Комплексно-тематическое планирование коррекционных занятий по формированию и развитию коммуникативно-речевых умений и навыков у обучающихся с расстройствами аутистического спектра.
календарно-тематическое планирование по логопедии (1 класс) на тему
В статье представлено примерное комплексно-тематическое планирование коррекционных занятий по формированию и развитию коммуникативно-речевых умений и навыков у обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Дана характеристика коммуникативно-речевого развития детей данной категории с учетом классификаций О.С. Никольской и А.В. Хаустова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleksno-tematicheskoe_planirovanie.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Отклонения в коммуникативно-речевом развитии - один из основных признаков при расстройствах аутистического спектра. Проявления нарушений речевой коммуникации при РАС чрезвычайно многообразны по характеру и динамике, отличаются степенью выраженности, и в большинстве случаев обусловлены трудностями в общении.
Приводимые разными авторами особенности речевого развития детей данной категории многочисленны, но в основном совпадают [1].
В первую очередь это:
- мутизм (отсутствие речи) у значительной части детей;
- эхолалии (повторение слов, фраз, сказанных другим лицом), часто отсроченные, т. е. воспроизводимые не тотчас, а спустя некоторое время;
- большое количество слов-штампов и фраз-штампов, наличие феномена «телеграфной, фонографичной речи» («попугайность»), что при часто хорошей памяти создает иллюзию развитой речи;
- отсутствие обращения в речи, несостоятельность в диалоге (хотя монологическая речь иногда развита хорошо);
- автономность речи;
- позднее появление в речи личных местоимений (особенно «я»), реверсия местоимений: их неправильное употребление (о себе – «он» или «ты», а о других иногда «я»);
- нарушение семантики (метафорическое замещение, расширение или чрезмерное – до буквальности – сужение толкований значений слов), неологизмы; семантико-прагматическое и рецептивное расстройство (О.И. Доленко).
- нарушения грамматического строя речи;
- нарушения звукопроизношения;
- нарушения просодических компонентов речи.
Характеристика уровней сформированности
коммуникативных навыков (классификация по А.В. Хаустову)
Дети 1-й группы с низким уровнем коммуникативных навыков не умеют или затрудняются привлечь внимание окружающих адекватным способом; не способны выражать просьбы, требования; демонстрируют несформированность адекватной социальной реакции, диалоговых навыков, а также навыков сообщения и запроса информации; выражают вокализации или однословные высказывания, тесно связанные с непосредственной ситуацией общения.
Дети 2-й группы со средним уровнем коммуникативных навыков выражают просьбы, демонстрируют адекватную ответную реакцию, комментируют окружающие события, но не способны описывать свойства предметов, прошедшие и будущие события; используют невербальные средства коммуникации, двух-, трехсловные высказывания, ограниченные ситуацией общения.
Дети 3-й группы с высоким уровнем коммуникативных навыков активно выражают просьбы, демонстрируют адекватную социальную реакцию в ответ на высказывания, просьбы и действия другого человека; способны комментировать свои действия и действия других; используют развернутую фразовую речь, не ограниченную ситуацией общения [3].
Группы или типы аутистического дизонтогенеза
(классификация О.С. Никольской)
Дети 1-й группы с аутистической отрешённостью от внешней среды характеризуются наиболее агрессивной патологией, наиболее тяжёлыми нарушениями психического тонуса и произвольной деятельности. Их поведение носит полевой характер и проявляется в постоянной миграции от одного предмета к другому. Эти дети мутичны. Нередко имеется стремление к нечленораздельным, аффективно акцентуированным словосочетаниям.
Дети 2-й группы с аутистическим отвержением окружающего характеризуются определённой возможностью активной борьбы с тревогой и многочисленными страхами за счёт аутостимуляции положительных ощущений при помощи многочисленных стереотипий.
Дети 3-й группы с аутистическими замещениями окружающего мира характеризуются большей произвольностью в противостоянии своей аффективной патологии, прежде всего страхам. Характерны развёрнутая речь и более высокий уровень когнитивного развития. Низкая способность к эмпатии.
Дети 4-й группы характеризуются сверхтормозимостью. У них не менее глубок аутистический барьер, меньше выражена патология аффективной и сенсорной сфер. На первый план выходят неврозоподобные расстройства: чрезвычайная тормозимость, робость, пугливость, особенно в контактах [2].
Таким образом то, что в норме является основой организации коммуникативно-речевого взаимодействия, для детей с РАС становится объектом особого внимания, источником аутостимуляции. Кроме того, у всех аутичных детей с разными вариантами проявления нарушений речевой коммуникации встречается недостаточность понимания и осмысления речи.
Все эти варианты отклонений в речевом развитии могут встречаться и при других видах патологии, однако при расстройствах аутистического спектра большинство из них имеет специфические и выраженные характерные особенности.
Комплексно-тематическое планирование
коррекционных занятий по формированию и развитию коммуникативно-речевых умений и навыков
у обучающихся с расстройствами аутистического спектра
Возраст обучающихся ─ 7-8 лет.
Характеристика аутистического дизонтогенеза обучающихся (по О.С. Никольской) - II тип.
Сформированность коммуникативных навыков обучающихся (по А.В. Хаустову) – 1 уровень.
