дошколка математика
рабочая программа по теме
рабочая программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab._progr._gpd_4_klass.doc | 89 КБ |
rabochaya_programma_doshkolka_matem.doc | 121 КБ |
Предварительный просмотр:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает реализацию основной образовательной программы начального общего образования через урочную и внеурочную деятельность. Одной из моделей организации внеурочной деятельности обучающихся является работа групп продленного дня. Группа продленного дня (далее - ГПД) является моделью организации внеурочной деятельности школьников в рамках ФГОС НОО, способствует личностному росту детей. Основные преимущества организации данной модели внеурочной деятельности: создание комплекса условий для успешной реализации образовательного процесса.
Актуальность программы заключается в том, что она создает благоприятные условия для личностного развития обучающихся, способствует формированию положительной мотивации личности к творчеству, развитию.
В своей деятельности группа продленного дня руководствуется Законом Российской Федерации «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, Типовым положением об общеобразовательном учреждении, «Гигиеническими требованиями к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.1178-02», другими документами об образовании, уставом ГБОУ школы № 595.
ЦЕЛЬ:
- способствовать формированию у учащихся навыков сотрудничества, коллективного взаимодействия, общения.
ЗАДАЧИ:
- формировать у детей потребность в продуктивной деятельности через непосредственное знакомство с различными видами деятельности;
- формировать интерес к различным видам деятельности в соответствии с индивидуальностью ребенка;
- формировать нравственный (усвоение моральных норм поведения через овладение нравственными понятиями) и эмоциональный (через эстетические представления в творческой деятельности) компоненты мировоззрения детей;
- формировать творческое воображение, любознательность;
- развивать познавательный интерес, самостоятельность;
- осуществлять эстетическое, экологическое, нравственно-патриотическое, профессионально - ориентационное, физическое воспитание младших школьников.
- воспитывать потребность в здоровом образе жизни, охранять жизнь детей.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда и не всем детям дают возможность реализоваться как личности: проявить себя творчески, показать свою индивидуальность. Но эта возможность есть. Микроклимат группы продленного дня идеально подходит для этого. Ведь каждый ребенок талантлив по – своему, и именно здесь могут проявиться особенности каждого.
В современных условиях работы школы основной целью группы продленного дня является максимальное развитие личности каждого ребенка: воспитание сознательного, здорового члена общества, инициативного, думающего, формирование детского интеллекта, целенаправленное развитие познавательных психических процессов: внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления, раскрытие творческого потенциала каждого ребенка.
Исходя из вышесказанного, можно выделить следующие задачи:
- помочь учащимся в усвоении образовательных программ;
- развивать познавательные процессы и интересы личности;
- развивать основные нравственные качества личности ребенка;
- развивать коммуникативные отношения ребенка;
- развивать мыслительные процессы, творческие способности;
- укреплять здоровье и развивать навыки личной гигиены;
- формировать полезные привычки;
- воспитывать силу, быстроту, ловкость, выносливость, гибкость;
- воспитывать чувство коллективизма.
Программа составлена на основе проводимой в школе внеклассной работы, с учетом возрастных особенностей младших школьников.
Концептуальными положениями программы являются:
- личностно – ориентированный подход к каждому учащемуся;
- создания условий для всестороннего развития личности ребенка (эмоционально – ценностного, социально – личностного,
познавательного, эстетического);
- осуществление коммуникативного подхода, то есть нацеленность работы на становление (совершенствование) всех видов
деятельности: подготовки домашнего задания, игры, экскурсий, конкурсов, соревнований;
- реализация потенциала каждого ребенка, сохранение его индивидуальности.
В основу разработанной программы положены следующие принципы:
- Системность.
- Доступность.
- Научность.
- Создание развивающей ситуации
- Занимательность.
- Сознательность и активность.
- Наглядность
- Связь теории с практикой
- Преемственность.
- Природосообразность
Основные направления работы:
В рамках ГПД реализуется следующие направления:
- спортивно-оздоровительное;
- художественно-эстетическое;
- научно-познавательное;
- патриотическое;
- общественно-полезная деятельность;
- проектная деятельность.
Основные формы работы: практические занятия, ролевые игры, конкурсы, праздники, беседы, викторины, чтение художественной литературы, экскурсии.
Большое значение в воспитании детей, расширении кругозора об окружающем мире, сообразительности, привитии любви к чтению книг, интереса к учебе имеют игры. Игра является одним из источников речевого и умственного развития детей, способствует закреплению знаний, пробуждает интерес к познанию нового, развивает любознательность.
Игра дает возможность переключаться с одного вида деятельности на другой и тем самым снимать усталость. Но самое главное – игра помогает усваивать и закреплять знания по всем предметам. А самые радостные моменты в жизни продлёнки – игры – конкурсы, игры – соревнования, игры – праздники.
