Тематическое планирование для дошколки на 2 раза в неделю.
календарно-тематическое планирование по теме
Тематическое планирование для дошколки на 2 раза в неделю на основе планирования Н.Ф.Виноградовой "Предшкольная пора"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Планирование для групп дошкольного развития на 2 часа в неделю. | 207.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование,
основанное на разделах
программы Н.Ф.Виноградовой
«Предшкольная пора»,
в группах дошкольного развития
для подготовки детей 5-6 лет
к школе
Разработала
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №237им.В.Ф.Орлова
Ляхова Ольга Владимировна
Москва. 2012-2013 у. г.
Программа Н.Ф.Виноградовой определяет те знания и умения, которыми должен овладеть каждый ребенок для успешного интеллектуального и социального развития, адаптации к школьному обучению. В ней выделяются 5 разделов: «Познаем мир», «Познаем других людей и себя», «Учимся рисовать», «Обучение грамоте. Развивающее письмо», «Учимся думать, рассуждать и фантазировать». Выделение разделов программы условно, так как ее особенностью является взаимосвязь всех разделов. Я постаралась соединить некоторые разделы вместе и получился интегрированный курс «Подготовка детей 5-6 лет к школе». У меня получились три раздела на основе пяти, которые разработала Н.Ф.Виноградова в Программе «Предшкольная пора».
Раздел «Познаем мир, других людей и себя. Учимся рисовать» направлен на расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде. Развивается познавательный интерес будущего первоклассника, его умения использовать полученные знания в конкретной деятельности, усваиваются правила поведения в природе и обществе. Особое внимание уделяется развитию умений управлять своими эмоциями, контролировать и оценивать свою деятельность и поведение, соотносить их результаты с эталонами.
Планируемые результаты.
Выпускник группы дошкольного развития научится:
ориентироваться в ситуациях, соответствующих различным сферам общения;
употреблять вежливые слова (начало и завершение общения);
осознавать, что в различных ситуациях говорить можно по-разному: громко - тихо, быстро – медленно, весело – грустно и т.д.;
артикулировать звуки русской речи, понимать, что правильная артикуляция, хорошая дикция способствуют эффективному общению;
обращаться к собеседнику тогда, когда это уместно, отвечать на обращение;
использовать соответствующие ситуации, темп, громкость;
следовать принятым в обществе правилам поведения при разговоре:
смотреть на собеседника;
не перебивать говорящего;
использовать мимику и жесты, не мешающие, а помогающие собеседнику понять сказанное;
сообщать определенную информацию, договариваться о совместной деятельности;
соблюдать культуру слушания: вежливое слушание, внимательное слушание;
распознавать на рисунках и в природе изученные растения и животных;
перечислять в правильной последовательности времена года.
Раздел «Учимся думать, рассуждать, фантазировать. Познаем мир. Учимся рисовать» включает такое содержание, которое позволяет сформировать такие знания и умения, являющиеся средством развития мышления и воображения. Особое внимание уделяется осознанию детьми причинных, временных, последовательных связей между предметами, развитию логического мышления. В данном разделе представлены знания и умения, обеспечивающие специальную подготовку к учебному предмету «Математика».
Планируемые результаты.
Выпускник группы дошкольного развития научится:
находить различия между цифрой и однозначным числом;
называть однозначные числа;
считать до 10 и в обратном порядке;
определять, где предметов больше, где меньше;
определять число предметов заданной совокупности и устно обозначать результат числом;
определять и называть основные геометрические фигуры (треугольник, прямоугольник, круг), различать их, находить их прообразы в окружающей действительности;
проводить простейшие логические рассуждения и простейшие мыслительные операции (сравнивать объекты, указывая сходство и различие, проводить классификацию предметов по заданным признакам, выявлять несложные закономерности и использовать их для выполнения заданий);
выделять характерные признаки предметов и явлений и отображать их в своей изобразительной деятельности;
ориентироваться на странице тетради;
правильно организовать рабочее место.
Раздел «Учимся родному языку. Познаём других людей и себя. Учимся рисовать» обеспечивает обогащение активного словаря ребенка, связной речи, формирование умений составлять повествовательный рассказ, описательный рассказ и рассказ - рассуждение. Особое внимание уделено подготовке к изучению русского языка в школе, обучению чтению и подготовке руки ребенка к письму. Большое внимание уделяется развитию словесного творчества ребенка. В данном разделе представлены знания и умения, обеспечивающие специальную подготовку к учебным предметам «Русский язык», «Литературное чтение»
Планируемые результаты.
Выпускник группы дошкольного развития научится:
правильно произносить все звуки;
отчетливо и ясно произносить слова;
выделять из слов звуки;
находить слова с определенным звуком;
определять место звука в слове;
соблюдать орфоэпические нормы произношения;
составлять предложения по опорным словам, по заданной теме;
составлять рассказы, сказки по картине, по серии картин;
пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям.
Примерная организация обучения
по курсу «Подготовка детей к школе»
Продолжительность обучения - 32 недели.
Общее число занятий - 192 часа.
1. «Познаем мир, других людей и себя. Учимся рисовать» - 64 часа.
2. «Учимся думать, размышлять, фантазировать. Учимся рисовать. Познаём мир» -64 часа.
