Развития коммуникативно-речевых умений младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Осинцева Елена Евгеньевна

Технологическая карта урока - современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся, которая позволяет педагогу видеть, какие умения и навыки обучающихся развиваются на каждом этапе урока. Представленная в данной программе технологическая карта позволяет проследить развитие коммуникативно-речевых умений обучающихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki.docx20.02 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта уроков развития речи с использованием средств наглядности

Технологическая карта урока - современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся, которая позволяет педагогу видеть, какие умения и навыки обучающихся развиваются на каждом этапе урока. Представленная в данной программе технологическая карта позволяет проследить развитие коммуникативно-речевых умений обучающихся.

№ и тема урока

Задачи урока

Этап урока

Деятельность учителя

Коммуникативная деятельность обучающихся

Осуществляемые действия

Формируемые умения

1. Сочинение-описание по картине В.М. Васнецова «Алёнушка».

1. Формировать умение составлять художественное описание.

2. Развивать умение анализировать картину.

3. Развивать умение составлять план текста, выделять в нем микротемы.

4. Развивать умение писать на заданную тему, в рамках заявленного типа речи (описания).

5. Развивать умение выбирать языковые средства в соответствии с коммуникативной задачей.

I-II. Оргмомент. Подготовка к восприятию картины.

1. Организует работу по обсуждению сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», по созданию характеристики героини.

2. Организует работу по анализу детских рисунков с изображением Аленушки.

1. Участвуют в коллективном обсуждении.

2. Слушают других.

3. Аргументируют свою позицию.

1. Умение слушать и оценивать речь собеседников.

2. Формирование собственной позиции, умение ее доказать.

III. Анализ картины

1. Сообщает сведения о художнике.

2. Организует беседу по анализу картины (описание переднего, заднего плана, пейзажа).

3. Организует работу по характеристике героини картины(внешность, выражение лица, поза).

4. Задает вопросы, касающиеся фона и красок картины.

1. Взаимодействуют с учителем в процессе беседы.

2. Слушают друг друга, излагают свои мысли.

1. Умение отбирать языковые средства в соответствии с коммуникативной задачей.

IV. Составление плана сочинения.

1. Организует работу по составлению плана сочинения с записью на доске.

2. Корректирует ответы обучающихся.

1. Составляют план сочинения, участвуют в коллективной беседе.

1. Умение составлять план высказывания, делить текст на логически законченные части.

2. Умение отбирать главную и второстепенную информацию.

V. Работа с языковыми средствами.

1. Организует работу по определению ключевых слов и подбора к ним прилагательных.

2. Направляет деятельность обучающихся в поиске необходимых языковых средств.

3. Записывает на доске ключевые слова, трудные слова.

1. Участвуют в коллективном обсуждении.

2. Работают со словарем красок и настроений.

1. Умение пользоваться лексическим, синтаксическим богатством языка.

2. Умение отбирать языковые средства в соответствии с темой и типом высказывания и правильно использовать их в письменной речи.

VI. Устный рассказ по картине.

1. Организует работу по заслушиванию ответов обучающихся.

2. Корректирует ответы обучающихся.

1. Слушают друг друга, дают оценку ответам одноклассников.

1. Умение аргументировать свою позицию.

VII. Написание сочинения-описания.

1. Направляет и корректирует деятельность обучающихся в процессе работы над сочинением-описанием.

1. Самостоятельно работают над письменным высказыванием по картине.

1. Умение создавать высказывание в рамках темы и типа речи.

2. Умение строить текст-описание.

3. Умение правильно и уместно использовать языковые единицы при создании текста-описания.

2. Сравнительное описание лося и оленя.

1. Формировать умение сравнивать признаки предметов.

2. Формировать умение создавать сравнительное описание.

3. Развивать умение делить текст на части.

I-II. Оргмомент, актуализация имеющихся знаний обучающихся.

1. Организует групповую работу с деформированным текстом, содержащим антонимичные пары.

1. Вставляют имена прилагательные в местах пропуска слов.

2. Обсуждают ответы в парах.

1. Умение отбирать языковые средства в соответствии с коммуникативной задачей.

2. Умение слушать собеседника, аргументировать свою позицию.

III. Знакомство с текстами, содержащими сравнительное описание.

1. Организует знакомство с текстами, содержащими сравнительное описание.

2. Организует обсуждение общих и отличительных признаков описанных в текстах предметов.

1. Читают текст.

2. Взаимодействуют с учителем в процессе беседы.

1. Умение выделять главную и второстепенную информацию.

2. Умение отбирать языковые средства.

IV. Сравнение лося и оленя по предметным рисункам

1. Организует поиск общих и отличительных признаков изображенных на рисунках животных.

2. Направляет и корректирует деятельность обучающихся при отборе языковых средств.

1. Взаимодействуют с учителем в процессе беседы, слушают друг друга.

2.Излагают свои мысли.

1. Умение отбирать и правильно использовать в речи языковые средства.

V. Составление плана сравнительного описания

1. Организует работу по определению микротем.

2. Корректирует деятельность обучающихся при составлении плана.

1. Называют микротемы сравнительного описания лося и оленя.

2. Составляют план сочинения.

1. Умение составлять план собственного высказывания, делить текст на логически законченные части.

VI. Составление текста сравнительного описания

1. Наблюдает за деятельностью обучающихся, корректирует их действия.

2. Организует работу по заслушиванию составленных текстов.

1. Выбирают языковые средства для сочинения самостоятельно или с помощью словаря, учителя.

2. Слушают друг друга.

1. Умение определять тему и основную мысль высказывания.

2. Умение пользоваться лексическим, синтакисческим богатством языка.

