Тематическое планирование для дошколки на 2 раза в неделю.
календарно-тематическое планирование по теме

Ляхова Ольга Владимировна

Тематическое планирование для дошколки на 2 раза в неделю на основе планирования Н.Ф.Виноградовой "Предшкольная пора"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тематическое планирование,

основанное на разделах

программы Н.Ф.Виноградовой

«Предшкольная пора»,

в группах дошкольного развития

для подготовки детей 5-6 лет

к школе

      Разработала

                              учитель начальных классов

          ГБОУ СОШ №237им.В.Ф.Орлова

                        Ляхова Ольга Владимировна

               

Москва.  2012-2013  у. г.

  Программа  Н.Ф.Виноградовой определяет те знания и умения, которыми должен овладеть каждый ребенок для успешного интеллектуального и социального развития, адаптации к школьному обучению. В ней выделяются 5 разделов: «Познаем мир», «Познаем других людей и себя», «Учимся рисовать», «Обучение грамоте. Развивающее письмо», «Учимся думать, рассуждать и фантазировать». Выделение разделов программы условно, так как ее особенностью является взаимосвязь всех разделов. Я постаралась соединить некоторые разделы  вместе  и получился интегрированный курс «Подготовка детей 5-6 лет к школе». У меня получились три  раздела на основе пяти, которые разработала Н.Ф.Виноградова в Программе «Предшкольная пора».

     Раздел «Познаем мир, других людей и себя. Учимся рисовать»  направлен  на расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде. Развивается познавательный интерес  будущего первоклассника, его умения использовать полученные знания в конкретной деятельности, усваиваются правила поведения в природе и обществе. Особое внимание уделяется развитию умений управлять своими эмоциями, контролировать и оценивать свою деятельность и поведение, соотносить их результаты с эталонами.

Планируемые результаты.

Выпускник группы дошкольного развития научится:

ориентироваться в ситуациях, соответствующих различным сферам общения;

употреблять вежливые слова (начало и завершение общения);

осознавать, что в различных ситуациях говорить можно по-разному: громко - тихо, быстро – медленно, весело – грустно и т.д.;

артикулировать звуки русской речи, понимать, что правильная артикуляция, хорошая дикция способствуют эффективному общению;

обращаться к собеседнику тогда, когда это уместно, отвечать на обращение;

использовать соответствующие ситуации, темп, громкость;

следовать принятым в обществе правилам поведения при разговоре:

смотреть на собеседника;

не перебивать говорящего;

использовать мимику и жесты, не мешающие, а помогающие собеседнику понять сказанное;

сообщать определенную информацию, договариваться о совместной деятельности;

соблюдать культуру слушания: вежливое слушание, внимательное слушание;

распознавать на рисунках и в природе изученные растения и животных;

перечислять в правильной последовательности времена года.

     Раздел «Учимся думать, рассуждать, фантазировать. Познаем мир. Учимся рисовать»  включает такое содержание, которое позволяет сформировать такие  знания и умения, являющиеся средством развития мышления и воображения. Особое внимание уделяется осознанию детьми причинных, временных, последовательных связей между предметами, развитию логического мышления. В данном разделе представлены знания и умения, обеспечивающие специальную подготовку к учебному предмету «Математика». 

Планируемые результаты.

Выпускник группы дошкольного развития научится:

находить различия между цифрой и однозначным числом;

называть однозначные числа;

считать до 10 и в обратном порядке;

определять, где предметов больше, где меньше;

определять число предметов заданной совокупности и устно обозначать результат числом;

определять и называть основные геометрические фигуры (треугольник, прямоугольник, круг), различать их, находить их прообразы в окружающей действительности;

проводить простейшие логические рассуждения и простейшие мыслительные операции (сравнивать объекты, указывая сходство и различие, проводить классификацию предметов по заданным признакам, выявлять несложные закономерности и использовать их для выполнения заданий);

выделять характерные признаки предметов и явлений и отображать их в своей изобразительной деятельности;

ориентироваться на странице тетради;

правильно организовать рабочее место.

    Раздел «Учимся родному языку. Познаём других людей и себя. Учимся рисовать» обеспечивает обогащение активного словаря ребенка, связной речи, формирование умений составлять повествовательный рассказ, описательный рассказ и рассказ - рассуждение. Особое внимание уделено подготовке к изучению русского языка в школе, обучению чтению и подготовке руки ребенка к письму. Большое внимание уделяется развитию словесного творчества ребенка. В данном разделе представлены знания и умения, обеспечивающие специальную подготовку к учебным предметам «Русский язык», «Литературное чтение»

Планируемые результаты.

Выпускник группы дошкольного развития научится:

правильно произносить все звуки;

отчетливо и ясно произносить слова;

выделять из слов звуки;

находить слова с определенным звуком;

определять место звука в слове;

соблюдать орфоэпические нормы произношения;

составлять предложения по опорным словам, по заданной теме;

составлять рассказы, сказки по картине, по серии картин;

пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям.

 

          Примерная организация обучения  

        по курсу «Подготовка детей к школе»

 Продолжительность обучения - 32 недели.

 Общее число занятий - 192 часа.  

1.  «Познаем мир, других людей и себя. Учимся рисовать» - 64 часа.    