3. «Учимся родному языку. Познаём других людей и себя. Учимся рисовать» - 64 часа.
Режим занятий: 2 дня в неделю по 3 занятия в день. Длительность занятий не более 25 минут. Перерыв между занятиями не менее 5 минут.
Число занятий в неделю:
«Познаем мир, других людей и себя. Учимся рисовать» - 2 занятия.
« Учимся думать, размышлять, фантазировать. Учимся рисовать. Познаём мир»- 2 занятия.
«Учимся родному языку. Познаём других людей и себя. Учимся рисовать»- 2 занятия.
Особенностью планирования является взаимосвязь всех разделов, поэтому их выделяю достаточно условно. Особенностью интегрированного обучения является то, что реализация основных задач идет на разном материале с варьированием средств обучения, предлагаемых программой Н.Ф.Виноградовой «Предшкольная пора».
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел I. « Познаем мир, других людей и себя. Учимся рисовать» (64 часа)
В процессе занятий развивать умение наблюдать за явлениями природы и деятельностью людей, характерной для данного времени года (например, листопад, похолодание, замерзание водоемов, оттепель, распускание листьев и др.). Познакомить с названием и последовательностью времен года, формировать умение называть основные признаки сезона.
Вместе с детьми наблюдать различные живые объекты природы (растения, животных). Развивать умение сравнивать и различать хвойные и лиственные деревья.
В процессе наблюдений развивать умение узнавать, называть, давать краткую характеристику насекомых, зверей, птиц (диких и домашних), живущих в ближайшем природном окружении. узнавать животных по издаваемым ими звукам, называть и воспроизводить некоторые звуки (рычит, квакает, жужжит, пищит, стрекочет).
Знакомить с правилами поведения в природе и учить их применять: не трогать незнакомые растения и животные, бережно относиться к природе.
Добиваться знания названия родного города, страны, столицы.
В ближайшем окружении развивать умение наблюдать различные виды транспорта (автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай, метро, спецтранспорт). Развивать умение проявлять внимательность и осторожность на улицах и во дворах, знакомить с некоторыми знаками дорожного движения (пешеходный переход, «зебра», остановка транспорта), сигналами светофора.
В процессе слушания и чтения книг, рассматривания иллюстраций расширять представления детей об особенностях литературы и искусства разных народов (сказки, песни, танцы, игры, предметы быта)
Работать с детьми над формированием называть свое полное имя (а также некоторые его производные формы, например: Александр – Саша, Шура), отчество, фамилию, пол, день рождения, адрес, телефон. Знакомить с возможной ролью детей в семейном коллективе (сын, брат, внук и др.) и ролью других членов семьи (мама, дочь, бабушка, дедушка и др.). Развивать умение различать некоторые особенности пола и возраста (мальчик / девочка, взрослый, ребёнок, молодой, старый).
Развивать умение кратко характеризовать свои индивидуальные особенности (черты внешности, любимые игры и занятия). Развивать умение ориентироваться в своём теле: знать, какая рука (ухо, глаз и т.д.) левая, а какая – правая. Развивать умение определять направление своего движения – ходьбы и бега (вперед, назад, влево, вправо, вверх по лестнице и вниз). Учить использовать в конкретных жизненных ситуациях слова, характеризующие пространственные отношения предметов, основные направления, ориентируясь от себя и от других предметов ( ближе - дальше, вверху – внизу, посередине, между, сзади – спереди, в центре, середина, рядом, вертикально - горизонтально).
Учить проявлять желание участвовать в совместной деятельности со взрослыми, выполнять поручения в семье, проявлять заботу о близких.
Учить проявлять желание узнавать новое. Знакомить с требованиями учителя, правилами поведения в классе, в школе и в игровой форме добиваться их выполнения. Учить быть внимательными, сдержанными, аккуратными, уметь организовывать место для занятий. Учить правильной осанке, соблюдению гигиены письма, рисования, работы с книгой. Учить проявлять желание участвовать в разговоре, беседе, занятиях со сверстниками и взрослыми. В конкретных ситуациях учить предвидеть последствия своих поступков, слов, высказываний. Учить оценивать свои поступки по отношению к другим людям (хорошо - плохо), понимать слова, определяющие чувство вины (стыдно), обиды, жалости. Давать установку на старание доставлять радость другим.
Учить слушать и слышать другого человека, внимательно выслушивать мнение не только взрослого, но и сверстников. Учить понимать шутку, юмор, не обижаться на шутки детей и взрослых. Учить находить решения простых этических ситуаций (правильно / неправильно, хорошо / плохо). В разговоре со сверстниками, на занятиях учить выражать своё мнение и отношение к наблюдаемым объектам, книгам, игрушкам, мультфильмам (нравится / не нравится), элементарно обосновывать своё мнение (почему нравится / не нравится). Показывать, что наличие разных мнений обогащает общение людей.
Учить использовать сенсорные впечатления для передачи формы, величины, цвета предметов и объектов, их расположения в пространстве.
Учить анализировать предметы и их графические изображения по форме, пропорциям, частям. Сравнивать объекты, предметы по цветовой гамме. Использовать цвет для передачи настроения в рисунке, аппликации. Ориентироваться в пространстве листа.