Программа разработана с учетом запросов детей, потребностей семьи и общества в разносторонне развитой личности, острой необходимости социальной защиты детей в современных условиях.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Рабочая программа рассчитана на 5 часов в неделю (ежедневно по 1 часу). Курс рассчитан на 170 часов.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
- Корректировка внешнего вида, поведения, настроения учащихся. Обеспечение психологического комфорта. Воспитание культуры поведения и привитие санитарно-гигиенических навыков.
- Воспитание культуры поведения, уважительного и бережного отношения к пище, формирование умения входить в общественные помещения и выходить из них, общаться во время еды.
- Восстановление сил, работоспособности. Развитие наблюдательности, любознательности, воспитание любви к природе, родному краю, формирование умения вести себя в свободном общении, играх, соревнованиях.
- Развитие познавательных потребностей, интереса к политическим знаниям, событиям культурной и экономической жизни страны.
- Формирование умения определять цель задания, навыков самостоятельной учебной работы, развитие работоспособности, познавательных потребностей, умения рационально использовать свободное время, осуществлять самопроверку и взаимопроверку, формирование нравственных взаимоотношений в процессе совместной работы и взаимопомощи.
- Развитие индивидуальных склонностей, способностей, интересов. Воспитание нравственных черт современного человека.
- Упражнения в умении аналитически мыслить, доброжелательно высказываться.
- Развитие творческих возможностей, ответственности и самостоятельности
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа занятий ГПД состоит из пяти направлений: «Азбука здоровья», «В творческой мастерской», «Клуб любознательных», «Юные читатели», «Мир вокруг нас».
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Сентябрь
Понедельник | 1.Знакомство с режимом дня в ГПД. | 8. Моя любимая книга. | 15. Произведения русских классиков об осени. | 22. Папа, мама, я… | 29. Конкурс рисунков «Мой город осенью» |
Вторник | 2. ПДД. Дорога в школу. | 9. Конкурс рисунков «Мои летние каникулы». | 16. «Ежели вы вежливы» | 23. Мой город. Фотоконкурс. | 30. День Ангела. Вера, Надежда, Любовь. |
Среда | 3. День памяти трагедии в Беслане. | 10. Всемирный день красоты. | 17. Международный день охраны озонового слоя Земли. | 24. А ну-ка мальчики, а ну-ка девочки! | |
Четверг | 4.Спортивные соревнования. | 11. Беседа: «Как я провел лето». | 18. ПДД «Мы пешеходы» | 25. ОБЖ «Как беречь глаза» | |
Пятница | 5. Школьные принадлежности | 12. «Мы теперь четвероклассники» | 19.Беседа: «Давайте жить дружно» День мира. | 26. Учиться надо весело |
Октябрь
Понедельник | 6. Международный день защиты животных. | 13. Экскурсия в музей хлеба. | 20.Грозное слово «Нельзя» | 27. Наблюдение за природой осенью | |
Вторник |
| 7. ОБЖ «Осторожно дверь» | 14. ОБЖ «Осторожно с электроприборами» | 21.Чтение произведений С.Я. Маршака. Занятие в библиотеке. | 28.Праздник «День осенних именинников» |
Среда | 1. День пожилых людей | 8. «Без учебников, друзья, нам прожить никак нельзя» | 15.Чтение произведений А.С.Пушкина. | 22. ОБЖ Правила пользования лифтом | 29. Беседа о музыке. |
Четверг | 2.«Безопасное обращение с электроприборами» – беседа. | 9. День почты. | 16. Конкурс рисунков по сказкам А.С. Пушкина. | 23. Стихи о родном городе | 30.Мастерская лесовичка. |
Пятница | 3. День Учителя | 10.Закаливание и спорт. | 17. «Я – хороший актер»- конкурс. | 24. Какие бывают подарки | 31.ПДД. Осторожность на дорогах в дни школьных каникул. |
Ноябрь
Понедельник | 10. День полиции. | 17. Мои любимые занятия дома | 24. Беседы о Ломоносове |
Вторник | 11.«Сделал дело, гуляй смело» | 18.Генералиссимус А.В.Суворов | 25.Чтение произведений Н.Н.Носова. Занятие в библиотеке. |
Среда | 12. ОБЖ Виды травм. Первая помощь | 19. Кто первым придумал часы? | 26.Трудовой десант. |
Четверг | 13. ПДД Дорожные знаки | 20. ПДД Виды перекрестков | 27. «До свидания, осень» |
Пятница | 14.Беседа: «Если добрый ты, это хорошо…» | 21. Профессия от А до Я | 28. День Матери. |
Декабрь
Понедельник | 1. ПДД «Три сигнала светофора» | 8. Конкурс рисунков «Город зимой» | 15.ОБЖ «Один дома» | 22.Почему мы говорим неправду |
Вторник | 2.Чтение произведений русских классиков о зиме. | 9. В мире музыки. | 16.Фабрика Деда Мороза (изготовление игрушек) | 23. Игры на внимание. |