2.  «Учимся думать, размышлять, фантазировать. Учимся рисовать. Познаём мир» -64 часа.

 3.  «Учимся родному языку. Познаём других людей и себя.  Учимся рисовать» - 64 часа.

 

Режим занятий:  2 дня в неделю по 3 занятия в день. Длительность занятий не более 25 минут. Перерыв между занятиями не менее 5 минут.

  Число занятий в неделю:

«Познаем мир, других людей и себя. Учимся рисовать» - 2 занятия.                          

« Учимся думать, размышлять, фантазировать. Учимся рисовать. Познаём мир»- 2 занятия.

«Учимся родному языку.  Познаём других людей и себя.  Учимся рисовать»- 2 занятия.            

Особенностью планирования является взаимосвязь всех разделов, поэтому их выделяю достаточно условно. Особенностью интегрированного обучения является то, что реализация основных задач идет на разном материале с варьированием средств обучения, предлагаемых программой  Н.Ф.Виноградовой  «Предшкольная пора».

               

               

                 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел I. « Познаем мир, других людей и себя. Учимся рисовать» (64 часа)

В процессе занятий развивать умение наблюдать за явлениями природы и деятельностью людей, характерной  для данного времени года (например, листопад, похолодание, замерзание водоемов, оттепель, распускание листьев и др.). Познакомить с названием  и  последовательностью  времен  года, формировать умение называть  основные признаки сезона.

Вместе с детьми наблюдать различные живые  объекты природы (растения, животных). Развивать умение сравнивать и различать хвойные и лиственные деревья.

В процессе наблюдений развивать умение узнавать, называть, давать краткую характеристику насекомых, зверей, птиц (диких и домашних), живущих в ближайшем природном окружении. узнавать животных по издаваемым ими звукам, называть и воспроизводить некоторые звуки (рычит, квакает, жужжит, пищит, стрекочет).

Знакомить с правилами поведения в природе и учить их применять: не трогать незнакомые растения и животные, бережно относиться к природе.

Добиваться знания названия родного города, страны, столицы.

В ближайшем окружении развивать умение наблюдать различные виды транспорта (автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай, метро, спецтранспорт). Развивать умение проявлять внимательность и осторожность на улицах и во дворах, знакомить с некоторыми знаками дорожного движения (пешеходный переход, «зебра», остановка транспорта), сигналами светофора.

В процессе слушания и чтения книг, рассматривания иллюстраций расширять  представления детей об особенностях литературы и искусства разных народов (сказки, песни, танцы, игры, предметы быта)

Работать  с детьми  над  формированием  называть  свое полное имя (а также некоторые его  производные формы, например: Александр – Саша, Шура), отчество, фамилию, пол, день рождения, адрес, телефон. Знакомить с возможной ролью детей в семейном коллективе (сын, брат, внук и др.) и ролью других членов семьи (мама, дочь, бабушка, дедушка и др.). Развивать умение различать некоторые особенности пола и возраста (мальчик / девочка, взрослый, ребёнок, молодой, старый).

Развивать умение кратко характеризовать свои индивидуальные особенности (черты внешности, любимые игры и занятия).  Развивать умение  ориентироваться  в  своём  теле: знать,  какая рука  (ухо, глаз и т.д.)  левая,  а  какая – правая.  Развивать умение определять направление своего движения – ходьбы и бега (вперед, назад, влево, вправо, вверх по лестнице и вниз). Учить использовать в конкретных жизненных ситуациях слова,  характеризующие пространственные отношения предметов, основные направления,  ориентируясь от себя и от других предметов  ( ближе - дальше,  вверху – внизу,  посередине,  между, сзади – спереди, в центре, середина, рядом, вертикально - горизонтально).

Учить проявлять желание участвовать в совместной деятельности  со взрослыми, выполнять поручения в семье, проявлять заботу о близких.

Учить проявлять желание узнавать новое.  Знакомить с требованиями учителя, правилами поведения в классе, в школе и в игровой форме добиваться их выполнения. Учить быть внимательными, сдержанными, аккуратными, уметь организовывать место для занятий. Учить правильной осанке, соблюдению гигиены письма, рисования, работы с книгой. Учить проявлять желание участвовать в разговоре, беседе, занятиях со сверстниками и взрослыми. В конкретных ситуациях учить предвидеть последствия своих поступков, слов, высказываний. Учить оценивать свои поступки по отношению к другим людям (хорошо - плохо), понимать слова, определяющие чувство вины (стыдно), обиды, жалости. Давать установку на старание доставлять радость другим.

Учить слушать и слышать другого человека, внимательно выслушивать мнение не только взрослого, но и сверстников. Учить понимать шутку, юмор, не обижаться на шутки детей и взрослых. Учить находить решения простых этических ситуаций (правильно / неправильно, хорошо / плохо).  В разговоре со сверстниками, на занятиях учить выражать своё мнение и отношение к наблюдаемым объектам, книгам, игрушкам, мультфильмам (нравится / не нравится), элементарно обосновывать своё мнение (почему нравится / не нравится). Показывать, что наличие разных мнений обогащает общение людей. 

Учить использовать сенсорные впечатления для передачи формы, величины, цвета предметов и объектов, их расположения в пространстве.