С помощью рисования учить копировать и создавать различные контуры и изображения, выполнять разнообразные виды штриховки. Знакомить с графическими и живописными средствами художественной выразительности (линия, штрих, пятно, мазок, цвет, цветочные сочетания).
Учить изображать человека и животных в статике и динамике.
Раздел II. «Учимся думать, размышлять, фантазировать. Учимся рисовать» (64 часа)
Дать понятие числовой ряд (1-10) на основе практических действий со множествами предметов, учить прямому и обратному счету в пределах 10. В практической деятельности учить определять отношения между числами в натуральном ряду («2 больше 1, но меньше 3»), состав числа («3 - это 2 и 1, или 3 - это 1, и 1, и 1»), учить определять при счете направление движения, учить ориентироваться в терминах «предыдущий», «последующий». Учить узнавать и называть цифры и пользоваться ими для определения количества предметов.
Учить устанавливать соответствия между элементами двух множеств (без пересчитывания), сравнивать множества, формулируя результаты сравнения («столько же», «больше», «меньше»), уравнивать множества.
Учить сравнивать и описывать предметы по признакам, выделять отличительные признаки предметов, распознавать простейшие геометрические фигуры, составлять фигуры из частей.
Учить ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (влево - вправо, вверх-вниз), выполнять графические диктанты по клеточкам (1 клетку вправо, 2 клетки вверх и т. д.).
Учить считать предметы, устно решать стихотворные задачи в пределах 10. Используя карточки, составлять и читать числовые равенства и неравенства.
Развивая фантазию и воображение, учить видеть образы в неопределенных изображениях: в чернильных пятнах, бегущих по небу облаках, зимних узорах на окнах. Узнавать спрятанные предметы в пересекающихся линиях, цветовых пятнах, дорисовывать их, по отдельным чертам завершать рисунок.
Учить использовать сенсорные впечатления для передачи формы, величины, цвета предметов и объектов, их расположения в пространстве.
С помощью рисования учить копировать и создавать различные контуры и изображения, выполнять разнообразные виды штриховки.
Дать представления о видах и жанрах изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура; пейзаж, портрет, натюрморт).
Раздел III. «Учимся родному языку. Познаём других людей и себя. Учимся рисовать» (64 часа)
Учить участвовать в коллективном рассказывании, беседе, составлять небольшие рассказы, портреты-рассказы, рассказы по серии сюжетных картинок (последовательной и с нарушением последовательности), по сюжетной картине на доступные детям темы; описательные и повествовательные рассказы на доступные детям темы («Весна пришла», «Зимние забавы»).
Учить составлять небольшие описательные рассказы от имени животного («Я - бабочка», «Я - лисичка»). Учить придумывать фантастические истории, проявлять интерес к рифмованию слов, участвовать в коллективном придумывании стишков, загадок. Учить анализировать предметы и их графические изображения по форме, пропорциям, частям.
В процессе моделирования учить различать слово и предложение, составлять предложения как по образцу, так и самостоятельно.
Учить выделять в словах звуки, обозначать их соответствующими знаками (карточки гласных и твёрдых – мягких согласных звуков). Учить интонационно выделять в слове звук, называть его изолированно, называть слова по определенному фонематическому признаку (начало, середина или конец слова; с заданным учителем звуком; слова, состоящие из 2, 3, … звуков, слогов и т.д.).
В процессе общения пополнять активный словарь детей словами, характеризующими качества и свойства предметов, а также - обобщающими словами. По образцу подбирать слова, сходные и противоположные по значению. Учить задавать различные вопросы взрослым и сверстникам. В процессе речевого общения учить использовать слова, характеризующие эмоциональные состояния людей.
Учить самостоятельно сравнивать результаты своей работы с образцом. Обводить предметы по контуру, штриховать в различных направлениях, раскрашивать, рисовать предметы; выполнять упражнения, направленные на развитие мелких мышц руки.
С помощью рисования учить копировать и создавать различные контуры и изображения, выполнять разнообразные виды штриховки. Знакомить с графическими и живописными средствами художественной выразительности (линия, штрих, пятно, мазок, цвет, цветочные сочетания).
