Развития коммуникативно-речевых умений младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО
методическая разработка по русскому языку (4 класс)
Технологическая карта урока - современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся, которая позволяет педагогу видеть, какие умения и навыки обучающихся развиваются на каждом этапе урока. Представленная в данной программе технологическая карта позволяет проследить развитие коммуникативно-речевых умений обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroki.docx | 20.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта уроков развития речи с использованием средств наглядности
Технологическая карта урока - современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся, которая позволяет педагогу видеть, какие умения и навыки обучающихся развиваются на каждом этапе урока. Представленная в данной программе технологическая карта позволяет проследить развитие коммуникативно-речевых умений обучающихся.
№ и тема урока | Задачи урока | Этап урока | Деятельность учителя | Коммуникативная деятельность обучающихся | |
Осуществляемые действия | Формируемые умения | ||||
1. Сочинение-описание по картине В.М. Васнецова «Алёнушка». | 1. Формировать умение составлять художественное описание. 2. Развивать умение анализировать картину. 3. Развивать умение составлять план текста, выделять в нем микротемы. 4. Развивать умение писать на заданную тему, в рамках заявленного типа речи (описания). 5. Развивать умение выбирать языковые средства в соответствии с коммуникативной задачей. | I-II. Оргмомент. Подготовка к восприятию картины. | 1. Организует работу по обсуждению сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», по созданию характеристики героини. 2. Организует работу по анализу детских рисунков с изображением Аленушки. | 1. Участвуют в коллективном обсуждении. 2. Слушают других. 3. Аргументируют свою позицию. | 1. Умение слушать и оценивать речь собеседников. 2. Формирование собственной позиции, умение ее доказать. |
III. Анализ картины | 1. Сообщает сведения о художнике. 2. Организует беседу по анализу картины (описание переднего, заднего плана, пейзажа). 3. Организует работу по характеристике героини картины(внешность, выражение лица, поза). 4. Задает вопросы, касающиеся фона и красок картины. | 1. Взаимодействуют с учителем в процессе беседы. 2. Слушают друг друга, излагают свои мысли. | 1. Умение отбирать языковые средства в соответствии с коммуникативной задачей. | ||
IV. Составление плана сочинения. | 1. Организует работу по составлению плана сочинения с записью на доске. 2. Корректирует ответы обучающихся. | 1. Составляют план сочинения, участвуют в коллективной беседе. | 1. Умение составлять план высказывания, делить текст на логически законченные части. 2. Умение отбирать главную и второстепенную информацию. | ||
V. Работа с языковыми средствами. | 1. Организует работу по определению ключевых слов и подбора к ним прилагательных. 2. Направляет деятельность обучающихся в поиске необходимых языковых средств. 3. Записывает на доске ключевые слова, трудные слова. | 1. Участвуют в коллективном обсуждении. 2. Работают со словарем красок и настроений. | 1. Умение пользоваться лексическим, синтаксическим богатством языка. 2. Умение отбирать языковые средства в соответствии с темой и типом высказывания и правильно использовать их в письменной речи. | ||
VI. Устный рассказ по картине. | 1. Организует работу по заслушиванию ответов обучающихся. 2. Корректирует ответы обучающихся. | 1. Слушают друг друга, дают оценку ответам одноклассников. | 1. Умение аргументировать свою позицию. | ||
VII. Написание сочинения-описания. | 1. Направляет и корректирует деятельность обучающихся в процессе работы над сочинением-описанием. | 1. Самостоятельно работают над письменным высказыванием по картине. | 1. Умение создавать высказывание в рамках темы и типа речи. 2. Умение строить текст-описание. 3. Умение правильно и уместно использовать языковые единицы при создании текста-описания. | ||
2. Сравнительное описание лося и оленя. | 1. Формировать умение сравнивать признаки предметов. 2. Формировать умение создавать сравнительное описание. 3. Развивать умение делить текст на части. | I-II. Оргмомент, актуализация имеющихся знаний обучающихся. | 1. Организует групповую работу с деформированным текстом, содержащим антонимичные пары. | 1. Вставляют имена прилагательные в местах пропуска слов. 2. Обсуждают ответы в парах. | 1. Умение отбирать языковые средства в соответствии с коммуникативной задачей. 2. Умение слушать собеседника, аргументировать свою позицию. |
III. Знакомство с текстами, содержащими сравнительное описание. | 1. Организует знакомство с текстами, содержащими сравнительное описание. 2. Организует обсуждение общих и отличительных признаков описанных в текстах предметов. | 1. Читают текст. 2. Взаимодействуют с учителем в процессе беседы. | 1. Умение выделять главную и второстепенную информацию. 2. Умение отбирать языковые средства. | ||
IV. Сравнение лося и оленя по предметным рисункам | 1. Организует поиск общих и отличительных признаков изображенных на рисунках животных. 2. Направляет и корректирует деятельность обучающихся при отборе языковых средств. | 1. Взаимодействуют с учителем в процессе беседы, слушают друг друга. 2.Излагают свои мысли. | 1. Умение отбирать и правильно использовать в речи языковые средства. | ||
V. Составление плана сравнительного описания | 1. Организует работу по определению микротем. 2. Корректирует деятельность обучающихся при составлении плана. | 1. Называют микротемы сравнительного описания лося и оленя. 2. Составляют план сочинения. | 1. Умение составлять план собственного высказывания, делить текст на логически законченные части. | ||
VI. Составление текста сравнительного описания | 1. Наблюдает за деятельностью обучающихся, корректирует их действия. 2. Организует работу по заслушиванию составленных текстов. | 1. Выбирают языковые средства для сочинения самостоятельно или с помощью словаря, учителя. 2. Слушают друг друга. | 1. Умение определять тему и основную мысль высказывания. 2. Умение пользоваться лексическим, синтакисческим богатством языка. 3. Умение отбирать языковые средства в соответствии с коммуникативной задачей и правильно использовать их в письменной речи. | ||
