Рабочая программа театрального кружка "Сказка"
рабочая программа (4 класс) на тему

Баусова Татьяна Петровна

Рабочая программа составлена для огранизации внеурочной деятельности учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teatr_skazka.doc154 КБ

Предварительный просмотр:

1.  Пояснительная записка

        Рабочая программа  составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы .     

     При разработке программы   были использованы учебно-методические пособия Н.Ф. Сорокиной, И.Б. Караманенко, С.М. Альхимович, Ю.Л. Алянского, Л.Б. Баряевой, И.Б. Белюшкиной.

       Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию и деидеологизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития младших школьников. В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театральной деятельности.

Программа основана на следующем научном предположении: театральная деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции. Таким образом, работа над этюдами не менее важна, чем сам спектакль.

Особенность данной программы состоит в том, что младший школьник погружается в занятия театральным творчеством естественно, без принуждения они попадают в мир музыки, слова, литературы, живописи, хореографии и т.д. при этом рождается сотворчество, так как театр – это коллективный вид творчества, в котором нужно общаться, вместе решать возникающие творческие проблемы. От каждого ребёнка потребуется все его способности, заложенные от природы, даже те , о которых не подозревают ни ребёнок, ни его родители.

Кружок предназначен учащимся 1-4  классов начальной школы. Программа рассчитана на 68 часов в год(2 часа в неделю). В результате занятий в кружке ребёнок должен научиться работать в коллективе, творчески реализоваться, раскрыться и проявить свои лучшие качества.

                               

   Цель:  Обучить каждого ребёнка осмысленной интонационной выразительной речи и чтению и превратить эти навыки в норму общения; развить познавательные и творческие способности учащихся через искусство художественного слова,  театрализацию, концертную деятельность, практические занятия по сценическому мастерству.

 Основные задачи:

1. Знакомство детей с различными видами театра .

2. Поэтапное освоение детьми различных видов творчества.

3. Совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.

Программные задачи:

  1. Прививать любовь к сценическому искусству.
  2. Развивать и совершенствовать творческие способности детей средствами театрального искусства.
  3. Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя игровые, песенные, танцевальные импровизации.
  4. Совершенствовать память, внимание, наблюдательность, мышление, воображение, быстроту реакции, инициативность и выдержку, восприятие детей, умение согласовывать свои действия с партнерами. Воспитывать доброжелательность, контактность в отношениях со сверстниками. Учить оценивать действия других детей и сравнивать со своими действиями.

5. Учить действовать на сценической площадке естественно.

6.  Закреплять правильное произношение звуков, отрабатывать дикцию, работать  над   интонационной выразительностью речи.

2.Общая характеристика курса

Огромную, ни с чем  несравнимую радость, доставляет детям театр, его таинственная, обещающая чудо атмосфера, праздничное и радостное настроение. Дети, особенно дошколята, очень впечатлительны и поэтому легко поддаются эмоциональному воздействию –сочувствию добрым героям, переживаниям за победу добра над злом. Ведь в силу развитого у малышей образно-конкретного мышления спектакль, поставленный по любимой сказке, поможет им ярче и правильнее воспринять её главную идею и настроение.

Даже художественное слово, прочитанная по ролям сказка, простой театр игрушек воздействует на маленьких зрителей целым комплексом средств: это и художественные образы, и яркое оформление, и точное слово и музыка. Увиденное и услышанное, а также исполненное самими детьми расширяет их кругозор, создаёт дружественную атмосферу, способствующую развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления, что особенно необходимо сегодня, когда речь наших детей бывает скудна и невыразительна.

Кроме эстетического воспитания театр несёт в себе возможность воспитания педагогического. Ребёнок становится не только зрителем, но и творцом, приняв деятельное участие в создании представления: сыграть роль, смастерить декорации и куклы. Разыгрывая роль персонажа, наделённого определёнными отрицательными чертами, ребёнок может заметить их в себе и учится преодолевать их или, наоборот, культивировать положительные черты. Поэтому подбираются пьесы и сказки, где можно вместе посмеяться и преодолеть лень, страхи, болезненную застенчивость ребёнка и неуверенность в себе.

Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему;  запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес  к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.

Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.

Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).

Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.

Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.

                                                                     Методологические принципы

В основу программы кружка «Театр – игра - дети» вложены следующие принципы:

Принцип развития индивидуальности каждого учащегося.

Занятия в кружке должны активировать имеющиеся у каждого ребёнка творческие способности, его жизненный речевой опыт, его эмоции и настроения и развивать эти личностные параметры. Поэтому в ходе занятий в кружке ребёнок будет иметь возможность реализовать собственные намерения т.е. действовать от своего имени.