Тематическое планирование (поурочное)
№ дня занятий п / п | I. «Познаём мир, других людей и себя. Учимся рисовать» (64 часа) | II. «Учимся думать, размышлять, фантазировать. Учимся рисовать. Познаём мир». (64 часа) | III. «Учимся родному языку. Познаём других людей и себя. Учимся рисовать». (64 часа) |
1 | Расширение представлений о труде людей в природе, а также побуждение к занятиям физической культурой. | Число и цифра 1, величина, логическая устная задача на установление закономерности. Обучение нахождению в специально подготовленной обстановке одинаковых и похожих по форме предметов. | Знакомство детей в группе. Мир звуков. Игры, направленные на речевое общение. Штриховка. Вызов у детей интереса к игрушке, обучение её описывать. |
2 | Мир вокруг нас. Знакомство с названием осенних месяцев. Учить наблюдать за явлениями природы и сезонной деятельностью людей. | Знакомство с понятиями: много, один, слева, справа. Ознакомление с качествами и свойствами предметов (какой? из чего сделан? для чего нужен?). | Знакомство с пословицами, в которых упоминается число один, с миром гласных и согласных звуков. Учить на слух определять и распознавать звуки. Штриховка. Росчерки. |
3 | Формировать умение определять своё имя, его производные формы; пол, день рождения, адрес, номер телефона. | Закреплять умение выделять признаки сходства разных предметов и объединять их по этому признаку. Обобщение и классификация предметов. | Знакомство с гласным звуком [А] и буквой «А», с профессией учителя, воспитателя. Воспитание умения замечать особенности народной игрушки (форма, цвет). |
4 | Знакомство с названием родного города, страны. Наблюдение за трудовой деятельностью людей в нашей местности. | Число и цифра 2, величина, логическая задача в устной форме. Аппликация из пластилина. Составление своей сказки по данному сюжету. | Закрепление умений находить букву «А» в словах, читать её в схеме слова. Познакомить с заглавной буквой. Росчерки. |
5 | Формирование умения выделять индивидуальные особенности: черты внешности, любимые занятия. | Числа и цифры 1 и 2. Соотнесение количества предметов и цифр. Развитие умения ориентироваться в пространстве. | Знакомство с гласным звуком [У] и буквой «У». Побуждение правильно называть предметы в группе и бережно к ним относиться. Штриховка. |
6 | Обучение ориентироваться в своём теле: левая и правая стороны (глаза, уши, руки, ноги). Формирование знания цвета (коричневый, жёлтый, красный, синий). | Число и цифра 3. Соотнесение количества предметов и цифр. Устное решение логической задачи. | Закрепление знаний о букве и звуке «У». Речевое общение, игры с использованием слов, характеризующих эмоциональное состояние людей (печальный, грустный, обиженный, усталый и т.д.). Рисование по точкам. |
7 | Знакомство с отдельными достопримечательностями города: памятниками, площадями и местами труда и отдыха. | Счет в прямом и обратном порядке. Развитие умения различать по форме, цвету и вкусу 5 видов овощей. Лепка овощей и фруктов. | Знакомство со звуком [О] и буквой «О». Знакомить с поэтическим творчеством, развивать память. Развитие умения определять время суток. |
8 | Знакомство с понятием об органах чувств. Составление небольшого портрета-рассказа о себе. | Числа и цифры 1,2,3,4. Соотнесение количества предметов и цифр. Счет в прямом и обратном порядке. Квадрат. | Закрепление знаний о букве и звуке «О». Закрепление знания детей о городском транспорте. Знакомство с профессией водителя. Штриховка(наклонные линии). |
9 | Объяснение значения каждого органа для восприятия окружающего мира. Лепка фигуры человека. | Числа и цифры 1-4. Обучение употреблению слов: длинный, короткий, равный по длине. Пространственная ориентировка. | Знакомство с согласным звуком [М] и буквой «М». Закреплять знания о назначении легкового и грузового транспорта. |
10 | Наблюдение за растениями осенью. Дать представление о жанре – пейзаж. Правила рассматривания картин. | Число и цифра 5. Знаки «+ », « - ». Закрепление знаний о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник. Правила поведения в группе. | Обучение узнаванию и называнию знакомых букв, пению дифтонгов: АУ, УА, ОУ и чтению слогов МА, МУ, МО. Штриховка. Соблюдение гигиены письма. |
11 | Воспитание любви к природе. Наблюдение за изменениями в природе. Знакомство с частями растений. | Числа и цифры 1 - 5; независимость числа от величины предметов. Состав числа 5. Увеличение и уменьшение числа на 1 единицу. | Знакомство с согласным звуком [С] и буквой «С». Составление рассказа по серии сюжетных картинок (последовательной и с нарушением последовательности). Штриховка. |
12 | Растения. Наблюдение за смешиванием цветов красок. Рисование растений. | Число и цифра 6. Соотнесение количества предметов и цифр. Увеличение и уменьшение числа на 1 единицу. | Знакомство с согласным звуком [Х] и буквой «Х». Составление рассказа по картине (пейзаж, натюрморт). |
13 | Воспитание любви к природе. Сравнение (нахождение сходства и различия) деревьев и кустарников. | Числа и цифры 1-6. Соотнесение количества предметов и цифр. Решение логических задач (устно). | Чтение слогов с изученными буквами. Составление повествовательного рассказа по картинке «Что случилось в лесу?» Штриховка. |
14 | Закрепление понятия о явлениях природы и зависимости действий людей и жизни животных в природе. | Числа и цифры от 1 до 6. Знаки «=» и «+». Сходство и различие геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, ромб). Пространственная ориентировка. | Развитие умения определять своё и чужое эмоциональное состояние и вежливо общаться. Знакомство со схемой (моделью) предложения. Знакомство с буквой «Р» и звуками, которые она обозначает. Росчерки. |