Учить анализировать предметы и их графические изображения по форме, пропорциям, частям. Сравнивать объекты, предметы по цветовой гамме. Использовать цвет для передачи настроения в рисунке, аппликации. Ориентироваться в пространстве листа.

С помощью рисования учить  копировать и создавать различные контуры и изображения, выполнять разнообразные виды штриховки. Знакомить с графическими и живописными средствами художественной выразительности (линия, штрих, пятно, мазок, цвет, цветочные сочетания).

Учить изображать человека и животных в статике и динамике.

     

     Раздел II. «Учимся думать, размышлять, фантазировать. Учимся рисовать» (64 часа)

       Дать понятие числовой ряд (1-10) на основе практических действий со множествами предметов, учить прямому и обратному счету в пределах 10. В практической деятельности  учить определять отношения между числами в натуральном ряду («2 больше 1, но меньше 3»), состав числа («3 - это 2 и 1, или 3 -  это 1, и 1, и 1»),  учить определять при счете направление движения, учить  ориентироваться в терминах «предыдущий», «последующий». Учить узнавать и называть цифры и пользоваться ими для определения количества предметов.

Учить устанавливать соответствия между элементами двух множеств  (без пересчитывания), сравнивать множества, формулируя результаты сравнения  («столько же», «больше», «меньше»),  уравнивать множества.

Учить сравнивать и описывать предметы по признакам, выделять отличительные признаки предметов, распознавать простейшие геометрические фигуры, составлять фигуры из частей.

Учить ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (влево - вправо, вверх-вниз), выполнять графические диктанты по клеточкам (1 клетку вправо, 2 клетки вверх и т. д.).

Учить считать предметы, устно решать стихотворные задачи в пределах 10. Используя карточки, составлять и читать числовые равенства и неравенства.

Развивая фантазию и воображение, учить видеть образы в неопределенных изображениях: в чернильных пятнах, бегущих по небу облаках, зимних узорах на окнах. Узнавать спрятанные предметы в пересекающихся линиях, цветовых пятнах, дорисовывать их,  по отдельным чертам завершать рисунок.

 Учить использовать сенсорные впечатления для передачи формы, величины, цвета предметов и объектов, их расположения в пространстве.

С помощью рисования учить  копировать и создавать различные контуры и изображения, выполнять разнообразные виды штриховки.           

Дать представления о видах и жанрах изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура; пейзаж, портрет, натюрморт).   

Раздел III. «Учимся родному языку. Познаём других людей и себя. Учимся рисовать» (64 часа)

   Учить участвовать в коллективном рассказывании, беседе, составлять небольшие рассказы, портреты-рассказы, рассказы по серии сюжетных картинок (последовательной и с нарушением последовательности), по сюжетной картине на доступные детям темы; описательные и повествовательные рассказы на доступные детям темы («Весна пришла», «Зимние забавы»).

Учить составлять небольшие описательные рассказы от имени животного («Я - бабочка», «Я - лисичка»). Учить придумывать фантастические истории, проявлять интерес к  рифмованию слов, участвовать в коллективном придумывании стишков, загадок. Учить анализировать предметы и их графические изображения по форме, пропорциям, частям.

В процессе моделирования учить различать слово и предложение, составлять предложения как по образцу, так  и самостоятельно.

Учить выделять в словах звуки, обозначать их соответствующими знаками (карточки гласных и твёрдых – мягких согласных звуков). Учить интонационно выделять в слове звук, называть его изолированно, называть слова по определенному фонематическому признаку (начало, середина или конец слова; с заданным учителем звуком; слова, состоящие из 2, 3, … звуков, слогов и т.д.).

В процессе общения пополнять активный словарь детей  словами, характеризующими качества и свойства предметов, а также - обобщающими словами. По образцу подбирать слова, сходные и противоположные по значению. Учить задавать различные вопросы взрослым и сверстникам. В процессе речевого общения учить использовать слова, характеризующие эмоциональные состояния людей.

Учить  самостоятельно  сравнивать результаты своей работы с образцом. Обводить предметы по контуру, штриховать в различных направлениях, раскрашивать, рисовать предметы;  выполнять упражнения, направленные на развитие мелких мышц руки. 

С помощью рисования учить  копировать и создавать различные контуры и изображения, выполнять разнообразные виды штриховки. Знакомить с графическими и живописными средствами художественной выразительности (линия, штрих, пятно, мазок, цвет, цветочные сочетания).

Тематическое планирование (поурочное)

 №    дня занятий   п / п

I. «Познаём мир, других людей и себя. Учимся рисовать» (64 часа)

II. «Учимся думать, размышлять, фантазировать. Учимся рисовать.  Познаём мир». (64 часа)

III. «Учимся родному языку. Познаём других людей и себя. Учимся рисовать». (64 часа)

1

Расширение  представлений о труде людей в природе, а также побуждение к занятиям физической культурой.

Число и цифра 1, величина, логическая устная задача на установление закономерности. Обучение нахождению в специально подготовленной обстановке одинаковых и похожих по форме предметов.

Знакомство детей в группе. Мир звуков.  Игры, направленные на речевое общение. Штриховка. Вызов у детей интереса к игрушке, обучение её описывать.

2

Мир вокруг нас. Знакомство с названием осенних месяцев. Учить наблюдать за явлениями природы и сезонной деятельностью людей.