Принцип личностно ориентированной направленности на развитие ребёнка как творческой  личности.

                  Это значит способствовать усвоению учащимися социального опыта, т.е. знаний, навыков и умений, которые необходимы для жизни в  конкретном социуме, а также развивать умение самостоятельно учиться. кроме вышесказанного этот принцип позволяет развивать в    ребёнке систему личностных свойств и качеств, способствующих его саморазвитию.

             3. Принцип деятельностной основы занятий в кружке.

Это принцип выражается во внешней и внутренней (умственной)активности детей. В работе с детьми делается упор на самостоя-

тельные и групповые формы работы. Ребёнок ставится в ситуации, когда ему приходиться действовать. Он осуществляет перевоплощение

в действующее в этих обстоятельствах лицо. В данном случае речь идёто приёмах, «стимулирующих» ситуации реального общения.

4. Принцип реальности и практического применения.

Все полученные знания, умения и навыки жизненно необходимы ребёнку, как в его сегодняшней жизни,  так и для будущего его развития. Умение правильно говорить, двигаться, выражать свои чувства и эмоции, работать в коллективе, выполнять творческие задания и многое другое найдут применение в жизни каждого ребёнка.

3.  Место курса в учебном плане

              4 класс: 1час в неделю, 34 часа в год.

4.   Результаты освоения курса

Личностные

Метапредметные

Предметные

Знать

– о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;- правила поведения на занятиях, раздевалке, в игровом творческом процессе.- правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам,  к победе, поражению.

- знать о ценностном отношении к театру как к  культурному наследию народа.

- иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми  в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

  •  необходимые сведения о видах изученных кукол, особенностях работы с куклами разных систем;
  • о способах  кукловождения кукол разных систем;
  • о сценической речи;
  • о декорациях к спектаклю;

- о подборе музыкального сопровождения к спектаклю.

Уметь

-  анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели -соблюдать правила игры и дисциплину;- правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.). -  выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой  и игровой деятельности.

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей          -   адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей

- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

- выбирать вид чтения в зависимости от цели;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

- формулировать собственное мнение и позицию

                    -импровизировать;

  •  работать в группе, в коллективе.
  •  выступать перед публикой, зрителями.

Применять

- быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия ;-подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки.

- полученные сведения о многообразии театрального искусства

красивую, правильную, четкую, звучную речь как средство полноценного общения.

- самостоятельно выбирать, организовывать  небольшой творческий проект

-иметь первоначальный  опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества, игре и использовать накопленные знания.

     

                                                          5. Содержание курса

Содержание всей программы кружка подчинено единому принципу расширения и углубления знаний, действию от простого к сложному и представлено в 4общих разделах, которые повторяются на каждом году обучения,  только на более высоком уровне.

                              Разделы программы:

  1. « Вначале было Слово…» - общение и речевой этикет (4 часа).
  2. Сценические действия и театральные игры (12 часов).
  3. Основы театральной культуры (8 часов).
  4. «Мы – актёры» - постановка спектаклей ( 10 часов).

 Кроме этих разделов курс начинается введением и заканчивается завершающим занятием, которое носит характер практической реализации полученных в течение каждого года знаний и умений.

  Объём материала соответствует возрастным особенностям младших школьников. Занятия проводятся в группах наполняемостью 10-15 детей 1 раз в неделю по  30-40 минут, во второй половине дня, в рамках кружковой работы. Программа рассчитана на 1год для учащихся 3 классов общеобразовательной школы.

  Курс программы имеет объём 34 часа, включая теоретические и практические занятия. Каждый раздел программы образно делиться на три творческих периода:

  1. «Застольный»
  2. «Репетиционный»
  3. «Сценический»

   В работу кружка могут быть включены посещения театров, встречи с актёрами, выезды с выступлениями в другие школы, творческие вечера.

Слушание , чтение и рассказывание сказок. Виды говорения: диалог, монолог.

Мимика и жесты . Речевой этикет. Сочинение небольших сказок и рассказов.

Проговаривание рифмовок , скороговорок , стихов. Групповые сюжетно-ролевые     игры . Элементы сценического действия .Умение ориентироваться  и размещаться  

на сцене. Отработка дикции. Запоминание заданных поз и умение их образно

передавать. Что такое театр. Виды театров.  Культура поведения в театре. Прочтение произведений. Работа над отдельными эпизодами. Выбор и распределение ролей. Создание декораций и костюмов. Репетиции. 