3. Умение отбирать языковые средства в соответствии с коммуникативной задачей и правильно использовать их в письменной речи.

3. Составление текста-описания в научном стиле

1.Формировать представление о художественных и научно-познавательных текстах.

2. Развивать умение отличать тексты разных стилей речи.

3. Формировать умение составлять текст-описание в научном стиле.

I-II. Оргмомент. Сравнение художественного и научного текстов про сороку.

1. Организует работу по сравнению текстов разных стилей, выделению их отличительных признаков.

1. Участвуют в коллективной беседе по сравнению разностилевых текстов.

1. Умение слушать собеседников.

2. Умение выделять в тексте нужную информацию.

III. Анализ текста В.Зотова «Клюква»

1. Организует работу по анализу рассказа.

2. Сообщает дополнительные сведения о научно-познавательных текстах.

1. Взаимодействуют с учителем в ходе анализа рассказа В.Зотова «Клюква».

2. Воспринимают дополнительную информацию о научно-познавательных текстах.

1. Умение определять тему, идею, стиль высказывания.

2. Умение слушать собеседника.

IV. Отбор языковых средств для научного описания

1. Организует поиск научной информации в тексте В. Зотова.

2. Предупреждает обучающихся об ошибке смешивания стилей при отборе языковых средств.

1. По заданию учителя находят в тексте рассказа слова научного стиля, научную информацию о клюкве.

1. Умение находить в тексте необходимую информацию.

V. Составление плана научного описания клюквы

1. Организует работу по определению микротем и составлению плана текста.

1. Взаимодействуют с учителем в ходе обсуждения и составления плана текста.

1. Умение составлять план высказывания, выделять микротемы.

VI. Создание  сочинения-описания в научном стиле и его редактирование

1. Наблюдаетза деятельностью обучающихся, корректирует их действия.

2. Организует работу по заслушиванию составленных текстов и их сравнению с исходным текстом.

1. Организуют самостоятельную работу по созданию письменного высказывания.

1. Умение писать на заданную тему, в соответствии с определенным стилем речи.

2. Умение производить отбор языковых средств в рамках заданного стиля.

3. Умение редактировать собственное высказывание.

Список использованных источников

1. Алентикова, С.А. Формирование коммуникативно-речевых умений младших школьников в процессе изучения текста [Электронный ресурс]: дис. … канд. пед. наук /  Алентикова С.А. – Электрон. дан. – М.: Электронная библиотека диссертаций, 200 – 2015. – Доступ из Электрон. б-ки диссертаций РГБ.

2. Альбеткова, Р.И. Словесные игры [Текст]/ Р. Альбеткова // Русский язык. – 2000. – № 24. – С. 14 – 18.

3. Катушкина, С.В. Текст-клише как одна из форм работы с деформированным текстом [Текст] / С. Катушкина // Русский язык. – 2007. – № 8. – С. 40 – 41.

4. Логвинова, И.М. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС [Текст] / И. Логвинова, Г. Копотеева // Управление начальной школой. – 2011. – № 12. – С. 12 – 18.

5. Львова, С.И. Русский язык. 5 класс [Текст] : часть 3, приложение к учебнику / С. Львова, В. Львов. – М. : Мнемозина, 2012 – 63 с.

6. Михайлова, И.М. Формирование коммуникативных умений младших школьников с использованием наглядности [Текст] : учебное пособие к спецкурсу / И.М. Михайлова. – Псков: ПГПУ, 2005. – 188 с.

 7. Названия цветов [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – М. : Инструмент для подбора цветов и генерации цветовых схем, 2009 – 2015. – Режим доступа: http://colorscheme.ru/color-names.html.

           8. Современный толковый словарь русского языка [Электронный ресурс] / под ред. Т.Ф. Ефремовой – Электрон. дан. – М. : Сборник электронных словарей, 2003. – Режим доступа: http://slovorus.ru/.

9. Учимся создавать текст-описание [Электронный ресурс]: статья по русскому языку / Е.А. Каткова – Электрон. дан. – Йошкар-Ола: Социальная сеть работников образования, 2010 – 2014. – Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2012/05/22/uchimsya-sozdavat-tekst-opisanie-mladshie-shkolniki.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]. – М. : Просвещение, 2010. – 251 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление по теме "Формирование учебно-логических умений младших школьников в рамках реализации ФГОС"

«Формирование общеучебных умений» - тема моей многолетней деятельности. За основу взяты система Г.А.Бакулиной «Интеллектуальное развитие младших школьников», О.Холодовой «Юным умникам и умницам», прог...

Система работы по формированию читательских умений младших школьников в рамках реализации ФГОС

Опыт работы учителя начальных классов по формированию читательских навыков. Система заданий, упражнений....

Отчет по теме самообразования : «Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации ФГОС второго поколения»

Считаю данную тему актуальной и важной. Так как основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жиз...

Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации ФГОС.

Начало обучения в школе – сложный и ответственный этап в жизни ребёнка. Младший школьный возраст является одним из главных периодов жизни ребенка, так как именно на этом этапе ребенок ...

Статья по теме «Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации ФГОС»

Цель данной статьи - рассмотреть проблематику формирования и развития познавательных УУД средствами курса “Окружающий мир” УМК “Перспектива” авт. Плешакова А.А. и др....

"Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации ФГОС второго поколения" (Выступление на МО учителей начальных классов)

Правильно организованная работа по развитию познавательных способностей является основой успешного формирования более сложных умений в соответствующей области в средних и старших классах...

«Развитие навыков скорочтения у младших школьников в рамках реализации ФГОС»

Тема выступления: «Развитие навыков скорочтения у младших школьников в рамках реализации ФГОС»...