Среда | 3. ОБЖ Правила поведения у водоемов в зимнее время. | 10. ОБЖ «Предупреждение детского травматизма». | 17.ПДД Служба ГИБДД. | 24. ОБЖ Правила поведения в общественных местах. |
Четверг | 4.Международный день детского телевидения и радиовещания. | 11.Помоги птицам зимой. | 18.История новогоднего праздника. | 25. Праздник у Новогодней Елки. |
Пятница | 5. ПДД. Запрещающие знаки. | 12.Письмо Деду Морозу. | 19.Конкурс загадок и кроссвордов о зиме. | 26.Уборка кабинета. |
Январь
Понедельник | 12. По страницам детских журналов. Занятие в библиотеке. | 19. Крещение. Из истории Отечества «Иван Грозный» | 26. Просмотр видеофильма о блокаде. |
Вторник | 13. «Моя любимая сказка». | 20.Беседа: Как выбирать себе друзей? | 27. ПДД «Железнодорожный переезд» |
Среда | 14. Указ Петра I «Одеваться в европейские одежды». | 21. ОБЖ «Осторожно незнакомец» | 28. Стихи о блокаде. Встреча с ветеранами. |
Четверг | 15. ПДД «Мы пассажиры» | 22.ПДД Опасные ситуации на дорогах | 29.Подвижные игры зимой. |
Пятница | 16. Слушаем музыку П.И.Чайковский «Времена года» | 23. Я и мои друзья | 30. Мой любимый урок. |
Февраль
Понедельник | 2. Мой выходной день. | 9. День российской науки | 16. Масленица. Начало масленичной недели. | |
Вторник | 3. В гостях у Витаминки. | 10. Открытие музея – Новый Эрмитаж. | 17. ОБЖ «Если ты потерялся» | 24. Слушаем музыку Николо Паганини. |
Среда | 4.ОБЖ.Как уберечься от мороза. | 11. Игры на развитие мышления. | 18. Международный день родного языка | 25.Чтение рассказов В.В. Бианки. Занятие в библиотеке. |
Четверг | 5. День памяти А.С.Пушкина | 12. ОБЖ правила поведения в лифте. | 19. Рисунки ко дню «Защитника Отечества». | 26. ПДД «Водитель - пешеход» |
Пятница | 6. Быть сильным и здоровым | 13. День Святого Валентина. | 20. А ну-ка, мальчики. | 27.Русский баснописец И.А. Крылов. Занятие в библиотеке. |
Март
Понедельник | 2.Чтение произведений русских классиков о весне. | 9. | 16. День моряка - подводника. | 30. «Как я провёл каникулы» |
Вторник | 3. ПДД Катание на велосипеде, роликовых коньках… | 10. Для чего надо быть аккуратным. | 17. ОБЖ правила поведения в общественных местах. | 31. Беседа о музыкальных инструментах |
Среда | 4. ОБЖ «Осторожно газ» | 11.Режим дня. | 18.Всемирный день поэзии. | |
Четверг | 5.Слово о маме. | 12. ПДД Игра «Лучший водитель». | 19. Изобретение компаса. | |
Пятница | 6.Конкурс: «А, ну-ка, девочки!» | 13. «О братьях наших меньших» | 20. ОБЖ Поведение у водоемов весной. День воды. |
Апрель
Понедельник | 6.Конкурс «Сильный, ловкий, смелый». | 13.Игровое занятие «Полёт в космос» | 20. День бегуна. | 27. Составление ребусов и загадок | |
Вторник |
| 7. «Терпенье и труд – все перетрут» | 14. Из истории города: выход на маршрут первого «блокадного» трамвая. | 21.Занимательная математика. | 28. ПДД «Дорожные знаки» |
Среда | 1.Первоапрельские розыгрыши | 8. ОБЖ «Домашняя аптечка» | 15.Хорошо ли быть упрямым? | 22. День Земли. | 29. ПДД «Что такое ДПС, ГИБДД» |
Четверг | 2. ОБЖ «Куда звонить в случае пожара» | 9. Лепка из пластилина жителей других планет. | 16. «Если хочешь быть здоров…» | 23.Всемирный день книги. | 30. ОБЖ «Режим дня - залог здоровья» |
Пятница | 3. ПДД «Дети и дорога». | 10. Подготовка к празднику Пасха. | 17. ОБЖ «День работника пожарной охраны» | 24.Из истории России: «Первая телепередача» (1931) |
Май
Понедельник | 4. ОБЖ «Правила поведения в лесу, у водоемов» | 11. | 18. Спортивный час. | 25. Игра «Умники и умницы» |
Вторник | 5 . Несколько слов о театре. | 12. Чтение произведений русских классиков о лете. | 19. Из истории России: основание Третьяковской галереи в Москве. | 26. ОБЖ «Куда звонить в случае пожара» |
Среда | 6. Чтение рассказов о войне. Занятие в библиотеке. | 13. Из истории России: Начало строительства первой железной дороги (1836). | 20. День славянской письменности | 27. Я и моя Родина. |
Четверг | 7. Подготовка к празднику «День Победы». | 14.День семьи. | 21. ОБЖ. Ядовитые растения и грибы. | 28. Литературная викторина. |
Пятница | 8.Праздник «День Победы». Возложение цветов к братской могиле. | 15. ПДД Игра | 22. Интеллектуальная игра: Что? Где? Когда? | 29. «До свидания начальная школа!» |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Печатные пособия
1. Планирование воспитательной работы с младшими школьниками в группе продленного дня: методические рекомендации/В.Б.Леонтьева.-Минск:МОИПК и ПРР и СО, 2001.-26с.