 

6. Тематическое планирование

Учебно-тематический план

п-п

Темы занятий

Виды неурочной деятельности

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вначале было Слово

Русские народные игры

Викторина

4

2

2

2

Сценические действия и театральные игры

Ролевые игры

Сюжетно-ролевые игры

12

4

8

3

Основы театральной культуры

Ролевые игры

8

5

3

4

Мы-актеры. Постановка спектаклей.

Сюжетно-ролевые игры

Экскурсия в музей кукол

10

3

7

Календарно-тематическое планирование

№ п-п

Тема занятия

Основные виды учебной деятельности

Дата

Коррекция

1

Вначале было Слово

Вводная беседа. Что такое театр. Виды театра.

Познавательная Рассказ о театре и видах театрального искусства.

3.09

2

Знакомство со структурой театра его основными профессиями : актер, режиссер, сценарист, гример, художник.

Познавательная Рассказ о театре и видах театрального искусства.

10.09

3

Игры по развитию внимания.

Игровая Знакомство с русскими народными играми со словами.

17.09

4

Подготовка к этюдам. Совершенствование осанки и походки.

Познавательная Знать о ценностном отношении к театру как к  культурному наследию народа.

24.09

5

Сценические действия и театральные игры

Отработка сценического этюда.

Познавательная Уметь говорить и слушать. Формировать чёткую и грамотную речь. Дети рассказывают любимые стихи и сказки.

1.10

6

Знакомство со сценарием сказки "Репка".

Познавательная Слушание, чтение по ролям сказки «Теремок». Первичная инсценировка сказки.

8.10

7

Распределение ролей .Выразительное чтение сказки по ролям.

Познавательная Учиться анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели -соблюдать правила игры .

15.10

8

Диалог ,монолог.

Познавательная Знать отличие диалога и монолога.

22.10

9

Обсуждение особенностей каждого персонажа.

Познавательная Знать о ценностном отношении к театру как к  культурному наследию народа.

29.10

10

Отработка ролей.

Познавательная Умение работать в группе, в коллективе.

12.11

11

Отработка ролей.

Познавательная Умение работать в группе, в коллективе.

19.11

12

Отработка ролей.

Трудовая работать в группе, в коллективе.

 Выступать перед публикой, зрителями.

26.11

13

Подбор музыкального сопровождения к сказке.

Познавательная  Умение анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели - соблюдать правила игры .

3.12

14

Генеральная репетиция.

Познавательная Учиться  анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели - соблюдать правила игры .

10.12

15

Выступление со спектаклем.

Трудовая Учиться работать в группе, в коллективе.

 Выступать перед публикой, зрителями.

17.12

16

Анализ сказки.

Познавательная Учиться давать характеристику

своей деятельности.

24.12

17

Основы театральной культуры

Игры и упражнения , направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Познавательная Уметь работать над техникой речи. Проговаривание русских народных потешек и дразнилок по ролям. Интонационная отработка.

       14.01

18

Речь и тело.

Познавательная Уметь говорить и слушать. Дети рассказывают любимые стихи и сказки. Формировать чёткую и грамотную речь.

21.01

19

Развитие наблюдательности.

Познавательная Учиться наблюдать за товарищами.

28.01

20

Работа над органами артикуляции, дыхания.

Познавательная Работать над техникой речи. Проговаривание русских народных потешек и дразнилок по ролям. Интонационная отработка.

4.02

21

Работа над образом. Анализ мимики лица.

Познавательная Учиться говорить и слушать. Дети рассказывают любимые стихи и сказки. Формировать чёткую и грамотную речь.

11.02

22

Нормы общения и поведения.

Познавательная Учиться говорить и слушать. Дети рассказывают любимые стихи и сказки. Формировать чёткую и грамотную речь.

18.02

23

Память человека.

Игровая Играть в игры на развитие памяти. 

25.02

24

Работа над образом. Сказочные гримы.

Познавательная Учиться анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели -соблюдать правила игры .

4.03

25

Мы -актеры. Постановка спектаклей.

Знакомство со сказкой " Дюймовочка ".

Познавательная Слушать, читать по ролям сказку «Дюймовочка». Первичная инсценировка сказки.

11.03

26

Чтение сказки по ролям. Распределение ролей.

Познавательная Говорить и слушать. Дети рассказывают любимые стихи и сказки. Формировать чёткую и грамотную речь.

18.03

27

Обсуждение ролей.

Познавательная  Учиться анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели -соблюдать правила игры .