Знакомство с понятиями: много, один, слева, справа.  Ознакомление с качествами и свойствами предметов (какой? из чего сделан? для чего нужен?).

Знакомство с пословицами, в которых упоминается число один, с миром гласных и согласных звуков. Учить на слух определять и распознавать звуки.  Штриховка. Росчерки.

3

Формировать умение определять своё имя, его производные формы; пол, день рождения, адрес, номер телефона.

Закреплять умение выделять признаки сходства разных предметов и объединять их по этому признаку. Обобщение и классификация предметов.

Знакомство с гласным звуком [А] и буквой «А», с профессией учителя, воспитателя. Воспитание умения замечать особенности народной игрушки (форма, цвет).

4

Знакомство с названием родного города, страны. Наблюдение за трудовой деятельностью людей в нашей местности.

Число и цифра 2, величина, логическая задача в устной форме. Аппликация из пластилина. Составление своей сказки по данному сюжету.

 Закрепление умений находить букву «А» в словах, читать её в схеме слова. Познакомить с заглавной буквой. Росчерки.

5

Формирование умения выделять индивидуальные особенности: черты внешности, любимые занятия.

Числа и цифры 1 и 2. Соотнесение количества предметов и цифр.  Развитие умения ориентироваться в пространстве.

Знакомство с гласным звуком [У] и буквой «У». Побуждение правильно называть предметы в группе и бережно к ним относиться. Штриховка.

6

Обучение ориентироваться в своём теле: левая и правая стороны (глаза, уши, руки, ноги). Формирование знания цвета (коричневый, жёлтый, красный, синий).

Число и цифра 3. Соотнесение количества предметов и цифр. Устное решение логической задачи.

Закрепление знаний о букве и звуке «У». Речевое общение, игры с использованием слов, характеризующих эмоциональное состояние людей (печальный, грустный, обиженный, усталый и т.д.). Рисование по точкам.

7

Знакомство с отдельными достопримечательностями города: памятниками, площадями и местами труда и отдыха.

Счет в прямом и обратном порядке. Развитие умения различать по форме, цвету и вкусу 5 видов овощей.  Лепка овощей и фруктов.

Знакомство со звуком [О] и буквой «О». Знакомить с поэтическим творчеством, развивать память. Развитие умения определять время суток.

8

Знакомство с понятием об органах чувств.  Составление небольшого портрета-рассказа о себе.

Числа и цифры 1,2,3,4. Соотнесение количества предметов и цифр. Счет в прямом и обратном порядке.  Квадрат.

Закрепление знаний о букве и звуке «О». Закрепление знания  детей о городском транспорте. Знакомство с профессией водителя. Штриховка(наклонные линии).

9

Объяснение значения каждого органа для восприятия окружающего мира. Лепка фигуры человека.

Числа и цифры 1-4. Обучение употреблению слов: длинный,  короткий, равный по длине.  Пространственная ориентировка.

Знакомство с согласным звуком [М] и буквой «М».  Закреплять знания о назначении легкового и грузового транспорта.

10

Наблюдение за растениями осенью. Дать представление о жанре – пейзаж. Правила рассматривания картин.

Число и цифра 5. Знаки «+ », « - ».  Закрепление знаний о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник. Правила поведения в группе.

Обучение узнаванию и называнию знакомых букв, пению дифтонгов: АУ,  УА,  ОУ и чтению слогов МА,  МУ,  МО.    Штриховка. Соблюдение гигиены письма.

11

Воспитание любви к природе. Наблюдение за изменениями в природе. Знакомство с частями растений.

Числа и цифры 1 - 5; независимость числа от величины предметов. Состав числа 5. Увеличение и уменьшение числа на 1 единицу.

Знакомство с согласным звуком [С] и буквой «С». Составление рассказа по серии сюжетных картинок (последовательной и с нарушением последовательности).  Штриховка.

12

Растения.  Наблюдение за смешиванием цветов красок. Рисование растений.

Число и цифра 6. Соотнесение количества предметов и цифр. Увеличение и уменьшение числа на 1 единицу.

Знакомство с  согласным звуком [Х] и буквой «Х». Составление рассказа по  картине (пейзаж, натюрморт).

13

Воспитание любви к природе.  Сравнение (нахождение сходства и различия) деревьев и кустарников.

Числа и цифры 1-6. Соотнесение количества предметов и цифр.  Решение логических задач (устно).

Чтение слогов с изученными буквами. Составление повествовательного рассказа по картинке «Что случилось в лесу?» Штриховка.

14

Закрепление понятия о явлениях природы и зависимости действий людей и жизни животных в природе.

Числа и цифры от 1 до 6. Знаки «=» и «+». Сходство и различие геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, ромб). Пространственная ориентировка.

Развитие умения определять своё и чужое эмоциональное состояние и вежливо общаться. Знакомство со схемой (моделью) предложения. Знакомство с буквой «Р» и звуками, которые она обозначает. Росчерки.

15

Сравнение хвойных и лиственных деревьев.  

Числа и цифры 4, 5, 6; установление соответствия между числом, цифрой и количеством предметов. Логическая задача на установление закономерностей в устной форме.

Развитие умения описывать игрушку. Чтение слогов с буквой «Р». Придумывание небольших историй по рисункам («Кто спрятался в чернильных пятнах?», «О чём рассказывают эти знаки?»).