2. Воспитательное пространство продленного дня/Голованова Н.Ф. СПБ.: "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2011. - 160 с.
3. Содержание и методика воспитательной работы в группах продленного дня / Болховитин С.М., Огородников А.А. "Начальная школа", 2011, №2
4.Группа продленного дня/ Л.И.Гайдина. – М. 2010
Технические средства обучения
Оборудование рабочего места учителя:
-Классная доска с креплениями для таблиц.
- Магнитная доска.
- Персональный компьютер с принтером.
- Ксерокс.
- Аудимагнитофон.
- CD \ DVD – проигрыватель.
- Телевизор с диагональю не менее 72 см.
- Проектор для демонстрации слайдов.
- Мультимедийный проектор.
- Экспозиционный экран размером 150Х150 см.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по математике составлена на основе примерной образовательной программы дошкольного образования «Мир открытий» Л. Г. Петерсон, М.: Институт СДП, 2013 г. и в полной мере соответствует федеральным государственным требованиям к структуре основной образовательной программы дошкольного образования.
Цель программы: накопление ребенком культурного опыта деятельности и общения в процессе активного взаимодействия с окружающей средой, общения с другими детьми и взрослыми при решении познавательных и исследовательских задач и проблем в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, что станет основой формирования в его сознании целостной картины мира, готовности к саморазвитию и успешной самореализации на всех этапах жизни.
Задачи программы: развитие интеллектуальных и личностных качеств, содействие полноценному и гармоничному развитию детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Учебный курс нацелен на формирование у детей представлений о форме, размере и количестве. Вся работа направлена на развитие умений проводить наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики; понимать относительность свойств; делать основные выводы, проверять их истинность, уметь использовать эти выводы для дальнейшей работы.
Учебно-методическое пособие «Раз –ступенька, два – ступенька…» предназначено для развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста и подготовки к школе. Дети знакомятся с количеством и счётом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками. Знакомство с новым материалом осуществляется на основе деятельностного подхода, когда новое знание не даётся в готовом виде, а постигается ими путём самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. В пособии предложено большое количество игровых упражнений. Тетради на печатной основе помогают организовать самопроверку детьми выполненных ими заданий. В учебное пособие включён материал разной степени сложности – от необходимого минимума до возможного максимума. Здесь есть стандартные задания, которые требуют применения той или иной известной детям операции, и нестандартные, когда ребёнок, приступая к решению, не знает заранее способа действий. Наряду с заданиями, выполняемыми на предметной основе, включены задания, которые даются в схематизированной и знаковой форме. Такие задания в учебном пособии помечены звёздочкой. Они предназначены для детей, более подготовленных, и могут выполняться только по их желанию. Большое внимание уделяется развитию вариативного и образного мышления, творческих способностей детей.
В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки форм представления материала для математической подготовки детей к школе положен принцип ориентации на общее развитие ребенка, включающее в себя его сенсорную и интеллектуальную готовность, с использованием возможностей и особенностей математики.
В курсе реализуется основная методическая идея, которая осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим содержанием, что направляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной, интересной и увлекательной для детей этого возраста.
Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в качестве основных предлагаются практические методы: метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперимент, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т.п.
Большое внимание уделяется формированию умений общаться с преподавателем, с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо. А также работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом, пользоваться тетрадью с печатной основой и др.
Использование специально отобранного математического содержания и методов работы с ним поможет и позволит подвести общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения математики в школе.
