Конкурсное эссе
материал на тему
эссе для конкурса "Учитель года - 2016" в наминации "Педагогический дебют"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkursnoe_zadanie_esse.docx | 25.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Обновление школы начинается с нас!
Следующий век будет именно таким, каким
будут воспитаны для него будущие граждане.
Я.А. Коменский
Этот учебный год – первый год в моей педагогической карьере. Впервые я вошла в школу как учитель. Что такое - профессия «учитель»? И почему в своё время великий поэт Р. Рождественский сказал:«Учитель-профессия дальнего действия….».
Может быть, «Учитель» - это подвиг во имя будущего, растянутый на десятки лет? Или «Учитель» - это полная самоотдача, самопожертвование, неизмеримая ничем душевная щедрость и любовь?
В детстве я мечтала стать учителем начальных классов. Почему? Наверное, потому что очень люблю детей и желаю быть для них второй мамой и первой учительницей. Именно я должна научить детей считать, писать, читать, быть добрыми, честными, доброжелательно общаться, дружить.
Самые важные годы своей жизни человек проводит в школе. Именно здесь он находит настоящих друзей, определяется в выборе своих увлечений, впервые сталкивается с жизненными трудностями и радуется своим первым победам. Школа, как правило, остается в сердце человека светлым этапом жизненного пути. Происходит это тогда, когда на пути маленького человека встретится взрослый, готовый открыть перед ним огромный и яркий мир. И именно я, их учитель, являюсь проводником, гидом, консультантом, который при необходимости помогает ученикам, направляя их по нужной траектории в процессе познания мира.
Начальная школа – первая ступень общего образования. Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. Развитие речевой деятельности детей происходит на всех уровнях обучения: и естествознания, и музыки, и математики и др. Однако основной базой для решения задач развития речевой деятельности являются уроки русского языка и литературы. В начальном курсе русского языка все более четко выступают две взаимосвязанные подсистемы: языковое образование и речевое развитие. При этом знания по языку и речеведению составляют для учащихся фундамент, на котором происходит овладение речевыми умениями.Сегодня приходится констатировать, что, несмотря на значительное внимание к речевому развитию учащихся, наблюдаемое в последние годы, эти задачи решаются не полностью. И речевая среда, в которой растет ребенок, не всегда удовлетворяют школу, и обучение речевой деятельности пока страдает большими недостатками. К моменту поступления в школу, дети в большинстве случаев имеют достаточно тренированный речевой аппарат и достаточно развитый речевой слух, чтобы различать на слух и воспроизводить в собственной речи все смыслоразличительные свойства звуковых единиц. Между тем, специальные исследования детской речи показывают, что в развитии произносительного навыка учащихся имеются существенные проблемы. Так значительная часть учащихся начальной школы не владеет достаточно четкой членораздельной речью. Это отражается и на навыках письменной речи: плохая дикция часто является причиной ошибок типа описок. Недостаток развития артикуляционного навыка учащихся проявляется в чрезмерном затруднении при произношении незнакомых слов, слов иноязычного происхождения или сложных по составу («эксплуатация»), слова с повторяющимися звуками («лаборатория»). При произношении подобных слов детьми часто допускаются искажения (выпадение, перестановка звуков), причем такого рода затруднения не проходят сами по себе с возрастом, а нередко сохраняются на всю жизнь. С недостаточным развитием речевого слуха чаще всего связаны и отклонения от орфоэпической нормы. Нарушение литературной произносительной нормы может быть обусловлено:
- влиянием диалекта;
- влиянием орфографии. Однако, независимо от конкретных причин, орфоэпические ошибки всегда связаны с неумением вслушиваться в звуковой состав слова, оценивать свое и чужое произношение с точки зрения его нормативности. Существенным компонентом произносительно-слуховой культуры является умение на слух определять место ударения в слове. Недостаточное развитие этого умения является одной из причин устойчивости орфографических ошибок, в постановке словесного ударения. С этим же связано недостаточное развитие чувства речевого ритма. Это проявляется, например, в неумении правильно читать стихи, воспроизводя их ритмично- мелодическую структуру.