1.04

28

Репетиция отдельных эпизодов.

Познавательная Учиться анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы.

8.04

29

Отработка действий.

Познавательная Учиться работать в группе, в коллективе.

15.04

30

Отработка действий.

Познавательная Учиться работать в группе, в коллективе.

22.04

31

Отработка действий.

Познавательная Учиться работать в группе, в коллективе.

 Выступать перед публикой, зрителями.

29.04

32

Подбор музыкального сопровождения к сказке.

Познавательная Знать о ценностном отношении к театру как к  культурному наследию народа.

6.05

33

Генеральная репетиция.

Познавательная Учиться работать в группе, в коллективе.

 Выступать перед публикой, зрителями.

13.05

34

Премьера спектакля.

Познавательная Учиться выступать перед публикой, зрителями.

20.05

7 .Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

     Занятия кружка проводятся в актовом зале или другом приспособленном для этих целей помещении. Для организации театра необходимо следующее оснащение:

  • куклы-картинки;
  • рисунки для мини – декораций.
  • театральная ширма;
  • декорации к спектаклям.

Используемая литература

  1. Джежелей О.В. Из детских книг. – Москва, 1995 год
  2. Маршак С.Я. Сказки, песни, загадки. – Москва, 1987 год
  3. Библиотека словесника: русские народные загадки, пословицы и поговорки.-Москва, 1990 год
  4. Базанов В.В. Техника и технология сцены. Москва, -1976 год
  5. Берёзкин В.И. Искусство оформления спектакля. Москва, -1986 год
  6. Былеева Л.В. Русские народные игры. – Москва, 1986 год
  7. Горбачёв И.А. Театральные сезоны в школе.- Москва, 2003 год
  8. Колчеев Ю.В. Театрализованные игры в школе.- Москва, 2000 год
  9. Чурилова Э.Т. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников.-  Москва, 2001 год
  10. Лебедева Г.Н. Внеклассные мероприятия в начальной школе. – Москва, 2008 год.

8. Результаты изучения курса

  В основу изучения кружка  положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности   оцениваются  по трём уровням:

приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

— получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

          Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть   в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). 

— получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

                                                                                          Предполагаемые умения и навыки детей

  1. Ориентируются в пространстве, равномерно размещаясь на площадке.
  2. Умеют двигать в заданном ритме, по сигналу педагога соединяясь в пары, тройки или цепочки.
  3. Умеют создавать пластические импровизации под музыку разного характера.
  4. Умеют запоминать заданные педагогом мизансцены.
  5. Свободно и естественно выполняют на сцене простые физические действия.
  6. Умеют действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему.
  7. Умеют сочинять индивидуальный или групповой этюд на заданную тему.
  8. Умеют менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.
  9. Умеют произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах.
  10. Умеют произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие.
  11. Знают и четко произносят в разных темпах 8-10 скороговорок.
  12. Умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.
  13. Умеют читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.
  14. Умеют строить диалог с партнером на заданную тему.
  15. Умеют подбирать рифму к заданному слову.
  16. Умеют составлять диалог между сказочными героями.
  17. Знают наизусть стихотворения русских и зарубежных авторов.
  18. Знают виды и особенности театрального искусства.
  19. Знают театральную терминологию и культуру зрителя.
  20. Умеют работать в коллективе и согласовывать свои действия с другими.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа театральной студии "Творчество"

Данная программа разработана на основе авторской программы курса "Творчество" Ю.В. Колчеева, Н.М. Колчеевой, относится к системе дополнительного образования младших  школьников и реализует...

Рабочая программа театрального кружка "Мир театра".

Театральный кружок в школе предназначен обучать и воспитывать одаренных к творчеству детей начальных классов. Расчитана на 4 года обучения....

Рабочая программа. Театральная студия. КВН.

Работа школьного кружка КВН направлена не только на то, чтобы ввести новые идеи в систему школы, но и создать атмосферу поиска и творчества в школьном коллективе. Используемые нами формы и способы пос...

Рабочая программа "Театральные ступеньки"

Рабочая программа "Театральные ступеньки". Программа  предназначена учащимся 1-2 х  классов начальной школы. Программа рассчитана на 33 часа в 1 классе и 34 часа во 2 классе (...

Рабочая программа «Театральное творчество»

Программа «Театральное творчество» направлена на постижение закономерностей возникновения и развития театрального искусства, в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытов...

Рабочая программа Театральная мастерская 4 класс

Данная рабочая программа составлена для учащихся 4 класса в рамках внеурочной деятельности...