15 | Сравнение хвойных и лиственных деревьев. | Числа и цифры 4, 5, 6; установление соответствия между числом, цифрой и количеством предметов. Логическая задача на установление закономерностей в устной форме. | Развитие умения описывать игрушку. Чтение слогов с буквой «Р». Придумывание небольших историй по рисункам («Кто спрятался в чернильных пятнах?», «О чём рассказывают эти знаки?»). |
16 | Знакомство с картинами природы и жизни людей разных регионов страны. Обобщить знания о назначении столовой посуды и утвари. | Обучение счету до 6. Знакомство со знаками «<», «>». Знакомство детей с изделиями керамической посуды, росписью по керамике. Штриховка рисунка-заготовки (вертикальная). | Знакомство с буквой «Ш». Составление небольшого описательного рассказа от имени животного («Я - муравей», «Я - лисичка»). Лепка выбранного животного. |
17 | Знакомство с насекомыми (муравей, жук, бабочка) и обучение давать им краткую характеристику. Аппликация «Бабочка» из треугольников. | Знакомство со знаком « - ». Введение в активный словарь детей слов «широкий», «узкий». Закрепление умения правильно работать с ножницами, разрезать квадрат по диагонали. | Пропевание закрытых и открытых слогов с изученными буквами. Сопоставление звуков [С - Ш]. Определение материала, из которого изготовлены предметы. |
18 | Наблюдение за основными свойствами разных предметов: игрушек, вещей, их назначением и возможными действиями, которые можно с ними производить. | Знакомство с числом и цифрой 7. Числа от 1 до 7. Сравнение предметов по количеству и форме. | Знакомство с буквой «Ы». Коллективное придумывание стишков, потешек, загадок (понятие «рифма» даётся по образцу: дочка - ночка) на тему «Моя любимая игрушка». Штриховка (горизонтальная). |
19 | Знакомство со словами «вчера», «сегодня», «завтра». Знакомство с земноводными (лягушка). | Соотнесение количества числа и количества предметов. Дать понятия «предыдущее» и «последующее» число. Графический диктант по клеткам. | Развитие умения описывать игрушку. Чтение слогов с изученными буквами. Звуковой анализ слогов и слов. |
20 | Обучение ориентированию в пространстве - направо, налево, сзади, впереди, за, на, над, под, перед, в центр и др. Побуждать детей к вежливому общению со сверстниками. | Сравнение предметов по величине: толстый, тонкий, большой, маленький, справа, слева, перед, после. Количественный и порядковый счет до 7. | Знакомство с буквой «Л». Моделирование и составление предложений, различных по интонации, по образцу. Обучение пересказу небольшого рассказа, его драматизация. Штриховка. |
21 | Дикие животные. Рисование диких животных по образцу. Узор дымковской игрушки, раскрашивание заготовок кистью. | Число и цифра 8. Соотнесение количества предметов и числа. | Сопоставление звуков [Л - Р]. Звуковой анализ слогов и простых слов. Развитие монологической речи детей и умения правильно задавать вопросы и отвечать на них. |
22 | Оценивание своих поступков по отношению к другим людям (понимание слов, определяющих чувство вины (стыдно), обиды (обидно), жалости (жалко) и др.). | Числа 1-8. Пространственные отношения. Определение форм предметов, используя геометрические фигуры как эталон (арбуз – шар и др.). | Составление рассказа по сюжетным картинкам. Знакомство с буквой «Н». Работа по выделению часто встречающихся в словах звуков (скороговорка и чистоговорка). |
23 | Учить правильно называть основные геометрические фигуры и их элементы: шар, овал, угол, прямоугольник, сторона, вершина. | Числа 1-8. Порядковый счет в пределах 8. Знакомство с понятиями «уже», «шире», «длиннее», «короче». Развитие умения вежливо общаться. | Закреплять правила поведения при общении со сверстниками (во время игр, занятий). Чтение слогов с изученными буквами. Составление схем предложений. |
24 | Знакомство с названиями и последовательностью времён года. Ознакомление с названиями зимних месяцев и основных признаков сезона. | Числа 1-8. Учить сравнивать предметы по величине и количеству. Увеличение и уменьшение числа на 1 единицу. Устное решение логических задач. | Коллективное описание матрёшки. Составление предложений по схеме. Знакомство с буквой «К». Росчерки. Обводка по контуру. |
25 | Закрепление умений называть зимние месяцы, основные признаки сезона. Лепка на тему «Зимушка – зима». | Числа 1-8. Закрепление знаний геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Упражнять в разрезании пополам по диагонали квадрата (ель из треугольников). | Развитие умения находить место буквы в схеме слога или слова. Закреплять знание цвета и называть основные цвета и оттенки. |
26 | Соотнесение природных явлений и погоды с сезонами (град, снег, дождь, гололёд, иней и др.). | Числа 1-8. Сравнение предметов по величине, весу и количеству. Устное решение логической задачи на установление закономерностей. | Составление предложений по заданной теме. Знакомство с буквой «Т». Закреплять правила поведения при общении со сверстниками (во время игр, занятий). |
27 | Знакомство с правилами поведения в природе: не трогать незнакомые растения и животных, не ловить бабочек, жуков, бережно относиться к растениям. | Числа 1-9. Знакомство с числом и цифрой 9. Повторение понятий «предыдущее» и «последующее» число. | Составление предложений (рассказ) по сюжетной картинке. Выкладывание и чтение слогов из букв разрезной азбуки (с изученными буквами). |
28 | Дать понятие о правилах сервировки стола к чаю, обеду. Ролевая игра «Семейный обед». | Числа 1-9. Устное решение логических задач на установление закономерностей. Развитие умения слушать другого человека. | Знакомство с гласным звуком [И] и буквой «И». Развитие монологической речи детей. Драматизация на примере детского стихотворения. |