Дети обучаются сравнению предметов (фигур), групп предметов по форме, (круглый, не круглый, треугольный, прямоугольный, квадратный и др.); по размеру (длинный, короткий; узкий, широкий; высокий, низкий; длиннее, короче, такой же и др.), по расположению на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центе, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.); по цвету, по материалу, из которого изготовлены предметы, по назначению и др.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Авторская программа рассчитана на 64 занятия (1 занятие в неделю в течение года). Рабочая программа рассчитана на 60 занятий (2 занятия в неделю с октября по апрель).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Личностные результаты: готовность детей целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта); способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены; познавательный интерес к математической науке.
Метапредметные результаты: способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических характеристик, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задачи; умение моделировать - решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.
Предметные результаты: у детей формируется представление о числах как результате счёта и измерения, о принципе записи чисел. Они учатся выполнять устно арифметические действия с числами, составлять числовое выражение и находить его значение в соответствии с правилами прядка выполнения действий; накапливают опыт решения арифметических задач. Дети в процессе наблюдений и опытов знакомятся с простейшими геометрическими формами, приобретают начальные навыки изображения геометрических фигур, овладевают способами измерения длин.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
- Общие понятия.
Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и др. Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу.
Совокупности (группы) предметов или фигур, обладающих общим признаком. Составление совокупности по заданному признаку. Выделение части совокупности.
Сравнение двух совокупностей (групп) предметов. Обозначение отношений равенства и неравенства.
Установление равночисленности двух совокупностей (групп) предметов с помощью составления пар (равно-не равно, больше на…, меньше на…)
Формирование общих представлений о сложении как объединении групп предметов в одно целое. Формирование общих представлений о вычитании как удалении части предметов из целого. Взаимосвязь между целым и частью.
Начальные представления о величинах: длина, масса предметов, объем жидких и сыпучих веществ. Измерение величин с помощью условных мер отрезок, клеточка, стакан и т.п.)
Натуральное число как результат счета и измерения. Числовой отрезок.
Составление закономерностей. Поиск нарушения закономерности. Работа с таблицами. Знакомство с символами.
- Числа и операции над ними.
Прямой и обратный счет в пределах 10. Порядковый и ритмический счет.
Образование следующего числа путем прибавления единицы. Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10 цифрами, точками на отрезке прямой. Состав чисел первого десятка.
Равенство и неравенство чисел. Сравнение чисел( больше на…, меньше на…).
Формирование представлений о сложении и вычитании чисел в пределах 10 (с использованием наглядной опоры).
Взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел.
Число 0 и его свойства.
Решение простых задач (в одно действие) на сложение и вычитание с использованием наглядного материала.
- Пространственно-временные представления.
Примеры отношений: на-над-под, слева-справа-посередине, спереди-сзади, сверху-снизу, выше-ниже, шире-уже, длиннее-короче, толще-тоньше, раньше-позже, позавчера-вчера-сегодня-завтра-послезавтра, вдоль, через и др. Установление последовательности событий. Последовательность дней в неделе. Последовательность месяцев в году.
Ориентировка на листе бумаги в клетку. Ориентировка в пространстве с помощью плана. 4. Геометрические фигуры и их величины.
Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы. Знакомство с геометрическими фигурами: четырехугольник, круг, шар, цилиндр, конус, пирамида, параллелепипед (коробка), куб.
Составление фигур из частей и деление фигур на части. Конструирование фигур из палочек.
Формирование представлений о точке, прямой, луче, отрезке, ломаной линии, многоугольнике, углах, о равных фигурах, замкнутых и незамкнутых линиях.
Сравнение предметов по длине, массе, объему (непосредственное и опосредованное с помощью различных мерок). Установление необходимости выбора единой мерки при сравнении величин. Знакомство с некоторыми общепринятыми единицами измерения различных величин
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Дата | Тема | Универсальные учебные действия |
1 | Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству. | Сравнивать предметы; учиться выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки; понимать причины успеха и неудач в собственных действиях. | |
2 | Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству. | Сравнивать предметы; учиться выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки; понимать причины успеха и неудач в собственных действиях. | |
3 | Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству. | Сравнивать предметы; учиться выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки; понимать причины успеха и неудач в собственных действиях. | |
4 | Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству. | Сравнивать предметы; учиться выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки; понимать причины успеха и неудач в собственных действиях. | |
5 | Сравнение групп предметов. Обозначение равенства и неравенства. | Сравнивать группы предметов путем установления взаимно однозначного соответствия; слушать и понимать речь других; осознавать собственные мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения. | |
6 | Сравнение групп предметов. Обозначение равенства и неравенства. | Сравнивать группы предметов путем установления взаимно однозначного соответствия; слушать и понимать речь других; осознавать собственные мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения. | |