16

Знакомство с картинами природы и жизни людей разных регионов страны. Обобщить знания о назначении столовой посуды и утвари.

Обучение счету до 6. Знакомство со знаками     «<», «>». Знакомство детей с изделиями керамической посуды, росписью по керамике. Штриховка рисунка-заготовки (вертикальная).

Знакомство с буквой «Ш». Составление небольшого описательного рассказа от имени животного («Я - муравей», «Я - лисичка»). Лепка выбранного животного.

17

 Знакомство с насекомыми (муравей, жук, бабочка) и обучение давать им краткую характеристику. Аппликация «Бабочка» из треугольников.

Знакомство со знаком   « - ». Введение в активный словарь детей слов «широкий», «узкий». Закрепление умения правильно работать с ножницами, разрезать квадрат по диагонали.

Пропевание закрытых и открытых слогов с изученными буквами.       Сопоставление  звуков  [С -  Ш].  Определение материала, из которого изготовлены предметы.

18

Наблюдение за основными свойствами разных предметов: игрушек, вещей, их назначением и возможными действиями, которые можно с ними производить.

Знакомство с числом и цифрой 7. Числа от 1 до 7. Сравнение предметов по количеству и форме.

 Знакомство с буквой «Ы». Коллективное придумывание стишков, потешек, загадок (понятие «рифма»  даётся по образцу: дочка - ночка)  на тему  «Моя любимая игрушка».     Штриховка (горизонтальная).

19

Знакомство со словами «вчера», «сегодня», «завтра». Знакомство с земноводными (лягушка).

Соотнесение количества числа и количества предметов. Дать понятия «предыдущее» и «последующее» число. Графический диктант по клеткам.

Развитие умения описывать игрушку. Чтение слогов с изученными буквами. Звуковой анализ слогов и слов.

20

Обучение ориентированию в пространстве - направо, налево, сзади, впереди, за, на, над, под, перед, в центр и др. Побуждать детей к вежливому общению  со сверстниками.

Сравнение предметов по величине: толстый, тонкий, большой, маленький, справа, слева, перед, после.  Количественный и порядковый счет до 7.

Знакомство с буквой «Л». Моделирование и составление предложений, различных по интонации, по образцу. Обучение пересказу небольшого рассказа, его драматизация.  Штриховка.

21

Дикие животные.  Рисование диких животных по образцу. Узор дымковской игрушки, раскрашивание заготовок кистью.

Число и цифра 8. Соотнесение количества предметов и числа.  

Сопоставление звуков [Л - Р]. Звуковой анализ слогов и простых слов. Развитие монологической речи детей и умения правильно задавать вопросы и отвечать на них.

22

Оценивание своих поступков по отношению к другим людям (понимание слов, определяющих чувство вины (стыдно), обиды (обидно), жалости (жалко) и др.).

Числа 1-8. Пространственные отношения. Определение форм предметов, используя геометрические фигуры как эталон (арбуз – шар и др.).

Составление рассказа по сюжетным картинкам. Знакомство с буквой «Н».   Работа по выделению часто встречающихся в словах звуков (скороговорка и чистоговорка).

23

Учить правильно называть основные геометрические фигуры и их элементы: шар, овал, угол, прямоугольник, сторона, вершина.

Числа 1-8. Порядковый счет в пределах 8. Знакомство с понятиями «уже», «шире», «длиннее», «короче». Развитие умения вежливо общаться.

Закреплять правила поведения при общении со сверстниками (во время игр, занятий). Чтение слогов с изученными буквами. Составление схем предложений.

24

Знакомство с названиями и последовательностью времён года. Ознакомление с названиями зимних месяцев и основных признаков сезона.

Числа 1-8. Учить сравнивать предметы по величине и количеству. Увеличение и уменьшение числа на 1 единицу. Устное решение логических задач.

Коллективное описание матрёшки. Составление предложений по схеме. Знакомство с буквой «К». Росчерки. Обводка по контуру.

25

Закрепление умений называть зимние месяцы, основные признаки сезона. Лепка на тему «Зимушка – зима».

Числа 1-8. Закрепление знаний геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.  Упражнять в разрезании пополам по диагонали квадрата (ель из треугольников).

Развитие умения находить место буквы в схеме слога или слова. Закреплять знание цвета и называть основные цвета и оттенки.

26

Соотнесение природных явлений и погоды с сезонами (град, снег, дождь, гололёд, иней и др.).

Числа 1-8. Сравнение предметов по величине, весу и количеству. Устное решение логической задачи на установление закономерностей.

Составление предложений по заданной теме. Знакомство с буквой «Т». Закреплять правила поведения при общении со сверстниками (во время игр, занятий).

27

Знакомство с правилами поведения в природе: не трогать незнакомые растения и животных, не ловить бабочек, жуков, бережно относиться к растениям.

Числа 1-9. Знакомство с числом и цифрой 9. Повторение понятий «предыдущее» и «последующее» число.

Составление предложений (рассказ) по сюжетной картинке. Выкладывание и чтение слогов из букв разрезной азбуки (с изученными буквами).

28

Дать понятие о правилах сервировки стола к чаю, обеду. Ролевая игра «Семейный обед».

Числа 1-9. Устное решение логических задач на установление закономерностей. Развитие умения слушать другого человека.

