Разработка модели портфолио как инструмента накопительной оценки образовательных результатов младших школьников
статья
Предварительный просмотр:
Статья на тему:
« Разработка модели портфолио как инструмента накопительной оценки образовательных результатов младших школьников».
Процесс оценивания, равно, как и другие элементы учебно-воспитательного процесса – ежедневная обязательная деятельность учителя. Именно благодаря оцениванию осуществляется обратная связь учителя с учащимися, определяется их образовательный статус, возможности, дальнейшая судьба. От того каким образом осуществляется оценка образовательных результатов, во многом зависит отношение учащихся к образованию, формирование таких важнейших качеств личности школьника, как самостоятельность, инициатива, интерес к предмету, трудолюбие. Умело используя педагогическую оценку в своей работе, педагог формирует и корректирует ценностные отношения своих учеников. Качественно выполненная оценка позволяет отслеживать эффективность различных методов и форм обучения.
Цель портфолио в начальной школе – представить значимые образовательные результаты. Обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте. Продемонстрировать его способности применять приобретённые знания и умения. Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные, как правило, на проверку репродуктивного уровня усвоения информации, позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др.)
Предлагаемая структура целесообразна для учащихся начальной школы с учётом некоторой помощи в сборе материалов учителей и родителей.
Портфолио (рабочая файловая папка) оформляется в виде дневника достижений учащегося с приложением документов, заверенных образовательным учреждением (при необходимости) .
Перечень разделов портфолио:
- Мой портрет (информация о себе, своей семье, увлечениях, школе, городе, друзьях в творческой форме). Все подразделы заполняются по желанию ребёнка, возможно исключение какого-либо или дополнение.
- Официальные документы. В этом разделе помещаются все имеющиеся у школьника сертифицированные документы, подтверждающие индивидуальные достижения в различных видах деятельности: дипломы об участии в предметных олимпиадах различного уровня, грамоты за участие в конкурсах, соревнованиях, сертификаты о результатах тестирования и т.д.
По желанию педагогов, родителей и школьников раздел «официальные документы» может быть расширен предметной составляющей: оценки за проверочные, самостоятельные и иные работы «На оценку» по предмету выставляются в определённые графы, причём учащийся имеет право исправить ту или иную оценку, переделав работу. При согласии администрации, учащемуся будет выставлена итоговая оценка за учебный период именно по итогам портфолио.
- Творческие работы. В данный подраздел включаются также оригиналы (фотографии) различных творческих, исследовательских работ, поделок, моделей, социальные проекты и другие материалы школьника; материалы данного раздела оцениваются только качественными показателями (полнота, убедительность, эрудиция и т.д.)
- Отзывы и рекомендации. Данный подраздел может быть представлен в виде отзывов, рекомендаций, заключений о качестве выполненной работы ученика классным руководителем, педагогами, психологом, родителями, возможно одноклассниками и др.
- Дополнительные материалы. В данный подраздел могут включаться следующие данные: описание значимых для школьника лично достижений, не относящихся к учебной деятельности; описание жизненных планов на ближайшие 3 – 5 лет; социальная деятельность (подготовка стенгазет, чтение стихов на линейке и т.д.), посещение музеев и т.п. Каждый школьник вправе дополнить этот раздел той информацией, которую он считает необходимой. Материалы данного раздела не оцениваются, а служат для получения дополнительной информации о школьнике.
- Памятки. Здесь учащиеся накапливают различные памятки, схемы, мнемонические правила, таблицы и т.п., помогающие им в учебной и не только (касающиеся здоровья, оптимистического настроения, развития памяти и т.д.) деятельности.
Структура портфолио школьника
№ п/п | Наименование раздела | Представленные документы | Примечание |
1. | Мой портрет | Информация о себе, своей семье, увлечениях, школе, городе, друзьях в творческой форме. | Красочность, оригинальность оценивается по согласованию |
2. | Официальные документы | Дипломы, грамоты, свидетельства об участии в конкурсах, олимпиадах. | Участвует в рейтинге |
3. | Творческие достижения | Оригиналы или копии, фотографии работ. | Качественная оценка |
4. | Отзывы, рекомендации, характеристики | Грамоты, дипломы, отзывы, характеристики, сертификаты и т.п. | |
5. | Дополнительные материалы | Характеристика, жизненные планы. | Собираются по желанию учащегося в произвольной форме. |
6. | Памятки | Таблицы, схемы, правила | По желанию учащегося |
Портфолио обучающегося собирается в течение его обучения в 1 – 4 классах. Периодичность оценивания результатов портфолио обговаривается заранее, согласовывается с родителями и учащимися. При наличии предметной составляющей периодичность может быть один раз в четверть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс "Портфолио ученика как средство достижения личностных результатов младших школьников".
Государственный Стандарт второго поколения предъявляет новые требования к результатам. Два из них (предметные и метапредметные) нам знакомы. Они включают в себя ЗУНы (знания, умения,...
Модель системы оценки образовательных достижений младших школьников в условиях ФГОС
Одним из направлений организации учебного процесса в условиях введения ФГОС в начальной школе является создание условий для оценивания учебных достижен...
Проект «Портфолио как новая система оценки образовательных результатов»
Проект «Портфолио как новая система оценки образовательных результатов»...
«Портфолио в системе итоговой оценки образовательных результатов в начальной школе»
Выступление на муниципальных педагогических чтениях...
Портфолио ученика, как средство достижения личностных результатов младших школьников.
Портфолио отражает индивидуальные образовательные достижения и отслеживает личностный рост младшего школьника, динамику его продвижения в учебной и других видах деятельно...
Электронные ресурсы как средство оценки образовательных результатов младших школьников
Электронные ресурсы как средство оценки образовательных результатов младших школьников...
Портфолио ученика, как средство достижения личностных результатов младших школьников.
Статья будет полезна классным руководителям, учителям начальных классов, родителям и воспиателям.Портфолио ученика, как средство достижения личностных результатов младших школьников....