7 | Отношение: часть – целое. Представление о действии сложения (на наглядном материале) | Сравнивать и фиксировать одинаковые и различные группы предметов; пользоваться математической терминологией; слушать речь других. | |
8 | Пространственные отношения: на, над, под | Считать предметы; оперировать понятиями «на», «над», «под»; совместно с учителем и другими детьми давать эмоциональную оценку деятельности группы на занятии. | |
9 | Пространственные отношения: справа, слева | Считать предметы; оперировать понятиями «справа», «слева»; слушать и понимать речь других; делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в тетради. | |
10 | Пространственные отношения: справа, слева | Считать предметы; оперировать понятиями «справа», «слева»; слушать и понимать речь других; делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в тетради. | |
11 | Удаление части из целого (вычитание). Представление о действии вычитания (на наглядном материале) | Сравнивать и фиксировать одинаковые и различные группы предметов; пользоваться математической терминологией; слушать речь других. | |
12 | Пространственные отношения: между, посередине. | Считать предметы; оперировать понятиями «между», «посередине»; совместно с учителем и другими детьми давать эмоциональную оценку деятельности группы на занятии. | |
13 | Взаимосвязь между целым и частью. Представление: один-много. | Сравнивать предметы по цвету, форме и размеру, по заданию учителя менять цвет, форму и размер предметов; оперировать понятиями «один – много»; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя тетрадь, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; строить простые речевые высказывания с использованием изученных математических терминов. | |
14 | Число1 и цифра 1 | Оперировать понятиями «один – много», соотносить цифру с числом 1; строить простые речевые высказывания с использованием изученных математических терминов. | |
15 | Пространственные отношения: внутри, снаружи. | Считать предметы; оперировать понятиями «внутри», «снаружи»; слушать и понимать речь других; делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике. | |
16 | Число 2 и цифра 2. Пара | Сравнивать геометрические фигуры по различным основаниям, классифицировать фигуры, писать цифру 2; контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее; заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. | |
17 | Представления о точке и линии | Наличие представлений о понятиях «точка», «кривая линия», «прямая линия»; сравнивать, анализировать результаты сравнения, обобщать и классифицировать на уровне, доступном для дошкольника. | |
18 | Представления об отрезке и луче | Наличие представлений о понятиях «отрезок», «луч»; сравнивать, анализировать результаты сравнения, обобщать и классифицировать на уровне, доступном для дошкольника. | |
19 | Число 3 и цифра 3 | Соотносить цифру 3 с числом предметов; сравнивать и фиксировать одинаковые и различные группы предметов; пользоваться математической терминологией. | |
20 | Представления о замкнутой и незамкнутой линиях | Отличать замкнутые линии от незамкнутых, выполнять простейшие геометрические построении; пересчитывать предметы; выражать результат натуральным числом; сравнивать числа. | |
21 | Представления о ломаной линии и многоугольнике. | Наличие представлений о ломаной линии и многоугольнике, умение их различать; пользоваться математической терминологией; выполнять простейшие геометрические построения (строить замкнутые и незамкнутые ломаные линии с заданным количеством звеньев); соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | |
22 | Число 4 и цифра 4 | Знание числа 4; соотносить цифры и числа; понимание отличия понятий «число» и «цифра»; сравнивать и фиксировать одинаковые и различные группы предметов; пользоваться математической терминологией; слушать речь других, строить простые речевые высказывания с использованием изученных математических терминов. | |
23 | Представления об углах и видах углов | Наличие представлений о видах углов, умение их различать; пользоваться математической терминологией; выполнять простейшие геометрические построения. | |
24 | Представления о числовом отрезке | Объединять предметы по общему признаку, выделять части совокупности, разбивать предметы на группы по заданному признаку. | |
25 | Число 5 и цифра 5 | Наличие представления о числе 5; наличие представлений о пятиугольнике, различать изученные фигуры; заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий; понимание роли математических действий в жизни человека. | |
26 | Пространственные отношения: впереди, сзади | Считать предметы; оперировать понятиями «впереди», «сзади»; совместно с учителем и другими детьми давать эмоциональную оценку деятельности группы на занятии. | |
27 | Сравнения групп предметов по количеству на наглядной основе. Обозначение отношений: больше-меньше. | Сравнивать группы предметов путем установления взаимно однозначного соответствия; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. | |
28 | Сравнения групп предметов по количеству на наглядной основе. Обозначение отношений: больше-меньше. | Сравнивать группы предметов путем установления взаимно однозначного соответствия; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. | |
29 | Временные отношения: раньше, позже | Оперировать понятиями «раньше», «позже», «дальше», «ближе», сравнивать предметы и группы предметов; совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. | |
30 | Числа 1-5. Повторение. | Сравнивать группы предметов по количеству на основе составления пар, складывать и вычитать в пределах 5 разными способами присчитывания и отсчитывания нескольких единиц на числовом отрезке; перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры. | |
31 | Числа 1-5. Повторение. | Сравнивать группы предметов по количеству на основе составления пар, складывать и вычитать в пределах 5 разными способами присчитывания и отсчитывания нескольких единиц на числовом отрезке; перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры. | |