Знакомство с гласным звуком [И] и буквой «И». Развитие монологической речи детей. Драматизация на примере детского стихотворения.

29

Наблюдение за различными видами транспорта: автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай, метро.

Числа 1-9. Сходство и различие предметов. Понятия «высокий», «низкий». Ориентирование во времени – дни недели.

Учимся слышать согласные звуки и называть их. Буквы, обозначающие согласные звуки. Понятие твёрдых и мягких согласных звуков.

30-31

Знакомство в игровой форме с правилами поведения в общественном транспорте: не кричать, держать за руку взрослого, спокойно сидеть на месте.

Графический диктант по клеткам. Сравнение по количеству (больше), (меньше). Ориентирование в пространстве и на листе бумаги. Решение стихотворных задач в устной форме.

Отгадывание загадок о животных, птицах. Описание любимого животного: котёнок, собака, попугай, хомячок. Вызывание интереса в выкладывании и чтении слов с известными буквами, чётко произносить звуки.

32-33

Обучение проявлению внимательности и осторожности на улицах и во дворах. Повторение о сигналах светофора.

Порядковый счёт, сравнение смежных чисел. Квадрат и его свойства. Графический диктант по клеткам. Ориентирование в пространстве и на листе бумаги.

Знакомство с буквой «П». Составление рассказа по теме: «Моя семья» (портреты-рассказы о членах семьи). Росчерки. Раскрашивание и штриховка.

34-35

Закрепление умения определять своё имя, его производные формы; пол, день рождения, адрес, номер телефона.

Числа 1-9. Танграм. Устное решение логических задач на установление закономерностей.

Практическая деятельность по выкладыванию слогов и простых слов со знакомыми буквами. Заглавная буква в тексте.

36

Соотнесение цвета разных предметов. Определение основных цветов и оттенков. Заучивание цветов радуги.

Число и цифра «0». Логическая задача на установление закономерностей в устной форме. Геометрические фигуры (повторение).

Развитие диалогической речи детей. Составление рассказа по картине    (пейзажу). Знакомство с буквой «З».

37

Закрепление правил поведения в природе. Дать представление о жанре живописи - о натюрморте.

Ориентирование в пространстве  и на листе бумаги. Порядковый счёт, сравнение смежных чисел. Квадрат.      Графический диктант по клеткам.

Составление рассказа по картине - натюрморту. Чтение слогов и слов с буквами «З», «С». Сравнение звуков  [З - С].

38

Развивать умение выполнять поручения взрослых, проявлять инициативу в трудовых действиях: подготовка к занятиям, уборка игрушек и др.

Числа 1-9. Нахождение различий в двух похожих рисунках. Ориентирование в пространстве  и на листе бумаги. Устное решение логических задач.

Сравнительный анализ звуков [Й - И]. Чтение слогов со знакомыми буквами. Развитие речи (работа с загадками). Росчерки. Написание элементов печатных букв.

39-40

Формирование умения высказывания своих мыслей. Обучение решению простых этических ситуаций (хорошо – плохо; нравится – не нравится)

Получение числа 9 разными способами (практическая работа). Свойства геометрических фигур. Графический диктант по клеткам. Устное решение стихотворных задач.

Вызывание интереса к пропеванию слогов, чёткому произнесению звуков. Заучивание стихотворения. Развитие конструктивного восприятия, творчества.

41

Что такое трудолюбие? Формирование у детей стремления и желания самостоятельно находить себе интересные занятия.

Свойства геометрических фигур. Графический диктант по клеткам. Учить определять направление своего движения – ходьбы и бега: вперёд, назад, влево, вправо, вверх и др.

Гласные и согласные звуки. Составление слогов и простых слов из букв разрезной азбуки. Написание элементов печатных букв.

42

Формирование сознания детей на тему «Я – человек, умею говорить, думать, чувствовать. Это же самое умеют делать все люди, но я многому ещё должен научиться».

Повторение чисел 1-9. Круг, трапеция, треугольник, квадрат. Свойства геометрических фигур.

Развитие диалогической речи детей. Инсценирование простых сказок. Знакомство с буквой «Г». Понятие твёрдых и мягких согласных звуков. Написание элементов печатных букв.

43

Времена года (весна). Упражнения в изображении сюжета, расположенного в полосе.

Знаки «+» и « - » . Устное решение задач на сложение и  вычитание.  Порядковый счёт. Учить проводить прямые линии в разных направлениях.

Сравнение звуков [Г – К]. Составление описательного рассказа по схеме-плану. Печатание слогов печатными буквами.

44

Формирование умения ориентироваться в количественных характеристиках предметов (больше – меньше, один - много).

Логическая задача на анализ и синтез. Порядковый и количественный счет до 10. «Колумбово яйцо».

Знакомство с буквой «В». Развитие речи (составление предложений по иллюстрации «Весна»). Росчерки.

45

Формирование умения соотносить схему и рисунок. Рисование животных по образцу с основой на геометрические фигуры.

Пространственная ориентировка. Графический диктант по клеточкам. Развитие внимания.

Чтение слогов с буквой «В». Развитие речи - придумывание потешек. Игра «Доскажи словечко». Росчерки. Штриховка.