29 | Наблюдение за различными видами транспорта: автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай, метро. | Числа 1-9. Сходство и различие предметов. Понятия «высокий», «низкий». Ориентирование во времени – дни недели. | Учимся слышать согласные звуки и называть их. Буквы, обозначающие согласные звуки. Понятие твёрдых и мягких согласных звуков. |
30-31 | Знакомство в игровой форме с правилами поведения в общественном транспорте: не кричать, держать за руку взрослого, спокойно сидеть на месте. | Графический диктант по клеткам. Сравнение по количеству (больше), (меньше). Ориентирование в пространстве и на листе бумаги. Решение стихотворных задач в устной форме. | Отгадывание загадок о животных, птицах. Описание любимого животного: котёнок, собака, попугай, хомячок. Вызывание интереса в выкладывании и чтении слов с известными буквами, чётко произносить звуки. |
32-33 | Обучение проявлению внимательности и осторожности на улицах и во дворах. Повторение о сигналах светофора. | Порядковый счёт, сравнение смежных чисел. Квадрат и его свойства. Графический диктант по клеткам. Ориентирование в пространстве и на листе бумаги. | Знакомство с буквой «П». Составление рассказа по теме: «Моя семья» (портреты-рассказы о членах семьи). Росчерки. Раскрашивание и штриховка. |
34-35 | Закрепление умения определять своё имя, его производные формы; пол, день рождения, адрес, номер телефона. | Числа 1-9. Танграм. Устное решение логических задач на установление закономерностей. | Практическая деятельность по выкладыванию слогов и простых слов со знакомыми буквами. Заглавная буква в тексте. |
36 | Соотнесение цвета разных предметов. Определение основных цветов и оттенков. Заучивание цветов радуги. | Число и цифра «0». Логическая задача на установление закономерностей в устной форме. Геометрические фигуры (повторение). | Развитие диалогической речи детей. Составление рассказа по картине (пейзажу). Знакомство с буквой «З». |
37 | Закрепление правил поведения в природе. Дать представление о жанре живописи - о натюрморте. | Ориентирование в пространстве и на листе бумаги. Порядковый счёт, сравнение смежных чисел. Квадрат. Графический диктант по клеткам. | Составление рассказа по картине - натюрморту. Чтение слогов и слов с буквами «З», «С». Сравнение звуков [З - С]. |
38 | Развивать умение выполнять поручения взрослых, проявлять инициативу в трудовых действиях: подготовка к занятиям, уборка игрушек и др. | Числа 1-9. Нахождение различий в двух похожих рисунках. Ориентирование в пространстве и на листе бумаги. Устное решение логических задач. | Сравнительный анализ звуков [Й - И]. Чтение слогов со знакомыми буквами. Развитие речи (работа с загадками). Росчерки. Написание элементов печатных букв. |
39-40 | Формирование умения высказывания своих мыслей. Обучение решению простых этических ситуаций (хорошо – плохо; нравится – не нравится) | Получение числа 9 разными способами (практическая работа). Свойства геометрических фигур. Графический диктант по клеткам. Устное решение стихотворных задач. | Вызывание интереса к пропеванию слогов, чёткому произнесению звуков. Заучивание стихотворения. Развитие конструктивного восприятия, творчества. |
41 | Что такое трудолюбие? Формирование у детей стремления и желания самостоятельно находить себе интересные занятия. | Свойства геометрических фигур. Графический диктант по клеткам. Учить определять направление своего движения – ходьбы и бега: вперёд, назад, влево, вправо, вверх и др. | Гласные и согласные звуки. Составление слогов и простых слов из букв разрезной азбуки. Написание элементов печатных букв. |
42 | Формирование сознания детей на тему «Я – человек, умею говорить, думать, чувствовать. Это же самое умеют делать все люди, но я многому ещё должен научиться». | Повторение чисел 1-9. Круг, трапеция, треугольник, квадрат. Свойства геометрических фигур. | Развитие диалогической речи детей. Инсценирование простых сказок. Знакомство с буквой «Г». Понятие твёрдых и мягких согласных звуков. Написание элементов печатных букв. |
43 | Времена года (весна). Упражнения в изображении сюжета, расположенного в полосе. | Знаки «+» и « - » . Устное решение задач на сложение и вычитание. Порядковый счёт. Учить проводить прямые линии в разных направлениях. | Сравнение звуков [Г – К]. Составление описательного рассказа по схеме-плану. Печатание слогов печатными буквами. |
44 | Формирование умения ориентироваться в количественных характеристиках предметов (больше – меньше, один - много). | Логическая задача на анализ и синтез. Порядковый и количественный счет до 10. «Колумбово яйцо». | Знакомство с буквой «В». Развитие речи (составление предложений по иллюстрации «Весна»). Росчерки. |
45 | Формирование умения соотносить схему и рисунок. Рисование животных по образцу с основой на геометрические фигуры. | Пространственная ориентировка. Графический диктант по клеточкам. Развитие внимания. | Чтение слогов с буквой «В». Развитие речи - придумывание потешек. Игра «Доскажи словечко». Росчерки. Штриховка. |
46 | Расширение знаний о домашних и диких животных. Формирование желания помогать взрослым, делать добрые дела для окружающих. | Счет предметов до 10. Развитие внимания. Ориентирование в пространстве и на листе бумаги. Работа в тетради в клетку. | Знакомство с буквой «Д». Описание дикого животного: «Угадай, кто это?». Развитие речи. Росчерки. Рисование по точкам. |
47 | Дать представление о художественном жанре – портрете. Показать шедевры мировой живописи – работы знаменитых художников. | Устное решение задач на вычитание, установление соответствия между числом и цифрой. Ориентирование во времени – части суток. | Составление описательного рассказа «Я - бабочка». Отгадывание загадок. Сравнение звуков [Д - Т]. |
