривании которых, дети дискутируют о том, где и когда происходят изображённые события, определяют исторический период времени; опираясь на свой собственный опыт, пытаются определить место действия, какое событие там происходит.

                Через достаточно большой промежуток времени, (примерно через месяц), дети рассматривали другую картину Б.М. Кустодиева «Масленица».  В процессе обсуждения ребята сделали удивительное открытие: вспомнив портрет Ф.Шаляпина, они нашли между двумя картинами множество аналогий: и по сюжету, и по историческому периоду, и по месту действия, и, даже, по манере письма автора. Эти аналогии позволили ребятам соединить два информационных пространства, создаваемых двумя картинами, в одно единое целое.

 Аналогичная работа проводилась ребятами при рассматривании и обсуждении картин художника Александра Аверина из серии «Дети. Море». Называя отдельные детали, фрагменты картины, дети высказывали предположения о месте действия, времени, о людях, изображённых на полотнах. Свои предположения ребята аргументировали. Связывая между собой детали, фрагменты, предположения, как пазлы, дети выделяли зрительные образы, характеризовали их, определяли взаимоотношения между ними. Интерпретация образов, рассматривание и обсуждение деталей картин помогли детям определить, что они принадлежат кисти одного автора.

Используя на занятиях по речевому развитию при работе с картинами технологические приёмы курса «Образ и мысль» (фасилитированную дискуссию, парафраз, линкинг), я стала наблюдать искреннюю заинтересованность своих третьеклассников этим процессом, поражалась их открытости и желанию вступать в диалог, восхищалась глубиной их философских размышлений.

Приведу примеры некоторых предположений, высказанных ребятами в ходе дискуссии при рассматривании картины датского художника Вильгельма Хаммершёй «Женщина, читающая у окна»:

  - На картине не видно лица женщины, но её фигура, одежда подсказывают мне, что это старая женщина.

  - Я тоже думаю, что это пожилой человек. А ещё я могу сказать, что она много в жизни пережила: на ней надето чёрное платье, похожее на траурное, наверное, женщина потеряла кого-то из близких.

  -Я вижу, что женщина что-то держит в руках, может быть, она вяжет.

  -Я думаю, она не вяжет, а читает книгу.

  -Мне кажется, что она читает книгу с молитвами.

  -А я думаю, у неё в руках письмо. Может быть, в этом письме плохие новости.

  -Я согласна с тем, что это письмо. Но я предполагаю, что это письмо уже старое. Женщина его перечитывает. Наверное, она вспоминает кого-то, вспоминает о том, что давно было в её жизни.

  -Мне кажется, что женщина очень одинока. На это указывает многое: и возраст (в старости многие остаются в одиночестве), и чёрное траурное платье, и письмо (значит, рядом человека нет).

  -Я согласен, что эта женщина одинока. Я вижу, что её комната пустая. Это подчёркивает одиночество.

  - Я думаю, что женщина страдает, что она старая и одна.

  - Я не согласен с тем, что она страдает. Я думаю, она грустит.                                                                                              

  -Я согласен, что женщина грустит. Но я думаю, её грусть можно назвать светлой.

  - Почему ты так думаешь?

  - Мне кажется, что она вспоминает что-то очень хорошее, что было в её жизни; может быть, она вспоминает свою молодость.

  -Что позволило тебе сделать такое предположение?

  - Я вижу, что на картине большое окно, оно в середине (в центре), из него в комнату попадает с улицы много солнечного света. Это как светлые воспоминания из прошлого…

На занятиях по речевому развитию мы с ребятами используем специальные блокноты, которые являются нашей своеобразной словарной копилкой, куда записываются слова, словосочетания, образные выражения, мысли, предположения, сравнения и т. д., относящиеся к тому или иному художественному произведению. Всё это дети с успехом используют при создании творческого речевого продукта – синквейна, словесной зарисовки, этюда, сочинения, устного выступления. (см. Приложение)

Применяя в своей практике технологию развития визуального мышления, я наблюдаю качественные изменения в коммуникативно-речевом развитии своих учеников. К концу четвёртого класса школьным психологом была проведена диагностическое исследование моих учеников на предмет выявления уровня их творческого мышления. В качестве методики был использован фигурный тест П. Торренса. Цель исследования: диагностика творческого мышления, его показателей беглости, оригинальности, абстрактности, сопротивления замыканию, разработанности.

Беглость (скорость, продуктивность) отражает способность к порождению большого числа идей.

Оригинальность характеризует способность к выдвижению идей; отличающихся от очевидных и банальных. Те, кто получает высокие баллы по оригинальности, обычно, характеризуются высокой интеллектуальной активностью.

Разработанность (детализация идей). Высокие баллы этого показателя характерны для учащихся с изобретательской и конструктивной деятельностью.

Сопротивление замыканию отображает способность длительное время оставаться открытым новизне и разнообразию идей.

Абстрактность названия - способность выделять главное, способность понимать суть проблемы.