3. Составление текста-описания в научном стиле | 1.Формировать представление о художественных и научно-познавательных текстах. 2. Развивать умение отличать тексты разных стилей речи. 3. Формировать умение составлять текст-описание в научном стиле. | I-II. Оргмомент. Сравнение художественного и научного текстов про сороку. | 1. Организует работу по сравнению текстов разных стилей, выделению их отличительных признаков. | 1. Участвуют в коллективной беседе по сравнению разностилевых текстов. | 1. Умение слушать собеседников. 2. Умение выделять в тексте нужную информацию. |
III. Анализ текста В.Зотова «Клюква» | 1. Организует работу по анализу рассказа. 2. Сообщает дополнительные сведения о научно-познавательных текстах. | 1. Взаимодействуют с учителем в ходе анализа рассказа В.Зотова «Клюква». 2. Воспринимают дополнительную информацию о научно-познавательных текстах. | 1. Умение определять тему, идею, стиль высказывания. 2. Умение слушать собеседника. | ||
IV. Отбор языковых средств для научного описания | 1. Организует поиск научной информации в тексте В. Зотова. 2. Предупреждает обучающихся об ошибке смешивания стилей при отборе языковых средств. | 1. По заданию учителя находят в тексте рассказа слова научного стиля, научную информацию о клюкве. | 1. Умение находить в тексте необходимую информацию. | ||
V. Составление плана научного описания клюквы | 1. Организует работу по определению микротем и составлению плана текста. | 1. Взаимодействуют с учителем в ходе обсуждения и составления плана текста. | 1. Умение составлять план высказывания, выделять микротемы. | ||
VI. Создание сочинения-описания в научном стиле и его редактирование | 1. Наблюдаетза деятельностью обучающихся, корректирует их действия. 2. Организует работу по заслушиванию составленных текстов и их сравнению с исходным текстом. | 1. Организуют самостоятельную работу по созданию письменного высказывания. | 1. Умение писать на заданную тему, в соответствии с определенным стилем речи. 2. Умение производить отбор языковых средств в рамках заданного стиля. 3. Умение редактировать собственное высказывание. |
Список использованных источников
1. Алентикова, С.А. Формирование коммуникативно-речевых умений младших школьников в процессе изучения текста [Электронный ресурс]: дис. … канд. пед. наук / Алентикова С.А. – Электрон. дан. – М.: Электронная библиотека диссертаций, 200 – 2015. – Доступ из Электрон. б-ки диссертаций РГБ.
2. Альбеткова, Р.И. Словесные игры [Текст]/ Р. Альбеткова // Русский язык. – 2000. – № 24. – С. 14 – 18.
3. Катушкина, С.В. Текст-клише как одна из форм работы с деформированным текстом [Текст] / С. Катушкина // Русский язык. – 2007. – № 8. – С. 40 – 41.
4. Логвинова, И.М. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС [Текст] / И. Логвинова, Г. Копотеева // Управление начальной школой. – 2011. – № 12. – С. 12 – 18.
5. Львова, С.И. Русский язык. 5 класс [Текст] : часть 3, приложение к учебнику / С. Львова, В. Львов. – М. : Мнемозина, 2012 – 63 с.
6. Михайлова, И.М. Формирование коммуникативных умений младших школьников с использованием наглядности [Текст] : учебное пособие к спецкурсу / И.М. Михайлова. – Псков: ПГПУ, 2005. – 188 с.
7. Названия цветов [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – М. : Инструмент для подбора цветов и генерации цветовых схем, 2009 – 2015. – Режим доступа: http://colorscheme.ru/color-names.html.
8. Современный толковый словарь русского языка [Электронный ресурс] / под ред. Т.Ф. Ефремовой – Электрон. дан. – М. : Сборник электронных словарей, 2003. – Режим доступа: http://slovorus.ru/.
9. Учимся создавать текст-описание [Электронный ресурс]: статья по русскому языку / Е.А. Каткова – Электрон. дан. – Йошкар-Ола: Социальная сеть работников образования, 2010 – 2014. – Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2012/05/22/uchimsya-sozdavat-tekst-opisanie-mladshie-shkolniki.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]. – М. : Просвещение, 2010. – 251 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление по теме "Формирование учебно-логических умений младших школьников в рамках реализации ФГОС"
«Формирование общеучебных умений» - тема моей многолетней деятельности. За основу взяты система Г.А.Бакулиной «Интеллектуальное развитие младших школьников», О.Холодовой «Юным умникам и умницам», прог...
Система работы по формированию читательских умений младших школьников в рамках реализации ФГОС
Опыт работы учителя начальных классов по формированию читательских навыков. Система заданий, упражнений....
Отчет по теме самообразования : «Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации ФГОС второго поколения»
Считаю данную тему актуальной и важной. Так как основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жиз...
Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации ФГОС.
Начало обучения в школе – сложный и ответственный этап в жизни ребёнка. Младший школьный возраст является одним из главных периодов жизни ребенка, так как именно на этом этапе ребенок ...
Статья по теме «Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации ФГОС»
Цель данной статьи - рассмотреть проблематику формирования и развития познавательных УУД средствами курса “Окружающий мир” УМК “Перспектива” авт. Плешакова А.А. и др....
"Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации ФГОС второго поколения" (Выступление на МО учителей начальных классов)
Правильно организованная работа по развитию познавательных способностей является основой успешного формирования более сложных умений в соответствующей области в средних и старших классах...
«Развитие навыков скорочтения у младших школьников в рамках реализации ФГОС»
Тема выступления: «Развитие навыков скорочтения у младших школьников в рамках реализации ФГОС»...