48 | Ориентирование во времени – дни недели, времена года. | Пространственная ориентировка. Сходство и различие предметов. Устный счет до 10. Решение математических головоломок. Овал, круг, треугольник. | Составление рассказа о кухне, применяя обобщающие слова «посуда», «мебель». Работа с сюжетными картинками. Знакомство с буквой «Б». Росчерки. Штриховка. |
49 | Россия - наше государство. Показ местонахождения России на физической, политической картах и на глобусе. | Устное решение стихотворных задач. Последовательность при счете до 10. Графический диктант по клеткам. | Звуко - буквенный анализ. Печатание слогов. Составление рассказа по картине. Росчерки. Раскрашивание и штриховка. |
50 | Россия - наше государство. Традиции русского народа. | Решение ребусов. Последовательность при счете до 10. Графический диктант по клеткам. | Сравнение звуков [Б – П]. Печатание слогов. Составление сказки по иллюстрациям. Раскрашивание и штриховка. |
51 | Столица России - наш город (родная улица, район «Марьина Роща»). | Увеличение и уменьшение числа на 1 единицу. Упражнения на развитие внимания – «Учись запоминать». Графический диктант по клеткам. | Составление портрета -рассказа о маме, бабушке. Знакомство с буквой «Ж». Росчерки. Раскрашивание и штриховка. |
52 | Столица России – Москва (музеи, театры, достопримечательности). Развитие умения детей свободно общаться, делиться своими впечатлениями. | Упражнения на развитие ориентирования, осмысленно пользоваться словами: узкий, широкий. Графический диктант по клеточкам. | Сравнение звуков [З - Ж]. Чтение слогов. Росчерки и печатание букв по точкам. |
53 | Правила вежливости в общественном транспорте. Учимся выражать свои эмоции. | Устное решение задач на сложение и вычитание, порядковый счёт. Упражнения на развитие внимания. | Сравнение звуков [Ж - Ш]. Чтение слогов и простых слов с изученными буквами. Росчерки и письмо по точкам. |
54 | Правила вежливости в школе. Развитие умения детей различать цвета и оттенки. | Сравнение множеств. Устный счет в прямом и обратном порядке в пределах 10. | Чтение слогов. Понятие об ударении. Развитие речи (работа с сюжетными картинками « Что изменилось?»). Росчерки. Штриховка. |
55 | Дать возможность увидеть красоту народной игрушки (дымковской и филимоновской) | Порядковый и обратный счёт до 10. Устное решение математической загадки. Графический диктант по клеточкам. | Развитие умения составлять описательные рассказы. Знакомство с буквой «Е». |
56 | Воспитание желания проявлять внимательность, сдержанность, аккуратность, поддерживать порядок в личных вещах. | Устное решение логической задачи на анализ предмета сложной формы. Упражнять в изображении сюжета в полосе (теремок, растения, фигуры животных). | Упражнять в составлении описательного рассказа по картине. Чтение слогов с буквой «Е». Росчерки. Печатание букв и их элементов. |
57 | Привлечение детей к беседе о нашем родном городе. Правила дорожного движения для водителей (элементарные). | Устное решение логической задачи на синтез предмета сложной формы. Счет в прямом и обратном порядке в пределах 10. | Оказание помощи детям по составлению описательного рассказа о городе, изображенном на картине. Печатание элементов букв по устному описанию их учителем. |
58 | Правила дорожного движения для пешеходов (элементарные). | Развитие воображения. Треугольник, круг, трапеция, симметрические изображения предметов из счетных палочек. | Чтение слогов. Гласные и согласные звуки. Знакомство с буквой «Ь». Росчерки. Письмо по образцу. |
59 | Учимся выражать свои мысли. Противоречие «люблю - не люблю» | Устное решение логической задачи на синтез и анализ. Ориентирование в пространстве и на листе бумаги. | Чтение согласных букв с «Ь». Повторение гласных и согласных звуков. Составление повествовательного рассказа по картине «Весна пришла». Росчерки. |
60 | Творчество русского народа: малые жанры фольклора. Учимся выражать свои мысли. | Счет чисел 1-10 в прямом и обратном порядке. Соотнесение цифры с количеством предметов. | Чтение слогов. Дифференциация звуков. Составление фантастической истории по плану. Мягкий знак – показатель мягкости. Письмо элементов печатных букв. Штриховка. |
61 | Творчество русского народа: сказки, легенды, предания, игры. Учимся выражать свои мысли. | Разучивание стихов о цифрах от 1 до 9. Ориентирование в пространстве и на тетрадном листе в клетку. | Разделительный твердый знак. Звуко -буквенный анализ. Составление рассказов. Отгадывание загадок. Росчерки. Штриховка. |
62 | Расскажи о себе. Моя семья. Развитие диалогической речи учащихся. | Прибавление и вычитание к числам до 9 по одному. Ориентирование в пространстве и на листе бумаги. | Знакомство с буквой «Я». Деление слов на слоги. Ударение. Росчерки. Письмо элементов печатных букв. Штриховка. |
63 | Проведение итоговой диагностики «Готовность к школе». | Ориентирование в пространстве и на листе бумаги. | Чтение слогов с буквой «Я». Составление связного рассказа. Определение количества слов в предложении. |
64 | Итоговое занятие. (Праздник «Чему мы научились?»). | Итоговое занятие. (Праздник «Чему мы научились). | Итоговое занятие (Праздник «Чему мы научились?»). |
Работа с родителями будущих первоклассников
При подготовке детей к школе важна и необходима правильная помощь со стороны родителей. Родительские лекции, предусмотренные в рамках программы « Подготовка детей к школе» информируют родителей об особенностях дошкольного и младшего школьного возраста, организации учебного процесса, об объеме знаний, необходимом при поступлении в школу, о роли семьи в развитии и воспитании ребенка. В организации и проведении лекций для родителей будущих первоклассников задействованы учителя начальных классов и психологическая служба школы.