46

Расширение знаний о домашних и диких животных. Формирование желания помогать взрослым, делать добрые дела для окружающих.

Счет предметов до 10. Развитие внимания. Ориентирование в пространстве  и на листе бумаги. Работа в тетради в клетку.

Знакомство с буквой «Д». Описание дикого животного: «Угадай, кто это?». Развитие  речи. Росчерки. Рисование по точкам.

47

Дать представление о художественном жанре – портрете. Показать шедевры мировой живописи – работы знаменитых художников.

Устное решение задач на вычитание, установление соответствия между числом и цифрой. Ориентирование во времени – части суток.

Составление описательного рассказа «Я - бабочка». Отгадывание загадок. Сравнение звуков [Д - Т].

48

Ориентирование во времени – дни недели, времена года.

Пространственная ориентировка. Сходство и различие предметов. Устный счет до 10. Решение математических головоломок. Овал, круг, треугольник.

Составление рассказа о кухне, применяя обобщающие слова «посуда», «мебель». Работа с сюжетными картинками. Знакомство с буквой «Б».  Росчерки. Штриховка.

49

Россия - наше государство. Показ местонахождения России на физической, политической картах и на глобусе.

Устное решение стихотворных задач. Последовательность при счете до 10. Графический диктант по клеткам.

Звуко - буквенный анализ. Печатание слогов. Составление рассказа по картине. Росчерки. Раскрашивание и штриховка.

50

Россия - наше государство. Традиции русского народа.

Решение ребусов. Последовательность при счете до 10. Графический диктант по клеткам.

Сравнение звуков [Б – П]. Печатание слогов. Составление сказки по иллюстрациям. Раскрашивание и штриховка.

51

Столица России  - наш город (родная улица, район «Марьина Роща»).

Увеличение и уменьшение числа на 1 единицу. Упражнения на развитие внимания – «Учись запоминать». Графический диктант по клеткам.

Составление портрета -рассказа о маме, бабушке. Знакомство с буквой «Ж». Росчерки. Раскрашивание и штриховка.

52

Столица России – Москва (музеи, театры, достопримечательности). Развитие умения детей свободно общаться, делиться своими впечатлениями.

Упражнения на развитие ориентирования, осмысленно пользоваться словами: узкий, широкий. Графический диктант по клеточкам.

Сравнение звуков [З - Ж]. Чтение слогов. Росчерки и  печатание букв  по точкам.

53

Правила вежливости в общественном транспорте. Учимся выражать свои эмоции.

Устное решение задач на сложение и вычитание, порядковый счёт. Упражнения на развитие внимания.

Сравнение звуков [Ж - Ш]. Чтение слогов и простых слов с изученными буквами. Росчерки и  письмо по точкам.

54

Правила вежливости в школе. Развитие умения детей различать цвета и оттенки.

Сравнение множеств. Устный счет в прямом и обратном порядке в пределах 10.

Чтение слогов. Понятие об ударении. Развитие речи (работа с сюжетными картинками « Что изменилось?»). Росчерки. Штриховка.

55

Дать возможность увидеть красоту народной игрушки (дымковской и филимоновской)

 Порядковый и обратный счёт до 10. Устное решение математической загадки. Графический диктант по клеточкам.

Развитие умения составлять описательные рассказы. Знакомство с буквой «Е».

56

Воспитание желания проявлять внимательность, сдержанность, аккуратность, поддерживать порядок в личных вещах.

 Устное решение логической задачи на анализ предмета сложной формы. Упражнять в изображении сюжета в полосе (теремок, растения, фигуры животных).

Упражнять в составлении описательного рассказа по картине. Чтение слогов с буквой «Е». Росчерки. Печатание букв и их элементов.

57

 Привлечение детей к беседе о нашем родном городе. Правила дорожного движения для водителей (элементарные).

Устное решение логической задачи на синтез предмета сложной формы. Счет в прямом и обратном порядке в пределах 10.

Оказание помощи детям по составлению описательного рассказа о городе, изображенном на картине. Печатание элементов букв по устному описанию их учителем.

58

 Правила дорожного движения для пешеходов (элементарные).

Развитие воображения. Треугольник, круг, трапеция, симметрические изображения предметов из счетных палочек.

Чтение слогов. Гласные и согласные звуки. Знакомство с буквой «Ь». Росчерки. Письмо по образцу.

59

Учимся выражать свои мысли. Противоречие «люблю - не люблю»

 Устное решение логической  задачи на синтез и анализ. Ориентирование в пространстве и на листе бумаги.

Чтение  согласных букв с «Ь». Повторение гласных и согласных звуков. Составление повествовательного рассказа по картине «Весна пришла». Росчерки.

60

Творчество русского народа: малые жанры фольклора. Учимся выражать свои мысли.

Счет чисел 1-10 в прямом и обратном порядке. Соотнесение цифры с количеством предметов.

 Чтение  слогов. Дифференциация звуков. Составление фантастической истории по плану. Мягкий знак – показатель мягкости.  Письмо элементов печатных букв. Штриховка.

61

Творчество русского народа: сказки, легенды, предания, игры. Учимся выражать свои мысли.

 Разучивание стихов о цифрах от 1 до 9. Ориентирование в пространстве и на тетрадном листе в клетку.