После обработки теста по каждому из данных показателей мы получили следующие результаты:

Результаты психологического исследования подтвердили мои личные наблюдения. Они составляют весомый мотивационный компонент моей дальнейшей педагогической деятельности по развитию коммуникативно-речевых УУД младших школьников.


Библиография                                                                                      

1. Бондарева И.И. Курс «Образ и мысль» в начальной школе: программа, методические рекомендации / И.И. Бондарева, Н.Г. Молодцова, С.К. Тивикова. – 2-е изд., испр. и доп. – Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2010.

2. Воздушная живопись Willem Haenraets. // Интернет-ресурс: http:// valeriabritish.livejournal.com/1260.html.

3. Времена года в картинах художников. // Интернет-ресурс: http:// forum.maminsite.ru/viewtopic.php?id=5653.

4. Гнедич П.П. История искусств. Живопись. Скульптура. Архитектура. – М.: Изд-во Эксмо, 2002.

5. Государственный русский музей. Ленинград. Альбом / Авт. вступ. статьи и сост. В.А. Леняшин. – М.: Изд-во Изобразительное искусство, 1987.

6. Дмитриева А.А. Картина как часть интерьера. // Интернет-ресурс: http://archvuz.ru/numbers/2011_3/03.

7. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. – М.: АСТ-ПРЕСС; Галарт, 2004.

8. Долгополов И. Мастера и шедевры: в 6 т. – М.: ТЕРРА, 2000.

9. Жизнь и творчество великих художников. // Интернет-ресурс: http://bibliotekar.ru/al/index.htm.

10. Иван Шишкин – царь леса. // Интернет-ресурс: http://shishkin-art.ru/.

11. Интерьер в живописи. // Интернет-ресурс: http://www.liveinternet.ru/ users/stephanya/rubric/1809508/.

12. Картины русских художников. // Интернет-ресурс: http://ote4estvo. ru/kartiny-russkix-xudozhnikov/.

13. Мировое искусство (500 мастеров живописи) / Сост. И.Г. Мосин. – СПб: ООО «СЗКЭО «Кристалл», 2005.

14. Мировые шедевры живописи. Ван Гог Винсент. // Интернет-ресурс: http://www.wm-painting.ru/MasterPieces/p19_sectionid/18.

15. Мутер Р. Мировая живопись. Шедевры. Жанры. Направления / Рихард Мутер. – М.: Эксмо, 2010.

16. Приблизим далекое прошлое. // Интернет-ресурс:  http://forum.vgd.ru/ 601/29374/390.htm?a=stdforum_view&o=.

17. Сказки о художниках. Сборник. – М.: Изд-во Белый город, 2008.                                                                                                      

18. Танаис галерея. Шедевры русской живописи. // Интернет-ресурс: http://www.tanais.info/.

19. Уильм Хаенраетс (Willem Haenraets).  // Интернет-ресурс: http:// atkp.narod.ru/Willem_Haenraets/; http://willemhaenraets.exto.org/.

20. Энциклопедия русской живописи. Кустодиев Борис. // Интернет-ресурс: http://artcyclopedia.ru/kustodiev_boris.htm.

21. Я познаю мир. Великие художники : дет. энцикл. / И.А. Андрианова; худож. О.А. Васильев. – М.: АСТ : Астрель, 2005.

22. Я познаю мир: Тайны красоты / П.С. Гуревич. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель»: ОАО «Люкс», 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативно-речевых умений младших школьников на основе системы упражнений по восприятию произведений живописи»

Презентация опыта работы  по развитию письменной и устной речи обучающихся на основе системы упражнений по восприятию произведений живописи....

Роль речевых игр в развитии коммуникативно-речевой активности младших школьников

В материале представлены речевые игры, которые можно использовать на уроках русского языка при изучении темы "Имя прилагательное", а также на логопедических занятиях....

«Формирование коммуникативно-речевых навыков у младших школьников"

Речь, выступая в своем функциональном предназначении как средство познания и общения, служит важнейшим инструментом социализации учащихся с нарушением интеллекта...

Комплексно-тематическое планирование коррекционных занятий по формированию и развитию коммуникативно-речевых умений и навыков у обучающихся с расстройствами аутистического спектра.

В статье представлено примерное комплексно-тематическое планирование коррекционных занятий по формированию и развитию коммуникативно-речевых умений и навыков у обучающихся с расстройствами аутистическ...

Развития коммуникативно-речевых умений младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

Технологическая карта урока - современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся, которая позволяет педагогу видеть, какие умения и навыки обучающихся развиваются на кажд...

Развитие коммуникативно-речевой компетенции у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  посредством  применения программно-дидактического комплекса ЛОГОМЕР, МЕРСИБО РИТМ

laquo;Логомер» — это индивидуализированная цифровая образовательная среда для кабинета логопеда и дефектолога.  Игры Мерсибо можно использовать в коррекционной деятельности прак...