Человек всю свою жизнь совершенствует свою речь, овладевает богатством языка. Речь возникает из потребности высказаться, а высказывания человека порождаются определёнными побуждениями. Эту сторону речевой деятельности называют мотивацией речи. Мотивация речи (ради чего я говорю) возникает у детей при наличии эмоций, связанных с яркими впечатлениями, интересом к той или иной деятельности. Значит – потребность общения – это первое условие речевого развития. Но общение возможно только с помощью общепонятных знаков, то есть слов, их сочетаний, различных оборотов речи. Следовательно, детям нужно дать образцы речи или создать речевую среду. Это второе условие речевого развития. От того, какая у ребёнка речевая среда, во многом зависит богатство и разнообразие его собственной речи. Речь помогает ребёнку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир. Овладение речью – это способ познания действительности. Богатство речи во многом зависит от обогащения ребёнка различными представлениями и понятиями, от его жизненного опыта. Иными словами, развиваясь, речь нуждается не только в языковом, но и в фактическом материале. Это третье условие успешного речевого развития. Проблема эффективного развития речевой деятельности учащихся особенно важна, когда растет значение правильного, убедительного слова. К тому же, развивая речь ребенка, мы должны побуждать его к самоанализу, самовоспитанию, к созданию в себе Человека. В противном случае не стоит давать знания, учить всему остальному: знания в руках безнравственного человека – грозное оружие. Слово – оружие, не только орудие познания.
Как учитель начальных класов я ставлю перед собой цель успешного развития коммуникативных способностей у учащихся. Коммуникативные способости – это часть социальной компетентности, означающей готовность ребенка к встрече с новой социальной средой. Овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому. Кроме этого, международные исследования качества школьного образования показывают низкий уровень развития коммуникативных способностей российских учащихся. Поэтому, одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения учащихся считаю развитие речевой деятельности как средство формирования коммуникативной компетентности младших школьников.
Едва ли правильно совершенно отдельно и бессвязно "работать над чтением" или "письмом", как и над устной речью и аудированием. В голове ученика они неразрывны и все равно соединятся, как бы мы их ни преподавали. Обучение чтению, письму, устной речи и аудированию может и должно вестись на всех уроках, вплоть до математики. Ведь математический текст - текст особого рода, со своим языком. Часто даже старшеклассники не могут решить задачу только потому, что они не умеют правильно ее прочитать и понять, осмыслить. То же верно для биологии, химии, истории и всех других предметов. Вообще полноценное обучение видам речевой деятельности на родном языке - это условие успешной учебной деятельности школьника внутри любой образовательной области.
Трудно переоценить значение комплексного обучения видам речевой деятельности в начальной школе для всей судьбы ребенка. Не формальная грамотность школьника является основной задачей начальной школы: здесь должны быть заложены основы его функциональной грамотности, его способности к полноценному устному и письменному общению. И одновременно - это орудие его саморазвития, то, что делает возможным его самообразование, социализацию, его дальнейшее познавательное, личностное, художественно-ценностное развитие.
Всё начинается с нас: молодых, неопытных, но активных и целеустремлённых – новых учителей, выпускников педагогических институтов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурсная работа. Эссе "Миссия учителя"
Как я пришла в эту профессию и как я понимаю слова "Миссия учителя"....
Конкурсное задание "Учитель года-2015". Эссе.
Данный материал даёт представление о том, каким должен быть учитель 21 века. Это размышление на тему. Объём работы 3 страницы....
Конкурсная работа. Эссе на тему "Миссия учителя"
Пусть заслуженно гордятся своими открытиями ученые, пусть гордятся своими патентами изобретатели, пусть не без основания считают свою миссию особенно весомой медики, священники, государственные...
конкурсное эссе "Учитель года Сочи 2016"
коротко о том, как я стала учителем и что значит для меня быть учителем...
Конкурсное задание "Я - педагог" (ЭССЕ)
Конкурсное задание "Я - педагог" (ЭССЕ)...
конкурсное эссе
в этот раз я снова учавствую в конкурсе "Учитель - года"...
Конкурсное эссе Я - учитель Волкова Е.Ю. МОУ СОШ № 8
Конкурсное эссе...