Разделительный твердый знак.  Звуко -буквенный анализ. Составление рассказов. Отгадывание загадок. Росчерки. Штриховка.

62

Расскажи о себе. Моя семья. Развитие диалогической речи учащихся.

Прибавление и вычитание к числам до 9 по одному. Ориентирование в пространстве и на листе бумаги.

  Знакомство с буквой «Я». Деление слов на слоги. Ударение. Росчерки. Письмо элементов  печатных букв. Штриховка.

63

Проведение итоговой диагностики «Готовность к школе».

Ориентирование в пространстве и на листе бумаги.

Чтение слогов с буквой «Я». Составление связного рассказа. Определение количества слов в предложении.

64

Итоговое занятие. (Праздник «Чему мы научились?»).

Итоговое занятие. (Праздник «Чему мы научились).

Итоговое занятие (Праздник «Чему мы научились?»).

                   

             

 

                       Работа с родителями будущих первоклассников

При подготовке детей к школе важна и необходима правильная помощь со стороны родителей. Родительские лекции, предусмотренные в рамках программы       « Подготовка детей к школе»  информируют родителей об особенностях дошкольного и младшего школьного возраста, организации учебного процесса, об объеме знаний, необходимом при поступлении в школу, о роли семьи в развитии и воспитании ребенка. В организации и проведении лекций для родителей будущих первоклассников задействованы учителя начальных классов и психологическая служба школы.

Тематика лекций для родителей:

Родитель - это профессия.

Семейный кодекс о правах и обязанностях родителей и детей.

Здоровый ребенок - хороший ученик.

Как помочь ребенку стать самостоятельным.

Физическая подготовленность ребенка к общению со школой.

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе.

Социально - личностное развитие будущего первоклассника.

Первые дни ребенка в школе.

Педагогическая диагностика готовности детей к обучению в школе и методические рекомендации по преодолению выявленных трудностей.

                                Литература

Волина В. Учимся играя. - М.: Новая школа, 1994 – 448 с.

Волина В. Математика. - М.: Новая школа, 1994 – 448 с.

Гаврина С. Большая книга тестов для детей 5-6 лет. – М., 2004 – 215 с.

Гин С. Прокопенко И. Первые дни в школе: Пособие для учителей. – М.: Вита- Пресс, 2000 – 80 с.

Гин С. Мир человека: Методическое пособие для учителей начальной школы. – М..: Вита- Пресс, 2003 – 144 с.

Декина Н. Гибкие формы обучения в образовательной системе школы // Завуч начальной школы. 2004. № 1, с. 72-79.

Занимательная грамматика. – М.: Омега, 1995 – 256 с.

Логические игры и задачи на уроках математики./ А. Тонких, Т Кравцова.- Ярославль: «Академия развития», 1997 – 240 с.

Новотворцева Н. Развитие речи детей: Пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: «Академия развития», 1997 – 240 с.

 Программа обучения и развития детей 5 лет «Предшкольная пора» /Под. ред. Н. Ф. Виноградовой. М.: Вентана- Граф, 2005.

 Современная начальная школа: Информационно- методические письма Министерства образования Российской Федерации по организации обучения и воспитания в начальной школе. / Авт.-сост. И. Петрова.- М.: ООО «Издательство  «Астрель», 2003 – 287 с.

 Сухин И.  Мойдодыр, Черномор, Снеговик и другие: Литературные викторины для дошкольников и младших школьников.- М.: Новая школа, 1996. – 176 с.

 Рузина М.     Страна пальчиковых игр:  Развивающие игры для детей и взрослых. –  СПб. : ООО « Издательский дом «Кристалл», 1999. – 176 с.

 Узорова О., Нефедова Е. 350 упражнений для подготовки детей к школе: Игры, задачи, основы письма и рисования. – М.: Новая школа, 2001. – 126 с.

 Управителева Л. Скоро в школу. Программа. // Начальная школа. Приложение   « Первое сентября». 2001. № 5-17.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно - тематическое планирование 3 класс 3 часа в неделю по программе В. И. Ляха

Календарно – тематическое планирование по физической культуре для учащихся 3 классов – 3 часа в неделю 2012 – 2013 уч. год№урокаДатаНаименованиераздела программыТемаурокаКол-вочасовТипурокаЭлементы со...

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по математике 4 ч. в неделю, всего 132 ч.

тематическое планирование по математике Петерсон...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (68 ч, 2 часа в неделю)Учимся быть читателями

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  (68 ч, 2 часа в неделю)Учимся быть читателями...

Тематическое планирование 4 класс 2 часа в неделю

календарно-тематическое планирование по физической культуре 2 часа в неделю...

Календарно-тематическое планирование 3 класс 5 часов в неделю (170 часов в год) по учебнику Л.Ф.Климановой, Т.В.Бабушкиной

Календарно-тематическое планирование 3 класс 5 часов в неделю (170 часов в год) по учебнику Л.Ф.Климановой, Т.В.Бабушкиной№п/пДатаТема урокаКол-во часовПланируемые результатыВид деятельности№страницыП...

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 класс (4 ч в неделю) по учебнику-тетради Л.Г.Петерсон.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ     1 класс (4 ч в неделю)№п/пДатаТемаПланируемые результаты Виды деятельностиКол-во часов№ урока по учеб.ПредметныеМетапредметные УУДI четверть (34 ...