Статья"Реализация ФГОС НОО. Достоинства стандарта, опыт, проблемы"
статья на тему
Анализ работы гимназии и учителей начальной школы вт рамках реализации ФГОС НОО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
realizatsiya_fgos_noo.docx | 26.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Л.В. Беленко, учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №53» г. Нижнего Новгорода, куратор начальных классов.
Реализация ФГОС НОО в гимназии: достоинства стандарта, приобретённый опыт, проблемы
В 2014-2015 учебном году гимназия осуществляла обучение и воспитание учащихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования и с Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
В 2014-2015 учебном году начальная школа полностью перешла на ФГОС НОО (1-4 классы). Итоги реализации ФГОС НОО за 4 года:
- в гимназии созданы условия для реализации ФГОС НОО:
- начальная школа обеспечена учебниками, входящими в Федеральный перечень учебников, методической литературой и программами, соответствующими требованиям ФГОС, комплектами наглядного, дидактического материала для изучения отдельных предметов (математики, русского языка, литературного чтения, окружающего мира, изо и др.), обучающими развивающими играми, лабораторным оборудованием, художественной литературой для работы в читальном зале и на уроках, для внеклассного чтения дома, электронными ресурсами:
- созданы рабочие места для каждого учителя: во всех начальных классах в соответствии с требованиями ФГОС имеются компьютеры, проекторы, в шести классах интерактивные доски, в каждом классе имеется доступ в Интернет с установкой фильтров;
- основная образовательная программа начального общего образования гимназии корректировалась и дополнялась в течение 4-х лет, на сегодняшний момент ООП НОО является законченным и рабочим документом; все компоненты программы сбалансированы; имеются рабочие программы по всем предметам учебного плана для 1-4 классов, соответствующие требованиям стандарта, разработаны программы внеурочной деятельности;
- 12 учителей начальных классов, 2 воспитателя групп продлённого дня, 11 предметников повысили свою квалификацию в области современных требований к образованию и учителю, работающему в новых образовательных условиях, в области информационно-коммуникационных технологий (курсы НИРО), посещали действующие семинары и мастер-классы в школах района и гимназии;
- родители учащихся были проинформированы о введении в 2011-2012 учебном году новых федеральных образовательных стандартов начального общего образования и их реализации (информирование родителей о введении ФГОС НОО обеспечивалось через проведение классных и общегимназических родительских собраний, где родителей ознакомили с программой действий по реализации стандартов, с новыми требованиями к результатам обучения, на сайте гимназии, на стенде для родителей).
- учебно-воспитательный процесс соответствовал действующим санитарно-гигиеническим, противопожарным правилам и нормам;педагогический коллектив работал в соответствии с нормами охраны труда; все классы учатся в первую смену. Обучение в первых классах в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10 было организовано при пятидневной неделе с максимально допустимой недельной нагрузкой в 21 академический час и дополнительными недельными каникулами в середине третьей четверти при традиционном режиме обучении. Образовательная недельная нагрузка распределялась равномерно в течение учебной недели, при этом объём максимальной допустимой нагрузки в течение дня не превышал для учащихся 1-х классов 4 уроков и 1 день в неделю – не более 5 уроков, за счёт урока физической культуры. Обучение проводилось без балльного оценивания знаний учащихся и домашних заданий. Объём максимальной допустимой нагрузки в течение дня для обучающихся 2 классов – не более 5 уроков. Обучение в 1-м классе осуществлялось с использованием «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре – по 4 урока по 40 минут каждый); во втором полугодии (январь-май) – по 4 урока по 40 минут каждый. Согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 проводилось по 3 урока физической культуры в неделю, предусмотренных в объёме максимально допустимой недельной нагрузки. Продолжительность учебного года в 1 классе – 33 недели, во втором классе – не менее 34 недель;
- обучение в начальной школе:
- осуществлялось посредством УМК «Планета знаний», модулем курса ОРКСЭ «Основы светской этики», программами дополнительного образования;
- образовательные задачи ООП НОО решались в процессе совместной урочной и внеурочной деятельности учащихся со взрослыми и самостоятельной деятельности детей, которая формируется через работу в группах, дифференцированные задания, проекты по каждому предмету;
- на уроках и во внеурочной работе учителя начальных классов использовали разнообразные методы: игровой (ведущий вид деятельности), проектной деятельности (система работы по всем основным предметам УМК «Планета знаний, данный УМК учителями был выбран исходя из того, что он реализует принципы системно-деятельностного подхода с помощью учёта ведущих видов деятельности и законов их смены, обогащения, усиления, углубления детского развития, создания ситуации воспитывающей деятельности, сотрудничества при организации и управлении различными видами деятельности), здоровье сберегающие методы, создание «Портфолио» (оптимальный способ организации накопительной системы оценки), которое позволяет осуществить оценку динамики индивидуальных образовательных достижений ребёнка, активное вовлечение учащихся и родителей в оценочную деятельность;
- осуществлялся личностно-ориентированный подход, системно-деятельностный подход, который лежит в основе работы по формированию УУД;
- на формирование УУД и достижение предметных, метапредметных, личностных результатов педагоги начальных классов обращали особое внимание, учителями 1-х- 4-х классов велась ежедневная кропотливая работа по достижению планируемых результатов обучения, они активно использовали в своей работе следующие технологии:
- проблемное обучение;
- работа в паре и в группе;
- обучение посредством диалога;
- развитие речи;
- продуктивное чтение;
- исследование и проектирование изучаемой проблемы;
- формирование самоконтроля в процессе выполнения учебного задания;
- формирование самооценки в процессе выполнения учебного задания;
- здоровьесбережение;
- осуществлялся мониторинг учебных достижений через входную, промежуточную диагностику, комплексную контрольную работу, которая проводилась в конце учебного года (итоговая диагностика результатов).