32 | Число 6 и цифра 6 | Соотносить число и цифру 6; выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 6 на основе картинок, а также с помощью числового отрезка; слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. | |
33 | Число 6 и цифра 6 | Соотносить число и цифру 6; выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 6 на основе картинок, а также с помощью числового отрезка; слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. | |
34 | Пространственные отношения: длиннее, короче. Сравнение длины (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки. | Сравнивать объекты по длине; пользоваться математической терминологией; соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | |
35 | Пространственные отношения: длиннее, короче. Сравнение длины (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки. | Сравнивать объекты по длине; пользоваться математической терминологией; соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | |
36 | Пространственные отношения: длиннее, короче. Сравнение длины (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки. | Сравнивать объекты по длине; пользоваться математической терминологией; соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | |
37 | Сравнение длины (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки. | Сравнивать объекты по длине; пользоваться математической терминологией; соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | |
38 | Число 7, цифра 7 | Соотносить число и цифру 6; выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 6 на основе картинок, а также с помощью числового отрезка; слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. | |
39 | Число 7, цифра 7 | Соотносить число и цифру 7; выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 6 на основе картинок, а также с помощью числового отрезка; слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. | |
40 | Число 7, цифра 7 | Соотносить число и цифру 7; выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 6 на основе картинок, а также с помощью числового отрезка; слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. | |
41 | Отношения: тяжелее, легче. Сравнение массы (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки. | Оперировать понятиями «тяжелее», «легче», сравнивать предметы и группы предметов; сравнивать объекты по массе; пользоваться математической терминологией; соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы совместно с учителем и другими учениками; давать эмоциональную оценку деятельности группы на занятии. | |
42 | Сравнение массы (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки. | Оперировать понятиями «тяжелее», «легче», сравнивать предметы и группы предметов; сравнивать объекты по массе; пользоваться математической терминологией; соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы совместно с учителем и другими учениками; давать эмоциональную оценку деятельности группы на занятии. | |
43 | Сравнение массы (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки. | Оперировать понятиями «тяжелее», «легче», сравнивать предметы и группы предметов; сравнивать объекты по массе; пользоваться математической терминологией; соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы совместно с учителем и другими учениками; давать эмоциональную оценку деятельности группы на занятии. | |
44 | Число 8 и цифра 8. | Соотносить число и цифру 8; выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 6 на основе картинок, а также с помощью числового отрезка; слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. | |
45 | Число 8 и цифра 8. | Соотносить число и цифру 8; выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 6 на основе картинок, а также с помощью числового отрезка; слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. | |
46 | Число 8 и цифра 8. | Соотносить число и цифру 8; выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 6 на основе картинок, а также с помощью числового отрезка; слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. | |
47 | Представления об объёме (вместимости). Сравнение объёма (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки. | Наличие представлений о понятии «объем»; сравнивать сосуды различной вместимости на практике; контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее. | |
48 | Сравнение объёма (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки. | Наличие представлений о понятии «объем»; сравнивать сосуды различной вместимости на практике; контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее. | |
49 | Число 9 и цифра 9 | Соотносить число и цифру 9; выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 6 на основе картинок, а также с помощью числового отрезка; слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; сравнивать, анализировать результаты сравнения, обобщать и классифицировать на уровне, доступном для дошкольника. | |
50 | Число 9 и цифра 9 | Соотносить число и цифру 9; выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 6 на основе картинок, а также с помощью числового отрезка; слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; сравнивать, анализировать результаты сравнения, обобщать и классифицировать на уровне, доступном для дошкольника. | |
51 | Число 9 и цифра 9 | Соотносить число и цифру 9; выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 6 на основе картинок, а также с помощью числового отрезка; слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; сравнивать, анализировать результаты сравнения, обобщать и классифицировать на уровне, доступном для дошкольника. | |
52 | Представления о площади. Сравнение площади (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки (большая клетка-маленькая клетка) | Наличие представлений о понятии «площадь»; сравнивать площади различных фигур на практике; сравнивать число и числовые выражения; контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее. | |
53 | Сравнение площади (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки (большая клетка-маленькая клетка) | Наличие представлений о понятии «площадь»; сравнивать площади различных фигур на практике; сравнивать число и числовые выражения; контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее. | |