Первый этап коррекционного воздействия | |||
Задачи | Направления работы/способы реализации | Приемы/методы работы | Количество часов в год |
Развитие невербальных компонентов коммуникации | 1. Формирование мотивации к усвоению невербальных средств общения. 2. Знакомство с невербальными средствами самовыражения. 3. Развитие кинестетических средств, воздействующих на процесс сотрудничества с взрослым, регулирующих процесс коммуникации. 4. Развитие оптико-кинетических средств общения (мимики и пантомимики). 5. Развитие экстралингвистических средств общения (развитие темпо-ритмической стороны речи). | *Альтернативные (дополнительные) средства коммуникации: - визуально-графические - объемные репрезентации - пооперационные карты - пиктограммы - фотографии на распознавание дифференцирование и воспроизведение эмоциональных состояний * Игры на развитие мимики и пантомимики. | 10 |
Формирование базовых компонентов коммуникативной деятельности | 1. Формирование коммуникативной мотивации. 2. Формирование положительного настроя на занятие (система «положительных подкреплений»). 3. Создание системы коррекции проявлений негативизма в различных ситуациях. 4. Развитие умения привлекать внимания людей адекватным способом. 5. Формирование социальной ответной реакции. | * Пиктограммы (проблемные ситуации) * Элементы куклотерапии * Демонстрация фотографий | 10 |
Второй этап коррекционного воздействия | |||
Развитие невербальных средств общения | 1. Обучение жестам, используемым для передачи информации о предметах, явлениях, признаках окружающего мира. 2. Введение невербальных средств общения в нерегламентируемую деятельность ребенка. 3. Углубленное ознакомление с предметами, их качествами, свойствами и с действиями объектов; развитие умения устанавливать взаимосвязь назначения предметов с его строением через систему символов-операторов. | * Комплекс жестов и выразительных движений (развитие понимания со словесной инструкцией и без нее). * Выбор знака, воспринятого на слух, из числа предъявленных зрительно. * Дополнение фразы жестом или рисованным знаком: развитие мимики и жеста. * Жестовое приветствие и прощание: действия с воображаемыми предметами. * Воспроизведение позы изображенного на картинке объекта. * Ситуативный диалог с использованием мимики и жестов: демонстрация фотографий близких ребенку людей, выполняющих действия, которые необходимо усвоить. | 14 |
Развитие коммуникативных навыков | 1. Формирование умения подбирать слова для характеристики выделяемых особенностей посредством символов-операторов. 2. Овладение вопросно-ответной формой речи (с помощью символов отвечать на вопросы и задавать их). 3. Формирование умения выражать различные желания, просьбы, требования, тесно связанные с ситуацией общения (использование зрительной поддержки). 4. Обучение обращаться за помощью к взрослым в затруднительных ситуациях (с привлечением речи). 5. Развитие умений подчиняться заданным правилам совместной работы. | * Моделирование, проигрывание проблемных ситуаций. * Использование элементов куклотерапии. * Совместное рисование. | 14 |
Третий этап коррекционного воздействия | |||
Развитие коммуникативных навыков | 1. Формирование представлений о правилах общественного поведения и знакомство со средствами реализации потребности в межличностном взаимодействии. 2. Учить с помощью символов «рассказывать» о событиях из собственной жизни, описывать изображения на картинках. 3. Продолжать активно использовать коммуникативные навыки: попросить (потребовать), привлечь внимание. 4. Формирование социальной ответной реакции: выражать согласие, отказ в социально приемлемой форме. 5. Формирование умения осознавать и воссоздавать различные типы взаимоотношений в игровой деятельности с соблюдением правил совместной работы. | * Моделирование (проигрывание) проблемных ситуаций с элементами куклотерапии и использованием различных типов пиктограмм. * Использование символов. | 16 |
Итого: | 64 часа |
Список литературы
- Морозова Т.И. Отклонения в речевом развитии при детском аутизме и принципы их коррекции. // Аутизм: методические рекомендации по коррекционной работе / Под ред. С.А. Морозова. – М., 2002.
- Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. Изд. 6-е, стер. — М.: Теревинф, 2010. — (Особый ребенок). — 288 с.
- Хаустов А.В. Формирование навыков речевой коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра. – М.: ЦПМССДиП, 2010. - 84 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование навыка связной речи у обучающихся с расстройством аутистического спектра средствами словесных игр
Сегодня в современном профессиональном педагогическом сообществе очень много говорят, рассуждают, делятся опытом, рассылают методические рекомендации по работе с детьми с расстройством аутистиче...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной деятельности учителя-дефектолога «КОРРЕКЦИЯ ДЕФИЦИТАРНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА»
Рабочая программа учителя-дефектолога «Коррекция дефицитарного развития обучающихся с расстройством аутистического спектра» (далее – Программа) разработана и предназначена для работы...
Игры и упражнения направленные на формирование общеучебных умений и навыков у детей с расстройствами аутистического спектра
Формирование учебного поведения длительный, сложный процесс не только для особенных детей, но также и для нормотипичных детей. Для детей с РАС необходимо начинать с формирования общеучебных умен...
Конспект индивидуального коррекционного (дефектологического) занятия (2 класс, обучающиеся с расстройством аутистического спектра). Тема занятия: Развитие мышления.
Способствовать формированию интеллектуальных способностей обучающегося....
Адаптированная индивидуальная рабочая программа образования обучающихся с расстройством аутистического спектра (вариант 8.4.) «Развитие простых стереотипов продуктивной учебной деятельности и формирования навыка работы по алгоритму» на обучающегося 2 «Б»
Программа индивидуальных коррекционных занятий по развитию простых стереотипов продуктивной деятельности и умению работать по алгоритму разработана для обучающихся с расстройствами аутистического спек...
Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по специальному коррекционному курсу «Социально-бытовая ориентировка» для обучающих с расстройством аутистического спектра (Вариант 8.1)
Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по специальному коррекционному курсу «Социально-бытовая ориентировка» для обучающихся с расстройством аутистического спектра (Вариа...
Программа коррекционного курса «Формирование коммуникативного поведения» для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант8.2)
Рабочая программа коррекционного курса по «Формированию коммуникативного поведения» для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.2)...