Общая успешность выполнения итоговой работы учащихся
4-х классов (выпускников начальной школы, 75 чел.)
Высокий уровень (45-50 баллов) | 29 чел. 38,7 % |
Средний уровень (39-44 балла) | 46 чел. 61,3 % |
Самостоятельность выполнения комплексной работы учащимися
4-х классов
ИТОГО | (полностью самостоятельно) | (изредка обращались к учителю за уточнением) | (частое обращение к учителю за помощью) |
75 чел. | 67 чел. 89,3 % | 6 чел. 8,0 % | 2 чел. 2,7 % |
- ООП НОО реализуется через учебный план и внеурочную деятельность; внеурочная деятельность - составная часть учебно-воспитательного процесса, основной образовательной программы гимназии, призванная решать задачи учебной и внеучебной деятельности в комплексе, одна из форм организации деятельности учащихся; цель внеурочной деятельности в гимназии: развитие у детей мотивации к познанию и творчеству, содействие личностному самоопределению учащихся, их адаптации к жизни в обществе, приобщение к здоровому образу жизни; внеурочная деятельность позволяет в полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования; в гимназии внеурочная деятельность является частью системы дополнительного образования, в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта внеурочная деятельность в 1-х, 2-х, 3-х, 4-х классах организуется по направлениям развития личности и с учётом запроса родителей, интересов детей и их возрастных особенностей (содержание занятий реализуется посредством различных форм организации, таких, как экскурсии, кружки, секции, олимпиады, конкурсы, соревнования, викторины, праздники, познавательные игры, исследования, проекты, посещение выставок и спектаклей, концертов, встречи с интересными людьми и т.д.; при организации внеурочной деятельности учащихся в гимназии используются собственные ресурсы (учителя начальных классов, педагоги дополнительного образования, учителя физической культуры, библиотекарь, старшая вожатая и т.д.).
В 2015-2016 учебном году учащиеся 5-х классов переходят на ФГОС ООО. Ведущие принципы ФГОС — принципы преемственности и развития. Вопрос о преемственности федеральных государственных образовательных стандартов общего образования является принципиальным, поскольку стандарты разрабатываются и утверждаются по ступеням общего образования. Между стандартами НОО и ООО много общего. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход. Системно- деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе. Системно-деятельностный подход ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. Позиции, характеризующие ученика основной школы, — это преемственная, но углубленная и дополненная характеристика выпускника начальной школы.
В ООП НОО гимназии в соответствии с требованиями ФГОС НОО представлен портрет выпускника начальной школы:
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Портрет ученика основной школы:
- любящий свой край и свою Родину, знающий свой родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
- осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
- активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
- умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
- социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством;
- уважающий других людей; умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
- осознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни;
- ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека.
Основанием преемственности является формирование умения учиться. Цель НОО – учить ученика учиться. Цель ООО – учить ученика учиться в общении. В начальной школе учителя работают над формированием УУД. Учителям основной школы предстоит развивать сформированные УУД. В начальной школе реализуется программа духовно-нравственного развития и воспитания. В основной школе будет реализовываться программа духовно-нравственного воспитания и социализации и т.д. Для осуществления преемственности при введении ФГОС НОО и ООО каждый педагог должен знать основные положения стандартов начальной и основной ступеней образования. С этой целью в течение пяти лет в гимназии создана нормативная база в рамках ФГОС, проведены круглые столы, педагогические советы, мастер-классы, обучающие семинары, открытые уроки, взаимопосещения занятий. В 2015 г. учителя начальных классов приняли участие в районной декаде мероприятий по реализации ФГОС НОО, провели для учителей района и гимназии мастер-классы «Ценностные ориентиры духовно-нравственного развития и воспитания через урочную и внеурочную деятельность».
Реализация ФГОС НОО позволила педагогам и администрации гимназии увидеть:
- для того, чтобы педагог работал в соответствии с новыми требованиями, необходима систематическая методическая работа по освоению новых педагогических технологий, новых форм урока, новых оценочных средств и форм оценки;
- педагогу надо изменить свои подходы к обучению, изменить собственное мышление, изменить систему собственной деятельности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внедрение ФГОС в начальной школе: опыт, проблемы, перспективы.
Процесс организации обучения с использованием ИКТ в своей работе....
ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА
ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА...
Методическое сопровождение педагогов условиях реализации ФГОС НОО: опыт, проблемы, перспективы.
1.Опыт.Задачи:1.Повысить качество преподавания предметов в начальных классах2.Активно использовать технологии деятельностного типа и информационные технологии3.Активизировать участие педагогов МО в пр...
Итоги реализации ФГОС НОО, положительный опыт, проблемы и перспективы
Как должны взаимодействовать ученик и учитель, чтобы учебный процесс доставлял удовольствие и тому, и другому, при этом повышая качество знаний?...
Реализация ФГОС: опыт, проблемы и перспективы
Выступление на педагогическом совете...
Статья "Реализация ФГОС для детей с ОВЗ в группе продленного дня"
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Сегодня представление о том, что школа должна давать прежде всего ...
Статья:«Реализация ФГОС НОО как условие повышения мотивации учащихся к учёбе».
Важнейшей задачей современной системы образования являетсяформирование совокупности универсальных учебных действий. Именносформированность...