54 | Число 0 и цифра 0 | Наличие представлений о числе 0, о его свойствах; изображать 0 на числовом отрезке; составлять и сравнивать простые выражения по рисункам; отличать верно выполненное задание от неверно выполненного; работать по предложенному учителем плану; договариваться, приходить к общему решению. | |
55 | Число 0 и цифра 0 | Наличие представлений о числе 0 как количественной характеристике отсутствующих предметов; уметь сравнивать с 0; сравнивать, анализировать результаты сравнения, обобщать и классифицировать на уровне, доступном для дошкольника. | |
56 | Число 10. Представления о сложении и вычитании в пределах 10 на наглядной основе. | Выполнять сложение и вычитание в пределах 10, называть и записывать числа первого десятка, соотносить число и цифру; работать по предложенному учителем плану; отличать верно выполненное задание от неверно выполненного. | |
57 | Знакомство с пространственными фигурами: шар, куб, параллелепипед. Их распознавание. | Наличие представлений о пространственных понятиях «шар», «куб», «параллелепипед»; сравнивать число и числовые выражения; контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее. | |
58 | Знакомство с пространственными фигурами: пирамида, конус, цилиндр. Их распознавание. | Наличие представлений о пространственных понятиях «пирамида», «конус», «цилиндр»; сравнивать число и числовые выражения; контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее. | |
59 | Символы | Наличие представлений о символах; выполнять сложение в пределах 10; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; сравнивать, анализировать результаты сравнения, обобщать и классифицировать на уровне, доступном для дошкольника. | |
60 | Повторение. Игра-путешествие в страну Математику | Сравнивать число и числовые выражения; производить взаимопроверку; измерять стороны геометрических фигур и записывать результаты; ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Печатные пособия
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического материала, в который входят:
- «Раз – ступенька, два – ступенька…». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации / Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина – М.: Издательство «Ювента», 2014 г.
- «Раз-ступенька, два- ступенька…». Рабочая тетрадь по математике / Л.Г. Петерсон, Н. П. Холина – М.: Издательство «Ювента», 2014 г.
Технические средства обучения
Оборудование рабочего места учителя:
-Классная доска с креплениями для таблиц.
- Магнитная доска.
- Персональный компьютер с принтером.
- Ксерокс.
- Аудимагнитофон.
- CD \ DVD – проигрыватель.
- Телевизор с диагональю не менее 72 см.
- Проектор для демонстрации слайдов.
- Мультимедийный проектор.
- Экспозиционный экран размером 150Х150 см.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
К концу обучения предполагается продвижение детей в развитии мышления, речи, психических функций, формирование у них познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей. При этом у детей формируются следующие основные умения:
- умения выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей.
- умение объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и целым.
- умение находить части целого и целое по известным частям.
- умение сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар, уравнивать их двумя способами.
- умение считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными.
- умение сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 10.
- умение называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа.
- умение определять состав чисел первого десятка на основе предметных действий.
- умение соотносить цифру с количеством предметов.
- умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник.
- умение в простейших случаях разбивать фигуры на несколько частей и составлять целые фигуры из их частей.
- умение выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине).
- умение называть части суток, последовательность дней в неделе, последовательность месяцев в году.
- умение решать простые задачи на сложение и вычитание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование для дошколки на 2 раза в неделю.
Тематическое планирование для дошколки на 2 раза в неделю на основе планирования Н.Ф.Виноградовой "Предшкольная пора"...
Урок математики в 4 классе по учебнику Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П.Тонких “Моя математика» Тема урока Не только математика… Решение задач.
Цель урока: мотивировать детей к работе с разными источниками информации; формирование у детей интеллектуальных общеучебных умений.Машина времени готова к новому полету. А отправляемся мы снова в Росс...
Рабочая программа предшкольной подготовки «ДОШКОЛКА»
Социально-экономические преобразования, произошедшие в Российской Федерации, привели к серьёзным изменениям в системе образования в целом и в дошкольном его звене, в частности. Проблема разноподготовл...
конспект урока по математике 2 класс. рабочая программа ппо математике 1 класс . презентации по математике и грамматике для будущих первоклассников
1. Конспект открытого урока математике, данного во 2 классе по программе "Школа России" на тему :"Приёмы деления, основанные на связи между компонентами и результатом умножения."2. Презентация к...
Урок математики, "Учебник математики. Роль математики в жизни людей и общества".
Цель:выявить роль математики в жизни людей; познакомить с учебником и правилами работы по нему....
Программно-методическое сопровождение по математике (УМК «Перспектива»)»: «Сборник дидактических заданий для индивидуальной работы по математике для 2-ого класса» по учебнику «Математика» Дорофеев Г. В., Миракова Т. Н., Бука Т. Б.
Данный сборник заданий можно использовать как на уроках математики, так и во внеурочной деятельности по научному направлению....
Программно-методическое сопровождение по математике (УМК «Перспектива»)»: «Сборник самостоятельных и контрольных работ по математике для 2-ого класса» по учебнику «Математика» Дорофеев Г. В., Миракова Т. Н., Бука Т. Б.
Самостоятельные и контрольные работы для 2 класса УМК "Перспектива"...