Тематика лекций для родителей:
Родитель - это профессия.
Семейный кодекс о правах и обязанностях родителей и детей.
Здоровый ребенок - хороший ученик.
Как помочь ребенку стать самостоятельным.
Физическая подготовленность ребенка к общению со школой.
Психологическая готовность ребенка к обучению в школе.
Социально - личностное развитие будущего первоклассника.
Первые дни ребенка в школе.
Педагогическая диагностика готовности детей к обучению в школе и методические рекомендации по преодолению выявленных трудностей.
Литература
Волина В. Учимся играя. - М.: Новая школа, 1994 – 448 с.
Волина В. Математика. - М.: Новая школа, 1994 – 448 с.
Гаврина С. Большая книга тестов для детей 5-6 лет. – М., 2004 – 215 с.
Гин С. Прокопенко И. Первые дни в школе: Пособие для учителей. – М.: Вита- Пресс, 2000 – 80 с.
Гин С. Мир человека: Методическое пособие для учителей начальной школы. – М..: Вита- Пресс, 2003 – 144 с.
Декина Н. Гибкие формы обучения в образовательной системе школы // Завуч начальной школы. 2004. № 1, с. 72-79.
Занимательная грамматика. – М.: Омега, 1995 – 256 с.
Логические игры и задачи на уроках математики./ А. Тонких, Т Кравцова.- Ярославль: «Академия развития», 1997 – 240 с.
Новотворцева Н. Развитие речи детей: Пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: «Академия развития», 1997 – 240 с.
Программа обучения и развития детей 5 лет «Предшкольная пора» /Под. ред. Н. Ф. Виноградовой. М.: Вентана- Граф, 2005.
Современная начальная школа: Информационно- методические письма Министерства образования Российской Федерации по организации обучения и воспитания в начальной школе. / Авт.-сост. И. Петрова.- М.: ООО «Издательство «Астрель», 2003 – 287 с.
Сухин И. Мойдодыр, Черномор, Снеговик и другие: Литературные викторины для дошкольников и младших школьников.- М.: Новая школа, 1996. – 176 с.
Рузина М. Страна пальчиковых игр: Развивающие игры для детей и взрослых. – СПб. : ООО « Издательский дом «Кристалл», 1999. – 176 с.
Узорова О., Нефедова Е. 350 упражнений для подготовки детей к школе: Игры, задачи, основы письма и рисования. – М.: Новая школа, 2001. – 126 с.
Управителева Л. Скоро в школу. Программа. // Начальная школа. Приложение « Первое сентября». 2001. № 5-17.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
календарно - тематическое планирование 3 класс 3 часа в неделю по программе В. И. Ляха
Календарно – тематическое планирование по физической культуре для учащихся 3 классов – 3 часа в неделю 2012 – 2013 уч. год№урокаДатаНаименованиераздела программыТемаурокаКол-вочасовТипурокаЭлементы со...
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по математике 4 ч. в неделю, всего 132 ч.
тематическое планирование по математике Петерсон...
тематическое планирование 1 класс 2 часа в неделю физическая культура
тематическое планирование по ФГОС...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (68 ч, 2 часа в неделю)Учимся быть читателями
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (68 ч, 2 часа в неделю)Учимся быть читателями...
Тематическое планирование 4 класс 2 часа в неделю
календарно-тематическое планирование по физической культуре 2 часа в неделю...
Календарно-тематическое планирование 3 класс 5 часов в неделю (170 часов в год) по учебнику Л.Ф.Климановой, Т.В.Бабушкиной
Календарно-тематическое планирование 3 класс 5 часов в неделю (170 часов в год) по учебнику Л.Ф.Климановой, Т.В.Бабушкиной№п/пДатаТема урокаКол-во часовПланируемые результатыВид деятельности№страницыП...
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 класс (4 ч в неделю) по учебнику-тетради Л.Г.Петерсон.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 класс (4 ч в неделю)№п/пДатаТемаПланируемые результаты Виды деятельностиКол-во часов№ урока по учеб.ПредметныеМетапредметные УУДI четверть (34 ...